Рабочая программа по литературе для 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Купцова Ксения Вячеславовна

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_literatura_5.docx67.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ ПОДОЛЬСКИХ КУРСАНТОВ»

  Г.О. КЛИМОВСК

                                                                                                          Утверждаю:

                                                                                                  Директор МБОУ «Гимназия

                                                                                             имени Подольских курсантов»

                                                                                           __________ Квашенникова Н.А.

                                                                                  Пр. №_____ от «___» ________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

(базовый уровень)

5  «Г» класс

Составитель: учитель

русского языка

 и литературы

Купцова К.В.

2016г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа по литературе разработана на основе федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897); примерной программы по литературе для 5-9 классов (А.А.Кузнецов, М.В.Рыжаков «Примерные программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы», М., «Просвещение», 2011 – 64 с.), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов», Требований к оснащению образовательного процесса  в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта, а такжеавторской программы под редакцией В.Я.Коровиной, допущенной Министерством образования и науки РФ (Москва, «Просвещение», 2012 г.).

        Программа ориентирована на учебник базового уровня «Литература. 5 кл.» для общеобразовательных учреждений в 2 ч./ авт.-сост. В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2013., входящий в Федеральный перечень допущенных и рекомендованных учебников Минобразования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2014-2015 уч. г.

        Программа и учебник под редакцией В.Я.Коровиной выбраны по следующим причинам:

  1. разработана линия учебно-методического комплекса для всех классов с 5 по 11 класс как на базисном, так и на профильном уровне;
  2. работа по единому учебнику в гимназии позволяет осуществлять соблюдение прав обучающихся при переходе из класса в класс на профильном и предпрофильном уровнях

Программа ориентирована на следующие учебники:

5класс: Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч.  Коровина В.Я. и др. –М.: Просвещение, 2013;

6класс: Литература. 6 класс. Учебник в 2 ч. Полухина В.П. и др. –М.: Просвещение, 2014;

7класс: Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч.  Коровина В.Я. и др. –М.: Просвещение, 2013;

8класс: Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч.  Коровина В.Я. и др. –М.: Просвещение, 2013;

9класс: Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч.  Коровина В.Я. и др. –М.: Просвещение, 2013.

Цели и задачи курса:

-  воспитание духовно-развитой личности, сознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, воспитание любви к русской литературе и культуре, уважение к литературе и культуре других народов, обогащение духовного мира школьников, их жизненного  и эстетического опыта;

- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи обучающихся, формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы, умением выявить в них конкретно историческое и общечеловеческое содержание.

Базисный учебный план МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов» для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 442 ч, в том числе: в 5 классе — 102 ч, в 6 классе — 102 ч, в 7 классе — 68 ч, в 8 классе — 68 ч, в 9 классе — 102 ч.

Базисный учебный план МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов» отводит на изучение данного курса в 5 классе 102 часа в год(3 часа в неделю).

Планируемые результаты обучения:

Личностные результаты изучения литературы в основной школе:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных

и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• смысловое чтение;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

« понимание авторской позиции и своѐ отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского

языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1ч)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книга (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество (10 ч)

        Фольклор. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки – повторение).

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Собиратели сказок (Обзор).

        «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван Царевич – победитель житейских невзгод. Животные – помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке о торжестве добра. Поэтика волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

        «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защита родной земли. Нравственное превосходство главного героя. Особенности сюжета.

        «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

        Эпитеты, гипербола (начальное представление), сравнение. Вариативность народных сказок.

Из древнерусской литературы (2  ч)

        Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Древнехристианская книжность на Руси (Обзор).

        «Повесть временных лет» как литературный памятник.  «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

 Что такое летопись.

Из литературы VIII века (2 ч)

        М.В. Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

        «Случились вместе два астронома в пиру…»- научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

        Роды литературы: эпос, лирика, драма.  Жанры литературы (начальные представления).

Из литературы XIX века(38ч)

Басенный жанр ( 1  ч)

            Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы  XVIII века). (Обзор).

И.А.Крылов( 4  ч)

Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и лисица», «Волк и ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий; патриотическая позиция автора.

        Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

        Понятие басня, аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

В.А.Жуковский(  2 ч)

        Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский – сказочник).

        «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета, герои сказки.

        «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

        Начальные представления о балладе.

А.С.Пушкин(  6  ч)

        Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

        Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

        «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

        «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками бр.Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добра и зла. Царица и царевна, падчерица и мачеха. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.         

Русская литературная сказка (  3 ч)

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. В.М.Гаршин. «AttaleaPrinceps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

М.Ю.Лермонтов (  2   ч)

        Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

        «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Разговорные интонации и патриотический пафос.

        Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Н.В.Гоголь (  3  ч)

        Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало лит.Деятельности).

        «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе…». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

        Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Н.А.Некрасов( 3  ч)

        Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

        «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

        «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

        «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, приобщение к труду взрослых с детства. Речевая характеристика персонажей.

        Эпитет (развитие представлений).

И.С.Тургенев (  6  ч)

        Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

        «Муму» - жизнь в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота гл. героя – символ немого протеста крепостных крестьян.

        Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

А.А.Фет ( 1  ч)

        Краткий рассказ о поэте.

        «Весенний дождь»  - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Л.Н.Толстой(  4  ч)

        Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

        «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость нац. вражды. Жилин и Костылин – два разных характера и две разных судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость врагов. Утверждение гуманистических идеалов.

        Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

А.П.Чехов ( 3 ч)

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

        «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Речь персонажей как средство их характеристики.

        Юмор (развитие представлений).

Поэты ХIX века о Родине и родной природе (  4  ч)

        Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летний бурь…», «есть в осени первоначальной…»; А.Н.Плещеев. «Весна» (отрывок); И.С.Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А.Н.Майков. «Ласточки»; И.З.Суриков. «Зима» (отрывок); А.В.Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору).

        Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века(21ч)

И.А.Бунин ( 1  ч)

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Родство героев с просторами родной земли. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о родине.

В.Г.Короленко (  5  ч)

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

        «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучных и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

        Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

С.А.Есенин (  1    ч)

Краткий рассказ о поэте. «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие языка есенинской лирики.

П.П.Бажов (  2  ч)

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

        Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант гл. героя. Стремление к совершенному мастерству. Своеобразие языка, интонации сказа.

        Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка.

К.Г.Паустовский(   2   ч)

        Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

С.Я.Маршак (  4   ч)

                Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

                Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

А.П.Платонов( 3   ч)

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

        «Никита». Быль и фантастика. Гл. герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

        Фантастика (развитие представлений).

В.П.Астафьев( 3  ч)

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

        «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных ситуациях. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания.

        Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Произведения о родине и родной природе (  2   ч)

        И.Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев. «Аленушка»; Д.Кедрин«Аленушка»; Н.Рубцов«Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы».

        Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмыслениесобственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются (  2  ч)

        Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведения для детей.

        Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы(13ч)

Р.Л.Стивенсон (  1  ч)

        Краткий рассказ о писателе.

        «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

        Баллада (развитие представлений).

Д.Дефо  ( 2  ч)

        Краткий рассказ о писателе.

        «Робинзон Крузо». Характер героя (смелость, мужество находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Х.К.Андерсен (  4   ч)

        Краткий рассказ о писателе.

        «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Помощники Герды (цветы, ворон, олень и др.). Снежная королева и Герда – красота внутренняя и красота внешняя, тепло и холод. Победа добра, любви и дружбы.

Ж.Санд (  1  ч)

        «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

М.Твен(  3  ч)

        Краткий рассказ о писателе.

        «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки. Внутренний мир героев Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Умение сделать окружающий мир интересным.

Д.Лондон(  2   ч)

        Краткий рассказ о писателе.

        «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Путешествие по стране литературии (5ч.)

        Повторение материала, изученного в 5 классе.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

-авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные теоретико-литературные понятия: фольклор, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальное представление); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальное представление); басня, аллегориря, понятие об эзоповом языке; баллада (начальное представление); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись, аллитерация; фантастика в литературном произведении;юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция; драма как род литературы (начальное представление); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальное представление).

Учащиеся должны уметь:

- воспроизводить сюжет литературного произведения;

-отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

-видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;

-выявлять основную нравственную проблематику произведения;

-определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

-прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

-воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

-различать особенности построения и языка произведений простейших жанров;

-ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление и т.д.)

-выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитиывая жанровое своеобразие произведения;

-подготовить краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

-аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь;

-видеть общность и различие писателей в пределах тематически близких произведений;

-создавать собственные сочинения по изученным произведениям.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Дата планир.

Дата

фактич.

1/1

Введение. Книга в жизни человека

01.09-03.09

Устное народное творчество (9+1РР)

2/1

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора

01.09-03.09

3/2

Детский фольклор

05.09-10.09

4/3

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.

05.09-10.09

5/4

Сказка  «Царевна-лягушка».Образ Василисы Премудрой

05.09-10.09

6/5

Образ Ивана Царевича. Народная мораль в сказке

12.09-17.09

7/6

Сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».

12.09-17.09

8/7

Образ главного героя в сказке. Особенности сюжета.

12.09-17.09

9/8

Сказки о животных. «Журавль и цапля».

19.09-24.09

10/9

Бытовые сказки. «Солдатская шинель».

19.09-24.09

11/10

РР  Обучение сочинению «Моя любимая народная сказка».

19.09-24.09

Древнерусская литература (2ч.)

12/1

Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет».

26.09-01.10

13/2

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

26.09-01.10

Литература 18 века (2ч.)

14/1

М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» .

26.09-01.10

15/2

Роды и жанры литературы

03.10-08.10

Литература 19 века (36+2РР)

16/1

Басня как литературный жанр

03.10-08.10

17/2

И.А.Крылов.  «Волк и ягнёнок»

03.10-08.10

18/3

И.А.Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под Дубом ».

10.10-15.10

19/4

И.А.Крылов. «Волк на псарне». Понятие об эзоповом языке

10.10-15.10

20/5

Выразительное чтение басен

10.10-15.10

21/6

В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна».

17.10-22.10

22/7

В.А.Жуковский. «Кубок». Понятие баллады.

17.10-22.10

23/8

А.С.Пушкин. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

17.10-22.10

24/9

А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила».

24.10-29.10

25/10

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

24.10-29.10

26/11

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне». Система образов сказки.

24.10-29.10

27/12

Р.Р. Сходство и различие литературной и народной сказки.

07.11-12.11

28/13

Вн. чт. Мои любимые сказки Пушкина.

07.11-12.11

29/14

А.Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».

07.11-12.11

30/15

Сказочно-условное и достоверно-реальное в сказке.

14.11-19.11

31/16

В.М.Гаршин. Сказка «AttaleaPrinceps». Пафос произведения

14.11-19.11

32/17

М.Ю.Лермонтов. «Бородино».

14.11-19.11

33/18

Выразительные средства языка стихотворения.

21.11-26.11

34/19

Н.В.Гоголь. Поэтизация народной жизни в повести «Заколдованное место».

21.11-26.11

35/20

Н.В.Гоголь. «Заколдованное место». Юмор в повести.

21.11-26.11

36/21

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место».

28.11-03.12

37/22

Н.А.Некрасов. Раздумья поэта  в стихотворении «На Волге».

28.11-03.12

38/23

Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…).

28.11-03.12

39/24

Н.А.Некрасов. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».

05.12-03.12

40/25

И.С.Тургенев. История создания рассказа «Муму».

05.12-03.12

41/26

Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня.

05.12-10.12

42/27

Герасим и Татьяна.

12.12-17.12

43/28

Нравственный облик Герасима.

12.12-17.12

44/29

Нравственное превосходство Герасима.

12.12-17.12

45/30

Подготовка к домашнему сочинению по рассказу.

19.12-24.12

46/31

А.А.Фет. «Весенний дождь». Выразительное чтение.

19.12-24.12

47/32

Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».

19.12-24.12

48/33

Л.Н.Толстой.  «Кавказский пленник». Жилин и горцы.

10.01-14.01

49/34

Жилин и Костылин: разные судьбы.

10.01-14.01

50/35

РР Обучение сравнительной характеристики.

10.01-14.01

51/36

А.П.Чехов. Знакомство с рассказом «Хирургия».

16.01-21.01

52/37

«Хирургия» как юмористический рассказ.

16.01-21.01

53/38

Вн.чт. Рассказы Антоши Чехонте.

16.01-21.01

Поэты ХIX века о Родине и родной природе (2+2РР)

54/1

Русские поэты 19 века. Лирика Ф.И.Тютчева.

23.01-28.01

55/2

Лирика  И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова

23.01-28.01

56/3

РР Выразительное чтение  стихотворений наизусть

23.01-28.01

57/4

РР Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирического текста

30.01-04.02

Литература 20 века (17+4РР)

58/1

И.А.Бунин. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.

30.01-04.02

59/2

В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе».

30.01-04.02

60/3

Вася и его отец. Развитие их отношений.

06.02-11.02

61/4

Жизнь семьи Тыбурция.

06.02-11.02

62/5

Портрет как средство изображения героев. Понятие о композиции

06.02-11.02

63/6

РР Подготовка к сочинению по повести «В дурном обществе».

13.02-18.02

64/7

Родина и родная природа в лирике С.А.Есенина

13.02-18.02

65/8

П.П.Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка». Образ Данилы-мастера.

13.02-18.02

66/9

Образ Хозяйки Медной горы. Понятие о сказе.

20.02-25.02

67/10

К.Г.Паустовский. Сказка «Тёплый хлеб».

20.02-25.02

68/11

Вн. чт. К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек

20.02-25.02

69/12

С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.

27.02-04.03

70/13

С.Я.Маршак. Чтение по ролям пьесы-сказки «Двенадцать месяцев».

27.02-04.03

71/14

С.Я.Маршак. Чтение по ролям пьесы-сказки «Двенадцать месяцев».

27.02-04.03

72/15

РР Добро и зло в сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

06.03-11.03

73/16

А.П.Платонов. Быль и фантастика в рассказе «Никита».        

06.03-11.03

74/17

Душевный мир главного героя рассказа А.П.Платонова «Никита».

06.03-11.03

75/18

РР Учимся задавать вопросы

13.03-18.03

76/19

В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

13.03-18.03

77/20

 Понятие об автобиографическом произведении.

13.03-18.03

78/21

РР Подготовка к сочинению по рассказу В.П.Астафьева.

20.03-24.03

Поэты о Великой Отечественной войне (2ч.)

79/1

К.М.Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете». Война и дети

20.03-24.03

80/2

 А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Подвиги детей в годы войны.

20.03-24.03

Произведения о Родине и о родной природе (2ч.)

81/1

Русские поэты 20 века. Стихи И.А.Бунина, А.А.Прокофьева, Д.Б.Кедрина, Н.М.Рубцова.

03.04-08.04

82/2

Выразительное чтение стихотворений наизусть.

03.04-08.04

Писатели улыбаются (2ч.)

83/1

Саша Чёрный. Рассказ «Кавказский пленник». Образы.

03.04-08.04

84/2

Саша Чёрный. Рассказ «Игорь-Робинзон». Юмор в рассказе. 

10.04-15.04

Из зарубежной литературы (12+1РР)

85/1

Р.Стивенсон. Баллада «Вересковый мёд».

10.04-15.04

86/2

Д.Дефо. «Робинзон Крузо». Образ главного героя.

10.04-15.04

87/3

Д.Дефо. «Робинзон Крузо».

17.04-22.04

88/4

Х.К.Андерсен. «Снежная королева».

17.04-22.04

89/5

Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

17.04-22.04

90/6

В поисках Кая. Внутренняя красота героини.

24.04-29.04

91/7

РР Подготовка к домашнему сочинению.

24.04-29.04

92/8

Вн.чт. Ж.Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев.

24.04-29.04

93/9

Вн.чт. М.Твен. «Приключения Тома Сойера».

02.05-06.05

94/10

Вн.чт. М.Твен. Образ главного героя

02.05-06.05

95/11

Вн.чт. Внутренний мир героев М.Твена.

02.05-06.05

96/12

Вн.чт. Дж.Лондон. «Сказание о Кише». Знакомство с героями.

10.05-13.05

97/13

Вн.чт. Нравственное взросление героя Дж.Лондона.

10.05-13.05

Путешествие по стране Литературии (5ч.)

98/1

Подведение итогов. «Путешествие по стране Литературии 5 класса»

10.05-13.05

99/2

Итоговый урок «Путешествие по стране Литературии  5 класса».

15.05-20.05

100/3

Подведение итогов. «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

15.05-20.05

101/4

Подведение итогов. «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

15.05-20.05

102/5

Читаем летом.

22.05-25.05

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные издания, в том числе библиотечный фонд:

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ,

3. 2006 г.

4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).

5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.

6. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

7. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).

8. Литература. 5 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2011. – 237 с.

9. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.

10. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

11. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).

12. Репин А.В. Литература. 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.

13. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Калганова Т. А. Литература: 5 класс: Сборник упражнений. — 64 с. — Обл.

2. Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим... : 5 класс: Дидактические материалы по литературе. — 2 4 0 с . : и л . — О б л .

3. Коровина В. Я. Литература: 7 класс: Учебник: В 2 ч. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч. 2. — 320 с.: ил. — Пер.

4. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим… : 7 класс: Дидактические материалы по литературе. — 256 с.: ил. — Обл.

5. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим… : 7 класс: Дидактические материалы по литературе. — 256 с.: ил. — Обл.

6. Коровина В. Я., Журавлев В. П, Коровин В. И., Збарский И. С. Литература: 9 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В. Я. Коровиной Ч. 1. — 369 с.: ил. — Пер. Ч. 2. — 369 с.: ил. — Пер.

7. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература: 5 класс: Учебник: В 2 ч. Ч. 1. — 319 с.: ил. — Пер. Ч. 2. — 304 с.: ил. — Пер.

8. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература: 8 класс: Учебник: В 2 ч. Ч. 1. — 398 с.: ил. — Пер. Ч. 2 — 398 с.: ил. — Пер.

9. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Читаем, думаем, спорим… : 8 класс: Дидактические материалы по литературе. — 240 с.: ил. — Обл.

10. Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И. Читаем, думаем, спорим… : 9 класс: Дидактические материалы по литературе. — 256 с.: ил. — Обл.

11. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия

12. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Cост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.

13. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.

14. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на CDROM.

15. Литература: 9 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.

16. Литература: 9 класс: Хрестоматия художественных произведений / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 448 с. — Пер.

17. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим... : 6 класс: Дидактические материалы по литературе. — 224 с.: ил. — Обл.

18. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. и др. Литература: 6 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В. Я. Коровиной. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч. 2. — 320 с.: ил. — Пер.

ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ

1. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).

Интернет ресурсы:

Художественная литература:

1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

Справочно-информационные и методические материалы:

1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

            СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания ШМО

от 29.09.2016 г. № 1

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР

__________ Антонюк Е.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...