Русский язык. Способы передачи чужой речи. Цитирование (8 класс общеобразовательной школы)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Урок с использованием информационных технологий (применении на уроке интерактивной доски, персонального компьютера, сканера, документ-камеры)

Цели:

Обучающие:

-формирование навыка постановки знаков препинания при оформлении чужой речи;

-формирование навыков работы с информацией;

- формирование умения написания сочинения на нравственную тему с опорой на лингвистический материал;

-формирование навыков самоконтроля и самопроверки.

 

Развивающие:

- развитие умения поиска и фиксации информации;

- развитие умения выделить основную мысль текста;

-развитие пунктуационной зоркости.

 

 Воспитательные:

-развитие языкового чутья, воспитание бережного отношения к языку;

- привлечение внимания к вопросам нравственности.

 

Тип урока: урок закрепления знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республиканский конкурс «Планета открытий - 2014»

Урок с использованием информационных технологий

на тему «Способы передачи чужой речи. Цитирование»

(Русский язык. 8 класс общеобразовательной школы)

Автор: Кустова Ирина Германовна,

                                                                      учитель МБОУ «Шарканская СОШ»

Соавтор: Леконцева Ольга Николаевна,

                                                              учитель МБОУ СОШ № 63 г. Ижевска


Введение

Предлагаю вашему вниманию урок «Способы передачи чужой речи. Цитирование ».  

Человек живёт в информационном пространстве, являясь источником и потребителем информации.  ФГОС 2 поколения настойчиво рекомендуют формировать информационную культуру школьников и ключевые компетенции через развитие умений работать с информацией и правильно применять ее в практической деятельности. Этим обуславливается актуальность предлагаемой формы работы на уроке. Новизна работы заключается в применении на уроке интерактивной доски, персонального компьютера, сканера, документ-камеры. Однако ход урока предполагает, что учащиеся уже владеют навыками работы с техникой.

         Стандарт предлагает проводить работу с информацией в четырёх направлениях:
1) получение, поиск и фиксация информации;
2) понимание и преобразование информации;
3) применение и представление информации;
4) оценка достоверности полученной информации.

Мы предлагаем  поработать только в одном направлении – поиск, получение и фиксация информации. В течение урока учащиеся под руководством учителя обрабатывают в группах большой объем информации, а затем транслируют с помощью различных средств полученные результаты. Если позволяют возможности школы, то первая группа учащихся выходит из кабинета и проводит опрос по предложенной теме. Можно предложить нескольким ученикам заранее подготовиться  и провести опрос заблаговременно. Тогда на уроке они могут подготовить технические средства.

В течение урока на интерактивной доске проецируется презентация, в ходе которой учащиеся проводят различные виды разборов, работают с интерактивной таблицей, с интерактивным текстом.

Во второй половине урока учащимся предлагается записать в тетради ответ на проблемный вопрос с помощью ПОПС-формулы. Это интерактивный приём, направленный на рефлексию учащихся. Им предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

«Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

При записи ответа учащиеся сталкиваются с проблемой – как правильно оформить информацию, полученную из источников. На этом этапе проходит повторение ранее изученного материала, знакомство с новой темой урока и закрепление полученных знаний.

Таким образом, учитель в конце урока может проверить и уровень усвоения нового материала, и эмоциональную оценку урока учащихся.

Ожидаемый результат: учащиеся, работая со словом, с предложением, с текстом, не просто проводят различные виды разборов, но применяют свои знания на практике – для выстраивания коммуникативных связей во время опроса, для выделения главного в большом объеме информации, для презентации полученных результатов, для написания сочинения на морально-этическую тему при опоре на лингвистический материал. А эти умения так необходимы учащимся для успешной работы на ГИА и ЕГЭ.

Урок можно использовать как в сильных классах, так и в классах со слабоуспевающими детьми. Тогда учитель должен сам распределить учащихся по группам в зависимости от их уровня знаний.

Элементы урока были успешно использованы нами для проведения мастер-класса «Способы работы с информацией» на районном конкурсе «Лучший учитель года-2012» (первое место).


КОНСПЕКТ УРОКА

 

Тема: Способы передачи чужой речи. Цитирование.

Цели:

Обучающие:

-формирование навыка постановки знаков препинания при оформлении чужой речи;

-формирование навыков работы с информацией;

- формирование умения написания сочинения на нравственную тему с опорой на лингвистический материал;

-формирование навыков самоконтроля и самопроверки.

Развивающие:

- развитие умения поиска и фиксации информации;

- развитие умения выделить основную мысль текста;

-развитие пунктуационной зоркости.

 Воспитательные:

- развитие языкового чутья, воспитание бережного отношения к языку;

- привлечение внимания к вопросам нравственности.

 

Тип урока: урок закрепления знаний.

Оборудование и материалы:  мультимедийная презентация для урока, компьютер, проектор, интерактивная доска, фотоаппарат, видеокамера, сканер, документ-камера, аудиосистема,   интерактивная таблица, интерактивный текст, словари различных типов, Правила дорожного движения, книги, распечатанные и цифровые тексты для работы с информацией, листы для работы с ПОПС - формулой.


Список использованных источников:

  1. Правила дорожного движения
  2. Толковые словари
  3. Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск «Философия. Филология. » – 2010. – № 1(7) стр.123-130
  4. Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001
  5. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999
  6. http://mirslovarei.com/content_psy/perekrestok-27379.html#ixzz2OaQ4WeV6
  7. http://mirslovarei.com/content_sim/perekrestok-619.html#ixzz2OaPhARSf
  8. http://mirslovarei.com/content_kuznec/perekrestok-14749.html#ixzz2OaPruMBN
  9. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e987dbb7-cbbd-4742-95b8-41bda8111e2f/%5BRUS9_220%5D_%5BTD_140%5D.htm 
  10. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/49ba5476-de4f-4d29-bc9b-2436dcb0fefc/%5BRUS9_220%5D_%5BIA_141%5D.swf 


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых

ЭОР

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например,

демонстрация)

Деятельность

ученика

1

Оргмомент

Презентация 1.

Слайд 2.

Приветствие.

Добрый день, ребята.

Человек живёт в информационном пространстве, являясь источником и потребителем информации.  Умение работать с информацией и правильно применять ее в практической деятельности – одно из важнейших умений современного культурного человека.

Мы можем проводить работу с информацией в четырёх направлениях:
1) получение, поиск и фиксация информации;
2) понимание и преобразование информации;
3) применение и представление информации;
4) оценка достоверности полученной информации.

Мы сегодня поработаем только в одном направлении – поиск, получение и фиксация информации.

Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа. Для записи темы урока, ее вы запишете позднее, оставьте свободную строку.

Записывают число, классная работа

2

Физкультминутка

Слайд 3

Но начнем мы с вами с зарядки – чтоб зарядиться энергией, бодростью, хорошим настроением.

Пожалуйста, встаньте прямо, плечи расправьте, голову держите прямо. Строго выполняйте команды:

Правая рука вверх, левая в сторону

Обе руки в стороны параллельно полу

Правая рука вверх, левая вниз

Повернитесь налево, правая рука вверх, левая в сторону.

Делают зарядку

3

Проблемный диалог

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Скажите, пожалуйста, что за движения вы сейчас выполняли?

Правильно, это движения регулировщика.  Запишите в тетради слово регулировщик и произведите его морфемный и словообразовательный разбор.

Где обычно стоит регулировщик? На перекрестке.

Слово перекресток тоже запишите в тетрадь, произведите его морфемный и словообразовательный разбор.

А что такое перекресток? Пересечение двух дорог.

Запишите, пожалуйста,  в тетради  предложение Перекресток – это пересечение двух или нескольких дорог и выполните его синтаксический и пунктуационный разбор.

Как вы думаете, полна ли информация о перекрестке? Нет.

А где мы можем еще найти сведения по этому вопросу?

Отвечают на вопросы учителя, записывают в тетради слова, предложения, проводят лексический, морфемный, словообразовательный, синтаксический разборы. Каждый вид разбора на интерактивной доске выполняют разные ученики.

4

Постановка задачи

Слайд 7

Мнений много, поэтому для дальнейшей работы разделимся на группы:

1 группа пойдет в люди. Вам необходимо провести небольшой опрос, воспользовавшись помощью одноклассников. Можно прогуляться до учительской. Для работы у вас 7 минут.

2 группа будет работать в библиотеке, то есть искать информацию в книгах.

3 группа. Инструментом вашей работы будет компьютер.

Новые знания, пожалуйста, фиксируйте в удобной для вас форме. Время для работы – 5-7 минут.

Распределяются по группам, работают с источниками  информации

5

Трансляция полученных результатов

Слайд 8

Помогает настроить оборудование.

Итак, посмотрим, каков же наш урожай.  Я не ограничиваю вас в техническом оснащении, но во время урока для трансляции результатов очень удобно использовать сканер, проектор и документ-камеру.

Итак, материал первой группы представлен на слайде 1, материал 2 группы далее, материал, который нашли участники третьей группы,  ниже.

Преподносят полученные результаты различными способами: с помощью интерактивной доски, проектора, компьютера, сканера, документ-камеры, видеокамеры, фотоаппарата, устно на выбор учащихся

6

Промежуточная рефлексия

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями. Комфортно ли вам было работать в группе?

Как вы считаете, информация, собранная вами,  может считаться достоверной?

Конечно же, мы не всегда можем доверять непроверенным источникам информации, самыми достоверными и, как ни странно, самыми долговечными являются все-таки бумажные носители. Самыми удобными для работы и объемными являются электронные носители. Самыми ненадежными – устные высказывания людей. Недаром мудрая пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Естественно, когда учитель предлагает ученикам поработать с интернет-источниками, он заведомо должен проработать материал и произвести отбор, чтобы ученик работал с корректной и этичной информацией.

Что же такое перекресток?

Как мы выяснили, это не просто пересечение дорог, а пересечение дорог в одном уровне, то есть дорога и мост не образуют перекрестка.  

В мифологии и оккультизме перекресток – символ пересечений стихий, сторон света, место, где собираются злые силы, где приносились жертвы.

Но перекресток – это еще и трудная жизненная ситуация. То есть человек практически каждый миг своей жизни находится на перекрестке, делая нравственный выбор, ответственность за который мы тоже несем сами.

Иногда сделать выбор и пойти по тому или иному пути сложно, но, не оказавшись на перекрестке невозможно выйти на новую дорогу. А значит, перекресток – это перемены, это путь вперед.

Высказывают свое мнение, оценивают свою работу в группе, выстраивают рассуждение на морально-этическую тему.

7

Постановка проблемного вопроса

Слайд 13

Слайд14

Так почему же регулировщик стоит на перекрестке? Сформулировать ответ на поставленный вопрос вам поможет формула ПОПС. Краткое описание этой технологии вы можете найти на обороте рабочего листа.

Пожалуйста, постройте свое высказывание по предложенной модели, начиная каждое предложение с фразы, выделенной красным цветом.

Составьте и запишите текст-рассуждение, опираясь на ваши высказывания. Особое внимание обратите на третье предложение, ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике. Оно начинается со слов: «Я могу это доказать на примере …». Когда вы будете оформлять эту часть своего рассуждения, необходимо будет ссылаться на чье-то мнение, то есть вам предстоит оформление чужой речи. Поэтому нам нужно вспомнить способы передачи чужой речи. (устный опрос)

Работают с ПОПС-формулой, вспоминают способы передачи чужой речи и их оформления на письме.

8

Объяснение нового материала

Слайд 15

Слайд 16

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e987dbb7-cbbd-4742-95b8-41bda8111e2f/%5BRUS9_220%5D_%5BTD_140%5D.htm

Слайд 17

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/49ba5476-de4f-4d29-bc9b-2436dcb0fefc/%5BRUS9_220%5D_%5BIA_141%5D.swf

Есть еще один способ, он называется цитирование. Чтобы правильно оформить цитату, прочитайте текст на доске:

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e987dbb7-cbbd-4742-95b8-41bda8111e2f/%5BRUS9_220%5D_%5BTD_140%5D.htm 

На примерах рассмотрим, как правильно расставить знаки при цитировании: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/49ba5476-de4f-4d29-bc9b-2436dcb0fefc/%5BRUS9_220%5D_%5BIA_141%5D.swf 

Составьте схемы этих предложений.

Таким образом, цитата может быть оформлена и как косвенная речь, и как прямая речь, и через вставку в текст, но, в любом случае, чужие слова мы должны заключить в кавычки, если это не стихотворные строки.

Работают с интерактивным текстом, с интерактивной таблицей, составляют схемы предложений

9

Рефлексия

Слайд 18

А сейчас, используя новые знания, напишите ответ на вопрос: «Почему регулировщик стоит на перекрестке?»

Пишут сочинение – рассуждение, используя ПОПС-формулу.

10

Закрепление изученного материала

Слайд 19

Вернемся к началу урока.  Как бы вы сформулировали тему урока? Запишите ее, но не забывайте, что на уроке русского языка мы должны научиться, в первую очередь, правильно оформлять свою письменную и устную речь. (Слушаем варианты тем урока)

Формулируют и записывают тему урока.

11

Подведение итогов, выставление оценок, запись домашнего задания

Слайд 20

Конечно же, мы сегодня говорили и о способах получения информации, и о перекрестках, но самое главное – мы узнали, как правильно оформлять цитаты.

Поставьте в дневники оценки за урок, запишите домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на тему: «Почему важно правильно оформлять чужую речь?», используя в качестве примеров цитаты.

И все же, заканчивая урок, я хочу вернуться к регулировщику. Мне кажется, он стоит на перекрестке, потому что он помогает нам выбрать правильный путь, на котором мы  не создадим помех другим участникам движения, не создадим аварийной ситуации. И я вам желаю, чтобы на жизненных перекрестках вам помогал умный и компетентный регулировщик, предостерегающий от опасности и дающий   зеленый свет. А регулировщик этот – это наши знания, умения, наша совесть.

Выставляют оценки, записывают домашнее задание

 Заключение: урок проведен с использование ИКТ – технологий. На уроке учащиеся работали с массивом информации, учились находить главное и правильно оформлять. Работа на уроке постоянно направлялась учителем в русло подготовки к ГИА и ЕГЭ. Планируемая работа подразумевает применение регулятивных, коммуникативных, личностных, предметных и метапредметных универсальных учебных действий.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Шарканская средняя общеобразовательная школа»