Рабочая программа по литературе для 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Федорова Ольга Юрьевна

К УМК В.Я. Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._literatura_5_klass.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С. ВОЙСКОВАЯ КАЗИНКА ДОЛГОРУКОВСКОГО РАЙОНА

                 

РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО

к утверждению

на педагогическом совете

Протокол № ________

от _____августа         20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ с. В.Казинка

____________ /Н. В. Шишкин/

«__»  августа         20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «ЛИТЕРАТУРА»

5 класс

Количество часов по учебному плану:   105 

Ф. И. О. учителя: О.Ю. Федорова

        

2017-2018 учебный год

Планируемые результаты

и требования к уровню знаний и умений учащихся по литературе

к концу 5 класса

Обучающиеся должны знать:

1. Содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению

2. Наизусть стихотворные тексты, подлежащие обязательному изучению.

4. Основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков.

5. Основные теоретико-литературные понятия.

Обучающиеся должны уметь:

1. Работать с книгой.

2. Определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров.

3. Выявлять авторскую позицию.

4. Выражать свое отношение к прочитанному.

5. Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения.

6. Владеть различными видами пересказа;

7. Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

8. Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

9. Пользоваться справочной и  энциклопедической литературой.

10. Работать над созданием и редактированием собственных текстов.

Перечень терминов

1. фольклор, колыбельная песня, пестушка, потешка, закличка, приговорка, считалка, скороговорка, загадка, сказка, сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки, постоянные эпитеты, присказка, зачин, концовка.

2. летопись, хождение, повесть, погодная запись.

3. роды литературы, жанры литературы, эпос, лирика, драма, ода.

4. басня, баснописец, эзопов язык, мораль, олицетворение, аллегория, баллада, рифма, перекрестная рифма, парная рифма, опоясывающая рифма, ритм, стихотворная речь, прозаическая речь, литературная сказка, юмор, ирония, сарказм, сравнение, гипербола, идея, сюжет, рассказ, сравнение, портрет, пейзаж, литературный герой, эпитет, фантастика, звукопись, аллитерация, строфа, антитеза, быль.

5. повесть, сказ, портрет, композиция литературного произведения, драма, пьеса-сказка, ремарка, автобиография.

6. баллада, сказание, приключение, речевая характеристика персонажа.


Содержание  учебного курса

№ п/п

Название темы

Количество часов

Основные изучаемые вопросы темы (кратко)

Введение.  Книга в жизни человека

1

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

6

Коллективное устное народное творчество – фольклор. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Древнерусская литература

1

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Литература 18 века

1

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Литература 19 века

29

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Литература 20 века

40

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Из зарубежной литературы

22

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Подведение итогов

5

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Задания для летнего чтения.


               УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС ЛИТЕРАТУРА

РАЗДЕЛ

ЧАС

ИЗ НИХ

К/Р

Наизусть

Тех. чт.

Р/Р

Вн. чт.

1. Введение.  Книга в жизни человека

1

2. Устное народное творчество

6

1

3. Древнерусская литература

1

4. Литература 18 века

1

5. Литература 19 века

29

2

7

1

2

2

6.  Из русской литературы 20 века

40

1

3

1

2

2

7.  Из зарубежной литературы

22

1

4

8.  Подведение итогов

5

1

Итого

105

3

10

2

7

8

Количество учебных часов

Программа рассчитана на 3 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество часов на изучение литературы в 5 классе составит105 часов.

Из них: контрольные уроки – 3 часа, уроки по развитию речи – 7 часов, уроки внеклассного чтения – 8 часов.


Календарно-тематическое планирование по литературе

на 2017 – 2018  учебный год

Тема урока, тип урока

Элементы содержания

или основные

понятия урока

Виды деят-ти

Дата

проведения

план

факт

1

Введение. Книга в жизни человека. 1ч.

Уметь: работать с книгой.

Термины: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление; автор, художник, редактор, корректор, наборщик.

Составление плана статьи учебника

04.09

2

Устное народное творчество-6ч. Малые формы фольклора. Детский фольклор.

Знать: о  фольклоре. Что такое детский фольклор.

Термины: фольклор, устное народное творчество.

Уметь: отг. загадки, отлич. мал. жанры фол.

Практическая работа: различие  пословиц и поговорок.

05.09

3

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик героини.

Знать: жанров. особ. сказки, виды сказок.

Уметь: определять характерные для сказок обороты речи, формулиров. мораль сказки.

Сказывание волш. ск.

Выразительное чтение. Составление плана.

07.09

4

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка».

Знать: о животных-помощниках, роль чудесн. противников, о связи сказочных формул с древними мифами. Фантастика.

Пересказ.

Дистанционная работа.

11.09

5

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» – волшебная сказка героического содержания.

Уметь: пересказывать узловые сцены и эпизоды; строить рассказ о главном герое.

Рассказ, беседа, художественный пересказ

12.09

6

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель».

Знать: представления народа (о добре, зле, справедливости).  

Теория: сказка,  виды сказок,  гипербола, постоян.  эпитеты, сравнение.

Уметь: различ. сказки (о живот., быт., волш.)

Рассказ, беседа, художественный пересказ

14.09

7

Вн.чт. Мои любимые русские народные сказки.

Знать: русские народные сказки. Уметь: обосновывать свой выбор.

Обучение домашнему сочинению

18.09

8

Древнерусская литература-1ч. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как  литературный памятник.

Знать: о возникнов. письменности у вост. славян, возникнов. древнерус. литер. Теория: летопись.

Уметь: находить отзвуки фольклора в летописи.

Составление цитатного плана.

Дистанционная работа.

19.09

9

Литература 18 века-1ч.

М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.

Знать: жизнь и творчество М. В. Ломоносова.

Уметь: кратко рассказывать о жизни писателя. Юмор стихотворения.

Теория: роды лит-ры (эпос, лирика, драма). Жанры литературы.

Сообщение о жизни и творчестве,    выразительное чтение  стихотворения.

21.09

10

Литература 19 века-29ч.

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра.

Знать: о жанре басня, истоки басенного жанра, баснописцев.

25.09

11

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».

Знать: о творчестве баснописце.

Теория:  басня, эзопов язык, аллегория, мораль.

Уметь: находить в баснях человеческие  пороки: грубая сила, жадность, хитрость, неблагодарность.

Работа с текстами. Выразительное чтение басен.

Инсценирование.

26.09

12

И. А. Крылов. «Волк и Ягненок»

Знать:  знать об обличении человечес. пороков.

Уметь: находить в баснях человеческие  пороки: грубая сила.

Теория:  аллегория, мораль.

Работа с текстом. Выразительное чтение басен.

28.09

13

И. А. Крылов. «Волк на псарне»

Знать: об  отраж. ист. событий в басне.

Уметь: определять патриот. позицию автора.

Теория:  аллегория, мораль.

Работа с текстом. Выразительное чтение басен. Инсценирование.

Подготовка рисунков.

02.10

14

В. А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна». Черты литературной сказки.

Уметь: рассказывать  о поэте. Находить сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

Работа с текстом. Выразительное чтение сказки.

03.10

15

В. А. Жуковский. Баллада «Кубок». Нравственно-психологические проблемы баллады.

Знать: что такое благородство и жестокость.

Герои баллады.

Теория: баллада (представление).

Работа с текстом.

Дистанционная работа.

05.10

16

А. С. Пушкин. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа няни.

Знать: о жизни творчестве А. С. Пушкина.

Уметь: рассказывать кратко о жизни поэта (детство, учеба).

Определять тему стих.  (одиночества, грусти).

Выразительное чтение наизусть.

Анализ текста.

09.10

17

А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила». Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

Теория: речь (стихотворная, прозаическая). Рифма, строфа, способы рифмовки.

Уметь: определять мотивы и сюжеты «У Лукоморья дуб зеленый…»

Выразительное чтение наизусть.

Составление коллажа.

10.10

18

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Знать: изученные произведения, теоретические сведения.

Уметь: письменно отвечать на вопросы.

Выразительное чтение, пересказ

12.10

19

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил в сказке.

Знать теорию: рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Уметь: давать хар-ки героям.

Выразительное чтение наизусть отрывков.

16.10

20

Р/Р Сходство и различие литературной и народной сказки.

Знать: понятие  «бродячие сюжеты»,

о поэтичности, музыкальности сказки.

 Уметь: сопост. с рус. нар. сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна»,  братьев Гримм.

Обучение домашнему сочинению

17.10

21

Русская литературная сказка. А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и реальное.

Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительн. чтения.

Пересказ.

Выразительное чтение.

Дистанционная работа.

19.10

22

А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Героическое и обыденное в сказке.

Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Пересказ.

Выразительное чтение

23.10

23

М. Ю. Лермонтов.

«Бородино». Историческая основа стихотворения.

Знать: сведения о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Теория: сравнение, гипербола, эпитет, метафора..

Уметь: кратко рассказывать о поэте.

Выразительное чтение наизусть.

24.10

24

М. Ю. Лермонтов.

«Бородино». Особенности поэтических интонаций.

Знать: что такое звукопись стихотв. (аллитерация).

Уметь: находить с помощью учителя в тексте сравнения, гиперболы, эпитеты, метафоры. 

Мастерство поэта в создании батальных сцен.

Выразительное чтение наизусть.

Анализ текста.

Дистанционная работа.

26.10

25

Н. В. Гоголь.

Поэтизация народной жизни в повести «Заколдованное место».

Знать: факты жизни писат., связ. с истор. создания сборн. «Вечера на хуторе..

 

Уметь: рассказ. о нар. преданиях, использов. текст повести.

Составление вопросов  к учебной статье.

Составление таблицы «Язык повести».

30.10

26

Н. В. Гоголь. Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место».

Сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория. Фантастика. Юмор.

Составление таблицы.

Ответы на вопросы

31.10

27

Н.А. Некрасов. Стихотворение

«Есть женщины в русских селеньях…» -  образ русской женщины.

Знать: сведения о жизни и творчестве. Уметь: сопоставлять содерж. стих.  с карт. работать с картинами природы.

Анализ стихотворения.

Выразительное чтение наизусть.

02.11

28

Н.А. Некрасов. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».

Знать: понятие «эпитет».

Уметь: видеть

картины вольной жизни крест. детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Находить речевые хар-ки персонажей.

Анализ произведений.

Ответ на вопрос: «Как я отношусь  к героине поэмы?»

13.11

29

И. С. Тургенев. «Муму». Быт и нравы крепостной России.

Знать: сведения о жизни и творчестве. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Уметь: расск.  о твор. Эпоха крепост. права.

Пересказ.

Составление плана.

14.11

30

И. С. Тургенев. «Муму».

Нравственный облик Герасима.

Духовные и нравств. кач-ва Герасима: сила, достоинство, сострад. к окруж., великодуш., трудолюбие. Немота гл. героя – символ немого протеста крепостных.

Чтение диалогов.

Хар-ка Герасима.

16.11

31

Мастерство  портрета и пейзажа. Реализм

Знать: понятие «литерат-ный герой».

Уметь: работать с текстом, док-ть свои мысли.

Подготовка к домашнему сочинению

20.11

32

К/Р  по творчеству

И. Тургенева.

Знать: творчество изученных авторов.

Уметь: работать с текстом, отвечать на вопросы.

К/Р

21.11

33

А. А. Фет. Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь».

Знать: о творчестве  поэта.

Уметь: расск. о поэте, находить изобр.-выр. средства, говорить об изобр. природы в ст.

Анализ стихотворения. Выразительное чтение наизусть.

23.11

34

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

Знать: факты о жизни писателя, ист. созд. произв. Сравнение, сюжет.

Уметь давать хар-ку героя, отбирать м-л из худож-го произвед. 

Пересказ.

Выразительное чтение.

Дистанционная работа.

27.11

35

Р/Р  Обучение сравнительной характеристике.

Знать: что значит сравнить.

Уметь давать сравн. характеристику.

Подготовка к домашнему сочинению.

Жилин и Костылин.

28.11

36

А. П. Чехов. Юмористический рассказ «Хирургия».

Знать: сведения о жизни и творчестве. Теория. Юмор.

Речь персонажей как средство их характ-ки. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа.

Чтение по ролям. Инсценирование.

Дистанционная работа.

30.11

37

Русские поэты XIX века  о Родине и родной природе.

Ф. И. Тютчев, И. С. Никитин, А. П. Плещеев.

Знать: ритм – средство передачи настроений.

Уметь: выразительно читать произведения

и анализировать их.

Выразительное чтение наизусть.

Анализ  стихотворений.

04.12

38

Русские поэты XIX века  о Родине и родной природе.

А. Н. Майков, И. З. Суриков, А. В. Кольцов.

Знать: ритм – средство передачи настроений.

Уметь: выразительно читать произведения

и анализировать их.

Выразительное чтение наизусть.

Анализ  стихотворений

05.12

39

Из русской литературы 20 века-40ч.

Вн. чт. И. А. Бунин.

Рассказ «Косцы»

Знать: сведения о жизни и творчестве. Уметь: кратко расск. о писателе. Кровное родство героев с бескрайн. просторами русской земли.

Чтение.

Обсуждение:

07.12

40

В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе».

Знать: факты жизни  писателя; сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи.

Комментированное чтение.

Ответы на вопросы.

11.12

41

 В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе». Портрет как средство изображ. героев.

Знать: понятия портрет, контраст.

Жизнь семьи Тыбурция.

Комментированное чтение.

Ответы на вопросы.

12.12

42

Р/Р Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе».

Знать: композиция литер. произведения.

Уметь: работать с текстом, доказывать свои мысли.

Подготовка к дом. соч.

Обсуждение:

14.12

43

С. А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях.

Знать: сведения о жизни и творчестве поэта.

Уметь: работать с поэтическим текстом. Видеть своеобразие языка есенинской лирики. 

Выразительное чтение наизусть.

Анализ стихотворений.

18.12

44

П. П. Бажов.

«Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. Образ Хозяйки Медной горы.

Знать: свед. о жизни и творч-ве сказителя.

Уметь: различать сказка и сказ., расск. о пис., опред. реальное и фантаст. Своеобр. языка, интонац. сказа.

Чтение  сказа.

Беседа по вопросам.

Дистанционная работа.

19.12

45

К. Г. Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».

Знать: сведения о жизни и творчестве. Уметь: кратко расск. о писателе. Находить реальное и фантаст. в сказках. Определять тему произв.

Сообщение. Пересказ.

21.12

46

К. Г. Паустовский. Роль пейзажа в сказке  «Теплый хлеб». Нравственные проблемы

Знать: понятия – доброта,  сострадание.

Уметь: давать хар-ку героям, оценку их поступкам.

Инсценировки отрывков, выразительное чтение отрывков.

25.12

47

Вн. чт. К. Паустовский. «Заячьи лапы».

Природа и человек в произведении.

Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам.

Чтение рассказа. Беседа по вопросам.

26.12

48

С. Я. Маршак.  

Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

Знать: сведения о жизни и творчестве. Понятия: добро и зло. Драма - род лит-ры. Пьеса-сказка.

Уметь: рассказывать о писателе, находить положит. и отриц. черты  героев.

Выразительное чтение по ролям.

Дистанционная работа.

28.12

49, 50

С. Я. Маршак.  Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла. Реальное и фантастическое в сказке.

Знать: особ. пьесы-сказки, юмор.

Уметь: анализировать картины пьесы, хар-ть героев, хар-ры, измен. их повед. в зав. от сит.

Подготовка к устному рассуждению «Добро и зло в сказке».

11.01

15.01

51

Сказки фольклорные и литературные.

Уметь: различать народные сказки и авторские

Сочинение сказки

16.01

52-54

А. П. Платонов. Маленький мечтатель в рассказе «Никита». Реальное и фантастическое в рассказе.

Знать: сведения о жизни и творчестве.

Теория: фантастика.

Уметь: рассказывать о писателе. Жизнь - борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья.

Составление плана рассказа о главном герое. Пересказ.

18.01

22.01

23.01

55

Вн. чт. Детские поэты.

Знать: творчество изученных авторов.

Уметь: работать с текстом, отвечать на вопросы.

Выразительное чтение

25.01

56

Самостоятельная работа  по изученным произведениям (из русской лит. 20 века)

Знать: творчество изученных авторов.

Уметь: работать с текстом, отвечать на вопросы.

Проверка знаний

29.01

57-63

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»-7ч. Приключения мальчика в тайге. Уроки выживания в тайге. Становление характера юного героя через испытания. Описание таежной природы. Образы сибиряков-рыбаков, семьи Васи. Устное сочинение.

Знать: сведения о жизни и творчестве. Автобиография. Понимать что такое бесстрашие, терпение, выдержка, сила духа, любовь к природе.

Автобиографичность литературного произведения.

Уметь: характеризовать чувства, поведение мальчика

Пересказ

Ответ на вопрос:

Чтение по рол.: встреча Васютки с экипажем

Составление плана, карты

30.01

01.02

05.02

06.02

08.02

12.02

13.02

64,65

Поэзия о Великой Отечественной войне. А.Твардовский. К.Симонов

Знать: что такое поэтизация.

Уметь: работать с текстом, доказывать свои мысли.

Выразительное чтение

15.01

19.01

66

Вн. чт. Военные страницы литературы.

Знать: авторов стих.; уметь выр. чит. стих., представл. картины, кот. создают поэты.
Уметь: опред. худ. ср-ва выразител-ти.

Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений.

20.02

67-71

Русские поэты XX века о Родине и родной природе- 2ч.

Образ Родины в стихах ХХ века о природе.  А. А. Прокофьев,

Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов, И.А. Бунин, Дон-Аминадо. Обобщение по теме.

Уметь: наход. в стих. пейзажные зарисовки, обобщенные образы России.

Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений.

Работа с иллюстрациями

22.01

26.02

27.01

01.03.

05.03

72-74

Писатели улыбаются.

Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».  

Образы детей в рассказах.

Знать: биограф. свед. о С. Чёрном, о творч.

Теория: юмор.

Уметь: охарактер-ть повед., хар-р гл. героя, его душевные и нравственные кач-ва.

Выразительное чтение отрывков из рассказа. Рассказ о гл. герое. 

06.03

12.03

13.03

75

Ю.Ч. Ким «Рыба-кит»

Знать: творчество изученного автора

Уметь: работать с текстом, отвечать на вопросы.

Чтение, пересказ

15.03

76

Вн.чт. Детские поэты А.Барто, С.Маршак, С. Михалков

Знать: творчество изученных авторов.

Уметь: работать с поэтическим текстом, отвечать на вопросы.

19.03

77

Обобщение и повторение по теме «Русская литература 20 века»

Уметь: работать с текстом, отвечать на вопросы.

Чтение, анализ, тестирование

20.03

78

Вн.чт. Моя любимая книга

Уметь: рассказать о прочитанном произведении, заинтересовать одноклассника

Пересказ

22.03

79, 80

Из зарубежной литературы-22ч.

 Р. Л. Стивенсон.

Баллада «Вересковый мёд». Особенности жанра баллада

Знать: свед. о жизни и творч. писателя.

Теория. Баллада.

Уметь: находить худ. средства выразител., опр. их роль в тексте

Выразительное чтение наизусть.

Анализ баллады.

26.03

27.03

81, 82

Вн.чт. Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ» - 2 ч.

Знать: сюжет, героев.

Уметь: работать с текстом, отвечать на вопросы.

Сравнение мультипликации

29.03

02.04

83-86

Д. Дефо «Робинзон Крузо» – произведение о силе человеческого духа. Испытания героя на острове. Уроки выживания. Характер Робинзона Крузо.

Знать: свед. о жизни и творч. писателя.

Уметь: рассказывать о писателе. Рассуждать о хар-ре героя, о возможностях чел-ка.

Выразительное чтение.

Дистанционная работа.

10.04

12.04

16.04

17.04

87-91

Х. К. Андерсен. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Внутренняя красота и сила героини.

Испытания героев.

Мастер снов и сказок

Знать: сведения о жизни и творчестве писателя. Содержание сказки.

Уметь: рассказывать о писателе. Давать хар-ки героям. Рассуж. о симв. смысле, о фантастич. образах, о худож. деталях в сказке. Выдел. ключ. эпизоды, раскрывать композицию, выделять проблемы.

Сообщение.

Дистанционная работа.

19.04

23.04

24.04

26.04

28.04

92

Р/Р  Любимые сказки

Х. К. Андерсена

Знать: сказки Х. К. Андерсена, особенности творч.

Уметь: анал. фрагм., охар-ть героев, док-ть свои мысли текстом.

Р/Р Подготовка к дом. соч.

«Добро и зло в сказках Андерсена».

03.05

93

Вн. чт. Ж. Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

Знать: жизнь и творч. Писателя.  

Уметь: давать речев. хар-ку персонажам.

Беседа по вопросам.

07.05

94-97

М. Твен. «Приключения Тома Сойера».

Приключения Тома и Гека. Внутренний мир героев. Реализм М.Твена.

Знать: свед. о жизни и творч. писателя.

Уметь: дав. реч. хар.  Говорить о дружбе   находчивости, играх.

Работа с книгой.

Пересказ. Беседа.

Дистанционная работа.

08.05

10.05

14.05

15.05

98-100

 Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.

Знать: биографию. Уметь: объясн. смысл рассказа; специфику. Рассуж. о мастерстве писателя в изображ. жизни северн. народа.

Работа с книгой.

Пересказ. Беседа.

17.05

21.05

22.05

101-105

Подведение итогов-5ч.

Стихи, и как читать их вслух.

 Мое любимое изученное произведение.

 Обобщение и систематизация знаний. Путешествие по стране «Литература»

Список литературы на летние каникулы.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Задания для летнего чтения.

Беседа.

Дистанционная работа.

24

28

29

31

+1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...