« Образ Блока - Демона в ранней лирике Анны Ахматовой».
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Воробьева Лариса Павловна

Урок-исследование. На основе  знаний о художественном мире лирических героев А.Блока и А. Ахматовой на уроке  раскрываются некоторые черты  художественного стиля, присущие поэтам «серебряного века»; ученики определяют степень взаимовлияния  творчества Ахматовой и Блока, рассмотривают символический образ Блока в воспоминаниях  и ранней лирике Ахматовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_tvorchestvu_aa_ahmatovoy.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема урока: « Образ Блока - Демона в ранней лирике Анны Ахматовой».

        Цель урока:

-рассказать  легенду о любовном романе Анны Ахматовой и А. Блока;          

-определить символический смысл образа Блока  в опубликованных и черновых воспоминаниях и  ранней  лирике Ахматовой;

- на основе интерпретации и анализа стихотворений Ахматовой и Блока раскрыть особенности художественного стиля, присущие поэтам «серебряного века»;

 -сравнить образ Блока – Демона ранней лирики Ахматовой с демоническими образами Михаила Врубеля и М.Ю.Лермонтова.

                                Ход урока:

1.Слово учителя:

        Сегодня на уроке мы обратимся к именам – Анна Ахматова и Александр Блок. К именам, не оставившим равнодушными ни литературоведов, ни читателей.

        По словам Николая Скатова, лирический герой блоковской поэзии был самым значительным героем эпохи, а героиня Анны Ахматовой является самой характерной героиней своего времени. По выражению Колонтай, Ахматова дала «целую книгу женской судьбы».

        Мы проведем урок-исследование. На основе ваших знаний о художественном мире лирических героев Блока и Ахматовой  мы попробуем раскрыть некоторые черты  художественного стиля, присущие поэтам «серебряного века», определим степень взаимовлияния  творчества Ахматовой и Блока, рассмотрим символический образ Блока в воспоминаниях  и ранней лирике Ахматовой.

        Бытовое читательское восприятие связало Ахматову с именем Блока, связало по-бытовому, восприняв их отношения как любовный роман.

        По словам Л.К.Чуковской, такое восприятие спровоцировали сами стихи Ахматовой. В качестве примера Чуковская указывает на стихи, опубликованные в сборнике «Четки»: «Безвольно пощады просят...» и «Покорно мне мое воображенье, в которых современники усмотрели образ Блока.

        - Прочтите эти стихотворения, определите  реалии, указывающие на имя А.Блока.

(«короткое звонкое имя», «мой знаменитый современник», живущий «на левом берегу Невы»). Эти сочетания воспринимались читателями как почти незавуалированные указания на Блока.

        -Вы, зная сюжет «Четок», подобно читающей интеллигенции начала 20 века, можете ли назвать отношения лирической героини и героя любовным романом?

                ( Нет.  Между ними нет сближения).

        

        Виленкин писал: «В обывательском представлении Ахматовой всегда что-то приписывалось, как будто того, чем была в действительности ее жизнь мало. Может быть, отчасти это... потому, личная жизнь Ахматовой протекала очень замкнуто. Так «склубилась», по ее выражению, и легенда о ее «романе» с Блоком, с вариацией на тему о ее беззаветной влюбленности».

        В записях Чуковской переданы слова Ахматовой: «Блок вообще дурно, неуважительно относился к женщинам. У меня не было и тени романа с Блоком».

        Также Анна Анреевна пишет: «Из чего была состряпана легенда о романе, просто ума не приложу, но что она нравилась и ее хотели – это несомненно. Как человек – эпоха Блок попал в мою поэму «Триптих» («Поэма без героя»), однако из этого не следует, что он занимает в моей жизни какое-то особое место. А что он занимает особенное место в жизни всего предреволюционного поколения, доказывать не приходится».

        - Какие еще причины возникновения легенды?

        В.М.Жирмунский, упоминая о публикации в журнале «Любовь к трем апельсинам» (театральный журнал Дапертутто (псевдоним В.М.Мейерхольда)) стихотворений Блока и Ахматовой, посвященных друг другу («Красота страшна»(Декабрь1913г.)-Блок, «Я пришла к поэту в гости»(Январь 1914г.)-Ахматова), считает, что именно эта публикация «породила легенду о любовном «романе» между первым поэтом и крупнейшей поэтессой эпохи или, по крайней мере, о ее безнадежной любви к нему».

        Интересным является тот факт, что Блок, редактировавший отдел поэзии журнала, поместил в начале посвященное ему стихотворение Ахматовой, а затем свое, посвященное ей. К тому же под стихотворением А,Ахматовой дата : «Январь 1914г.», а в дату стихотворения Блока  вкралась опечатка: вместо «Декабрь 1913г.» напечатано «Декабрь 1914г.». То, что это именно опечатка, было ясно всем, поскольку номер журнала вышел в феврале 1914г. Тем не менее, в комментариях к Собранию сочинений Блока «Анне Ахматовой» (в журнале стихотворение вышло под этим названием) является ответом на стихотворение Ахматовой, хотя в действительности дело обстояло как раз наоборот.

        Надо отметить тот факт, что неправильно датируется в литературе визит Ахматовой к Блоку, описанный в стихотворении «Я пришла к поэту в гости» и состоявшийся в одно из последних воскресений 1913г. Жирмунский считает, что датой визита является 16 декабря 1913г., однако в этот день был понедельник. Это уточнение существенно, так как становится ясно, что Блок, по всей вероятности, писал стихотворение «Красота страшна...» (в черновике дата 15 декабря1913г.) не в ожидании визита Ахматовой, а после него, под впечатлением беседы с ней.

        Было и письмо матери Блока Кублицкой-Пиоттух. После прочтения ахматовского сборника «Четки», 29 мая Александра Андреевна Кублицкая – Пиоттух пишет в письме М.П.Ивановой:

         «Я все жду, когда Саша встретит и полюбит женщину тревожную и глубокую, а стало быть, и нежную... И есть такая молодая поэтесса, Анна Ахматова, которая к нему протягивает руки, и была бы готова его любить. Он от нее отвертывается, хотя она красивая и талантливая, но печальная. А он этого не любит. У нее уже есть, впрочем, ребенок. А Саша опять полюбил Кармен». (Подразумевается увлечение Блока Дельмас, прославленной исполнительницы роли Кармен). Это письмо также могло послужить аргументом в пользу существования «романа», по крайней мере, поддерживать версию о любви Ахматовой к Блоку. Мать знала о сыне все.

         Есть и дневниковая запись Блока, в которой он отмечает, что Ахматова с Дельмас и Кузьминой-Караваевой измучили его по телефону.

        Как мы можем наблюдать, легенда могла зародиться в окружении Блока, по крайней мере, он ее нигде не отрицает. Конечно, «легенда», «провинциальная сплетня», по определению Ахматовой, - это то, что всегда сопровождает знаменитых людей, но это и некий пиар, если говорить современным языком, привлечение внимания публики и, конечно, источник новых ощущений, которые несут творческое вдохновение.

                          

        -Неужели Блок случайно допустил опечатку? Или это желание завуалировать от публичного мнения то влияние, которое оказала молодая поэтесса, Анна Ахматова, на его лирику?

        

        Примечательно то, что в один день с мадригалом Блок написал -

стихотворение «О нет!.. Не расколдуешь сердце ты...». Между обоими стихотворениями есть текстуальные соотношения. Причем ключевые слова, общие для стихотворений, в тексте подчеркнуты Блоком.

        Содержащееся в комментариях к собранию сочинений Блока утверждение, что данное стихотворение посвящено Л.Д.Блок никак не аргументируется.

        Блок до 15 декабря мог иметь представление о сб. «Вечер» и журнальных публикациях «Четок» Ахматовой, и само появление поэтессы и то впечатление, которое она произвела на него, могло отразиться на образе его цыганки, а затем и Кармен.

        -Попробуйте  определить ключевые слова, выделенные Блоком, проверьте версию о том, что черты лирической героини Ахматовой могли повлиять на образ блоковской Кармен. Сначала сравните стихотворения Блока «Красота страшна...» и

«О, нет! Не расколдуешь сердце ты...», затем  образы Кармен и лирической героини «Четок». Сделайте вывод.

         - Какие особенности мы можем отметить у поэтов «серебряного века», которые помогут нам в нашем исследовании?

        (Стихотворения объединяются сюжетом. А.Блок, например, назвал свои три тома стихов – «роман в стихах»; также использование реминисценций (ключевых слов, тем), т.е. отражение влияния чьего-нибудь творчества  в художественном произведении).

        Вывод:

        - мы можем говорить о влиянии лирики Анны Ахматовой, еще молодой поэтессы, на творчество Александра Блока;

        - образ блоковской Кармен близок лирической героине Ахматовой.

                

                И если я умру, то кто же

                Мои стихи напишет Вам,

                Кто стать звенящими поможет

                Еще не сказанным словам.

                ( «Покорно мне мое воображенье».Слепнево,1913г.).

        

         Пишет в 1913г. Анна Ахматова уже тогда, по-видимому, признавая данную роль. И в то же время именно Блок вдохновитель музы Ахматовой.

        Обратимся к письмам Анны Андреевны и Александра Блока друг к другу.

        -Сделайте вывод об отношениях поэтов через их переписку.

        7 января 1914г. Анной Ахматовой отправлено  письмо А.Блоку, к которому приложено стихотворение «Я пришла к поэту в гости».

        «Посылаю Вам стихотворение, Вам написанное, и хочу для Вас радости (только не от него , конечно,. Видите, я не умею писать, как хочу)».

        Блок-Ахматовой (18 января 1914г.).

        «Простите меня, что перепутал номер квартиры, я боялся к Вам звонить и передал книги дворнику.

                                Преданный Вам А.Блок».

        На конверте: Ее Высокородию Анне Андреевне Гумилевой.

        (Перед нами полный юмора ответ Блока на скромное замечание Анны Ахматовой о своих стихах. Блок меняет роли. Подшучивает тем самым над неуверенностью Ахматовой в себе как в поэте.)

        Весной 1914 года Анна Андреевна подарила А.Блоку сб. «Четки» с надписью:

                          От тебя приходила ко мне тревога

                        И уменье писать стихи.

                                                (Весна 1914г.).

        В письме от 26 марта 1914г. Блок писал Ахматовой:

«Вчера я получил Вашу книгу, только разрезал ее и отнес матери. А в доме у нее – болезнь, и вообще тяжело; сегодня утром моя мать взяла книгу и читала, не отрываясь: говорит, что не только хорошие стихи, а по-человечески, по-женски подлинно.

                                        Преданный Вам А.Блок.

Р.С. Оба раза, когда Вы звонили, меня действительно не было дома».                          (Письмо мягче и душевнее).

        

        

        Блок - Ахматовой (14 марта 1916г., Петроград).

        Многоуважаемая Анна Андреевна.

Хоть мне очень плохо, ибо я окружен болезнями и заботами все-таки мне приятно Вам ответить на посылку Вашей поэмы. Во-первых, поэму хвалили разные люди и по разным причинам, хвалили так, что я вовсе перестал в нее верить. Во-вторых, много видел я сборников стихов, авторов «известных» и «неизвестных»; всегда почти - посмотришь, видишь, что должно быть хорошо пишут, а мне все не нужно, скучно, так что начинаешь думать, что стихов вообще писать не надо; лидирующая стадия – что стихов не люблю; следующая – это стихи вообще – занятие праздное; дальше – начинаешь уже обо всем говорить громко. Не знаю, испытали ли Вы такие чувства; если

да, - то знаете, сколько во всем этом больного, лишнего груза. Прочтя Вашу поэму, я опять почувствовал, что стихи все равно люблю, что они - не пустяк, и много такого – отрадного, святого, как сама поэма. Все это несмотря на то что я, никогда не перейду через Ваше «вовсе не знала», «у самого моря», сам «самый нежный, самый кроткий» ( в «Четках»), постоянные «совсем». Тоже и «сюжет»: не надо мертвого жениха, не надо кукол, не надо «экзотики», не надо уравнений с десятью неизвестными – надо еще жестче, не приглядываясь, больнее. Но все это – пустяки, поэма настоящая, и Вы – настоящая. Будьте здоровы, надо лечиться.

                                Преданный Вам А.Блок».

(Читая это письмо, мы понимаем, насколько А.Блок поэзию Анны Ахматовой. Он изливает ей душу, признает, что именно ее творчество питает его душу, возрождает любовь к поэзии).

        В 1921 г. Блок написал о группе акмеистов резкую статью «Без божества, без вдохновенья». Настоящим исключением среди них он назвал лишь Анну Ахматову. В то же время Блок раздраженно отмечает на полях своего экземпляра «Четок»: «крайний модернизм, образцовый можно сказать».

        Общая высокая оценка Блока совмещалась у Ахматовой с рядом строгих, даже суровых замечаний о его творчестве: «У Блока... одна треть стихотворений – бледных и безвкусных, одна треть так себе, но зато остальные – гениальны (запись 1946г.).Отрицательно относилась к «Песне судеб», к драме «Роза и крест». Любила: «Балаганчик», «Незнакомку», «Снежную маску». Поэма «Возмездие» - неудачно.

        - Какие выводы мы можем сделать?

 

- Бытовое читательское мнение связало имя Анны Ахматовой с именем Блока, восприняв их отношения как «любовный роман» на основе лирического цикла «Четки». Но формулировка «роман» в данном случае не верна, так как в сюжете  «Четок» «романа» между лирическими героями нет. Мы можем говорить о стремлении к сближению лирической героини Ахматовой к лирическому герою Блока, но и этого сближения не происходит. В этом плане более точна Кублицкая-Пиоттух, говоря о «влюбленности» Ахматовой к Блоку, и, тем не менее, это, прежде всего, отношения лирического героя и героини.

- Обратную картину нам представляют письма Ахматовой и Блока друг к другу. В них мы наблюдаем некое родство душ. В письмах разговор двух поэтов, все остальное уходит на задний план.

- Также мы можем говорить о взаимовлиянии творчества поэтов.

        

        В дневниковой записи Анны Ахматовой, сделанной 2 октября 1965г., мы читаем: « В то время, когда мы встречались, мне было совсем не до него, и я, когда... стала доходить эта, по-видимому, провинциальная сплетня, смеялась. Однако теперь, когда она грозит перекосить мои стихи и даже биографию, я считаю нужным остановиться на этом вопросе. Очень сожалею, что три письма к Блоку не сохранились. Все мои воспоминания о Блоке могут уместиться на одной странице обычного формата, и среди них интересна только его фраза о Льве Толстом». Ахматова в своем дневнике приводит 10 встреч с Блоком, которые, по ее словам, были на людях.

         Последовательное отрицание «романа с Блоком» провоцирует, создает впечатление, что Ахматова сознательно акцентирует внимание на этом факте. В.Н.Топоров пишет: «...В ее (Ахматовой) высказываниях есть тенденция «укоренить» мысль о «легенде».

        - Дома вы познакомились с опубликованными и черновыми («Отречение от Блока») воспоминаниями Анны Ахматовой.         Прокомментируйте ваши наблюдения с точки зрения выше рассмотренного материала.

(нет последовательности перечисленных событий, не совпадает количество встреч, воспоминания скупы и фактичны).

        - Это наталкивает на мысль о том, что здесь некая тайна. Попробуем ее разгадать. Но уже ясно одно – роль образа Блока в творчестве Ахматовой  больше, масштабнее отведенной ему в «легенде».Прочтем воспоминания, используя один из методов письма акмеистов – обращение к детали, выделим ключевые слова-темы.

         

        3. Образ Блока в ранней лирике Анны Ахматовой.

        В литературной судьбе поэтессы А.Блок сыграл колоссальную роль. Это подтверждается многими ее стихами, прямо адресованными А.Блоку: «Я пришла к поэту в гости»(1914), «А Смоленская нынче именинница»(1921), «Ты, первый, ставший у источника»(1914).Кроме стихотворений, посвященных в ранние годы, в 1944-60г.г. создается новый блоковский цикл из трех стихотворений: «Пора забыть верблюжий этот гам...», «И в памяти черной, пошарив, найдешь...», «Он прав- опять фонарь, аптека...», к которым примыкают блоковские строфы «Поэмы без героя».

        Но дело не только в «персональных» стихах, с Блоком связан почти весь мир ранней Ахматовой.

        Мы с вами уже отметили один из способов художественного стиля  поэтов «серебряного века»  –   создание образа лирического героя с помощью реминисценций (т.е. перекличка ключевых слов, тем одного поэта с поэзией другого, некий «разговор в стихах»).

        Вслед за исследователями творчества А.Ахматовой, Черных, Жирмунским, Топоровым выделим устойчивые мотивы, сопровождающие образ Блока в лирике Ахматовой:

        Глаза, губы, улыбка, рука, сердце, голос, песня, стихи, память, лед, холод.

        Используя выделенные черты «блоковской» темы в стихах Ахматовой, мы можем выделить стихи, прямо не адресованные Блоку, но отсылающие к его образу.

        Рассмотрим несколько из них.

(Работа в группах).

        Задание:

        1.Подчеркните в данных вам стихах реминисценции блоковских стихов, 3 группа наблюдает непосредственную перекличку тем, используя и стихи А.Блока;

        2.Выполните частичный анализ стихотворений «Смятение», «Гость», «Бесшумно ходили по дому...» и определите характер лирического героя.(1, 2, 4 группы).

1 группа анализирует стихотворения:

        «Смятение»(1913), «Вечером»(1913), «Все мы бражники здесь, блудницы...»(1912), «Не будем пить из одного стакана...»(1913), «У меня есть улыбка одна..(1913).

2 группа:

        «Проводила друга до передней...»(1913), «Сколько просьб у любимой всегда...»(1912), «Здравствуй! Легкий шелест слышишь...»(1913). Ср. «Тревога» 1907г., А.Блок. «Вечерние часы перед столом...»(1913), «Гость»(1 января 1914).

3 группа:

        «Стихи о Петербурге»(1913). Ср. «На страже» 1907г. Блок.

        «Прогулка»(1913), «После ветра и мороза»(Январь 1914), «И на ступеньки встретить...»(1913), «Здравствуй! Легкий шелест слышишь...»(1913). Ср. «Тревога» 1907 Блок.

4 группа:

        «Горят твои ладони...»(1915), «Настоящую нежность не спутаешь...»(1913), «Углем наметил на левом боку...»(31 января 1914), «Помолись о нищей...»(1912. Май. Флоренция), «Бесшумно  ходили по дому...»(Слепнево, 1914).

         

- Проверка 1 задания. 

        Ребята зачитывают ключевые слова,  словосочетания, характеризующие лирического героя, высказывают свое впечатление, проводят сравнение ахматовских строк с блоковскими.

        Выводы:

        -ранняя лирика Ахматовой указывает на вдохновителя ее музы-А.Блока.

                От тебя приходила ко мне тревога

                И уменье писать стихи.

                                        (Весна.1914).

        -проследили особенности художественного стиля А. Ахматовой, являющиеся характерными для поэтов «серебряного века».

        

-Проверка 2 задания.

        -Каков же образ лирического героя?

        -Обратимся к стихотворениям «Гость», «Смятение», «Бесшумно ходили по дому...» и определим в них характер лирического героя.

        Итак, стихотворение «Смятение». Образ героя сопровождается солнцем, но его появление несет героине духоту. Он красив, но проклят. Погружая героиню в свой мир, лишает ее ангельской сущности:

                        Очи застит туман

                        ..............................

                        А с детства была крылатой...

        -Обратите внимание на форму глагола. (употребляется форма прошедшего времени). Герой вносит смятение в душу лирической героини. Героиня сама обладает некоей силой, но в данный миг она покоряется – «он сильней».

        Но в то же время герой имеет очи «загадочных древних ликов, то есть взгляд ангела или святого.

        Выделим ключевые фразы: «...красив, проклятый», очи «загадочных древних ликов», «очи застит туман». Мы видим демонический образ лирического героя.

                                «Гость».

        Возникает образ Мефистофеля на фоне «метельного снега», желающего забрать душу героини в ад, но он ей не страшен- «я смеялась». Герой не обладает властью над героиней, потому что его душа пуста, он не может испытывать ни чувства любви, ни ревности.

-Не возникает ли у вас мысль о перекличке образа лирического героя сихотворения «Гость» с образом Блока ахматовских воспоминаний?

( о тенорах – «угасание» силы Блока, мотив отречения).

        Ключевые сочетания: «метельный снег», «сухая рука», «глаза, глядевшие тускло», «просветленно-злое лицо».

        

        

                        «Бесшумно ходили по дому».

        Мы наблюдаем перекличку с мотивом стихотворения «Гость». Для героя характерны: «сухая рука», «профиль хищный, тяжел и груб», «искусанные губы», «синие глаза».

(отсылает к письму Блока Анне Ахматовой от 14 марта 1916г., предугадывая роль поэтессы в жизни поэта: «больной»; при появлении героини «...стало лицо моложе»).

        Выводы:

        - в данных стихотворениях возникает демонический образ лирического героя.

        - наблюдаем перекличку ранней поэзии А.Ахматовой с сюжетом ее воспоминаний о Блоке.

        -Сравним образ лирического героя, рассмотренных нами стихотворений с образом Блока в посвященных ему Анной Ахматовой стихотворениях: «Я пришла к поэту в гости»(январь 1914), «Ты, первый, ставший у источника»(1914), «А Смоленская нынче именинница»(1921).

        Гавриил или Мефистофель? Так был поставлен вопрос самой Ахматовой в «Поэме без героя».

        В стихотворении «Я пришла к поэту в гости» образ Блока предстает в сопровождении малинового, зимнего солнца, которое не несет тепла, а только «разжигает» мороз. Определение «малиновое» одна из вариаций блоковского красного цвета, который указывает на гибель солнца как  источника света и тепла:

        Ср.  

                Город в красные пределы

                Мертвый лик свой обратил,

                Серо-каменное тело

                Кровью солнца окатил.

                                        (Блок. 28 июня 1904-15).

(«кровь» поверженного солнца, окровавленного, закатного).

        -Обратим внимание на строки:

                Ясно смотрит на меня.

                .....................................

                У него глаза такие...

        -Не взгляд ли это Демона?

        -Перед нами предстает двойственное начало Демона, обладающего очаровывающим, завлекающим взглядом, который стремится избежать лирическая героиня, боясь оказаться в мире пленительных глаз.

        -Какова сфера, в которую погружен лирический герой?

        «сизый дым», «дымный полдень».

        Ср.

              И скоро я расстанусь с вами,

              И вы увидите меня

              Вон там, за дымными горами,

               Летящим в облаке огня!

                                («Я вам поведал неземное». 16 апреля 1905г. Блок).

        В стихотворении «Ты, первый, ставший у источника» возникает страшный образ лирического героя: «мертвая сухая рука», «взор тяжелый – полуночника».

        Но совершенно иной образ в стихотворении «А Смоленская нынче именинница». Все в ауре божественного света, величественной тишины. Александр –Это «солнце, в муке погасшее», как святой мученик, умерший во славу божию. Образ Блока-воплощение святой чистоты.

        Вывод:

        Таким образом, перед нами два начала, соединенные в образе. Он и Гавриил и Мефистофель. Перед нами предстает образ Блока – Демона.

        - Почему возникает именно образ Демона?

(Конечно, все это исходит от сущности этого образа. Демон – это мятежный дух, переосмысляющий природу бытия, находящийся в поиске гармонии с самим с собой и мирозданием, катастрофическое ощущение одиночества).         

        Все эти черты характеризуют духовное состояние всей эпохи «серебряного века». Вспомним лирического героя Николая Гумилева:

                        Я угрюмый и упрямый зодчий

                        Храма, восстающего во мгле,

                        Я возревновал о славе отчей

                        Как на небесах и на земле.

                        Я, забытый, покинутый бог...

                        «Я» - друг Люцифера.

        Александр Блок в 1910 году пишет стихотворение «Демон», с которым могла быть знакома Анна Ахматова. В это время пишет свои шедевры Врубель, осмысляя образ лермонтовского Демона.

        - Слушая стихотворение Блока «Демон», сравните его с картиной Врубеля «Сидящий Демон»(1890).

        (на мультимедуме иллюстраия картины Врубеля ).

                Прижмись ко мне крепче и ближе,

                Не жил я – блуждал средь чужих...

                О, сон мой! Я новое вижу

                В бреду поцелуев твоих!

                В томленьи твоем исступленном

                Тоска небывалой весны

                Горит мне лучом отдаленным

                И тянется песней зурны.

                На дымно-лиловые горы

                Принес я на луч и на звук

                Усталые губы и взоры

                И плети изломанных рук.

                И в горном закатном пожаре,

                В разливах синеющих крыл,

                С тобой, с мечтой о Тамаре,

                Я, горний, навеки без сил...

        Ср. Лермонтов «Демон» (5 очерк поэмы 1833-1834):

                Как часто на вершине льдистой,

                Один меж небом и землей

                Под кровом радуги огнистой

                Сидел он мрачный и немой...

        В «Поэме без героя» Ахматова пишет:

                Демон сам с улыбкой Тамары,

                Но такие таятся чары

                В этом страшном дымном лице

                Плоть, почти что ставшая духом.

        Демон Врубеля печален, уныл и мрачен оттого, что «духовный взор его» видит «даль грядущую, закрытую пред нами». В грядущей дали Демон не увидел ничего отрадного, что примирило бы обуревающие его страсти и рассеяло сомнения. Отсюда неисчерпаемая бесконечная тоска его темнокудрого титана, ломающего руки. Кажется, что вся скорбь мира застыла в его опущенных на колени руках, сцепленных в бездействии ладонях, в его глазах, из которых выкатилась одинокая тяжелая «нечеловеческая слеза». Правы и те, кто видел в «Сидящем Демоне» юность и нерастраченный жар, лиричность и человечность и то, что в нем нет злобы и  презрения. Но это с большей силой оттеняет трагедию души Демона.

        Вспомним лирического героя Блока 2 тома.

Происходит некое «раздвоение», противоречие в душе героя. Он замкнут в себе, теряет связь с миром, в котором все заранее все исчислено, измерено, повторяется. («Опять фонарь, аптека...»). Память не хочет подчиняться законам бездушного существования, хранит высоту, красоту идеала. Душа ищет способа  восстановления связей с миром. Возникает образ «Незнакомки».

        Таким образом, Анна Ахматова продолжает традицию изображения демонического образа, ее лирическая героиня сама обладает подобной силой, но она способна к раскаянию:

                Простишь ли мне эти ноябрьские дни?

        Этими строками заканчивается сюжет сб. «Четки».

        (Ср. «Высокие своды костела...» (Ноябрь 1913).

        - Рассматривая образ врубелевского «Демона», попробуем его сравнить с ахматовским героем, используя ключевые слова применительно к иллюстрациям.

        «Сидящий Демон»(1890) - «лучи спокойных глаз» («Горят твои ладони»1915), «...красив, проклятый», очи «загадочных древних ликов» («Смятение»1913), «синие глаза» ( «Бесшумно ходили по дому». Слепнево, 1914).

        «Демон поверженный» 1902г.

        -Ваше впечатление.

( в образе поражает страшная глубина глаз, вбирающая в себя чистоту и синь небес. Демон с сияющими глазами ангела. Суровое, злое выражение, в котором мы видим нечто орлиное, гордое, бунтарское.

        -Почему сиянье глаз мы наблюдаем именно у «Демона поверженного»?

(У поверженного Демона уже нет в глазах томной печали, они ярче, пронзительнее. Сиянье глаз – исчерпанность внутреннего бунта. Демон уставший, обессилевший, и перед «концом» проявляется его суть – божественное происхождение.

        - «синие глаза», «сухая рука», «просветленно-злое лицо» («Гость»).

        М. Судковский писал: « «Демон» Врубеля – это гордый дух, восставший против этой серой бесцветности, дух, жаждущий беспредельной свободы творчества, это не злой дух, это радужно – крылатый гений человечества, поверженный серостью обыденной жизни; но поверженный на горах, униженный – он остается могуч и верен своим чудным до ослепления мечтам».

                

«Летящий Демон»1899г.

        -«глаза, глядевшие тускло», «профиль хищный, тяжел и груб» , «взор тяжелый – полуночника».

        Полет могучего тела исполнен стремительной силы. Но полет его бесцелен, В его сильном лице выражение бессильной обиды и безысходности.

                В борьбе с могучим ураганом,

                Как часто, подымая прах,

                Одетый молньей и туманом,

                Я шумно мчался в облаках,

                Чтобы в толпе стихий мятежной

                Сердечный ропот заглушить,

                Спастись от думы неизбежной

                И незабвенное забыть!

                                        Лермонтов «Демон» (10 гл.).

        «Голова Демона» 1890-1891г.г.

        -  «искусанные темные губы».

        «Демон стоящий»1900г.

        - «просветленно-злое лицо», «взор тяжелый - полуночника».

                Могучий взор смотрел ей в очи!

                Он жег ее. Во мраке ночи

                Над нею прямо он сверкал,

                Неотразимый, как кинжал.

                                        Лермонтов. «Демон».

Ср. «Смятение» А.Ахматовой.

        - Сравните фотографический портрет Александра Блока 1921г. с «Летящим Демоном» Врубеля.

        (Мы можем наблюдать портретное сходство).

                Что мгновенные бессилья!

                Время - легкий дым!

                Мы опять расплещем крылья,

                Снова отлетим!

                И опять в безумной смене,

                Рассекая твердь,

                Встретим новый вихрь видений,

                Встретим жизнь и смерть.

                                        А.Блок «Врубелю».

        На похоронах Врубеля Блок сказал: «Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным. Он вестник; весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Лермонтова – символы наших времен: ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет».

        Не близки ли эти слова  образу самого Блока, созданного в  ранней лирике и в  воспоминаниях Анны Ахматовой. Демонический образ Блока возведен в символ эпохи «серебряного века».

                

                        Как памятник началу века,

                        Там этот человек стоит.

                        О, я хочу безумно жить:

                        Все сущее -  увековечить,

                        Безличное – вочеловечить,

                        Несбывшееся – воплотить!

                        Пусть душит жизни сон тяжелый,

                        Пусть задыхаюсь в этом сне,-

                        Быть может юноша веселый

                        В грядущем скажет обо мне:

                        Простим угрюмство – разве это

                        Сокрытый двигатель его?

                        Он весь – дитя добра и света,

                        Он весь – свободы торжество!

                        

        

        

        

                Безвольно пощады просят

                Глаза. Что мне делать с ними,

                Когда при мне произносят,

                Короткое, звонкое имя?

                Иду по тропинке в поле

                Вдоль серых сложенных бревен.

                Здесь легкий ветер на воле

                По-весеннему свеж, неровен.

        

                И томное сердце слышит

                Тайную весть о дальнем.

                Я знаю: он жив, он дышит,

                Он смеет быть не печальным.

                                                1912г.

                Покорно мне воображенье

                В изображенье серых глаз.

                В моем тверском уединенье

                Я горько вспоминаю вас.

                Прекрасных рук счастливый пленник

                На левом берегу Невы,

                Мой знаменитый современник,

                Случилось, как хотели вы,

                Вы, приказавший мне: довольно,

                Поди, убей свою любовь!

                И вот я таю, я безвольна,

                Но все сильней скучает кровь.

                И если я умру, то кто же

                Мои стихи напишет вам,

                Кто стать звенящими поможет

                Еще не сказанным словам.

                                                1913. Слепнево.

                                

                                Александру Блоку

        

                Я пришла к поэту в гости.

                Ровно полдень. Воскресенье.

                Тихо в комнате просторной,

                А за окнами мороз

                И малиновое солнце

                Над лохматым сизым дымом...

                Как хозяин молчаливый

                Ясно смотрит на меня!

                У него глаза такие,

                Что запомнить каждый должен;

                Мне же лучше, осторожной,

                В них и вовсе не глядеть.

                Но запомнится беседа,

                Дымный полдень, воскресенье

                В доме сером и высоком

                У морских ворот Невы.

                                        Январь 1914

                        Анне Ахматовой

                «Красота страшна» - Вам скажут, -

                Вы накинете лениво

                Шаль испанскую на плечи,

                Красный розан – в волосах.

                «Красота проста» - Вам скажут, -

                Пестрой шалью неумело

                Вы накроете ребенка,

                Красный розан – на полу.

                Но, рассеянно внимая

                Всем словам, кругом звучащим,

                Вы задумаетесь грустно

                И твердите про себя:

                «Не страшна и не проста я;

                Я не так страшна, чтоб просто

                Убивать; не так проста я,

                Чтоб не знать, как жизнь страшна».

                                        16 декабря 1913г.

Ср. Блок.         Упоена красивыми мечтами,

                Ты укоризны будешь слать судьбе

                ............................................................

                И ты простой возжаждешь красоты.

                                  («О, нет! Не расколдуешь сердца ты» 15 декабря 1913).

Ахматова.    

                Я научилась просто, мудро жить,

                Смотреть на небо и молиться Богу,

                И долго перед вечером бродить,

                Чтоб утомить ненужную тревогу.

                Когда шуршат в овраге лопухи

                И никнет гроздь рябины желто-красной,

                Слагаю я веселые стихи

                О жизни тленной, тленной и прекрасной.

                                        («Я научилась просто, мудро жить»

                                                        1912).

Ср. Блок. «Кармен».

                Бушует снежная весна.

                Я отвожу глаза от книги...

                О, страшный час, когда она,

                Читая по руке Цуниги,

                В глаза Хозе метнула взгляд

                Насмешкой засветились очи,

                Блеснул зубов жемчужный ряд,

                И я забыл все дни, все ночи,

                И сердце захлестнула кровь,

                Смывая память об отчизне...

                А голос пел: Ценою жизни

                Ты мне заплатишь за любовь!

Ахматова.

                Мальчик сказал: «Как это больно!»

                .............................................................

                Я знаю: он с болью своей не сладит,

                С горькой болью первой любви.

                Как беспомощно, жадно и жарко гладит

                Холодные руки мои.

                                        («Мальчик сказал: «Как это больно!»).

                                                                Осень 1913

                Высокие своды костела

                Синей, чем небесная твердь...

                Прости меня мальчик веселый,

                Что я принесла тебе смерть –

                За розы с площадки круглой,

                За глупые письма твои,

                За то, что, дерзкий и смуглый,

                Мутно бледнел от любви.

                                        («Высокие своды костела» Ноябрь 1913).

                                Смятение.(1913).

                                        1

                Было душно от жгучего света,

                А взгляды его – как лучи.

                Я только вздрогнула: этот

                 Может меня приручить.

                Наклонился – он что-то скажет...

                От лица отхлынула кровь.

                Пусть камнем надгробным ляжет

                На жизни моей любовь.

                                        2

                Не любишь, не хочешь смотреть?

                О, как ты красив, проклятый!

                И я не могу взлететь,

                А с детства была крылатой.

                Мне очи застит туман,

                Сливаются вещи и лица,

                И только красный тюльпан,

                Тюльпан у тебя в петлице.

                                        3

                Как велит простая учтивость,

                Подошел ко мне, улыбнулся,

                Полуласково, полулениво

                Поцелуем руки коснулся –

                И загадочных, древних ликов на меня посмотрели очи...

                Десять лет замираний и криков,

                Все мои бессонные ночи

                Я вложила в тихое слово

                И сказала его – напрасно.

                Отошел ты, и стало снова

                На душе и пусто и ясно.

                        

                                Вечером(1913).

                Звенела музыка в саду

                Таким невыразимым горем.

                Свежо и остро пахло морем

                На блюде устрицы во льду.

                Он мне сказал: «Я верный друг!»

                И моего коснулся платья.

                Как не похожи на объятья

                Прикосновенья этих рук.

                Так гладят кошек или птиц,

                Так на наездниц смотрят стройных...

                Лишь смех в глазах его спокойных

                Под легким золотом ресниц.

                А скорбных скрипок голоса

                Поют за стелющимся дымом:

                «Благослови же небеса –

                Ты первый раз одна с любимым».

                Все мы бражники здесь, блудницы,

                Как не весело вместе нам!

                На стенах цветы и птицы

                Томятся по облакам.

                Ты куришь черную трубку,

                Так странен дымок над ней.

                Я надела узкую юбку,

                Чтоб казаться еще стройней.

                Навсегда забиты окошки:

                Что там изморозь или гроза?

                На глаза осторожной кошки

                Похожи твои глаза.

                О, как сердце мое тоскует!

                Не смертного ль часа жду?

                А та, что сейчас танцует,

                Непременно будет в аду.

                                                        (1912).

                                        Тревога. (1907). А.Блок.

                Сердце, слышишь

                Легкий шаг

                За собой?

                Сердце, видишь:

                Кто-то подал знак,

                Тайный знак рукой?

                Ты ли? Ты ли?

                Вьюги плыли,

                Лунный серп застыл...

                Ты ль нисходишь?

                Ты ль уводишь, -

                Ты, кого я полюбил?

                Над бескрайними снегами

                Возлетим!

                За туманными морями

                Догорим!

                ...................

                Здравствуй! Легкий шелест слышишь

                Справа от стола?

                Этих строчек не допишешь –

                Я к тебе пришла.

                Неужели ты обидишь

                Так, как в прошлый раз, -

                Говоришь, что рук не видишь,

                Рук моих и глаз.

                У тебя светло и просто.

                Не гони меня туда,

                Где под душным сводом моста

                Стынет грязная вода.

                                                (1913).

                                На страже. 3 января 1907. А.Блок.

                Я – непокорный и свободный.

                Я правлю вольною судьбой.

                А Он – простерт над бездной водной

                С поднятой к небесам трубой.

                ........................................................

                                

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лирика Анны Ахматовой

Урок по литературе в 11 классе...

Лирика Анны Андреевны Ахматовой

Данная презентация может быть использована при изучении биографии и лирических произведений Анны Ахматовой...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе на тему :"Ранняя лирика Анны Ахматовой"

В данной разработке содержится презентация биографии Ахматовой, анализ ранней лирики....

Презентация "Родина в лирике Анны Ахматовой."

Презентация поможет раскрыть основные эпизоды жизни Анны Ахматовой, воспользоваться стихотворениями для анализа ("Не с теми я, кто бросил землю", "Мне голос был. Он звал утешно", "Мужество")....

Урок по русской литературе в 9 классе на тему: «Мир женской души в лирике Анны Ахматовой»

Урок по русской литературе в 9 классе на тему: «Мир женской души в лирике Анны Ахматовой»...

План конспект - занятия по теме: «А. А Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика Ахматовой»

Конспект для учащихся 10 класса . Используется при изучении ранней лирики Ахмаьовой...