Литературная гостиная "Поэзия серебряного века"
учебно-методический материал по литературе на тему
Сценарий литературной гостиной
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 88 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ
« ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
Оборудование: три стола, оформленные в стиле каждого направления, поверх них ткань: светло-голубая, тёмно-зелёная, ярко-жёлтая; подсвечники; таблички с названием направлением для столиков; пригласительные билеты с именами поэтов; портреты поэтов; проектор, экран, компьютер, музык. сопровождение, плакаты с лозунгами, презентации, видеоряд.
Гости и участники собираются в зале.
На экране показывают видеофильм «Серебряный век».
Ведущий 1: Добрый вечер, дорогие дамы и господа! Именно так было принято приветствовать друг друга в литературных салонах 19 и 20 века!
Ведущий 1: Литераторы и любители литературы того времени собирались по определенным дням, у кого-нибудь на квартире читать и обсуждать новые произведения, спорить об искусстве. Дома, где проходили такие собрания, называли литературными салонами.
Ведущий 2: Сегодня наш литературный салон открывает двери и просит войти в « тот мир очарований, в тот мир из серебра».
Ведущий 1: Да, загадочный серебряный век. Знаешь, каким я его всегда представляла? Тогда поэты писали серебряными перьями, покуривая серебряные трубки, серебряные пуговицы на их роскошных халатах светились счастьем; а их голоса звучали, как серебряные колокольчики, и было слышно их далеко-далеко и долго-долго – целое столетие.
Ведущий 2: Серебряный век – это конец 19 - начало 20 века. Рубеж веков! Само понятие «Серебряный век» является весьма условным. Пушкинскую эпоху считали веком «золотым», а время, о котором пойдет речь сегодня, «серебряным» веком русской поэзии.
Ведущий 1: Серебряный век объединил в себе множество поэтов. Они были очень разными поэты серебряного века.
Ведущий 2: Вслушаемся в их голоса, узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и что разъединяло их.
Ведущий 1: Обратите внимание на пригласительные билеты, которые лежат перед вами, на фамилии поэтов. Назовите их.
1 столик.
Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Иннокентий Анненский.
2 столик.
Николай Гумилёв, Сергей Городецкий, Михаил Кузмин, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут, Михаил Зенкевич, Анна Ахматова (место пустует).
3 столик.
Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Велимир Хлебников, Елена Гуро, Василий Каменский, Давид Бурлюк, Алексей Кручёных.
Ведущий 2: Каждый поэт Серебряного века являлся ярчайшей индивидуальностью, бесспорно, одарённой личностью, многие примыкали к близкой им по духу литературной группировке; появились новые литературные направления. Какие? (акмеизм, символизм, футуризм).
Ведущий 1: Символизм устремлён в запредельное, акмеизм ищет опору в прошлом, футуризм смело смотрит в будущее.
Ведущий 2: Символисты на сцене. (Группа поддержки символистов поднимает плакаты с их лозунгами.)
- Поэзия есть «тайнопись неизречённого».
-Ценность стихотворной речи – в «недосказанности», утаённости смысла.
- Главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов – символ.
- Символы должны естественно и невольно выливаться из глубины действительности!
- Никаких преград!... Мы свободны и одиноки!
- Создания искусства - это приотворённые двери в вечность!
Ведущий 1: Несомненно, в центре блестящей плеяды поэтов "серебряного века" стоит Александр Блок.
Выходит Блок
Блок: Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!..
С тобой пришли чуме на смену
Неврастения, скука, сплин,
Век расшибанья лбов о стену,
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций
И малодейственныx умов.
Двадцатый век ... еще бездомней
Еще страшнее жизни мгла,
Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла…
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне ...
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...
Выходит на сцену Бальмонт
Блок: Влюбленность расцвела в устах
И в ранней грусти глаз,
И был я в розовых цепях
у женщин много раз.
Диана Ж.: Россия, нищая Россия!
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,
Как слезы первые любви.
Катя З.: Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
Сестра моя и мать! Жена моя Россия ...
Мне не в чем каяться, Россия, пред тобой,
Не предавал тебя ни сердцем, ни душой.
Лена М.: Я от жизни смертельно устал,
Ничего от нее не приемлю,
Но люблю мою бедную землю
Оттого, что другой не видал.
Антон Р.: Облака вокруг, купола вокруг,
Надо всей Москвой сколько хватит рук.
И льется аллилуйя в бескрайние поля,
А в грудь тебя целует московская земля.
Ведущий 2: Благодаря символистам поэтической эмблемой Серебряного века стало стихотворение А.Блока «Незнакомка»:
Света К: Незнакомка
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Ведущий 2: Чтобы в нашем салоне было меньше незнакомых лиц, мы предлагаем поиграть, а точнее познакомится. Приглашаем в цент площадки по 5 пар от каждого литературного направления.
Танцевальные знакомства. Участники образуют два круга: круг девушек в центре и круг юношей примерно равного количества. По команде ведущего они двигаются в разных направлениях под музыку. Как только прерывается мелодия, участники игры останавливаются и поворачиваются лицом к другому кругу. Стоящие в этот момент друг против друга девушка и юноша представляются и задают друг другу любые вопросы. На это у них всего несколько секунд. Как только музыка включается вновь, круги продолжают движение. В одну из следующих остановок ведущий включает медленную композицию и предлагает парам потанцевать и познакомиться поближе.
1 Ведущий. Константин Бальмонт был одним из ярчайших представителей символизма. Писал он много. Когда была стихотворная полоса, он еле успевал записывать свои стихи. Клал около постели бумагу и карандаш и просыпался с готовым стихотворением. Стихи возникали как будто непредвиденно для самого себя. От созвучия слов, от запаха, цвета. Стихотворение «Чет и нечет» возникло от шума падающий с крыши капель; стихотворение «В столице» — от проезжающего воза с сеном. От музыки почти всегда рождались стихи.
На сцене появляется Бальмонт ( слегка рыжеватый, с большими быстрыми глазами, высоко поднятой головой, высокие прямые воротнички, бородка клинышком )
Бальмонт: Я - изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты - предтечи.
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я - внезапный излом,
Я - играющий гром,
Я - прозрачный ручей,
Я-для всех и ничей ...
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя, и в других,
Я - изысканный стих.
Ведущий 2: А сейчас встречайте, Зинаида Гиппиус. Гиппиус – первая женщина в России, которая стала носить брюки.
Гиппиус: Изнемогаю от усталости.
Душа изранена, в крови ...
Ужели нет над нами жалости,
Ужель над нами нет любви?
Мы исполняем волю строгую.
Как тени, тихо, без следа
Неумолимою дорогою
Идем - неведомо куда.
И ноша наша, ноша крестная,
Чем далее, тем тяжелей ...
И ждет кончина неизвестная
У вечно запертых дверей.
Без ропота, без удивления,
Мы делаем, что хочет Бог.
Он создал нас для вдохновения
И полюбить, создав, не смог.
Мы падаем, толпа бессильная,
Бессильно веря в чудеса,
А сверху, как плита могильная,
Слепые давят небеса.
Ведущий 1: Следующий конкурс «Буриме». Я предлагаю вам почувствовать себя в роли поэта. Нужно сочинить стихи по заданным строчкам. Здесь написаны последние слова каждой строчки. Изменить их не разрешается:
1 человек от направления.
море вал (во) взоре скрывал | ветер знает (на) свете мечтает | кровь цветы любовь мечты |
Ведущий 1: Превыше всех искусств символисты ставили музыку, так как именно музыка, по их мнению, ближе всего к тайнам человеческой души.
Музыкальная пауза Гитара: Диана Б. и Настя Р.
Ведущий 2. Приглашаю Вас посетить самое модное артистическое кафе в Петербурге «Бродячая собака». Здесь собирались поэты-акмеисты.
Ведущий 1. Акмеизм – возник в противовес символизму. Отказывались от символического изображения действительности. Интересуются реальным, а не потусторонним миром. У акмеистов тоже была своя программа.
( Группа поддержки акмеистов поднимает лозунги акмеизма)
- Прочь от символизма, да здравствует живая роза!
- Освободить поэзию от символистских порывов.
- Возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова.
- Мы –«Цех поэтов», потому что искусство – это ремесло.
- Шекспир показал нам внутренний мир человека, Рабле – тело и его радости,
2 Ведущий. У истоков акмеизма стоял поэт-пророк, путешественник, мечтатель, рыцарь не только в поэзии, но и в жизни, умевший любить глубоко. Его имя рядом с именем Анны Ахматовой.
Гумилев (обращаясь к Ахматовой)
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай, далеко, далеко на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот. Идет к Ахматовой.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
И верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. Присаживается на колено.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав ...
Ты плачешь? Послушай ... далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Проецируется портрет Ахматовой. :
2 Ведущий. Я приглашаю сюда талантливейшую поэтессу, которую когда-то называли "Сафо ХХ столетия". Это Анна Ахматова.
Ахматова: Сегодня мне письма не принесли.
Забыл он написать или уехал;
Весна как трель серебряного смеха,
Качаются в заливе корабли.
Сегодня мне письма не принесли ...
Он был со мной совсем еще недавно
Такой влюбленный, ласковый и мой,
Но это было белою зимой.
Теперь весна, и грусть весны отрадна.
Он был со мной совсем еще недавно.
Я слышу легкий трепетный смычок,
Как от предсмертной боли, бьется, бьется,
И страшно мне, что сердце разорвется,
Не допишу я этих нежных строк.
1 Ведущий. Дружбу с А. Ахматовой и Н. Гумилёвым самой главной удачей в жизни считал Осип Мандельштам.
Смутно дышащими листьями
Черный ветер шелестит,
И трепещущая ласточка
В черном небе круг чертит.
Тихо спорят в сердце ласковом
Умирающем моем
Наступающие сумерки
С догорающим лучом.
И над лесом вечереющим
Стала медная луна;
Отчего так мало музыки
И такая тишина?
1 Ведущий Следующая игра, тоже могла пользоваться успехом, у посетителей литературных салонов... Она творческо-интеллектуальная.
ШАРАДЫ.
Задание: Необходимо угадать слово по следующим правилам: загаданное слово должно состоять из частей, каждая из которых, в свою очередь представляет собой отдельное слово. "Актеры" показывают слово, в необходимых случаях изображая отдельные буквы, зрители его отгадывают. Из скольких частей будет состоять слов - столько спектаклей и надо будет показать. Плюс еще один спектакль, показывающий слово целиком.
Например: стихи-я, кол-лекция
Слог первый - восклицание,
Второй - достоин порицания,
А целое - на севере бывает,
И жителей тех мест и греет, и питает.
(О-лень)
Вот ворона закричала -
Мы услышали начало.
На болоте — завершенье.
В целом — мастера творенье.
(Кар-тина)
Начало слова – зверь морской,
В лесу растет конец шарады,
Отгадку в швейной мастерской
Сошьет портной вам, если надо.
(кит-ель)
1 Ведущий. В поэтическом кафе хочется не только читать стихотворения, но и петь, и слушать музыку.
Фортепиано: Катя У. и Соня С.
1 Ведущий. Совершенно иным направлением в поэзии стал футуризм. Сейчас будут выступать футуристы. Для русского футуризма характерны: бунтарство, выражение массовых настроений толпы, бунт против привычных норм стихотворной речи, ориентация на лозунг и плакат.
2 Ведущий. Атмосфера скандала неизменно сопровождала многочисленные публичные выступления участников движения.
( Группа поддержки футуристов поднимает лозунги футуризма).
- Даешь футуризм!
- Только мы – лицо нашего Времени!
- Бросить Пушкина,Достоевского,Толстого с Парохода Современности!
- Мы отрицаем правописание, нами уничтожены знаки препинания.
- Мы – будетляне, любим пользоваться разрубленными словами, полусловами их хитрыми сочетаниями.
1 Ведущий. Один из самых ярких представителей футуризма является Владимир Маяковский.
На сцену выходят Маяковский – в жёлтой рубашке. в цилиндре на затылке,
Маяковский: Пока вы выкипячиваете,
Рифмами пиликая,
Из любвей и соловьев
Какое-то варево,
У лица корчится
Безъязыкая,
Ей нечем кричать
И разговаривать.
(Обращаясь к залу)
Выньте, гулящие,
Руки из брюк,
Берите камень,
Нож или бомбу,
А если у которых нету рук
Пришел чтоб и бился лбом бы.
2 Ведущий. А сейчас встречайте! Король поэтов Игорь Северянин!
На сцену выходит Игорь Северянин ( чёрный сюртук, в петлице цветок, нависающие на лоб чёрные, подвитые кудряшки, держится прямо, смотрит свысока, руки скрещивает на груди или закладывает за спину
Северянин: Я выполнил свою задачу.
Литературу покорив,
Бросаю сильным на удачу
Завоевателя порыв.
Отныне плащ мой фиолетов,
Берета бархат в серебре.
Я избран королем поэтов
На зависть нудной мошкаре.
Лишь мне восторг и поклоненье
И славы пряный фимиам.
Моим – любовь и песнопенье
Недосягаемым стихам.
Я так велик и так уверен,
В себе настолько убежден,
Что всех прощу и каждой вере
Отдам почтительный поклон.
В душе - порывистость, приветов
Неисчислимое число.
Я избран королем поэтов
Да будет подданным светло.
1 Ведущий Господа предлагаю немного отвлечься и отдохнуть в следующем конкурсе «Танец на газете» Несколько участников конкурса получают одну газету и кладут на пол. Под быструю фонограмму (рок-н-ролл, твист, чарльстон) в течение одной минуты они танцуют на газете и стараются разорвать ее на как можно большее количество частей. По окончании времени подсчитывается количество клочков газеты и определяется победитель.
2 Ведущий На ваших табличках с именами поэтов каждого направления вы не увидите имена великих поэтов Сергея Есенина и Марины Цветаевой.
1 Ведущий Марина Цветаева, действительно, не входила ни в одно из этих направлений. Какие ещё поэты не являлись представителями ни символизма, ни акмеизма, ни футуризма? (Сергей Есенин, Николай Клюев, Максимилиан Волошин). Вне школ были следующие поэты: Владислав Ходасевич, Борис Пастернак, Иван Бунин и другие.
Звучит песня «Мне нравится, что Вы больны не мной…» (стихи Марины Цветаевой, музыка Микаэла Таривердиева).
1 Ведущий Сергей Есенин. Его поэзия выражает горячую любовь в своей земле, природе, людям, но есть в ней и ощущение тревоги, ожидания и разочарования.
Есенин.
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа.
Не видать конца и края
Только синь сосет глаза…
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса,
Только видно на кочках и впадинах
Как синеют кругом небеса…
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой, вы, луга и дубравы,
Я одурманен весной,
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как грянут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров,
Загорятся, как черна смородина,
Угли-очи в подковах бровей.
Ой, ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей!
Есенин(Кирилл Б.): Если кликнет рать святая:
Кинь ты Русь, живи в раю;
Я скажу: не надо рая,
Дайте родину мою.
2 Ведущий. Перед нами поэт Максимилиан Волошин, который был не просто талантливым поэтом, незаурядным художником, но и оригинальной личностью.
Волошин.
Из страны, где солнца свет
Льется с неба жгуч и ярок,
Я привез тебе в подарок
Пару звонких кастаньет.
И когда Париж огромный
Весь оденется в туман,
В мутный вечер на диван лягу я в мансарде темной.
И напомнят мне о ней
И волны морской извивы,
И дрожащий луч на дне,
И извилистый ствол оливы.
Вечер в комнате простой,
Силуэт седой колдуньи
И красавицы плясуньи
Стан и гибкий, и живой.
Музыка
Танец быстрый, голос звонкий,
Грациозный и простой,
С этой южной, с этой тонкой
Стрекозиной красотой.
И танцоры идут в ряд,
Облитые красным светом,
И гитары говорят
В такт щелкучим кастаньетам,
Словно щелканье цикад
В жгучий полдень жарким летом.
Танго – Никита Б и Милена З.
2 Ведущий. Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после этого не было, как бы нас ни хотели уверить.
Ведущий 1. Серебряный век эмигрировал – в Берлин, в Константинополь, в Прагу, Софию, Белград, Рим, Париж. Чудный серебряный век подарил нам много талантливых поэтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии
Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...
Литературно-музыкальная композиция "поэты Серебряного века приглашают..."
Конспект литературной гостиной, имитирующей встречу поэтов начала прошлого века на "Башне" Вяч. Иванова...
"Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"
Цели урока: -формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К.Бальмонта;-формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа стихотв...

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Петербург серебряного века»
Предлагаемый сценарий можно использовать как на уроке внеклассного чтения, так и во внеурочное время. Участвуя в композиции и являясь зрителями учащиеся смогут познакомиться с новыми именами поэтов "с...

Кроссворд "Литературные течения Серебряного века"
Кроссворд можно использовать на заключительном уроке по изучению литературы Серебряного века....

О.В. Мутыгулина Литературный вечер "И серебряный месяц ярко над серебряным веком плыл..."
Данное мероприятие способствует формированию у учащихся целостного представления о культуре Серебряного века, содействует эстетическому воспитанию школьников, разви...

