Рабочая программа по литературе для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Санникова Антонина Ивановна

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_lit.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                           Аннинская средняя общеобразовательная школа №6

РАССМОТРЕНА и РЕКОМЕНДОВАНА к утверждению на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла

протокол №1

от «25» августа 2015 г.                                                                                    

УТВЕРЖДЕНА     педагогическим советом МКОУ Аннинской  СОШ №6

     протокол № 2

     от «25» августа 2015 г.                                                                                    

УТВЕРЖДАЮ                                  

Директор МКОУ Аннинской  СОШ №6

 Л.Н. Гурова

приказ № 54

от «26» августа 2015 г.                                        

Рабочая программа

по  литературе для 6 класса

на 2015-2015 учебный год

                                                                Составитель: учитель русского языка и литературы

                                                                                                  Санникова Антонина Ивановна

Анна   2015

Пояснительная записка

Количество недельных часов - 2.

Количество   часов в год - 70.

Уровень рабочей программы - базовый.

Классификация рабочей программы - модифицированная.

Цели и задачи рабочей программы:

 знакомство учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные качества у читателя. В 6 классе ведущей проблемой курса литературы является художественное произведение и автор, характеры героев.

         Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

   

 Федеральный компонент  гос. Образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ №1089 от 05. 03. 2004.

   

 Примерная программа основного общего образования по  литературе, рекомендованная    Министерством образования и науки РФ приказ № 03-1263 от 07. 07. 2005.

         

           Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.

             Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждены приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760).

        Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год  (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 253  от 31.03.2014 г.).

    Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:   Данная рабочая программа разработана на основе «Программы общеобразовательных учреждений по литературе 5-11 классы».  Авторы программы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев. Программа опубликована в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (Базовый уровень)». Москва, «Просвещение» 2008, Допущено Министерством образования и науки РФ.

   Обоснование выбора данной программы:

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), с учётом Новых образовательных стандартов второго поколения, Программы развития «Школы русской культуры» (МОУ СОШ №23), в соответствии с программой, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я. Коровиной «Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень)». - М: «Просвещение», 2010 г. учителем русского языка и литературы Космаковой З.В. и рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов в год). Рабочая программа ориентирована на использование учебной хрестоматии «Литература. 6 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон, носителе. В 2 ч./ В. Г1. Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение, 2011 г.»

Главной идеей рабочей программы (вслед за программой под ред. В.Я Коровиной) является изучение литературы от русского фольклора к древнерусской литературе, от неё - к русской литературе 19, 20 веков. В конце учебного года для изучения предлагаются произведения зарубежной литературы, курс зарубежной литературы также выстроен в хронологическом порядке: от мифов древнего мира до литературы 20 века.

В программе соблюдена системная направленность. Эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений.

 Виды контроля

Промежуточный:        пересказ (подробный, сжатый, выборочный),

выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, устные сообщения, письменные работы, тестирование, исследовательская деятельность, сочинения разнообразных жанров, практикумы.

Итоговый:        тест, включающий задания, проверяющие начитанность

учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

Учебно-методический комплект для обучающихся.

Печатные издания.

Для учащихся:

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2010.

Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD- ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.


Раздел II. Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

        Введение.        

1

Устное народное творчество.

2

Из древнерусской литературы.

2

Из русской литературы 18 века

4

Из русской литературы XIX века.

26

Из русской литературы XX века.

18

Из литературы народов России.

2

Зарубежная литература.

13

Итоги года

2

Всего часов

70

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

         Введение (1ч.). В дорогу зовущие.

Устное народное творчество (2 ч.)

Обрядовый фольклор (1ч.). Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки (1ч.) - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Из древнерусской литературы  (2 ч.)

Русская летопись (1ч.). «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».(1ч.)

Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Из литературы 18 века (4 ч.)

Русские басни (1ч.). Иван Иванович Дмитриев Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над леныо и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

Иван Андреевич Крылов (3 ч.). Краткий рассказ о писателе- баснописце. Самообразование поэта. «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Из русской литературы 19 века (26ч.)

Александр Сергеевич Пушкин (12 ч.). Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народнопоэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. «Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести (из двух повестей изучается одна по выбору учителя и учащихся). «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов (2 ч.). Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев (2 ч.). Рассказ о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора. Роль картин природы в рассказе. Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С.Тургенев - мастер портрета и пейзажа.

Федор Иванович Тютчев (1 ч.). Рассказ о поэте. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта.

Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет (1 ч.). Рассказ о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов (2 ч.). Краткий рассказ о жизни поэта. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков (4 ч.). Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования. Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов (1 ч.). Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов (1 ч.). Яков Петрович Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...». Евгений Абрамович Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...». Алексей Константинович Толстой «Где гнутся над омутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).

Произведения русских писателей 20 века (18 ч.)

Александр Степанович Грин (1 ч.). Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев. Авторская позиция в произведении.

Андрей Платонович Платонов (1 ч.). Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное - вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Михаил Михайлович Пришвин (4 ч.). Слово о писателе.

«Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Образ природы в сказке-были «Кладовая солнца». Особенности композиции и смысл названия произведения. Подготовка к сочинению.

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне (1 ч.).  Слово

о поэтах-фронтовиках. Константин Михайлович Симонов. «Ты

помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Давид Самуилович Самойлов. «Сороковые». Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.

Виктор Петрович Астафьев (2 ч.). Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в предвоенные годы. Самобытность героев рассказа, нравственные проблемы, юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.

Валентин Григорьевич Распутин (3 ч.). Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени. Нравственные проблемы рассказа. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению.

Василий Макарович Шукшин (1 ч.). Слово о писателе. Рассказы «Срезал». Особенности героев Шукшина. Образ «странного» героя в творчестве писателя.

Фазиль Абдулович Искандер (2 ч.). Слово о писателе. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе.

 

Александр Александрович Блок (1 ч.). Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.

Сергей Александрович Есенин (1 ч.). Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А.Есенина. Обучение выразительному чтению.

Анна Андреевна Ахматова, Николай Михайлович Рубцов (1 ч.). Слово о поэтах. А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие...».

Обучение анализу стихотворения. Н.М.Рубцов «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

Из литературы народов России (2ч.)

                  Габдулла Тукай (1 ч.). Слово о татарском поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность традициям своего народа. Великая роль книги в жизни человека.

Кайсын Кулиев (1 ч.). Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.

Из зарубежной литературы (13 ч.)

Мифы Древней Греции (3 ч.)

                                                                         Подвиги Геракла. (2 ч.)  «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Теория литературы. Миф.

Легенда об Арионе. (1 ч.)

Отличие мифа от сказки.

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер (3 ч.). Слово о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель Сервантес Сааведра (2 ч.). Рассказ о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы.

Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.

Фридрих Шиллер (1 ч.). Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

Проспер Мериме (1 ч.). Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери (2 ч.). Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке.

Теория литературы. Притча.

Итоговое тестирование (1 ч.).

Заключительный урок (1 ч.). Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?». Выявление уровня литературного развития учащихся.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс

литературы 6 класса.

В результате изучения литературы ученик должен

 знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Оценка уровня литературной подготовки школьников 6 класса.

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т.д.), каталогов.

Письменно: письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.

Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.

В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» ученики должны:

чтение и восприятие:

  •  прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения;
  •  воспроизвести их конкретное содержание;
  •  дать оценку героям и событиям;

 чтение» истолкование и оценка:

  •  анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои; особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера; род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
  •  выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку; обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
  •  объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;

чтение и речевая деятельность:

  •  пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
  •  давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
  •  писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
  •  писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
  •  выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.

Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:

  •  обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;
  •  ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;
  •  оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»; ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.

Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:

  •  начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения; факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
  •  глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата различных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
  •  уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
  •  качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).

 

В соответствии с общими показателями учебных достижений школьников предлагаются проверочные работы трех типов, различные по содержательной направленности, полноте охвата литературного материала и характеру оценки результатов:

  •  работы, проверяющие знакомство школьников с произведениями, входящими в круг обязательного чтения (начитанность);
  •  работы, проверяющие глубину освоения литературных произведений и знаний по литературе;

- работы, выявляющие качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы.

Назначение работ — оценить достижение учащимися обязательного уровня подготовки по литературе.

Все работы могут проводиться в комплексе, поскольку представляют собой взаимосвязанную систему: либо — в зависимости от цели проверки — раздельно, либо последовательно через определенный промежуток времени.

 

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплект для обучающихся.

1.   Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2010.

2.   Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD- ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008

                                     Методическая литература:

1. Н. В, Егорова «Поурочные разработки по литературе  5 класс». Москва «Вако» 2009 год.

2.  Е. М. Мордес «Искать, пробовать, обучать» Волгоград, «Учитель-АСТ»,  2002 год

3.  Журналы «Литература в школе».

4. Н. А. Алымова «Литература 5-11 кл. Тематические недели», Волгоград «Учитель», 2008.

5. Н. Ю. Кадашникова «Уроки литературы: организация контроля и творческая работа», Волгоград «Учитель», 2009.

Материально-техническое и информационно-техническое  обеспечение

  1.  Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. - М.: ВАКО, 2011.
  2.  Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы: 6 кл. - М.: Просвещение, 2008.
  3.  Полухина В. П. Литература: 6 кл.: Метод, советы / Под ред.

В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение , 2008.

  1.  Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

  Используются  Интернет- ресурсы со следующими полезными ссылками:

http://litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

http://metlit.nm.ru - Методика преподавания литературы

http://www.rvb.ru - Русская виртуальная библиотека

http://www.int-edu.ru     

http://www.schoolexpert.ru     

http://edu.1september.ru

http://uchportal.ru 

http://www. n-schola.ruhttp://pedmir.ru/     

http://www.openclass.ru/   

 http://pedsovet.org/

                                     

                                                                                      Подпись учителя:

Календарно-тематическое планирование учебного материала

по литературе для 6 класса на 2015-2016 учебный год

Санникова Антонина Ивановна

 

№ урока

Дата урока

(план)

Дата урока

(факт)

Причина, по которой урок не проводился

Пункт или страницы учебника

Тема урока

Вид контроля

Введение (1 ч.)

 

С.3-5

«В дорогу зовущие». Писатели – создатели, хранители и любители книги.

Ответы на вопросы: почему автор статьи В. Шкловский называет книгу «дорогой»? Подготовить развернутый ответ, включив в него лексику из статьи критика: «точное знание», «углубление знаний», «умение читать», «справочный аппарат», «книга - предмет для мысли»

                                                                                                 

Устное народное творчество (2 ч.)

 

С. 6-12

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.

Устное сообщение на одну из тем: «Моё любимое произведение», «Самые яркие страницы», «Незабываемый эпизод» (д/з).

Выразительное чтение календарно-обрядовых песен.

 

С.13-17

Пословицы и поговорки.

                     

Древнерусская литература (2 ч.)

 

С.18-23

Древнерусская литература.

Устное сочинение по картине В.М.Васнецова «Нестор-летописец».

С. 24-26

«Сказание о белгородском киселе».

Русская литература 18 века (4 ч.)

 

С.27-32

Произведения русских писателей 18 века. Русская басня. И.И.Дмитриев «Муха».

С.32-39

И.А.Крылов. Басня «Осёл и Соловей».

С.39-45

Басни И.А.Крылова «Листы и корни», «Ларчик».

Инсценирование.

С.45-47

«Баснописец, каких не было». Урок-спектакль.

Русская литература 19 века  (26 ч.)

С.48-56

А.С.Пушкин. Лицейская лирика. Стихотворение «И.И.Пущину».

Индивидуальные сообщения о лицейских годах А.С.Пушкина, о лицейских друзьях поэта.

Чтение стихотворения наизусть («И.И.Пущину»).

С.56-57,61-62

Лирика А.С.Пушкина. Стихотворение «Узник».  Двусложные размеры стиха.

С.57-60

Стихотворение «Зимнее утро». Анализ лирического произведения.

Чтение стихотворений А.С.Пушкина наизусть.

С.62-87

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский»(главы 1 – 4).

Мини-сочинение-рассуждение «Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?»

С.87-99

Роман «Дубровский» (главы 5 – 7).

Мини-сочинение-рассуждение «Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?»

С.99-126

Роман «Дубровский» (главы 8 – 12). Учитель-француз.

Мини-сочинение-рассуждение «Почему Дубровский отказался от мести Троекурову?»

С.126-132

Роман «Дубровский». Маша Троекурова (главы 13 – 15).

Составление плана к предложенным темам.

С.132- 150

Роман «Дубровский» (главы 15-19)

С.150-153

Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

Творческая работа.

Контрольная работа по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

Контрольная работа.

С.156-158

Вн.чт.  А.С.Пушкин «Повести Белкина».

Отзыв об одной из повестей.

С.159 -165

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи».

С.165-174

Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Листок», «Утёс». Тест по лирике М.Ю.Лермонтова.

Чтение наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова «Тучи».

Тест.

С.174-205

И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.

С.206-208

И.С.Тургенев. Рассказ  «Бежин луг». Характеристика мальчиков.

Тест по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг».

Тест по произведению И.С.Тургенева «Бежин луг».

С.209-215

Ф.И.Тютчев. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…», «Листья».

Чтение наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева.

Индивидуальное сообщение «Природа и человек в лирике Ф.И.Тютчева».

С.217-224

А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…»

Чтение наизусть стихотворения А.А.Фета.

С.226-235

Н.А.Некрасов. «Железная дорога».

Составление цитатного плана стихотворения Н.А.Некрасова.

С.237-256

Н.А.Некрасов. Поэма «Дедушка». Трёхсложные размеры стиха.

Чтение наизусть отрывка из поэмы Н.А.Некрасова «Дедушка».

Самостоятельная работа: определение размера стиха.

С.257-273

Н.С.Лесков. Сказ «Левша» (главы 1-4).

Пересказ эпизода сказа.

С.273-282

Н.С.Лесков. Сказ «Левша» (главы 5-10).

С.282-306

Н.С.Лесков. Сказ «Левша» (главы 11-20). Судьба мастера в России.

С.306-308

Контрольный урок по сказу Н.С.Лескова «Левша».

Сочинение.

Тест по сказу «Левша».

С.309-316

А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий».

Инсценирование.

С.317-324

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого.

Чтение наизусть поэтического произведения.

Русская литература 20 века (18 ч.)

С.3-28 2 ЧАСТЬ

А.С.Грин. «Алые паруса».

С.30-39

А.П.Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок».

Анализ иллюстрации к произведению.

С.40 -60

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца».

Составление плана 1 части произведения.

С.60-76

Тропа Митраши.

Составление  плана характеристики Митраши.

С.76-78

Тропа Насти.

Подготовить цитатный материал к сравнительной характеристике Насти и Митраши

С.76-78

Смысл названия повести М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению

Сочинение на одну из тем: «История Травки», «Как Митраша попал в беду?», «В чём смысл названия повести?»

С.79-88

Произведения о Великой Отечественной войне. К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», Д.С.Самойлов «Сороковые».

Выразительное чтение поэтического произведения наизусть.

С.88-110

В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой».

Пересказ отдельных эпизодов рассказа.

С.110-112

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева  «Конь с розовой гривой».

С.113-154

В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского».

Пересказ эпизода с употреблением различных средств изображения характера.

С.154-157

В.Г.Распутин. «Уроки французского». Смысл названия рассказа.

Составление цитатного плана рассказа.

 Сочинение по произведениям В..П.Астафьева  и   В.Г.Распутина.

Сочинение по произведениям В..П.Астафьева  и  В.Г.Распутина.

С.158-174

В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал».

С. 174- 193

Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».

С.174-194

Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».

Создание собственного рассказа по жизненным впечатлениям.

С. 195-197

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А.Блок. Стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений.

С.198-200

Лирика С.А.Есенина. Тема природы в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша».

Выразительное чтение стихотворений.

Индивидуальное сообщение «Что мне близко и дорого в стихах С.Есенина?»

С. 200-205

А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» Н.М.Рубцов. «Звезда полей».

Выразительное чтение стихотворений.

Литература народов России (2 ч.)

С. 206-209

Поэт Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга».

С.209-212

Поэт Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»

Зарубежная литература (13 ч.)

С.213-217

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия»

С.218-223

Мифы Древней Греции.  «Яблоки Гесперид».

Пересказ мифа «Скотный двор царя Авгия».

Индивидуальное сообщение об истории Олимпийских игр и их возобновлении в современном мире.

Вн.чт.   Мифы Древней Греции.

Внеклассное чтение.

С.223-226

Легенды. Легенда об Арионе.

Составление рассказа об Арионе. Устное иллюстрирование произведения.

С. 227-233

Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея».

Составление предложений, в которых упоминаются имена античных богов.

С.233-242

Гомер. Поэма «Илиада».

С.243-262

Гомер. Поэма «Одиссея».

Пересказ эпизода поэмы «Одиссея».

Защита рисунков к поэмам Гомера.

С.263-265

Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот».

С.263-265

Роман  Мигеля де Сервантеса Сааведры «Дон Кихот».

Домашнее сочинение «Дон Кихот – последний рыцарь и совесть Испании».

С. 266-272

Иоганн Фридрих Шиллер. Баллада «Перчатка».

С.273-293

Новелла Проспера Мериме «Маттео Фальконе».

Составление психологического портрета героя.

С.294-313

Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц».

Пересказ отдельных глав сказки.

С.313-314

Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц».

Устное сочинение-рассуждение «Почему принц говорит о людях: «Да, странный народ – эти взрослые»?».

Домашнее эссе по  одному из мудрых изречений А. де Сент-Экзюпери).

Итоги года (2 ч.)

Итоговое тестирование по литературе за курс 6 класса.

Тест.

Заключительный урок-игра.

Игра.

Итого: 70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа политературе в 5 классе

Ррабочая программа по литературе для 5 класса.  Учебник -  «Литература»  Москва,  «Просвещение», 2010 год, В. Я. Коровина,  В. П. Журавлёв,   В. И.  Коровин. Пр...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...

Рабочая программа политературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс...