Методическая разработка урока литературы в 5 классе «Нравственные уроки в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Светлана Николаевна Проняева

Урок литературы в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_5_klasse_po_literature.pronyaeva_s.n.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

 «Нравственные уроки  в повести В. Г. Короленко «В дурном    обществе»

Цели урока:

1. Обучающие: учить учащихся внимательному и осмысленному чтению литературных произведений; формировать навыки анализа художественного произведения с точки зрения его жанра; умение находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведений и определить его проблематику.

2. Развивающие: развитие навыков анализа художественных текстов; развитие умений делать обобщающие выводы; развитие кругозора учащихся; посредством самостоятельной работы учащихся над текстом, способствовать обогащению словарного запаса учащихся, развитию их устной речи; развитие навыков учебного труда.

3. Воспитательные: воспитание положительного отношения к знаниям; воспитание бережного отношения к другим людям, доброты и чуткости через эмоциональное восприятие произведения. Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

Планируемые результаты:

  • познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
  • личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение, формирование умения анализировать ситуацию и делать моральный выбор;
  • регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник (Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, в двух частях. Ч. 2 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин – М. Просвещение, 2014),  карточки с текстом.

Методы и приемы: словесные (эвристическая беседа), ИКТ, выборочного чтения, смыслового чтения, проблемного изложения, самоконтроля.

Тип урока: урок обобщения материала, урок – беседа, элементы дистанционного обучения (презентация, кроссворд).

Эпиграф к уроку

               Лучше иметь в груди кусочек человеческого  сердца вместо холодного камня.

                                                                                                           В.Г.Короленко.

                                                                  Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Слово учителя.                                                                                                                                                                       - Ребята, мы прочитали повесть В.Г.Короленко «В дурном обществе», познакомились с героями, с их жизнью. Сегодня у нас заключительный этап урока по произведению. (На экране проецируется портрет писателя - Слайд №1).

 

2. Определение темы   урока учащимися  ( Слайд№2).

Учитель:  Урок наш будет не просто уроком обобщения и заключения, а  уроком милосердия и добра.

Ребята, в нашей жизни множество людей, которые поступают «как все», «как принято». Есть другие, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком, «нравственным гением русской литературы» был В.Г.Короленко. Он до конца жизни остался  защитником справедливости, в своих произведениях всегда выступая на стороне тех, кто несчастен. Короленко в своих произведениях сумел показать, что самый великий дар человека - чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей. Таким даром - чутким сердцем - обладал и сам писатель.    

Ребята, давайте вместе попытаемся сформулировать тему нашего урока. Скажите, какими качествами обладает главный герой повести Вася? (Слайд №3)  (Милосердием, сочувствием, состраданием).  Каким  словом можно объединить  названные вами слова?  Даю подсказку: это слово определяет   характер  В.Г.Короленко.   Правильно,  «Нравственность».  Теперь попытайтесь, используя слайд4, составить собственное определение лексического значения  слова «нравственность». (Нравственность – это проявление человеком таких духовных качеств как милосердие, сострадание, сочувствие.

Ребята, прочитав  произведение «В дурном обществе», мы получаем какие-то жизненные уроки? Какие?  (Мы учимся быть добрее, милосерднее, учимся состраданию).

Итак, какова тема нашего урока?  (Нравственные уроки в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

Ребята, а какая задача должна быть поставлена на сегодняшнем уроке?

     Правильно. Наша задача - извлечь нравственные уроки из произведения, понять, какие изменения происходят в сердце главного героя под влиянием общения с новыми друзьями.

Итак, на сегодняшнем уроке-обощения мы создадим лэпбуки, у каждой группы своя тема проекта.

1 группа работает над темой «Характеристика героя повести Васи».

2 группа работает над темой «Характеристика героя повести Валека».

 3 группа работает над темой «Характеристика Тыбурция».        

Время создания лэпбука – 10 минут. Время защиты – 2 минуты. Все необходимые материалы у вас на столах. Приступаем к работе!

Защита проекта 1 группы:

(Это был мальчик из богатой семьи, его отец был судьёй города. Однако детство его было невесёлым. Вася чувствовал себя совершенно одиноким. Его мама умерла, а отец не обращал никакого внимания на сына. Господин судья очень тосковал по умершей жене, он сильно любил её. Судья с нежностью относился только к маленькой дочери Соне, потому что она напоминала ему жену. Вася был предоставлен себе, никто о нём не заботился. Он целые дни проводил на улице с друзьями. Герой не встречал привета и ласки дома. Но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нём жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка. «Мне всё казалось, что где то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то: казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно».  Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и  Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль, он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают преступления (плохие поступки).  Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности, человеческой любви.

Защита проекта 2 группы:

Валек и Маруся - дети, выброшенные злою судьбой на улицу, живущие среди «серых камней». Валек про сестру говорит, что «серый камень» высосал из неё жизнь.  «Серый камень» - это символ нищеты, бедности». 

"...Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами..." "...Мальчик, по имени Валек, высокий, тонкий, черноволосый с  черными глазами".

  Валек – нищий бездомный мальчик. Валек – приемный сын бродяги Тыбурция. Валек – умный и смелый мальчик. Он живет в «подземелье», носит старую одежду и голодает от нищеты. Валек ворует еду, чтобы накормить сестру и других нищих. Валек – самостоятельный мальчик, он ведет себя по-взрослому.  Он знает много интересного. Нищий Валек  и «приличный» мальчик Вася дружат несмотря на все их различия.

Защита проекта 3 группы:

 (Тыбурций  Драб был необычным человеком в маленьком городке Княжь. Откуда он пришёл в город, никто не знал. Тыбурций рассказал Васе, что у него когда – то вышла крупная ссора с законом. И теперь он и его дети оказались вне закона, без документов, без права на жительство и без средств к существованию. У него нет возможности начать новую жизнь. Тыбурций и его дети находят приют в старом замке на острове, но Януш, бывший слуга графа, выгоняет их оттуда. Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище.  Чтобы прокормиться, они занимаются мелким воровством в городе). Несмотря на то что ему приходится воровать, Тыбурций остро чувствует несправедливость. Он уважает отца Васи, который не делает разницы между бедными и богатыми и не продаёт свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в критический момент приходит Васе на помощь. Он находит нужные  слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит на своего сына и начинает его понимать.

    Спасибо за работу, дети!

 Подведение итогов урока.

Учитель:  Итак, Вася научился сострадать, стал отзывчивым, научился видеть и понимать боль других, ценить людей; он перестал думать о своём горе. Эта встреча открыла ему путь к себе, своим близким. Отдав своё сердце маленьким нищим, разделив их беды и заботы, он повзрослел.                                                                                                                                                                          Для доброты нет дурного общества. Встречи с такими людьми просветляют душу, делают её чище. Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим.

Закончить урок мне бы хотелось словами Л.Н. Толстого: «Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде всего в неосуждении ближнего и  в уважении к его человеческому достоинству».

— Как вы это понимаете?

— Ребята, а приходилось ли вам  проявлять участие в жизни других?

— А теперь закончите предложение: «Самое главное, что я поняла сегодня на уроке – это…».

План характеристики литературного героя

  1. Общественное и семейное положение героя, обстановка, в которой он живет;
  2. Внешний портрет;
  3. Речь героя;
  4. Поступки, особенности поведения;
  5. Чувства литературного героя, его отношение к другим героям;
  6. Ваше отношение к герою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы по теме "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе""

Презентация составлена к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"....

Конспект урока литературы "Дурное общество и дурные дела" ( по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")

Учебный предмет: литература.Класс: 5 класс.Автор УМК  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин  Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.Тема урока:  «...

Урок литературы. Подготовка к сочинению по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе".

Материал содержит темы сочинений по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе", а также памятку к данным темам....

Разработка урока литературы. 5 класс. "Дружба Васи, Валека и Маруси" ( по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе").

Разработка урока по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе". Тема урока "Дружба Васи, Валека и Маруси". Представлен интересный материал для аналитической беседы по повести (слова...

Методическая разработка урока литературы в 6 класс «Драмы взрослых и драмы детей» (по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»)

Многие писатели обращались к теме детства и до Короленко. Зачем же опять поднимать эту тему? Очевидно, писателю есть что сказать, добавить что-то очень важное, сокровенное.Что? Вот в этом мы и попробу...

Урок литературы в 5 классе "Нравственные уроки повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"

Дидактическая цель урока: создать условия для успешного освоения учащимися умения анализировать проичтанный рассказ, выявлять авторскую идею, для формирования нравственных основ личности: доброты, сос...