Литературная гостиная "Поэзия серебряного века"
учебно-методический материал по литературе на тему

Твердохлеб Анжела Анатольевна

Сценарий литературной гостиной

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ

« ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»

Оборудование: три стола, оформленные в стиле каждого направления, поверх них ткань: светло-голубая, тёмно-зелёная, ярко-жёлтая; подсвечники; таблички с названием направлением для столиков; пригласительные билеты с именами поэтов; портреты поэтов; проектор, экран, компьютер, музык. сопровождение, плакаты  с лозунгами, презентации, видеоряд.

Гости и участники собираются в зале.

На экране показывают видеофильм «Серебряный век».

 Ведущий 1: Добрый вечер, дорогие дамы и господа! Именно так было принято приветствовать друг друга в литературных салонах  19 и 20 века!

Ведущий 1: Литераторы и любители литературы того времени собирались по определенным дням, у кого-нибудь на квартире читать и обсуждать новые произведения, спорить об искусстве. Дома, где проходили такие собрания, называли литературными салонами.

 Ведущий 2: Сегодня наш литературный салон  открывает двери и просит войти в « тот мир очарований, в тот мир из серебра».

Ведущий 1: Да, загадочный серебряный век. Знаешь, каким я его всегда представляла? Тогда поэты писали серебряными перьями, покуривая серебряные трубки, серебряные пуговицы на их роскошных халатах светились счастьем; а их голоса звучали, как серебряные колокольчики, и было слышно их далеко-далеко и долго-долго – целое столетие.

Ведущий 2: Серебряный век – это конец 19 - начало 20 века. Рубеж веков! Само понятие «Серебряный век» является весьма условным.  Пушкинскую эпоху считали веком «золотым», а время, о котором пойдет речь сегодня, «серебряным» веком русской поэзии.

 Ведущий 1: Серебряный век объединил в себе множество поэтов. Они были очень разными поэты серебряного века.

Ведущий 2: Вслушаемся в их голоса, узнаем,  чем замечательны их судьбы, что сближало и что разъединяло их.

Ведущий 1: Обратите внимание на пригласительные билеты, которые лежат перед вами, на фамилии поэтов. Назовите их.

               1 столик.

              Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Иннокентий Анненский.

               2 столик.

              Николай Гумилёв, Сергей Городецкий, Михаил Кузмин, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут, Михаил Зенкевич, Анна Ахматова (место пустует).

               3 столик.

              Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Велимир Хлебников, Елена Гуро, Василий Каменский, Давид Бурлюк, Алексей Кручёных.

Ведущий 2: Каждый поэт Серебряного века являлся ярчайшей индивидуальностью, бесспорно, одарённой личностью, многие примыкали к близкой им по духу литературной группировке; появились новые литературные направления. Какие? (акмеизм, символизм, футуризм).

Ведущий 1: Символизм устремлён в запредельное, акмеизм ищет опору в прошлом, футуризм смело смотрит в будущее.

Ведущий 2: Символисты на сцене. (Группа поддержки символистов поднимает плакаты с их лозунгами.)

- Поэзия есть «тайнопись неизречённого».

 -Ценность стихотворной речи – в «недосказанности», утаённости смысла.

 - Главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов – символ.

- Символы должны естественно и невольно выливаться из глубины действительности!

- Никаких преград!... Мы свободны и одиноки!

- Создания искусства - это приотворённые двери в вечность!

Ведущий 1: Несомненно, в центре блестящей плеяды поэтов "серебряного века" стоит Александр Блок.

 Выходит Блок

Блок: Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!..

С тобой пришли чуме на смену

Неврастения, скука, сплин,

Век расшибанья лбов о стену,

Экономических доктрин,

Конгрессов, банков, федераций,

Застольных спичей, красных слов,

Век акций, рент и облигаций

И малодейственныx умов.

Двадцатый век ... еще бездомней

 Еще страшнее жизни мгла,

 Еще чернее и огромней

 Тень Люциферова крыла…

 И отвращение от жизни,

 И к ней безумная любовь,

 И страсть, и ненависть к отчизне ...

 И черная земная кровь

 Сулит нам, раздувая вены,

 Все разрушая рубежи,

 Неслыханные перемены,

 Невиданные мятежи...

Выходит на сцену Бальмонт

Блок: Влюбленность расцвела в устах

И в ранней грусти глаз,

И был я в розовых цепях

у женщин много раз.

Диана Ж.: Россия, нищая Россия!

 Мне избы серые твои,

 Твои мне песни ветровые,

 Как слезы первые любви.

Катя З.: Есть в русской природе усталая нежность,

 Безмолвная боль затаенной печали,

 Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,

 Холодная высь, уходящие дали.

 Сестра моя и мать! Жена моя Россия ...

 Мне не в чем каяться, Россия, пред тобой,

 Не предавал тебя ни сердцем, ни душой.

Лена М.: Я от жизни смертельно устал,

 Ничего от нее не приемлю,

 Но люблю мою бедную землю

 Оттого, что другой не видал.

Антон Р.: Облака вокруг, купола вокруг,

 Надо всей Москвой сколько хватит рук.

 И льется аллилуйя в бескрайние поля,

 А в грудь тебя целует московская земля.

Ведущий 2: Благодаря символистам поэтической эмблемой Серебряного века стало стихотворение А.Блока «Незнакомка»:

Света К: Незнакомка

По вечерам над ресторанами

 Горячий воздух дик и глух,

 И правит окриками пьяными

 Весенний и тлетворный дух.

 И каждый вечер, за шлагбаумами,

 Заламывая котелки,

 Среди канав гуляют с дамами

 Испытанные остряки.

 Над озером скрипят уключины

 И раздается женский визг,

 А в небе, ко всему приученный

 Бессмысленно кривится диск.

 И каждый вечер друг единственный

 В моем стакане отражен

 И влагой терпкой и таинственной

 Как я, смирен и оглушен.

И каждый вечер, в час назначенный

 (Иль это только снится мне?),

 Девичий стан, шелками схваченный,

 В туманном движется окне.

 И медленно, пройдя меж пьяными,

 Всегда без спутников, одна

 Дыша духами и туманами,

 Она садится у окна.

И странной близостью закованный,

 Смотрю за темную вуаль,

 И вижу берег очарованный

 И очарованную даль.

В моей душе лежит сокровище,

 И ключ поручен только мне!

 Ты право, пьяное чудовище!

 Я знаю: истина в вине.

Ведущий 2: Чтобы в нашем салоне было меньше незнакомых лиц, мы предлагаем поиграть, а точнее познакомится. Приглашаем в цент площадки по 5 пар от каждого литературного направления.

Танцевальные знакомства. Участники образуют два круга: круг девушек в центре и круг юношей примерно равного количества. По команде ведущего они двигаются в разных направлениях под музыку. Как только прерывается мелодия, участники игры останавливаются и поворачиваются лицом к другому кругу. Стоящие в этот момент друг против друга девушка и юноша представляются и задают друг другу любые вопросы. На это у них всего несколько секунд. Как только музыка включается вновь, круги продолжают движение. В одну из следующих остановок ведущий включает медленную композицию и предлагает парам потанцевать и познакомиться поближе.

1 Ведущий. Константин Бальмонт был одним из ярчайших представителей символизма. Писал он много. Когда была стихотворная полоса, он еле успевал записывать свои стихи. Клал около постели бумагу и карандаш и просыпался с готовым стихотворением. Стихи возникали как будто непредвиденно для самого себя. От созвучия слов, от запаха, цвета. Стихотворение «Чет и нечет» возникло от шума падающий с крыши капель; стихотворение «В столице» — от проезжающего воза с сеном. От музыки почти всегда рождались стихи.

На сцене появляется Бальмонт ( слегка рыжеватый, с большими быстрыми глазами, высоко поднятой головой, высокие прямые воротнички, бородка клинышком )

Бальмонт: Я - изысканность русской медлительной речи,

Предо мною другие поэты - предтечи.

Я впервые открыл в этой речи уклоны,

Перепевные, гневные, нежные звоны.

Я - внезапный излом,

Я - играющий гром,

Я - прозрачный ручей,

Я-для всех и ничей ...

 Вечно юный, как сон,

Сильный тем, что влюблен

И в себя, и в других,

Я - изысканный стих.

Ведущий 2: А сейчас встречайте, Зинаида Гиппиус. Гиппиус – первая женщина в России, которая стала носить брюки.

Гиппиус: Изнемогаю от усталости.

Душа изранена, в крови ...

Ужели нет над нами жалости,

Ужель над нами нет любви?

Мы исполняем волю строгую.

Как тени, тихо, без следа

Неумолимою дорогою

Идем - неведомо куда.

И ноша наша, ноша крестная,

Чем далее, тем тяжелей ...

И ждет кончина неизвестная

У вечно запертых дверей.

Без ропота, без удивления,

Мы делаем, что хочет Бог.

Он создал нас для вдохновения

И полюбить, создав, не смог.

Мы падаем, толпа бессильная,

Бессильно веря в чудеса,

А сверху, как плита могильная,

Слепые давят небеса.

Ведущий 1: Следующий  конкурс «Буриме». Я предлагаю вам почувствовать себя в роли поэта. Нужно сочинить стихи по заданным строчкам. Здесь  написаны последние слова каждой строчки. Изменить их не разрешается:

1 человек от направления.

море

вал

(во) взоре

скрывал

ветер

знает

(на) свете

мечтает

кровь

цветы

любовь

мечты

Ведущий 1: Превыше всех искусств символисты ставили музыку, так как именно музыка, по их мнению, ближе всего к тайнам человеческой души.

Музыкальная пауза Гитара: Диана Б. и Настя Р.

 Ведущий 2. Приглашаю Вас посетить  самое модное  артистическое кафе в Петербурге «Бродячая собака». Здесь собирались поэты-акмеисты.

 Ведущий 1. Акмеизм – возник в противовес символизму. Отказывались от символического изображения действительности. Интересуются реальным, а не потусторонним миром. У акмеистов тоже была своя программа.

( Группа поддержки акмеистов поднимает лозунги акмеизма)

 - Прочь от символизма, да здравствует живая роза!

- Освободить поэзию от символистских порывов.

- Возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова.

- Мы –«Цех поэтов», потому что искусство – это ремесло.

 - Шекспир показал нам внутренний мир человека, Рабле – тело и его радости,

2 Ведущий. У истоков акмеизма стоял  поэт-пророк, путешественник, мечтатель, рыцарь не только в поэзии, но и в жизни, умевший любить глубоко. Его имя рядом с именем Анны Ахматовой.

Гумилев (обращаясь к Ахматовой)

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай, далеко, далеко на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот. Идет к Ахматовой. 

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

И верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. Присаживается на колено.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав ...

Ты плачешь? Послушай ... далеко, на озере Чад

 Изысканный бродит жираф.

Проецируется портрет Ахматовой. :

2 Ведущий. Я приглашаю сюда талантливейшую поэтессу, которую когда-то называли "Сафо ХХ столетия". Это Анна Ахматова.

Ахматова: Сегодня мне письма не принесли.

Забыл он написать или уехал;

Весна как трель серебряного смеха,

 Качаются в заливе корабли.

Сегодня мне письма не принесли ...

Он был со мной совсем еще недавно

Такой влюбленный, ласковый и мой,

Но это было белою зимой.

Теперь весна, и грусть весны отрадна.

Он был со мной совсем еще недавно.

Я слышу легкий трепетный смычок,

Как от предсмертной боли, бьется, бьется,

 И страшно мне, что сердце разорвется,

Не допишу я этих нежных строк.

1 Ведущий. Дружбу с А. Ахматовой и Н. Гумилёвым самой главной удачей в жизни считал Осип Мандельштам.

Смутно дышащими листьями

Черный ветер шелестит,

И трепещущая ласточка

В черном небе круг чертит.

Тихо спорят в сердце ласковом

Умирающем моем

Наступающие сумерки

С догорающим лучом.

И над лесом вечереющим

Стала медная луна;

Отчего так мало музыки

И такая тишина?

1 Ведущий Следующая игра, тоже могла пользоваться успехом, у посетителей  литературных салонов... Она творческо-интеллектуальная.

ШАРАДЫ.

  Задание: Необходимо угадать слово по следующим правилам: загаданное слово должно состоять из частей, каждая из которых, в свою очередь представляет собой отдельное слово.      "Актеры" показывают слово, в необходимых случаях изображая отдельные буквы, зрители его отгадывают. Из скольких частей будет состоять слов - столько спектаклей и надо будет показать. Плюс еще один спектакль, показывающий слово целиком.

Например: стихи-я,  кол-лекция

Слог первый - восклицание,

Второй - достоин порицания,

А целое - на севере бывает,

И жителей тех мест и греет, и питает.

(О-лень)         

Вот ворона закричала -

Мы услышали начало.

На болоте — завершенье.

В целом — мастера творенье.

(Кар-тина)

Начало слова – зверь морской,

В лесу растет конец шарады,

Отгадку в швейной мастерской

Сошьет портной вам, если надо.

(кит-ель)

1 Ведущий. В поэтическом кафе хочется не только читать стихотворения, но и петь, и слушать музыку.

Фортепиано: Катя У.  и Соня С.

1 Ведущий. Совершенно иным направлением в поэзии стал футуризм. Сейчас будут выступать футуристы. Для русского футуризма характерны: бунтарство, выражение массовых настроений толпы, бунт против привычных норм стихотворной речи, ориентация на лозунг и плакат.

 2 Ведущий. Атмосфера скандала неизменно сопровождала многочисленные публичные выступления участников движения.

( Группа поддержки футуристов поднимает лозунги футуризма).

- Даешь футуризм!

 - Только мы – лицо нашего Времени!

 - Бросить Пушкина,Достоевского,Толстого с Парохода Современности!

 -  Мы отрицаем правописание, нами уничтожены знаки препинания.

 - Мы – будетляне, любим пользоваться разрубленными словами, полусловами их хитрыми  сочетаниями.

1 Ведущий. Один из самых ярких представителей футуризма является Владимир Маяковский.

На сцену выходят Маяковский – в жёлтой рубашке. в цилиндре на затылке,

Маяковский: Пока вы выкипячиваете,

 Рифмами пиликая,

 Из любвей и соловьев

 Какое-то варево,

 У лица корчится

 Безъязыкая,

 Ей нечем кричать

 И разговаривать.

(Обращаясь к залу)

 Выньте, гулящие,

 Руки из брюк,

 Берите камень,

 Нож или бомбу,

 А если у которых нету рук

 Пришел чтоб и бился лбом бы.

2 Ведущий. А сейчас встречайте! Король поэтов Игорь Северянин!

На сцену выходит Игорь Северянин ( чёрный сюртук,  в петлице цветок, нависающие на лоб чёрные, подвитые кудряшки, держится прямо, смотрит свысока, руки скрещивает на груди или закладывает за спину

Северянин: Я выполнил свою задачу.

Литературу покорив,

Бросаю сильным на удачу

Завоевателя порыв.

Отныне плащ мой фиолетов,

 Берета бархат в серебре.

Я избран королем поэтов

На зависть нудной мошкаре.

Лишь мне восторг и поклоненье

И славы пряный фимиам.

Моим – любовь и песнопенье

Недосягаемым стихам.

Я так велик и так уверен,

В себе настолько убежден,

Что всех прощу и каждой вере

 Отдам почтительный поклон.

В душе - порывистость, приветов

Неисчислимое число.

Я избран королем поэтов

Да будет подданным светло.

 1 Ведущий  Господа предлагаю немного отвлечься и отдохнуть в следующем конкурсе «Танец на газете» Несколько участников конкурса получают одну газету и кладут на пол. Под быструю фонограмму (рок-н-ролл, твист, чарльстон) в течение одной минуты они танцуют на газете и стараются разорвать ее на как можно большее количество частей. По окончании времени подсчитывается количество клочков газеты и определяется победитель.

2 Ведущий На ваших табличках с именами поэтов каждого направления вы не увидите имена великих поэтов Сергея Есенина и Марины Цветаевой.

 1 Ведущий Марина Цветаева, действительно, не входила ни в одно из этих направлений. Какие ещё поэты не являлись представителями ни символизма, ни акмеизма, ни футуризма? (Сергей Есенин, Николай Клюев, Максимилиан Волошин). Вне школ были следующие поэты: Владислав Ходасевич, Борис Пастернак, Иван Бунин и другие.   

 Звучит песня «Мне нравится, что Вы больны не мной…» (стихи Марины Цветаевой, музыка Микаэла Таривердиева).         

1 Ведущий Сергей Есенин. Его поэзия выражает горячую любовь в своей земле, природе, людям, но есть в ней и ощущение тревоги, ожидания и разочарования. 

Есенин.

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа.

Не видать конца и края

Только синь сосет глаза…

 Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избенки леса,

Только видно на кочках и впадинах

Как синеют кругом небеса…

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой, вы, луга и дубравы,

Я одурманен весной,

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гуд комаров.

А как грянут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров,

Загорятся, как черна смородина,

Угли-очи в подковах бровей.

Ой, ты, Русь моя, милая родина,

Сладкий отдых в шелку купырей!

Есенин(Кирилл Б.): Если кликнет рать святая:

 Кинь ты Русь, живи в раю;

 Я скажу: не надо рая,

 Дайте родину мою.

2 Ведущий. Перед нами поэт Максимилиан Волошин, который был не просто талантливым поэтом, незаурядным художником, но и оригинальной личностью.

Волошин.

Из страны, где солнца свет

Льется с неба жгуч и ярок,

Я привез тебе в подарок

Пару звонких кастаньет.

И когда Париж огромный

Весь оденется в туман,

В мутный вечер на диван лягу я в мансарде темной.

И напомнят мне о ней

И волны морской извивы,

И дрожащий луч на дне,

И извилистый ствол оливы.

Вечер в комнате простой,

Силуэт седой колдуньи

И красавицы плясуньи

Стан и гибкий, и живой.

Музыка

Танец быстрый, голос звонкий,

Грациозный и простой,

С этой южной, с этой тонкой

Стрекозиной красотой.

И танцоры идут в ряд,

Облитые красным светом,

И гитары говорят

В такт щелкучим кастаньетам,

Словно щелканье цикад

В жгучий полдень жарким летом.

Танго – Никита Б и Милена З.

2 Ведущий. Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после этого не было, как бы нас ни хотели уверить.

 Ведущий 1. Серебряный век эмигрировал – в Берлин, в Константинополь, в Прагу, Софию, Белград, Рим, Париж. Чудный серебряный век подарил нам много талантливых поэтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Литературно-музыкальная композиция "поэты Серебряного века приглашают..."

Конспект литературной гостиной, имитирующей встречу поэтов начала прошлого века на "Башне" Вяч. Иванова...

"Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"

Цели урока: -формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К.Бальмонта;-формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа стихотв...

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Петербург серебряного века»

Предлагаемый сценарий можно использовать как на уроке внеклассного чтения, так и во внеурочное время. Участвуя в композиции и являясь зрителями учащиеся смогут познакомиться с новыми именами поэтов "с...

Кроссворд "Литературные течения Серебряного века"

Кроссворд можно использовать на заключительном уроке по изучению литературы Серебряного века....

Своеобразие литературных направлений серебряного века.

Конспект урока по литературе  в 11 классе...

О.В. Мутыгулина Литературный вечер "И серебряный месяц ярко над серебряным веком плыл..."

Данное мероприятие способствует формированию у учащихся  целостного представления о культуре  Серебряного века,  содействует  эстетическому воспитанию школьников,  разви...