Урок: «Чтение и развитие речи». 8 класс (специальная коррекционная школа).
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Тема: И. С. Тургенев «Муму». Мог ли Герасим оставить Муму в живых?

Цель урока:

 показать, почему Герасим подчинился барыне.

Формируемые УУД:

Познавательные: -научить умению находить в тексте подтверждение своим слова, навыкам оперативной работе с текстом;

- продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_i.s._turgenev_mumu.docx37.47 КБ

Предварительный просмотр:

Мурашова Галина Геннадьевна, учитель ГКОУ РО Гуковская школа-интернат №12.

Урок: «Чтение и развитие речи».

8 класс (специальная коррекционная школа).

Тема: И. С. Тургенев «Муму». Мог ли Герасим оставить Муму в живых?

Цель урока:

 показать, почему Герасим подчинился барыне.

Формируемые УУД:

Познавательные: -научить умению находить в тексте подтверждение своим слова, навыкам оперативной работе с текстом;

- продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

Развивающие:

-развить читательский интерес учащихся;

- развивать интерес учащихся к творчеству писателя и его личности;

 -  развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя, учить сжато излагать повествовательный текст;

- развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение слушать и вступать в диалог; углубление навыков работы в группах; воспитание общечеловеческих ценностей.

Словарная работа. 

                                       

Тип урока: урок-рассуждение.

Коррекция: устной речи, мышления.

Ход урока:

1.Оргмомент

УчительДобрый день дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мне очень приятно видеть вас! Очень хочется, чтобы этот урок принес вам радость общения и наполнил души прекрасными чувствами. Сегодня пасмурный день, я хочу, чтобы это сердце согрело ваши души. Надеюсь на плодотворную работу в содружестве, сотворчестве, содействии.

2. Слово учителя.

- Ребята! Мы прочитали рассказ «Муму». На нашем уроке мы заканчиваем разговор об этом удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении великого русского писателя второй половины 19 века Ивана Сергеевича Тургенева «Муму».  Какие вопросы у вас возникли, когда мы закончили читать рассказ? Если бы вам посчастливилось встретиться с И. С. Тургеневым, что бы вы у него спросили?

(Почему Герасим утопил Муму, а не ушёл в деревню вместе с ней?)

-- Давайте попробует найти ответ на этот вопрос. А для этого углубимся в эпоху крепостного права.

3.Эксперт. Сообщение ученика о понятии «крепостное право». 

Крепостное право - это комплекс государственных законов, которые прикрепляли крестьян к определенному земельному участку и ставили их в прямую зависимость от землевладельца (помещика).

 Во время царствования Алексея Михайловича, в 1649 году, издается Соборное уложение, которое представляло собой новый российский перечень законов. Данным уложением признавалось властвование землевладельца над крестьянами, которые работали на его земле. Такие работники не обладали правом оставлять свой надел и переходить к другому хозяину, а также вообще отказаться работать на земле, направившись, к примеру, для заработков в город.

В результате крестьяне прикреплялись к земле, что послужило появлению названия: крепостное право. В случае перехода земли между помещиками, вместе с ней происходила передача и работников.

 Дворяне обладали правом продажи принадлежащего им крепостного иному хозяину без земли. Продавались крестьяне по произволу хозяина, разлучая жен и мужей, детей и родителей.

Зависимость крестьян от помещиков постоянно расширялась, а, следовательно, положение их ухудшалось: помещики стали продавать и покупать крепостных, обменивать их на вещи и животных, женить и выдавать замуж по своему произволу.

 Это явление в российской истории описал Иван Тургенев в своем рассказе «Муму».

4.Слайды. 1-7

5. Давайте вспомним, какая реальная история легла в основу рассказа?

Сообщение ученика.  В основу рассказа легла реальная история.    Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей.

В имении Тургеневых Спасском, где вырос писатель, служил немой дворник Андрей, «красавец с голубыми глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов». С ним случилась вся эта история. Он по приказу матери Ивана Сергеевича Тургенева Варвары Павловны, утопил преданную ему собачку, очень горевал, но до самой своей смерти верно служил своей барыне.

Слайды 8-12

Подтвердите текстом, как появился Герасим в Москве?

Стр. 98. «Но вот Герасима…»

Кто он – главный герой рассказа? Попробуем разобраться в его характере.

6. Осмысление содержания. Работа в парах.

Что мы будем сегодня делать, чтобы проследить за жизнью Герасима в доме барыни.

    Учащиеся:

     

      1.Работать с текстом.

  1. Сравнивать.
  1. Анализировать.
  1. Делать выводы.

(Учитель выносит их (распечатки) на доску)

Учитель:  Чтобы понять, какими качествами обладает Герасим, обратимся к таблице, которая находится у вас на карте. Вы должны заполнить её словами, характеризующими Герасима, главного героя, которые даны в справке

Цитаты из текста

Качества

 1.сложенный богатырем и глухонемой от рожденья

Сильный и немой

2.Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей

трудолюбивый

 3.Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле.

замкнутый

4.Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое деется, - скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, - взяли, поставили на вагон железной дороги - и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат - бог весть!

Скучающий и недоумевающий

5.вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью

 мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни. Антипке стало жутко

страдающий

 6.усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он только двинет плечом - и не только телегу, самое лошадь спихнет с места; дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки поленья;

в точности исполнял все приказания

Она его жаловала как верного и сильного сторожа.

Усердный, исполнительный,

послушный

7.а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его;

Уважаемый чужими

8.никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, 

 Герасим терпеть не мог пьяниц...

гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака. 

Строгий и степенный

9. Как все глухонемые, он очень был догадлив и очень хорошо понимал, когда над ним… смеялись

Догадливый, понятливый

10.Герасим порядком ее побаивался

 Боящийся барыню

 11.Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью

Смиренный(послушный)

12.Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал 

 Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.

заботливый

13.Герасим … ее любил без памяти... и ему было неприятно, когда другие ее гладили: боялся он, что ли, за нее, ревновал ли он к ней -- бог весть!

любящий

 Слова для справок: жадный, добрый, скучающий и недоумевающий, трудолюбивый, сильный, немой, могучий, строгий и степенный, безжалостный, замкнутый, заботливый,  ленивый, уважаемый чужими, страдающий, злой, счастливый, послушный, любящий, усердный, исполнительный, догадливый, смиренный(послушный), боящийся барыню, понятливый.

Учитель:

Итак, какими качествами обладает  Герасим ?

Перечисляют эпитеты, вывешиваем распечатки  слов.

Учитель: А пока чувства кипят в душе у Герасима, мы немного отдохнем. Встаньте и выйдите из-за парт. Проведем  физминутку. Помните, как общаются глухонемые. (с помощью жестов, знаков). Мы проделаем подобное.

КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ.  ТРЕУГОЛЬНЫЙ МОЙ КОЛПАК.

"КОЛПАК"

Слова этой игры заранее разучиваются с детьми. Во время проведения игры слова одно за другим заменяются на движения, о которых ведущий заранее договаривается с детьми.

Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак,

А если он не треугольный,

То это не мой колпак.

Колпак - руки ставятся конусом над головой;

Мой - правая рука кладется на грудь;

Треугольный - указательными и большими пальцами рук показывается треугольник;

Он - рукой указывают вперед;

Не - машут правой рукой перед собой;

Словарная работа: в околотке, степенный - рассудительно-серьезный, важный.

Околоток — окружающая местность, окрестность (в разговорном языке). Возможно, происходит от колотить, то есть «участок, охраняемый, „околачиваемый“ сторожем с колотушкой».

Труд_любивый – из каких слов состоит, какая соединительная ?

        

Учитель: А теперь посмотрите. Душа Герасима не пуста, а полна чувствами. Есть в ней даже любовь, которая делает его счастливым. Эти чувства, молча, хранятся в его душе

 Вспомните, как он выполнял поручения барыни, мог он ее ослушаться? (не мог ослушаться).

Почему? Крепостной человек, он может быть счастливым? (Крепостной. Он не может быть счастливым).

Кто же разрушил его счастье?

Дети: Барыня

А как она это сделала? Стр. 105  по ролям.

Как бы вы поступили на месте Герасима? Подчинились ли бы вы барыне? (Сохранили бы собаке жизнь, спрятали).

Дадим слово эксперту эпохи 19 века.

Сообщение учащегося: Писатель на этом ярком примере хотел показать, какими жестокими могут быть помещики к своим подневольным крестьянам, даже того не сознавая.
Ведь в рассказе барыня вовсе не хочет причинить Герасиму зла – она просто не задумывается о том, что ее приказания делают людей несчастными. Немой Герасим в рассказе является воплощением всего закрепощенного народа – богатырски сильного, но абсолютно покорного, лишенного возможности говорить о своих чувствах и мыслях.

Оценивая поступки героев рассказа, мы, как правило, судим их с точки зрения сегодняшнего дня, нередко даже не подозревая, что полтора столетия назад они выглядели совершенно по-другому. Тогда не принято было относиться к собакам как к членам семьи: это было просто живое орудие, служившее для определенных целей – охраны, охоты, пастьбы стада и т.д.
Привязанность Герасима к Муму была очень необычной для той эпохи и возникла только из-за немоты героя. Он был лишен возможности полноценно общаться с другими людьми. Скорее всего, барыня даже не подозревала о том, насколько жесток ее приказ избавиться от собаки.

Проблемный вопрос: Мог ли Герасим оставить Муму в живых?

Почему же Герасим не ушёл в деревню вместе с Муму? Было ли это со стороны Герасима протестом против решения барыни?

Была ли гибель любимого существа той каплей, которой не доставало чтобы решиться на протест?

Можно ли уход Герасима считать первым в своей жизни самостоятельным поступком?

Вывод. Гибель любимого существа и была той каплей, которой не доставало, чтобы решиться на протест.

Что-то в Герасиме изменилось. Что? Герасим совершает, может быть, первый в своей жизни самостоятельный поступок.

Учитель: С кем же сравнивает Герасима автор в начале рассказа?

Дети: С пойманным зверем

Чтение отрывка из текста о пути Герасима домой.

-- Герасим идет в деревню, где его никто не ждёт. Но почему он так радостен и полон сил? Найдите цитаты, которые подтверждают эту мысль.

Деревня, из которой барыня его взяла, лежала всего в двадцати пяти верстах от шоссе. Он шел по нем с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью. Он шел; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперед. Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях... Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, - с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом, взапуски перекликивались коростели... Герасим не мог их слышать, не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев, мимо которых его проносили сильные его ноги, но он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с темных полей, чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу - ветер с родины - ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде

 видел перед собой белеющую дорогу - дорогу домой, прямую как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его пути, и как лев выступал сильно и бодро, так что когда восходящее солнце озарило своими влажно-красными лучами только что расходившегося молодца, между Москвой и им легло уже тридцать пять верст...

Учитель: С кем сравнивает в конце произведения автор героя?

Дети:  Со львом (вывешиваем распечатки)

Учитель: Что мы видим? Меняется Герасим?

 

Дети : Герасим меняется:  (Из пойманного зверя он превращается в льва.Меняется внутренний мир, поведение героя, он бунтует протестует против барыни, а значит против крепостного права, произвола и т. д.)

IX. Заключительная беседа.

Клип.

Давайте подведём итог всему, что мы говорили на уроке.

  • Почему автор назвал Герасима «самым замечательным лицом» среди дворовых? (Зачитываем результаты заполненной таблицы).
  • Как изменила Герасима гибель Муму? (Он взбунтовался против рабской покорности). Мы с вами, да и сам автор, приветствуем победу Герасима не только над гнётом барыни, но и его победу над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не сметь иметь своих решений.
  • Герасим не оставил Муму в живых, но сам он изменился после ее смерти?

Слово эксперту: Он совершил поступок. Не случайно автор дает герою имя Герасим (Имя Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее «уважаемый». )

             *За что мы уважаем Герасима? Он выступил против крепостного права?

  • Учитель: Его поступок – это немой протест против крепостного права.

Завершая урок, мне хотелось бы узнать о ваших впечатлениях.

Я предлагаю вам поместить магнитики на сердце, согревающее нас, или на картинку рядом.

Сегодня я поняла, что все дети талантливы и отзывчивы, неравнодушны к чужим страданиям и горю.

Мне особенно понравилась мысль…

Я хотела бы отметить вашу активную работу и неплохое знание текста, выразительно читать, анализировать текст…

.

Цитаты из текста

Качества

 1.сложенный богатырем и глухонемой от рожденья

2.Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей

 3.Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле.

сильный, немой, безжалостный,

замкнутый

трудолюбивый, злой, счастливый

4.Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое деется, - скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, - взяли, поставили на вагон железной дороги - и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат - бог весть!

жадный, добрый,

скучающий и недоумевающий

5.вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью

 мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни. Антипке стало жутко

 6.усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он только двинет плечом - и не только телегу, самое лошадь спихнет с места; дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки поленья;

в точности исполнял все приказания

Она его жаловала как верного и сильного сторожа.

страдающий, злой, счастливый,

послушный, любящий,

исполнительный,

догадливый

7.а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его;

8.никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, 

 Герасим терпеть не мог пьяниц...

гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака. 

ленивый, уважаемый чужими,

страдающий,

 злой, строгий и степенный.

9. Как все глухонемые, он очень был догадлив и очень хорошо понимал, когда над ним… смеялись

10.Герасим порядком ее побаивался

 11.Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью

усердный, исполнительный,

догадливый, смиренный(послушный),

боящийся барыню, догадливый,

жадный, добрый, понятливый

12.Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал 

 Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.

13.Герасим … ее любил без памяти... и ему было неприятно, когда другие ее гладили: боялся он, что ли, за нее, ревновал ли он к ней -- бог весть!

заботливый,  ленивый,

страдающий, злой, счастливый,

послушный, любящий

 Слова для справок: жадный, добрый, скучающий и недоумевающий, трудолюбивый, сильный, немой, могучий, строгий и степенный, безжалостный, замкнутый, заботливый,  ленивый, уважаемый чужими, страдающий, злой, счастливый, послушный, любящий, усердный, исполнительный, догадливый, смиренный(послушный), боящийся барыню, понятливый.

Степенный - рассудительно-серьезный, 

важный.

   трудолюбивый,

сильный и немой,

могучий

строгий и степенный

 замкнутый,

 

заботливый

 

 уважаемый чужими

любящий

 догадливый, понятливый

смиренный

(послушный)

 боящийся барыню 

усердный, исполнительный, послушный

скучающий и недоумевающий

страдающий

1.Работать с текстом.

2.Сравнивать.

3.Анализировать.

4.Делать выводы.

…бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь 

…и как лев выступал сильно и бодро.

Околоток — окружающая местность,окрестность

(в разговорном языке). Возможно, происходит от колотить, то есть «участок, охраняемый, „околачиваемый“ сторожем с колотушкой».

Труд_любивый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)

В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...

Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в спе­циальной (коррекционной) школе VIII вида....

Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Басня И.А.Крылова "Кукушка и петух""

Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Басня И.А.Крылова "Кукушка и петух""...

Доклад на тему: "Преодоление психологической интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках письма и развития речи в специальной (коррекционной) школе" с использованием ИКТ и модульного обучения

Цель работы: познакомить с приемами преодоления психологический интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, направленными на формирование познавательных действий в процессе уроков...

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ГЛАГОЛ» НА УРОКАХ ПИСЬМА И РАЗВИТИЕ РЕЧИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ

Вопрос об усвоении и использовании глагола учениками учащихся коррекционной школы в литературе не освещен....

Конспект урока чтения в 5 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Добро и зло в сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на те...

Конспект урока чтения в 7– ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: Русская народная сказка "Журавль и Цапля"

Закрепить знания учащихся об устном народном творчестве, в частности о сказках и их жанровых особенностях;- познакомить школьников с новой русской народной сказкой;- отрабатывать навык выразительного ...