Лирика Ф.И. Тютчева: рабочая тетрадь
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Настоящее пособие содержит дидактический и контрольно-измерительный материалы по анализу лирики Ф.И.Тютчева в 10 классе среднего общеобразовательного учреждения. Пособие состоит из двух разделов. Первый раздел содержит тексты лирических произведений поэта, контрольные вопросы и практические задания к ним. Задания следует выполнять по мере чтения поэтических текстов в той последовательности, в какой они даются. Во втором разделе представлен контрольно-измерительный материал в формате ЕГЭ. Третий раздел - тексты сочинений по лирике поэта, которые содержат лакуны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tyutchev_rabochaya_tetrad.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

Филиал в г. Озёрске

 «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 36 III-IV ВИДОВ»


 Лирика второй половины ХIХ века

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

  Картинка 2 из 159       

ОЗЁРСК 2018

АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ:

Аверина М.А., кандидат филологических наук

РЕЦЕНЗЕНТ:

Свиридова А.В., доктор филологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»


Задание 1. Знаете ли вы творчество Тютчева? Решите тестовые задания.

1.  Какую профессию избрал Ф. И. Тютчев после окончания Московского университета?

а) стал дипломатом

б) стал учителем

в) стал инженером

г) стал врачом

2. Укажите, какого направления русской общественной мысли придерживался Ф. И. Тютчев.

а) западничества

б) славянофильства

в) почвенничества

г) народничества

3.  Стихотворения «Весь день она лежала в забытьи», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь» были посвящены:

а) Полине Виардо

б) Авдотье Панаевой

в) Елене Денисьевой

г) Марии Лазич

4. Творчество какого русского поэта оказало значительное влияние на поэзию Ф. И. Тютчева?

а) А. С. Пушкина

б) М. Ю. Лермонтова

в) В. А. Жуковского

г) Е. А. Баратынского

5.  Назовите автора статьи «Второстепенные русские поэты», опубликованной в журнале «Современник», в которой Ф. И. Тютчев назван «первостепенным русским талантом».

а) М. А. Антонович

б) Н. Н. Страхов

в) Н. А. Добролюбов

г) Н. А. Некрасов

6.  Укажите, черты каких лирических жанров присутствуют в творчестве  Тютчева.

а) послание и элегия

б) ода и элегия

в) баллада и ода

г) сатира и ода

7.  Ф. М. Достоевский назвал стихотворения Ф. И. Тютчева «зеркалом души», потому что:

а) стихи поэта носят исповедальный характер

б) стихи поэта отражают биографические вехи

в) стихи поэта отражают разнообразие психологического и эмоционального состояния

г) стихи поэта слишком экспрессивны

8.  По отрывкам определите стихотворения.

а) Сумрак тихий, сумрак сонный,

     Лейся в глубь моей души,

     Тихий, темный, благовонный,

     Все залей и утиши.

б) О смертной мысли водомет,

    О водомет неистощимый!

    Какой закон непостижимый

    Тебя стремит, тебя мятет?

в) Тут не одно воспоминанье,

    Тут жизнь заговорила вновь, —

    И то же в вас очарованье,

    И та ж в душе моей любовь!..

г) Пускай скудеет в жилах кровь,

    Но в сердце не скудеет нежность...

        A)        «Фонтан»

       Б) «Тени сизые смесились»

         B)        «Последняя любовь»

       Г) К. Б. «Я встретил вас...»

9. Назовите поэта, которому посвящены следующие строки Тютчева.

Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет.

а)        В. А. Жуковскому

б)        А. С. Пушкину

в)        М. Ю. Лермонтову

г)        К.Н.Батюшкову

10. Назовите стихотворение Тютчева, ставшее известным романсом.

а)        «Есть в осени первоначальной...»

б)        «О чем ты воешь, ветр ночной?»

в)        К. Б. «Я встретил вас — и все былое...»

г)        «Как хорошо ты, о море ночное...»

11. По отрывкам определите стихотворения.

а)        Мысль изреченная есть ложь.

б) Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые —

Его призвали всеблагие,

Как собеседника на пир...

в) Весне и горя мало:

   Умылася в снегу,

И лишь румяней стала         Наперекор врагу.

г)Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громкокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

  1. «Зима недаром злится»
  2. Б) «Цицерон»
  3. «Silentium»

Г) «Весенняя гроза»

Задание 2. Прочитайте стихотворение Тютчева «Фонтан», проанализируйте его, используя данные речевые клише

Фонтан

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной –

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятет?

Как жадно к небу рвешься ты!..

Но длань незримо-роковая

Твой луч упорный, преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

Анализ стихотворения напишите по речевому клише

Поэзия Тютчева - поэзия __________и антитез. Жизнь человека изобилует конфликтами, душа раздирается_____________. Он взывает о помощи. Спасает гармония природы, соприкосновение с которой вызывает ______________________и великое чувство любви.

Природа, ___________ на одной стороне, цивилизация, космос — на другой — это едва ли не важнейшие из тех полярностей, с которыми имеет дело Тютчев в своей поэзии.

Природа и человек образуют____________, поэтому многие стихотворения Тютчева имеют _____________композицию, построены на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека, например, «Фонтан».

Стихотворение построено на поэтическом сравнении —_____________________________________________. В первой строфе Тютчев применяет слово «____________» — слово чужеземное, технологическое. Во второй только строфе появляется слово «________» — слово свое, национальное. Перед нами два словесных варианта того же______________: в одном варианте человеческая мысль — мертвая форма, в другом — непосредственная жизнь, движимая изнутри.

  Стихотворение состоит из двух ____________: в первой даётся образ___________, во второй раскрывается его иносказательный смысл. Связь осуществляется синтаксическим и смысловым параллелизмом. Поэт постигает мир человека через _______________ его с миром природы. Фонтан автор уподобляет___________, который идёт не от солнца, а снизу, он как бы бросает вызов земному тяготению. И за этот вызов небу, за гордыню он наказан – «осуждён» «________________». Человеческий разум работает, как фонтан, стремится постичь смысл___________.

Задание 3. Прочитайте стихотворение Тютчева «Silentium!», ответьте на вопросы.

 Silentium!

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.

Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи!..

Вопросы и задания к стихотворению «Silentium!»

  1. Какие два мира изображает поэт в стихотворении? Какой из миров описан подробнее? Что характерно для внутреннего мира человека?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каковы приметы мира внешнего? Какие картины природы важны поэту для создания образа внешнего мира? 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней жизни? Почему лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи»?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой поэтический смысл выявляется в том, что стихотворение названо по-латыни? Почему внутреннюю жизнь человека может спасти только молчание?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой характер придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении образы ночи и дня? Почему все же образы стихотворения от картин ночи движутся к «дневным лучам»?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Прочитайте стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа», приведенное ниже,  и проанализируйте его, используя данные речевые клише.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

   

В мире, по мнению Тютчева, все пребывает в противоборстве, которое является источником________________. Мир постоянно_________, но это не разрушает его целостности. Природа, как и человек, - это живой и внутренне ______________организм.

В стихотворении поэт спорит со сторонниками ____________________философии, для которых природа есть лишь бесчувственное тело, лишенное____________. Утверждая родство между природой и человеком, поэт уверен, что человек ____________понять природу, а она обладает для него ________________силой.

По Тютчеву, и человек, и природа обладают душой, __________и языком. Природа - творец мысли и_____________. Поэтому «лист и цвет на древе» сродни плодам труда рук и мысли_____________.

Тютчев уверен, что человек, зараженный микробом материалистического познания, утратил способность______________________________________________. Трагедию человечества поэт видит в ___________________человека с «мировой душой» природы, нарушении целостности мира.

Вторая и четвертая строфы стихотворения, запрещенные цензурой, вероятно, с наибольшей силой выражали ________________мировоззрение поэта, считавшего природу божеством.

Задание 5. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B1-B9. Задания C1-С3 -  в виде связного ответа на вопрос в объёме 5-10 предложений

 

***

Люблю грозу в начале мая, 
Когда весенний, первый гром, 
Как бы резвяся и играя, 
Грохочет в небе голубом. 

Гремят раскаты молодые, 
Вот дождик брызнул, пыль летит, 
Повисли перлы дождевые, 
И солнце нити золотит. 

С горы бежит поток проворный, 
В лесу не молкнет птичий гам, 
И гам лесной и шум нагорный - 
Все вторит весело громам. 

Ты скажешь: ветреная Геба, 
Кормя Зевесова орла, 
Громокипящий кубок с неба, 
Смеясь, на землю пролила.

 

B1. К какому роду литературы принадлежит это стихотворение?

__________________________________________________________________

B2. Как называются образные определения предметов и явлений, с которыми мы встречаемся, например, в словосочетаниях «раскаты молодые», «поток проворный», «громокипящий кубок»?

__________________________________________________________________

B3. Выпишите из стихотворения слово со значением «жемчуг, жемчужины».

__________________________________________________________________

B4.Перечитайте первую строфу. Звуки в ней подобраны так, чтобы мы услышали грохотание грома. Как называется такой прием?

__________________________________________________________________

B5. Определите размер, которым написано стихотворение.

__________________________________________________________________

В 6. Изображая первый гром, Тютчев пишет, что он грохочет «резвяся и играя». Укажите название этого приема иносказательной выразительности.

__________________________________________________________________

В 7. Как называется прием, использованный Тютчевым для создания настроения и ритмического рисунка стихотворения: «В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный...»?

__________________________________________________________________

В8. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).

1) анафора

2) метафора

3) ирония

4) эпитет

5) звукопись

_________________________________________________________________

В9. Как называется рифма, объединяющая первую и третью строки в каждой строфе стихотворения?

_________________________________________________________________

С1. С какой целью в последней строфе стихотворения упоминаются древнегреческие мифологические персонажи?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

C2. Можно ли сказать, что это стихотворение о природном явлении (грозе)

оказывается еще и стихотворением о человеке? Ответ аргументируйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

C3. Какие еще стихотворения о весне вам известны и как они перекликаются

со стихотворением Тютчева?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B1-B5.

 

***

Есть в осени первоначальной 
Короткая, но дивная пора — 
Весь день стоит как бы хрустальный, 
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос, 
Теперь уж пусто все — простор везде, — 
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

В1. Как называется разновидность лирики, в основе которой изображение картин природы?

_________________________________________________________

В2. Первая и вторая строки второй и третьей строф построены на противопоставлении реально существующего осеннего поэтического мира миру ушедшему и миру наступающему. Как называется этот прием?

_________________________________________________________

В3. Укажите номер строфы, в которой характер рифмовки отличается от характера рифмовки остальных строф.

_________________________________________________________

В4. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).

1) гипербола

2) анафора

3) метафора

4) эпитет

5) звукопись

___________________________________________________________

В5. В первых двух строках стихотворения использован непрямой порядок слов. Как называется такой прием?

____________________________________________________________

 

Задание 7. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B1-B9. Задания C1-С3 -  в виде связного ответа на вопрос в объёме 5-10 предложений

***

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

B1. Определите тематическую принадлежность лирики Тютчева___________________________________________________________

В2. Как называется средство художественной выразительности, заключающееся в нарушении прямого порядка слов в предложении: «Что в существе разумном мы зовем // Божественной стыдливостью страданья…»?

______________________________________________________________

В3. Как в литературоведении называют фонетическое созвучие концов стихотворных строк?

______________________________________________________________

В4. Напишите термин, которым в литературоведении называют средства художественной выразительности, являющиеся образными определениями: «томный шелест», «умильная, таинственная прелесть», «грустно-сиротеющая земля» и т.д.

______________________________________________________________

В5.Определите размер, которым написано стихотворение.

______________________________________________________________

C1. Какая авторская мысль лежит в основе содержания этого стихотворения?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

C2. В стихотворениях каких русcких поэтов можно найти продолжение традиции лирики Ф.И. Тютчева и в чем они соотносятся со стихотворением "Есть в светлости осенних вечеров..."?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B1-B7. Задания С1 и С2 -  в виде связного ответа на вопрос в объёме 5-10 предложений

К. Б.

Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло...

Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, —

Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...

Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

В1. Вторая и третья строфы стихотворения построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот приём?

__________________________________________________________

В2. Какое средство иносказательной выразительности дважды использовано поэтом в первой строфе?

___________________________________________________________

В3. Как называется  средство художественной изобразительности («милые черты»), используемое поэтом для создания образа героини и выражения чувств лирического героя?

_____________________________________________________________

В4. Какой художественный приём, придающий стихотворению музыкальное звучание, дважды использован в пятой строфе?

_________________________________________________________

В5.Определите размер, которым написано стихотворение__________________________________________________

В6. Как называется условный герой, чьи чувства и переживания передаются в стихотворении?

_________________________________________________________

В7. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой и пятой строфах данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).

1) гипербола

2) сравнение

3) анафора

4) эпитет

5) эпифора

_____________________________________________________________

C1. Как различные поэтические приёмы помогают автору передать чувства, охватившие лирического героя?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С2.  В чём особенности изображения чувств человека в лирике Тютчева  и каких русских поэтов можно назвать его последователями.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Перед вами сочинения С5 по творчеству Ф.И. Тютчева, заполните лакуны, продолжите сочинения.

ТЕМА ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ Ф. ТЮТЧЕВА

По словам В. Я. Брюсова, «Стихи Тютчева о природе — почти всегда страстное признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку,— любоваться многообразными проявлениями жизни природы». Нельзя не согласиться с этими слова.

Ф. И. Тютчев особенно любил __________и _________ природу, символизирующую собой возрождение и увядание. Он создал неповторимые образы: _______________________________________________________

Замечательно тютчевское стихотворение «Осенний вечер» — своеобразное лирическое раздумье, вызванное красотой засыпающей природы. В нем природа предстает в__________________________________, автор подчеркивает ее «_______________________________». Поэт рисует образы _____________________________________вечера. Интонация всего стихотворения_________________, создающая ощущение____________. Только «зловещий блеск и пестрота дерев» и «порывистый, холодный ветер» предвещают собой_____________________________. В стихотворении Тютчев очеловечивает природу, говорит о ней языком метафор: например, _________________________________________________________________________________________________________________________________

Этот пейзаж ясного осеннего вечера поистине пленителен.

Ярким контрастом служит этому стихотворению известный тютчевский гимн грозе («_________________»). Гроза грохочет, ____________, радостно провозглашая пробуждение весенней природы. Нагнетением дрожащего звука ___________передает Тютчев силу и мощь природного явления: «Гремят раскаты молодые...».

Оживить картину поэту помогают метафоры: «________________», «_____________________». Гроза заставляет вспомнить о богах — Тютчев вводит образ богини________, проливающей на землю свой «громокипящий кубок».

Отличительная особенность тютчевской лирики — сопоставление явлений природы с человеческими переживаниями. Неиссякаемую силу и жизнеспособность _________(«_______________________») поэт сравнивает с искрой жизни, счастливую любовь — с северным летом, веяние весны среди осени — с воспоминанием о юности... Например, в стихотворении____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не раз возникает в лирике поэта образ моря. Созерцание моря было для Тютчева действительно волнительным. Яркое тому свидетельство — стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное». (Самостоятельно дайте краткий анализ идейно-художественного своеобразия стихотворения) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Главное достоинство стихотворений Ф. Тютчева заключается в_____________________________________________________________________________________________________________________. Он горячо любит_______________________________, прекрасно понимает, ему доступны_____________________________________________________.

ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ Ф. ТЮТЧЕВА

Знаменательным событием в жизни Тютчева стало его знакомство с молодой Еленой Денисьевой.. Ей великий поэт посвятил многие свои стихотворения. Все они говорят о трагической сущности любви, потому что сама история взаимоотношений Тютчева с Денисьевой драматична. Тютчев не находил в себе сил расстаться с женой, к которой также испытывал искреннюю привязанность. Елена Денисьева за свою порочную, по меркам общественной морали, любовь была отвергнута всеми. Острое чувство переживания за судьбу возлюбленной и породило самые лучшие страницы тютчевской любовной лирики.

Одним из шедевров «денисьевского цикла» является стихотворение «О, как убийственно мы любим...». Встреча с любимой в нем предстает роковой, породившей «буйную слепоту страстей», губящих самое дорогое. Поэт и в этом стихотворении не удерживается от сравнения человеческих чувств с явлениями природы. Это характерная особенность лирики Тютчева Счастье коротко, как северное лето, оно лишь сон. Любовь легла на судьбу возлюбленной незаслуженным позором, и это мучительно переживает поэт. Его чувства к героине стихотворения оказываются убийственными.

Предметом восхищения поэта в стихотворении «Я очи знал, — о, эти очи!..» становятся глаза возлюбленной, от которых невозможно «душу оторвать». В «их волшебной страстной ночи» необыкновенная глубина страсти и горе. Взгляд возлюбленной «грустный, углубленный», «роковой», а мгновения встречи с ним — поистине сладостные, волнительные, волшебные, трогательные до слез. (Продолжите мысль, проанализируйте средства художественной выразительности)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В стихотворении «Весь день она лежала в забытьи...» поэт передает трагическое чувство горечи расставания с уходящей из жизни возлюбленной, страстно любящей жизнь и самого поэта. (Самостоятельно дайте краткий анализ идейно-художественного своеобразия стихотворения)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Любовная   лирика Тютчева весьма психологична, к тому же она носит и философский характер. (Аргументируйте данный тезис примерами  лирики Тютчева)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таким образом, тема любви в лирике Тютчева (Самостоятельно сделайте вывод).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

План анализа стихотворения

  1. История создания стихотворения, дата (любая информация, которая поможет понять стихотворение, проникнуть в его ткань).
  2. Мотив. Тема (о чем стихотворение), жанр (элегия, дума, ода, гимн, идиллия, эклога, послание, баллада,  эпиграмма, эпитафия, мадригал, реквием, сонет,). Смысл заглавия, эпиграф.
  3. Лирический герой (его характеристика).
  4. Особенности композиции (построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов и сцен) и сюжета (система событий, развитие переживания, борьба лирических мотивов).
  5. Идея (главная мысль, отношение автора к проблеме, высказанной в стихотворении).
  6. Художественные приемы (пейзаж, портрет, смысл имен, роль детали, символы).
  7. Изобразительно-выразительные средства (тропы) (эпитет, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха,  сравнение, аллегория, ирония, гипербола, литота, перифраз). Особенности лексики.
  8. Стилистические фигуры (антитеза, инверсия, повторы, анафора, эпифора, оксюморон, параллелизм, риторические вопрос, обращение,  восклицание).
  9. Особенности стихосложения:
  • Стихотворный размер (хорей, ямб, пиррихий, спондей; дактиль, амфибрахий, анапест).
  • Рифма (мужская, женская; точная, неточная, богатая; простая составная); способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая).
  • Звукопись (аллитерация, ассонанс).
  • Строфика (двустишие (дистих), трехстишие (терцина), четверостишие (катрен), пятистишие, октава, сонет, онегинская строфа).
  • Интонация (логическое ударение, паузы (цезуры и переносы)).

10. Мое отношение к стихотворению. Что я понял, прочитав его? Какое чувство вызвало оно у меня?

Излагая мысли, чувства, душевное состояние лирического героя, покажите, какими художественными средствами они передаются, т. е. рассказывая о стихотворении и чувствах героя, скажите, как автор это выражает, какие средства использует для этого.

Практические советы по  анализу стихотворения

  1. Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да — благодаря каким словам мы об этом догадываемся.
  2. Есть ли в стихотворении конфликт, для определения конфликта выявить из стихотворения слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, выявить ключевые слова среди положительных и отрицательно эмоционально окрашенных в этих цепочках.
  3. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).
  4. В какой строфе можно выделить кульминацию, есть ли в стихотворении развязка, если да, то какая.
  5. Какая строка становится смыслом для создания стихотворения. Роль первой строки (какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо).
  6. Роль последней строки. Какие слова, которыми он может закончить стихотворение, представляются поэту особенно значимыми.
  7. Роль звуков в стихотворении.
  8. Цвет стихотворения.
  9. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего).
  10. Категория пространства (реального и астрального)
  11. Степень замкнутости автора, есть ли обращение к читателю или адресату?
  12. Особенности композиции стихотворения.
  13. Жанр стихотворения (разновидность: философское размышление, элегия, ода, басня, баллада).
  14. Литературное направление, если можно определить.
  15. Значение художественных средств (сравнение, метафора, гипербола, антитеза, аллитерации, оксюморон).
  16. Мое восприятие этого стихотворения.
  17. Если есть необходимость обратиться к истории создания, году создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Условия, место. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.

Речевые клише

В стихотворении… (автор, название) говорится о…

В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается…

В стихотворении царит…настроение. Стихотворение…пронизано…настроением.

Настроение этого стихотворения…. Настроение меняется на протяжении стихотворения: от…к…. Настроение стихотворения подчеркивает…

Стихотворение можно разделить на…части, так как…

Композиционно стихотворение делится на…части.

Звучание стихотворения определяет…ритм.

Короткие (длинные) строки подчеркивают…

В стихотворении мы словно слышим звуки…. Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать….

Поэт хочет запечатлеть словами….

Для создания настроения автор использует…. С помощью…автор создает нам возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ.

Лирический герой этого стихотворения представляется мне….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 10 классе на тему "Мой обожаемый поэт"(сопоставительный анализ лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета),

Данный урок учит учащихся анализировать и сопоставлять лирику двух поэтов, определяемых критиками как поэты-близнецы.Обучающиеся находят общие черты и различия в биографии и поэтическом наследии поэто...

Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его  лирике.Кто-то должен разбираться  в  сумятице  повседневной  жизни.Но кто-то ...

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»...

Рабочие тетради к уроку по литературе "Тема Родины в лирике С. Есенина"

В содержании "Рабочих тетрадей" освещается теоретический материал урока, анализ стихотворения "Гой ты, Русь, моя родная..." и вариативные задания для самостоятельной работы....

Урок по творчеству Ф.И.Тютчева " Философская лирика Ф.И.Тютчева

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и ...

Лирика Н.А. Некрасова: рабочая тетрадь

Настоящее учебно-методическое пособие содержит дидактический материал к урокам по лирике Некрасова, КИМы, речевые клише сочинений по творчеству поэта...

Лирика А.А. Фета: рабочая тетрадь

Пособие состоит из трёх разделов. Первый раздел содержит вопросы и задания по лирическим текстам Фета. Задания следует выполнять по мере чтения текста в той последовательности, в какой они даются. ...