Тема детства в произведениях русской литературы
статья по литературе (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Мержевич Марина Валерьевна

Задача статьи - выявить роль художественных произведений русских писателей в формировании гуманистического мировоззрения учащихся на примере произведений А.Платонова, Л.Улицкой, П. Санаева.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_detstva_merzhevich_m.v.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема детства в произведениях русской литературы

               Учитель русского           языка и литературы ГБОУ гимназия №114 Выборгского района г. Санкт -Петербурга

Мержевич Марина Валерьевна

   «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца…Детство – не важнейший период человеческой жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь», - писал В.А. Сухомлинский.

   У каждой исторической эпохи свое восприятие и отображение темы детства в литературе.

   Мысль о важности формирования достойного духовного облика ребенка отражена в одном из первых литературных памятников Древней Руси – «Поучении Владимира Мономаха». Это произведение носит поучительный, назидательный характер.

   В русской литературе 19 века теме детства посвящено много замечательных произведений, это и «Детские годы Багрова – внука» С.Т. Аксакова, и «В дурном обществе», «Слепой музыкант» В.Г. Короленко. Их герои нравственно чисты, они не лгут, сближаются со сверстниками, не обращая внимания на их социальное происхождение. Писатели относятся к детству как главному периоду, формирующему личность, это мы видим в «Обломове» И.А. Гончарова, «Господах Головлевых» М.Е. Салтыкова – Щедрина, трилогии Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».

   В начале 20 века ребенок воспринимался как знаковая фигура эпохи. Он оказался в центре внимания многих писателей Серебряного века («Цифры» И. А. Бунина.).

   Детская литература советского периода была пронизана оптимистическим, героическим, романтическим пафосом, писателями прослеживалось формирование ребенка как гражданина своей страны. Этой теме посвящена сказка – быль А.П.Платонова «Неизвестный цветок» (написана в ноябре – декабре 1950 г.), программное произведение, изучаемое в 6 классе.  

   Делясь своими впечатлениями о рассказе «Неизвестный цветок», ученики отмечают доброту, отзывчивость Даши, трудолюбие пионеров и, конечно, героическое упорство, скромность самого цветка: «Он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину» Обращаем внимание на необычную окраску цветка: «. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у него была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случилось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Венчик у него был составлен из лепестков светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь».

   Но мало кто из ребят обращает внимание на последние строчки рассказа. Анализируем последний эпизод «Даша вновь на пустыре».

-Каков результат труда Даши и пионеров? Каким они увидели пустырь в следующем году?

-Все ли цветы одинаковы?    

-Чем отличается один цветок?

-Почему он немного лучше остальных?

 «Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок — такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.

Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания».

   Цветы на удобренной ребятами земле были такие же красивые, но немного хуже. Но появился цветок, который был лучше своего отца. Если цветок – отец жил между камнем и глиной, то цветок – сын растет среди камней. В образе -  символе неизвестного цветка заключена мысль о том, что чем труднее условия жизни, тем красивее и сильнее человек, красивы сильные, борющиеся, неунывающие. Ребята так определяют авторскую позицию: жизнь прекрасна, и за нее надо бороться, в каких бы тяжелых условиях ты не оказался.

   В 20 веке художники слова обращают внимание на нравственное начало, способность маленького человека понимать и воспринимать лучшие человеческие поступки и проявления. Теме совести, милосердия, прощения, сострадания посвящены «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьева, «Уроки французского» В.П. Распутина. Появляется произведение, в котором описывается судьба детей, исковерканная политикой Сталина,  - повесть А.Приставкина «Ночевала тучка золотая…».

   Детская тема представлена и в творчестве современных писателей, в частности, в произведениях Л.Улицкой, П. Санаева.

Обращение на уроках литературы к произведениям о детях и детстве, сопоставление их с экранизациями, помогают учителю в достижении целей, поставленных в «Образовательных стандартах основного общего образования по литературе», таких, как:

- воспитание средствами художественной литературы духовно – нравственной личности, адаптированной к жизни в современном обществе, обладающим гуманистическим мировоззрением;

-формирование чувства справедливости, чести, совести, патриотизма;

-получение информации о литературе из разных источников (справочников, масс – медиа, Интернета);

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся: потребность в самостоятельном чтении художественной литературы, умение давать оценку прочитанным произведениям и созданным на их основе спектаклям, фильмам, аргументировать свою позицию; правильно пользоваться русским литературным языком, навыком написания сочинений разных типов и литературных творческих работ разных жанров.

Произведения на тему детства всегда вызывают живой отклик в душах школьников. Их герои близки и понятны юным читателям.

   Для самостоятельного чтения в 7 классе я предложила учащимся познакомиться с автобиографической повестью Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Урок с элементами с элементами диспута и ролевой игры.

   Во вступительном слове сообщаю, что повесть была напечатана в 1996 году, но прошла почти незамеченной читателями и критиками. Настоящая известность пришла через7лет. Книга выходила большими тиражами более 15 раз. В 2005 году автор был удостоен премии «Триумф – 2005».

   Странное, даже вызывающее определенный страх название повести, становится понятным после ее прочтения. В нем раскрывается тема произведения: тема семьи, взаимоотношений детей и взрослых. В центре автобиографического повествования - страдания ребенка, разлученного с матерью. Автор возвращает нас к проблеме ответственности взрослых за судьбу детей.

   Опережающее задание группам – подготовить сообщения:

1 «Историки» - «Черты развитого социализма в Советском Союзе в 70 –е годы 20 века».

2 «Литературоведы» - «Автобиографический характер повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом».

3 «Искусствоведы» - «Экранизация повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом».

4. Индивидуальные задания:

  • сообщение «Рассказ Саши Савельева: «Моя жизнь у бабушки и дедушки»
  • сообщение Нины Антоновны «Такая любовь наказания хуже»
  • сообщение дедушки «Я и моя семья».

Эпиграф к уроку «Мы в ответе за тех, кого приручили» (А. де Сент – Экзюпери).

Определение особенности системы образов произведения помогают понять суть конфликта. Повествование ведется от первого лица, от имени Саши Савельева, рассказывающего о своих поступках, «боевых действиях» его родных. Бабушка и дедушка, горячо любящие внука, отвергают его мать, ослушавшуюся их и вышедшую замуж «не за того человека», за непризнанного художника, за «карлика – кровопийцу».

Сообщение «Литературоведов» о прототипах повести помогает понять, что мама Саши и ее муж - вовсе не опустившиеся, легкомысленные люди, а по – настоящему талантливые, творческие личности, находящиеся в тот момент в начале своего пути в искусстве. (Оставить сына у матери Елене Санаевой пришлось из-за отъезда на съемки, а потом бабушка не хотела его возвращать.  О роли Ролана Быкова («карлика – кровопийцы») в жизни писателя говорит посвящение повести. Именно он был первым, кто познакомился с рукописью и вдохновил Павла на продолжение).

   В ходе беседы выделяем круг вопросов, поставленных автором:

-Какое детство было у Саши?

  • Просмотр эпизодов из фильма «Учение на бритвах», «Неудавшийся День рождения» Сообщение «Рассказ Саши Савельева: «Моя жизнь у бабушки и дедушки»

-Можно ли назвать детство Саши трагичным?

(Саша разрывается между мамой и бабушкой, вынужден подчиняться бабушке, которую боится, и предавать мать: «-Сейчас она вернется, скажи, что тебе неинтересно сказки какие-то слушать, про петушка… -зашептала бабушка. -Скажи, что тебя техника интересует, наука.  Будешь достойным человеком, все тебе будет - и магнитофон, и записи».

   Оберегая Сашу, Нина Антоновна запрещает ему практически все, без чего невозможно детство: играть во дворе с друзьями, есть мороженое, быстро бегать и т.д. Не считаясь с наивным детским восприятием мира, она в запальчивости «предрекает» внуку недолгую жизнь из – за болезней и непослушания. Такое «воспитание» развивает у мальчика разные фобии, травмирует его психику. «Мама! - испуганно прижался я.- Пообещай мне одну вещь. Пообещай, что, если я вдруг умру, ты похоронишь меня дома за плинтусом». Поверив бабушкиным словам, что отчим опасен для людей, больной ребенок совершает побег из дома с целью спасти маму).

Далее ставлю проблемный вопрос:

-Характер бабушки — это ее вина или беда?

-Как ее прошлое повлияло на настоящее?

  • Сообщение Нины Антоновны «Такая любовь наказания хуже»

-Любила ли бабушка Сашу?

Просмотр отрывка из кинофильма - эпизод «Утро».

-О чем Нина Антоновна больше всего заботилась?

-А о каком еще здоровье можно говорить? (Душевном, нравственном)

-Какую роль сыграл дедушка в жизни внука, как повлиял на формировании характера Саши?

  • сообщение дедушки «Я и моя семья».

   Ученик, играющий дедушку, передает его мироощущение, его желание вырваться, убежать из атмосферы вечного недовольства, упреков и обид, позицию «соглашательства» с женой, слабохарактерность.

-Как характеризует героев их речь?

-Как повлияла Нина Антоновна на формирование Сашиного характера, отношение к жизни, к материальным ценностям?

-В каких эпизодах мы это видим?

   В результате диспута становится понятно, что мнения о роли Нины Антоновны в судьбе Саши разделились, многие отмечают ее огромную, деятельную любовь к внуку, но большинство ребят осуждают бабушку, отмечают, что она старалась сохранить физическое здоровье внука, не заботясь о его внутреннем мире, нанесла душевную травму, запретив встречаться с матерью. Анализируя образ дедушки, все единодушно приходят к выводу, что он настоящий кормилец семьи, любит родных, но есть эпизоды, где дедушка проявляет меркантильность, грубость, душевную черствость.

   Анализируем отрывки последней главы повести - «Чумочка».

-Какой мы увидели здесь маму Саши? (Сильной, она нашла в себе силы отстоять сына, осознать, что не хуже матери сможет заботиться о его здоровье и, самое главное, вернуть ему здоровье душевное).

Затем задаю вопрос:

- Можно ли отнести фразу из сказки Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц» «Мы в ответе за тех, кого приручили», к повести П. Санаева?

-.Если да, то почему?

Также уделяем внимание стилю произведения:

-Легко ли было читать повесть?

-О чем это говорит?

(Много эпизодов описано с юмором. Ребята отмечают легкость, доступность изложения, авторский юмор, честность, открытость авторской позиции).

-Как автор – рассказчик относится к бабушке, став взрослым?

 (В повести показано нелегкое детство Саши Савельева, представленное глазами ребенка, но уже переосмысленное автором).

-Какие еще автобиографические произведения вы знаете?

-Что общего у них, и чем они отличаются?

   Просматриваем заключительные эпизоды фильма: «Меня делят», «Прощание с бабушкой».

-Каким настроением проникнут финал повести?

   Затем выступают «Искусствоведы» с рассказом об экранизации повести режиссером Сергеем Снежкиным, отмечают замечательную игру актеров и разницу между книгой и фильмом: стиль фильма более жесткий, автор сосредоточил внимание на проблемных, болевых моментах, изменил сцену прощания с бабушкой. Если в книге мальчик, стоя у могилы бабушки, испуганно прижимается к матери, то в фильме он спокойно и как-то не по – детски деловито спрашивает у мамы: «А наследство когда делить будем?». Затем Саша перечисляет, в каких томах лежат спрятанные бабушкой деньги. Режиссер еще раз обращает внимание на то, что внутренний мир ребенка есть зеркало, отражающее мир взрослых.

   Итогом урока по повести П. Санаева стало сочинение, в котором ребята поделились своими впечатлениями о прочитанном, отметив неоднозначность образа бабушки Саши, доброту, понимание повзрослевшего и простившего ее внука.

  На уроке самостоятельного чтения в 5 классе мы познакомились с рассказом Л.Е. Улицкой «Бумажная победа»

   Тема рассказа - взаимоотношение детей. Рассказ вошел в сборник «Детство – 49». Главный герой, Генька Пираплетчиков, не такой, как все: ходит странной, прыгающей походкой, часто болеет. Нет взаимопонимания между Генькой и дворовыми ребятами.           После знакомства с экспозицией рассказа («Бомбардировка Геньки») спрашиваю ребят:

-Как бы вы объяснили название рассказа?

    Раз «победа», значит речь пойдет о войне, противостоянии. Уже из вступления понятно, что это противостояние между Генькой и дворовыми ребятами. Определяем цель – выяснить, почему победа «бумажная». Ставим задачу: сравнить душевное состояние героев в начале и в конце рассказа.

   Итак, вначале Генька чувствует себя несчастным – нет друзей, а есть враги, вечно заложенный нос, безотцовщина, странная фамилия. Читаем рассказ до конца.

-Почему мальчик отказывался от предложения мамы пригласить на свой День рождения дворовых ребят?

-Как ведут себя дети на празднике?

-Какой эпизод можно считать кульминацией рассказа?

-Кто же одержал победу?

-Настоящая ли она?

-Над кем или над чем одержал победу Генька?

-Почему автор назвала ее бумажной?

-Изменилось ли отношение ребят к Геньке?

-Каким стало настроение героев рассказа?

-Кто помог мальчику одержать эту победу?

   После того, как Генька сделал всем фанты, покорил ребят своим искусством, отношения стали дружеские. Но больше всех счастлива мама, чья поддержка так помогла сыну. Победу помогли одержать содружество факторов: искусство оригами, музыка (мама играла Моцарта, Шуберта), любовь матери и весна.

— Это рассказ о послевоенном детстве. Как автор, не говоря о войне, показывает ее разрушительное начало?

(Через детали. Плохо одетые, полуголодные дети, безотцовщина, ненависть ко всему, что напоминает о немцах: маска Бетховена).

   Итак, произведения на тему детства, изучаемые в среднем звене, учат ценить жизнь в любых ее проявлениях, любить, понимать друг друга, быть милосердными, осознавать всю меру ответственности перед родными и близкими, перед теми, кого «приручили».

   Почему же писатели вновь и вновь обращаются к теме детства? Ребенок не дает возобладать злу, стремится к гармонии и счастью.

   И в наши дни, когда подчас духовные ценности заменяются материальными, когда на экранах телевизоров с утра до вечера мелькают боевики и триллеры, те же герои и в компьютерных играх, когда родители в силу своей занятости не находят достаточно времени для общения с детьми, роль книги остается необычайно важной, ведь именно в школьном возрасте закладываются основы мировоззрения ребенка, и хорошая книга в этом процессе – мудрый помощник.

   Мир детства, воплощенный на страницах книг, позволяет юным читателям взглянуть на себя, свою речь, свои поступки как бы со стороны, осмыслить свои жизненные приоритеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Практическая работа по теме : " Образ ровесника в русской литературе 19 века» ( Л.Н. Толстой « Детство», С. Т. Аксаков « Детские годы Багрова - внука»)

Не секрет, что современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и сегодня стремительно продолжает меняться, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько вооружить уче...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...

Тема детства в произведениях русских писателей.

Анализ произведений русских писателей , отражающих в своем творчестве тему детства....

Самостоятельная работа по литературе в 5 классе по теме "Тема войны в произведениях русских и советских писателей"

Тестовые задания и задания с кратким вариантом ответа по произведениям на тему войны.Учеб. И.Н. Сухих....

Тема воспитания в произведениях русской классической литературы

В работе проводится исследование по теме воспитания поколений  в разные эпохи на примере произведений  литературы. Цель работы- рассказать о возможных проблемах воспитания детей и пути решен...