Не стоит село без праведника
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Козлова Ирина Петровна

   А.И.Солженицын – великий мастер по исследованию русского характера. В рассказе «Матренин двор» (1959г.)  авторская цель реализуется в двух образах – рассказчика и главной героини, что для меня как исследователя очень важно. Акцент на ее имени возник в связи с заглавием, которое придумал редактор журнала «Новый мир» А.Твардовский. Впервые произведение было напечатано в 1963 году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

… есть… праведник, без которого,

 не стоит село, ни город, ни вся земля наша...

А.И.Солженицын

   А.И.Солженицын – великий мастер по исследованию русского характера. В рассказе «Матренин двор» (1959г.)  авторская цель реализуется в двух образах – рассказчика и главной героини, что для меня как исследователя очень важно. Акцент на ее имени возник в связи с заглавием, которое придумал редактор журнала «Новый мир» А.Твардовский. Впервые произведение было напечатано в 1963 году.

   В первоначальном варианте рассказ назывался «Не стоит село без праведника», а действие в нем происходило в 1956 году (в опубликованной редакции события развивались в дохрущевское  время – в 1953 году.

   Имя А.И.Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимании их. Особенно ярко все это раскрывается в рассказе «Матренин двор».

     «Двор» Матрены мы понимаем как художественный образ подворья, избы, дома. В понятие «дом»  вкладываем широкое и емкое значение. Это не только строение и жилье для человека, не только учреждение, но это еще и малая и большая Родина. И не только. Это еще и социум –  и это еще не все. Это, прежде всего, сам человек, его внутренний духовный  мир.  Дома, как  люди, бывают разные.  По благоустройству каждого дома,  необходимо стараться, чтобы в нем было уютно.  Человек, с духовной точки зрения, оказывается больше мира, в котором он живет, потому что душа – бессмертна, поэтому он может,  вполне, вместить в себя целый мир. Значит, человек –  это храм, то есть дом, где живет его душа. Чтобы жилой дом был уютным, необходимо  потрудиться по его благоустройству. А чтобы дом как сосуд Божий был благолепным, надо  очень много  работать над собой, творить добро, нести Мир в мир, искать точки соприкосновения с вектором времени, пока еще существует самое  время.   Непростая задача, и решать ее придется каждому из нас.

    «Матренин двор» занимает совершенно особое место в отечественной литературе.  В  рассказе автор затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, отношение власти и человека, борьба за выживание, противостояние личности обществу. В  центре внимания писателя судьба простой деревенской женщины Матрены Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе, но не за деньги,  за «палочки». Замуж  вышла еще до революции и с первого же дня семейной жизни принялась за домашние хлопоты. Матрена Васильевна, потеряв на фронте мужа, похоронив шестерых детей, жила одна в большом старом доме. «Строено все было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти». Да, одинокая, но не одна, с ней всегда рядом - Господь. Тема родного дома, очага именно в этом произведении Солженицына заявлена очень остро и определенно. Несмотря на все тяготы и невзгоды, Матрена не утратила способности откликаться на чужую беду. Героиня является хранительницей очага, однако эта ее единственная миссия обретает под пером Солженицына подлинную масштабность и философскую глубину. В нехитрой жизни Матрены Васильевны Григорьевой просвечивает та самая непоказная праведность, без которой не может возродиться Россия. Она очень много страдала от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук, но так ничего за свой труд и не получила. И лишь любовь и привычка к постоянному труду спасали эту женщину от каждодневной тоски и отчаяния. По тексту, «я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картофель. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом — по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланялась, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой». Солженицынская Матрена очень близка к народу и природе, скорее, она ее самая прекрасная, если не сказать, лучшая составная часть. Не накопив «богатства» и не нажив какого-либо «добра», Матрена Григорьева сумела сохранить для окружающих общительный нрав и сердце, способное к состраданию. Она явилась редким человеком с безмерно доброй душой, не утратила способности откликаться на чужую беду. Так, ни одна пахота не обходилась без нее. Вместе с другими женщинами она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если у нее самой были неотложные дела. Отсутствие всякой корысти и стремления сохранить «свое» добро приводит к тому, что Матрена безропотно отдает Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома. «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда. И горница все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет... А для Матрены было это — конец жизни». Интересное замечание: «сорок» - от «срок», то есть полнота жизни. Числительные до сотни, обозначающие десятки, оканчиваются на – дцать-, что и значит «десять» (др.русск.), кроме «сорок», и это символично. Во второй части рассказа узнаем о молодости Матрены Васильевны. С младых лет судьба не баловала героиню: не дождавшись свою единственную любовь — Фаддея, она вышла замуж за его младшего брата, так сложилось, а когда ее любимый вернулся, он произнес страшные слова: «...если б не брат мой родной — я бы вас порубил обоих». Образу праведной женщины Матрены в рассказе противопоставлен Фаддей. В его словах о замужестве Матрены с его братом чувствуется лютая ненависть. Возвращение Фаддея напомнило Матрене об их прекрасном прошлом. В Фаддее же ничего не дрогнуло после несчастья с Матреной, он даже с некоторым безразличием смотрел на ее мертвое тело. Крушение поезда, под которым оказались и горница, и люди, ее перевозившие, было предопределено мелочным желанием  Фаддея и его родственников сэкономить на малом, не гонять трактор дважды, а обойтись одним рейсом.  И в том, что поезд сошел с рельсов,  тоже виден знак, или символ, сбой в системе, «срок» - земной путь праведницы окончился. Горница разрушена, но «дом», что сумела построить внутри себя Матрена, будет вечным, а ее «двор» не забудет никто. И лексема «горница», то есть светлая комната с образами,  вела нашу неленностную труженицу в горний мир. Многие после смерти ее принялись укорять Матрену. Так, золовка сказала про нее: «...и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная; ...и глупая, помогала чужим бесплатно». Даже Игнатьич с болью признается: «Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку». Но если задуматься, разве смогли бы многие из нас помогать чужим людям «бесплатно», не стремясь накапливать добро или раздавать его другим? А вот Матрена смогла. Автор в своем рассказе стремится предупредить читателя, что праведность потихоньку уходит из нашей жизни, и процесс этот является очень опасным, так как связан с разрушением коренных устоев народного характера. Вместе с Матреной уходит в прошлое, в небытие, тысячелетняя Россия. И лишь только на таких праведниках, как Матрена, держится еще наша великая страна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Не стоит село без праведника".

Презентация к уроку по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"....

Презентация по литературе "Не стоит село без праведника"

Проект включает  в себя два урока и две внеклассные консультации. Срок реализации проекта  2 недели.)Цель второго урока:  презентация  групповой работы в форме исследовательск...

А.И.Солженицын "Не стоит село без праведника"

Презентация к уроку по рассказу А.И.Солженицына  "Матрёнин двор". Работу можно использовать на уроках литературы в 11 классе при изучении творчества А.И.Солженицына....

" Не стоит село без праведника" (урок литературы в 11 классе по произведению А.И.Солженицына "Матренин двор")

Урок позволяет рассмотреть главную идею произведения: проблему добра, человечности. Вопросы и задания помогут подробно проанализировать главного героя рассказа - Матрену....

Разработка урока литературы "Не стоит село без праведника" в 9 классе по рассказу А.И. Солженицына

Образ Матрены в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" идеал, к которому мы стремимся, но только не желаем быть такими. Что это?.. Зло или нежелание быть такой, как нужно? И что нам мешает?...

урок по историческому краеведению в 9кл "Не стоит село без праведника" ("Новомученики и исповедники российские")

Тема  «Россия в XXвеке –испытание веры» - актуальна в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. История России прошлого столетия неразрывно связана с огромными испытаниями правосла...

"Не стоит село без праведника": урок по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор"

Презентация и план-конспект урока рассчитан на учащихся 9 и 11 классов. Урок чтения и анализа текстапозволяет поразмышлять о нравственных качествах человека, об утраченных ценностях....