Использование на уроках литературы технологии дифференциации по области интересов обущающихся
статья по литературе (8 класс) на тему

Маланьина Оксана Александровна

Одной из главных примет современного образования стала активизация внимания к становлению и развитию у школьников творческих способностей, к воспитанию человека высокой гуманитарной культуры, превращению школы из просветительского учреждения в центр нравственной и эстетической культуры. Обозначенные доминанты обусловили постановку основной цели базового школьного образования: интеллектуальное и нравственное развитие личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование на уроках литературы технологии дифференциации

по области интересов обучающихся»

Маланьина Оксана Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБУ «Школа № 45», г.о. Тольятти

     Главной проблемой школьного литературного  образования является снижение интереса к чтению высокохудожественных произведений. Все труднее складывается общение юных читателей с русской классикой, язык которой становится все более архаичным и непонятным ученику и нуждается в многочисленных разъяснениях и комментариях. Старшеклассники нередко затрудняются и в изложении собственных мыслей, с трудом самостоятельно работают с различными источниками информации.

   Одной из главных примет современного образования стала активизация внимания к  становлению и развитию у школьников творческих способностей, к воспитанию человека высокой гуманитарной культуры, превращению школы из просветительского учреждения в центр нравственной и эстетической культуры. Обозначенные доминанты обусловили постановку основной цели базового школьного образования: интеллектуальное и нравственное развитие личности.

     Коррекция цели обучения, направленная на развитие личности школьника влечет за собой изменения в методах и  формах обучения. Отсюда вытекает создание качественно новой системы обучения, в  которой ведущим явилось бы личностно ориентированное обучение.

     Личностно ориентированные технологии предполагают учёт индивидуальных особенностей каждого учащегося, дифференцированный подход в обучении к каждому ученику с учетом его конкретных знаний, умений и навыков.    

   Пути совершенствования школьного литературного образования, эффективные способы воздействия качественной литературы на личность школьника заключаются в соединении дидактических принципов личностно ориентированного обучения с методикой преподавания в школе, положительном воздействии литературы на личность ученика в русле дифференциации и индивидуализации обучения.

     Для развития интереса к чтению, расширения культурного кругозора и формирования вкуса важна системность действий:

  • восприятие и образный анализ текста;
  • логический анализ;
  • эстетическая оценка и сдвиги в эмоциональной сфере личности, совершающиеся под влиянием чтения.

   Учет этих этапов постижения художественного текста важен для дифференцированного обучения, так как литературное развитие формируется у разных учащихся с неодинаковой скоростью.

        Процесс дифференциации наиболее успешно происходит при групповой форме обучения, которая обеспечивает:

  • учет индивидуальных особенностей учащихся;
  • коллективную познавательную деятельность;
  • продуктивное общение, обмен способами действия и взаимное обогащение детей.

     В российском образовании чаще всего применяется дифференциация по уровню развития учащихся, которая имеет ряд отрицательных аспектов (в сильных группах возникает иллюзия исключительности;  в слабых группах снижается уровень самооценки, понижается уровень мотивации).

    Каждый предмет позволяет выявить задатки и способности ребенка (в виде интереса, склонности). Поэтому совершенно естественно предоставить учащемуся необходимые условия для оптимального развития выявленных задатков и способностей. Это реализуется с помощью  дифференциации по интересам.

      Дифференциация по интересам по своему влиянию на результаты обучения и воспитания не менее значима, чем дифференциация по уровню развития1.

      Дифференциация по интересам касается детей, особенно интересующихся тем или иным предметом, видом деятельности. И задача учителя использовать склонности к какому-либо интересу ученика на уроке литературы.  Педагог – словесник в большей степени, чем учитель других предметов, должен способствовать восхождению ученика к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры. «Культурологическое личностно ориентированное обучение поддерживает индивидуальность и творческую самобытность школьника»2.

         Помимо школы, у каждого подростка есть свои увлечения - музыка, танцы, компьютер и др. На основе этого выделяется пять групп по интересам учеников.

      Первая группа «Математики». Ученики этой группы имеют склонность к математике и точным наукам. Для них должны быть разработаны задания, связанные с логикой, подсчетами, наблюдением, например оригинальные задачи.

       Вторая группа «Живописцы». Это ученики, увлекающиеся изобразительным искусством и рукоделием. Дети этой группы восприимчивы к красоте природы, гармонии цвета.

     Конечно, в классе всегда есть ученики, чьи интересы составляет любовь к литературе и русскому языку. Таких учащихся можно отнести в отдельную третью группу - «Литераторы».

      Четвертая группа «Историки» — это ученики, любящие историю. История Древнего мира, средневековья — все это является их интересом. При чтении любого произведения ученики с этими интересами будут обращать внимание на отсылки к прошлому, особенно мифологическому.

      Ни для кого не секрет, что современные подростки увлечены компьютером. В пятой группе, группе «Информатиков», находятся ученики, которые «видят» мир через компьютерные программы. Для таких учеников уроки литературы даются особенно сложно, поэтому должны быть разработаны задания, где, на первый взгляд, главную роль играет компьютер. Их задания могут представлять собой алгоритмы.

      Групповая работа активизирует учебно-познавательные процессы и способствует рефлексии, побуждающей учеников к оценке и коррекции собственных действий. Каждая группа выполняет необходимый минимум учебного плана, группы взаимодействуют друг с другом, количество участников групп не может превышать шести человек.

      Для апробации данной технологии неслучайно была выбрана повесть о первой любви «Вешние воды» И.С. Тургенева, так как именно в старших классах подростки сталкиваются с проявлениями этого чувства. И в первую очередь в них следует  воспитывать   ответственность за себя и за другого человека. Задача учителя состоит в том, чтобы объяснить подросткам, что любовь – это, в первую очередь, духовное, чистое чувство, нравственная категория. Именно о такой любви писал И.С. Тургенев. Необычайно бережно повествует он о зарождении чувства любви, о необъяснимых словами «безымянных ощущениях», в которых чередуются «и грусть, и радость, и предчувствие будущего, и желание, и страх жизни». Потом приходят, по словам писателя, «чудеса первой любви», «избыток блаженства», «лучезарный лик счастья»3.

       На основе выше изложенного группам по интересам  предлагаются следующие задания.

1. Группа «Математиков» решает оригинальную  математическую  задачу по мотивам повести.

«Если «от Франкфурта до Висбадена по железной дороге не менее часа езды», то почему Санину понадобилось 30 лет, чтобы снова попасть во Франкфурт?»

2. Группа «Живописцев» анализирует словесное описание героинь, приходит к выводу, что по внешности можно говорить о чертах характера, о внутреннем мире человека.

3. Группа «Историков» анализирует отрывки из повести И.С. Тургенева «Вешние воды» и  римского эпоса Вергилия «Энеида». Приходит к выводу, почему автор отсылает читателя к этому произведению, что И.С. Тургенев хотел сказать, сравнивая образы Полозовой и Санина с образами Дидоны и Энея. Как проявляются  чувства героев?

4. Группа «Литераторов» анализирует отрывки из повести И.С. Тургенева «Вешние воды» и романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Приходит к выводу, почему автор отсылает читателя к этому произведению, что И.С. Тургенев хотел сказать, сравнивая прощание Санина и Джеммы и прощание Ленского и Ольги? Какие чувства испытывают герои?

5. Группа «Информатиков» решает алгоритм, узнает, кто скрывается под исходными данными. Анализирует вычисления, приходит к выводу об отношениях между главными героями.  

(Приложение 1).

     Представленные задания были предложены учащимся 10 класса в ходе подготовки к сочинению на тему «Ошибки и опыт». В непринужденной обстановке ученики раскрепощаются, им становится легче выполнять задания, а дух соревнования укрепляет команды. Группы активно участвовали в обсуждении, охотно выполняли задания, так как  они были подобраны по интересам учащихся.  Следовательно повышается качество образования, побуждается интерес к литературе, к чтению высокохудожественных произведений, то есть решается главная проблема школьного литературного образования.   

     Необходимость введения технологии дифференциации  в школьную практику литературного образования вызвана насущными потребностями современного школьного обучения.

  Она направлена на повышение продуктивности подготовки учащихся, удовлетворяет  познавательные интересы ученика, помогает в самоопределении, при  профориентации и выборе специализации.

     Дифференциация по интересам учеников способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, как и самостоятельного творческого мышления.

     Предложенный ракурс раскрытия темы любви не случаен. Исследования психологов выявили, что подростковый возраст является одним из самых неровных и сложных периодов жизни. Проявляющееся чувство взрослости толкает подростков к тому, чтобы осваивать новые для себя, «взрослые» виды взаимодействий4.  Поэтому школа, как центр интеллектуального и нравственного развития личности, отвечает за воспитание подростков.

   Данные разработки могут быть использованы в практике современной школы. Активное введение технологии дифференциации по области интересов  на уроках литературы обеспечивает личностно ориентированное изучение литературы в школе, повышает уровень восприятия учеников и развитие их эстетического вкуса.

__________

[1] Закатова, И.Н.  Технология дифференцированного обучения по интересам детей // Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1 / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 465-492.

[2] Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Контроль. Как проконтролировать уровень литературного развития учащихся основной школы? (Начало) // Литература. 2008. - № 23 – С. 41-47.

[3] Тургенев, И.С. Первая любовь: повесть / И.С. Тургенев. – отв. ред. Э.М. Лемперт. – М.: Детская литература, 1968. – С. 61-126.

[4]  Ермолаева, М.В. Психология развития / М.В. Ермолаева. – М.: Просвещение, 2003. – С. 246.)

     


Приложение 1.

Исходные данные  G – Джемма, С – Санин,  P– Полозова, L – любовь, S – страсть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий на уроках литературы с целью повышения читательского интереса и учебной мотивации

В век современных технологий и бешеного темпа жизни привить детям любовь к неспешному, вдумчивому, осмысленному чтению кажется практически невыполнимой задачей. С трудом представляю своих восьмиклассн...

Статья на тему : «Повышение интереса к обучению географии в школе за счет использования на уроках инновационных технологий»

      География -единственный учебный курс, дающий целостное предоставление о Земле как планете людей. Она формирует и общую культуру, в том числе экологическую; необходима для п...

Тема: Использование ИКТ (информационно - коммуникативные технологии) в системе формирования интереса школьника к занятиям физической культуры, развитие ценностного отношения к здоровью.

Одно из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Образование» нацеливает систему на обеспечение доступности и качества образования, формирование конкурентоспособного выпускника. В ус...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ

Основная цель нашей работы– рассказать об особенностях технологии мастерских и показать, как можно выстроить современный урок литературы, применяя эту технологию....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ

Основная цель нашей работы– рассказать об особенностях технологии мастерских и показать, как можно выстроить современный урок литературы, применяя эту технологию....