Сценарий по творчеству И. Бродского
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Демидова Наталья Витальевна

Сценарий литературно-музыкальной композиции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий40.38 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий по творчеству Иосифа Бродского «Как будто жизнь начнётся снова»

Сценарий составила: учитель МБОУ «СОШ №64» Н.В.Демидова,

Удмуртская Республика,

Город Ижевск

Цель:

-Расширение литературного кругозора учащихся, развитие интереса к литературе,  навыков анализа и критической оценки литературных произведений.

Задачи мероприятия:

- Выявление и развитие творческих способностей учащихся.

- Формирование потребности видеть, чувствовать и самим творить прекрасное.

-Развитие патриотического отношения к России.

-Формирование знаний о творчестве выдающегося поэта России

- Формирование читательских потребностей

Оформление зала:     М/м  презентация, портрет, стол, стул, декорации стилизованной эпохи (фото из жизни поэта, фото городов, зал суда …и др.)

Сцена 1 (вступление)

Чтецы 4 человека (стоят посередине зала) читают по очереди:

  1. Воротишься на родину. Ну что ж.

Гляди вокруг, кому еще ты нужен,

кому теперь в друзья ты попадешь?

Воротишься, купи себе на ужин

какого-нибудь сладкого вина,

смотри в окно и думай понемногу:

во всем твоя одна, твоя вина,

и хорошо. Спасибо. Слава Богу.

  1. Как хорошо, что некого винить,

     как хорошо, что ты никем не связан,

     как хорошо, что до смерти любить

     тебя никто на свете не обязан.

     Как хорошо, что никогда во тьму

     ничья рука тебя не провожала,

     как хорошо на свете одному

     идти пешком с шумящего вокзала.

  1.  Как хорошо, на родину спеша,

     поймать себя в словах неоткровенных

     и вдруг понять, как медленно душа

     заботится о новых переменах.

  1. Твой новый год по темно-синей
    волне средь моря городского
    плывет в тоске необъяснимой,
    как будто жизнь начнется снова,
    как будто будут свет и слава,
    удачный день и вдоволь хлеба,
    как будто жизнь качнется вправо,
    качнувшись влево.

Чтец 1. 
Если искусство чему-то и учит, то именно частности человеческого существования. Будучи наиболее древней формой частного предпринимательства, оно вольно или невольно поощряет в человеке ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности – превращая его из общественного животного в личность.

Когда снег заметает море и

скрип сосны оставляет

в воздухе след глубже,

чем санный полоз,

 и до какой тишины

может упасть безучастный голос?..

до какой синевы могут дойти глаза?

Чтец 2        

Язык и литература – вещи более древние, неизбежные, долговечные, чем любая форма общественной организации. Одна из заслуг литературы и состоит в том, что она помогает человеку уточнить время его существования, отличить себя в толпе как предшественников.

Основной темой творчества поэта становятся любовь и смерть. Любовь оказывается чем-то хрупким, эфемерным, почти нереальным.

В какую-нибудь будущую ночь

ты вновь придешь усталая, худая,

и я увижу сына или дочь,

еще никак не названных — тогда я

не дернусь к выключателю и прочь

руки не протяну уже, не вправе

оставить вас в том царстве теней,

безмолвных, перед изгородью дней,

владеющих в зависимость от яви,

с моей недосягаемостью в ней.

Чтец 3.         Насущным хлебом литературы является человеческое разнообразие, поэтому литература, оказывается надёжным противоядием от каких бы то ни было попыток тоталитарного подхода к решению проблем.

Поэтический мир его как бы застывает, начинают преобладать темы конца, тупика, темноты и одиночества, бессмысленности всякой деятельности:

Шей бездну мук,

Старайся, перебарщивай в усердьи!

Но даже мысль о —

как его? — бессмертье

есть мысль об одиночестве, мой друг

Чтец 4.        В  момент чтения вы совпадаете с состоянием языка, которое зафиксировано в стихотворениях Бродского , и благая весть, и откровение, скрытые в нем, –  теперь ваши.

Я родился и вырос в балтийских болотах,

подле серых цинковых волн, всегда набегавших

по две.

и отсюда — все рифмы, отсюда тот

блеклый голос,

льющийся между ними, как мокрый волос...

Чтец 5        «Мужественное противостояние традиционным представлениям о нашем мироустройстве – главное в личной и творческой судьбе этого поэта». Представитель поколения 60-х, молодой поэт «начинал литературу заново». Ему посвящены пророческие строки А. Ахматовой:

О своём я уже не заплачу,

Но не видеть бы мне на земле

Золотое клеймо неудачи

На ещё безмятежном челе.

 В начале шестидесятых годов Анна Ахматова назвала Бродского своим литературным преемником. И в дальнейшем именно с ним связывала надежды на новый расцвет русской поэзии, сравнивая его по масштабу дарования с Мандельштамом.

Ни страны, ни погоста

не хочу выбирать,

на Васильевский остров

Я приду умирать.

Сцена 2

Автор:

Несколько лет назад в окололитературных кругах Ленинграда появился молодой человек, именовавший себя стихотворцем. Приятели звали его запросто – Осей. В иных местах его величали полным именем – Иосиф Бродский. С чем же хотел прийти этот самоуверенный юнец в литературу? На его счету был десяток-другой стихотворений, переписанных в тоненькую тетрадку, и все эти стихотворения свидетельствовали о том, что мировоззрение их автора явно ущербно. Он подражал поэтам, проповедовавшим пессимизм и неверие в человека, его стихи представляют смесь из декадентщины, модернизма и самой обыкновенной тарабарщины. Жалко выглядели убогие подражательные попытки Бродского. Впрочем, что-либо самостоятельное сотворить он не мог: силёнок не хватало. Не хватало знаний, культуры. Да и какие могут быть знания у недоучки, не окончившего даже среднюю школу?

Чтец :

Другой мечтает жить в глуши,

бродить в полях и все такое.

Он утверждает: цель в покое и

в равновесии души. А я скажу, что это — вздор

. Пошел он с этой целью к черту!

Когда вблизи кровавят морду,

Куда девать спокойный взор? .

Иосиф Бродский: (на сцене появляется гл. герой) задумавшись, читает произведение:

 Одиночество

Когда теряет равновесие
твое сознание усталое,
когда ступени этой лестницы
уходят из под ног, как палуба,
когда плюет на человечество
твое ночное одиночество, -

ты можешь
размышлять о вечности
и сомневаться в непорочности
идей, гипотез, восприятия,
произведения искусства,
и – кстати – самого зачатия
Мадонной сына Иисуса.

Но лучше поклоняться данности
с глубокими ее могилами,
которые потом,
за давностью,
покажутся такими милыми.
Да.
Лучше поклоняться данности
с короткими ее дорогами,
которые потом
до странности
покажутся тебе
широкими,
покажутся большими, пыльными,
усеянными компромиссами,
покажутся большими крыльями,
покажутся большими птицами.

Да.

 Лучше поклоняться данности
с убогими ее мерилами,
которые потом до крайности,
послужат для тебя перилами
(хотя и не особо чистыми),
удерживающими в равновесии
твои хромающие истины
на этой выщербленной лестнице

Чтец1: Дебют 

Сдав все свои экзамены, она
к себе в субботу пригласила друга,
был вечер, и закупорена туго
была бутылка красного вина.

А воскресенье началось с дождя,
и гость, на цыпочках прокравшись между
скрипучих стульев, снял свою одежду
с неплотно в стену вбитого гвоздя.

Она достала чашку со стола
и выплеснула в рот остатки чая,
квартира в этот час уже спала.
Она лежала в ванне, ощущая

Всей кожей облупившееся дно,
и пустота, благоухая мылом,
ползла в нее через еще одно
отверстие, знакомящее с миром.

Чтец 2 :

Дверь тихо притворившая рука
была – он вздрогнул – выпачкана, пряча
ее в карман, он услыхал, как сдача
с вина плеснула в недра пиджака.

Проспект был пуст. Из водосточных труб
лилась вода, сметавшая окурки
он вспомнил гвоздь и струйку штукатурки,
и почему-то вдруг с набрякших губ

сорвалось слово (Боже упаси
от всякого его запечатленья),
и если б тут не подошло такси,
остолбенел бы он от изумленья.

Он раздевался в комнате своей,
не глядя на пропахивающий потом
ключ, подходящий к множеству дверей,
ошеломленный первым оборотом.

Девушка – актриса (играет первую возлюбленную Бродского )

Звучит музыка из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» пара танцует вальс.

И.Б.: Стихи о принятии мира

Все это было, было.
Все это нас палило.
Все это лило, било,
вздергивало и мотало,
и отнимало силы,
и волокло в могилу,
и втаскивало на пьедесталы,
а потом низвергало,
а потом забывало,
на поиски разных истин,
чтобы начисто заблудиться
в жидких кустах амбиций,
в дикой грязи простраций,
ассоциаций концепций
и – среди просто эмоций.

Но мы научились драться
и научились греться
у спрятавшегося солнца
и до земли добраться
без лоцманов, без лоций,
но – главное – не повторяться.
Нам нравится постоянство.
Нам нравятся складки жира
на шее у нашей мамы,
а также наша квартира,
которая маловата
для обитателей храма.

Нам нравится распускаться.
Нам нравится колоситься.
Нам нравится шорох ситца
и грохот протуберанца,
и, в общем, планета наша,
похожа на новобранца,
потеющего на марше.

Автор:

Для любого, кто хоть немного знаком с поэзией Бродского, тут нет загадки. М.Б. - графические символы наиболее частых посвящений над его стихами. Говорят, что количество его стихов, посвященных одному человеку, не имеет аналогов в мировой поэзии. М.Б. - это Марина Павловна Басманова - ленинградская любовь Иосифа Бродского, художница, одна из самых загадочных, странных и скрытных людей в окружении поэта. Вряд ли найдется сегодня персонаж из этого окружения, который был бы окутан столькими слухами, версиями, недомолвками и тайнами.

Она родилась в семье довольно известных художников.. Марина хоть и не получила должного образования, но была девочкой способной, быстро схватывала уроки родителей и даже помогала матери в оформлении.

Марину и Иосифа познакомил студент консерватории, будущий композитор Борис Тищенко. Это случилось 2 января 1962 года. Тищенко дал понять Бродскому, что Марина его невеста.

Чтец:

"Зеленоглазая, с высоким лбом, с темно-каштановыми волосами, очень бледная, с голубыми прожилками на виске - Марина была поразительно красива Она была застенчивой, не блистала остроумием, не пикировалась в компаниях. Но иногда в ее зеленоватых глазах мелькало какое-то шальное выражение.

Сцена 3:

 Чтец:

"Она была тоненькой, высокой и стройной. Знаете, у нее был такой слегка шелестящий голос, без особых интонаций. Иногда Бродский, сидевший рядом, услышав что-то, поворачивался к ней и умиленно спрашивал: "Что это мы тут шелестим?" Однажды Иосиф пришел вместе с ней в гости. Поздно, уже после одиннадцати вечера. Читали стихи, пили грузинское вино. Ушли около двух часов ночи. Она зашла, сказала "здравствуйте". Уходя, вымолвила "до свидания". Все! За весь вечер больше ни слова!".

- Далее сюжет разыгрывается в постановке:

Марина с Иосифом любили гулять по Новой Голландии - это неподалеку от ее дома . "Он не мог отвести от нее глаз и восхищенно следил за каждым ее жестом: как она откидывает волосы, как держит чашку, как смотрится в зеркало.

Любил ли он Марину? Все говорят - конечно. Впрочем, один из его друзей полагает, что настоящая страсть разгорелась как раз тогда, когда он почувствовал, что может ее потерять, когда в их отношения вмешался третий.

Любила ли она его? Никто точно не может ответить на этот вопрос. Только она сама.

Часто Бродский с Мариной заходили на Таврическую к его другу, поэту Дмитрию Бобышеву. Но однажды в конце 63-го она пришла одна. Попросила закрыть дверь. Долго сидели в темноте. Ему стало неловко, он позвал ее погулять к Смольному собору...

Тогда он и получил приглашение в дом на Никольскую. Она жила в закутке на сцене танцевальной залы. Там стоял ее рабочий стол, койка, шкафы с папками и на белых обоях - легкая таинственная зашифрованная надпись. Это был ее девиз. Он уговорил ее расшифровать надпись. "Быть, а не казаться", - прочитала она. Значки он запомнил. И, придя домой, легко расшифровал надпись на книге французских поэтов, которую она ему подарила: "Моему любимому поэту. Марина!".

Через несколько дней она сказала ему, что хочет встретить новый 1964 год с ним. Ну, конечно, ответил он и объяснил, как его найти на даче в Комарово, где он тогда жил.

Бобышев предупредил компанию своих друзей, снимавших дачу, что к нему приедет Марина - девушка Бродского, которую тот, уезжая в Москву, велел ему опекать. Проводили старый год, а Марины все не было. Она появилась, когда отзвенели куранты. Вдвоем с Бобышевым они взяли по свече и вышли на лед залива. "Мы остановились, я поцеловал ее, почувствовал снежный запах ее волос... Послушай, прежде чем сказать ритуальные слова, я хочу задать вопрос, очень важный... Какой? Как же Иосиф? Мы с ним были друзья... Теперь уже, правда, нет. Но ведь он, кажется, считал тебя своей невестой, считает, возможно, и сейчас, да и другие так думают. Что ты скажешь? Я себя так не считаю, а что он думает, это его дело...".

Они вернулись на дачу со свечами и стали танцевать. Маринина свеча подожгла ленту серпантина, огонь перекинулся на занавески. Она, зачарованно глядя на огонь, сказала: "Как красиво!".

Бродский Иосиф

Ломтик медового месяца

Не забывай никогда,
как хлещет в пристань вода,
и как воздух упруг -
как спасительный круг.

А рядом - чайки галдят,
и яхты в небо глядят,
и тучи вверху летят,
словно стая утят.

Пусть же в сердце твоем,
как рыба, бьется живьем
и трепещет обрывок
нашей жизни вдвоем.

Пусть слышится устриц хруст,
пусть топорщится куст.
И пусть тебе помогает
страсть, достигшая уст,

понять - без помощи слов -
как пена морских валов,
достигая земли,
рождает гребни вдали.

Чтец:

Холмы

Вместе они любили
сидеть на склоне холма.
Оттуда видны им были
церковь, сады, тюрьма.
Оттуда они видали
заросший травой водоем.
Сбросив в песок сандалии,
сидели они вдвоем.

Руками обняв колени,
смотрели они в облака.
Внизу у кино калеки
ждали грузовика.
Мерцала на склоне банка
возле кустов кирпича.
Над розовым шпилем банка
ворона вилась, крича.

Машины ехали в центре
к бане по трем мостам.
Колокол звякал в церкви:
электрик венчался там.
А здесь на холме было тихо,
ветер их освежал.
Кругом ни свистка, ни крика.
Только комар жжужал.

Трава была там примята,
где сидели они всегда.
Повсюду черные пятна --
оставила их еда.
Коровы всегда это место
вытирали своим языком.
Всем это было известно,
но они не знали о том.

Окурки, спичка и вилка
прикрыты были песком.
Чернела вдали бутылка,
отброшенная носком.
Заслышав едва мычанье,
они спускались к кустам
и расходились в молчаньи --
как и сидели там.

Автор:

Очевидно, надо перестать нянчиться с окололитературным тунеядцем. Такому, как Бродский, не место в Ленинграде. Не только Бродский, но и все, кто его окружает, идут по такому же, как и он, опасному пути. Пусть окололитературные бездельники вроде Иосифа Бродского получат самый резкий отпор. Пусть неповадно им будет мутить воду!
В печати была организована травля Бродского. Постепенно становилось ясно, что дело идёт к аресту. То, что предпринималось в его защиту, не давало результата. 13 февраля 1964 года Иосиф Бродский был арестован.
Через пять дней в Дзержинском районном суде на улице Восстания началось слушание дела по обвинению Бродского в злостном тунеядстве. Несмотря на то, что сообщения об этом нигде не было, перед зданием суда собралось много молодёжи. В зал их не пустили. О том, что там происходило, стало известно из записей, сделанных сотрудницей «Литературной газеты» Фридой Вигдоровой.

Разыгрывается сцена суда:

Судья и Иосиф Бродский:

     Судья: Чем вы занимаетесь?
    
Бродский: Пишу стихи. Перевожу. Я полагаю...
    
Судья:  Никаких  «я полагаю». Стойте как  следует!  Не  прислоняйтесь к стенам! Смотрите  на суд!  Отвечайте  суду  как  следует! (Мне).  Сейчас  же прекратите записывать! А  то  – выведу из  зала.  (Бродскому). У  вас есть постоянная работа?
    
Бродский: Я думал, что это постоянная работа.
    
Судья: Отвечайте точно!
    
Бродский:  Я  писал  стихи!  Я  думал,  что  они  будут  напечатаны,  Я полагаю...
    
Судья: Нас не интересует «я полагаю». Отвечайте, почему вы не работали?
    
Бродский: Я работал. Я писал стихи.
    
Судья: Нас это не интересует. Нас интересует, с каким учреждением вы были связаны.
    
Бродский: У меня были договоры с издательством.
    
Судья:  У вас договоров  достаточно,  чтобы  прокормиться? Перечислите: какие, от какого числа, на какую сумму?
    
Бродский: Точно не помню. Все договоры у моего адвоката.
    
Судья: Я спрашиваю вас.
    
Бродский: В Москве вышли две книги с моими переводами... (перечисляет).
    
Судья: Ваш трудовой стаж?
    
Бродский: Примерно...
    
Судья: Нас не интересует «примерно»!
    
Бродский: Пять лет.
    
Судья: Где вы работали?
    
Бродский: На заводе. В геологических партиях...
    
Судья: Сколько вы работали на заводе?
    
Бродский: Год.
    
Судья: Кем?
    
Бродский: Фрезеровщиком.
    
Судья: А вообще, какая ваша специальность?
    
Бродский: Поэт. Поэт-переводчик.
    
Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?
    
Бродский:  Никто. (Без   вызова). А   кто  причислил  меня  к  роду человеческому?
    
Судья: А вы учились этому?
    
Бродский: Чему?
    
Судья: Чтобы быть поэтом?  Не пытались кончить вуз, где готовят...  где учат...
    
Бродский: Я не думал, что это даётся образованием.
    
Судья: А чем же?
    
Бродский: Я думаю, это (растерянно)... от Бога...
    
Судья: У вас есть ходатайства к суду?
    
Бродский: Я хотел бы знать, за что меня арестовали?
    
Судья: Это вопрос, а не ходатайство.
    
Бродский: Тогдау меня ходатайства нет. ... У меня просьба – дать мне в камеру бумагу и перо.
    
Судья: Это вы просите у начальника милиции.
    
Бродский: Я просил, он отказал. Я прошу бумагу и перо.
    
Судья(смягчаясь): Хорошо, я передам.
    
Бродский: Спасибо.
Когда  все  вышли из зала суда, то в коридорах и на лестницах увидели огромное количество людей, особенно молодёжи.
    
Судья: Сколько народу! Я не думала, что соберётся столько народу!
    
Из толпы: Не каждый день судят поэта!
    
Судья: А нам всё равно– поэт или не поэт!
 
Автор:
Суд постановил: за то, что «Бродский систематически не выполняет обязанностей советского человека по производству материальных ценностей», сослать его «в отдалённые местности на пять лет с применением обязательного труда». Бродского отправили в «Кресты», а затем по этапу на север, в Архангельскую область.
Полтора года он прожил в глухом селе Норинское, работая где придётся. Как ни странно, о том времени у него остались самые тёплые воспоминания. В интервью профессору Корнельского университета Майклу Скаммелю Бродский сказал: «Те два года, которые я провёл в деревне, – самое лучшее время моей жизни. Я работал тогда больше, чем когда бы то ни было».
ЧТЕЦ  

 В деревне Бог живет не по углам
В деревне Бог живёт не по углам,
как думают насмешники, а всюду.
Он освящает кровлю и посуду
и честно двери делит пополам.
В деревне он – в избытке. В чугуне
он варит по субботам чечевицу,
приплясывает сонно на огне,
подмигивает мне, как очевидцу.
Он изгороди ставит. Выдаёт
девицу за лесничего. И в шутку
устраивает вечный недолёт
объездчику, стреляющему в утку.
Возможность же всё это наблюдать,
к осеннему прислушиваясь свисту,
единственная, в общем, благодать,
доступная в деревне атеисту.
6 июня

Стихотворение о слепых музыкантах

Слепые блуждают ночью.
Ночью намного проще.
Перейти через площадь.
Слепые живут наощупь.
Наощупь,
трогая мир руками,
не зная света и тени
и ощущая камни:
из камня делают стены.
За ними живут мужчины.
Женщины.
Дети.
Деньги.
Поэтому
несокрушимые
лучше обойти стены.
А музыка - в них упрется
Музыку поглотят камни.
И музыка умрет в них,
Захватанная руками.
Плохо умирать ночью.
Плохо умирать наощупь.
Так значит слепым - проще.
Cлепой идет через площадь.


Автор:

16 мая 1972 года Бродского вызвали в ОВИР и предложили заполнить анкету на выезд за рубеж. На вопрос, что произойдёт в случае отказа, ему ответили: «Тогда, Бродский, у вас в будущем наступит горячее время». Как и следовало ожидать, положительный ответ на его заявление был дан немедленно. Он стал готовиться к отъезду.

(Следущее можно опустить)
В последний день перед отъездом Бродский пишет письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу: «Мне горько уезжать из России. Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что имею за душой, я обязан ей. Всё плохое, что выпадало на мою долю, с лихвой перекрывалось хорошим, и я никогда не чувствовал себя обиженным Отечеством. Не чувствую и сейчас. Ибо, переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге. Я хочу верить и в то, и в другое. Люди вышли из того возраста, когда прав был сильный. Для этого на свете слишком много слабых. Единственная правота – доброта».
Автор:

                                                      Нобелевская премия

К своему сорокалетию Бродский написал замечательное стихотворение, в котором он с грустной само иронией подводит итоги прошлого и говорит о будущем: «Я входил вместо дикого зверя в клетку». В 1980  году Бродский получил гражданство США.

Шведская академия в 1987 году объявила имя очередного лауреата Нобелевской премии

Чтец:

Я входил вместо дикого зверя в клетку


Я входил вместо дикого зверя в клетку,
выжигал свой срок и кликуху гвоздём в бараке,
жил у моря, играл в рулетку,
обедал чёрт знает с кем во фраке.
С высоты ледника я озирал полмира,
трижды тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,
надевал на себя что сызнова входит в моду,
сеял рожь, покрывал чёрной толью гумна
и не пил только сухую воду.
Я впустил в свои сны воронёный зрачок конвоя,
Жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
перешёл на шёпот. Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.
24 мая 1980

Любовь вторая
В начале девяностых годов Бродский познакомился с итальянкой Марией Соззани. Вскоре они поженились, и в 1993 году у них родилась дочь Анна Александра Мария. «Анна – это в честь Анны Андреевны Ахматовой, Александра – в честь моегоотца, Мария – в честь моей матери и в честь моей жены, которую тоже зовут Мария», – объяснял Бродский.

(Марии Соззани, второй жене И.Бродского.)
Чтец:
Что это было? Дар Богов
и Божья милость!
С картин великих мастеров
она явилась!

И растопила лёд измен
без сожаления,
вдохнула радость перемен
в улыбку гения!

Смотрел Всевышний в небесах
на пару эту,
поэты с верой в чудеса
уходят в Лету...

Финал

(учащиеся по очереди выходят на сцену, читают проникновенно) Выстраиваются в ряд или полукругом.

Осенний сад… Промокшая скамейка. 
И листья подметает не спеша
Усталый дворник в ветхой телогрейке,
А под скамейкой съежилась душа…

Да, да - душа. Обычная, вот только
Промокла и от холода дрожит,
И вспоминает, как хозяин колко
Сказал: «Душа, ты мне мешаешь жить...

Болишь по каждой убиенной мошке,
Сжимаешься от плача малыша,
Мой завтрак отдаешь бездомной кошке -
Я больше не могу с тобой, душа…

Мои глаза давно устали плакать.
Прошу тебя, как друга, уходи».
Она ушла в сентябрьскую слякоть,
И вместе с нею плакали дожди.

Блуждала долго мокрыми дворами,
Заглядывала в окна и глаза.
Над нею осень хлопала ветрами,
И вслух с судьбою спорила гроза.

Осенний сад. Промокшая скамейка.
И листья снова падают, шурша…
Работу кончил дворник в телогрейке,
А под скамейкой умерла душа…

               Август
Маленькие города, где вам не скажут правду.
Да и зачем вам она, ведь всё равно - вчера.
Вязы шуршат за окном, поддакивая ландшафту,
известному только поезду. Где-то гудит пчела.

Сделав себе карьеру из перепутья, витязь
сам теперь светофор; плюс, впереди - река.
И разница между зеркалом, в которое вы глядитесь,
и теми, кто вас не помнит, тоже невелика.

Запертые в жару, ставни увиты сплетнею
или просто плющом, чтоб не попасть впросак.
Загорелый подросток, выбежавший в переднюю,
у вас отбирает будущее, стоя в одних трусах.

Поэтому долго смеркается. Вечер обычно отлит
в форму вокзальной площади, со статуей и т. п.,
где взгляд, в котором читается "Будь ты проклят",

прямо пропорционален отсутствующей толпе.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нужно ли изучать творчество Иосифа Бродского в школе?

Мои рассуждения, разумеется, не о гимназических классах, где растят высоколобых интеллектуалов, литературных и математических "ботаников" и снобов. Речь идет о самой обычной школе, где читающих - шест...

Конспект урока по творчеству Иосифа Бродского

Предлагаемый материал - результат наработок по изучению творчества великого русского поэта, анализ многолетних попыток достучаться до поколения, увы, в большинстве далёкого от поэзии. Далеко не проста...

Урок "Я верю, что я вернусь..." (По творчеству И.Бродского).

Тип урока : урок-размышление. Технология: проекта.Методы деятельности: репродуктивный, поисковый, проблемный.Формы учебной деятельности: самостоятельная творческая работа, беседа, презентация, анализ ...

«Мятежный гений вдохновенья…»: Литературный сценарий по творчеству М.Ю. Лермонтова.

«Мятежный гений вдохновенья…» Литературный сценарий по творчеству М.Ю. Лермонтова....

Сценарий по творчеству М. Ю. Лермонтова

Композиция. М. Ю. Лермонтов...

Сценарий «Праздник творчества»

Отчётное мероприятие объединений изобразительного и декоративно-прикладного искусства...

Научно-исследовательская работа Зерновой Н.В. на тему "Исследование водных мотивов в творчестве Иосифа Бродского"

Научно-исследовательская работа Зерновой Н.В. на тему "Исследование водных мотивов в творчестве Иосифа Бродского" была создана под руководством учителя русского языка и литературы Окуневой Е...