смысловое чтение
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

программа   курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" 6-8кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie_6-8kl.docx63.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Венгеровская средняя общеобразовательная школа №2

Принята решением МО

учителей гуманитарного цикла

МКОУ Венгеровской СОШ№2

Протокол №_1__ от 29.08.2017г.

Согласовано с заместителем директора по УВР

Вахрушевой Г.П./                   /

Рабочая программа

 учебного  курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом»

6,7,8 класс

                             

        Учитель русского языка и литературы

 

        Шунько Т.Н.

I.Пояснительная записка

Программа  метапредметного  курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом» разработана с учетом основных положений Федерального закона Российской Федерации от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (далее – Стандарт).

В соответствии с п. 7 статьи 12 Федерального закона образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, разрабатывает основную образовательную программу в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы.

Согласно п. 5 статьи 12 Федерального закона основная образовательная программа основного общего образования самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательным учреждением.

Основная образовательная программа основного общего образования должна соответствовать типу образовательного учреждения и быть преемственной по отношению к основной образовательной программе начального общего образования (п. 2 ст. 11 и п. 1 ст. 63 Федерального закона).

Изменения в экономической, политической, социальной и культурной сферах, происходящие в последние десятилетия, предъявляют все более высокие требования к выпускнику школы, его общему культурному уровню, готовности к профессиональной деятельности, к непрерывному образованию в течение всей жизни. Реализация идеи непрерывного образования направлена, прежде всего, на преодоление основного противоречия, связанного с увеличивающим потоком информации и способностью человека ее воспринимать. Сегодня потребление информации должно быть активным, избирательным, оценочным, обеспечивающим интеллектуальное развитие личности.

Большинство специалистов, занимающихся проблемами чтения, отмечает, что информационные условия обновляются быстрее, чем происходит массовая адаптация к ним, поэтому для адаптации людей, находящихся в столь динамичных условиях информационного развития, необходимо уметь работать с разнородной информацией при решении социальных, профессиональных и личностных проблем.

Констатируя современное положение с чтением не только у нас в стране, но и во всем мире, можно говорить о его кризисе.

Анализируя причины сложившегося кризиса чтения, социологи отмечают широкое распространение видео- и компьютерной продукции, сопровождающееся оттеснением чтения и письменных текстов на периферию современной культуры. Всё это негативно влияет на качество обучения, на профессиональный уровень специалистов разных областей, на объем используемой лексики родного языка и, следовательно, на интеллектуальный потенциал государства.

В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением подростков, принято считать следующие:

 снижение интереса к чтению;

 ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;

 низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме.

Анализируя причины сложившегося кризиса чтения, социологи отмечают широкое распространение видео- и компьютерной продукции, сопровождающееся оттеснением чтения и письменных текстов на периферию современной культуры. Всё это негативно влияет на качество

обучения, на профессиональный уровень специалистов разных областей, на объем используемой лексики родного языка и, следовательно, на интеллектуальный потенциал государства.

В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением подростков, принято считать следующие:

 снижение интереса к чтению;

 ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;

 низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме.

Кризис чтения, наблюдаемый во всем мире, безусловно, сказывается на результатах школьного обучения.

Данная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом» адресована общеобразовательным школам для занятий в 5-9 классах. Она ориентируется прежде всего на стратегические цели развития образования в РФ и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в которой одним из требований является формирование стратегии смыслового чтения и работы с текстом.

- I блок. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

- II блок. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

- III блок. Работа с текстом: оценка информации.

Цель программы - создание условий для формирования и развития умений смыслового чтения обучающихся основной школы.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • развивать навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций посредством консолидации возможностей всех без исключения учебных предметов;
  • способствовать участию обучающихся в образовательных событиях разного уровня, направленных на развитие смыслового чтения и работы с текстом;
  • обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников.

Освоение этой программы дает возможность ученику быть способным к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, способности брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности.

Хорошо развитые умения смыслового чтения необходимы, так как используются при выполнении самых разных заданий: дети читают параграфы учебника, условия задач, инструкции и рецепты, алгоритмы действий во время лабораторных и практических работ, подбирают материал для написания реферата и т. д. Поэтому любому учителю очень важно обеспечить учащимся развитие основ читательской компетенции.

Актуальность программы определена следующими факторами: по данным международного исследования PISA (Programmer for International Student Assessment) обучающиеся российских школ в своем большинстве:

  • не умеют работать с информацией: сопоставлять соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
  • не умеют анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
  • не умеют составлять развёрнутый ответ в виде текста, выделять и анализировать детали;
  • не умеют использовать разные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый (с ориентацией на отбор нужной информации), аналитический;
  • не могут ответить на вопросы, предполагающие многократное возращение к условию с целью получить из него дополнительную информацию;
  • не могут учесть точку зрения или знания адресата;
  • не могут определить замысел и цели автора текста.

Важность данной программы обусловлена тем, что по результатам проведенных исследований, выявлены проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Также навык смыслового чтения очень важен для формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся, особенно на предметах гуманитарной направленности. Так, задание части С ЕГЭ, ГИА (помимо русского языка и литературы) по истории, обществознанию и биологии предполагает работу с текстом: его анализ, сравнение, обобщение и вычленение главной мысли. Именно эта часть задания является самой сложной и самой невыполняемой обучающимися.

Но для того, чтобы научиться понимать текст, обучающимся необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией.

В п.10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обозначены универсальные учебные действия «смысловое чтение», «умение работы с текстом» (2010).

На современном этапе развития общества умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения (Г. С. Ковалёва, Э. А. Красновский, 2004). Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной информации для успешного осуществления поставленных человеком перед собой целей и др. В итоге, наиболее полное определение грамотности чтения таково: это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.

II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности программы

Работа с текстом в примерных программах ООО представлена в трех разделах:

1) поиск информации и понимание прочитанного

2) преобразование и интерпретация информации

3) оценка информации

Планируемые результаты

В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие учащимся успешно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи – в том числе задачи, направленные на отработку практических моделей и понятий, и задачи , по возможности, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Предметные результаты обучения

 совершенствование техники чтения

 овладение различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением про себя и вслух; учебным и самостоятельным чтением

 овладение основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов;

 выбор стратегии чтения, отвечающей конкретной учебной задаче.

Метапредметные результаты обучения

 овладение чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжение образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, подготовки к осуществлению исследовательской и проектной деятельности;

 приобретение навыка рефлексивного чтения.

Личностные результаты обучения

 формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного общества».

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

Обучающийся  научится:

— ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей,

     сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

—находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения

    информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую

    единицу информации в тексте);

—решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

—формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Обучающийся получит возможность научиться:

— анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её  осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

—структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в

    тексте таблицы, изображения;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

•определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

При формировании речевых умений учащихся используются различные виды упражнений и заданий: написание творческих работ, подготовка докладов, тезисов, составление вопросов для работы с текстом, создание проектов.

Классы

Чему учить

Стратегии

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

5-6 классы

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

- находить в тексте требуемую информацию

- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста

Интерактивные подходы (упражнения, задания)

Развитие критического мышления через чтение и письмо (инсерт, таблица «З –Х –У», «Чтение про себя», «Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановками»)

7-9 классы

Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

-сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

-формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;

-организовывать поиск информации:

приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Овладеть элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретёт опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

Словарная карта, групповая работа, инсерт, кластеры, организация дискуссий «Чтение про себя с пометками», «Отношения между вопросом и ответом»

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

5-6 классы

Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;

-проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому

Развитие критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками)

«Список тем книги», «Черты характера», «Синквейн»

7-9классы

-выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Визуальные методы организации материала, таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»

Работа с текстом: оценка информации

5-6классы

Откликаться на содержание текста:

-связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

-оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

-откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения.

Интерактивные подходы

Логические цепочки

Инсерт

Тайм – аут

Вопросы после текста

Проверочный лист

7-9классы

 На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

 В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

- Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). критически относиться к рекламной информации;

- Находить способы проверки противоречивой информации, определять достоверную информацию.

Кластеры, логические цепочки, инсерт

III.Содержание  курса «Основы смыслового чтения и работы с текстом» 

6 КЛАСС

 Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа,  таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6–7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги). Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). Раздел «Работа с текстом: оценка информации» Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

7 КЛАСС

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» .Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

 Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации». Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста монологического высказывания. Формулирование вопросов по содержанию текста. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный текст. Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Составление инструкции, алгоритма. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

 Раздел «Работа с текстом: оценка информации» .Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к рекламной информации.

8 КЛАСС Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, план текста. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

 Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

 Раздел «Работа с текстом: оценка информации» Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к информации.

IV. Тематическое планирование                                6класс

№ занятия

Тема      занятия

Виды деятельности

1.

 Виды чтения. Определение целей разных видов чтения

Определяют  основную задачу речи текста,  устанавливают  причинно-следственные связи текста. Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; овладевают  разными видами чтения; строят  рассуждение.

 Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку

2.

  Анализ текста Н.М. Шанского «Русский язык»

Текст. Цель создания текста и его основная мысль. Доказательства в тексте.

Определяют основную задачу речи текста,  устанавливают причинно-следственные связи текста. Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; овладевают  разными видами чтения; строят  рассуждение.

 Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку

3.

Анализ текста «А.А. Шахматов - выдающийся лингвист и историк» Связь основной темы и основной мысли с названием текста.

Определяют основную задачу речи текста,  устанавливают причинно-следственные связи текста. Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; овладевают  разными видами чтения; строят  рассуждение.

. Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку

4.

Работа с текстом  «Имя числительное»

Отличие числительного от других слов, связанных с понятием числа. Составление собственного текста

учатся читать и пересказывать лингвистический текст. Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; овладевают  разными видами чтения; строят  рассуждение.

 Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку

5.

Работа с текстом «Правописание» Выбор одной двух букв Н в суффиксах прилагательных. Роль курсива в тексте

Учатся читать и пересказывать лингвистический текст. Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; овладевают  разными видами чтения; строят  рассуждение.

 Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку

6.

Работа с текстом «Правописание суффиксов имён прилагательных» Выбор одной двух букв Н в суффиксах прилагательных. Составление собственного текста по заданной теме

Учатся читать и пересказывать лингвистический текст. Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; овладевают  разными видами чтения; строят  рассуждение.

 Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку

7.

Работа с текстом стихотворения И.Бунина «В лесу, в горе, родник, живой и звонкий» Основная мысль и тема текста

Учатся читать и решать учебные тексты с выбором ответа. Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; овладевают  разными видами чтения; строят  рассуждение.

Выразительное чтение поэтических и прозаических текстов.

8.

Работа с текстом Л.Леонова «Родничок»

 Тема текста

Учатся читать и решать учебные тексты с выбором ответа. Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; овладевают  разными видами чтения; строят  рассуждение.

Выразительное чтение поэтических и прозаических текстов.

9.

Работа с текстом  

М. Пришвина «Реки». Стиль и тип речи.

Учатся читать и решать учебные тексты с краткой записью ответа.

Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; овладевают  разными видами чтения; строят  рассуждение.

10.

Работа с текстом М.Пришвина «Весна света»

Выполнение грамматических заданий к тексту.

 Учатся читать и решать учебные тексты с краткой записью ответа .

Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; овладевают  разными видами чтения; строят  рассуждение. Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку

11.

Работа с текстом М.Пришвина «Кошачьи хвосты» Применение алгоритма выполнения задания к тексту с развернутым ответом.

Учатся читать и решать учебные тексты с развёрнутым  ответом на вопрос.

Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; овладевают  разными видами чтения; строят  рассуждение. Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку

12.

Работа с текстом М.Пришвина «Долгожданный переворот»

 Обоснование своей мысли словами текста.

Учатся читать и решать учебные тексты с развёрнутым  ответом на вопрос.

Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; овладевают  разными видами чтения; строят  рассуждение. Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку

13.

Работа с текстом «Местоимение» Логическое обоснование ответа на вопрос к тексту

Учатся логически мыслить при ответе на задания по тексту. Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; устанавливают причинно-следственные связи; строят  рассуждение.

Выразительное чтение поэтических и прозаических текстов.

14.

Работа с текстом  Д.С. Лихачёва «Будем счастливыми» Логическое обоснование ответа на вопрос к тексту.

Учатся логически мыслить при ответе на задания по тексту. Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; устанавливают причинно-следственные связи; строят  рассуждение.

Выразительное чтение поэтических и прозаических текстов.

15.

Работа с текстом М.Пришвина «Сыроежка»

 Выделение основных структурно-содержательных частей текста

Учатся вести поиск информации в тексте, выделяя его основные структурно-содержательные части, детали и основную задачу текста.. Адекватно воспринимают информацию письменного высказывания; устанавливают  причинно-следственные связи; строят  рассуждение.

Выразительное чтение поэтических и прозаических текстов.

16.

Работа с текстом В. Тельпугова «Необыкновенная история» Использование цитат для аргументации авторской позиции.

Учатся понимать текст на содержательном уровне, работать с деталью, аргументировать авторскую позицию.

Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; овладевают  разными видами чтения; строят  рассуждение. Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку

17.

Работа с текстом А.И. Солженицына «Вязовое бревно» Определение основной мысли текста.

Учатся понимать текст на содержательном уровне, на уровне подтекста, на умение понимать авторский замысел, интерпретировать текст, сворачивать информацию текста, выделять основную мысль. Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; овладевают  разными видами чтения; строят  рассуждение. Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку

18.

Работа с текстом «Мать» из книги «Троицкий подарок для детей» Нахождение в тексте фрагментов, необходимых для ответа на поставленный вопрос

Учатся искать в тексте информацию, данную в явном виде, вычленять её в тексте, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; овладевают  разными видами чтения; строят  рассуждение. Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку

19.

Работа с текстом К. Паустовского «Добрая книга» Определение стилевой принадлежности текста и типа речи

Учатся определять стиль текста, выделяя стилевые черты текста, определять тип речи текста.

Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; овладевают  разными видами чтения; строят  рассуждение. Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку

20.

Работа с текстом «Иностранный язык» Использование цитат для аргументации тезиса

Учатся аргументировать выдвинутый тезис, правильно строить высказывание – рассуждение. Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; овладевают  разными видами чтения; строят  рассуждение. Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку

21.

Работа с текстом «Азбука» . Составление плана  для подробного пересказа текста

Учатся вычленять содержащиеся в тексте основные факты и устанавливать их последовательность. Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; овладевают  разными видами чтения; строят  рассуждение. Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку

22.

Работа с текстом «Обозначение цифр» Письменный аргументированный ответ на вопрос к тексту

Учатся понимать  информацию, представленную в тексте в неявном виде.

Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; овладевают  разными видами чтения; строят  рассуждение. Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку

23.

Работа с текстом Н. Сладкова «Жизнь на Земле» Определение смысловых частей  текста

Учатся обрабатывать информации текста в соответствии с замыслом текста.

Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; овладевают  разными видами чтения; строят  рассуждение. Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку

24.

Работа с текстом «Лилия» Определение стиля и типа речи. Вычленение из текста информации

Учатся применять информацию соответственно жизненному опыту и элементарным знаниям. Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; овладевают  разными видами чтения; строят  рассуждение. Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку

25.

Работа с текстом «Конкурс» Понимание содержания текста.

Учатся определять значение слова по контексту. Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; овладевают  разными видами чтения; строят  рассуждение. Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку

26.

Работа с текстом М.Пришвина «Рождение месяца» Определение стилевых признаков текста-описания

Учатся восстанавливать межтекстовые связи исходя из формы и содержания текста.

Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; овладевают  разными видами чтения; строят  рассуждение. Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку

27.

Работа с текстом публицистического стиля речи «Крыжовник»

Учатся определять основную тему, задачу речи текста. Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; овладевают  разными видами чтения; строят  рассуждение. Осознание лексического богатства русского языка; уважительное отношение к родному языку .Выразительное чтение поэтических и прозаических текстов.

28.

Работа с текстом публицистического стиля речи «Белокуриха»

Учатся формулировать на основе текста простые выводы. Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; овладевают  разными видами чтения; строят  рассуждение.

Выразительное чтение поэтических и прозаических текстов.

29.

Работа с текстом публицистического стиля речи «Золотые кони хана Батыя»

Учатся определять примерное содержание незнакомой книги по названию. Метапредметные.. Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; овладевают  разными видами чтения; строят  рассуждение Выразительное чтение поэтических и прозаических текстов.

30.

Работа с текстом публицистического стиля речи «Вологда»

Учатся составлять простой план текста, видеть соотношение частей текста. Метапредметные.

Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; овладевают  разными видами чтения; строят  рассуждение Выразительное чтение поэтических и прозаических текстов.

31.

Работа с текстом публицистического стиля речи «Дятловы горы»

Учатся элементарно обосновывать высказанное суждение, находить в тексте примеры, доказывающие приведённое утверждение, строить самостоятельное высказывание –рассуждение. Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; овладевают  разными видами чтения; строят  рассуждение Выразительное чтение поэтических и прозаических текстов.

32

Комплексный анализ текста Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени»

стр. 40 Е.Л. Ерохина

Учатся выполнять комплексные задания по анализу текста сказки.

Адекватно воспринимают  информацию письменного высказывания; осуществляют  анализ и синтез изученного теоретического материала;  соблюдают  в практике письменного общения изученные орфографические правила; осуществляют  само- и взаимоконтроль. Способность к самооценке.

33.

Комплексный анализ текста М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

 стр. 74 Е.Л. Ерохина

Учатся выполнять комплексные задания по анализу текста лирического произведения,  синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест);  определять меры усвоения изученного материала;  делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

 Формирование навыков самодиагностики.

34.

Контрольная работа. Анализ текста  Д.С. Лихачёва «Молодость – вся жизнь» стр. 93 Е.Л. Ерохина

Учатся выполнять комплексные задания по анализу текста публицистического стиля речи, синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест);  определять меры усвоения изученного материала; делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Формирование навыков самодиагностики.

35.

Подведение итогов.  

Учатся производить анализ и самоанализ собственной учебной деятельности,

узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием; читать вслух, понимать прочитанное, формировать ситуацию саморегуляции  эмоциональных состояний; Формирование навыков диагностической деятельности

   

7класс

Тема

Характеристика УУД

1

Введение в учебный курс «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Особенности обучения в 7 классе.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

2

Текст. Виды текста.

Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

3

Назначение текста

4

Основная тема и микротемы.

5

Композиция текста.

- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;-выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

6

Проблемы, их формулировка.

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

7

Поиск информации в тексте.

находить в тексте требуемую информацию

8

Сюжет текста. Фабула.

понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им

9

Избыточная информация в тексте и ее интерпретация.

организовывать поиск информации: - выделять не только главную, но и избыточную информацию;

10

Последовательность изложения в тексте авторских идей.

-приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

11

Авторская мысль и точка зрения читателя.

12

Критические статьи.

13

Чтение рисунков, таблиц, схем, диаграмм.

-овладеть элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретёт опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы

 Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

14

Оглавление.

-структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;

15

Ссылки и сноски в тексте.

16

Нумерация страниц. Главы и параграфы.

17

Преобразование текста в таблицы и схемы.

-проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-интерпретировать текст.

18

Иллюстрирование текста.

19

Обобщение информации, данной в тексте.

20

Рецензия. Особенности жанра.

-выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

21

Отзыв.

22

Эссе.

23

Буктрейлер.

24

Литературоведческий анализ текста.

25

Лингвистический анализ текста.

 Работа с текстом: оценка информации

26

Форма и содержание текста.

На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

27

Читатель и его жизненный опыт.

28

Мировоззрение автора и исторический экскурс в тексте.

29

Герои и персонажи в тексте.

В процессе работы с одним или с несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

30

Критерии оценки текста.

использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте),
 критически относиться к рекламной информации;

находить способы проверки противоречивой информации;

определять достоверную информацию.

31

Логические связи в тексте.

32

Особенности авторской лексики.

33

Авторские ремарки, их назначение.

34-35

Комплексный анализ текста.

Итоговая проверочная работа.

Контроль  достижения  планируемых  результатов  освоения

учебного предмета.

Тематическое планирование  (8класс)

Тема занятия

Виды деятельности

Содержательная и языковая компрессия текста

1-2

Типология текстов. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство.

 Работа с текстом «Современен ли Толстой?»

Повторение типологии текстов. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство.

Определение темы текста. Первоначальное восстановление текста. Средства связи. Редактирование текста .Проверка орфографии и пунктуации

3-4

Функционально-стилевая дифференциация тестов. Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста.

Анализ текста «Музыка»

Определение темы текста .Первоначальное  восстановление текста. Средства связи.

Речь и грамматика. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.

5-6

Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Смысловые части текста, микротемы, план текста .

Работа с текстом «Браузер»

Определение темы текста. восстановление информации исходного текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах.

7-8

Разные способы представления информации:  символ, таблица, схема, знак, диаграмма.

Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет

Работа с текстом «Счастье»

Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии

Определение темы текста. Выделение главного и второстепенного  в тексте.

Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

9-10

Работа с текстом «Вежливость» Приемы сжатия текста

Сжатое изложение по памяти

 Определение темы текста. Главная мысль. Позиция автора. Выделение главного и второстепенного  в тексте. Ключевые  слова

Вопросный план. Тезисный план.

Сжатое изложение по памяти. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи

11-12

  Работа с текстом    «Википедия.». Тезисный план.

Сжатое изложение  по памяти

Микротемы. Позиция автора.

.Тезисный план.

Сжатие текста.

Ключевые слова. Сжатое изложение  по памяти

13-14

Работа с текстом «Приметы» Композиция текста типа рассуждения.

Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи.

Определение темы текста. Выделение главного и второстепенного  в тексте. Тезисный план. Позиция автора. Сжатое изложение по памяти

Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

15-16

Работа с текстом  «Исключение». План текста.

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).

Приём исключения  как  приём языковой компрессии. План текста. Средства связи.

17-18

  Прием обобщения и упрощения

Работа с текстом  «Обобщение и упрощение».  

Создание текста на основе  проведенного сжатия с использованием различных  средств связи. Сжатие текста с использованием упрощения и исключения. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

19-20

Работа с текстом « Компрессия текста». Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).

«Поиск в тексте информации, данной в явном виде ,но  разноместно.  Осмысление информации текста. Аргументация ответа. Редактирование текста.

Тип и стиль речи. Восстановление текста по плану. Алгоритм написания сжатого изложения  Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Текст как задача

21

 Комплексный анализ текста  «Ну тебя»

Поиск информации ,данной в скрытом виде. Анализ текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

22-23

Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод.

Работа с текстом «Тезис и аргументы в сочинении на лингвистическую тему».

Интерпретация лингвистического текста. Обоснование  данного и выдвинутого тезиса на основе примеров текста.  Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод.

24-25

«Сочинение на лингвистическую тему»

Редактирование  текста. Проверка орфографии и пунктуации

Извлечение информации  из источника, представленного схемой.

Редактирование текста.   Роль знаков препинания  в тексте. Нахождение способов проверки противоречивой информации

26

Роль деепричастий в тексте А.Лиханова

Извлечение информации  из источника, представленного схемой.

Редактирование текста

27

Стилистическая роль однородных членов предложения в тексте.

Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи

28

 Роли  вводных слов в тексте А.Лиханова

Сочинение –расуждение о  роли  вводных слов в тексте А.Лиханова

29

Контрольная работа «Шахматы». Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Определение основной мысли.

Поиск информации, заданной в явном виде Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

30

Создание текста-рассуждения по заданным параметрам

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

31

Контрольная работа «Человек и природа». Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Определение лексического значения слова по контексту. Главная и второстепенная информация.

32

Знакомство с критериями  оценки  сжатого изложения

Знакомятся  с критериями  оценки  сжатого изложения

33

Знакомство с критериями  оценки  сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Знакомятся с критериями  оценки  сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

34.

Сжатие текста.

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

35

Подведение итогов.

Прогнозирование  результатов своего труда.

Анализ и самоанализ собственной учебной деятельности.

Учебно- методическое обеспечение

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.

3. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2011.- 223 с.

                    4. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС.Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011.

 5. О.Н. Зайцева. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку  к учебнику для общеобразовательных учреждений: Ладыженская Т.А., Баранов  и др. Русский язык. 7 класс. - М.: Экзамен, 2016;

 6. Е.Л.Ерохина. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь к учебнику для общеобразовательных учреждений: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс.- М.: Просвещение, 20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы смыслового чтения на уроках литературы

Приложение 1 ВерноНеверноНет информацииВ одной из отдаленных улиц Москвы   Сыновья и дочери живут в Петербурге   Барыня - вдова   Герасим был са...

Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:- работа с текстом: поиск информации и пониман...

Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения

Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения...

Методические рекомендации по обучению приёмам смыслового чтения на занятиях внеурочной деятельности " Час чтения"в 7 классе (по рассказу В.А. Костюнина "Рукавичка")

Цель занятия -развитие интереса к чтению литературы, обучение навыкам анализа художественного текста;- воспитание в детях доброго отношения к людям.Воспитательные цели: воспитание доброты, человечност...

Стратегии смыслового чтения. Смысловой анализ текста

Этот материал был использован при проведении мастер-класса по смысловому чтению с педагогическими работниками, чтобы показать возможности работы с текстом. Стратегии смыслового чтения сейчас необходим...

Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения

   Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...