"У счастья нет завтрашнего дня..." (урок по повести И.С.Тургенева "Ася")
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Фомина Светлана Владимировна

 На уроке предстоит нелёгкий разговор о любви. Восьмиклассникам трудно искренне высказывать свою точку зрения по данной теме, поэтому нужно организовать работу таким образом, чтобы у учащихся возникло желание поделиться своими размышлениями по данному вопросу. В основе сюжета – история любви, закончившаяся разлукой не из-за каких-то внешних обстоятельств, а по внутренней несостоятельности героя, который не сумел взять на себя ответственность за судьбу и счастье полюбившей его девушки. В  завершении разговора, хотелось бы поставить вопрос по-иному: «Может ли быть у счастья завтра?» Учащиеся дают утвердительный ответ. Может , но очень часто вывод о недостижимости людьми счастья приходит потому,  что  особенно в молодости, не ценят того, что получают. А счастье и настоящая любовь – это великий дар, который даётся человеку один раз в жизни. Если человек не сумеет этого понять, он обречён на одиночество.

«…Человек не растение и процветать ему долго нельзя. Молодость ест пряники золоченые, да думает, что это-то и есть хлеб насущный; а придёт время — и хлебца напросишься».

Счастье было совсем рядом с Н.Н., но он не смог это понять и оценить.

Счастливым хочет быть каждый человек, но счастье — это огромный труд. Кто мечтает о счастье, но ничего для этого не делает, тот вряд ли его получит. Очень важно разобраться в себе, в своих чувствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fomina_s.v._u_schastya_net_zavtrashnego_dnya.docx41.63 КБ

Предварительный просмотр:

Фомина С.В.          Урок литературы  в 8 классе.

Тема «У счастья нет завтрашнего дня» (по повести И.С.Тургенева «Ася»).

Технология изучения темы.

1 этап: Организационный

Задачи

Учебное  задание

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу

2 этап: Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему

Чтение учителем стихотворения Ю.Левитанского «Каждый выбирает по себе» ( приложение 2)

И.С.Тургенев говорил: «Каждый делает свою судьбу…». Как это утверждение писателя можно спроецировать на ту драму, которая произошла с главным героем его повести «Ася»- господином Н.Н.?

Рассмотрим поставленные вопросы более глубоко и установим причины драмы героя, его одиночества, оторванности от жизни общества. Задумаемся, почему Тургенев утверждает, что «у счастья нет завтрашнего дня».

3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация

Выявить пробелы в знаниях уч-ся

Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы    

Актуализировать знания учащихся о некоторых фактах биографии и творчества И.С.Тургенева

У счастья нет завтрашнего дня;.. у него есть настоящее – и то не день, а мгновение»

И.С. Тургенев

Объясните смысл эпиграфа

5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений

Показать мастерство Толстого в описании пейзажа;         развивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.

 Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

Представьте себе. Что, может быть, это именно то окно (доска), из которого, смеясь, выглядывала Ася, дразня господина Н. Н.

 Кстати, как вы думаете, почему на подоконнике стоит герань?

- ответ

- Именно ветку герани бросила озорная ладошка Аси господину Н.Н. в начале их знакомства. Если бы герой сумел подхватить её, возможно, она стала бы для него

своеобразным пропуском                                                                  в счастливую жизнь.

- Но здесь же мы видим и засохшую ветку герани и несколько пожелтевших записок. Почему?

- ответ

- Между цветущей геранью и засохшей веткой – история одной любви. И мы сегодня с вами поговорим о том, как зарождалась эта любовь, как она развивалась, почему  не принесла героям счастья? Кто в этом виноват?

Итак, повесть называется «Ася». Почему?

Но какое настоящее имя носит героиня? (Аня – грация, миловидность, Анастасия (Ася) – рожденная заново).

Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно называет Асей? 

Оставляем этот вопрос открытым, мы еще вернемся к нему, но одна особенность у нас уже есть: смысл названия, у Тургенева оно всегда очень значимо.

Вывод: Повесть называется «Ася» по имени главной героини, так как она не только оказалась главной, то есть лучшей, истинной по сравнению с Н.Н., но и потому, что осталась на всю жизнь неповторимой в памяти и мыслях рассказчика.

Я думаю, что пришло время познакомиться с Асей. У вас есть на неё досье?

Ответ учащихся.

Имя-Ася, как зовёт ее брат Гагин, Анна- полное имя

Возраст-17-18 лет

Происхождение- дочь дворянина и горничной, воспитание домашнее и обучение в пансионе

Цель путешествия- по решению брата

Место проживания- Германия, за городом З.., в винограднике над Рейном

Чувства, переживания- странное поведение, вызванное ощущением необычности положения, переживания, связанные с зарождающейся любовью, горячность, переменчивость в настроении.

Какова же Ася? Правда ли , она странная? В чём её странность?

Микровывод: Ася как бы освещает всё вокруг, с ней чувствуется живее, слышится звонче. Человек становится счастливее.

Сопоставим психологическое состояние и действия героев в 11-12 главах и увидим. Насколько они не соответствуют друг другу.

Он                                                              Она

Веселый                                                     печальная

Любуется                                                   боится

Вошел                                                         хочет бежать

Не думал ни о чем                                     о многом думала

Ему очень хорошо                                      мысль о смерти

Смеется                                                       дает клятву.

Микровывод: Н.Н. боится Асиной «странности», боится неожиданностей и беспокойств, которое ему сулит женитьба на ней. Он поступает «благоразумно», «по правилам», «как честный человек», а любовь- это нарушение всех правил.

А почему Тургенев отказывает герою в имени ? Что вы можете о нем сказать ? У вас есть на него досье?

Ответ  :

Имя –господин Н.Н.

Возраст- 25 лет

Происхождение- дворянин

Цель путешествия- «уехал за границу не для того, чтобы  «окончить моё воспитание, а просто мне захотелось посмотреть на мир Божий…»

Место проживания – Германия, городок З.., в двух верстах от Рейна

Чувства, переживания- любование природой, Рейном, воспоминания о некоей вдове, удивление перед загадкой Гагина и Аси, странностью девушки, зарождение любви к Асе, желание разгадать загадку отношений Гагина и Аси, ошибочность представлений о них. Радость от известия, что Гагин и Ася –брат и сестра, противоречивые чувства после записки Аси, малодушие, нерешительность во время свидания с Асей.

- Как жил господин Н. до встречи с Асей?  (гл.1)

Он был молод, счастлив, деньги у него не переводились, путешествует, чтобы посмотреть мир.

- Что значит «жил без оглядки»? 

Не задумывался о последствиях своих поступков, не возлагал на себя ответственности за судьбы ближних.

- Испытывал ли он настоящие чувства?

Даже чувства он себе придумывал (история с  «жестокосердной» вдовой).

- Какое впечатление произвела Ася на господина Н. во время первой встречи? 

(ключевое слово «что-то особенное»)

- Первая встреча подходит к концу, Ася оставляет неизгладимый след в душе героя. Господин Н. переправляется на лодке через Рейн к себе домой прекрасной летней ночью.

- Каким чувством эта лунная ночь наполняет душу героя? 

Счастье.  Это не случайно. Ведь именно искусство природа и любовь и есть составляющие красоты и счастья, по мнению И.С. Тургенева.

- Но уже в этой прекрасной картине есть элемент тревоги.

Кто заметил тревожный мотив? 

Река – символ жизни, лунная дорожка – судьба. Когда Ася кричит, что герой разбил лунный столб, то можно сказать, что мы слышим голос судьбы. Но услышал ли его герой? Понял ли?

- Взаимоотношения героев складываются не просто. Ася оказалась девушкой необычной.

 В чём же странности её характера? 

Она постоянно меняется: то безудержно весёлая, то грустная, то отчаянная и озорная, то чопорная барышня…

- В чём причина этой странности? 

История Аси, рассказанная Гагиным.

- А какова вторая причина странностей героини?

Чувство, которое пугает Асю своей новизной

- В душе господина Н. происходит очень  сложный процесс. Он испытывает целую гамму самых противоречивых переживаний. Чтобы понять это, выполним небольшую практическую работу.

Практическая работа. Карточки с отрывком из повести. Подчеркнуть в тексте слова со значением чувства.

Подчеркните слова со значением «чувства».

1.Её движения были очень милы, но мне по-прежнему было досадно на неё, хотя я невольно любовался её лёгкостью и ловкостью. На одном опасном месте она нарочно вскрикнула и потом захохотала…  Мне стало досаднее.

2. Помнится, я шёл домой, ни о чём не размышляя. Но с странной тяжестью на сердце…

  1. Я пришёл домой совсем в другом настроении духа, чем накануне. Я чувствовал себя почти рассерженным и долго не мог успокоиться. Непонятная мне самому досада меня разбирала.
  2. Я улыбался, потирал руки, удивлялся случаю, внезапно подтвердившему мои догадки, а между тем на сердце у меня было очень горько.
  3. Увидев знакомый виноградник и белый домик на верху горы, я почувствовал какую-то сладость – именно сладость на сердце, точно мне мёду туда налили. Мне стало очень легко после гагинского рассказа.

-Что привлекло господина Н. в Асе?

В мире искусственных чувств и страстей он впервые столкнулся с чем-то настоящим.

- Первое свидание. Как раскрываются герои, как ведут себя, о чём говорят, что чувствуют?

Заполнение 1 колонки таблицы

- Кто первый делает шаг навстречу? Как вы оцените поступок Аси?

- Почему господин Н. рассказал Гагину о записке Аси? Прав ли он? 

Предательство, чужая тайна.

- Проанализируйте сцену разрыва  (глава шестнадцатая). Какой цвет и свет?  Что и как говорят герои? Почему Ася на свидании «словно мертвая птица», ведь она надеется на любовь? Этот ключевой образ птицы поможет понять мысль писателя: не судьба! Ася убегает, понимая, что любовь не будет иметь продолжения.

Заполнение 2 колонки таблицы.

Первое свидание

Второе свидание

Цвет и свет

Светлые глаза, синева неба, воздух был насыщен блеском

Довольно темно

Интонация речи героев

Ласка в голосе, засмеялась тихим смехом

Испуганный шёпот, прерывистые звуки, резкие слова

Место свидания

В винограднике у подножия горы

Небольшая комната

Музыка

Вальс

-------------------------

Ключевой образ

Летящая птица, крылья

Испуганная птичка, рука, как мёртвая

-Анализ таблицы. В первом случае есть все составляющие красоты и счастья: природа, искусство, любовь; во втором – нет. Герой упустил свою птицу счастья. Этот ключевой образ птицы помогает понять основную мысльписателя6 не судьба! Ася убегает, понимая, что любовь не будет иметь продолжения.

Наблюдения и выводы о характере и поступках Аси позволяют нам подойти к понятию литературного типа (обобщенного образа) «тургеневской девушки» Что же для него характерно?

Ответы учащихся, обобщение через презентацию.

Нежность, способность на искренние сильные чувства, отсутствие искусственности, фальши, кокетства.

Устремленность в будущее.

Сильный характер, готовность к самопожертвованию.

Активность и самостоятельность в решении своей судьбы.

Строгое отношение к жизни и предчувствие неизбежности возмездия за стремление к личному счастью.

  Непосредственность.

Любовь к природе.

«странность» внутреннего мира героини.

Требовательность в выборе любви

В чём привлекательность тургеневской героини для современного читателя?

Главная тема повести – любовь, в основе сюжета – история любви, закончившаяся разлукой не из-за каких-то внешних обстоятельств, а по внутренней несостоятельности героя, который не сумел взять на себя ответственность за судьбу и счастье полюбившей его девушки.

Я предлагаю вам сравнить сцену свидания из романа И.С.Тургенева «Рудин». Какими вы увидели героев, что их объединяет?

(инсценирование фрагмента из романа «Рудин», сцена свидания)

- Когда же просыпается настоящая любовь в душе господина Н.? (гл. 18)

- Была ли у героя возможность вернуть счастье? Обращение к эпиграфу к уроку.

- «Я нашёл, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей…» Прав ли герой? Как сложилась его жизнь?

Главную мысль, идею всего произведения Тургенев вкладывает в уста своего героя, который только после разрыва с Асей убеждается в своей любви к ней. Автор наказывает своего героя за то, что тот не узнал любовь, что сомневался в ней. В любви нельзя сомневаться, любовь нельзя откладывать на завтра.

Идея: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье».

Как вы это понимаете? (анализ анкет)

Осознание чувства любви к нему пришло слишком поздно. Нельзя откладывать любовь и счастье «на завтра».

Вся история досказана в 21 главе. Зачем Тургеневу нужна глава 22? Что читатель узнаёт о господине Н.Н.? В чём видит Тургенев драму господина Н.Н.?

( Осуждённый на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы…И я сам – что сталось со мною?  Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, тех крылатых надежд и стремлений? Так лёгкое испарение ничтожной травки переживает все радости, все горести человека- переживает самого человека).

 

6 этап: Подведение итогов урока.

Выявить знание содержания повести

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы  

Итак, в завершении разговора, хотелось бы поставить вопрос по-иному: «Может ли быть у счастья завтра?»- Может , но очень часто вывод о недостижимости людьми счастья приходит потому,  что  особенно в молодости, не ценят того, что получают. А счастье и настоящая любовь – это великий дар, который даётся человеку один раз в жизни. Если человек не сумеет этого понять, он обречён на одиночество.

«…Человек не растение и процветать ему долго нельзя. Молодость ест пряники золоченые, да думает, что это-то и есть хлеб насущный; а придёт время — и хлебца напросишься».

Счастье было совсем рядом с Н.Н., но он не смог это понять и оценить.

Счастливым хочет быть каждый человек, но счастье — это огромный труд. Кто мечтает о счастье, но ничего для этого не делает, тот вряд ли его получит. Очень важно разобраться в себе, в своих чувствах.

7 этап: Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

1.Сформулировать тему для сочинения, исходя из собственных впечатлений от прочитанной повести, написать свои размышления по вопросам, взволновавших вас.

2. Подготовить сообщение о Н.А.Некрасове. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.

8 этап: Рефлексия. Итог урока

Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить работу учащихся

- И в заключение нашего урока я бы хотела, чтобы вы высказали своё мнение по основным вопросам урока.

Начинайте свой ответ с предложений:

Теперь я понимаю, что настоящая любовь….

Сегодняшний урок открыл мне великую тайну…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Создание гипертекста на уроках литературы. Судьба России в творчестве А. С. Пушкина. (Урок по повестям Ивана Петровича Белкина.)

Цель фундаментального ядра общего образования – формирование гражданской позиции детей. Мы, учителя, должны стремиться к упорядоченным знаниям учащихся. Необходимо стремиться произведение повернуть ли...

Презентация к уроку литературы по теме "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе""

Презентация составлена к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"....

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Настоящим людям посвящается! (урок по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке")

совершенствовать умение анализировать  текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;формировать ли...