Главные вкладки

    Урок "Я верю, что я вернусь..." (По творчеству И.Бродского).
    план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

    Водопьянова Ольга Анатольевна

    Тип урока : урок-размышление. Технология: проекта.Методы деятельности: репродуктивный, поисковый, проблемный.Формы учебной деятельности: самостоятельная творческая работа, беседа, презентация, анализ и чтение стихотворений.Цель урока: раскрыть мир души и поэзии И.Бродского. Задачи:1) осмыслить жизненный путь И.Бродского, открыть для себя поэта;2) сформировать у учащихся представление о творчестве И.Бродского;3) формировать умение работать со словом на основе анализа поэтического текста;4) сформировать навыки групповой работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Урок по творчеству И.Бродского.66.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Номинация:  

    разработка урока литературы в 9 классе

    « Я верю, что я вернусь…»

    (по творчеству И.Бродского)

    Автор разработки

    Водопьянова Ольга Анатольевна,

    учитель русского языка и литературы  МБОУ «Усть-Вельская СОШ №23»

    Домашний адрес:

    165115 Архангельская обл., Вельский р-он,

    д.Горка Муравьёвская,

    ул.70 лет Октября, д.15, кв.2

                                                            2014 г

    Тип урока : урок-размышление
    Технология: проекта
    Методы деятельности: репродуктивный, поисковый, проблемный
    Формы учебной деятельности: самостоятельная творческая работа,  беседа, презентация, анализ и чтение стихотворений.
    Цель урока:

    раскрыть мир души и поэзии И.Бродского.

    Задачи:
    1) осмыслить жизненный путь И.Бродского, открыть для себя поэта;

    2) сформировать у учащихся представление о творчестве И.Бродского;

    3) формировать умение работать со словом на основе анализа поэтического текста;
    4) сформировать навыки групповой работы.

    Предварительная подготовка учителя:

    1.Разделить класс на 5 групп:  «биографы», «лингвисты», «литературоведы», « чтецы», «историки». Сформировать задание для каждой группы.

    2.Оформить книжную выставку по произведениям И.Бродского.

    3. Оформить классную доску: портрет Иосифа Бродского, тема урока «Я верю, что я вернусь…», эпиграф: «Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге…»

    Содержание урока.

    1. Постановка цели и актуализация темы урока.

    Сегодня на  уроке мы обращаемся к творчеству Иосифа Бродского. (Приложение 1) «Я верю, что я вернусь…» - так называется наш урок. Как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся). Таинственный и непонятный  мир  И.Бродского.  Имя его официально появилось 12 лет назад, его наследие только начали изучать, поэтому перед нами очень трудная задача - открыть для себя великого поэта. Имя его прочно вошло в историю нашей литературы, оно живет в сердцах благодарных потомков. Задумаемся и мы о судьбе поэта, прожившего трудную жизнь. 9 томиков, а за ними – вся жизнь. Его поэзии были свойственны и высокие мысли, и чистые чувства, и любовь к Отечеству. Он и жизнь прожил так же, как писал, оставаясь самим собой. Он любил и ненавидел, радовался и горевал, поступал правильно и в чем-то заблуждался, но за свою жизнь ни разу не покривил душой, всегда поступал так, как требовали его убеждения.

    2.Работа творческих групп:

    Группа «биографы» (презентация с устным выступлением).

    Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде в еврейской семье. (Приложение 2) Отец, Александр Иванович Бродский, был военным фотокорреспондентом, вернулся с войны в  1948 году  и поступил на работу в  фотолабораторию Военно-Морского музея, после этого работал фотографом и журналистом в нескольких ленинградских газетах. Мать, Мария Моисеевна Вольперт, работала бухгалтером. Раннее детство Иосифа пришлось на годы войны, блокады, послевоенной бедности и прошло без отца. В 1942 году после блокадной зимы Мария Моисеевна с Иосифом уехала в эвакуацию в Череповец, вернулись в Ленинград в 1944 году. В 1947 году Иосиф пошёл в школу. До пятнадцати лет учился в школе. Пытался поступить в школу подводников, но не был принят. В 1955 году работал на военном заводе фрезеровщиком и занимался самообразованием, серьёзно увлёкся поэзией, начал изучать польский язык и переводить польских поэтов. Был знаком с  А.Ахматовой в последние годы ее жизни. В 1964 году был арестован и приговорен к пяти годам ссылки за «тунеядство» в Коношу Архангельской области. Тюрьма, высылка, "отеческие наказания в воспитательных целях"... Что мог ответить Бродский государству? "Почему ты не работаешь честно?" - "Я работаю. Я пишу стихи".  В 1965 был досрочно освобождён благодаря стараниям друзей (А.А.Ахматовой, А.Т.Твардовского, К.И. Чуковского, Д.Шостаковича) и под давлением общественного мнения как в СССР, так и за рубежом. Тем не менее, ни один журнал или издательство не осмелились публиковать его стихи. Он смог напечатать только четыре стихотворения в сборнике «День поэзии», несколько детских стихотворений и переводов. В 1972 вынужден был эмигрировать в США. Писал на английском языке. На Западе, в основном в США, вышло восемь стихотворных книг на русском языке: «Стихотворения и поэмы», «Остановка в пустыне», «В Англии», «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», «Римские элегии», «Новые стансы к Августе», «Урания». В 1987 ему была присуждена Нобелевская премия в области литературы. Последние годы жизни провёл в Нью-Йорке. И.Бродский скончался 28 января 1996 года. Согласно завещанию, его  похоронили  в Венеции.

    Слово учителя.

    Расскажите, какой была «малая родина» И.Бродского. По ходу вашего рассказа  город, в котором он родился и вырос, предстанет в фотографиях. Представление результата работы группы «историков»: устное выступление с использованием компьютерной презентации «Петербург – родина И.Бродского».

    Группа «историки» (презентация с устным выступлением).

    Когда началась Великая Отечественная  война, отец И.Бродского ушел в армию. Мать с годовалым сыном переехала из квартиры отца поближе к своей родне, в дом за Спасо-Преображенским собором. Там Бродские жили до 1955 года. Затем переехали через площадь в «дом Мурузи». И.Бродский вспоминал: «Все детство я смотрел на его купола и кресты, на звонаря, на крестные ходы, на Пасхи, на заупокойные службы». В садике у собора мать и дедушка учили его кататься на велосипеде.  

    Летний сад, Инженерный замок, Эрмитаж, Таврический сад, Смольный монастырь - места, связанные со значительными событиями жизни Бродского. (Приложение 3) Дом писателей на Шпалерной - место его поэтических триумфов и источник интриг против него. А за Литейным мостом место его первой работы, завод «Арсенал», и второй – областная больница. Там же тюрьма «Кресты», где он сидел в 1964 году. (Приложение 4) Родной была Пантелеймоновская улица и ее окружение. Дом № 5 на Пантелеймоновской, где жил друг Бродского поэт Владимир Уфлянд, был известен тем, что в 1833–1834 годах снимал квартиру А.А. Пушкин, старший сын поэта. Бродский цитировал из письма Пушкина жене: «Летний сад – мой огород. Я, вставши ото сна, иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нем. Читаю и пишу. Я в нем дома».

    В доме на углу Пантелеймоновской и Литейного, где жил  Бродский,  снимал квартиру А. А. Пушкин, старший сын поэта. По странному совпадению семья Бродских жила в одной из комнат коммуналки — бывшей квартиры Д.С. Мережковского и З.Н. Гиппиус: судьба как бы заранее готовила молодого человека к поэтическому поприщу.  В их квартире собиралось Религиозно-философское общество, у них часто бывал Блок. В 1919 году в этом доме помещалась литературная студия,  где читали лекции Н. С. Гумилев и Е. И. Замятин, а среди слушателей были молодые поэты-акмеисты и писатели, называвшие себя «серапионовыми братьями». В 1920 году студию сменил клуб «Дом поэтов» под председательством сначала Блока, а потом Гумилева. Здесь 21 октября 1920 года читал новые стихи Мандельштам. Здесь же собирался и знаменитый Гумилевский Цех поэтов.

    Слово учителя.

    Есть города, в которые нет возврата. 

    Солнце бьется в их окна, как в гладкие зеркала.

    То есть, в них не проникнешь ни за какое злато.

    Там всегда протекает река под шестью мостами. 

    Там есть места, где припадал устами тоже к устам и пером к листам… -

    пишет И.Бродский в своем стихотворении "Декабрь во Флоренции". Поэт так и не вернулся в свой город. Но «поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге». Давайте послушаем стихотворение  И.Бродского «Ни страны, ни погоста…» в исполнении группы «чтецов». (Приложение 5)

    Группа лингвистов (анализ услышанного стихотворения).

    Какими чувствами наполнено стихотворение? Какие средства художественной выразительности помогают воплотить эти чувства в стихотворении? Какую роль они играют? Что нам подсказывают? Как звукопись стихотворения помогает понять состояние поэта? Какая тема этого стихотворения?

    Слово учителя.

    Тема этого стихотворения - тема Родины, родного города Ленинграда. Предоставляю слово группе литературоведов.

    Группа «литературоведов».

    Тема Ленинграда занимает значительное место в раннем творчестве поэта («Стансы», «Стансы городу», «Остановка в пустыне).

    Лишенный возможности жить в родном городе, поэт становится двуязычным. Петербургу посвящены: эссе "Ленинград=Leningrad: The city of Mistery" (Путеводитель по переименованному городу), "В полутора комнатах", поэма "Петербургский роман". В поэме личное время поэта связывается с временем города.  Текст насыщен конкретными топонимами, по тексту "Петербургского романа" легко восстанавливаются перемещения поэта по городу, вплоть до конкретных автобусных маршрутов. Поэт отмечает те здания, с которыми связана литературная история Петербурга: дом Мурузи, Разъезжую улицу, где находилась редакция "Аполлона" и др.  Петербургу посвящены многочисленные стихотворения Бродского. Стихотворения, где петербургская тема проявляется наиболее ярко: Келломяки ("Заблудившийся в дюнах, отобранных у чухны:");  Набережная реки Пряжки ("Автомобиль напомнил о клопе:"); "Еврейское кладбище около Ленинграда:"; Остановка в пустыне ("Теперь так мало греков в Ленинграде:"); Прачечный мост; Почти элегия; Развивая Платона; Стансы ("Ни страны, ни погоста:"); Стихи в апреле; Стрельна; Стрельнинская элегия ("Дворцов и замков свет:"); "Я родился и вырос в балтийских болотах" и др. (Приложение 6)

    Слово учителя.

    Судьба И.Бродского трагична. Не каждый может перенести разлуку со своим городом, со своими родными. Но именно стихотворение «Еврейское кладбище около Ленинграда», как считали близкие Бродскому люди, стало поводом для начала  обвинения и началом кампании травли со стороны властей.

    Группа «чтецов» (чтение стихотворения «Еврейское кладбище»). (Приложение 7)


    Группа лингвистов (анализ услышанного стихотворения).

    Какую тему раскрывает поэт в этом стихотворении? Какую роль в стихотворении играет анафора? Какой стилистический прием использует поэт для передачи своих чувств?

    Группа «биографы» (доклад и презентация).

    Ссылка в Коношу Архангельской области. (Приложение 8)

    С 1964 по 1965год И.Бродский отбывал ссылку в деревне Норинская  Коношского  района. Жил в семье Пестеревых. Находясь в деревне, он написал много прекрасных стихотворений. Этот период его жизни сравнивают с Болдинской осенью А.С.Пушкина – настолько он был продуктивным. Именно на Коношской земле Бродский сформировался как поэт. Путь опального поэта до Лауреата Нобелевской премии по литературе в 1987 году – 22 года. Его любимые места на земле - Ленинград, Венеция, Париж и маленькая деревня Норенская, о которой он с большой теплотой вспоминал, живя в Америке.

    Слово учителя.

    Попробуем доказать, что, действительно, время ссылки «пошло на пользу», что это было «самое лучшее время» в жизни поэта.

    Группа чтецов (чтение стихотворения «Ты забыла деревню, затерянную в болотах»). (Приложение 9)

    Работа группы  «лингвистов»  (анализ услышанного стихотворения).

    О какой деревне рассказывает И.Бродский? При  помощи каких частей речи поэт дает характеристику деревни? Найдите и объясните диалектные слова? (ладит, отродясь, залесенной, гати, буераки, поди). Докажите, что жизнь в деревне - «самое лучшее время» для поэта?

    Слово учителя.

    Это стихотворение было посвящено Анне Ахматовой, которая сама пережила отверженность, непризнание.

    Группа «литературоведов» .

    (устное выступление с просмотром видеосюжета «Поэт о поэтах»).

    И.Бродский и А.Ахматова. (Приложение 10)

    В августе 1961 года в Комарове Е. Б. Рейн познакомил Бродского с А.  Ахматовой. В 1962 году на день рождения Ахматовой поэт написал стихотворение «А. А. Ахматовой» («Закричат и захлопочут петухи…»), откуда она взяла эпиграф «Вы напишите о нас наискосок» для стихотворения «Последняя роза», а также «За церквами, садами, театрами…».  В этом же году Бродский посвятил Ахматовой и другие стихи.  («В кустах Финляндии бессмертной…»).

    Осень и зима 1962-1963-Бродский живёт в Комарове, на даче у известного учёного-биолога Р. Л. Берг, где работает над циклом «Песни счастливой зимы». 5 марта 1966  А. А. Ахматова  умерла. Бродский и Михаил Ардов долго искали место для могилы Ахматовой, сначала на кладбище в Павловске по просьбе Ирины Пуниной, потом в Комарове по собственной инициативе. И.Бродский вспоминал: «Она (Анна Ахматова) просто многому нас научила. Смирению, например. Я думаю… что во многом именно ей я обязан лучшими своими человеческими качествами. Если бы не она, потребовалось бы больше времени для их развития, если б они вообще появились».

    Группа чтецов (чтение стихотворения «На столетие Анны Ахматовой»). (Приложение 11)

    Работа группы  «лингвистов» (анализ услышанного стихотворения).

    Какая тема этого стихотворения? Какова философская основа данного стихотворения? Что общего в этом стихотворении и словах А.Ахматовой:

    Ржавеет золото и истлевает сталь,

    Крошится мрамор. К смерти все готово.

    Всего прочнее на земле – печаль.

    И долговечней – царственное слово?

    Работа группы  «лингвистов» (устное выступление на основе анализа языка стихотворений).

    Анализируя стихи И.Бродского, мы пришли к выводу, что это уникальный поэт. Действительно, читать его стихи – это « трудная работа». Можно  выделить, как это сделал  М. Крепе в книге «О поэзии Иосифа Бродского» (США, 1984), его «излюбленные, коренные темы»:  время, пространство, Бог, жизнь, смерть, искусство, поэзия, изгнание, одиночество». Хотя сам исследователь ощущает неполноту этого перечня и добавляет к нему в качестве вариаций темы болезни и старения, Ада и Рая, Ничто (Небытия), разлуки, свободы, империи, части речи (творчества) и др. Он писал « о борьбе Добра и Зла, Правды и Лжи, Красоты и безобразия».

    Бродский-словесный чемпион. Неполный словарь его поэзии-19650 отдельных слов (в словаре А.Ахматовой-более 7 тысяч слов). Такое богатство говорит о жадном интересе к миру. Он - поэт мыслительной энергии. Мысль его порождена словом.

    «Омонимия, полисемия, устойчивые сочетания - тот материал, из которого Бродский разворачивает цепочку образов. Стихотворение "выползает" из "случайных" совпадений. Но поэт не верит в эту случайность, доверяясь смысловому течению языка. Он уверен, что в языке уже есть все вопросы и ответы». Интересна звукопись во многих стихотворениях поэта. Повторяются звуки- Ч, С, Х, Ш – шорох, шуршание, З,Д,Р- настойчивое звучание, З,З,З –словно гул, зуд, раздражение – душевная боль.. Бродский удивительно вольно обращается с поэтическими размерами, очень любит разрывать предложения, иронически и неожиданно делая ударение на словах, как будто не несущих основной смысловой нагрузки.

    «Обозревая творчество Иосифа Бродского, невольно приходишь к выводу: это поэт нового зрения. Поэт, какого еще не было в истории русской литературы XX века».

    Слово учителя.

    Иосиф Бродский говорил: «Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются во плоти или на бумаге». И он возвращается к нам.

    1. Презентация  «литературоведов» «Сборники стихотворений И.Бродского»;

    2. Презентация  «историков» «Памятники И.Бродскому».

    3. Вывод  (работа с классом).

    Кто же такой Бродский? (Поэт, переводчик, критик, эссеист, драматург, художник.)  Что же вас взволновало в судьбе И.Бродского? Какие стихи И.Бродского вам запомнились?  О чем они? Как раскрывается душа поэта в них? Какие чувства вызывают у вас  стихотворения И.Бродского? О чем заставляют задуматься? Что вам близко и дорого в поэзии поэта? В чем тайны его строк?

    4.Заключение.

    Бродский нашел в себе силы не впасть в уныние, сумел пройти свой жизненный путь с высочайшим достоинством. Труд, дружба, деятельная доброта заполняли его жизнь. Он хотел и не мог вернуться на родину. Он хотел и не мог жить легко, радостно, вольно. На могиле Бродского был поставлен скромный памятник, к которому, как и к памятнику Пушкину, никогда не зарастет народная тропа. (Приложение 12)

     5.Домашнее задание:

    1) биография И. Бродского;                                                    

     2)сделать анализ стихотворения И. Бродского «Прощай, позабудь и не обессудь…(1957).

    Литература

    1.Бродский И. Избранные стихотворения. М.: Панорама, 1994.

    2.Бродский И. Письма римскому другу. Л.: Экслибрис, 1991.

    3.Бродский И. Полторы комнаты / Пер. Д.Чекалина // Новый мир. 1995. № 2.

    4.Гордин Я. Дело Бродского: история одной расправы // Нева. 1989. № 2.

    5.Ерофеев В.В. В лабиринте проклятых вопросов. М.: Советский писатель, 1990.

    6.Интернет-ресурсы:

     - ciklo.ru vs/brod/inolex.html
    - brOO.narod.ru 711.htm
    - russia.rin/ru  guides/5180.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нужно ли изучать творчество Иосифа Бродского в школе?

    Мои рассуждения, разумеется, не о гимназических классах, где растят высоколобых интеллектуалов, литературных и математических "ботаников" и снобов. Речь идет о самой обычной школе, где читающих - шест...

    Конспект урока по творчеству Иосифа Бродского

    Предлагаемый материал - результат наработок по изучению творчества великого русского поэта, анализ многолетних попыток достучаться до поколения, увы, в большинстве далёкого от поэзии. Далеко не проста...

    Сражаюсь, верую, люблю! (поэтический час по творчеству Э Асадова)

    Внеклассное мероприятие для учащихся среднего звена по творчеству известного поэта Эдуарда Асадова. Мероприятие может быть проведено как классный час или школьный вечер....

    Урок литературы в 7 классе "Размышляя над стихотворением И.Бродского "Пилигримы"..."

    План-конспект урока литературы в 7 классе "Размышляя над стихотворением И.Бродского "Пилигримы"..." с использованиме технологии развития критического мышления через чтение и письмо.Урок дан в рамках м...

    Сценарий вечера "Я, конечно, вернусь...", посвященного творчеству В.Высоцкого.

    Рассказ о жизни и творчестве В. Высоцкого с показом слайдов, отрывков из фильмов с его участием, исполнением стихов и песен барда учениками....

    Сценарий по творчеству И. Бродского

    Сценарий литературно-музыкальной композиции...

    Научно-исследовательская работа Зерновой Н.В. на тему "Исследование водных мотивов в творчестве Иосифа Бродского"

    Научно-исследовательская работа Зерновой Н.В. на тему "Исследование водных мотивов в творчестве Иосифа Бродского" была создана под руководством учителя русского языка и литературы Окуневой Е...