Проблема чистоты русского языка в рассказе М.Зощенко «Обезьяний язык»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Жабуева Туяна Александровна

Через выявление  особенностей языка и стиля рассказа определить авторскую позицию М.Зощенко в рассказе «Обезьяний язык» и раскрыть проблему чистоты русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_v_8g_klasse.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Жабуева Туяна Александровна,

учитель русского языка и

литературы высшей категории,

МАОУ СОШ №8 г.Улан-Удэ.

Адрес эл.почты: satu27@yandex.ru

Сот.телефон: 89149852342

Тема: Проблема чистоты русского языка в рассказе М.Зощенко «Обезьяний язык»

Вид урока: комбинированный и с использованием ИКТ (урок анализа литературного произведения с привлечением материала по русскому языку по употреблению иноязычных слов в русской речи).

Цель: через выявление  особенностей языка и стиля рассказа определить авторскую позицию М.Зощенко в рассказе «Обезьяний язык» и раскрыть проблему чистоты русского языка.

Задачи:

Образовательные: помочь увидеть читателям-школьникам мастерство писателя  в создании сатирического рассказа;

Развивающие: развивать работу по формированию умения анализировать и исследовать текст; развивать коммуникативные способности и нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления лексического значения слов

Воспитательные: формирование личностных качеств как активность, самостоятельность; учить видеть красоту, меткость писательского слова, авторское отношение к бюрократизму, пустословию и невежеству

Оборудование и наглядность:

  1. Тексты рассказа;
  2. Раздаточный материал;
  3. Мультимедийная презентация к уроку;
  4. Задания для групп.

Эпиграф: «Почти 20 лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал» М.М.Зощенко

Ход урока

  1. Орг.момент

Урок начинается с просмотра одного из выпусков «Ералаш» под названием «Почему так говорим». После просмотра ролика ученикам задается вопрос:

  • На каком языке герои говорили? (На непонятном, на несуразном, на непривычном языке, на обезьяньем языке)
  • А почему нам непонятны слова? (потому что не понимаем, о чем идет речь, речь слишком заполнена молодежным сленгом).

2. Сообщение темы и целеполагание

- Ребята, совершенно верно, это для нас непонятный язык, обезьяний язык. Мы с вами сегодня на уроке будем обсуждать рассказ под названием «Обезьяний язык» замечательного писателя М.Зощенко. Почти сто лет назад создавшего этот рассказ. Я хочу вам сказать, что такая проблема существует до сих пор и  в наше время.

     3.   Актуализация. Вы прочитали рассказ дома, познакомились с биографией писателя. Как вы думаете, почему М.Зощенко назвал свой рассказа именно так? (раскрытие смысла названия рассказа: в названии рассказа автор выразил отрицательное отношение к безграмотным людям. Он сравнивал с кривляющейся обезьяной человека, который старается выглядеть более образованным, умным, авторитетным, чем он есть на самом деле, для чего  использует в своей речи иностранные слова).

4. Работа над новым материалом

  • Итак, ребята, мы с вами подумали над названием рассказа, а теперь обратим наши взоры к рассказу и поработаем с текстом. Я вас разделила на три группы, для работы с текстом. Вы получаете  задания, у каждой группы свое особенное задание. Но, прежде чем перейти к рассказу, нам нужно понять то время в какое жил и творил писатель. Мы сделаем маленький экскурс в ту эпоху.

 Рассказ был написан в 1925 году. Это время, когда прошла революция 1917 года и Гражданская война. И, конечно же, наша страна претерпевала огромные изменения. Была царская Россия, стала новая Россия под названием СССР. Множество новых явлений, где появляются люди, которые не имеют образования, малограмотные. Отовсюду вылезли мещане, которые цепко присосались к новому строю и стремились быть на уровне времени.

- А теперь давайте поработаем в группах. Работаем быстро, хочу посмотреть, какая же группа быстро поработает над своим заданием. Перед вами проблемные вопросы. Отвечая на эти вопросы, вы придете к определенным выводам, которые один из вас выскажет. На вашу работу дается ровно 2 минуты.  (Группы работают с раздаточным материалом, после чего выходят и выстраивают ДОМ после обсуждения).

5. Работа над проблематикой рассказа

Работа над домом: фундаментом будут слова, которая разбирала группа, работающая над терминами. Ведь в основу рассказа легла сатира. Стенами послужат кирпичики-слова, которые разбирала группа, работающая со словами в тексте. Крышей станут слова, которые выражают авторскую позицию в рассказе, потому что через авторскую позицию мы понимаем основную идею рассказа. Выводы по своей работе сделаны. А перед нами дом – наш язык, который рушится из-за того, что мы засоряем наш прекрасный русский язык ненужными словами (кирпичи убираю, в это время – дом рушится). Ребята, что происходит с домом – с нашим языком. Язык наш также как этот дом рушится, исчезает. Без языка нет народа, а без народа нет СТРАНЫ.  А что мы должны сделать для того, чтобы этого не произошло? Правильно, мы должны сберечь язык. Мы кирпичики-слова  срочно заменяем русскими словами. (Маркерами ученики записывают на обороте кирпичей слова синонимы - приводим в порядок наш дом -  наш язык).

6. Итог урока

- Итак, ребята, посмотрите на наш язык – ведь он прекрасен. Неужели мы обречены говорить на современном «обезьяньем языке» о возвышенном и прекрасном, о трагедии и боли, об озарении и радости? НЕТ! Нам нужно слово, несущее ИСТИНУ, ДОБРО, КРАСОТУ. Для этого мы с вами  и проникли в тайны Слова, в тайны замысла писателя, в тайны красивой художественной речи. Обезьяне же с ее языком это не под силу, да ей это и не нужно. Теперь мы поняли, что такое обезьяний язык. Будем беречь свой родной русский, наш прекрасный язык.

- Прежде чем дать вам домашнее задание, я хочу открыть вам маленький секрет.  У нас с вами в социальных сетях появилась собственная страничка под названием «Говорим на русском…». А страницу открыть нам помог Мальчик(ИМЯ).  И на эту страницу мы с вами поселим наш первый флеш-моб, призывающий беречь язык и говорить на русском. Флеш-Моб «Манекен челлендж» (англ. Mannequin Challenge, mannequin — манекен, challenge — вызов) — новый интернет-флешмоб. Суть в том, что его участники, находясь в самых неожиданных местах, внезапно замирают в разных позах, как в детской игре «Море волнуется раз». Видео с людьми, изображающими манекены, затем выложим в интернет под хэштегом  #говорим на русском. (На проведение флеш-моба – 1 мин.)

7. Домашнее задание

Объявление домашнего задания: сделать буктрейлер под названием «Говорим на русском», а если вы затрудняетесь выполнить буктрейлер, найдете на нашей с вами странице образец, который сделал мой ученик. (если время располагает – показать буктрейлер)

- Ребята, понравился вам урок? И думается, что урок не прошел даром: вы извлекли очень много с урока? И мне понравился урок, так давайте похлопаем  в ладоши друг другу в знак благодарности за проведенный урок. Всем спасибо. До свидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сатира начала ХХ века. Тэффи "Свои и чужие". Зощенко "Обезьяний язык". Большие проблемы "маленьких людей".

Презентация к уроку литературы в 8 классе по произведениям Теффи и Зощенко....

Актуальность проблемы сохранения чистоты русского языка

В статье рассматриваются вопросы, связанные с употреблением в речи современников, и в частности школьников, нецензурной лексики и неоправданных заимствований из других языков....

Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)

Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность  изучения тем и разделов с учетом  межпредметных связей, воз...

Презентация к уроку "Проблема чистоты русского языка в рассказе М.Зощенко «Обезьяний язык»".

Презентация к уроку "Проблема чистоты русского языка в рассказе М.Зощенко «Обезьяний язык»".  Краткая информация о биографии писателя, анализ рассказа "Обезьяний я...