Внеклассное занятие по литературе «Основные темы в творчестве поэта – мариниста А.А. Лебедева» (в рамках кружка «Литературное краеведение»)
план-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему

Борисова Марина Анатольевна

Занятие включает краеведческий материал по творчеству А. Лебедева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_vneklassnogo_zanyatiya_po_literature.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по литературе

«Основные темы в творчестве поэта – мариниста А.А. Лебедева»

(в рамках кружка «Литературное краеведение»)

Учитель: Борисова Марина Анатольевна

Содержание:

Введение.

Раздел 1. Методический комментарий.

Раздел 2. Оснащения мероприятия.

Раздел 3. Планируемые образовательные результаты.

Раздел 4. Организационная структура занятия.

Введение

 Предложенная разработка – план внеклассного мероприятия в рамках литературного кружка, целью работы которого является расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду, развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей. В литературно-творческий кружок принимаются дети, обнаруживающие склонности к литературному творчеству в любом жанре. В последнее время перед литературными кружками открываются широкие возможности для межпредметных связей.

   К числу подобных кружков следует отнести и кружок по литературному краеведению. В рамках этого кружка прослеживается связь основного предмета с историей, краеведением, географией. Деятельность здесь имеет познавательный характер: она направлена на расширение представлений не только о художественной литературе края, но о его культуре, искусстве.

То есть, обучающиеся не только обогащают свои литературно-творческие способности, расширяют знания по литературоведческому анализу текста, но и расширяют кругозор, поэтому оправданным будет привлечение к работе в кружке обучающихся  среднего звена. Задача литературного кружка – расширить и углубить знания школьников, полученные на уроках литературы, развить интерес к литературе, приобщить школьников к самостоятельному исследованию. Приобретенные знания, навыки и умения в рамках работы кружка помогут им на уроках литературы в старших классах, где анализ художественных произведений может быть более углубленным.

Раздел 1. Методический комментарий

    В рамках занятий на литературном кружке может использоваться разнообразное количество современных методов и методик. Рассмотрим те методы, технологии и формы работы, которые мы будет использовать при проведении внеклассного мероприятия.

1. Эвристическая беседа (блок УУД коммуникативной направленности). С точки зрения уровня и характера познавательной деятельности учащихся беседа относится к числу частично-поисковых методов обучения.  Сущность эвристической беседы состоит в том, что учитель путем постановки перед учащимися определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т. п. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта учащихся, положительно влияет на развитие мышления учащихся, прежде всего творческого мышления.

 2. Постановка и обсуждение проблемных вопросов (блок регулятивных действий). Включает действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: 1. целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно); 2. планирование — определение последовательности действий; 3. прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения; 4. рефлексия – возвращение к поставленной цели занятия, анализ достигнутого, анализ собственных результатов и впечатлений от занятия.

3. Индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность (блок УУД познавательной направленности). Включает в себя подготовку презентации по заданной теме. Направлена на стимулирование исследовательских способностей, уточнение и развитие теоретических знаний.

4. Коллективная и индивидуальная творческая работа, творческие мастерские (блок личностных и коммуникативных УУД). Устная работа, направленная на выполнение определенного задания, с привлечением знаний и навыков по другим школьным предметам.

5. Выразительное чтение, анализ стихотворений, определение тематики и проблематики и др. (блок предметных УУД, определяется содержанием учебной дисциплины –литература). В рамках этой работы предполагается использование технологий критического мышления. Например, составление «банка идей».

Раздел 2. Оснащение мероприятия

 Средства обучения: компьютер, проектор, сборники стихотворений, наглядный материал (распечатанные «Маршрутные листы» с заданиями, фотографии поэта).

Раздел 3. Планируемые образовательные результаты

 Предметные:

В результате занятия обучающиеся смогут:

• выразительно прочитать стихотворения поэта;

• сформулировать основную мысль произведений;

• отметить особенности лирики поэта;

• усовершенствовать навыки анализа литературного произведения, умения систематизировать художественные явления, объединенные одной темой;

• найти средства художественной выразительности.

• Межпредметные:

• расширить представления по географии Владимирской области (о городе Суздале).

• Метапредметные:

Познавательные:

• находить достоверную информацию из дополнительной литературы, во Всемирной сети Интернет;

• владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать в художественном тексте необходимую информацию, анализировать и обобщать ее;

• сравнивать объекты (художественные произведения на одну тему);

• устанавливать причинно-следственные связи;

• предоставлять информацию в разных формах (в виде презентации, устного выступления).

Регулятивные:

• определять цели, выделять проблемную ситуацию или проблемный вопрос в учебной и жизненно-практической деятельности;

• выбрать средства достижения цели в группе;

• работать по алгоритму (маршрутному листу);

• оценивать степень достижения цели занятия;

• усовершенствовать умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи.

Коммуникативные:

• излагать свое мнение (в диалоге, полилоге), аргументируя его документальной и литературно-художественной информацией;

• организовать работу в группе (распределять роли участников группы, определять задачи каждого члена коллектива, задавать вопросы, выработать стратегию команды для успешного достижения цели);

• находить компромисс при выполнении задания в группе;

• использовать ИКТ для достижения своих целей.

Личностные:

• осознавать себя патриотом своей малой родины;

• осознавать целостность мира через эстетическое восприятие художественных текстов;

• вырабатывать уважительно-доброжелательное, толерантное отношение друг к другу.

Раздел 4. Организационная структура урока

 Рассчитано на два часа в рамках рабочей программы «Литературное краеведение». Внеурочная подготовка: на первом занятии проводится урок – экскурсия в г. Суздаль; обучающиеся находят по карте дом, где родился и жил некоторое время будущий поэт; его памятник. До начала занятия ребятам предлагается самостоятельно прочитать на выбор несколько произведений стихотворения поэта – мариниста А. А. Лебедева. Нескольким ребятам дается задание приготовить презентацию и краткое сообщение  по ней о Лебедеве, уроженце г. Суздаля.

Этап 1. Актуализация знаний. (Эвристическая беседа)

Приветствие.

Учитель: Послушайте цитату Н. Травушкина: «Литературное краеведение – это та же история литературы, но отличающаяся особым отбором и группировкой материала. В литературном краеведении сложились и плодотворно развиваются разнообразные работы, посвященные жизни и творчеству известного писателя, связи с историей и бытом данного края»…Ребята, как вы понимаете эти строки?

Размышления учеников.

Учитель: Это занятие я  хотела бы начать с чтения стихотворения А. А. Лебедева. Чтение учителем стихотворения «Выбор профессии»:

-Ребята, что вы можете сказать об этом стихотворении? Какова его тема? Что можно узнать об авторе, прочитав это стихотворение?

Ответы учеников. Предполагается, что они скажут о том, что автор, родившийся в г. Суздале, посвятил свою жизнь служению на флоте.  Учитель: Молодцы. Морская тема – главенствующая тема его стихов. Алексей Лебедев – флагман флотской поэзии.

Этап 2. Этап целеполагания

 Учитель: На первых занятиях мы говорили о том, какие цели и задачи имеет литературное краеведение. Давайте назовем их еще раз. Ответ обучающихся. Правильно, молодцы. Значит, можно сказать, что одной из задач литературного краеведения можно назвать изучение творчества местных авторов. Вы готовили презентацию и сообщение о поэте. Как вы думаете, чем же сегодня на занятии мы будем заниматься?

Ответы учеников. Обучающиеся, исходя из вышесказанного, делают вывод, что цель занятия – определить основные темы в творчестве поэта, уроженца г. Суздаль.

Этап 3. Создание проблемной ситуации

 Учитель: Ребята, сегодня мы с вами попытаемся ответить на вопрос, как же может влиять на творчество поэта место, где он вырос, профессия, которой он посвятил свою жизнь. И сделаем это на примере творчества

А. Лебедева.

Ответы учеников.

 

Создание банка идей: «Основные темы и идеи в стихотворениях

А. Лебедева»

Учитель: Давайте с вами создадим «Банк идей». Каждый из вас получит сейчас пустую схему. По ходу нашего занятия вы можете самостоятельно расширять свои познания, записывая свои идеи в наш «банк». Я буду также фиксировать ваши предложения. Скажите, какие темы вы можете назвать в тех стихотворениях, которые вы прочитали?

Ответы учеников. Учитель фиксирует их на доске. Среди основных назовут – лирические стихи о любви и дружбе; патриотические стихи  о родине и о служебном  долге.

Учитель: Предлагаю поэтапно поговорить о каждой теме, но

сначала разделимся на группы. Каждая группа получит «Маршрутный лист» с заданиями.

Этап 4. Этап планирования

 Ученики изучают маршрутные листы, обговаривают план работы, распределяют свои роли в команде.

Этап 5. Этап открытия новых знаний

Тема 1. Лирические стихи о любви и дружбе.

Дети читают стихотворения.

Учитель: Чем удивили вас эти стихи?

Ответы учеников. Могут быть примерно следующими: человек, посвятивший себя профессии, постоянно требующей проявления твердости характера, мужества, героизма, совмещает в себе добрые, нежные чувства по отношению к родным и близким людям, к друзьям и сослуживцам.

Тема 2. Патриотические стихи о Родине, о службе на флоте.

Учитель: Как вы думаете, какая из тем никогда не устареет и всегда будет оставаться одной из главных для наших поэтов и писателей?

Ответ учеников – Тема Родины, тема войны.

   Далее занятие может приобрести форму творческой мастерской. Ученики получают тексты стихотворных произведений о войне. Они читают и анализируют их.  Дети самостоятельно и с помощью учителя делают вывод о том, какие проблемы волновали поэта в этих стихотворениях. Какие образы преобладают в лирике, с помощью каких художественных средств создается «военная атмосфера».

Учитель: Тема войны – очень обширная и болезненная, говорить об этом можно и нужно вечно…

Этап 6. Рефлексия (итог урока)

Учитель: Теперь давайте вернемся к вопросам, сформулированным в начале нашего пути, и попытаемся на них ответить. Итак, каким же образом место, где родился и вырос поэт, профессия могут повлиять на его творчество?

Ученики размышляют над проблемной ситуацией.

Учитель: Как вы думаете, ребята, достигли ли мы нашей цели? Что нового вы узнали?

Ученики отвечают на вопрос.

Учитель: А чтобы сделать вывод по нашей сегодняшней теме, давайте посмотрим, какой у кого получился банк идей!

Ученики сравнивают «Банк идей» и подводят итог урока.

Учитель: В заключении предлагаю вам оценить свою работу на занятии, прикрепив один из трёх смайликов на доску.

Этап 7. Домашнее задание

Чтение стихов поэта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия немецкому, английскому языкам и литературе по теме «Биография творчество поэтов-романтиков»

Данное мероприятие проводтлось в рамках недели языков. Оно было разработано и проведено совместно с преподавателями английского языка и литературы. Цель данного мероприятия - расширять кругозор и повы...

Внеклассное занятие по литературе "Литературная рулетка"

Внеклассное мероприятие по литературе в 6 классе "Литературная рулетка"...

Рабочая программа кружка "Литературное краеведение"

Рабочая программа кружка "Литературное краеведение"...

Внеклассное занятие по литературе на тему «И.А.Гончаров».

1. Вступление. Слово учителя.2. Биография И.А.Гончарова.3. Книги И.А.Гончарова.4. Портреты И.А.Гончарова.5. Презентация «Гончаровские места в Ульяновске».6. Подведение итогов. Тест....

Внеклассное занятие по литературе в 11 классе "Русские поэты о духовности Корана"

Решение множества проблем в жизни страны зависит от качества духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.Проведение на данном этапе внеклассных мероприятий эт...

Итоговое занятие кружка "Литературное краеведение"

quot;Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужие мысли, не зная  языка…Ни поэзия, ни литература  не  существуют сами по себе, они выраст...

Программа кружка "Литературное краеведение"

Курс литературного краеведения вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно - краеведческого материала. Особое м...