Цитирование в школе
статья по литературе на тему

Шустова Наталья Владимировна

Приемы цитирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_tsitirovaniyu.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение цитированию

Цитата – дословная выдержка из текста, сочинения. Первое, чему нужно научить школьников – умение правильно выделять цитату. Например, задание – найти в произведении портрет действующего лица или описание обстановки, используя цитирование. Следствием таких упражнений должно стать сознательное отношение к определению границ тематического отрывка, выдержки из текста, который цитируется. Необходимо отобрать нужный материал и вычленить его из текста. Для этого необходимы вопросы: кому принадлежат приведенные мной слова? Чей диалог прозвучал? Задания нужно усложнять. Можно поручить назвать «авторов» далеко не однозначных суждений о Пугачеве в повести «Капитанская дочка» и обосновать свой ответ краткой характеристикой тех, кому принадлежат эти суждения. От выделения отдельной цитаты идем к подбору цитат на заданную тему. Подборки цитат могут служить для повторения и обобщения. Например темы: 1. Пушкин – пейзажист. 2. Портретная зарисовка в рассказе. Тема цитаты определяется учеником самостоятельно. Чей портрет нарисовал писатель? Какая картина природы изображена? Можно делать и простые записи на закладках. Умение цитировать требует понимания роли цитаты в чужом тексте, уместного и органического использования цитат в собственной речи. Статьи критиков и литературоведов – цель работы с такими документами в том, что нужно показать и объяснить значение цитат на примере цитатного материала. При необходимости можно опровергнуть чью-то точку зрения, доказать ее ошибочность важно передать ее как можно точнее и сделать это помогает цитата. Е. Лосото, автор статьи «Не обеднеем», отклика на дискуссию «Во что рядится чванство?», приводит высказывание Достоевского, осуждающего людей, которые преклоняются перед всем иностранным: «Они не в силах рассудить, что выродиться совершенно во французов им все-таки нельзя, если они родились в России». «Лучше Достоевского я сказать не могу», - так мотивировал автор статьи обращение к цитате. Цитата способствует образности, выразительности и емкости речи. Например, Троекуров «по закону» присвоил имение Дубровского, приведем цитату из басни Крылова «Волк и ягненок»: «У сильного всегда бессильный виноват». С какой целью использует автор разные цитаты? Роль цитаты – эпиграфа в художественном произведении? Чем хороша цитата? Простейшие виды цитирования – это цитатная подпись к иллюстрации, обозначение пункта плана, цитата – заглавие, цитата – эпиграф к письменной работе, творческому сочинению. Сложнее задание, если нужно включить цитату в пересказ. Цитатой можно начинать или заканчивать рассказ. Наибольшая сложность – органическое смысловое и стилистическое включение цитаты в свое повествование. Нужно заключать чужие слова в кавычки и называть автора. Необходимо высказать свое отношение к цитате. Объяснить, почему приведена именно эта цитата, комментарий цитаты. Это могут быть слова одобрения, осуждения, несогласия. Активный словарь: как хорошо сказал, точно выразил мысль, передал суть, образно изложил, с большим знанием дела, с пониманием писал, не сказать лучше, чем; согласия: нельзя не согласиться, приходится признать справедливость, убеждает в правильности аргументированно, доказательно, неопровержимо. Неодобрение, несогласие можно выражать антонимами или ироническими высказываниями, если цитата приведена в полемических целях. Нужно научить сокращать цитату. Значимые, яркие слова нужно включать в свою речь или сочинение. Умение передать точку зрения, изложенную в статье или книге, отобрав наиболее характерные цитаты, - задача, требующая высокой культуры мышления, которая вырабатывается постепенно  упражнения сначала на небольшом по объему и не очень сложном материале. Правильность оформления цитаты. Во-первых, правильная расстановка кавычек (строки и строфы стихотворения, записанные с сохранением стихового расположения строк, приводятся без кавычек), точность воспроизведения цитаты с сохранением авторской разрядки или курсива, обозначение отточием сокращений. Во-вторых, умение правильно указать «адрес» цитаты, сделать сноску к ней. В адресе называются фамилия и инициалы автора, название книги (по титульному листу), место и год издания, если цитируется статья, то называется книга, журнал, газета, где они опубликованы. Сообщаются данные о них. Обязательно указывается страница, на которой находится цитируемый текст. Сноска не случайно начинается с фамилии, так как по алфавиту располагаются фамилии авторов во всей справочной литературе; инициалы обязательны, встречаются однофамильцы. Указания на место и год выхода книги помогают найти цитируемую книгу или статью. Точный адрес цитаты нужен и для проверки цитаты. Нужно выработать у школьников отрицательное отношение к избитым цитатам. Задания для этого: подкрепить мысли учебника, кроме той цитаты, которая приводится там, еще и своей или привести цитаты, подтверждающие основные положения рассказа. Работая над цитатами, необходимо дать материал об афоризмах и крылатых словах. Афоризм «Кто ясно мыслит, ясно излагает» - афоризм – это краткое выразительное по форме и глубокое по содержанию изречение». Крылатые слова – афористич. Речения, цитаты, широко распространенные в устной и письменной речи, яркие образные изречения, взятые из лит. Произведений или исторических материалов, употребляющиеся как пословицы или поговорки. Коллективная работа по собиранию афоризмов или крылатых слов. Индивидуальные и парные работы по «добыванию» афоризмов или крылатых слов. Задание: подобрать афоризмы или крылатые слова по темам: «О выборе книг», «О фантазии, гипотезах и дерзании», «Об умении беседовать». В подборе цитат раскрывается человек: ведь человек, как правило, особенно внимателен к тому, что его интересует и волнует, в книгах он ищет и находит словесное выражение собственных пусть и не очень осознанных мыслей и чувств. Поэтому оценка собранных тем и другим учеником цитат-афоризмов требует такта. В старших классах ученики готовят ответы и доклады с цитатами из художественных произведений и литературно-критических статей, включают цитаты в сочинения, составляют планы и конспекты с цитатами. Опросник для оценки достоинств и недостатков цитирования:

  1. Соблюден ли при цитировании принцип «необходимого и достаточного», то есть нет ли перебора или недобора цитатного материала?
  2. Правильно ли выделены цитаты из контекста?
  3. Насколько удачно логически и стилистически сочленены цитаты с текстом сочинения?
  4. Каково назначение цитат в сочинении? Служат ли они раскрытию и мотивировке авторской мысли?

Это приемы обучения умению цитировать, необходимые и в устной, и в письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Чужая речь и способы её передачи. Эпиграф. Знаки препинания при цитировании"

Учебно-методический комплекс содержит материалы для самостоятельной работы по русскому языку.Адресован учащимся школ, студентам для оказания помощи при подготовке к семинарским, практическим занятиям,...

"Основные правила цитирования". Урок русского языка в 11 классе

Русский язык 11 класс. Раздел/блок: Синтаксис и пунктуация....

Цитирование.

Составная сочинения....

Правила цитирования

Материалы к уроку русского языка...

Использование цитирования при написании сочинения ЕГЭ.

При написания сочинения части С ЕГЭ выпускнику необходимо умение аргументировать своё мнение по сформулированной им проблеме,  поставленной автором текста. Требуется не менее 2-х аргументов, один...

Цитирование

Материал содержит теоретическую часть и практическую с проверкой и объяснением оформления предложений с цитатами. Дано упражнение для домашней работы, которое можно проверить по ключу. Презентация пол...

Русский язык. Способы передачи чужой речи. Цитирование (8 класс общеобразовательной школы)

Урок с использованием информационных технологий (применении на уроке интерактивной доски, персонального компьютера, сканера, документ-камеры)Цели:Обучающие:-формирование навыка постановки знаков препи...