Особенности духовного видения мира в лирике и научных трудах поэта-священника А.М. Державина
статья по литературе (9 класс) по теме

Голованова Наталия Дмитриевна

 

Когда у вас есть цель святая

В давно обдуманном труде,

Когда работать начиная,

Вы твердо верите себе, -

То не нужна ни жизнь плохая,

Ни бедность вам уж не страшна:

У вас цела душа живая

И дорогих даров полна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности духовного видения мира в лирике и научных трудах

поэта-священника А.М. Державина

Я пою от того, что мне хочется петь,

Оттого, что в груди у меня

Начинает порою желанье гореть, -

И не в силах противиться я.

А.М. Державин

Чтобы понять особенности духовного видения человека, нужно, прежде всего, взглянуть на его жизнь. Как она была устроена? Чем руководствовался человек? Как жил? Что делал? В связи с этим обратимся сначала к основным событиям жизни священника, поэта и богослова отца Александра  (Державина).

Александр Михайлович Державин родился 2 декабря  1871 года в селе Никольском Угличского уезда Ярославской губернии в многодетной семье потомственного священника Михаила Захаровича Державина. С детских лет он помогал отцу: прислуживал в алтаре, читал на клиросе. В праздники в доме Державиных собирались многочисленные родственники, читали стихи, пели русские песни, играли на музыкальных инструментах, тепло по-семейному общались. Образ приветливого, гостеприимного, уютного дома надолго запечатлелся в памяти.

Вот я и дома.

Как тихо, как сладко живется.

Нет ни тоски, ни печали –

В душе благодать.

Утром проснешься, -

И радостно сердце забьется:

Солнышко встало,

Отрадная свежесть

В окно мое льется,

В небе ни облачка…

О, поскорее гулять!

Сердце забилось сильнее,

В уме понемногу песня сложилась,

И чудится мне, что стою

В дивном храме

И Господу Богу

Песню хвалебную тихо пою

(1/26)

В 1886 году Саша Державин поступает в Ярославскую духовную семинарию. Там он начинает писать стихи. В дальнейшем его произведения печатаются в журналах: «Русский паломник», «Божья нива», «Душеполезное чтение», «Приходская жизнь». Издавались они и отдельными сборниками. В 1907 году в Санкт-Петербурге вышел сборник «Под покровом Церкви», позднее – книги «Школа и дети», «У хороших людей». Стихи отца Александра печатались в Москве, Киеве, Ярославле, Самаре.

По окончании Ярославской духовной семинарии в 1892 году А.М. Державин трудился надзирателем Угличского духовного училища. О Угличе он пишет поэму-панораму  «Городок».  Это произведение позволяет нам прогуляться по улицам и площадям города, полюбоваться его красотой, достопримечательностями, познакомиться с его историей, поразмышлять вместе с автором о жизни… отец Александр пишет свою поэму так же, как А.С. Пушкин роман в стихах «Евгений Онегин», в свободной форме, которая позволяет делать лирические, исторические и философские отступления.

А вот место, где была

Обитель в древности, где прежде

Земная жизнь текла

В трудах и подвигах, в надежде

За них добыть святой приют

На небесах…

Вот за оврагом у моста

Библиотека… Слава Богу,

Народ находит к ней дорогу,

И не совсем она пуста…

Здесь люди Бога почитают;

Здесь много высится церквей;

Из них иные поражают

Невольно древностью своей

И говорят нам как живые,

Про времена давно былые…

(1/44)

В 1897 году после рукоположения во священники отец Александр едет в село Рождественское на реке Ворсме, чтобы быть поближе к простому народу, послужить ему по мере сил верой и правдой. «Еще в семинарии, за школьной скамьей, когда мне приходилось думать о будущем, - писал отец Александр, - я всегда стремился в деревню, к простому народу: мне хотелось пожить с ним и потрудиться для него, сколько хватит сил.  Бог исполнил мое желание» (2/112)

Как только приехал отец Александр на место своего служения, в первый же большой праздник он объявил, что открывает у себя в доме школу, и просил прислать к нему детей. Некоторое время спустя он вместе с молодой женой устраивает «Палестинские вечера» (литературные чтения).

Я пою оттого, что за братьев-людей

Мое сердце тревогой горит,

Что хотел бы помочь я им песней своей,

Если песня о них говорит;

Оттого, что, слагаючи песню свою,

Человеком я вдруг становлюсь, -

Жарче жажду добра, горячее люблю

И теплее и лучше молюсь.

(1/29)

В 1903 году семья Державиных живет в Ростове Великом. С тав соборным священником, отец Александр принял на себя и обязанности наблюдателя церковноприходских школ ростовского уезда. Сильно любя детей, Державины устраивали для них у себя на квартире Рождественские елки, Пасхальные праздники, литературные вечера. В Ростове в семье Державиных родилась дочь Ольга – будущий замечательный исследователь древнерусской литературы. В 1909 году к празднику 200-летия со дня кончины святителя Димитрия Ростовского отцу Александру благословили написать текст кантаты, музыку к которой сочинил отец Василий (Зиновьев).

В сонме великих ростовских святителей

Был ты сияющей новой звездой,

Лучший из наших духовных учителей,

Праведник с любящей чуткой душой!

Молитвенное горение к святителю Димитрию ростовскому отец Александр пронес через всю жизнь. Учась в Киевской духовной академии, он выбирает тему своей научной работы «Четьи-минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского»

В 1915 году отец Александр живет в Москве и служит наблюдателем церковно-приходских школ Московской епархии, духовно окормляет прихожан домовой церкви при госпитале в Лялином переулке. С 1917 по 1929 год батюшка служит в храме Святой Троицы, а после его закрытия – в церкви Знамения Божией Матери в Переяславской слободе.

В 1931 году он был арестован и 2 месяца провел в Бутырской тюрьме. Там отец Александр поддерживал, утешал, не давал отчаиваться потерявшим надежду людям. После вынесения приговора отца Александра сослали в Устюг, затем – в Сыктывкар, а оттуда – в деревню Верхняя Вочь в Зырянском крае. Батюшка и здесь продолжал служить людям.

Много в жизни горя,

Много суеты,

Много беспросветной

Страшной темноты,

Много есть бездушных,

Жестких палачей,

Что безвинно губят

Искренних людей…

Но не станем, друг мой,

Даром унывать,

Будем лучше с ними

Биться-воевать,

Будем жизнь и силы

Посвящать тому,

Чтобы свет и правда

Озарили тьму.

(1/115)

С 1934 по 1939 год отец Александр жил у дочери в Ростове. Здесь помимо пастырского попечения он продолжает работать над своей диссертацией «Четьи-минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского, как исторический и литературный памятник», а, переехав в Москву, представляет ее в Московскую духовную академию на соискание степени магистра богословия.

В своем слове перед защитой диссертации отец Александр сказал: «…Я смотрел на работу по исследованию Четьих-миней святителя Димитрия как на дело, порученное мне воспитавшей меня академией, как на долг, который я должен был исполнить… Вплести хотя бы малую веточку в тот венок славы , каким увенчан святитель Димитрий, прибавить новые черты к его привлекательному, с детства знакомому образу – вот те внутренние побуждения, которые руководили мною во время работы» (2/114)

Когда у вас есть цель святая

В давно обдуманном труде,

Когда работать начиная,

Вы твердо верите себе, -

То не нужна ни жизнь плохая,

Ни бедность вам уж не страшна:

У вас цела душа живая

И дорогих даров полна.

(1/114)

Словом и делом усердно служил отец Александр Богу, ибо «вера без дел мертва». За это тихое, мирное и доброе попечение о душах чад Православной Церкви 23 апреля 1963 года на 92 году жизни пастырь добрый был удостоен безболезненной молитвенной кончины. Так же, как и святитель Димитрий, отец Александр всю свою жизнь выполнял завет Господа – служить ближнему своему.  За свои труды он достоин тех же слов, которые были обращены им когда-то к святителю Димитрию, митрополиту   Ростовскому.

Вся твоя жизнь многотрудная, чистая

Господу Богу была отдана,

Словно на небе заря золотистая,

В сумраке века горела она.

Все в ней достойно теперь удивления:

Дивная святость, любовь, чистота,

Труд постоянный, святые творения,

Кротость и преданность воле Христа.

(3/54)

Завет святителя Димитрия «проповедать Слово Божие не токмо языком, но и пишущей рукою» исполнил отец Александр в проповедях, лирике, а особенно в диссертации «Четьи-минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского как исторический и литературный памятник».

Жития святых были и остаются любимым душеполезным чтением для всех православных русских людей.  Ф.М. Достоевский в своей статье «О безошибочном знании необразованным и безграмотным русским народом главнейшей сущности Восточного вопроса» писал: «По всей земле русской… распространен дух Четьи-минеи…, потому что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц житий святых. Рассказывают они из Четьи-минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются… Слышал я эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное. Даже худые, дрянные люди получают нередко странное неудержимое желание идти странствовать, очиститься трудом, подвигом… Покаянная скорбь, самообвинения, искание лучшего, святаго – черта жизни народа нашего историческая». (4/110)

Говорят, кто почитает святителя Димитрия, за того молятся все святые. Отец Александр изучил Четьи-минеи как памятник церковно-исторический и литературный. Первую вступительную главу батюшка посвятил краткому изложению истории греческой и русской агиографии. Затем он показал, в каком состоянии находилось дело ознакомления с житиями святых на юго-западе Руси в 17 веке и под влиянием каких церковно-исторических событий возникла мысль о составлении Четьих-миней.

Во второй главе отец Александр после краткой агиографической  статьи о святителе Димитрии описывает украинский период работы митрополита над составлением житий святых и представляет историю печати первой книги. В этой же главе есть сведения о составлении святителем второй и третьей книг «Четьих-миней».

В третьей главе описываются труды митрополита по собиранию и составлению житий святых в Ростове. Здесь также рассказывается о подготовке «Четьих-миней»  ко второму изданию.

Вторая часть диссертации отца Александра посвящена характеристике житий святых как литературного памятника. Речь идет не только о агиографии, но и о сказаниях, словах, поучениях, заметках, духовных стихах, фрагментах летописей, входящих в состав житий.

Во второй главе второй части исследуются источники «Четьих-миней». Особое внимание уделяется агиографическим сборникам, которыми пользовался святитель Димитрий. В приложении к этой главе последовательно разбираются все жанры, входящие в состав житий святых, указываются их источники, показывается, как этим материалом пользовался митрополит, что он изменял, дополнял, опускал.

В третьей главе второй части определены заимствования и оригинальные приемы работы святителя Димитрия, показано, как его личность отразилась в этом огромном труде.

Отец Александр также проанализировал научную литературу по данному вопросу. Особо он отмечает, что «вышедшие в свет в конце 17 – начале 18 века «Четьи-минеи» святителя Димитрия Ростовского завершили собой долгий период, пройденный до них русской агиографией». (2/32) А.М. Державин говорит, что «Составителю «Четьих-миней» необходимо было иметь соответствующую нравственную и умственную подготовку. Без глубокой любви к святым, без душевного сродства с ними едва ли можно было посвятить целых 20 лет усердной денно-нощной работе, как сделал святитель Димитрий». (2/36)

Твердая надежда на помощь Божию не оставляла в труде и отца Александра. Он смотрел на это послушание как на спасительный подвиг, как на «святое дело благотщательное». Люботрудник отец Александр отыскал  редчайшие сведения о  работе митрополита.

«Четьи-минеи» ценили поэты, писатели, да и  весь святорусский народ наш. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Сочинения святителя Димитрия носят на себе печать благодатного помазания Божия и сообщают это помазание своим читателям» (5/111)

Иов Новгородский сравнивал труд митрополита с «драгоценными маргаритами, которые сияют богодухновенным светом».(6/65)

Е. Поселянин отмечал, что «после Евангелия жития святых были той книгой, которая имела огромное влияние на верующее русское общество. Это неистощимое сокровище нравственного созидания, живая, убедительная и яркая школа того, что искать в жизни». (7/43)

А.С. Пушкин говорил, что «Четья-минея святителя Димитрия представляет собой неистощимую сокровищницу вдохновенного художника. Эта книга вечно живая, бессмертная».(8/87)

Н.В. Гоголь в дневнике 1844 года писал: «Душе моей нужней теперь то, что написано святителем нашей Церкви, чем то, что можно читать на французском языке».(9/212)

Святитель Димитрий был деятельным продолжателем духовно-морального учения преподобного Сергия Радонежского, святаго Нила Сорского, святой Юлиании Лазаревской. В личности митрополита все видели пример, как не терять ни единой минуты для Вечности, трудясь для спасения других.

Главный труд святителя Димитрия вдохновлял отца Александра так, что даже в своей лирике он не раз обращался к «Четьям-минеям». Вот как описано поэтом явление Божией Матери преподобному Сергию.

Сумрак глубокий мгновенно исчез,

В келье сияньем все озарилось,

И перед старцем смущенным явилась

Дева-Царица земли и небес.

Петр с Иоанном за нею стояли;

Кротко, любовно на старца взирали;

Он же, в испуге пред Девой Святой

Ниц преклонился седой головой.

(1/21)

Прекрасным славословием звучит и хвалебная песнь святому благоверному князю Феодору, Ярославскому Чудотворцу.

 Княже, сумел ты в годину жестокую

Чистую душу в себе сохранить,

С юности алчность и зависть глубокую

С Божией помощью в сердце убить.

 

Сделавшись нашего града властителем,

Ты – благоверный – украсил его,

Был ему честным и верным хранителем

И не щадил для него ничего.

(1/125)

 Свое предназначение отец Александр всегда сообразовал с Заветом Иисуса Христа и святоотеческим учением. А цель своей жизни и творчества определял просто.

Нужно твердо верить в Бога,

И всегда любить людей,

Чтобы сердце их растрогать

Песней искренней своей.

(1/28)

Батюшка зовет всех к Богу, умоляет людей оставить свои грехи! Заботой и болью проникнуты его слова о современниках (да и о нас с вами!)

О, я теперь готов вас звать

В святую, чистую дорогу;

Готов вас с плачем умолять

Идти смелей и тверже к Богу,

А мир греха совсем забыть

И темным силам не служить.

(1/104)

По мысли отца Александра , утешение и покой человек может найти только в Боге.

От печали и сомненья

Мне одно успокоенье –

Милосердный Бог.

(1/106)

Споря с приверженцами «чистого искусства», батюшка говорит:

Не мир для песен создан, нет!

А песня создана для мира, -

И тот лишь истинный поэт,

Чья жизнью дышащая лира

На всякий шаг толпы людской

Шлет вдохновенный отклик свой.

(1/30)

Душа батюшки страдала от того, что ему приходилось видеть вокруг. Он постоянно радел о спасении ближних и о собственной душе. Поэзия заставляла задуматься  над тем, что происходит, но не могла стать делом жизни. (Хотя здесь сами стихотворения говорят об обратном. Пронизанные живительной силой Евангелия и святоотеческой литературой, глубокой, мыслящей и чутко слышащей батюшкиной душой, они как животворные источники призывают к покаянию, окрыляют и оживотворяют души читателей.)

Родимых и милых поэтов читая,

Задумался я над собой;

Зачем не могу я, стихи составляя,

Забыться над ними душой?

Зачем я так часто глубоко страдаю,

И мне утешения нет?

Затем, - отвечал я на это, -

Что я – не поэт.

(1/29)

Не соглашусь с мнением Александра Михайловича. Пастырское искреннее слово легко и тепло ложится на душу, если оно проникнуто заботой и любовью к человеку, в какой бы форме оно не было сказано.  Поэзия батюшки

Борясь с мирскою ложью,

Охраняет до конца

В людях веру в Церковь Божью

И в Спасителя-Творца.

(1/44)

Да и разве Новый Завет это не Поэзия? А молитвословия?  Старушка забывает обо всем в стихотворении «Молитва». Это настоящее единение с Богом! А, может быть, праведная кончина…

В Небесные селения

 Душой она ушла

И в пламенном стремлении

Как будто замерла,

И сладко ей и радостно,

И слезы льют рекой,

И веет чем-то благостным

По комнате пустой.

(1/71)

Сущность молитвенного горения помогают постичь и стены родного храма.

О золотое, чудное мгновенье!

Нет. Не забыть мне этот сельский храм;

Там ясен был мне смысл богослуженья;

Там я душой стремился к Небесам!

(1/65)

Много стихотворений у отца Александра посвящено церковным праздникам, особенно Пасхе.

В день незабвенный, светлый, священный

Господу песнь принеси;

Родине милой, целой Вселенной

Мира и счастья проси;

Пусть умирает, пусть пропадает

В людях вражда и война,

Пусть над Вселенной вечно летает,

Вечно царит тишина.

(1/67)

Светлое Христово Воскресение вязано с любимым временем года поэта – весной.

Светлая, чистая, солнцем согретая,

В легкую звездную ризу одетая,

С чудным венком над головкой прекрасною,

С ласковым взором, улыбкою ясною.

(1/27)

Весна – это время начала крестьянских работ. В произведениях отца Александра труд земледельцев показан как дружное и умелое возделывание земли-матушки. Это напоминает возделывание души человеческой. В стихотворении «Труд народной учительницы» говорится:

И год прошел в работе постоянной;

Она все шла дорогою своей,

И созревал все более желанный

Великий плод в душе ее детей.

(1/31)

Очень любил отец Александр ребятишек, и в своих произведениях описывал их с умилительной теплотой и лаской.  Горькими слезами плачет душа его о бедных малютках. Вот как описывается встреча с несчастной девочкой.

С реки по нагорной тропинке

Она истомленная шла

И с мокрым бельем две корзинки

На худеньких плечах несла.

В одежде и ветхой и бедной

Ей холодно было в мороз, -

И видел на личике бледном

Я капли невысохших слез.

(1/70)

Есть у Александра Михайловича и юмористические стихотворения. В «Рассказе дьячка» представлен экзамен в Консистории у владыки Прокла.

Вот и стал он по порядку

Вызывать того, сего,

Что ни спросит – взятки гладки,

Все не знают ничего.

(1/74)

А вот как «звучал» догматик «В Чермнем мори».

Я все выше забираю,

Голос сильный, петь легко,

Только слышу, он стихает, -

Видно, больно высоко!

Как тут быть? Спуститься ниже?

Не могу!... Он подошел

Да как крикнет: «Пой потише!

Что орешь-то, как козел!»

(1/75)

Духовный мир – это мир внутреннего делания, мир борьбы, мир сложный и противоречивый… Но именно здесь решаются все важные вопросы. Именно здесь человек открывает себя Творцу. Духовное вдение мира возможно только при условии активной духовной жизни, которая может быть образно запечатлена в трудах человека. Отец Александр открывает в своих произведениях нам самих себя, многообразие и красоту окружающего мира, а самое главное – нам малодушным и маловерным дает силы терпеливо нести свой крест, учит нас словом и делом служить ближнему, нелицемерно любить Бога. Муза отца Александра – это послушница Божия, раба Господня, учительная духовная поэзия, созидающая наш внутренний мир то серьезно, то с юмором.

Литература

  1. «Поэт-священник А.М. Державин.» – Большое село, 2003
  2. Протоиерей Александр Державин. «Радует верных сердца. Четьи-минеи Димитрия, митрополита Ростовского.»     – М.: ИИПК «Ихтиос», 2006
  3. «Памятные дни в Ростове Великом.» – Ростов, 1909.
  4. Ф.М. Достоевский Полное собрание сочинений в 30 т., т.14, - М., 1983
  5. Святитель Игнатий «Письма». – М., 1990
  6. Иов Новгородский «Сочинения». – СПб., 1883
  7. Е. Поселянин «Русская церковь и русские подвижники 18 века», - СПб.,  1905.
  8. А.С. Пушкин Собрание сочинений в 10 т., т.10.-М., 1988
  9. Н.В. Гоголь Собрание сочинений в 9 т., т.9. – М., 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья для Международной заочной научно-практической конференции "Наука и образование в современном мире" с публикацией в сборнике научных трудов

Автор - Найденко Татьяна АлександровнаМБОУ г. Иркутска СОШ №6Иноязычные заимствования в языке рекламы и масс-медиа.Начиная с середины ХVIII века заимствования иностранных слов – один из способов разви...

Методическая разработка урока по МХК в 11 классе "Сюрреализм как способ видения мира".

Данное электронное приложение к уроку по мировой художественной культуре ориентировано на подведение итогов в рамках темы "Искусство сюрреализма".  Основные вопросы:1. систематизировать информаци...

Использование информационных технологий на уроках физической культуры.( Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2013г.

Одним из приоритетных направлений работы нашей школы №27 г.Дзержинска, Нижегородской области, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внекласс...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Буколика». Художественное видение мира.

Направлением данной программы является овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование умений и навыков связного изложе...