«Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе.
- О.Н.У.
- Проверка д/з
- Введение в тему урока
Для начала послушаем музыку. (Звучит музыка из «Ералаша»)
– Я смотрю, вы заулыбались? Что вызвало вашу улыбку? (Это музыка из тележурнала «Ералаш» и, наверное, вы вспомнили смешные забавные истории.)
– Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни – будь то забавный случай, чей – то рассказ или литературное произведение.
Произведения, которые вызывают наш смех, улыбку называются в литературе юмористическими.
Обратимся в словарь литературоведческих терминов на стр. 254.
Найдём определение слова «юмор». Прочитайте его.
- О чём же мы будем сегодня говорить?
- Работа по теме урока
- беседа
- Где происходят события рассказа? (Школа для мальчиков.)
- Когда происходят действия рассказа? (Во время Великой Отечественной войны».)
- По каким деталям это определили? (Имя мальчика Адольф, называет себя Аликом, болезни – тиф, малярия…)
- Что вы можете сказать о героях произведения? (Они учащиеся 5 б класса.)
- Автор рассказывает о нескольких одноклассниках главного героя. Назовите их. (Это отличник Сахаров, Шурик Авдеенко и Алик Комаров).
Задание 1. Работа по рядам.
Первый ряд составит цитатный план и сделает вывод по образу Шурика Авдеенко.
Второй ряд проделает такую же работу по образу Сахарова.
Третий ряд по образу Адольфа Комарова.
Шурик Авдеенко | Отличник Сахаров | Адольф Комаров |
Загорелое угрюмое лицо; Показывая мощные усилия ума и воли; Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом; Длинный, нескладный самый мрачный человек в классе. Чёрный лебедь (сравнение) | Умное добросовестное лицо; Во время смеха не перестал быть отличником; (ирония) | – Опрятный, худой и тихий; Привычка держать руки на промокашке; Считался способным троечником; Волосы светлые; Веснушки. Его редко ругали, но ещё реже хвалили. Адольф стал Аликом. |
- Каждый герой рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.
Чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приёмы, которые называются художественными средствами:
- Одним из таких средств в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» является «ирония».
Сведения о значении этого слова мы найдём …. «В словаре литературоведческих терминов» с.254.
- Ребята, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица)
Повествование от 1 лица создаёт правдоподобие , поскольку о себе человек рассказывает сам.
- Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? (Не выполнил домашнее задание)
– К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы не быть осмеянным? (Оттягивает время, доктор с медсестрой)
– Смог избежать герой наказания? (Нет.)
Смех нарастает, а состояние главного героя ухудшается. Его мучает совесть. Чем был продиктован поступок нашего героя? (Он совершил свой подвиг из трусости).
– Какой урок извлёк герой?
На этот вопрос вы ответите после прослушивания записи.
Прослушивание аудиозаписи:
(Я подумал, что, если бы мы на днях не содрали с наших дверей табличку с обозначением класса, может быть, докторша не зашла бы и ничего бы не случилось. Я смутно начинал догадываться о связи, которая существует между вещами и событиями.
Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса.
С тех пор я стал серьёзней относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами никогда не совался к футболистам. Каждому своё. Я получил по заслугам.)
Ответы учащихся.
(Герой перестал обманывать, выполняет домашнюю работу.)
– Важную роль в нравственном становлении детей сыграл учитель математики Харлампий Диогенович.
Давайте охарактеризуем образ учителя в нескольких словах. (Образ Харлампия Диогеновича вызывает смешанное чувство. С одной стороны, неприятно, когда учитель высмеивает учеников. С другой стороны, важно, чтобы на уроке была дисциплина. Остроумие, когда оно не оскорбляет другого человека, вызывает уважение).
Запишите ассоциативный ряд. (математик, палач, мудрый, грек, Пифагор)
– Обратите внимание на имя учителя.
(Автор дает учителю отчество «Диогенович», чтобы подчеркнуть, что учитель, как и греческий философ Диоген, относился к жизни спокойно и философски).
– Почему герой с благодарностью говорит об учителе? (Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критически, с иронией и юмором).
– Какой смысл вкладывает автор в название своего рассказа?
Геракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого не было. Название говорит нам, что герой совершил поступок, который подвигом назвать нельзя. (Найдите цитаты из текста)
- Подведение итогов. Рефлексия
– Какие нравственные уроки вы вынесли для себя в процессе нашего диалога? (Относиться к жизни с юмором. Ведь юмор позволяет на многие сложные вещи смотреть проще. Юмор несёт радость и отвлекает нас от проблем)
6. Д/з подготовиться к контрольной работе, записать смешной случай на уроке из своей школьной жизни
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/08/picture-204065-1518113408.jpg)
Конспект урока по рассказу Фазиля Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"
На уроке большое внимание уделено работе с текстом. Используются разные виды чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/08/picture-363004-1386481186.png)
Проверочная работа по рассказу Ф.Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"
Проверочная работа по рассказу Ф.Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" представлена в презентации и позволяет проверить уровень усвоения учащимися изученного произведения....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-383557-1418043391.jpg)
Тема «Образы детей в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
Открытый урок по литературе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-587365-1423659977.jpg)
ФГОС. Ф.Искандер рассказ "Тринадцатый подвиг Геракла"
Ф.Искандер."Тринадцатый подвиг Геракла". Внимание учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека....
Ф. Искандер. . «Тринадцатый подвиг Геракла» . Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Ф. Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла» . Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/06/picture-1260868-1596700659.jpg)
Проверочный тест по рассказу Ф.Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" 6 класс
Проверочный тест по рассказу Ф.Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" 6 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/25/picture-1252200-1590431009.jpg)
Проверочная работа по рассказу Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"
закрепление полученных знаний о жизни Ф.А. Искандера,анализ рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»,активизация мыслительной деятельности учащихся,выявление в прозаическом тексте изобразител...