Поэзия периода "оттепели"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Кипкеева Римма Энверовна

разработка к Семинару "Структура современного урока русского языка и литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poeziya_perioda_ottepeli.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Поэзия периода «оттепели»

Педагогическая технология

личностно-ориентированное  обучение, ИКТ 

Тип урока: изучение новой темы 

Цели урока: 

Обучающая: сформировать представление о развитии поэзии в 60-80-х гг. ХХ века; познакомить с тематикой творчества   поэтов 60-80-х годов; значение их

творчества  в развитии культуры страны. 

Развивающая: развивать навыки  самостоятельной работы с литературой,  подбирать материал для сообщения;  умение сравнивать, сопоставлять, развивать навыки художественного чтения стихотворений, формировать системно- целостный  взгляд на мир. 

Воспитательная: воспитывать интерес к поэзии, создание условии для формирования толерантной личности. 

Оборудование: портреты, сборники стихов поэтов, аудиозапись, электронная презентация

Методические приёмы: использование межпредметных связей с историей, ИЗО, выборочный пересказ, инсценировка, анализ текста; чтение стихотворений наизусть работа в группах; опережающее творческое задание.

Здравствуйте! Желаю всем хорошего настроения!

Поэзия будь громкой или тихой, 

Не будь тихоней лживой никогда… 

Е.Евтушенко. 

(слайд1)

Как вы понимаете эпиграф?  Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? 

Тысячи лет ведется спор – зачем люди тратят время, силы, страдают и ищут…что? То, что, по словам Н. Гумилева, «не съесть, не выпить, не поцеловать». Зачем? Читаете ли вы стихи? Нужны ли они в  ХХI веке? Говорят, что интерес к поэзии значительно уменьшился, гаснет, к сожалению, опрос среди учащихся подтверждает этот факт. Но это не значит, что она не нужна. Может быть, мы плохо ее знаем. Попробуем восполнить пробелы. 

видеоролик (слайд2)

Особенности лирики  60-х. Мы будем говорить сегодня об «эстрадных поэтах», о шестидесятниках. Тема урока. (Слайд3)

Цели урока: Мы познакомимся с творчеством поэтов-шестидесятников, остановимся на творчестве ярких представителей периода- Р.Рождественском, А.Вознесенском, Е.Евтушенко и Б.Ахмадулиной.(Слайд4)

(Слайд5)60-е годы – это уникальное время в истории нашей страны, получившее название «оттепели». Связывают его с именем Н. С. Хрущева, который впервые осмелился рассказать правду о сталинской эпохе. На 20 съезде КПСС был развенчан «культ личности» великого вождя. Развенчание культа личности имело большое значение для нашей страны, потому что многие из тех, кто пострадал от сталинских репрессий, получили возможность вернуться к нормальной жизни. В литературу вернулись Булгаков, Пастернак, Ахматова, Есенин, Заболоцкий.

Сам дух времени был "оттепельным”. Такая атмосфера способствовала рождению значительных произведений во всех видах искусства: и в кино, и в театре, и в архитектуре.

Поэзия откликнулась на наступление «оттепели» быстрее и живее, чем проза. Произошел настоящий «поэтический бум», связанный прежде всего с именами Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадуллиной, Роберта Рождественского. Эти молодые поэты приобрели широкую популярность, выступая с поэтической «эстрады». Их выступления были самыми заметными и шумными.

 Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский были кумирами «оттепели». У них отчётливо проявилась установка на устное, произносимое слово. Это была группа актеров с разными амплуа, идеально дополнявших друг друга:

 Поэтическим лидером периода «оттепели» стал Евгений Александрович Евтушенко, талантливый поэт, в котором  сочетались артистизм и большая трудоспособность. Тематика его творчества разнообразна, он умел откликнуться на все происходящее в обществе, отозваться на волнующие людей вопросы. Он стал  одним из первых, кто осознал себя поэтом  нового поколения. Лирика молодого поэта, окончившего в 1954 году Литературный институт, превосходила поэзию многих современников, как в России, так и за ее пределами.

В поэзии Е. Евтушенко, в ее «громкости», «эстрадности» было множество формул перехода к либеральной весне. Звучали типичные «антикультовые» мотивы, также поэт критиковал ритуалы и обычаи советской эпохи, помпезность, лакировку.

Евгений Евтушенко считается одним из неординарных поэтов , не только благодаря особому взгляду на жизнь, но и умению перевоплощаться, а также поднимать наиболее злободневные темы. Умер поэт 1 апреля 2017 года, не дожив своего 85-летия.

                 «Людей неинтересных в мире нет»

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы, как истории планет.

У каждой все особое, свое

И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

и с этой незаметностью дружил,

он интересен был среди людей

самою незаметностью своей.

У каждого – свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,

с ним умирает первый его снег,

и первый поцелуй, и первый бой…

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

машины и художников холсты,

да, многому остаться суждено,

но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди…Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать…

Еще одним ярким поэтом-шестидесятником можно назвать Роберта Рождественского. Любопытно, но будущий великий поэт не смог поступить с первого раза в Литературный институт, ему удалось это только со второй попытки. Став студентом Литературного института, он переезжает в Москву. Стать востребованным поэтом Рождественскому помогла эстрада. Именно песенный жанр в полной мере смог оттенить необычный талант юного поэта. И современники, а в последующем и многие критики отмечают, что успех Рождественского базируется, прежде всего, на актуальности тематики его стихотворений. Широкому же кругу читателей Рождественский стал известен, благодаря песням на его стихи. Это песни к фильму «Неуловимые мстители», «Город детства», «Мои года-мои богатства», «Не надо печалиться», «Позвони мне, позвони», «Этот большой мир, «Эхо любви»  мн.др., песни на его стихи исполняют популярные и известные певцы.

«Голосом эпохи» называли известную поэтессу 60-х годов Беллу Ахмадулину. Её поэзия отличалась женственностью, тем, что она выработала свой язык невысказанных намеков, самонаблюдений, словно укротила крик, научилась по - ахматовски ценить паузы, прочерки, глубокое дыхание. Поэзия Ахмадулиной обращена к внутреннему миру человека. Она завораживает своей простотой и естественностью, напевностью и мелодичностью.

Другим кумиром молодежи эпохи «оттепели» был поэт Андрей Вознесенский.Как и Евтушенко, он стал вождем поэтического авангарда нового времени. В начале 60-х годов у него вышли сборники стихов «Парабола», «Мозаика», «Треугольная  груша», «Антимиры». Появился самобытный поэт, со своим миром, своей системой образов, новым взглядом на проблемы.  Стихи  сразу же привлекли внимание читателей энергичным ритмом, метафорически насыщенным языком, жанровым разнообразием Архитектор по образованию, он и в поэзии мыслил линиями, объемами, плоскостями, это отразилось в совершенстве художественной формы стихов. Он стал зодчим речи.

На его стихи созданы популярные песни: «Миллион алых роз», «Плачет девушка в автомате». По сочинениям Вознесенского поставили спектакль «Берегите ваши лица» в театре на Таганке, а в рок-опере «Юнона и авось» звучит знаменитая «Сага».

(видеозапись саги) (слайд6)

Перед вами тексты стихотворений поэтов.Найдите,пожалуйста, средства художественной выразительности языка. Напомню, что это задание 26 ЕГЭ по русскому языку. –

Стихи каких поэтов (или поэта) вам больше понравились? 

- Какие темы звучат в стихотворениях перечисленных вами поэтов?

Можно ли отнести их к «вечным»? 

 Переходим к рефлексивной деятельности на уроке. Оценивание результатов работы.Теперь, я попрошу, ребята, составить синквейн по сегодняшней теме урока.

 

Поэзия

Популярная , яркая

Любить , волновать, жить

Граждане, послушайте меня

Жизнь

 Сборники стихов поэтов-шестидесятников выпускались массовыми тиражами, вообще стихи стали общим повальным увлечением всей страны.

Ч.Читая Евтушенко, Вознесенского, Рождественского, Ахмадулину, мы находим у них много созвучного нашим чувствам и мыслям, нашей вере и надежде на лучшее.

Домашнее задание (слайд7) Написать сочинение-эссе «Поэт в России больше, чем поэт».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская "Китайская поэзия - поэзия мысли"

В процессе  работы творческой мастерской  "Китайская поэзия - поэзия мысли" школьники знакомятся с китайской классической поэзией, занятие организуется таким образом, что дети ставятся в сит...

Урок словесности "Поэзия мира и мир в поэзии"

Урок словесности из цикла уроков, посвященных работе с поэтическими текстами....

« Есть у поэзии начало, нет у поэзии конца».

Саратовскому поэту, бывшему учителю школы № 89, кандидату филологических наук, доценту кафедры общего литературоведения и журналистики СГУ  - Книгину Игорю Анатольевичу, посвящается…...

Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»

В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...

«Мифологема дерева в русской и современной мордовской поэзии: к опыту сравнительно-сопоставительного изучения (на материале поэзии С. А. Есенина и В. А. Ващалкина)»

Стихи о родной природе составляют сокровищницу русской литературы. Именно в них, одухотворенно описывая красоты родного и милого сердцу автора края, поэты создают удивительно проникновенные обра...

Оттепель - период расцвета поэзии в литературе. Бронзовый век. Поэзия 60-х годов.

В предложенной презентации даются краткие биографические справки, предлагаются для работы с текстом наиболее яркие стихотворения поэтов-шестидесятников: Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной, Р. Рождественског...

Урок литературы по поэзии Серебряного века (поэзия А. Ахматовой и Н. Гумилева)

Урок содержит материал для выступления учащихся ( небольшая композиция из стихотворений А. Ахматовой и Н. Гумилева, выстроенная таким образом, что читающие стихи учащиеся должны обращаться друг к друг...