Серия уроков по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Виноградова Надежда Михайловна

Опыт комментированного прочтения и обсуждения повести В.Короленко "В дурном обществе". Сравнение и обсуждение иллюстраций разных художников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Серия уроков по теме: «Комплексный анализ повести Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе». Подготовка к домашнему сочинению».

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания уч-ся, полученные в результате изучения повести Короленко «В дурном обществе»; конкретизировать понимание проблем, поставленных в повести;
  • развивать речь учащихся, навыки аналитического пересказа и умение анализировать прочитанное;
  • воспитывать лучшие нравственные качества: сострадание и милосердие.

Форма уроков: аналитическая беседа.

Оборудование: компьютерная презентация, состоящая из иллюстраций к повести, репродукций картин русских художников.

                                              Ход урока

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы. Постановка целей.

       Вы прочитали, ребята, замечательное произведение, которое, я уверена, произвело на вас большое впечатление, потому что история, в нём описанная, не может оставить равнодушным ни одного человека, если в нём есть хоть капля сострадания. И сегодня мы побеседуем по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

 Мы вспомним всё, что происходило с героями повести, попытаемся оценить и понять их поступки и характеры, то есть будем развивать в себе умение не просто читать, а понимать, анализировать художественное произведение. Тем более такое большое, как «В дурном обществе».

В 5 классе вы впервые встретились с таким жанром, как повесть.

Вы прочитали повести И.С.Тургенева «Муму», Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» и В.Г.Короленко «В дурном обществе».

-- Чем повесть отличается от рассказа?

(Повесть больше, чем рассказ. В рассказе обычно описывается какое-то одно событие из жизни героев, а в повести это цепочка событий. Да и персонажами повесть населена гораздо гуще, чем рассказ)

Наш урок будет необычен, может быть тем, что провести нам его помогут… художники. (Слайд с портретами художников) Это И.Е.Репин, В.Глуздов, В.Костицын и Г.Фитингоф. Каким образом  это произойдёт, увидите дальше.

3. Обобщение знаний о писателе. Знакомство со штрихами его биографии.

(Портрет Короленко, написанный Репиным)

Автор повести «В дурном обществе» Владимир Галактионович Короленко.

Рассмотрите его портрет работы художника Репина. Можно ли, глядя на портрет, предположить, каким был этот человек, какую жизнь он прожил?

(Обращают на себя внимание задумчивые, проницательные, чуть печальные глаза писателя, морщины и седая борода, усталые руки.

Можно предположить, что жизнь его была не из лёгких, он многое повидал на своём веку. Он кажется строгим, но не злым)

И в самом деле, путь писателя был нелёгок, но прекрасен: всю жизнь он заступался за униженных и оскорблённых, защищал справедливость, за что неоднократно подвергался арестам и ссылкам. Знал он и нужду: бедность не позволила ему закончить  высшее образование. Его учителями стали жизнь и русская литература.

Характер писателя восхищал современников, его называли «нравственным гением» русской литературы.

В день 65-летнего юбилея писателя Репин, создавший его портрет, который мы только что рассматривали, прислал поздравительную телеграмму: «Благодарю вас за вашу прекрасную жизнь». Вот так высоко оценил великий русский художник знаменитого русского писателя.

4.Проверка знания текста.                                                                                     -- Где и когда происходят события, описанные в повести?

(Место событий город Ровно, где Короленко учился в 3 классе гимназии. Город назван в повести Княжье Вено. А написана повесть в одной из ссылок, в которой находился писатель в 1881-1884 годах.)

--Прежде чем вы расскажете мне о том, как вы понимаете повесть, о чём она заставила вас задуматься, мне бы хотелось проверить, хорошо ли вы знаете текст.

(Дети получают карточки с утверждениями. Перед каждым надо написать «да» или «нет»)

да

Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города.

нет

Замок был противен мальчику, так как имел зловещий вид.

да

Васю и его отца разделила смерть Васиной матери.

нет

Вася и Валек впервые встретились в роще.

нет

Валек отказался идти в гости к Васе, потому что боялся  судью.

да

Маруся очень отличалась от Сони.

да

Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.

нет

Когда Маруся была голодна, Валек просил еды у Васи.

да

Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.

да

Маруся заболела осенью.

нет

Вася тайком взял куклу у Сони.

да

Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.

5. Анализ темы «Дурное общество» и «тёмные личности».

-- Повесть называется «В дурном обществе». Кто же из героев повести относится к этому дурному обществу? Почему?

--Как ещё называют в повести этих людей? (Тёмные личности).

-- Кто они- эти тёмные личности? (Нищие)

Тема обездоленных и несчастных волновала не только писателей, но и многих русских художников, поэтому произведения литературы и изобразительного искусства перекликаются между собой. Дополняя друг друга.

Посмотрим слайд-шоу, составленное из картин русских художников 19 века в сопровождении песни П.Оливейро на слова Ю.Цетлина. Подумайте, ребята, какая связь между этими слайдами, песней и произведением, которое мы обсуждаем.

(На фоне песни из к/ф «Генералы песчаных карьеров» демонстрируются репродукции картин В.Г.Перова «Нищие на проезжей дороге»,  «Нищий», «Спящие дети», «Савояр», К.В.Лемох «Нищенка», Н.В.Невреев «Дед Василий», П.П.Чистяков «Нищие дети», Ф.А.Бронников «Старик-нищий», Ф.С.Журавлёв «Дети-нищие», В.П.Якоби «Осень».)

Итак, в чём созвучие этих произведений?

Людей, подобных тем, которых мы видели на полотнах русских художников, и изобразил в своей повести В.Г.Короленко.

-- Где обитают эти тёмные личности?

(Пристанищем их стали заброшенный старый замок и полуразвалившаяся часовня «среди истлевших крестов и полуразвалившихся могил»)

--Прочитаем описание старого замка и часовни.

(Замок, с.13)

Сравним эти описания с иллюстрациями В.Глуздова и В.Костицына.

Какая из иллюстраций более точно соответствует вашему представлению о замке?

-- Кто же называет людей, живущих в замке и часовне «тёмными личностями», а общество, которое они составляют «дурным»?

(горожане, так как эти люди представляют угрозу их благополучию)

--Какую угрозу представляют эти люди для горожан?

(Они воруют)

--Почему?

(Нужда, голод, отверженность толкают бедняков на этот грех).

--Перечитаем эпизод, где дети с жадностью едят украденную Тыбурцием еду. (с. 37)

--А теперь рассмотрим иллюстрацию художника В.Глуздова к этому эпизоду.

--Что в центре иллюстрации?

(кусок жаркого, на который устремлён взгляд Тыбурция)

--Каково выражение его лица?

(Оно печально. Пан Тыбурций понимает, что «воровать нехорошо», но идёт на это ради детей)

--Как художник изобразил Валека и Марусю?

(Дети едят с жадностью, облизывая худые пальцы. Видно, что «мясное блюдо было для них невиданной роскошью».)

--На переднем плане иллюстрации Вася. Почему художник изобразил его отвернувшимся от пиршества с опущенной головой?

(Васе стыдно за ворованную еду, но он не может не сочувствовать беде своих друзей, их нужде.)

--Васе трудно сделать выбор. Он борется с собой. Но почему же он не изменяет своим друзьям?(У него доброе, отзывчивое сердце. Он сам лишён любви и ласки, и поэтому в состоянии оценить и понять одиночество бродяг. И он отдаёт своё сердце нищим)

6.Анализ темы «С шести лет я испытывал ужас одиночества…»

--Сколько лет Васе? (Семь)

-- Какое потрясение пережил он перед началом описываемых событий?

--Как отразилась смерть матери на его судьбе?

(Мальчик потерял мать, а отец, замкнувшись в своём горе, просто перестал его замечать. Вася остро чувствовал свою ненужность и одиночество: «С шести лет я испытывал ужас одиночества»)

--Подтвердим свои мысли словами из текста.(с.16)

--Рассмотрим и сравним иллюстрации художников В.Костицына и Г.Фитингофа «Вася и отец». Как в них показаны сложность взаимоотношений отца и сына, их внутренняя боль?

(У Костицына герои изображены спиной друг к другу. Они рядом, но не видят и не слышат друг друга. Лицо мальчика грустно и обиженно, он явно не понимает, что происходит, ему тяжело. Отец занят какими-то бумагами и не замечает сына. Буйные заросли травы и цветов, разделяющие их – символ отчуждённости.

На иллюстрации Фитингофа Вася и его отец расположены у письменного стола. Видимо отец задал ему свой неизменный вопрос: «Ты помнишь матушку?». Мальчик опустил глаза и съёжился от отцовской суровости и угрюмости. А отец и не смотрит на ребёнка, будто отчаявшись получить от него какой-то отклик на собственное горе…

--Какая иллюстрация вам кажется более убедительной?

Как видим, горе и боль сделали слепыми и глухими родных людей, лишили их взаимопонимания. Но то, что легко простить маленькому ребёнку, недопустимо для взрослого отца. Он прежде всего виноват в том, что между ним и сыном выросла стена.

       Стена возникла и между Соней и Васей, братом и сестрой.

-- А кто выстроил эту стену?

(И здесь постарались взрослые: всякий раз, когда Вася пытался играть с Соней, нянька «быстро схватывала « девочку и «уносила к себе». Поэтому мальчику оставались только тайные встречи с сестрёнкой. «Если маленькая сестрёнка ещё не спала в своей качалке, я подходил к ней, и мы тихо ласкали друг друга и играли, стараясь не разбудить ворчливую старую няньку».

-- посмотрите на иллюстрацию Глуздова, где художник изобразил один из таких моментов. Как он создаёт впечатление, что дети видятся украдкой, что над ними тень семейного горя?

(Работа с иллюстрацией)

--Почему же Вася стал бродяжничать?

7.Анализ темы: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу…»

--Что разделяет Васю и детей из подземелья?

-- А есть ли что-то сближающее их?

-- Прикаких обстоятельствах произошло знакомство Васи, Валека и Маруси?

Перечитаем эпизод знакомства детей (с.21-24)

--Рассмотрите иллюстрацию Глуздова, которая изображает этот момент.

Какими он показывает детей? Какую роль играет в иллюстрации свет?

--Что подчёркивается автором повести в описании Валека и Маруси?

(Валек «худощавый и тонкий, как тростинка», Маруся «как былинка», «руки у неё были тонки и прозрачны». В них нет резвости, живости, весёлости: у Валека чёрные задумчивые глаза, и Марусины «глаза смотрели так не по-детски грустно».

       Не раз рассказчик сравнивает её с выросшим среди камней блдным цветком: «головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика»; «смех её звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагов уже не слышно». Познав голод и нужду эти дети повзрослели раньше времени.

Посмотрите, какими их увидели художники-иллюстраторы.

(Рассматриваются и сравниваются иллюстрации Глуздова, Костицына и Фитингофа) Чем интересна каждая из них?

--Почему Вася привязался к этим детям? Что находит он в общении с Валеком и Марусей?

-- Какие открытия делает Вася, общаясь с детьми подземелья и членами «дурного общества»? Что они помогают ему увидеть и понять?

Благодаря  «дурному обществу», он и на отца своего взглянул по-другому.

(Чтение эпизода гл.4 со слов «Тыбурций тебе отец?»  до конца)

--Каким увиделся отец сыну, благодаря словам Валека?

-- Докажите, что Вася – настоящий друг.

(Чтение эпизода из главы «Кукла» с.40-44)

-- Как раскрывается характер Васи в истории с куклой?

--Как вы думаете, почему Тыбурций считает, что для Васи хорошо пройти по жизненной дороге людей из «дурного общества»?

Он говорит: «Может быть это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу. Для тебя хорошо, потому что лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня…»

-- Как вы думаете, что рассказал Тыбурций о Васе его отцу?

--Что разрушило стену между отцом и сыном?

8. Итог урока.

Чтение «Заключения»

--Как вам кажется, какие обеты (обещания) могли произносить Соня и Вася на могиле Маруси?

9.Домашнее задание.

Сочинение на одну из тем:

«Совсем не кукольная история» (Рассказ о Марусе от лица Сониной куклы),

«Рассказ Тыбурция о Все»,
«Что рассказали старые стены часовни»,

«Обеты Сони и Васи».

да

Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города.

нет

Замок был противен мальчику, так как имел зловещий вид.

да

Васю и его отца разделила смерть Васиной матери.

нет

Вася и Валек впервые встретились в роще.

нет

Валек отказался идти в гости к Васе, потому что боялся  судью.

да

Маруся очень отличалась от Сони.

да

Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.

нет

Когда Маруся была голодна, Валек просил еды у Васи.

да

Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.

да

Маруся заболела осенью.

нет

Вася тайком взял куклу у Сони.

да

Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.

да

Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города.

нет

Замок был противен мальчику, так как имел зловещий вид.

да

Васю и его отца разделила смерть Васиной матери.

нет

Вася и Валек впервые встретились в роще.

нет

Валек отказался идти в гости к Васе, потому что боялся  судью.

да

Маруся очень отличалась от Сони.

да

Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.

нет

Когда Маруся была голодна, Валек просил еды у Васи.

да

Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.

да

Маруся заболела осенью.

нет

Вася тайком взял куклу у Сони.

да

Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.

да

Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города.

нет

Замок был противен мальчику, так как имел зловещий вид.

да

Васю и его отца разделила смерть Васиной матери.

нет

Вася и Валек впервые встретились в роще.

нет

Валек отказался идти в гости к Васе, потому что боялся  судью.

да

Маруся очень отличалась от Сони.

да

Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.

нет

Когда Маруся была голодна, Валек просил еды у Васи.

да

Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.

да

Маруся заболела осенью.

нет

Вася тайком взял куклу у Сони.

да

Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе» в иллюстрациях художников

Слайд 2

И.Е.Репин Портрет писателя В.Г.Короленко. 1902 г.

Слайд 3

В.Глуздов . Старый замок. 1977 г.

Слайд 4

В.Костицын . «…Величавое дряхлое здание». 1984 г.

Слайд 5

В.Глуздов . Тыбурций с детьми.

Слайд 6

В.Костицын . Вася и отец. Г.Фитингоф . Вася и отец.

Слайд 7

В.Глуздов . Вася и Соня.

Слайд 8

В.Глуздов . Вася знакомится с Валеком и Марусей.

Слайд 9

В.Глуздов . Валек и Маруся.

Слайд 10

В.Костицын . Валек и Маруся.

Слайд 11

Г.Фитингоф . Валек и Маруся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи в 6 классе. Выборочное изложение "Среди серых камней." (По повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"

Целью данного урока является повторение  сведений о структуре и языковых особенностях описания помещения, так как одна из задач уроков развития речи в 6 классе – научиться описывать помещен...

Презентация к уроку литературы по теме "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе""

Презентация составлена к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"....

Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"

Данная презентация может быть использована на заключительном уроке литературы в 6м классе при изучении повести В Короленко "В дурном обществе".Работа содержит следующие этапы:- словарная работа;- анал...

Нравственные уроки в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»»

Урок литературы в 5 классе "Нравственные уроки в повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"...

Тема урока: «Маруся и Соня : два детства.»(Урок по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»).

На этом уроке сравнительно изучаются два литературных героя: Соня и Маруся.Ребята должны понять, в какой трудной ситуации могут оказаться бедные люди.Им тяжело выбраться из подземелья.Нищета,голод и х...