Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме: Способы передачи чужой речи.
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему

Ковалева Светлана Николаевна

Презентация может использоваться в качестве сопроводительных материалов к уроку русского языка в 8 классе. Ниже размещены рекомендации по использованию и перечень ресурсов, которые применялись при создании работы.

                                                                                              Рекомендации по использованию:

Слайд

Комментарии к слайду

№1

Титульный слайд. Тема урока не указана, поскольку сформулировать ее должны сами учащиеся в процессе последующей эвристической беседы.

№2

Выдержки из сочинений учащихся на тему «Почему война это зло?», оформленные в виде предложений с вводными словосочетаниями, вводными предложениями (выделены жирным шрифтом). Сочинения писались после изучения предыдущей темы: «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». В процессе демонстрации слайда учитель задает вопрос: Какие языковые элементы использованы, чтобы передать ваши мысли? Цель: повторение изученного материала.

№3

Выдержки из сочинений, оформленные как предложения с прямой речью. Вопрос: Какой способ использован для передачи вашей речи?

№4

Выдержки из сочинений, оформленные в виде предложений с косвенной речью. Вопрос учителя: Кто знает, как называется этот способ передачи чужой речи?

№5

Перед демонстрацией происходит формулирование темы учащимися. В ходе предварительной беседы выявлено, что понятия «прямая речь», «косвенная речь» знакомы далеко не всем, следовательно на уроке разговор пойдет именно о них.

№6

Демонстрации слайда предшествует вопрос учителя: Что вы планируете узнать на уроке? Чему научиться? После чего ответы ребят сверяются с обозначенными на слайде целями.

Примечание

Перед демонстрацией слайдов №7 – №10 учащиеся делятся на три группы, каждая из которых получает задание для исследования нового материала с помощью учебника и справочников (организована выставка).

№7, №8

Демонстрируются после выступления представителя первой группы, получившей задание найти ответы на вопросы: Из каких элементов состоят слова с прямой речью? На что указывают слова автора? Какая часть речи, как правило, всегда присутствует в словах автора? Приведите примеры таких слов.

№9

Демонстрируется после выступления представителя второй группы, получившей задание найти ответы на вопросы: Где может располагаться прямая речь по отношению к ловам автора? Составьте известные вам схемы предложений с прямой речью (во время выступления участника 1-ой группы участник 2-ой группы изображает схемы на доске).

№10

Демонстрируется после выступления учащегося третьей группы, получившей задание найти ответы на вопросы: Что такое косвенная речь? Как оформляются предложения с косвенной речью? Приведите примеры таких предложений.

№11

Высказывание К.Г.Паустовского. Учитель озвучивает задание: записать высказывание четырьмя способами: 1.  Прямая речь стоит перед словами автора; 2. Прямая речь – после слов автора; 3. Прямая речь разрывается словами автора; 4. В виде предложения с косвенной речью.

№12

Взаимопроверка  выполнения задания (обмен тетрадями).

№13

Творческое задание с указанием времени выполнения.

№14

Слайд выполняет роль объясняющей иллюстрации к условиям экспресс-игры «Прямая - косвенная». Условия: первый по списку ученик читает придуманное им предложение с прямой речью, последний по списку выходит к доске и записывает озвученное предложение в виде предложения с косвенной речью. Затем последний вызывает к доске любого учащегося класса и зачитывает свой пример с прямой речью, чтобы вызванный им записал фразу как предложение с косвенной речью и т.д.

№15

Слайд, предваряющий переход к интерактивному тесту по теме с целью проверки усвоенных знаний. (Тест создавался мной в рамках проекта: «Электронные таблицы: создание кроссвордов и тестов».

№16

Домашнее задание (по выбору).

Литература:

1.      Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.  Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. Москва. Просвещение. 2011.

2.      Справочник по русскому языку: Практическая стилистика/ Д.Э.Розенталь. -  М. «Оникс 21 век». 2004.

3.     Уроки русского языка в 8 классе. Книга для учителя/ Г.А.Богданова. 4-е изд. – Москва. 2001.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку русского языка в 8 классе Учитель: Ковалева Светлана Николаевна

Слайд 2

По мнению Лакитина Дани , нужно, чтобы народы и страны жили в мире и процветании. Особенно на войне страшно, как считает Кобозов Даня , когда гибнут дети. Если нет бойца, как утверждает Вандин Дима , то нет и победы.

Слайд 3

Аня Куницкая с горечью пишет: «К сожалению, сейчас в мире начинается информационная война». «Люди! – призывает Владислав Мындру . –Вы должны помнить тех, кто совершил тот самый подвиг во имя нашей Родины!» «Неужели человек рождается для войны? – недоумевает Ваня Арефин. – Мне не хочется в это верить. Зачем рождаться для разрушения?»

Слайд 4

Соловьева Ксения считает, что современное молодое поколение не относится к войне серьезно. Бабушка Ромы Лещенко рассказывала, как они с матерью во время войны находили очистки и жарили их на трубе от буржуйки, выходящей в окно. Меля Настя с сожалением пишет, что во время войны было разрушено множество городов, которые сейчас могли бы славиться своею красотой.

Слайд 5

Двадцать восьмое апреля. Классная работа. Чужая речь. Основные способы передачи чужой речи.

Слайд 6

Цели Знать способы передачи чужой речи; понятия «прямая речь», «косвенная речь»; структуру предложений с прямой и косвенной речью; правила письменного оформления предложений с прямой и косвенной речью. Уметь различать предложения с прямой, косвенной речью и выразительно их читать; определять место слов автора и прямой речи; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью и обосновывать их постановку.

Слайд 7

Предложения с прямой речью Прямая речь + Слова автора (комментирующая часть)

Слайд 8

Слова автора указывают: кому принадлежит прямая речь; когда и при каких обстоятельствах была произнесена прямая речь; на манеру говорения лица, речь которого передаётся. Глаголы, используемые для оформления слов автора: говорить, сказать, спросить, ответить, прошептать, крикнуть, приказать, просить, молить, подумать, вспомнить, решить, предложить, засмеяться, обрадоваться, насторожиться, обидеться, удивиться, ужаснуться, ухмыльнуться…

Слайд 9

Прямая речь может находиться: 1) Перед словами автора: «П», - а. «П!» - а. «П?» - а. 2) После слов автора: А: «П». А: «П!» А: «П?» 3) Разрываться словами автора: «П, - а, - п ». «П! - а. - П». «П? - а. - П». «П, - а. - П». «П, - а: - П».

Слайд 10

Косвенная речь – речь какого-либо лица, сообщаемая от лица того, кто ее передает. Оформляется в виде сложноподчиненных предложений, части которых связаны с помощью союзов и союзных слов, выполняющих роль союзов (как, что, будто). Оля пожаловалась, как ей трудно дается математика. Саша предупредил, что опоздает. Гена слышал, будто из-за плохой погоды поход отменяется.

Слайд 11

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К.Г. Паустовский.

Слайд 12

« Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку», - писал К. Г. Паустовский. К. Г. Паустовский говорил: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». «Истинная любовь к своей стране, – утверждал К. Г. Паустовский, - немыслима без любви к своему языку». К.Г. Паустовский считал, что истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Слайд 13

Задание: составить предложения с прямой речью на каждую схему, используя разные глаголы для оформления слов автора. Время выполнения: 7 минут.

Слайд 14

Экспресс - игра прямая косвенная Я знаю: «Завтра будет солнце!» Я знаю, что завтра будет солнце.

Слайд 15

Тест

Слайд 16

Домашнее задание (по выбору) Упр. 404 (стр.194). Оформить в виде таблицы: Предложения с прямой речью Предложения с косвенной речью 2. Выписать из повести «Капитанская дочка» по одному предложения с прямой речью на каждую схему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок  проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....

Презентация к уроку русского языка (5 класс) по теме "Текст"

Презентация для вводного урока по теме "Текст". http://prezi.com/0_nkgewag13n/edit/?auth_key=2o7akoh&follow=jlwont8p2de...

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....

презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Союзы и союзные слова в СПП"

Презентация направлена на решение образовательных задач урока, содержит материал для выполнения практических работ с последующей самопроверкой....

Презентация к уроку русского языка 8 класса по теме "Вводные конструкции".

Презентация посвящена вводным словам, вводным предложениям и вставным конструкциям....