Рабочая программа кружка "Литературное краеведение"
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Рамазанова Светлана Александровна

Рабочая программа кружка "Литературное краеведение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit.kraevedenie.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Литературное краеведение»

Рамазанова Светлана Александровна, учитель МОУ  СОШ №1 г. Можайска

Цель программы «Литературное краеведение»:

 -изучение творчества писателей и поэтов, которые родились в наших краях или посещали их;

-воспитание  коммуникабельной личности, обладающей высоким уровнем самосознания и самостоятельности, богатым духовно-нравственным потенциалом, развитыми творческими способностями;

-изучение творчества поэтов и писателей, которые тесно связаны с нашим краем.

Задачи программы «Литературное краеведение»:

  1. Создание благоприятной учебной атмосферы;
  2. Развитие познавательных интересов;
  3. Формирование у учащихся сознательной дисциплины, привитие навыков культурного поведения;
  4. Формирование традиций в классных коллективах;
  5. Развитие творческих способностей;
  6. Привлечение к жизни класса родителей и создание единой системы: учитель + ученики + родители = мы.
  7. Воспитание любви к малой родине.

Предполагаемый результат

     Результат реализации программы определяется личным ростом школьника.  Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к духовному и культурному наследию земляков.

       

  Пояснительная записка

      Курс литературного краеведения в школе основывается на образовательно - воспитательных и познавательных принципах. Объектом изучения этого курса служат произведения, созданные писателями и поэтами, которые своим творчеством тесно связаны с нашей можайской землёй. В тематику курса входят значимые по содержанию и доступные для изучения произведения.

     Цель курса литературного краеведения - изучение творчества писателей и поэтов, которые тесно связаны с нашим краем. Познание Можайской земли, воспитание любви к малой родине - одна из главных задач курса.

     Курс литературного краеведения вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно - краеведческого материала. Особое место этот курс занимает в духовно- нравственном и экологическом воспитании. Целесообразно применять разные формы занятий: выразительное чтение, собеседование, лекции, семинары, дискуссии, сочинения, конференции, инсценировки, концерты, экскурсии, встречи и др. Курс «Литературный Можайск»  направлен на создание атмосферы совместной деятельности учителя и учащихся, на активизацию творческих возможностей каждого ученика.

     Курс  включает в себя занятия самостоятельные и практические работы учащихся, различные работы по развитию речи, выступления с сообщениями, докладами, рефератами, презентациями.

     Методические принципы программы соответствуют в общих чертах принятым в настоящее время в нашей стране программам по литературе.

     Программой учтено формирование у учащихся умений и навыков, сформулированных государственной программой по литературе – выразительное чтение поэтических и прозаических текстов, анализ литературного произведения.

     Программа опирается на межпредметные связи.

Тематическое планирование по литературному

краеведению

    №    Тема занятия                                          

                       СЕНТЯБРЬ

  1. Вводное занятие. Творчество, вдохновленное Можайском. Цель: познакомить учащихся с творчеством наших земляков (обзор).

  1. Отзыв о любом произведении нашего земляка (по выбору учащихся). Обучение сочинению.

  1. «Высокая поэзия Бородинского поля».  Писатели и поэты- участники Отечественной войны 1812 года.

 

  1. В.А.Жуковский в Бородине. «Певец во стане русских воинов». История создания комментированное чтение.

                 ОКТЯБРЬ

  1. Литературная жизнь современного Можайска. Чтение и анализ стихотворений из книги можайских поэтов «В ста верстах от столицы».

  1. «Питомец муз, питомец боя». Творчество Д.В.Давыдова. Биография поэта.

«Минуты поэзии». Читаем и анализируем стихи Д. Давыдова. Обучение выразительному чтению.

7. Литературное Подмосковье. Посещение в Рузском районе музея       Гиляровского и усадьбы Любвино в Тучково.

  1. Экскурсия в Бородино. Посещение дома Л.Н.Толстого.

       

                 НОЯБРЬ

  1. Сочинения и стихи учащихся о Бородино.

  1.  Семейство Пушкиных в Можайске.

  1. Литературная жизнь современного Можайска. Стихи о Бородино.

  1.  Конкурс чтецов. Обучение выразительному чтению.

                 ДЕКАБРЬ

  1.  Л.Н.Толстой на Бородинском поле.

  1.  Обзор глав романа «Война и мир», описывающих Бородинское сражение. Комментированное чтение и обзор.

  1.  Литературная Москва.  Посещение музея М. Цветаевой, автора стихотворения «Генералам 1812 года», посвященного генералу Тучкову (убит в Бородинском сражении). Посещение мемориального музея А.С. Пушкина. (Дополнительное задание - изучить в музее материалы о поэте П. Шаликове, который бывал в наших краях).

  1.  Обзор поэзии Серебряного века. Литературная экскурсия по        школьному музею. Знакомство с иллюстративным материалом.

                    ЯНВАРЬ

  1.  Б. Л. Пастернак на можайской земле.

    17. В. Я. Брюсов на Протве. «Городу и миру».

  1.  Можайск- родина писателя Б.А.Пильняка. Биографические сведения о писателе.
  2.  А. А. Жаров. Биографические сведения о поэте. Интервью с Чеховым В.И., ветераном Великой Отечественной войны, работавшим с А. А. Жаровым.

                     ФЕВРАЛЬ

  1.  Творчество А.А.Жарова.
  2.  Конкурс чтецов.
  3.  Экскурсия к дому, где жил А.А.Жаров.

  1.  Оформление новых материалов (доклады, стенды, раскладушки, экскурсии).

                         МАРТ

  1.  Оформление новых материалов (доклады, стенды, раскладушки, экскурсии).

26. Великая Отечественная война на страницах произведений о Можайске или о людях Можайска. Обзор книги «Радуга» Ванды Василевской, польской писательницы, (прототип героини книги - А. Дрейман, партизанка, зверски убитая со своим новорождённым ребёнком фашистами).

27. Литературная жизнь современного Можайска. Стихи о Великой Отечественной войне.

28. Наш город на страницах книг. Комментированное чтение.

                       АПРЕЛЬ

29. Литературная и театральная жизнь г. Можайска. История театра.

Экскурсия по музею, знакомство с фотографиями.

30. Авторская песня в городе Можайске. Встреча с В. Трофимовым.

31. Стихи С. Трушиной. Встреча со Светланой Трушиной .

32. Подготовка творческого отчёта.

                    МАЙ

33. Подготовка творческого отчёта.

33. Творческий отчёт. Конференция, спектакль, концерт, литературная композиция ( по выбору кружковцев).

              ИЮНЬ

34. 6 июня поездка в Одинцовский район с. Захарово (имение Пушкиных) на ежегодный праздник Пушкина. Подведение итогов.

 

Литературная экскурсия по выставке в школьном музее

                     «Можайск литературный»

     Вот уже 777 лет стоит город Можайск на живописных берегах Москвы-реки. Он невелик, но знаменит, в том числе и литературной жизнью или именами, которые связаны с литературой.

     Перед вами небольшая, но содержательная экспозиция нашего школьного музея, которую мы называем «Можайск литературный». Вы видите портреты А.С.Пушкина, его жены Натали Гончаровой. Неизвестно, бывал ли великий поэт в наших краях, но после смерти Александра Сергеевича Наталья Николаевна с детьми и сестрой отправилась в родовое поместье- Полотняный завод.

     В конце августа сёстры Гончаровы, забрав с собой детей, кроме маленькой Натальи, выехали в имение матери Ярополец под Волоколамском. Они очень торопились. А 16 сентября Наталья Николаевна отправила брату Дмитрию в Полотняный завод короткое письмо: «Вы любезно  пообещали нам лошадей от Можайска, дорогой Дмитрий, и поэтому я полагаюсь на Вас и сообщаю, что мы должны выехать 28…».

     Из письма выясняется, что дорога из Полотняного в Ярополец проходила через Можайск и что дважды, в конце августа и сентября, семейство Пушкина проезжало через наш город. Собственного экипажа у Натальи Николаевны не было, поэтому вынуждена была просить у брата. В Можайске семейство располагалось на постоялом дворе, который находился неподалёку от Никольского собора (на современной Бородинской улице).

     Можно предположить, что сёстры Гончаровы и дети могли посетить  Никольский храм, знаменитый своим древним образом Николая (так делали многие путешественники, посещавшие древний Можайск). Поэтому Натали Гончарову мы считаем связующим звеном между А.С. Пушкиным и городом Можайском. Именно ей посвящает поэт стихотворение «Мадонна»:

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моём, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечный зритель,

Одной, чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный Спаситель-

Она с величием. Он с разумом в очах-

Взирали,  кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желанья. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

     Перед нами портрет Василия Андреевича Жуковского. На бородинской земле он побывал дважды: в 1812 году в качестве  офицера ополченца и на освящении памятника в 1839 году.

   Встречи с Бородином были кратковременными, но впечатления остались сильными. Они отразились в двух песнях: «Певец во стане русских воинов» и «Бородинская годовщина». Бородино отозвалось в письмах Жуковского цесаревичу и великой княгине Марии Николаевне.

     Послушайте строчки из стихотворения «Певец во стане русских воинов»:

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя.

     Когда в 1812 году началась война, то весь народ встал на защиту Родины и поэты не могли не откликнуться на это событие. Участвовали в Бородинском сражении поэты: Вяземский Пётр Андреевич, Глинка Фёдор Николаевич, Давыдов Денис Васильевич, Дурова Надежда Андреевна, Раич Сергей.

     Поэтическая летопись войны 1812 года доносит до нас  удивительную атмосферу патриотического подъёма.

     Денис Давыдов стал человеком- легендой. Его подвиги воспеты Пушкиным, Жуковским, Вяземским. Л.Н.Толстой увековечил Давыдова в романе «Война и мир» в образе партизана Василия Денисова. Перед нами портрет Дениса Васильевича Денисова. Перед Бородинским сражением , на биваке, завернувшись в бурку и раскурив трубку, Денис Васильевич думал: «Родные, до боли знакомые места! Здесь я провёл беспечные годы своей юности, здесь ощутил первые порывы к любви и славе. Как всё здесь изменилось! /…/ Слёзы воспоминания брызнули из глаз моих, но скоро их осушила мысль, что я и оба брата мои были вкладчиками крови и имущества в сию священную войну». Надо сказать, что когда-то здесь было имение Давыдовых. В Отечественную войну 1812 года в чине полковника находился в Ахтырском гусарском полку. Автор знаменитого «Дневника партизанских действий» и многих статей, посвящённых 1812 году, поэт. Уже после войны он напишет:

Я люблю кровавый бой,

Я рождён для службы царской.

     Вяземский Пётр Андреевич – известный в своё время поэт и критик. Друг Пушкина. В начале войны 1812 года поступил в военное ополчение, участвовал в Бородинском сражении. Автор «Воспоминаний о 1812 годе» и нескольких стихотворений, посвящённых Отечественной войне 1812 года:

 Грозный день сей Бородинский

Им и нам в почёт равно

Славься битвой исполинской,

Славься ввек, Бородино!

     Глинка Фёдор Николаевич- известный поэт, писатель, декабрист. В 1812 году поступил волонтёром в русскую армию, отступающую к Бородину. Написал «Письма русского офицера…» , «Очерки Бородинского сражения», «Песнь сторожевого воина перед Бородинской битвой»:

Славян сыны! Войны сыны!

Не выдадим Москвы!

Спасём мы честь родной страны

Иль сложим здесь главы!

     В нашей экспозиции портрет Льва Николаевича Толстого, иллюстрации к роману «Война и мир». Бородинское поле писатель посетил, когда работал над романом.

     У Спасо-Бородинского монастыря стоит одноэтажное здание, на нём мемориальная доска с надписью: «В этом здании 26-27 сентября 1867 года останавливался Л.Н.Толстой». В настоящее время там открыт музей «Домик Толстого»

     25 сентября 1867 года Л.Н.Толстой вместе с братом жены Стёпой Берсом отправился из Москвы в Бородино. Останавливался в Можайске.

     В романе «Война и мир» сражение описывается в 20-и главах, которые являются кульминационными.

     Рисуя Можайск в 1812 году, Толстой описывает в восприятии Пьера Безухова пейзаж накануне сражения. Картина дороги из города на запад подчёркивает историческую роль Можайска, служившего западным стражем Москвы. По спуску «с огромной крутой и кривой горы… мимо стоящего на горе на право собора, в котором шла служба и благовестили…» 25 августа Пьер шёл пешком. Навстречу ему поднимались телеги с раненными во вчерашнем деле, т.е. в Шевардинском бою. Пьер слышит звонкий колокольный перезвон. Это даёт предчувствие победы, это чувство заключено и в патриотических словах простого солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово- Москва»Дважды проезжал Л.Н. Толстой этот участок, чтобы представить движение войск.

     26 сентября Л.Н. Толстой приехал на Бородинское поле. Он «ходил и ездил по той местности, где за полстолетия до того пало более ста тысяч человек». Писатель чертил план поля сражения, делал заметки.

     После возвращения в Москву Лев Николаевич скажет: «Только бы дал бог здоровья и спокойствия, а я напишу такое Бородинское сражение, какого ещё не было».

    Бывал в наших живописных краях и Валерий Брюсов.

    Посещал дачу Кончаловских и Б. Пастернак.

     Проездом был и выступил перед можайцами М.Горький.

     В 1894 году родился в Можайске в семье ветеринарного врача Вогау (такова настоящая фамилия). Сергей Есенин отмечал, что «Пильняк изумительно талантливый писатель, владеющий самым тонким мастерством слова». Несколько рассказов посвятил он Можайску. В 1937 году был репрессирован.

     Самое дорогое для нас писательское имя – это Александр Алексеевич Жаров. Он учился в нашей школе. При входе в наше здание висит мемориальная доска в его честь.

     В школе имеется богатый материал по творчеству писателей и поэтов нашего края.

 

     

     

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...

Рабочая программа по краеведению 9 класс

Рабочая программа по краеведению для 9 класс...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья»....

Рабочая программа по краеведению 7 класс.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....