Презентация "Герой нашего времени"
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Тапинова Вероника Александровна

Материал презентации можно использовать на уроках литературы при изучении творчества М.Ю.Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon geroy_nashego_vremeni.ppt2.11 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Неразгаданный Печорин

Слайд 2

Максим Максимыч Максим Максимыч - это человеческий тип, очень характерный для России второй половины прошлого века. Это особый тип «русского кавказца», сформировавшийся в условиях кавказской войны. Это были люди, ставящие превыше всего закон силы и власти, подобные Ермолову, и их подчинённые – зачастую законопослушные воины, добрые, искренние люди. Их воплощением и стал Максим Максимыч. В рассказе Максима Максимыча Печорин предстаёт романтическим героем, встреча с которым явилась одним из ярчайших событий в его жизни.

Слайд 3

«Мы» Максим Максимыч в истории с Бэлой не понимает внутреннего состояния Печорина. У него нет точек соприкосновения с Печориным в этой истории. Несмотря на это, в момент спасения Бэлы они объединены общим делом, одинаково переживают. Поэтому Максим Максимыч впервые начинает употреблять местоимение «мы» по отношению к себе и Печорину. Печорин, таким образом, предстаёт перед читателем человеком, способным на самоотверженные поступки, способным испытывать чувства, свойственные Максиму Максимычу.

Слайд 4

Самохарактеристика Печорина скука самолюбие Потеря надежды Несчастный характер «душа испорчена светом» Беспокойное воображение «Глупец я или злодей, не знаю…» «сердце ненасытное; мне всё мало» Бешеное наслаждение удовольствиями жизни

Слайд 5

Портрет Печорина «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение.., не побеждённое ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными…» «…Ослепительно чистое бельё, изобличавшее привычки порядочного человека…» «…Не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера…» «…Положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость…» «С первого взгляда… ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30». «В его улыбке было что-то детское.» «Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы.., благородный лоб со следами морщин…» Карие глаза «не смеялись, когда он смеялся», но холодно блестели; «взгляд его непродолжительный, но проницательный и тяжёлый», «равнодушно спокойный».

Слайд 6

Печорин и время Печорин и прошлое Печорин не желает вспоминать прошлое. Одинокий, тоскующий, озлобленный несчастьями, он хочет только одного – чтобы его оставили в покое, не терзали воспоминаниями, надеждами. Конечно, он помнит всё и страдает от воспоминаний. Печорин бежит не от Максима Максимыча, а от своих воспоминаний. Прошлое кажется ему недостойным внимания. И хотя он пишет, что его дневник будет для него «драгоценным воспоминанием», в настоящем он безразличен к участи своих записей. Печорин и настоящее Манера поведения Печорина рисует человека подавленного, ничего не ждущего от жизни. Встреча с Максимом Максимычем подчёркивает пропасть между ними – между простым человеком и дворянином. Кроме того, скука, присущая Печорину, возможно, свидетельствует о некотором его равнодушии к настоящей своей жизни. Жизнь его не имеет цели, он не видит выхода ни в настоящем, ни в будущем. В этом, как и во многом другом, Печорин типичен для своего времени.

Слайд 7

Психологическое состояние героев Максим Максимыч Печорин Переполнен радостью холоден «на минуту остолбенел», «не мог говорить» Первым произносит: «Как я рад, дорогой Максим Максимыч…» Не знает, как называть Печорина: на «ты» или на «вы», просит его, чтоб не уезжал. Односложный ответ: «Еду в Персию – и дальше…» Речь сбивчивая, передаёт взволнованность. По-прежнему односложные ответы: «Мне пора», Скучал», произносимые с улыбкой. Напоминает о жизни в крепости: об охоте, о Бэле. Отечает односложно, зевает. Упрашивает Печорина остаться на два часа поговорить, интересуется его жизнью в Петербурге. Отказывается вежливо: «Право, мне нечего рассказывать…». Старается скрыть досаду. Успокаивает, дружески обнимает. Напоминает о бумагах: «Что с ними делать?» Полное безразличие: «Что хотите!»

Слайд 8

Смена рассказчиков Печорин имеет несомненные преи мущества как рассказчик, т.к. не просто знает о себе более других, Но и способен осмыслить свои чувства и поступки. Офицер-рассказчик приближает изображение, переводит его с общего плана на более укрупнён ный, но он слишком мало знает. Максим Максимыч рассматривает события как бы в перевёрнутый бинокль, т.е. показывает «общий план».

Слайд 9

В «Тамани» Первая встреча со слепым мальчиком Наблюдение за девушкой и первый разговор с ней Сцена «очаровы-вания» Печорина ундиной Наблюдение за встречей слепого и Янко. Интерес к человеку Интерес к необычному в человеке «Юношеская страсть» Грусть Интерес ко всему таинственному Решительность, смелость Активное начало заставляет идти на свидание Способность сострадать чужому горю

Слайд 10

Печорин-рассказчик Дневник Печорина демонстрирует его умение рассказать об увиденном и прочувствованном. Печорин чувствует красоту природы, умеет видеть её краски, слышать её звуки, любоваться ею, замечать совершающиеся изменения. Он вслушивается в ропот волн, любуется жизнью моря. Кроме того, он рассказывает о природе языком художника, раскрываясь, таким образом, перед читателями как талантливый человек. Слово Печорина точно, выразительно, лирично: «тяжёлые волны мерно и ровно катились одна за другой»…

Слайд 11

Жанровое своеобразие Дневник Это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал… для себя», поэтому столь открыт в их описании. Путевые записки Это записи, которые человек ведёт, находясь в путешествии, часто фрагментарные, отражающие внешнюю канву событий, происходящих вокруг. Две первые повести романа написаны в этом жанре. Повествователь отмечал: «Я пишу не повесть, а путевые записки».

Слайд 12

Два мира: Печорин и контрабандисты Печорина и контрабандистов объединяет тайна и стремление к ней. Наблюдая за плачущим мальчиком, Печорин понимает, что он так же одинок. У него возникает ощущение единства чувств, переживаний, судеб. И Печорин, и другие герои повести не идеальны. Все они заражены пороками и страстями. Но Печорин не способен проникнуть в среду простых людей. Здесь он теряет свои интеллектуальные преимущества цивилизованного человека, он чужд естественному миру и жизни, полной опасностей.

Слайд 13

Активность, направленная на себя, или активность для великой цели? «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих?..»,- восклицает Печорин… Действительно, активность Печорина направлена только на себя, она не имеет высокой цели, ему просто любопытно. Герой ищет настоящего действия, но находит его подобие, игру Он досадует на себя за то, что, вторгаясь в жизнь людей, не приносит им радости, он чужой в этом мире.

Слайд 14

«На узкой дороге…» Печорин Грушницкий Желает произвести эффект своими речами Произносит готовые пышные фразы Способен на искренность Не способен на «возвышенное, глубоко действующее на чувства и воображение слово» Сложный человек, характер которого остается неясным даже после прочтения романа. Это обыкновенный юноша, которого нетрудно понять. В конце концов в нем побеждают злоба и ненависть.

Слайд 15

«Читая в душе друг друга…» Печорин Деятелен, и только в деятельности ищет истину. Естественное нравственное чувство в нём не исчезло. Имеет большие интеллектуальные запросы, пытается проникнуть в тайны человеческого сердца. Вернер Эгоист принципиальный, сознательный. Ему уже не преодолеть выработанной позиции. Он не стремится к более высокой нравственности, т.к. не видит возможности для её осуществления. Часто беседует с Печориным «об отвлечённых предметах», желает изучить механизм «всех живых струн» человеческого сердца.

Слайд 16

Любовь или игра? Размышляя о своих отношениях с Мэри, Печорин спрашивает сам себя: «Из чего я хлопочу? … это не та беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые годы молодости», не «следствие того… чувства, которое заставляет нас уничтожать сладкие заблуждения ближнего» и не зависть к Грушницкому. Настоящая причина в том, что «…есть необъяснимое наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!».

Слайд 17

Любовь и жертвенность В любви Веры к Печорину есть та жертвенность, которой нет у княжны Мэри. Нежность Веры не зависит от каких бы то ни было условий. Чуткость сердца позволила Вере понять до конца Печорина с его пороками и страстями. Чувство Печорина к Вере искренно, сильно. Это настоящая любовь в его жизни. «Ужасная грусть», «давно забытый трепет» свидетельствуют об истинности чувства, а не об игре в любовь. И всё же Печорин ничем не жертвует для Веры.

Слайд 18

Что читает Печорин перед дуэлью с Грушницким? Печорин перед дуэлью с Грушницким с увлечением читает «Шотландских пуритан» В. Скотта, роман политический, повествующий об ожесточенной борьбе пуритан-вигов против короля. Сначала Лермонтов хотел положить на стол Печорина другую книгу – «Приключения Нигеля», чисто авантюрный роман, но выбор остался за «Пуританами». Печорин воображает себя главным героем произведения, который высказывает мысль о сопротивлении любой власти на свете, попирающей права свободного человека. Роман увлекает Печорина и заставляет его забыть о дуэли… Таким образом, Лермонтов показал, что у его героя было действительно «высокое назначение».

Слайд 19

Что такое судьба? Фатализм – это вера в предопределённую, неотвратимую судьбу. Фатализм отвергает личную волю, человеческие чувства и разум. Проблема судьбы, предопределения всегда волновала людей всех поколений. Об этом упоминается в «Евгении Онегине»: И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду – Всё подвергалось их суду. Проблема судьбы поднимается в «Герое нашего времени» постоянно. Повесть «Фаталист», по мнению И.Виноградова, «своего рода «замковый камень», который держит весь свод и придаёт единство и полноту целому…». Слово «судьба» упоминается в романе до «Фаталиста» 10 раз, 9 раз – в «Журнале» Печорина. Внимание Печорина к этой проблеме не случайно. Оно демонстрирует переход героя к философскому обобщению важнейших проблем бытия в их психологическом разрезе.

Слайд 20

«Формула судьбы» Печорин Вулич Максим Максимыч «Не покорюсь!» «Своей судьбы не минуешь!» «Доверься здравому смыслу» и «непосред-ственному сознанию!»

Слайд 21

Обязательные качества фаталиста Отрицание собственной вины Сознание собственного безволия Бездействие Ощущение безысходности «Обессмысливание» борьбы в жизни

Слайд 22

«Вызов судьбе, или Да будет воля моя…» Повесть «Фаталист» подводит итог, разъясняет окончательно все загадки души Печорина. Только в самом конце становится понятным тот жестокий смех, каким ответил герой на утешения Максима Максимыча: то был смех холодного отчаяния. Печорин, предавшись соблазну фатализма, отрекается от собственной виновности в происходящем и проникается иллюзией бессилия воли. Итак, сначала – абсолютизация собственной воли («да будет воля моя»), итог – разочарования в возможностях этой воли.

Слайд 23

Как можно понять человека? Чтобы понять человека, необходимо чутко и внимательно исследовать каждое движение его души на протяжении длительного времени. М.Ю. Лермонтов, как великий художник, использовал для раскрытия характера Печорина разнообразные художественные средства. Самое главное из них – это композиция. Автор не случайно расположил повести романа не в хронологическом порядке. Логика повествования и расположения его частей – в детальном отображении психологии героя, являющегося не только одним из представителей своего времени, но и представителем человечества вообще. Именно поэтому понять Печорина, разгадать его характер очень сложно, ведь он впитал в себя многие качества незаурядной индивидуальности. Однако разгадывание личности такого героя – занятие самое увлекательное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.

изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....

Презентация к уроку литературы по темк "Композиция романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Вопрос о композиции литературного произведения сложен для восприятия учащихся. Презентация помогает систематизировать материал и подвести итог работе над анализом произведения....

Литературная игра "Что? Где? Когда?"по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Литературную игру можно использовать на заключительном уроке по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени", а также на внеклассном мероприятии....

РОМАН М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». НАШИ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Статья посвящена анализу романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В рамках проведения юбилейных мероприятий к тексту произведения пришлось обращаться снова и снова. Данный материал составляют во...

Исследовательская работа «Герой нашего времени» - «грустная дума о нашем времени»

Выяснить, что позволилоВ.Г. Белинскому назвать романМ.Ю. Лермонтова «грустной думой о нашем времени»...

Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Печально я гляжу на наше поколенье!»

Анализ главы «Бэла»Цель урока:1. Вместе с учащимися рассмотреть характер и поступки героев в повести.2.Развивать умение находить в тексте материал  о герое3.Заинтересовать обучающихся  лично...

Примерная программа элективного курса по истории «Зодчество России с древнейших времен до нашего времени»

Элективный курс по истории «Зодчество России с древнейших времен до нашего времени» ориентирован на проведение в 10-11 классах средней школы. В основе данного курса лежит знакомство учащих...