Главные вкладки

    Статья на тему : «Повышение интереса к обучению географии в школе за счет использования на уроках инновационных технологий»
    статья по географии по теме

    Магомедова Джамиля Мухтаровна

            География -единственный учебный курс, дающий целостное предоставление о Земле как планете людей. Она формирует и общую культуру, в том числе экологическую; необходима для принятия управленческих решений на всех уровнях. Школьная география как учебный предмет, отражающий основы науки, весомый вклад в формирование у учащихся научного мировоззрения.            

            В последнее время значительно упал интерес к географии как к предмету. Работая в школе  уже 13 лет, я не хочу мириться с таким положением вещей. География, на мой взгляд, это уникальный  школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики и химии, литературы и истории, математики и биологии.

    «Без географии – вы нигде!» Стараюсь, чтобы этим девизом проникся каждый мой ученик.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx28.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Повышение интереса к обучению географии в школе за счет использования на уроках инновационных технологий»

                                                                Магомедова Д.М.- учитель географии

                                            МКОУ «Чиркейский многопрофильный лицей им.А.Омарова»

    Скажи мне и я забуду
    Покажи мне и я запомню
    Вовлеки меня и я научусь.
    (Мудрая китайская пословица.)

            География -единственный учебный курс, дающий целостное предоставление о Земле как планете людей. Она формирует и общую культуру, в том числе экологическую; необходима для принятия управленческих решений на всех уровнях. Школьная география как учебный предмет, отражающий основы науки, весомый вклад в формирование у учащихся научного мировоззрения.            

            В последнее время значительно упал интерес к географии как к предмету. Работая в школе  уже 13 лет, я не хочу мириться с таким положением вещей. География, на мой взгляд, это уникальный  школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики и химии, литературы и истории, математики и биологии.

    «Без географии – вы нигде!» Стараюсь, чтобы этим девизом проникся каждый мой ученик.

    Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя географии. Но как построить процесс обучения так, чтобы каждый ребенок смог реализоваться в познании, учебной деятельности, поведении, то есть, как создать условия, позволяющие ученику результативно осуществлять образовательную деятельность и творчески самореализоваться в ней?

             Инновационные  педагогические технологии, основанные на применении информационных, коммуникативных методов обучения, позволяют решить задачу модернизации Российского образования. В своей педагогической деятельности я применяю следующие современные педагогические технологии: информационно компьютерные ,технологию игровой деятельности, технологию критического мышления, интегрированного обучения. 

             В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как: развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности.

     Реализовать обозначенные выше цели модернизации образования можно только при условии качественного совершенствования методической подготовки и культуры учителя. Определяющим фактором в этой подготовке должно стать овладение учителем современными педагогическими технологиями, призванными преодолеть противоречие в системе образования между новыми целями процесса обучения и "классическим" содержанием образования, традиционными формами и методами обучения. Современные педагогические технологии призваны направить внимание учащихся не на изучение разрозненных географических фактов, объектов и явлений, а на овладение способами работы с географической информацией, на формирование собственной аргументированной позиции.

            В организации процесса обучения с использованием нетрадиционных форм проведения занятий, новых педагогических технологий значительная роль принадлежит и современным средствам обучения школьников. Не секрет, что основным средством обучения, по-прежнему, остаются учебник с атласом. Однако эффективное обучение предполагает использование целого ряда и других средств обучения (программы, методические рекомендации, рабочие тетради для учащихся), так называемый учебно-методический комплекс. Но кроме УМК, используются и другие средства обучения: аудиовизуальные и экранно-звуковые, а так и разнообразные интерактивные средства обучения (мультимедийные энциклопедии и путеводители, адаптированные программно-методические комплексы и близкие к ним электронные учебники, тест-программы).

            Что необходимо делать для накопления географических знаний?

    Для накопления географических знаний учащимися необходимы современные образовательные технологии и правильный выбор методов обучения. Само определение метода упорядоченного способа взаимосвязанной деятельности учителя, направленного на достижение целей образования, делает все более актуальной проблему сотрудничества педагога и школьника в процессе обучения, которая предполагает укрепление доверия к ученику. Его надо хорошо знать, чтобы правильно выбрать метод обучения. Некоторые учителя обеспокоены тем, что интерес школьников к изучению предмета падает из-за "сухости" изложения материала в учебниках, его большого объема, высокой степени научности и недостаточной доступности для разных групп учеников. Организуя урок, надо стремиться так управлять деятельностью учеников, чтобы каждый (обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех - первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно. Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя.

             На своих уроках я стараюсь поддержать учебную активность, понимать своих учеников, быть внимательной к ним, вовремя заметить усталость, переключать внимание, чтобы сохранить работоспособность. Управляю учебным процессом так, чтобы учащиеся понимали, что они делают и зачем. Иными словами, видели цель и пути ее достижения. Придаю большое значение созданию в классе спокойной обстановки, доброжелательности и взаимопомощи, чувства коллективизма т.к., на мой взгляд, это необходимые слагаемые успеха. Считаю успех в труде - это основа взаимопонимания между учителем, учеником и родителями. Для достижения главной задачи образования использую различные формы и методы обучения и воспитания: опорные конспекты, зачеты, диктанты, кроссворды, , практические работы. Немалое место в моей работе занимают педагогические технологии.

    В настоящее время применяю метод творческих проектов на уроках географии, а также компьютерных технологий.

            Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

    • повышает мотивацию учащихся к учению;
    • активизирует познавательную деятельность;
    • развивает мышление и творческие способности ребёнка;
    • формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

            Мультимедийные учебники - это учебники нового поколения, которые выполняют следующие функции:

    • информационная, обеспечивает усвоение школьниками содержания учебного предмета;
    • углубление изучения географии, использование материалов справочника, выход в Интернет не только для получения нужной информации, но и для работы в режиме дистанционного обучения;
    • организация самостоятельной учебной деятельности школьников;
    • контролирующая, разделы "Тесты" и "Практика" - задания для проверки знаний и умений в разной форме, разного уровня сложности, с оцениванием результата.

             Обозначим мультимедийные учебники и наглядные пособия, используемые в процессе обучения географии:

    • 6 класс - Уроки географии Кирилла и Мефодия (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, разработан в соответствии с Государственным стандартом образования РФ. 2008год);
    • 7 класс - учебник по курсу "География. Наш дом - Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны." (авторы: Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А.);
    • 8 класс - учебник по курсу "География. Природа и население" (авторы:Дронов В.П., Савельева Л.Е., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А.);
    • 9 класс - "География России. Хозяйство и регионы" (авторы: Дронов В.П., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А., Роготень Н.Н.);
    • 10 класс -"Экономическая и социальная география мира" (В.П. Максаковский, Д.В. Заяц, Н.Н. Роготень, Е.А. Таможняя, С.А. Горохов)

            В процессе использования мультимедиа - учебников выделяются следующие положительные стороны:

    • учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающих, тренировочных, итоговых) и тестовых заданий;
    • создается ситуация успеха: при неудачном выполнении задания имеется возможность повторить его несколько раз, выбирая индивидуальный темп работы, не боясь отстать от других одноклассников, или ответить хуже их. Часть практических заданий имеет игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения;
    • создана возможность нелинейного перемещения по курсу (очень быстро можно найти нужный материал из любой темы в случае, если он забыт);
    • демонстрация анимационных схем, видеофильмов, раскрывающих сущность изучаемого явления и его динамичность в случае, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер;
    • имеются широкие функциональные возможности работы с интерактивными картами: работа со слоями карты( физические, тектонические, климатические, карты природных зон), метод сопоставления карт путем накладывания одной карты на другую, позволяет реализовать деятельностный, практико - ориентированный подходы в обучении, формируя важнейшие географические умения -картографические.

            Считаю, что использование мультимедийных учебников эффективно, так как: повышается плотность урока, появляются широкие возможности для индивидуального подхода к учащимся, для формирования ключевых компетенций, растет уровень обучаемости, изменяется роль учителя: устанавливаются партнерские отношения между субъектами учебного процесса, учитель растет профессионально, апробируя новую модель урока.

    На мой взгляд, проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает ученикам лучше запомнить материал, более глубоко проникать в суть изучаемого вопроса.

    Как добиться этого? Как органично включить компьютер в канву урока?

    Опробовав разные варианты, выбрала совместную форму работы с компьютером на уроке ( один компьютер на класс, изображение с которого выводится на интерактивную доску). Такая форма использования компьютера помогает мне решать следующие учебные и познавательные задачи: формировать мотивацию к предмету, активизировать детей на уроке, способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (дети учатся общаться на материале предмета).

    Но даже к этим учебникам нужно подходить творчески. Как показал опыт работы, большинство учебников предлагают материал фрагментарно. Поэтому возникает необходимость дополнить одну программу другой. Таким образом, учитель сам становится автором, он создаёт свою собственную программу. Например, удобно использовать графическую программу для подготовки презентаций POWER POINT, с помощью которой можно создать слайды для показа диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и звуковых записей. Показ элементов презентации.

             Презентации удобны тем, что при подготовке отбираю материал именно тот, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности.          Компьютерную презентацию можно использовать не в течение всего урока, а на отдельном этапе. Например, удобно выводить на экран планы характеристик, описаний, планы практических работ. Это значительно облегчает подготовку учителя к уроку, экономит время на уроке. Материал для презентаций беру из электронных учебников, энциклопедий, Интернета.

    Таким образом, использование мультимедиа технологий повышает эффективность образовательного процесса, делает его более современным.

    Какова же результативность инновационных технологий обучения?

    Соединение географического образования с компьютерными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности учащихся.

    Проводимые мною уроки с использованием ИКТ позволяют включить учеников в активную познавательную и практическую деятельность без перегрузки, значительно повышают у школьников интерес к родному краю, к предмету и к процессу учения. Ребята с удовольствием и успешно принимают участие в школьных, районных, республиканских олимпиадах по географии, конкурсах, научных конференциях, готовят и защищают проекты.

            Эффективность апробации используемых мною инновационных технологий обучения можно оценить с помощью следующих показателей-индикаторов:

    • результаты учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательских конференциях;
    • стабильные показатели обученности по предмету;
    • Внедрение компьютерных технологий индивидуализирует обучение, позволяет развивать активно -деятельностные формы работы. Компьютер помогает более быстро и качественно усваивать учебный материал, усиливает практическую направленность обучения, открывает широкие возможности самостоятельно приобретать необходимые знания.
    • Я твердо убеждена, что ИКТ в работе учителя географии дают необозримые возможности в деле повышения качества обучения, развивают педагогику сотрудничества. Древняя наука география удивительно молодеет, приобретает новое творческое лицо, юных почитателей и талантливых поклонников.

           Географическое образование - надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли, как общего дома человечества. Именно это образование дает осознанное понимание единства современного мира и человечества в его многообразии и единстве.И чтобы учащиеся могли правильно понять материальные, духовые и культурные ценности, окружающие их, и смысл существования человека в пространстве, необходимо накопление больших географических познаний.

    Литература:

    1. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. - М.: Издательский Дом "Генжер", 2004. - 80с.
    2. Современный урок географии: Методические разработки уроков/ Сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2000 - 128с. ("География в школе". Библиотека журнала. Вып. 3).
    3. Современный урок географии Часть 2: Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения/ Ред.-сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2001 - 80с. ("География в школе". Библиотека журнала. Вып. 5).
    4. Современный урок географии. Часть 3: Методические разработки уроков в 10 классе/ Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Школа-пресс, 2002 - 128с. ("География в школе". Библиотека журнала. Вып. 6).
    5. Современный урок географии. Часть 5. Методические разработки уроков по курсу "География России". 8 класс / Ред.-сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2003 - 96с. ("География в школе. Библиотека журнала". Вып. 8).
    6. Современный урок географии. Часть6. Методические разработки уроков для 7 класса: Материки и океаны / Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Школа-пресс, 2003 - 112с. ("География в школе. Библиотека журнала". Вып. 9).
    7. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования (Москва, 2001). Приложение к газете "Первое сентября": Управление школой - №30-31 / 2001г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тезисы доклада по теме "Повышение интереса к изучению предмета у учащихся общеобразовательных классов через проблемные уроки"

    Данная работа - личный взгляд на ситуацию веденения предмета химии в общеобразовательных классах, при нагрузке в старших классах 1 ч в неделю....

    Использование здоровьесберегающих и инновационных технологий в психологическом развитии обучающихся школы VIII вида

    Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое  ухудшение здоровья обучающихся. Проблема охраны...

    Использование ресурсов воспитательной деятельности для повышения интереса к обучению у младших подростков.

    Тема воспитательной работы классных руководителей 6-х классов выбрана для решения актуальной проблемы – снижения мотивации к обучению....

    Статья на тему "Эффективность блочной формы обучения в вечерней школе"

    Работа в вечерней школе (не ИУ) подразумевает особый подход в процессе обучения и воспитания, т.к. имеет свой специфический контингент....

    доклад на тему "Повышение эффективности процесса обучения математики на основе использования информационных технологий"

    Использование информационных технологий является одной из новых форм организации образовательного процесса. Это реализация той или иной учебной программы, ориентированной главным образом на самостояте...

    Статья. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева как способ повышения интереса к обучению химии

           2019 год объявлен годом Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, поэтому на своих уроках я использовала материалы, посвященные этой дате: это ...

    Научная статья на тему: "Повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках физической культуры и внеклассных мероприятиях"

    ктуальность исследования заключается в том, что за это время внедрение ИКТ (информационных компьютерных технологий) стало доступно на уроках физической культуры, как бы несравнимо это ни звучало. Сост...