"У счастья нет завтрашнего дня..." (урок по повести И.С.Тургенева "Ася")
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Фомина Светлана Владимировна

 На уроке предстоит нелёгкий разговор о любви. Восьмиклассникам трудно искренне высказывать свою точку зрения по данной теме, поэтому нужно организовать работу таким образом, чтобы у учащихся возникло желание поделиться своими размышлениями по данному вопросу. В основе сюжета – история любви, закончившаяся разлукой не из-за каких-то внешних обстоятельств, а по внутренней несостоятельности героя, который не сумел взять на себя ответственность за судьбу и счастье полюбившей его девушки. В  завершении разговора, хотелось бы поставить вопрос по-иному: «Может ли быть у счастья завтра?» Учащиеся дают утвердительный ответ. Может , но очень часто вывод о недостижимости людьми счастья приходит потому,  что  особенно в молодости, не ценят того, что получают. А счастье и настоящая любовь – это великий дар, который даётся человеку один раз в жизни. Если человек не сумеет этого понять, он обречён на одиночество.

«…Человек не растение и процветать ему долго нельзя. Молодость ест пряники золоченые, да думает, что это-то и есть хлеб насущный; а придёт время — и хлебца напросишься».

Счастье было совсем рядом с Н.Н., но он не смог это понять и оценить.

Счастливым хочет быть каждый человек, но счастье — это огромный труд. Кто мечтает о счастье, но ничего для этого не делает, тот вряд ли его получит. Очень важно разобраться в себе, в своих чувствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fomina_s.v._u_schastya_net_zavtrashnego_dnya.docx41.63 КБ

Предварительный просмотр:

Фомина С.В.          Урок литературы  в 8 классе.

Тема «У счастья нет завтрашнего дня» (по повести И.С.Тургенева «Ася»).

Технология изучения темы.

1 этап: Организационный

Задачи

Учебное  задание

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу

2 этап: Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему

Чтение учителем стихотворения Ю.Левитанского «Каждый выбирает по себе» ( приложение 2)

И.С.Тургенев говорил: «Каждый делает свою судьбу…». Как это утверждение писателя можно спроецировать на ту драму, которая произошла с главным героем его повести «Ася»- господином Н.Н.?

Рассмотрим поставленные вопросы более глубоко и установим причины драмы героя, его одиночества, оторванности от жизни общества. Задумаемся, почему Тургенев утверждает, что «у счастья нет завтрашнего дня».

3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация

Выявить пробелы в знаниях уч-ся

Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы    

Актуализировать знания учащихся о некоторых фактах биографии и творчества И.С.Тургенева

У счастья нет завтрашнего дня;.. у него есть настоящее – и то не день, а мгновение»

И.С. Тургенев

Объясните смысл эпиграфа

5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений

Показать мастерство Толстого в описании пейзажа;         развивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.

 Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

Представьте себе. Что, может быть, это именно то окно (доска), из которого, смеясь, выглядывала Ася, дразня господина Н. Н.

 Кстати, как вы думаете, почему на подоконнике стоит герань?

- ответ

- Именно ветку герани бросила озорная ладошка Аси господину Н.Н. в начале их знакомства. Если бы герой сумел подхватить её, возможно, она стала бы для него

своеобразным пропуском                                                                  в счастливую жизнь.

- Но здесь же мы видим и засохшую ветку герани и несколько пожелтевших записок. Почему?

- ответ

- Между цветущей геранью и засохшей веткой – история одной любви. И мы сегодня с вами поговорим о том, как зарождалась эта любовь, как она развивалась, почему  не принесла героям счастья? Кто в этом виноват?

Итак, повесть называется «Ася». Почему?

Но какое настоящее имя носит героиня? (Аня – грация, миловидность, Анастасия (Ася) – рожденная заново).

Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно называет Асей? 

Оставляем этот вопрос открытым, мы еще вернемся к нему, но одна особенность у нас уже есть: смысл названия, у Тургенева оно всегда очень значимо.

Вывод: Повесть называется «Ася» по имени главной героини, так как она не только оказалась главной, то есть лучшей, истинной по сравнению с Н.Н., но и потому, что осталась на всю жизнь неповторимой в памяти и мыслях рассказчика.

Я думаю, что пришло время познакомиться с Асей. У вас есть на неё досье?

Ответ учащихся.

Имя-Ася, как зовёт ее брат Гагин, Анна- полное имя

Возраст-17-18 лет

Происхождение- дочь дворянина и горничной, воспитание домашнее и обучение в пансионе

Цель путешествия- по решению брата

Место проживания- Германия, за городом З.., в винограднике над Рейном

Чувства, переживания- странное поведение, вызванное ощущением необычности положения, переживания, связанные с зарождающейся любовью, горячность, переменчивость в настроении.

Какова же Ася? Правда ли , она странная? В чём её странность?

Микровывод: Ася как бы освещает всё вокруг, с ней чувствуется живее, слышится звонче. Человек становится счастливее.

Сопоставим психологическое состояние и действия героев в 11-12 главах и увидим. Насколько они не соответствуют друг другу.

Он                                                              Она

Веселый                                                     печальная

Любуется                                                   боится

Вошел                                                         хочет бежать

Не думал ни о чем                                     о многом думала

Ему очень хорошо                                      мысль о смерти

Смеется                                                       дает клятву.

Микровывод: Н.Н. боится Асиной «странности», боится неожиданностей и беспокойств, которое ему сулит женитьба на ней. Он поступает «благоразумно», «по правилам», «как честный человек», а любовь- это нарушение всех правил.

А почему Тургенев отказывает герою в имени ? Что вы можете о нем сказать ? У вас есть на него досье?

Ответ  :

Имя –господин Н.Н.

Возраст- 25 лет

Происхождение- дворянин

Цель путешествия- «уехал за границу не для того, чтобы  «окончить моё воспитание, а просто мне захотелось посмотреть на мир Божий…»

Место проживания – Германия, городок З.., в двух верстах от Рейна

Чувства, переживания- любование природой, Рейном, воспоминания о некоей вдове, удивление перед загадкой Гагина и Аси, странностью девушки, зарождение любви к Асе, желание разгадать загадку отношений Гагина и Аси, ошибочность представлений о них. Радость от известия, что Гагин и Ася –брат и сестра, противоречивые чувства после записки Аси, малодушие, нерешительность во время свидания с Асей.

- Как жил господин Н. до встречи с Асей?  (гл.1)

Он был молод, счастлив, деньги у него не переводились, путешествует, чтобы посмотреть мир.

- Что значит «жил без оглядки»? 

Не задумывался о последствиях своих поступков, не возлагал на себя ответственности за судьбы ближних.

- Испытывал ли он настоящие чувства?

Даже чувства он себе придумывал (история с  «жестокосердной» вдовой).

- Какое впечатление произвела Ася на господина Н. во время первой встречи? 

(ключевое слово «что-то особенное»)

- Первая встреча подходит к концу, Ася оставляет неизгладимый след в душе героя. Господин Н. переправляется на лодке через Рейн к себе домой прекрасной летней ночью.

- Каким чувством эта лунная ночь наполняет душу героя? 

Счастье.  Это не случайно. Ведь именно искусство природа и любовь и есть составляющие красоты и счастья, по мнению И.С. Тургенева.

- Но уже в этой прекрасной картине есть элемент тревоги.

Кто заметил тревожный мотив? 

Река – символ жизни, лунная дорожка – судьба. Когда Ася кричит, что герой разбил лунный столб, то можно сказать, что мы слышим голос судьбы. Но услышал ли его герой? Понял ли?

- Взаимоотношения героев складываются не просто. Ася оказалась девушкой необычной.

 В чём же странности её характера? 

Она постоянно меняется: то безудержно весёлая, то грустная, то отчаянная и озорная, то чопорная барышня…

- В чём причина этой странности? 

История Аси, рассказанная Гагиным.

- А какова вторая причина странностей героини?

Чувство, которое пугает Асю своей новизной

- В душе господина Н. происходит очень  сложный процесс. Он испытывает целую гамму самых противоречивых переживаний. Чтобы понять это, выполним небольшую практическую работу.

Практическая работа. Карточки с отрывком из повести. Подчеркнуть в тексте слова со значением чувства.

Подчеркните слова со значением «чувства».

1.Её движения были очень милы, но мне по-прежнему было досадно на неё, хотя я невольно любовался её лёгкостью и ловкостью. На одном опасном месте она нарочно вскрикнула и потом захохотала…  Мне стало досаднее.

2. Помнится, я шёл домой, ни о чём не размышляя. Но с странной тяжестью на сердце…

  1. Я пришёл домой совсем в другом настроении духа, чем накануне. Я чувствовал себя почти рассерженным и долго не мог успокоиться. Непонятная мне самому досада меня разбирала.
  2. Я улыбался, потирал руки, удивлялся случаю, внезапно подтвердившему мои догадки, а между тем на сердце у меня было очень горько.
  3. Увидев знакомый виноградник и белый домик на верху горы, я почувствовал какую-то сладость – именно сладость на сердце, точно мне мёду туда налили. Мне стало очень легко после гагинского рассказа.

-Что привлекло господина Н. в Асе?

В мире искусственных чувств и страстей он впервые столкнулся с чем-то настоящим.

- Первое свидание. Как раскрываются герои, как ведут себя, о чём говорят, что чувствуют?

Заполнение 1 колонки таблицы

- Кто первый делает шаг навстречу? Как вы оцените поступок Аси?

- Почему господин Н. рассказал Гагину о записке Аси? Прав ли он? 

Предательство, чужая тайна.

- Проанализируйте сцену разрыва  (глава шестнадцатая). Какой цвет и свет?  Что и как говорят герои? Почему Ася на свидании «словно мертвая птица», ведь она надеется на любовь? Этот ключевой образ птицы поможет понять мысль писателя: не судьба! Ася убегает, понимая, что любовь не будет иметь продолжения.

Заполнение 2 колонки таблицы.

Первое свидание

Второе свидание

Цвет и свет

Светлые глаза, синева неба, воздух был насыщен блеском

Довольно темно

Интонация речи героев

Ласка в голосе, засмеялась тихим смехом

Испуганный шёпот, прерывистые звуки, резкие слова

Место свидания

В винограднике у подножия горы

Небольшая комната

Музыка

Вальс

-------------------------

Ключевой образ

Летящая птица, крылья

Испуганная птичка, рука, как мёртвая

-Анализ таблицы. В первом случае есть все составляющие красоты и счастья: природа, искусство, любовь; во втором – нет. Герой упустил свою птицу счастья. Этот ключевой образ птицы помогает понять основную мысльписателя6 не судьба! Ася убегает, понимая, что любовь не будет иметь продолжения.

Наблюдения и выводы о характере и поступках Аси позволяют нам подойти к понятию литературного типа (обобщенного образа) «тургеневской девушки» Что же для него характерно?

Ответы учащихся, обобщение через презентацию.

Нежность, способность на искренние сильные чувства, отсутствие искусственности, фальши, кокетства.

Устремленность в будущее.

Сильный характер, готовность к самопожертвованию.

Активность и самостоятельность в решении своей судьбы.

Строгое отношение к жизни и предчувствие неизбежности возмездия за стремление к личному счастью.

  Непосредственность.

Любовь к природе.

«странность» внутреннего мира героини.

Требовательность в выборе любви

В чём привлекательность тургеневской героини для современного читателя?

Главная тема повести – любовь, в основе сюжета – история любви, закончившаяся разлукой не из-за каких-то внешних обстоятельств, а по внутренней несостоятельности героя, который не сумел взять на себя ответственность за судьбу и счастье полюбившей его девушки.

Я предлагаю вам сравнить сцену свидания из романа И.С.Тургенева «Рудин». Какими вы увидели героев, что их объединяет?

(инсценирование фрагмента из романа «Рудин», сцена свидания)

- Когда же просыпается настоящая любовь в душе господина Н.? (гл. 18)

- Была ли у героя возможность вернуть счастье? Обращение к эпиграфу к уроку.

- «Я нашёл, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей…» Прав ли герой? Как сложилась его жизнь?

Главную мысль, идею всего произведения Тургенев вкладывает в уста своего героя, который только после разрыва с Асей убеждается в своей любви к ней. Автор наказывает своего героя за то, что тот не узнал любовь, что сомневался в ней. В любви нельзя сомневаться, любовь нельзя откладывать на завтра.

Идея: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье».

Как вы это понимаете? (анализ анкет)

Осознание чувства любви к нему пришло слишком поздно. Нельзя откладывать любовь и счастье «на завтра».

Вся история досказана в 21 главе. Зачем Тургеневу нужна глава 22? Что читатель узнаёт о господине Н.Н.? В чём видит Тургенев драму господина Н.Н.?

( Осуждённый на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы…И я сам – что сталось со мною?  Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, тех крылатых надежд и стремлений? Так лёгкое испарение ничтожной травки переживает все радости, все горести человека- переживает самого человека).

 

6 этап: Подведение итогов урока.

Выявить знание содержания повести

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы  

Итак, в завершении разговора, хотелось бы поставить вопрос по-иному: «Может ли быть у счастья завтра?»- Может , но очень часто вывод о недостижимости людьми счастья приходит потому,  что  особенно в молодости, не ценят того, что получают. А счастье и настоящая любовь – это великий дар, который даётся человеку один раз в жизни. Если человек не сумеет этого понять, он обречён на одиночество.

«…Человек не растение и процветать ему долго нельзя. Молодость ест пряники золоченые, да думает, что это-то и есть хлеб насущный; а придёт время — и хлебца напросишься».

Счастье было совсем рядом с Н.Н., но он не смог это понять и оценить.

Счастливым хочет быть каждый человек, но счастье — это огромный труд. Кто мечтает о счастье, но ничего для этого не делает, тот вряд ли его получит. Очень важно разобраться в себе, в своих чувствах.

7 этап: Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

1.Сформулировать тему для сочинения, исходя из собственных впечатлений от прочитанной повести, написать свои размышления по вопросам, взволновавших вас.

2. Подготовить сообщение о Н.А.Некрасове. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.

8 этап: Рефлексия. Итог урока

Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить работу учащихся

- И в заключение нашего урока я бы хотела, чтобы вы высказали своё мнение по основным вопросам урока.

Начинайте свой ответ с предложений:

Теперь я понимаю, что настоящая любовь….

Сегодняшний урок открыл мне великую тайну…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Создание гипертекста на уроках литературы. Судьба России в творчестве А. С. Пушкина. (Урок по повестям Ивана Петровича Белкина.)

Цель фундаментального ядра общего образования – формирование гражданской позиции детей. Мы, учителя, должны стремиться к упорядоченным знаниям учащихся. Необходимо стремиться произведение повернуть ли...

Презентация к уроку литературы по теме "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе""

Презентация составлена к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"....

Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект урока  "Уроки доброты" (по повести В.Г. Распутина "Уроки французского")...

Настоящим людям посвящается! (урок по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке")

совершенствовать умение анализировать  текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;формировать ли...