Рабочая программа по литературе для 11 класса
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

      Рабочая программа по литературе  составлена на основе примерной программы: Литература: программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. проф. Б.А. Ланина.- 2-е изд., перераб. - М.: «Вентана-Граф», 2011.

     Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования   и обеспечена учебником «Русский язык и литература. Литература: 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и углубленный уровни./ Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. проф. Б.А. Ланина. - М.: «Вентана-Граф», 2016 

Составлена из расчета 3 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_11a_.docx426.51 КБ

Предварительный просмотр:

 

F:\титульники\лит 11а.jpg


Пояснительная записка

      Рабочая программа по литературе  составлена на основе примерной программы: Литература: программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. проф. Б.А. Ланина.- 2-е изд., перераб. - М.: «Вентана-Граф», 2011.

     Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования   и обеспечена учебником «Русский язык и литература. Литература: 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и углубленный уровни./ Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. проф. Б.А. Ланина. - М.: «Вентана-Граф», 2016

-Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;

- Уставом МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы  в 11 классе 3 часа в неделю, что составляет 102 часа в год.  

               Общая характеристика  учебного предмета литературы. Общие цели образовательной области

Учебный предмет  литература в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е он дает учащимся знания о русской и мировой литературе и  формирует у них языковые и речевые умения.

При изучении данного предмета стимулируется общее речевое развитие школьников, развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и интерес к художественной литературе, развиваются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов; вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других сторон и их культуре.

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности  личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.

Цели и задачи педагога           

Изучение литературы в среднем звене направлено на достижение следующих   ц е л е й:

        - воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствовованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

        - развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

        - освоение текстов художественного произведения в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

        - совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написание

сочинений различных типов; определения использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Изучение литературы способствует реализации следующих задач:

-обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

- формирование умений соотносить нравственные идеалы произведений русской и мировой литературы, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

         - совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком. Его изобразительно-выразительными средствами.

1. Планируемые результаты изучения курса литературы в 11 классе:

В соответствии с требованиями Стандарта к уровню подготовки выпускников, учащиеся будут:

  • знать и понимать образную природу произведений словесного искусства, содержание прочитанных произведений, основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20 веков, основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений, основные теоретико-литературные понятия;
  • уметь воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать и интерпретировать художественное произведение;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;
  • соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • аргументировано формировать своё отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
  • готовить учебно-исследовательские работы;
  • характеризовать, сопоставлять героев эпического и драматического произведений;
  • выразительно читать прозу и стихи;
  • выявлять «сквозные» и ключевые темы русской литературы;
  • анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить литературу с общественной жизнью и культурой;

2.Содержание тем учебного курса

Основное содержание курса представлено следующими   разделами:

Введение – 1

Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Литература начала XX века- 34 часа

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

Писатели-реалисты начала XX века

Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений).

Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».

«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).

Серебряный век русской поэзии Символизм

«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.

Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник».

Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславян- скому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Акмеизм

Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.

Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.

Футуризм

Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.

Игорь Северянин (И. В. Лотарев).

Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).

Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.)

Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Новокрестьянская поэзия (Обзор)

Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений.)

Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.

Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Литература 20-х годов XX века – 5 часов

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).

Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).

Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом                        (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая»                            А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).

Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»),

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения).

«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)

Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.

Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Литература 30-х годов XX века (Обзор) – 20 часов

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.

Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.

Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, П. Мартынова.

Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.

Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.

Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).

Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».

(Изучается один из романов — по выбору.) История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.

История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.

Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.)

Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)

Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).

Литература периода Великой Отечественной войны (Обзор) – 17 часов

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика                        А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова,               А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни                      А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник»                          О. Берггольц, «Пулковский меридиан» ВП. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон».

Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.

Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения).

«В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)

Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).

Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина- Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Новое осмысление военной темы в творчестве:  В. Богомолова «Момент истины»; Елены Ржевской «Ворошеный жар»; Г.Владимов «Генерал и его армия», В.Астафьев «Веселый солдат».

«Лейтенантская проза»:  О.Ермакова «Крещение», В.Некрасов «В окопах Сталинграда», К.Воробьев «Убиты под Москвой», в.Быков «Сотников»

Лагерная литература.

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)

Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.

Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

Ю.Домбровский «Факультет ненужных вещей»

 Г.Владимов «Верный Руслан»

Литература 50—90-х годов (Обзор) – 12 часов.

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях                  С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова,                               В. Шукшина, В. Крупина и др.

Виктор Петрович Астафьев. «Царь-рыба», «Печальный детектив». (Одно произведение по выбору.) Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба». Утрата нравственных ориентиров — главная проблема в романе «Печальный детектив».

Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».

Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.

В.Белов, Ф.Абрамов. Нравственные проблемы произведений.

Творчество  В.Шукшина. « Деревенские чудики»

«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев,

Ю. Трифонов «Обмен», «Дом на Набережной». Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).

В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.

М.Зощенко. Очерк жизни и творчества. «История болезни», «Качество продукции».

Ф.А.Искандер Очерк жизни и творчества. «Сандро из Чегема» Смех против страха.

Ю.С. Рытхэу.  Очерк жизни и творчества. «Путешествие в молодость или Время красной морошки».

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»),                   В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»); Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.)

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

         Из литературы народов России

Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. (Обзор.)

Стихотворения: «Подует ветер — все больше листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю». (Возможен выбор других стихотворений.)

Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспамятство — самый тяжкий грех как для отдельного человека, так и для всего человечества. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима

Из зарубежной литературы

Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!».

Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя — старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).

Литература конца XX — начала XXI века – 13 часов

Творчество писателей второй половины 20 века: В.Кондратьев, В.Тендряков (обзор)

Творчество поэтов второй половины 20 века: Е.Евтушенко, Б.Ахмадуллина, Ю.Кузнецов, А.Вознесенского, Р.Гамзатова, В.Высоцкий

Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте.

Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор других стихотворений.)

Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).

Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).

(Возможен выбор трех других стихотворений.)

Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).

  1. Тематическое планирование

Тематический блок с указанием количества часов на его освоение

Основные виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Введение

(1 час)

Конспект лекционного материала учителя.

Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной).

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.

Давать общую характеристику русской классической литературы XIX века

Опираясь на историческую справку, давать общую характеристику русской классической литературы XIX века

Литература начала ХХ века

(34 часа)

Чтение и обсуждение статьи учебника. Устные ответы на вопросы. Подготовка выразительного чтения наизусть. Составление плана ответа на проблемный вопрос и устного высказывания по плану. Самостоятельная работа. Поиск материалов о писателях и поэтах 20 века. Поиск цитатных примеров из стихотворений. Устный анализ стихотворений. Письменный ответ на проблемный вопрос.

Чтение стихотворений наизусть.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

Выделять главное в биографии: И.Бунина, А.Куприна, М.Горького,А.Блока и др.; поэтов серябряного века.

Изучать содержание произведений, знать типичные черты литературных персонажей; основные литературные направления и жанры литературы начала 20 века.

 Определять принадлежность текста к тому или иному роду и жанру; выразительно читать лирические произведения; анализировать лирическое и прозаическое

произведение.

Определять характерные особенности индивидуального стиля писателя; жанры всех трех родов (эпоса, лирики, драмы).

Выделять и называть представителей модернистских течений.

Литература 20-х годов ХХ века

( 5 часов)

Рассказ о  творчестве поэта, работа над особенностями языка и стиля; совершенствование навыка выразительного чтения.

Знакомство  с основными этапами жизни поэтов, с  лирическими героями произведени , работа над

пониманием сюжета рассказа

Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения.

Осознавать самостоятельно прочитанное произведение, анализировать текст, используя сведения из истории и теории литературы. Анализировать лирические произведения.

Писать сочинение на заданную тему, используя примеры из текстов.

Соотносить текст с общественной жизнью и культурой эпохи.  Соотносить произведение с литературной критикой на него и оценивать позиции критиков.

Литература 30-х годов ХХ века

(20 часов)

Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы. Составление цитатного плана. Работа над особенностями языка и стиля; совершенствовать навыки выразительного чтения, работать над

пониманием сюжета рассказа, романа.

Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Уметь выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования)

Анализировать текст, используя сведения из истории и теории литературы. Определять мотивы поступков героев, давать им характеристику, анализировать эпизоды изучаемых произведений.

Писать сочинения разных жанров.

Участвовать в дискуссии, утверждая и доказывая свою точку зрения.

Публичному выступлению с докладом, презентацией.

Литература периода ВОВ

(обзор)

(17 часов)

Рассказ о  творчестве поэта, писателя; работа над особенностями языка и стиля; совершенствование навыка выразительного чтения.

Знакомство  с основными этапами жизни поэтов, с  лирическими героями произведений . Выразительное чтение наизусть лирики.

Внимание к героическому прошлому русского народа, высокий патриотизм, уважение к поколению, которое пережило горькие потери, разлуки и страдания.

Сможет определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов; соотносить действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Анализировать эпизоды, изученных произведений, определять мотивы поступков героев и сущность их конфликтов. Высказывать свою точку зрения по прочитанным произведениям.

Участвовать в дискуссии, утверждая и доказывая свою точку зрения.

Публичному выступлению с докладом, презентацией.

Литература 50-90-х годов (обзор)

(12 часов)

Чтение статьи о писателе, чтение повестей и их  полноценное восприятие; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи, комментированное чтение; анализ текста.

Самостоятельная работа над языком рассказа; сравнительный анализ произведений

Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения.

Анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.
 Определять в произведении элементы  сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.

Проводить сравнительный анализ литературных произведений, написанных в разное время, но на одну тему.

Литература конца ХХ-начала ХХI века

(обзор)

(13 часов)

Рассказ о  творчестве поэта, писателя; работа над особенностями языка и стиля; совершенствование навыка выразительного чтения.

Знакомство  с основными этапами жизни поэтов, с  лирическими героями произведений. Выразительное чтение наизусть стихотворений.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.

Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Анализировать эпизоды, изученных произведений, определять мотивы поступков героев и сущность их конфликтов. Высказывать свою точку зрения по прочитанным произведениям.

 Владеть литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

Раздел программы

Требования к знаниям учащихся и характеристика основных видов деятельности учащихся

Тема урока и программное содержание

№ уро-ка

Кол- во часов

Дата проведения  

по плану

по факту

Введение -1 час

Литература начала

 XX века

 (34 часа)

Литература

20-х годов XX века

5 часов

Литература

30-х годов XX века

20 часов

Литература периода

Великой  Отечественной

Войны (обзор)

(17 часов)

 

Литература

50-90-х годов

(обзор)

( 25 часов)

Литература конца XX – начала  XXI века (общий обзор)

( 25 часов)

 

Знать:

-   основные потоки русской литературы XX века: литература, создавшаяся на родине, литература русского зарубежья;  

-  проблемы наследства русской классики;

-  поиски путей обновления литературы;

-  особенности творчества реалистов, символистов, акмеистов, футуристов; 

уметь:    I уровень

-   определять принадлежность текста к тому или иному роду и жанру;

- определять мотивы поступков героев и сущность конфликтов;

- выявлять авторскую позицию;

-  выразительно читать изученные произведения (в том числе и наизусть);

II   уровень:

-  анализировать текст, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;

-  соотносить художественный текст с общественной жизнью и культурой эпохи;

-  соотносить произведение с литературной критикой на него и оценивать позиции критиков;

-   аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

                III   уровень:

-  составлять план, тезисы статей на

литературные темы;

-  создавать связный (устный и  письменный) текст на предложенную тему;

-  участвовать в дискуссии, утверждая и доказывая свою точку зрения;

-  подготовить  доклад, реферат, защитить исследовательский проект;

воспитывать:  

-  готовность к самопознанию и самосовершенствованию;

-  чувства ответственности и гражданской позиции;

-  любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;                

развивать:

-  культуру читательского восприятия художественного текста;

-  эстетические и творческие способности учащихся.

        

знать:

-   стихотворения о природе, любви, Родине, о поэте и поэзии;

-  теоретико-литературные понятия, связанные с поэзией;    

-  прозу русской литературы 20-х годов;

-   споры о литературе и ее роли

уметь:    I уровень:

-  осознать самостоятельно прочитанное произведение;

-  определить мотивы поступков героев и сущность их конфликта;

-  выразить свою читательскую позицию;

II   уровень:

-  анализировать текст,  используя сведения из истории и теории литературы;

-  раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изуч6енных литературных произведений;

-  соотносить произведение с литературной критикой на него и оценивать позиции критиков;

-  анализировать эпизоды  (сцены) изучаемых произведений;

                III   уровень:

-  участвовать в дискуссии, утверждая и доказывая свою точку зрения;

-  подготовить сообщение, доклад, реферат;  

воспитывать:  

готовность к самопознанию и самосовершенствованию;

-  чувства ответственности и гражданской позиции;

-  любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуры;                

развивать:

-  культуру читательского восприятия художественного текста;

-  эстетические и творческие способности учащихся

знать:

-   стихотворения о природе, любви, Родине, о поэте и поэзии;

-  теоретико-литературные понятия, связанные с поэзией;    

-  прозу русской литературы 30-х годов;

-   споры о литературе и ее роли

уметь:    I уровень:

-  осознать самостоятельно прочитанное произведение;

-  определить мотивы поступков героев и сущность их конфликта;

-  выразить свою читательскую позицию;

II   уровень:

-  анализировать текст,  используя сведения из истории и теории литературы;

-  раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изуч6енных литературных произведений;

-  соотносить произведение с литературной критикой на него и оценивать позиции критиков;

-  анализировать эпизоды  (сцены) изучаемых произведений;

                III   уровень:

-  участвовать в дискуссии, утверждая и доказывая свою точку зрения;

-  подготовить сообщение, доклад, реферат;  

воспитывать:  

готовность к самопознанию и самосовершенствованию;

-  чувства ответственности и гражданской позиции;

-  любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуры;                

развивать:

-  культуру читательского восприятия художественного текста;

-  эстетические и творческие способности учащихся

знать:  

-     прозаические произведения о Великой Отечественной войне;

-  патриотические мотивы в лирике военных лет;

-  художественную правду о сражающемся народе, о человеке на войне;

уметь:    I уровень:

  -  понять истоки победы и трагедии русского народа;

-   высказать свое мнение о прочитанном произведении;

-  определить мотивы поступков героев и сущность их конфликта;

-   выразительно читать отрывки из изучаемых произведений;

II   уровень:

-  раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изуч6енных литературных произведений;

-  соотносить произведение с литературной критикой на него и оценивать позиции критиков;

-  анализировать эпизоды  (сцены) изучаемых произведений;

                III   уровень:

-  участвовать в дискуссии, утверждая и доказывая свою точку зрения;

-  подготовить сообщение, доклад, реферат;

-   написать сочинение по мотивам литературных произведений;

воспитывать:  

-   внимание к героическому прошлому русского народа;

-  высокие патриотические чувства;  

-   уважение к поколению, которое пережило горькие потери, разлуки и страдания;              

развивать:

-   читательский интерес и художественный вкус;

монологическую и диалогическую речь .

знать:

- поэзию 60-х годов; 

-  социальные и нравственные проблемы, поднятые писателями 60 – 90-х годов;

-  суровую правду жизни о русской деревне и крестьянине; об обществе и государстве;  народе и власти;

уметь:    I уровень:

-  воспринимать содержание литературного текста;

-  понимать и объяснять проблемы, пронятые в произведении;

-  находить эпизоды, иллюстрирующие  высказанную позицию;            

II   уровень:

-   анализировать литературное произведение;

-   соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни, с проблемами нашего времени;

                III   уровень:

-  участвовать в дискуссии, утверждая и доказывая свою точку зрения;

-  давать характеристику литературному герою, сопоставляя его с другими литературными персонажами;

-  готовить учебно-исследовательские работы;

воспитывать:  

-  интерес к чтению;

-  гуманистическое мировоззрение и гражданскую позицию;            

развивать:

-  речевые и творческие навыки учащихся;

 -   образное и аналитическое мышление.

 

 

        

        

знать:  

-  социальные и нравственные проблемы, поднятые писателями в произведениях современной литературы;

-  литературу Русского зарубежья последних лет;

уметь:    I уровень:

-  воспринимать содержание литературного текста;

-  понимать и объяснять проблемы, пронятые в произведении;

-  находить эпизоды, иллюстрирующие  высказанную позицию;            

II   уровень:

-   анализировать литературное произведение;

-   соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни, с роблемами нашего времени;

                III   уровень:

-  участвовать в дискуссии, утверждая и доказывая свою точку зрения;

-  давать характеристику литературному герою, сопоставляя его с другими литературными персонажами;

-  готовить учебно-исследовательские работы;

воспитывать:  

-  интерес к чтению;

-  гуманистическое мировоззрение и гражданскую позицию;            

развивать:

-  речевые и творческие навыки учащихся;

 -   образное и аналитическое мышление.

 

 

 Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX  века. Характеристика литературного процесса начала   XX века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Направления философской мысли начала столетия.

И.А. Бунин. 

 Краткий очерк жизни и творчества.

Лирика Бунина. Её философичность, лаконизм и изысканность. "Крещенская ночь", "Собака", "Одиночество" или  другие стихотворения.

И.А.Бунин. "Господин из Сан-Франциско". Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа.

Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.

«Легкое дыхание». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя

  «Темные аллеи». Образ уходящей России

А.И.Куприн. 

 Краткий очерк жизни и творчества.

Проблема самопознания личности в повести"Поединок". Автобиографический и гуманистический характер повести.

"Олеся". Изображение мира природы и человека

 Люди цивилизации и люди природы. Поэтическое изображение природы.  Богатство духовного мира, мечты героини.

 

"Гранатовый браслет" Проблематика и поэтика рассказа.

Трагическая история любви Желткова. Пробуждение души Веры. Смысл споров о сильной , бескорыстной любви.

Домашнее сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна

М. Горький.

Краткий очерк жизни и творчества. Ранние романтические рассказы.

"Старуха Изергиль". Проблематика и особенности композиции рассказа.

"На дне" как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Три правды в пьесе «На дне», её социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы.

РР Сочинение по творчеству М. Горького, И.Бунина, А.Куприна

Вн.чт. Из зарубежной поэзии.

Ш.Бодлер «Цветы зла». Эстетизация порока. Р.-М. Рильке «Сонеты к Орфею» Темы творчества и любви.

Русский символизм и его истоки.

В.Я. Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В.Я. Брюсова.

К.Д. Бальмонт. Слово о поэте. «Поэзия как волшебство». «Я мечтою ловил уходящие тени», «Камыши», «Маленький султан», «Я не знаю мудрости»

 Смысл поэзии И.Ф.Анненского «На воде», «Небо звездами в тумане не расцветится», «Что счастье?»

ВН ЧТ Лирика поэтов- символистов.

К.Д. Бальмонт, А. Белый и др.

А.А. Блок.

Краткий очерк жизни и творчества. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»

Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе.

Тема Родины в лирике А. Блока. "На железной дороге…", «Россия», "Петроградское небо мутилось дождем…", "Коршун…", "На поле Куликовом", цикл "Кармен"и др. стихотворения (по выбору).

Творчество Блока после революции 1917 года. Поэма "Двенадцать" и сложность её художественного мира.

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

Н.С.Гумилёв. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилёва.

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых  форм в лирике

 И. В. Северянина.  «Июльский полдень», «Родник», «Увертюра», «Ананасы в шампанском».

 

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению

по поэзии Серебряного века (тема на выбор)

ВН ЧТ Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А. Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор)

С. А. Есенин.

Краткий очерк жизни и творчества. Ранняя

лирика: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери».

Тема Родины в лирике С.А. Есенина. «Я покинул родимый дом…», "Русь Советская", «Спит ковыль. Равнина дорогая…» и др.

Любовная тема в лирике С.А. Есенина.

«Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» и др.

Р.Р. Сочинение «Я последний поэт деревни». Проблематика статьи «Ключи Марии»

Литературный процесс 20-х годов XX  века.Обзор русской литературы 20-годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов

В. В. Маяковский.

 Краткий очерк жизни и творчества. Художественный мир ранней лирики поэта. «Послушайте!», « Скрипка и немножко нервно»,» А вы могли бы?». Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др.

Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского. «Лиличка», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви", "Письмо Татьяне Яковлевой»

Поэма «Облако в штанах»

Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину».

Р.Р. Сочинение по лирике А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского

Литература 30-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.

Разные идейно-художественные позиции писателей в освещении революции и гражданской войны

М. А. Шолохов.

Краткий очерк жизни и творчества. «Донские рассказы»

Картины гражданской войны в романе "Тихий дон" 

 

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

Мастерство М.А.Шолохова в романе «Тихий Дон».

РР Письменная работа по творчеству М.А.Шолохова

ВН ЧТ       Б. Л. Пастернак. 

Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие (обзор)

М. А. Булгаков.

 Краткий очерк жизни и творчества.

М. А. Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбинных»

История создания, проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита»

Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита».

 РР Анализ эпизода романа (по выбору учителя).

Р.Р. Сочинение на тему: «Изображение гражданской войны в русской литературе»

Б. Л. Пастернак. 

 Краткий очерк жизни и творчества. Философский характер лирики Б. Пастернака. Основные темы и мотивы его поэзии. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Гамлет», «Зимняя ночь» и др.

О.Э. Мандельштам.

 Краткий очерк жизни и творчества. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. Трагический конфликт поэта и эпохи. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», « За гремучую доблесть грядущих веков…» и др.

М.И. Цветаева. 

 Краткий очерк жизни и творчества. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.И.Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Попытка ревности», «Стихи Пушкину».

Тема Родины. «Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля.

А. А. Ахматова.

 Краткий очерк жизни и творчества. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А.Ахматовой. «Песня последней встречи», Сжала руки под тёмной вуалью»

Судьба России и судьба поэта в лирике А.А.Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», "Не с теми я, кто бросил землю…", "Приморский сонет"и др.

Поэма А.А.Ахматовой «Реквием". Трагедия поэта и народа. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы

Р.Р. Сочинению по лирике А.А.Ахматовой,,  М.И.Цветаевой .

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия

Лирика  А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова,               А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни                      А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник»                          О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын»                                                П. Антокольского. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова,                                           К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон».

        

А.Т Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика  А.Т. Твардовского. Размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны. «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» и другие стихотворения.

Вн.чт. Н. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и её художественное своеобразие. «Звезда полей», «Русский огонёк», «Видения на холме», «В горнице»

Вн.чт.Семинар.  В.Богомолов «Момент истины»; Елена Ржевская «Ворошеный жар»; М.Симашко «Гу-га»; К.Колесов «Самоходка номер 120»

Г.Владимов «Генерал и его армия»;

В. Астафьев «Веселый солдат»

«Лейтенантская проза». Рассказ О.Ермакова «Крещение»;  В.Некрасов

« В окопах Сталинграда»

«Лейтенантская проза». К.Воробьев «Убиты под Москвой»

В.Быков «Сотников» Человек на войне: стремление к самосохранению и патриотический подвиг»

Р.Р. Сочинение на тему: «Человек на войне в литературе 19-20»

        

Лагерная литература.

А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича» «Архипелаг ГУЛАГ»

 В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» («На представку», «Сентенция»)

Ю.Домбровский «Факультет ненужных вещей»;  Г.Владимов «Верный Руслан»

(обзор)

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству писателей «лагерной» темы (на выбор)

«Деревенская проза». В. П.Астафьев.  Взаимоотношения человека и природы в рассказах "Царь-рыбы". Нравственные проблемы романа «Печальный детектив» (обзор одного произведения по выбору учителя)

В. Г. Распутин. Нравственные проблемы произведений "Последний срок", "Живи и помни", «Прощание с Матерой» (по выбору учителя)

В.Белов, Ф.Абрамов .Нравственные проблемы произведений.

Вн.чт. Творчество В.Шукшина

Р.Р. Сочинение по творчеству писателей «деревенской прозы»

  «Городская проза в современной литературе. Ю.В.Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен», «Дом на набережной»

Ироническая и сатирическая проза.

М.М.Зощенко. Очерк жизни и творчества. «История болезни», «Качество продукции».

Ф.А.Искандер. Очерк жизни и творчества. «Сандро из Чегема». Чегемцы и Сталин: смех против страха.

Ю.С.Рытхэу Очерк жизни и творчества. «Путешествие в молодость или Время красной морошки»

ВН ЧТ   Темы и проблемы современной драматургии (А.Володин, А.Арбузов, В.Розов). А.В.Вампилов. Слово описателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы.

ВН ЧТ   Из литературы народов России.

М. Карим. Жизнь и творчество. «Подует ветер – всё больше листьев…», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду…»

«Птиц выпускаю…». Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков. Психологизм лирики башкирского поэта.

ВН ЧТ   Э. М. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море»

Р.Р. Сочинение. Отзыв на прочитанное произведение

Творчество писателей второй половины 20 века: В.Кондратьев, В.Тендряков,

Творчество поэтов второй половины 20 века: Е.Евтушенко, Б.Ахмадуллина

Б.Окуджава. .  Слово о поэте.   Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. «До свидания, мальчики», «ты течёшь, как река. Странное название…». Искренность и глубина поэтических интонаций. «Когда мне невмочь пересилить беду…»  

Творчество поэтов второй половины 20 века: Е.Евтушенко, Б.Ахмадуллина

Творчество поэтов второй половины 20 века: Ю.Кузнецова, А.Вознесенского, Р.Гамзатова

Творчество поэтов второй половины 20 века: В.Высоцкий

И. Бродский.  Слово о поэте.   «На смерть Жукова», «Осенний крик ястреба», «Сонет» («Как жаль, что тем, что стало для меня…) или др.

 Контрольное тестирование в формате ЕГЭ

Работа над ошибками тестирования

Р.Р. Отзыв на одно из прочитанных произведений современности.

Итоговый урок. Проблемы и уроки литературы ХХ века.

1

2

    3

4

5

6

7

8

9-10

11

  12-13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26-27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

   39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

   53

  54

55

56

57

58

59

60

61-62

63-64

65

66

67

68

69

70

71-72

73-74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97-99

100

101

102

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

    1

1

1

   

1

     

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

   

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1

   

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...