"Медной горы хозяйка" разработка урока литературы
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Ходунова Татьяна Юрьевна

"Медной горы Хозяйка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_skazu_bazhova_mednoy_gory_hozyayka.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 5 классе

Урок – следствие

«Тайна малахитовой шкатулки»

Цели:

1.Познакомиться с жанром,языком и особенностями сказа

2.Расскрыть образы героев сказа и их поучительную роль

Тип: урок открытие новых знаний

Оборудование: презентация, рабочие листы- литературное досье

УУД:

Ход урока:

  1. Организационный момент

(проверка готовности к уроку, все ли материалы к уроку на месте)(досье, ручка)

У: Приветствие:Здравствуйте, ребята! А вы знаете, какой сегодня праздник?(слайд)

О: (будут говорить о Дне Св. Валентина)

У: Вероятно, что кто-то отмечает и этот праздник. Но я хотела Вам рассказать о том, что сегодня 14 февраля отмечается Международный день дарения книг.(слайд)

У: А вот какую книгу подарили мне ( в руках большая книга)(демонстрирую, оттуда падает записка)

  1. У:Ребята это письмо! Надпись «5му «Б» классу» посмотрим, что там?(слайд)

(текст записки на экране, прошу кого-то прочитать)

Текст записки:( в руках и на слайде)

Пишет Вам певец аларУ. Найдите что-то прочное и крепкое у человека с зелеными щеками и девушку –lacertilian.И помните, что в каждой шкатулке хранится тайна.

У: Да…Запутанная история. О чем просит автор записки?

О: Найти кого-то и разгадать тайну

У: Где используют подобные записки?

У: А как называют людей, которые разгадывают тайны, расследуют запутанные дела?

У: Так как нам предстоит сегодня расследовать тайный смысл записки, как мы назовем наш урок?

О: следствие(слайд)        

У: Я предлагаю определить автора таинственной записки!Составьте рассказ по уликам, часть из них на экране, часть на моём столе( по цепочке)

(слайд)1.на карте город Сысерть,

 2. Отец-фото рабочего горняка (РК – знакомо ли вам это слово? Как это слово связано с нашей территорией? Горняки - тоже ведут следствие по розыску полезных ископаемых), как еще называют людей, добывающих полезные ископаемые? (старатели) почему такого название?

3. Мать - кружево, (мать)

4. Словарь - в нем слово «коллега»,

5.слова - сказка, пословица, поговорка, колыбельная - что их объединяет?- фольклор,

6. Фото героев сказов (книги Бажова)

У: Кто наш автор?

О: П. П. Бажов (слайд)

У:Вернемся к записке, почему певецаларУ?

О: певец(воспевал природу) СКАЗИТЕЛЬ И ЕГО ОСОБАЯ РОЛЬ

У: Талантом Бажова восхищался наш земляк - поэт и писатель Сергей Наровчатов(слайд) в своей статье он назвал нашего автора невероятно одаренным человеком, сумевшим воспеть всю силу и красоту природы и простых трудовых людей.

У :Назовите одно из произведений,которое сегодня будет предметом нашего следствия?

С текстом произведения вы знакомились дома

У: определите тему(слайд)

У:Что нам сегодня предстоит сделать, в ходе следствия по сказу «Медной горы Хозяйка?»

Цели: познакомиться со сказом, главными героями, понаблюдать над особенностями произведения: языком  и жанром, раскрыть тайну шкатулки

СКАЗ И СКАЗКА

У: Бажов - настоящий мастер слова. Он нашёл свой непохожий на другие жанр – сказ.

У: Как вы думаете, почему у произведения такой необычный жанр «СКАЗ»?Почему не сказка?Ведь эти жанры так похожи(слайд)

О: в сказе есть и реальное и волшебное

У:Какие волшебные события происходят в сказе?

-называют,

У: Назовите  реальные?

- проверка по эталону, ищут то, что не сказали

У: Предлагаю проверить. Карта на слайде, проверяем реальность(слайд)

О: на карте Урала действительно есть такие объекты как у Бажова.

У: Вы прекрасно справились с заданием.

ЯЗЫК СКАЗА

У: Так как он был певцом Урала, (к записке)то где он собирал материал для своих произведений?

О: На своей местности, на Урале.

У: Обратили ли вы внимание на необычный язык произведения? Что показалось вам непонятным?

О: Некоторые слова, просторечные слова,диалекты

У: Действительно, очень много диалектных слов. Что такое диалектные слова?(слайд)

У: Предлагаю провести экспертизу над словом. На экране под(слайд) номером…записаны фразы, диалектные слова, попробуйте выяснить их значение, подобрав к ним синонимы.

Молодой парень был, неженатик – холостой

Артуть – девка - подвижная, быстрая

Над человеком мудровать – зло шутить

Не обзарился – не позавидовал

Душной – плохо пахнущий

Подбирают, проверяем быстро(меняются слайды)

У: Как вы думаете, для чего Бажов использует такое большое количество диалектных слов?

О: чтобы сделать язык сказа максимально приближенным к народному.

У: Вы большие молодцы

ГЕРОИ СКАЗА

У:Кому принадлежат выделенные цветом диалектные слова – характеристики?

О: Степану и Хозяйке.

У: Как вы их себе представляете?внешне

У: У меня для Вас есть иллюстрация (хозяйка Степан закрыт) – подсказка (слайд),которая поможет раскрыть следующую зашифрованную фразу записки. Написана она в особой технике Палех. На страницах своего учебника вы можете подробнее познакомиться  с иллюстрациями к сказам Бажова в этой технике росписи.

У: Помогла ли иллюстрация отгадать зашифрованное слово?

У: Тогда проведём следственный эксперимент

1.Эксперимент 1

(песок-надпись клей)

У: Следующий эксперимент поможет выяснить, что скрывает под собой другая таинственная фраза

2.ЭКСПЕРИМЕНТ 2(слайд)

(малахит-фонарик) к записке и зеленью отливало

У: вы много сказали о внешности героев можно ли  судить очеловеке по внешности?

У:Предлагаю подробнее раскрыть образы героев. А так как мы с вами следователи,думаю, будет уместно составить досье на главных героев

У: Что такое досье?

О:

У: Обратиться к словарю(слайд) (на слайде смотрят) мы составим не обычное, а литературное досье

У: Перед вами шаблоны для литературного досье, рассмотрите их (на слайде шаблон)

У половины Степан и половины Хозяйка.

Род занятий:

Характер:

Имя:

Как называют в сказе:

Роль героя в произведении:

По ходу чтения записывают заметки в досье

1.Какие имена в сказе у Хозяйки?

2.Почему?

3.Какой предстаёт она перед Степаном?

4.А перед другими людьми?

5.От чего это зависит?

1. Как в сказе называют Степана?

2.Кто?

3.Почему?

4.Какие черты характера он проявил, чтобы заслужить уважение и симпатию Хозяйки?

Какие испытания выпали на долю Степана, после встречи с Хозяйкой?

ЗАДАНИЕ: расскажите о первом испытании от лица Степана

Какое второе испытание приготовила Хозяйка Степану Петровичу?

Задание: расскажите от лица Хозяйки!

-Хозяйка оказалась честной в отличие от людей.

-В чем обманул Степана приказчик?

- Кто снова помог герою?

Задание 3: расскажите о третьем испытании по цепочке

-Чем заканчивается сказ?

-Почему так необычно?

О роли образа Степана?

У: О чем сказ?

У: В конце следствия сыщики закрывают дело, которое расследовали и подводят итоги работы.

Что удалось в ходе следствия выяснить нам? (используя слова: удалось исследовать, расследовать, узнать)

Заключение:  

У Бажова есть целый цикл сказов, который называется «Малахитовая шкатулка» в нем 52 сказа- это целая сокровищница. В нашей шкатулке тоже есть что-то ценное. Следуя словам на закладках вы обретете бесценный дар - любовь к чтению.(закладки с высказываниями о чтении)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме:«Урок литературы в 5-м классе "В гостях у Хозяйки Медной горы"

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова....

Презентация к уроку литературы в 6 классе "П.Бажов. Сказ "Медной горы Хозяйка"

Презентация - сопровождение урока по сказу П.Бажова "Медной горы Хозяйка" содержит материал, позволяющий представить сборник сказов Бажова и  раскрывающий особенности этого жанра, знакомящий с ил...

Разработка урока литературы для 5 класса по сказу П.Бажова "Медной горы хозяйка". Урок №1

Цели урока: Образовательные: расширить знания о личности П.П. Бажова; дать понятие о жанре сказа; показать различия жанров сказки и сказа; Развивающие: развивать навыки анализа текста, выразител...

Разработка урока литературы для 5 класса по сказу П. Бажова "Медной горы хозяйка". Урок №2

Цели урока: Образовательные: расширить знания о личности П.П. Бажова; дать понятие о жанре сказа; показать различия жанров сказки и сказа; проследить использование диалектизмов в сказе; Развиваю...

Урок литературы 5 класс П.П.Бажов"Медной горы хозяйка"

Урок литературы в 5 классе по теме "П.П.Бажов "Медной горы хозяйка" с презентацией. Может быть использован учителя ми при подготовке к уроку....

Презентация к уроку литературы в 5 классе по сказу П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Презентация к уроку литературы в 5 классе по сказу П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка". Тема урока: "Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного...

Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка». Образы героев сказа П.П. Бажова «Медной горы хозяйка»

Цель урока: узнать больше о жизни, творчестве и  личности русского писателя Бажова П.П.; дать характеристики героям сказа.Задачи:Образовательная:познакомиться учащихся с жизнью и творчеством писа...