"Медной горы хозяйка" разработка урока литературы
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
"Медной горы Хозяйка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_skazu_bazhova_mednoy_gory_hozyayka.docx | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 5 классе
Урок – следствие
«Тайна малахитовой шкатулки»
Цели:
1.Познакомиться с жанром,языком и особенностями сказа
2.Расскрыть образы героев сказа и их поучительную роль
Тип: урок открытие новых знаний
Оборудование: презентация, рабочие листы- литературное досье
УУД:
Ход урока:
- Организационный момент
(проверка готовности к уроку, все ли материалы к уроку на месте)(досье, ручка)
У: Приветствие:Здравствуйте, ребята! А вы знаете, какой сегодня праздник?(слайд)
О: (будут говорить о Дне Св. Валентина)
У: Вероятно, что кто-то отмечает и этот праздник. Но я хотела Вам рассказать о том, что сегодня 14 февраля отмечается Международный день дарения книг.(слайд)
У: А вот какую книгу подарили мне ( в руках большая книга)(демонстрирую, оттуда падает записка)
- У:Ребята это письмо! Надпись «5му «Б» классу» посмотрим, что там?(слайд)
(текст записки на экране, прошу кого-то прочитать)
Текст записки:( в руках и на слайде)
Пишет Вам певец аларУ. Найдите что-то прочное и крепкое у человека с зелеными щеками и девушку –lacertilian.И помните, что в каждой шкатулке хранится тайна.
У: Да…Запутанная история. О чем просит автор записки?
О: Найти кого-то и разгадать тайну
У: Где используют подобные записки?
У: А как называют людей, которые разгадывают тайны, расследуют запутанные дела?
У: Так как нам предстоит сегодня расследовать тайный смысл записки, как мы назовем наш урок?
О: следствие(слайд)
У: Я предлагаю определить автора таинственной записки!Составьте рассказ по уликам, часть из них на экране, часть на моём столе( по цепочке)
(слайд)1.на карте город Сысерть,
2. Отец-фото рабочего горняка (РК – знакомо ли вам это слово? Как это слово связано с нашей территорией? Горняки - тоже ведут следствие по розыску полезных ископаемых), как еще называют людей, добывающих полезные ископаемые? (старатели) почему такого название?
3. Мать - кружево, (мать)
4. Словарь - в нем слово «коллега»,
5.слова - сказка, пословица, поговорка, колыбельная - что их объединяет?- фольклор,
6. Фото героев сказов (книги Бажова)
У: Кто наш автор?
О: П. П. Бажов (слайд)
У:Вернемся к записке, почему певецаларУ?
О: певец(воспевал природу) СКАЗИТЕЛЬ И ЕГО ОСОБАЯ РОЛЬ
У: Талантом Бажова восхищался наш земляк - поэт и писатель Сергей Наровчатов(слайд) в своей статье он назвал нашего автора невероятно одаренным человеком, сумевшим воспеть всю силу и красоту природы и простых трудовых людей.
У :Назовите одно из произведений,которое сегодня будет предметом нашего следствия?
С текстом произведения вы знакомились дома
У: определите тему(слайд)
У:Что нам сегодня предстоит сделать, в ходе следствия по сказу «Медной горы Хозяйка?»
Цели: познакомиться со сказом, главными героями, понаблюдать над особенностями произведения: языком и жанром, раскрыть тайну шкатулки
СКАЗ И СКАЗКА
У: Бажов - настоящий мастер слова. Он нашёл свой непохожий на другие жанр – сказ.
У: Как вы думаете, почему у произведения такой необычный жанр «СКАЗ»?Почему не сказка?Ведь эти жанры так похожи(слайд)
О: в сказе есть и реальное и волшебное
У:Какие волшебные события происходят в сказе?
-называют,
У: Назовите реальные?
- проверка по эталону, ищут то, что не сказали
У: Предлагаю проверить. Карта на слайде, проверяем реальность(слайд)
О: на карте Урала действительно есть такие объекты как у Бажова.
У: Вы прекрасно справились с заданием.
ЯЗЫК СКАЗА
У: Так как он был певцом Урала, (к записке)то где он собирал материал для своих произведений?
О: На своей местности, на Урале.
У: Обратили ли вы внимание на необычный язык произведения? Что показалось вам непонятным?
О: Некоторые слова, просторечные слова,диалекты
У: Действительно, очень много диалектных слов. Что такое диалектные слова?(слайд)
У: Предлагаю провести экспертизу над словом. На экране под(слайд) номером…записаны фразы, диалектные слова, попробуйте выяснить их значение, подобрав к ним синонимы.
Молодой парень был, неженатик – холостой
Артуть – девка - подвижная, быстрая
Над человеком мудровать – зло шутить
Не обзарился – не позавидовал
Душной – плохо пахнущий
Подбирают, проверяем быстро(меняются слайды)
У: Как вы думаете, для чего Бажов использует такое большое количество диалектных слов?
О: чтобы сделать язык сказа максимально приближенным к народному.
У: Вы большие молодцы
ГЕРОИ СКАЗА
У:Кому принадлежат выделенные цветом диалектные слова – характеристики?
О: Степану и Хозяйке.
У: Как вы их себе представляете?внешне
У: У меня для Вас есть иллюстрация (хозяйка Степан закрыт) – подсказка (слайд),которая поможет раскрыть следующую зашифрованную фразу записки. Написана она в особой технике Палех. На страницах своего учебника вы можете подробнее познакомиться с иллюстрациями к сказам Бажова в этой технике росписи.
У: Помогла ли иллюстрация отгадать зашифрованное слово?
У: Тогда проведём следственный эксперимент
1.Эксперимент 1
(песок-надпись клей)
У: Следующий эксперимент поможет выяснить, что скрывает под собой другая таинственная фраза
2.ЭКСПЕРИМЕНТ 2(слайд)
(малахит-фонарик) к записке и зеленью отливало
У: вы много сказали о внешности героев можно ли судить очеловеке по внешности?
У:Предлагаю подробнее раскрыть образы героев. А так как мы с вами следователи,думаю, будет уместно составить досье на главных героев
У: Что такое досье?
О:
У: Обратиться к словарю(слайд) (на слайде смотрят) мы составим не обычное, а литературное досье
У: Перед вами шаблоны для литературного досье, рассмотрите их (на слайде шаблон)
У половины Степан и половины Хозяйка.
Род занятий:
Характер:
Имя:
Как называют в сказе:
Роль героя в произведении:
По ходу чтения записывают заметки в досье
1.Какие имена в сказе у Хозяйки?
2.Почему?
3.Какой предстаёт она перед Степаном?
4.А перед другими людьми?
5.От чего это зависит?
1. Как в сказе называют Степана?
2.Кто?
3.Почему?
4.Какие черты характера он проявил, чтобы заслужить уважение и симпатию Хозяйки?
Какие испытания выпали на долю Степана, после встречи с Хозяйкой?
ЗАДАНИЕ: расскажите о первом испытании от лица Степана
Какое второе испытание приготовила Хозяйка Степану Петровичу?
Задание: расскажите от лица Хозяйки!
-Хозяйка оказалась честной в отличие от людей.
-В чем обманул Степана приказчик?
- Кто снова помог герою?
Задание 3: расскажите о третьем испытании по цепочке
-Чем заканчивается сказ?
-Почему так необычно?
О роли образа Степана?
У: О чем сказ?
У: В конце следствия сыщики закрывают дело, которое расследовали и подводят итоги работы.
Что удалось в ходе следствия выяснить нам? (используя слова: удалось исследовать, расследовать, узнать)
Заключение:
У Бажова есть целый цикл сказов, который называется «Малахитовая шкатулка» в нем 52 сказа- это целая сокровищница. В нашей шкатулке тоже есть что-то ценное. Следуя словам на закладках вы обретете бесценный дар - любовь к чтению.(закладки с высказываниями о чтении)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме:«Урок литературы в 5-м классе "В гостях у Хозяйки Медной горы"
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова....
Презентация к уроку литературы в 6 классе "П.Бажов. Сказ "Медной горы Хозяйка"
Презентация - сопровождение урока по сказу П.Бажова "Медной горы Хозяйка" содержит материал, позволяющий представить сборник сказов Бажова и раскрывающий особенности этого жанра, знакомящий с ил...
Разработка урока литературы для 5 класса по сказу П.Бажова "Медной горы хозяйка". Урок №1
Цели урока: Образовательные: расширить знания о личности П.П. Бажова; дать понятие о жанре сказа; показать различия жанров сказки и сказа; Развивающие: развивать навыки анализа текста, выразител...
Разработка урока литературы для 5 класса по сказу П. Бажова "Медной горы хозяйка". Урок №2
Цели урока: Образовательные: расширить знания о личности П.П. Бажова; дать понятие о жанре сказа; показать различия жанров сказки и сказа; проследить использование диалектизмов в сказе; Развиваю...
Урок литературы 5 класс П.П.Бажов"Медной горы хозяйка"
Урок литературы в 5 классе по теме "П.П.Бажов "Медной горы хозяйка" с презентацией. Может быть использован учителя ми при подготовке к уроку....
Презентация к уроку литературы в 5 классе по сказу П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка"
Презентация к уроку литературы в 5 классе по сказу П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка". Тема урока: "Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка». Образы героев сказа П.П. Бажова «Медной горы хозяйка»
Цель урока: узнать больше о жизни, творчестве и личности русского писателя Бажова П.П.; дать характеристики героям сказа.Задачи:Образовательная:познакомиться учащихся с жизнью и творчеством писа...