Рабочая программа по литературе
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Для 9 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_rabochaya_programma_po_literature.docx83.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 7»

г. Улан – Удэ

«Утверждаю»

«

Директор школы № 7

ООчирова С.Х. _____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по литературе

Класс  -  9А, 9В                      Количество часов в год  – 102

Учитель:  Упхоева Е.А.        Категория  первая        Стаж работы

Рабочая программа составлена на основании примерной программы  общего образования  по литературе, _учебной программы  по литературе  в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и Федеральным Государственным стандартом общего образования, обеспечена учебником  «Литература» в II ч. под редакцией В.Я.Коровиной, М.: «Просвещение»,2014 г.  и учебно-методической литературой.

Рабочая программа  обсуждена на заседании МЦ «Радуга»   «01  »        сентября  2017   года  Рук.центра: Упхоева Е.А.

Одобрена МС «10   » сентября 2017года

Зам. по УВР : Жалсанова Н.К..  

Зам. по НМР: Гармаева Л.А.   ___________________

Рабочая программа по литературе для 9 класса (базовый уровень)  на 2017- 2018 учебный год

Уровень образования: основное общее образование

Классы: 9 «а»,9 «в»

Программа разработана на основе

  • Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. №1897, в редакции приказов Минобрнауки   России от 29.12.2014г. №1644; от 31.12.2015г. №1577;
  • Примерной основной образовательной программы ООО (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию; протокол от 8 апреля 2015г. №1/15);
  • Постановления Главного санитарного врача РФ от 24.12.2015г. №81 «О внесении изменений №3 в СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»»
  • Примерной  программы общего образования по русскому языку в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и Федеральным Государственным стандартом общего образования;
  • Постановления Правительства РБ №72 от 25.05.1996 г. «О введении национально – регионального компонента в содержание образования»;
  • Предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной Л.А. М.: «Просвещение» 2014 год. Литература в II частях. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.
  • Учебного плана МАОУ «СОШ № 7 г. Улан-Удэ»

                                                    I.  Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования первого  поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012) к учебнику В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014).

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся.

Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе.

Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач:

Формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения художественной литературы;

Способствовать обогащению духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и          художественному многообразию родной литературы, к вершинам зарубежной классики;

Формировать умения сопоставлять произведения литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи; выявлять национально- и культурно-обусловленные различия.

II.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

 В 9 КЛАССЕ

          Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 9 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по литературе, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

                                         III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения литературы обучающийся 9 класса должен:

Знать/ понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  • выделять характерные причинно-следственные связи;
  • сравнивать и сопоставлять;
  • различать: факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;
  • самостоятельно выполнять различные творческие работы;
  • устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • продемонстрировать осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владеть монологической и диалогической речью, ументь перефразировать мысль, выбрать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблицы, схемы, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составлять план, тезис, конспект;
  • подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме

      результаты своей деятельности;

  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определять сферы своих интересов и возможностей.

IV.Содержание деятельности по предмету в 9 классе

В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература - литература XVIII в. — литература первой половины ХIX в.), который будет продолжен в старшей школе. В этом классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идет углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекаются критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определенную филологическую направленность получает проектная деятельность учащихся. Содержание литературы в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе.

V. Общая характеристика учебного предмета

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 9 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

Содержание курса в 9 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе — литература и ее роль в духовной жизни человека.

В программе соблюдена системная направленность - курс 9 класса представлен разделами:

  1. Древнерусская литература.
  2. Русская литература XVIII века.
  3. Русская литература XIX века.
  4. Русская литература XX века.
  5. Зарубежная литература.
  1. Обзоры.
  1. Сведения по теории и истории литературы.

VI. Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребностей общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова...».

Теория литературы. Летопись. Метафорическая природа художественного образа. Исторический процесс.

Контрольная работа (далее — К.Р.). Контрольная работа № 1 по теме «Древнерусская литература».

Развитие речи (далее — P.P.). Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев древнерусской литературы и их нравственная оценка.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII в. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов (3 ч)

Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

P.P. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ поэтического текста.

Гавриил Романович Державин (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Властителя и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии (развитие представлений). Черты «высокого» стиля в лирике.

P.P. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ поэтического текста.

Николай Михайлович Карамзин (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 1ч.

Поэзия  IX века. Романтизм.   1 ч.

Василий Андреевич Жуковский (2 ч)

 Элегия «Сельское кладбище»  Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение баллады. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Составление плана баллады (в том числе цитатного). Характеристика героев русской романтической баллады.

Александр Сергеевич Грибоедов (8 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Горе от ума». История создания, публикации, первые постановки комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная роль внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова. Проект.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение отрывков комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы. Устная и письменная характеристика героев. Анализ эпизодов.

Александр Сергеевич Пушкин (15 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На  холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас  любил;  любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства  дивно близки нам...». Многообразие тем, жанров, мотивов лирики А.С. Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворенность и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал А.С. Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика - В. Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика — А.А. Григорьев; «почвенники» — Ф.М. Достоевский; философская критика начала XX в.; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Проект.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия). Психологизм изображения (начальные представления).

P.P. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповая характеристика героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Михаил Юрьевич Лермонтов (12 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».

Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа.

Поэзия М.Ю. Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...», «Предсказание», «Молитва», «Нищий». Основные мотивы, образы и настроения поэзии М.Ю. Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема Родины, поэта и поэзии. Проект.

Теория литературы. Психологический роман (развитие представлений). Романтический герой (развитие представлений), романтизм, реализм (развитие представлений).

P.P. Составление плана анализа лирического стихотворения, письменный анализ эпизода романа по плану (с использованием цитирования). Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа с последующим рецензированием выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы. Характеристика сюжета романа, его тематики,  проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Николай Васильевич Гоголь (8 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Мертвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Н.В. Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Н.В. Гоголя на критику В.Г. Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии и сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений). Проект.

      P.P. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Составление плана анализа фрагмента поэмы. Устный и письменный анализ эпизодов поэмы по плану. Устное рецензирование выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения. Характеристика сюжета поэмы, ее тематики, проблематики, идейно-композиционного содержания.

Федор Михайлович Достоевский (3ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» – жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Ф.М. Достоевского. Проект.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений). Психологизм литературы (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение отрывков романа. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы. Анализ отрывков произведения по алгоритму выполнения задания.

Антон Павлович Чехов (4 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. Рассказ «Смерть чиновника» — эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX в. Чеховское отношение к «маленькому человеку». Боль и негодование автора. Рассказ «Тоска» - тема одиночества в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания. Написание творческой работы с последующим редактированием текста. Проект.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Русская литература XX в. (обзор) (1 ч)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX в. Из русской прозы XX в. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX в.. о велуших прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Теория литературы. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.

P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания, составление плана характеристики героя по плану (в том числе сравнительная).

     Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение трех монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные направления русской поэзии XX в.

Александр Александрович Блок (3 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Ветер принес издалёка...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...», цикл «Родина». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций А.А. Блока. Образы и ритмы поэзии. Образ Родины в поэзии А.А. Блока.

Теория литературы. Лирический герой. Тематика и проблематика лирических произведений (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение стихотворений, устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный анализ стихотворного текста по алгоритму выполнения задания.

Сергей Александрович Есенин (3 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Вот уж вечер...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Той ты, Русь моя родная...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике С.А. Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии. Олицетворение как основной художественный прием. Своеобразие метафор и сравнений.

Теория литературы. Образность языка лирики С.А. Есенина (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

P.P. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений по алгоритму выполнения задания.

Владимир Владимирович Маяковский (3 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. В.В. Маяковский о труде поэта.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Система стихосложения (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

P.P. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений по алгоритму выполнения задания.

     Михаил Афанасьевич Булгаков (3ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.

     Марина Ивановна Цветаева (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики М.И. Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэт а.

Теория литературы. Литературные традиции. Лирический герой. Экспрессия чувства (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Устный и письменный анализ стихотворений по алгоритму выполнения задания.

Анна Андреевна Ахматова (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «Anno Domini», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике А.А. Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений А.А. Ахматовой.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений

Николай Алексеевич Заболоцкий (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщения поэта-мыслителя.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Михаил Александрович Шолохов (3ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина, труженика. Тема военного подвига, непобедимости человека. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.

Борис Леонидович Пастернак (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б.Л. Пастернака. Одухотворенная предметность поэзии Б.Л. Пастернака. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Теория литературы. Лирическое стихотворение (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

P.P. Выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Александр Трифонович Твардовский (2ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

P.P. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

     Александр Исаевич Солженицын (4 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

      P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков рассказа.

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение трех монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные направления русской поэзии XX в.

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX вв. (обзор) (1 ч)

А.С.  Пушкин «Певец»;  М.Ю.  Лермонтов «Отчего»; В.А. Соллогуб «Серенада»; Н.А. Некрасов «Тройка»; Е.А. Баратынский «Разуверение»;  Ф.И. Тютчев  «К.Б.»;  А.К. Толстой «Средь шумного бала, случайно...»; А.А. Фет «Я тебе ничего не скажу...»;  А.А.  Сурков «Бьется в тесной печурке огонь...»;  К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь...»; Н.А. Заболоцкий «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. Проект.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

P.P. Выразительное чтение романсов. Устный и письменный анализ романсов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)

Гай Валерий Катулл. 1ч.

«Нет, ни одна среди женщин такой похвалиться не может…»

Гораций.  Жизнь и творчество (обзор).1ч.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах - знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Г.Р. Державина и А.С. Пушкина.

Теория литературы. Античная ода (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответ на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

Данте Алигьери (1ч)

Жизнь и творчество  (обзор)

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие понятий).

P.P. Устный анализ фрагментов поэмы. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования по плану.

Уильям Шекспир (1ч) Жизнь и творчество (обзор). Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

 «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. У. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

P.P. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.

Иоганн Вольфганг Гёте (2 ч) Жизнь и творчество (обзор). Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

 «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамика бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература. Проект.

Теория литературы. Драматическая поэма (углубление понятия).

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (2 x)


                     VII. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

1

Литература и ее роль в духовной жизни человека

1

2

«Слово о полку Игореве»  как величайший памятник литературы Древней Руси

1

3

«Слово о полку Игореве»  Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины  НРК. «Гэсэр»

1

4 С

Изложение с элементами сочинения по «Слову…»

1

5

M.B. Ломоносов.  Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Ода «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»

1

6

М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

1

7

Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова

1

8

Г.Р.Державин. Стихотворение «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных  мира сего

1

9

Г. Р. Державин. Стихотворение «Памятник». Традиции Горация.

Мысль о бессмертии поэта

1

10

Н.М. Карамзин. Повесть  «Бедная Лиза».  Утверждение общечеловеческих ценностей в повести

1

11

Н.М. Карамзин. Стихотворение «Осень». Особенности русского сентиментализма

1

12

Русская литература 19 века. Особенности развития. Обзор.

1

13

Поэзия IX века. Романтизм

14

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество.  Границы невыразимого в элегии «Сельское кладбище»

1

15

Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана».

1

16

А. С. Грибоедов. Жизнь и творчество.

1

17

История создания, публикации, первых постановок комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1

18

Смысл названия и проблема ума в комедии  А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1

19

Система образов в комедии  А.С. Грибоедова «Горе от ума». Особенности развития комедийной интриги

1

20

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного человека» в русской литературе

1

21

Образ фамусовской Москвы в комедии  А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1

22

Образность и афористичность языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц

1

23 С

Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

1

24

А. С. Пушкин. Биография и творческий путь. НРК. О Пушкине

1

25

Многообразие тем, жанров, мотивов лирики  А.С.Пушкина. Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар»

1

26

Одухотворенность и чистота любви в стихотворениях А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...»

1

27

Слияние личных, гражданских и философских мотивов в лирике А.С. Пушкина. Стихотворения «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам...»

1

28

«Евгений Онегин». История создания, особенности жанра.

1

29

Образы главных героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Основная сюжетная линия и лирические   отступления

1

30

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна — нравственный идеал  А.С. Пушкина

1

31

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина

1

32

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин».  Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа «Евгений Онегин»

1

33

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина  в зеркале  критики

1

34

А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери»

1

35

Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах трагедии

А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».

1

36 С

Сочинение по творчеству А. С. Пущкина.

1

37

М. Ю Лермонтов. Жизнь и творческий путь.

1

38

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности

1

39

Лермонтов «Герой нашего времени». Главные и второстепенные герои в романе.

1

40

Лермонтов  «Герой нашего времени». Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений»

1

41

Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер

1

42

Лермонтов  «Герой нашего времени».  Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери

1

43

Повесть М.Ю. Лермонтова «Фаталист»  и ее философско-композиционное значение

1

44

«Герой нашего времени»   в критике В.Г. Белинского

1

45

Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Стихотворения «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно». Чувство  трагического одиночества

1

46

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк». Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире.

1

47

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы; но твой портрет...», «Есть речи — значенье...», «Предсказание», «Молитва», «Нищий». Характер лирического героя лермонтовской поэзии.

1

48 С

Сочинение по творчеству Лермонтова.

1

49

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество.

1

50

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».История создания.  Смысл названия поэмы

1

51

Н.В. Гоголь «Мертвые души». Система образов поэмы   Мертвые и живые души

1

52

Образы помещиков в поэме.

1

53

Сатирическое изображение чиновников.

1

54

Чичиков — «приобретатель», герой новой эпохи

1

55

«Мертвые души» - поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Н.В. Гоголя

1

56 С

Сочинение по поэме Гоголя.

1

57

Ф.М. Достоевский.    Жизнь и творчество (обзор)

1

58

«Белые ночи».  Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно склонного к несбыточным фантазиям в романе .

1

59

Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Ф.М. Достоевского

1

60

А. П. Чехов. Слово о писателе.

1

61

«Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.  Эволюция образа «маленького человека» в литературе XIX в.

1

62

А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества в многолюдном городе

1

63

Проект.   Составление коллективного иллюстративного электронного сборника рефератов на тему «Образ "маленького человека" в русской литературе XIX в.»

1

64

Богатство и разнообразие жанров и направлений в русской литературе XX в.

НРК. Поэты и писатели Бурятии

1

65

И.А. Бунин. Жизнь и творчество (обзор)

1

66

Рассказ   И.А. Бунина «Темные аллеи».  Печальная история любви

1

67

А. А. Блок. Слово о поэте.

1

68

А.А. Блок. Стихотворения «Ветер принес издалёка...», «О, весна без конца и без краю...» Высокие идеалы и предчувствие перемен.

1

69

Своеобразие лирических интонаций А.А. Блока. Стихотворение «О, я хочу безумно жить...», цикл «Родина»

1

70

С. А. Есенин. Слово о поэте.

1

71

Тема России — главная в поэзии С.А. Есенина. Стихотворения «Вот уж вечер. Роса...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Гой ты, Русь моя родная...»

1

72

Сквозные образы в лирике С.А. Есенина. . Стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...»

1

73

В. В. Маяковский. Слово о поэте.

1

74

Стихотворения «Послушайте!», «А вы могли бы?». Новаторство Маяковского - поэта

1

75

В.В. Маяковский о труде поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества В.В. Маяковского. Стихотворение «Люблю» 

(отрывок)

1

76

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество (обзор).   Повесть «Собачье сердце»

История создания и судьба повести.

1

77

Смысл названия Система образов повести.

1

78

М.А.Булгаков.  «Собачье сердце»  Умственная, нравственная и духовная недоразвитость «шариковщины» в повести. Поэтика Булгакова-сатирика

1

79

М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке»,  «Мне  нравится, что вы больны не мной…»

1

80

Особенности поэтики М.И.Цветаевой.   Стихотворения «Откуда такая нежность?», «Родина», стихи о Москве

1

81

А.А. Ахматова. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворные произведения из книг «Чётки», «Белая стая», «Пушкин». Особенности поэтики А.А. Ахматовой

1

82

А.А. Ахматова. Стихотворные произведения из книг «Подорожник», «Anno Domini», «Тростник», «Ветер войны»

1

83

НА. Заболоцкий. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения о человеке и природе «Я не ищу гармонии в природе», «Где-то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст»

1

84

Н.А. Заболоцкий. Стихотворения «О красоте человеческих лиц», «Завеща ние». Философская глубина обобщения поэта-мыслителя

1

85

М.А. Шолохов. Жизнь и творчество (обзор).

1

86

Смысл названия рассказа   «Судьба человека»

1

86

Образ Андрея Соколова. Широта типизации.

1

87

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество (обзор).  Стихотворения «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу». Философская глубина лирики Б.Л. Пастернака

1

88

Приобщение вечных тем к современности в лирике  Б.Л. Пастернака.

Стихотворения «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво»

1

89

А.Т. Твардовский.   Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения о Родине, о природе. «Урожай», «Весенние строчки».

НРК

1

90

«Я убит подо Ржевом...» Широта обобщений в произведении. Глубокий патриотизм.

1

91

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество (обзор).

1

92

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор»

1

93

Сила художественной правды в рассказе.

1

94

Проверочная работа по русской литературе 20 века.

1

95

Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX вв. (обзор) НРК

1

96

Античная лирика Гораций. Стихотворение «Я воздвиг памятник…» Поэтическое творчество в системе человеческого бытия.

1

97

Данте Алигьери. Поэма «Божественная комедия»

Множественность смыслов поэмы

1

98

У. Шекспир. Трагедия «Гамлет» Общечеловеческое значение героев трагедии.

1

99

И.В. Гёте. «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения

1

100

Поиски справедливости и истинного смысла жизни в трагедии

И.В. Гёте  «Фауст»

1

101

Повторение вопросов теории литературы.

1

102

Итоговый урок.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...