Поэзия оттепели
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Виноградова Надежда Михайловна

Уроки по творчеству Б.Ахмадулиной, Р.Рождественского, Е.Евтушенко, А.Вознесенского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poeziya_ottepeli.docx26.22 КБ
Microsoft Office document icon poeziya_b.ahmadulinoy.doc64 КБ
Файл poeziya_ottepeli.pptx2.82 МБ
Файл kontr.test_.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №102

Тема: «Поэзия периода «оттепели». Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко»

Цели:

  • дать понятие термина «оттепель»;
  • познакомить с особенностями лирики Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулиной.

                                       Ход урока

1.Оргмомент

2.Сообщение темы, постановка целей урока.

3.Сообщение ученика. Расшифровка понятия «оттепель».

       В середине 50-х годов начался новый этап в жизни нашей страны, связанный с важными историческими и социальными переменами. Этот этап продолжался не так уж долго – немногим более 10 лет, но принёс значительные, коренные изменения в сознании народа.. Название «оттепель» этот период получил с лёгкой руки И.Эренбурга, опубликовавшего в 1954 году повесть с таким названием.

       Какие же события повлияли на развитие литературного процесса и стали знаками «оттепели»?

Во-первых, смерть Сталина в марте 1953 года и последовавшие за ней политические изменения: секретный доклад Н.С.Хрущёва на 20 съезде КПСС в феврале 1956 года, наметившем курс на развенчание «культа личности» и духовное обновление жизни общества. Во-вторых, связанное с этим ослабление информационной «блокады» и возвращение произведений М.Булгакова, М.Зощенко, А.Платонова, А.Ахматовой, Б.Пастернака, И.Бабеля, М.Цветаевой, О.Мандельштама, Ю.Олеши и др. Изданные в 60-е годы произведения этих писателей до сих пор занимают важное место в семейной библиотеке. Приоткрылся «железный занавес» и советские люди смогли познакомиться с книгами зарубежных авторов – Хэмингуэя, Камю, Фолкнера, Сартра, с фильмами итальянского неореализма, вообще с западной культурой, несколько десятилетий находившейся практически под запретом в Советском Союзе.

       Процесс оживления культурной жизни шёл бурно, трудно и противоречиво. Дав некоторые демократические свободы, ослабив цензурные тиски, государство все же не хотело утратить контроль над художественным творчеством. Всё новое пробивало себе дорогу с трудом: во многом благодаря Твардовскому утверждал и сохранял свою критическую направленность журнал «Новый мир», открывались областные книжные издательства, создавались новые литературные журналы, зарождались новые литературные направления, получившие условные названия «лейтенантской», «деревенской», «городской» прозы; произошёл настоящий «поэтический бум», связанный, прежде всего, с именами А.Вознесенского, Р.Рождественского, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулиной, расцвёл жанр авторской песни, произошёл взлёт научной фантастики.

                                                     -2-

4. Работа с учебником. Чтение статей о творчестве А.Вознесенского, Р.Рождественского, Е.Евтушенко. С. 216-221. (На экране портреты поэтов)

5.Знакомство с творчеством Б.Ахмадулиной. Выступают заранее подготовившиеся ученики.

       На экране портрет Беллы Ахмадулиной и эпиграф: «Я совершенно потрясён огромной чистотой вашей души… остротой ума и яркостью поэтического, да и просто человеческого чувства» (Игорь Сельвинский)

1 ученик

Всего-то – чтоб была свеча,

Свеча простая, восковая,

И старомодность вековая

Так станет в памяти свежа.

И поспешит твоё перо

К той грамоте витиеватой,

Разумной и замысловатой,

И ляжет на душу добро.

Уже ты мыслишь о друзьях

Всё чаще, способом старинным,

И сталактитом стеаринным

Займёшься с нежностью в глазах.

И Пушкин ласково глядит,

И ночь прошла, и гаснут свечи,

И нежный вкус родимой речи

Так чисто губы холодит.

Белла Ахатовна Ахмадулина вошла в русскую литературу в 60-е годы 20 века. Это было время возрождения советской поэзии. Уже в ранних стихах Ахмадулиной обнаружилось её стремление раскрыть красоту и богатство мира, человеческой души, тонкая поэтическая наблюдательность, порыв к действию:

Необъятна земля, но в ней нет ничего,

Если вы ничего не заметите…

Героиня Ахмадулиной трепетно относится к дружбе, видя в ней одну из самых важных сторон человеческого общения. В ст-ии «По улице моей который год…» лирическая героиня грустит о друзьях, которые покидают её.

Звучит романс М.Таривердиева на слова Б.Ахмадулиной «По улице моей который год…»

                                                -3-

2 ученик

       Лирическая героиня Ахмадулиной наделяет окружающее пространство только ей присущими смыслами, будь то ночная комната или заснеженный арбатский двор. Её поэзия обращена к внутреннему миру человека, к вечным темам: любви и смерти, природы и творчества.

В тот месяц май, в тот месяц мой

Во мне была такая лёгкость

И, расстилаясь над землёй,

Влекла меня погоды лётность.

Я так щедра была, щедра

В счастливом предвкушенье пенья,

И с легкомыслием щегла

Я окунала в воздух перья.

Но, слава Богу, стал мой взор

И проницательней и строже,

И каждый вздох и каждый взлёт

Обходится мне всё дороже.

1 ученик                                                                                                                    С момента публикации первого ст-я Ахмадулиной в газете «Комсомольская правда» прошло более полувека. За это время вышли сборники ст-й «Струна», «Уроки музыки», «Свеча», «Метель», «Тайна», «Сад», «Побережье», «Ларец и ключ». И каждый из них раскрывает какую-то новую грань её таланта.

       Существенное место в творчестве Ахмадулиной занимают переводы, главным образом грузинских поэтов. Воспоминания о Грузии согревают её душу: «Вероятно, у каждого человека есть на земле тайное и любимое пространство, которое он редко навещает и часто видит во сне. Человек живёт дома, на Родине, там, где ему следует жить; занимается своим делом, устаёт и ночью, перед тем как заснуть, улыбается в темноте и думает: «Сейчас это невозможно, но когда-нибудь я снова туда поеду…» Так думаю я о Грузии, и по ночам мне снится грузинская речь…»

Он и она

Мир состоит из гор, из неба и лесов,

Мир – это только спор

Двух детских голосов.

Земля в нём и вода,

Вопрос в нём и ответ:

На всякое «о, да!»

Доносится «о, нет!»

                                           -4-

Среди зелёных трав,

Где шествуют стада,

Как этот мальчик прав,

Что говорит «о, да!»

Как девочка права,

Что говорит «о,нет!»,

 И правы все слова,

И полночь и рассвет.

Так в лепете детей

Враждуют «нет» и «да»,

Как и в душе моей,

Как и во всём всегда.

(Галактион Табидзе. Перевод Беллы Ахмадулиной)

2 ученик

Ещё одну грань дарования Ахмадулиной открывают её воспоминания и эссе. «С  напряжённым женским вниманием к деталям… которое и есть любовь», по определению Иосифа Бродского, выписаны литературные портреты Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Владимира Высоцкого, Андрея Вознесенского, Булата Окуджавы, Майи Плисецкой и многих-многих других – тех, вошли в её жизнь.

(Фотография Б.Окуджавы и Б.Ахмадулиной)

«В судьбе Булата…есть нечто, что всегда будет приглашать нас к пристальному раздумью… Перед ним, при нём, в связи с ним, в одном с ним пространстве не следует и не хочется вести себя недостойно, не хочется поступиться честью, настолько, насколько это возможно…»

Мой этот год – вдоль бездны путь.

И если я не умерла,

То потому, что кто-нибудь

Всегда молился за меня.

Всё вкривь и вкось, всё невпопад,

Мне страшен стал упрёк светил,

Зато – вчера! Зато – Булат!

Зато – мне ключик подарил!

Да, да! Вчера, сюда вошед,

Булат мне ключик подарил.

Мне этот ключик – для волшебств,

А я их подарю- другим.

                                              -5-

Мне трудно быть не молодой

И знать, что старой – не бывать.

Зато – мой ключик золотой,

А подарил его – Булат…

И всё теперь пойдёт на лад,

Я буду жить для слёз, для рифм.

Не зря – вчера, не зря – Булат,

Не зря мне ключик подарил!

                 (Песенка для Булата)

1 ученик

(На экране портрет В.Высоцкого)

«Сколько раз мы слышали:… не успел ни дожить, ни допеть. И всякий раз они разрывают нам сердце. Но это же бедное, живучее сердце ищет себе какого-то утешения, и, по-моему, сегодня мы можем быть утешены одним: во-первых, он успел – он дожить, может быть, не успел, но он успел, исполнил свой долг перед всеми нами, перед своим народом, перед его будущим»

Твой случай таков, что мужи этих мест

                                                  и предместий

белее Офелии бродят с безумьем во взоре.

Нам, виды видавшим, ответствуй,

                                                как деве прелестной:

Так – быть? или – как? что решил ты

                                                       в своём Эльсиноре?

Пусть каждый в своём Эльсиноре решает,

                                                           как может.

Дарующий радость, ты – щедрый даритель

                                                       страданья.

Но Дании всякой, нам данной,

                                           тот славу умножит,

кто подданных душу возвысит до слёз,

                                          до рыданья…

Хвалю и люблю не отвергшего гибельной чаши.

В обнимку уходим – всё дальше, всё выше,

                                             всё чище.

Не скаредны мы, и сердца разбиваются

                                                    наши.

Лишь так справедливо.

                                Ведь если не наши – то чьи же?

                                             -6-

2 ученик

(Портрет Б.Пастернака)

«Борис Пастернак… Он неожиданно вышел из убогой чащи переделкинских дерев поздно вечером, в октябре, более двух лет тому назад. На нём был грубый и опрятный костюм охотника: синий плащ, сапоги и белые вязаные варежки. От нежности к нему, от гордости к себе я почти не видела его лица… Он сказал: «Отчего Вы никогда не заходите? У меня иногда бывают очень милые и интересные люди – Вам не будет скучно. Приходите же! Приходите завтра». От низкого головокружения, овладевшего мной, я ответила надменно: «Благодарю Вас. Как-нибудь непременно зайду»

Февраль – любовь и гнев погоды.

И, странно воссияв окрест,

Великим севером природы

Очнулась скудность дачных мест.

И улица в четыре дома,

Открыв длину и ширину,

Берёт себе непринуждённо

Весь снег вселенной, всю луну.

Как сильно вьюжит! Не иначе –

Метель посвящена тому,

Кто эти дерева и дачи

Так близко принимал к уму.

Ручья невзрачное теченье,

Сосну, понурившую ствол,

В иное он вовлёк значенье

И в драгоценность произвёл.

Не потому ль, в красе и тайне,

Пространство, загрустив о нём,

Той речи бред и бормотанье

Имеет в голосе своём.

И в снегопаде, долго бывшем,

Вдруг, на мгновенье, прервалась

Меж домом тем и тем кладбищем

Печали пристальная связь.

1 ученик                                                                                                              Творчество Беллы Ахмадулиной получило широкое признание в нашей стране и за рубежом. Её поэтические книги изданы на многих языках мира.

                                       -7-

Б.Ахмадулина является лауреатом Государственной премии СССР, почётным членом Американской академии искусств и литературы.

2 ученик

       Выдающийся поэт эпохи Иосиф Бродский на вечере поэзии Беллы Ахмадулиной в США в 1987 году сказал: «…Белла Ахмадулина – поэт гораздо более высокой личностной  и стилистической чистоты, нежели… большинство её современников… Всем вам предстоит замечательный вечер. Вы собрались здесь, чтобы услышать лучшее в русском языке – Беллу Ахмадулину».

1 ученик

       Писатель Андрей Битов, подчёркивая особое место, которое занимает поэзия Беллы Ахмадулиной, писал: «…Пушкин, Лермонтов, Блок, Мандельштам, Цветаева, Ахматова – лирические герои поэзии Беллы. Страна, переполненная её слушателем и читателем, напоминает зал. Слушает, не дышит, недопонимает, завороженная музыкой, но воспринимает как наследницу. Вот эффект лирики! Всегда для самого узкого круга – для одного тебя… и масса внимает, как один человек.

       И пока есть человек, через которого так проходит слово, и пока в нас, в каждом и во всех, не пропала возможность ему внимать, жива поэзия, жив и человек…»

2 ученик

Стихотворение «Влечёт меня старинный слог…»

6.Домашнее задание.

Подготовить для анализа и выразительного чтения ст-я Б.Пастернака:

       



Предварительный просмотр:

Уроки №131-132

Тема: Поэзия периода «оттепели».

           «И ляжет на душу добро…». Творчество Бэллы Ахатовны  

            Ахмадулиной (10 апреля 1937 – 29 ноября 2010)

Цель: знакомить учащихся с творчеством лучших  поэтов 20 века.

Задачи:

  • познакомить учащихся с биографией Б.Ахмадулиной, основными темами её творчества, особенностью поэтической манеры;
  • совершенствовать навыки анализа поэтического текста;
  • воспитывать читателя, развивать творческие способности, образное мышление.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-размышление.

Оборудование: литературный материал, презентация.

Эпиграф: «Необъятна земля, но в ней нет ничего, если вы ничего не заметите…»

                                               Ход урока

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы урока. Постановка целей. Работа с эпиграфом.

         Тема нашего урока «Поэзия периода «оттепели». А далее предлагается выбор авторов: Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Бэла Ахмадулина, Булат Окуджава. Согласитесь, выбор сделать трудно. Но всё-таки я его сделала. Как вы думаете, кого из поэтов я выбрала? (Ответы детей).

         Я выбрала Бэллу Ахатовну Ахмадулину.

Во-первых, по-настоящему талантливая женщина-поэт – явление в русской литературе нечастое.

Во-вторых, не каждой поэтессе мужчина-поэт может сказать такие слова: «Я совершенно потрясён огромной чистотой вашей души… остротой ума и яркостью поэтического, да и просто человеческого чувства». А Игорь Сельвинский сказал это Бэлле Ахмадулиной.

В-третьих, через несколько дней, 10 апреля, Бэлле Ахатовне исполнилось бы 75 лет. А это юбилей, до которого она не дожила всего 2 года.

А ещё потому, что в нашем учебнике творчеству Евтушенко и Рождественского посвящена страница, творчеству Вознесенского полторы страницы, а об Ахмадулиной написано всего 6 строк (с.270).

            Урок называется «И ляжет на душу добро…». Эта строчка из стихотворения Бэллы Ахмадулиной «Свеча», в котором, как мне кажется, с особой простотой отразились жизненные ценности этой необыкновенной женщины:

Всего-то – чтоб была свеча,

свеча простая, восковая,

и старомодность вековая

так станет в памяти свежа.

И поспешит твоё перо

к той грамоте витиеватой,

разумной и замысловатой,

и ляжет на душу добро.

Уже ты мыслишь о друзьях

всё чаще способом старинным,

и сталактитом стеаринным

займёшься с нежностью в глазах.

И Пушкин ласково глядит,

и ночь прошла, и гаснут свечи,

и нежный вкус родимой речи

так чисто губы холодит.

--Каковы ключевые слова этого стихотворения?

Старомодность вековая, ляжет на душу добро, мысли о друзьях, Пушкин, нежный вкус родимой речи… Это то, что особенно ценила в жизни Бэла Ахмадулина.

           Я долго подбирала эпиграф к уроку и выбрала строчку из раннего стихотворения Ахмадулиной: «Необъятна земля, но в ней нет ничего, если вы ничего не заметите…»

--Поразмышляйте над этим словами. Как вы их понимаете?

           Тонкая поэтическая наблюдательность, стремление раскрыть богатство и красоту окружающего мира, человеческой души, порыв к действию… Надо только уметь всё это заметить…

3. Биографическая справка.

         Бэлла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина -советская и российская поэтесса, писательница, переводчица, член Союза российских писателей, почётный член Американской академии искусств и литературы.

Родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Её отец занимал высокий государственный пост, он был заместителем министра, а мать работала переводчицей в КГБ. Бэлла Ахмадулина окончила литературный институт в Москве в 1960 году. Кстати, из института она была исключена, так как отказалась поддержать травлю, направленную против Бориса Пастернака, затем восстановлена.

         В 70-е годы Ахмадулина посетила Грузию. С тех пор эта земля заняла в её творчестве особое место. Она писала стихотворения о Грузии, переводила известных грузинских поэтов.

         Это была смелая женщина, с активной гражданской позицией. Она не раз высказывалась в защиту преследуемых властями диссидентов – Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова, Владимира Войновича, Александра Солженицына и др.

           Бэлла Ахмадулина была первой женой знаменитого поэта Евгения Евтушенко, позже – женой писателя Юрия Нагибина. В 1974 году она вышла замуж за театрального художника Бориса Мессерера. Её дочь Елизавета окончила Литературный институт, младшая дочь, Анна, окончила Полиграфический институт, оформляет книги в качестве иллюстратора. В последние годы поэтесса жила вместе с мужем в Переделкино (посёлок под Москвой).

           Всего издано более 20 сборников стихотворений Бэллы Ахмадулиной.

Вот лишь несколько из них (Слайды).

          Труд поэтессы высоко отмечен государством и международной общественностью. Она награждена Орденами «За заслуги перед Отечеством» 2 и 3 степеней, Орденом Дружбы народов, лауреат Государственной премии СССР (1989), лауреат Государственной премии России (2004), лауреат премии фонда «Знамя» (1993), лауреат «Носсиде» (Италия, 1994), лауреат премии «Триумф» (1994), лауреат Пушкинской премии (1994), лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1998), лауреат «Брианца» (Италия, 1998), лауреат журнала «Дружба народов» (2000), лауреат премии Булата Окуджавы («2003), Почётный член Российской академии художеств.

4.Обратимся к творчеству поэтессы.

Конечно, невозможно в рамках одного (и даже двух) уроков постичь смысл творчества Б.А. Один из критиков написал: «Поэзия Ахмадулиной рассчитана на всесторонне развитого и интеллектуального читателя… Чтобы слиться с духовным миром её лирической героини, прочувствовать всё множество её переживаний, необходимо обладать определённой душевной чуткостью и отзывчивостью, ориентацией в пространстве культуры… Стихи, насыщенные цитатами, реминисценциями, аллюзиями, именами собственными, библейскими и античными образами, заставляют читателя активно работать, проходить путь, во многом близкий творчеству». То есть поэзия Ахмадулиной рассчитана на подготовленного читателя. Но всё-таки мы попытаемся…

Тема дружбы в творчестве Б.А.

           Начнём, пожалуй, с самого важного для Ахмадулиной – с дружбы.

Для неё дружба – воплощение благородства и жертвенности, спасение от всех зол. Для неё дружба важнее, чем любовь. В её мире мужчину и женщину связывают в первую очередь простые дружеские чувства как самые таинственные и сильные, как самые высокие и бескорыстные из всех проявлений человеческого духа.

          Исследователи отмечают, что у Ахмадулиной «нет любовной лирики в общепринятом значении слова. Чаще всего она передаёт чувство любви не к конкретному человеку, а к людям вообще, к человечеству, к природе». Друзья поэтессы утверждают, что будучи хрупкой и нежной, она обладала твёрдым независимым характером и огромной внутренней силой. Она очень требовательна к друзьям, не прощает фальши, подлости и предательства, но…, как манифест воспринимаются её слова из стихотворения «Мои товарищи», посвящённого Андрею Вознесенскому:

Да будем мы к своим друзьям пристрастны!

Да будем думать, что они прекрасны!

Терять их страшно, Бог не приведи!

1) Обратимся к одному из самых пронзительных стихотворений Б.А. «По улице моей который год…»

Выразительное чтение стихотворения.

По улице моей который год

звучат шаги – мои друзья уходят.

Друзей моих медлительный уход

той темноте за окнами угоден.

Запущены моих друзей дела,

нет в их домах ни музыки, ни пенья,

и лишь, как прежде, девочки Дега

голубенькие оправляют перья.

Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх

вас, беззащитных, среди этой ночи.

К предательству таинственная страсть,

друзья мои, туманит ваши очи.

О одиночество, как твой характер крут!

Посверкивая циркулем железным,

как холодно ты замыкаешь круг,

не внемля увереньям бесполезным.

Ты призови меня и награди!

Твой баловень, обласканный тобою,

утешусь, прислонясь к твоей груди,

умоюсь твоей стужей голубою.

Дай встать на цыпочки в твоём лесу,

на том конце замедленного жеста

найти листву, и поднести к лицу,

и ощутить сиротство, как блаженство.

Даруй мне тишь твоих библиотек,

твоих концертов строгие мотивы,

и – мудрая – я позабуду тех,

кто умерли или доселе живы.

И я познаю мудрость и печаль,

свой тайный смысл доверят мне предметы.

Природа, прислонясь к моим плечам,

объявит свои детские секреты.

И вот тогда – из слёз, из темноты,

из бедного невежества былого

друзей моих прекрасные черты

появятся и растворятся снова.

1959

--Как относится лирическая героиня к тем, кто забыл о былой дружбе?

Она искренне желает добра любимым ею людям, хотя видит, что их отуманила «к предательству таинственная страсть». Нет ни жалоб, ни осуждения. Она не противится уходу товарищей, а лишь пытается понять его причины.

--Какое чувство владеет душой лирической героини? (Одиночество)

Но как ни парадоксально мир одиночества приносит и некую духовную благодать (тишь библиотек, концертов строгие мотивы, общение с природой и постижение её тайного смысла). И познав «мудрость и печаль» лирическая героиня уже по-другому, с более глубоким чувством видит «друзей своих прекрасные черты».

Не будем останавливаться на поэтике этого стихотворения. Хотя хотелось бы поговорить и о его жанре (романтическая элегия), и об использовании инверсии, славянизмов, книжной лексики, сложных метафор, образных ассоциативных сравнений, психологических и эмоционально-оценочных эпитетов … Нам важнее почувствовать настроение лирической героини, не проанализировать, а почувствовать эту поэтику. Возможно, нам поможет музыка…

Прослушивание песни в исполнении Аллы Пугачёвой.

2) В 1999 году вышел сборник стихотворений «Друзей моих прекрасные черты».

В него вошли написанные в разные годы посвящения друзьям, ушедшим и оставшимся, в России и за рубежом.

Здесь и стихотворения, посвящённые Борису Пастернаку, жизнь которого Ахмадулина уподобляет горящей свече во тьме эпохи:

В том равновесье меж добром и злом

был он повинен. И земля летела

неосторожно, как она хотела,

пока свеча горела над столом.

Возникает реминисценция со стихотворением Пастернака «Мело, мело по всей земле, за все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела…»

Осипу Мандельштаму посвящены драматические строки о поэте и времени, его породившем. В стихотворении «Уроки музыки», посвящённом Марине Цветаевой, Б.А. восклицает: «…я – как ты, как ты!», подчёркивая этим духовное родство с Мариной Цветаевой.

3) На фоне этих стихотворений, написанных для «всесторонне развитого и интеллектуального читателя» поражает своей кажущейся простотой стихотворение, посвящённое поэту Андрею Вознесенскому.

Когда моих товарищей корят,

я понимаю слов закономерность,

но нежности моей закаменелость

мешает слушать мне, как их корят.

Я горестно упрёкам этим внемлю,

я головой киваю: слаб Андрей!

Он держится за рифму, как Антей

держался за спасительную землю.

За ним я знаю недостаток злой:

кощунственно венчать «гараж» с «геранью»,

и всё-таки о том судить Гераклу,

поднявшему Антея над землёй.

Оторопев, он свой автопортрет

сравнил с аэропортом, -

это глупость.

Гораздо больше в нём азарт и гулкость

напоминают мне автопробег.

И я его корю: зачем ты лих?

Зачем ты воздух детским лбом таранишь?

Всё это так. Но всё ж он мой товарищ.

А я люблю товарищей моих.

Люблю смотреть, как, прыгнув из дверей,

выходит мальчик с резвостью жонглёра.

По правилам московского жаргона

люблю ему сказать: «привет, Андрей!»

люблю, что слова чистого глоток,

как у скворца, поигрывает в горле.

Люблю и тот, неведомый и горький,

серебряный какой-то холодок.

И что-то в нём, хвали или кори,

Есть от пророка, есть от скомороха,

И мир ему – горяч, как сковородка,

Сжигающая руки до крови.

Всё остальное ждёт нас впереди.

Да будем мы к друзьям своим пристрастны!

Да будем думать, что они прекрасны!

Терять их страшно, Бог не приведи!

1963

--Как относится лирическая героиня к тому, когда при ней корят её друзей?

--Что же мешает ей искренне осуждать друзей? (Закаменелая нежность)

--Что вменяют в вину другу лирической героини? Перечислите его «прегрешения». (Держится за рифму, как Антей; гараж рифмует с геранью, свой автопортрет сравнил с аэропортом)

Так и слышится этот «горестный» вздох лирической героини, и насколько иронично звучит её согласие с этими укорами. (Антея может осуждать лишь Геракл; а автопортрет надо было сравнить не с аэропортом, а с автопробегом).

Последние четыре строфы стихотворения – это сплошная вселенская нежность к другу, которая выливается в простые строки: «Всё это так. Но всё ж он мой товарищ. А я люблю товарищей моих».

4) И, наверное, именно этим чувством, чувством нежности навеяно стихотворение «Снегопад», посвящённое Булату Окуджаве.

Стихотворение совсем не о поэте Булате Окуджаве, оно о снегопаде. Но оно очень красивое. А другу хочется посвятить что-то очень красивое.

Снегопад своё действие начал

и ещё до свершения тьмы

Переделкино переиначил

в безымянную прелесть зимы.

Дома творчества дикую кличку

он отринул и вытер с доски

и возвысил в полях электричку

до всемирного звука тоски.

Обманувши сады, огороды,

их ничтожный размер одолев,

возымела значенье природы

невеликая сумма дерев.

На горе, в тишине совершенной,

голос древнего пенья возник,

и уже не села, а вселенной

ты участник и бедный должник.

Вдалеке, меж звездой и дорогой,

сам дивясь, что он здесь и таков,

пролетел лучезарно здоровый

и ликующий лыжник снегов.

Вездесущая сила движенья,

этот лыжник, земля и луна –

лишь причина для стихосложенья,

для мгновенной удачи ума.

Но, пока в снегопаданье строгом

Ясен разум и воля свежа,

В промежутке меж звуком и словом

Опрометчиво медлит душа.

1968

5. Подведём итог нашего разговора о теме дружбы в творчестве Б.А.

--Какое значение для поэтессы имеет дружба?

--Как она относится к своим друзьям?

6. Ещё одна тема, которая волнует Б.А. – тема творчества.

Что представляет для поэтессы процесс художественного творчества? Что такое вдохновение? Почему иногда оно есть, а иногда нет? Почему, за что именно ей дарован этот талант?

Над этим вопросами вы поразмышляете самостоятельно, анализируя стихотворение «Другое». Ваши работы мы обсудим на следующем уроке.

Анализ стихотворения «Другое».

Прочитайте и осмыслите стихотворение Б.Ахмадулиной «Другое».

Напишите его собственную интерпретацию.

Что сделалось? Зачем я не могу

уж целый год не знаю, не умею

слагать стихи и только немоту

тяжёлую в губах моих имею?

Вы скажете – но вот уже строфа,

четыре строчки в ней, она готова.

Я не о том. Во мне уже стара

привычка ставить слово после слова.

Порядок этот ведает рука.

Я не о том. Как это прежде было?

Когда происходило – не строка –

другое что-то. Только что? – Забыла.

Да, да, другое, разве знало страх,

когда шалило голосом так смело,

само, как смех, смеялось на устах

и плакало, как плач, если хотело?

1966


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поэзия периода «оттепели» Андрей Вознесенский Роберт Рождественский Евгений Евтушенко Белла Ахмадулина

Слайд 2

Евтушенко Евгений Александрович (р. 1933 г.)

Слайд 3

Рождественский Роберт Иванович (1932-1994)

Слайд 4

Вознесенский Андрей Андреевич (р. 1933)

Слайд 5

Ахмадулина Белла Ахматовна (р.1937)

Слайд 6

Белла Ахмадулина и Булат Окуджава

Слайд 7

Высоцкий Владимир Владимирович (1938-1980)

Слайд 8

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960)



Предварительный просмотр:

       Контрольный тест «Поэзия 40-60-х годов 20 века»

1.«Но знай, внимающий этим камням,//Никто не забыт и ничто не забыто…» Кому из поэтов принадлежат эти строки?

А)А.Ахматовой       Б)М.Цветаевой         В)О.Берггольц    Г)И.Уткину

2.Какая песня была создана на третий день войны и стала своеобразным гимном Великой Отечественной войны?
А) «Священная война»                   В) «День Победы»

Б) «Катюша»                                    Г) «Песня смелых»

3.Кто из поэтов является автором слов к песне «Священная война»?

А)И,Уткин                                       В)М.Исаковский

Б)А,Твардовский                            Г)В.Лебедев-Кумач

4.Кто является автором сборника «Моабитские тетради», написанного в застенках фашистского концлагеря?

А)Муса Джалиль                           В)К.Симонов

Б)А.Сурков                                     Г)Н.Заболоцкий

5.Кто является автором слов известных песен о войне «Враги сожгли родную хату», «В лесу прифронтовом», «Огонёк»?

А)М.Исаковский                            В)К.Симонов

Б)Б.Ахмадулина                              Г)А.Твардовский

6.В чём заключается особенность лирики военных лет?

А)соединение высоких патриотических чувств с глубоко личными переживаниями;

Б)поэты писали стихотворения только о ненависти к фашистам и призывали уничтожать их;

В)поэты не могли себе позволить писать о любви в такое тяжёлое для Родины время;
Г) поэты старались не показывать в стихах ужасов войны, чтобы не травмировать читателя.

7.Какой жанр принадлежит к лироэпической поэзии о Великой Отечественной войне?
А)песня          Б)поэма             В)стихотворение           Г)рассказ

8.Соотнеси автора и принадлежащую его перу поэму.

А)П.Антокольский                 1) «Зоя»

Б)О.Берггольц                         2) «Сын»

В)М.Алигер                             3) «Февральский дневник»

9.Какую из поэтесс называли «блокадной мадонной»?

А)М.Алигер            Б)О.Берггольц       В)А.Ахматову       Г) Б.Ахмадулину

10.Что такое «оттепель» в культурной жизни нашей страны?

А)Период  с 1941по 1945 годы, когда наблюдался большой патриотический подъём в творчестве поэтов и писателей.

Б)80-е-90-е годы 20 века – период перестройки в обществе.

В)Современный процесс в культурной жизни нашей страны. «Свобода слова».
Г)Период с середины 50-х до середины 60-х годов, связанный с ослаблением информационной блокады и развенчанием «культа личности» Сталина.

11.Назовите поэтов, с именами которых связан «поэтический бум» в период «оттепели».

А)А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, И.Бунин.

Б)М.Исаковский, К.Симонов, В.Лебедев-Кумач, А.Сурков.

В)Е.Евтушенко, Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, А.Вознесенский.

Г)Б.Пастернак, А.Твардовский, Н.Заболоцкий.

12.Кто был руководителем литературного журнала «Новый мир» в период «оттепели»?

А)Р.Рождественский

Б)М.Исаковский

В)А.Твардовский

Г)В.Высоцкий

13.Кому из поэтов 23 октября 1958 года была присуждена Нобелевская премия, от которой он отказался?
А)А.Твардовский

Б)Б.Пастернак

В)Б.Ахмадулина

Г)Е.Евтушенко

14.Стихотворение Б.Пастернака «Гефсиманский сад» напечатано:

А) в сборнике «Близнец в тучах»

Б) в сборнике «Поверх барьеров»

В) в сборнике «Второе рождение»

Г) в романе «Доктор Живаго»

15.На смерть какого поэта А.Ахматова написала горькие строчки:

«…Разобрали венки на веники,

На полчасика погрустнели…

Как гордимся мы, современники,

Что он умер в своей постели!»?

А)Б.Пастернак

Б)А.Твардовский

В)М.Исаковский

Г)К.Симонов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От «оттепели» к «застою».

Методическая разработка дополнительного занятия по истории....

Урок литературы в 11 классе."Поэты "оттепели".Е Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Окуджава

Предлагаемый вариант урока посвящен поэтам 60-х годов прошлого столетия Е.Евтушенко, А.Вознесенскому, Б.Окуджаве. Технология использования межпредметных связей. Это урок в  форме  поэтически...

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА-ПРОЕКТА ПО ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ: «Оттепель» в духовной жизни» (11 класс)

Предложенный план-конспект урока может быть использован на уроке в 11 классе при изучении истории России периода хрущевской "Оттепели". Форма урока - минипроект, над которым учащиеся работают два урок...

Конспект урока по истории в 11 классе "СССР в 1964—1980 гг. ХХ в. От «оттепели» к «застою»"

Данный конспект сопровождается презентаций. Тема "СССР в 1964—1980 гг. ХХ в. От «оттепели» к «застою»" раскрывает сущность режима в СССР и смену власти в 60-е годы XX столетия....

Презентация к уроку истории в 11 классе по теме "СССР от «оттепели» к «застою»"

Данная презентация является сопровождением урока истории в 11 классе по теме "СССР в 1964—1980 гг. ХХ в. От «оттепели» к «застою»"...

Оттепель - период расцвета поэзии в литературе. Бронзовый век. Поэзия 60-х годов.

В предложенной презентации даются краткие биографические справки, предлагаются для работы с текстом наиболее яркие стихотворения поэтов-шестидесятников: Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной, Р. Рождественског...

Поэзия периода "оттепели"

разработка к Семинару "Структура современного урока русского языка и литературы"...