Урок-новелла "Дети, опаленные войной"
методическая разработка по литературе (6, 7 класс) на тему

Чинова Любовь Александровна

Урок по литературе для 6-7 классов, направленный на патриотическое воспитание учащихся.На художественном материале раскрывается трагедия детей в военное время. Звучат стихи поэтов-фронтовиков, эмоционально воспринимаются факты истории с участием детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_deti_opalennye_voynoy.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК-НОВЕЛЛА

ДЕТИ, ОПАЛЁННЫЕ ВОЙНОЙ

Защити своих детей, страна,

Стала детским садом им война.

Е. Евтушенко

ХОД УРОКА

Звучит «Бухенвальдский набат».

Учитель. Сегодня мы проводим урок «Дети, опалённые войной». Это урок-новелла, т. е. короткий рассказ, всего одна страничка большой войны, но написана она теми, чьё детство совпало с войной, для кого «детским садом» стала война». Малыши выросли и стали поэтами, приговорёнными всю жизнь, вспоминая детство, вспоминать и войну.

Поэзия, будь громкой или тихой, -

Не будь тихоней лживой никогда.

«Не будь тихоней лживой» и расскажи нам о последних её свидетелях, о тех детях, которые остались там, в далёком 41-м.

Не голос памяти правдивой,

Сулит беспамятность беду…

Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу.

Яркое детское восприятие, сохранённое в памяти, поможет нам увидеть войну ещё с одной стороны, может быть, с самой страшной, потому что с детской…

Звучат песни на стихи Ю. Мориц

УЧЕНИК

Эти песни написаны на стихи Ю. Мориц и переложены на музыку С. Никитиным. Они как возвращение в детство.

Но у самой поэтессы детства красочного не было.

Рождённая в роковом 37-м году, она уже в 4 года попала в мир, который был поделен на два цвета – чёрный и белый. В эвакуации на Урале она жила в подвале, в котором раньше был склад мороженого, а по возвращении в родной Киев – в сырой комнате. «Всю войну я жила под землёй», - вспоминает поэтесса.

УЧЕНИЦА

Я не дрожала в чистой спаленке

От сказок нянюшки седой,

Под ёлкой не искала в валенке

Чудес, обёрнутых слюдой.

Спалили спаленку орудия,

И вилы нянюшка взяла –

Для совершенья правосудия

За край, обугленный дотла.

2УЧЕНИЦА (в руках изломанная кукла)

А ещё она помнит,

Как из горящего поезда

На

Траву

Выбрасывали детей.

(На фоне музыки ученица медленно проходит между рядами и идёт к середине класса, прижимая куклу к груди).Песня «Журавли».

Я плыла

По кровавому, скользкому рву

Человеческих внутренностей и костей.

Пилот, который летал надо мной, -

Коричневая чума, -

Скользил и хохотал, как больной,

Который сошёл с ума.

Он реял в летающем сундуке,

В лобовое влипал стекло.

Я видела свастику на руке

И то, что со лба текло.

И ещё я видела красный круг

Паровозного колеса.

И от ужаса

Мне не хватало рук,

Чтоб закрыть глаза…

(Останавливается, поворачивается к классу. Музыка замолкает).

Так на пятом году

Мне послал господь

Спасенье и долгий путь…

Но ужас натёк в мою кровь и плоть –

И катается там, как ртуть!

3 Ученик

Этой пятилетней девочке « не хватило рук, чтоб от ужаса закрыть глаза». А тому пилоту, который убивает шутя, я «только в глаза посмотрел бы: зверь он или человек? Есть ли в нём что живое? А если бы я живое увидел, то спросил бы его: зачем он разбойничает? Зачем всех кругом убивает?..

…Разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, а все люди были живые?» Это слова писателя А. Приставкина, который не понаслышке знает о войне.Но они стали и моими. Я не хочу войны. Я ненавижу войну.

УЧИТЕЛЬ

Ах, как слова мои ничтожны,

Но память требует опять…

Сказать об этом невозможно,

Но невозможнее молчать.

ВЕДУЩИЙ

Мы ведём репортаж из музея «Память детства». Говорят последние её свидетели.

1-й ученик

Помню очень смутно и немного:

Сорок третий…

Ёлка…

Дед Мороз…

(вскакивает на стул)

«Граждане, воздушная тревога!» -

Встав на стул, я громко произнёс.

Скудный праздник жил на хвойной ветке

Свечкою дрожащею едва…

Все молчали,

Плакала соседка,

Слушая привычные слова.

2 –й ученик

Нам детство трудное досталось

Среди осколков ржавых, кирпичей,

О детских шалостях мечталось,

Но не было ни кукол, ни мячей.

ВЕДУЩИЙ

Жизнь была сурова к этим детям, но всё-таки, пройдя жесточайшие испытания судьбы, они выжили. Их голос звучит набатом для всех нас, чтобы мы помнили тех, кому не суждено было вернуться с войны, кому пришлось вместо ручек брать автоматы и вставать в один ряд со взрослыми.

УЧЕНИК

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они -  кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же.

ВЕДУЩИЙ

Вспомним тех мальчишек и девчонок, которые приближали желанный День Победы.

У доски уч-ся, которые будут рассказывать о погибших детях, называют себя.

1. Саша Чекалин, туляк.

2. Зина Портнова

3. Таня Савичева

4. Марат Казей

5. Володя Дубинин

6. Лёня Голиков

Звучит песня Высоцкого «Сыновья уходят в бой».

Лёня Голиков.

Мальчик из деревни – так нарекла слава Лёню Голикова. Когда началась война, школьник из деревни Лукино, что под старой Руссой, добыл винтовку и ушёл в партизаны. Худенький, небольшого роста, в свои 14 лет он выглядел ещё моложе. Одевшись нищим, он ходил по деревням, собирая необходимые данные о расположении фашистских войск, о количестве боевой техники противника. Новый разведчик-партизан наравне со взрослыми участвовал в 27 боевых операциях. Погиб в неравной схватке с врагами в январе 1943г. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

ВЕДУЩИЙ

Ужасную судьбу Гитлер готовил Ленинграду. Для осуществления своего варварского замысла к городу были стянуты огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков и 1500 самолётов. Врагу удалось вплотную подойти к Ленинграду и окружить его. Город переживал блокаду.

УЧЕНИК

«Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестёр и братьев, ушедших на фронт, и всем, чем только можно, помогайте своему народу!»

УЧЕНИЦА

На парте осталась раскрытой тетрадь –

Не выпало им дописать, дочитать,

Когда навалились на город

Фугасные бомбы и голод.

(В. Корыстылёв).

ВЕДУЩИЙ

Самым страшным врагом был голод. В день рабочие получали по 250 г хлеба, а служащие, дети – по 125г. В домах было холодно, а за водой приходилось ходить на набережную Невы. Все эти нечеловеческие тяготы и лишения наравне со взрослыми переносили дети и подростки.

УЧЕНИЦА

Девчонка с ведёрком пустым

Чуть движется… А за Невою

Клубится пожарища дым.

А там, меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать,

На саночках узких ребята

Везут свою мёртвую мать…

(Ю. Андрушенко)

ВЕДУЩИЙ

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных, сделала её сиротой.

ПОРТРЕТ ТАНИ САВИЧЕВОЙ

1 и 2 девочки читают дневник Тани.

1. Женя умерла 28 декабря в 12.00ч утра 1941г.

2. Бабушка умерла 25 января в 3 ч дня 1942г.

1. Лека умер 17 марта в 5 ч утра 1942г.

2Дядя Вася умер в 2 ч ночи 14 апреля 1942г.

1. Дядя Лёша умер 10 мая в 4 ч дня 1942г.

2.Мама умерла 13 мая в 7. 30 ч утра 1942г

1. Савичевы умерли

2. Умерли все

1 Осталась одна Таня.

ВЕДУЩИЙ

Таня Савичева – 11-летняя девочка не воевала, но она переживала все трудности блокадной зимы 1941 – 1942гг.

А вот о подвиге другой ленинградки  - Зины Портновой, - удостоенной звания Героя Советского Союза, известно многим.

УЧЕНИЦА.

Война застала Зину в Витебске, в гостях у бабушки.

Когда туда пришли фашисты, она вступила в подпольную организацию «Юные мстители». Вместе с другими ребятами расклеивала листовки, училась метко стрелять. Поступив на работу в офицерскую столовую,  Зина передавала через сестру партизанам ценные сведения. Мстя за расстрелянных товарищей, она отравила большую группу фашистских карателей. В партизанском отряде ходила в разведку. Однажды её схватили. Во время допроса она сумела застрелит следователя и дежурного офицера. Но убежать ей не удалось. Её пытали, но она ничего не сказала.

ВЕДУЩИЙ

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

Слава этих лет выпала и на долю нашего земляка Александра Чекалина, Саши-непоседы, как называл его отец.

Беззаботное детство, так внезапно оборвавшееся для ребят военной поры, для кого-то оборвалось навсегда, кого-то не по годам сделало взрослыми. Ручеёк чужой жизни наполнил жизьнь оставшихся.

1 ученик

Люди,

Покуда сердца

Стучатся, -

Помните!

Какою ценой

Завоёвано счастье,

Пожалуйста, помните!

2 ученик

О тех,

Кто уже никогда не споёт,

Помните!

Детям

Детей

Расскажите о них,

Чтобы тоже

Запомнили!

Но тех,

Кто уже не придёт

Никогда,

Заклинаю:

Помните!            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Судьбы, опаленные войной.

Каждый год в нашем музее в преддверии Дня Победы мы встречаемся с ветеранами Великой Отечественной войны и каждый год узнаем, что их становится все меньше и меньше. После каждой встречи понимаеш...

Урок мужества "Песни, опаленные войной"

Это занятие подготовлено ко Дню Победы. Беседа с учащимися о том, как помогали песни в годы Великой Отечественной войны....

Внеклассное мероприятие "Опаленные войной" посвященное участником войны родственников.

Расскажи о своем герое Великой Отечественной войны.чтобы знали и помнили.....

Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""

Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...

Внеклассное занятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: «Детство, опаленное войной»

Внеклассное мероприятие, цель которого - привлечь внимание к фактам участия детей в борьбе с фашистами в годы ВОВ,...