Рабочая программа по литературе 8 кл
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Ванюхина Мария Павловна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_kl_litra.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

GERB DOM 2

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Федюковская средняя общеобразовательная школа

 «УТВЕРЖДАЮ»

                                Директор МОУ Федюковской СОШ

                                                          _________________(О.К. Самойлова)

                                     Приказ  от    №    ОД                                    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  литературе

для 8 «Б» класса

на 2018-2019 учебный год

Составитель: Ванюхина М.П.,

учитель русского языка

и литературы

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г.), на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение»)

Учебник: Литература: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2-х частях. Я.В.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. М.:Просвещение, 2016.

Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  основной образовательной программе основного общего образования МОУ Федюковской СОШ на 2018-2019 уч.г.

         Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем авторской программы, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю, на 68 учебных часов в год.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Планируемые предметные результаты.

В познавательной сфере

Обучающийся научится:

  • пониманию ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX- XX В.В., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • пониманию связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенные  в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умению анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанром; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять одного или нескольких произведений
  • определениию в произведении элементом сюжета, композиции, изобразительно  - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владению элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать связь литературных произведений с эпохой их описания;
  • анализировать литературное произведение;
  • понимать нравственный пафос литературного произведения;
  • владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;  
  • приобщиться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других видов.

Ценностно-ориентированная сфера

Обучающийся научится:

  • формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка;
  • давать собственную интерпретацию (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимать авторскую позицию и свое отношение к ней.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • развить моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем, нравственные чувства и нравстенное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
  • развить эстетическое сознание через освоение художественного произведения, творческую деятельность.

Коммуникативная сфера

Обучающийся научится:

  • воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читать и адекватно воспринимать;
  • пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;
  • писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.

     

 Обучающийся получит возможность научиться:

  • формировать коммуникативную компетентность в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • развить эстетическое сознание через освоение художественного произведения;
  • понимать образную природу литературы как явление словесного искусства.

Эстетическая сфера
Обучающийся научится:

  • понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетически воспринимать произведения литературы; формировать эстетический вкус;
  • понимать русские слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

     Обучающийся получит возможность научиться:
  • использовать осознанно речевые средства для выражения своих чувств, мыслей;
  • умению интерпретировать изученные литературные произведения;
  • пониманию русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов литературных произведений.

Планируемые личностные результаты

Обучающийся научится:

  • осознанию российской  гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознанию своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоению гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • ответственному отношению к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоению социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участию в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитию морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формированию основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознанию значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитию эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • формированию чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формированию устойчивых познавательных интересов;
  • формированию целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

       

 Планируемые метапредметные результаты

Обучающийся научится:

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно определять цели, задачи своего обучения;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;
  • планировать и регулировать свою деятельность;
  • владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • использовать информационно-коммуникационные технологии.

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

                            Введение 1ч

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество 2 ч

. В мире русской народной песни (лирические/исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы 2 ч

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы XVIII века 3 ч

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы XIX века 33 ч

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина.  Историческая  правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (И. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа.

Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литераторы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...»; М. Ю. Лермонтов. «Осень»;

Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).              

Из русской литературы XX века 20 ч

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

 «На поле Куликовом» (стихотворный цикл). Символический смысл исторической темы

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

                    Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины Жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике..

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов (обзор)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих, свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»

 Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют..» А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Фотография, на которой меня нет Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

  Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор)

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»;  Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»;  Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»;    Дон-Аминадо.    «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы 7ч

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты  «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии»

 (В. Г Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности

классицизма в комедии. Комедийное мастерство Моль ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Теория литературы. Исторический роман  (развитие понятий).

Тематическое планирование

№п/п

Раздел(подраздел/тема)

Количество часов на изучение раздела

Виды контроля

1.

Введение.

1

2.

Устное народное творчество.

2

3

Из древнерусской литературы .

2

4.

Из литературы XVIII века .

3

РР   Домашнее сочинение. Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе XVIII века.

5.

Из литературы XIX века .

33

РР. Домашнее сочинение. Анализ эпизода из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина.

РР. Сочинение «Роль описаний природы в поэме «Мцыри» « или анализ  эпизода в поэме.  Развитие представлений о жанре поэмы.

6.

Из русской литературы XX века.

20

Р.р. Классное сочинение «Что значит быть счастливым?» (на материале рассказов А.П.Чехова, И.А.Бунина, М. Горького, А.И.Куприна  или по личным впечатлениям).

Урок контроля.  Образ Пугачева в фольклоре, произведениях русской литературы.

Р.р.  Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20 века».

7.

Из зарубежной литературы.

7

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков литературы  в 8 «A» классе.

№ урока

Наименование разделов и тем

Плановые

сроки прохождения

Скорректиро-ванные сроки прохождения

Введение 1ч

1

Введение. Литература и история.  Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

Устное народное творчество 2 ч

2

Устное народное творчество. Жанры фольклора. Русские народные песни. Хороводные и лирические песни.  Частушки как малый жанр фольклора.

3

Исторические песни.  Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности их содержания и художественной формы

Из древнерусской литературы 2 ч

4

Житийная литература как особый жанр. «Житие князя Александра Невского» (фрагменты)

5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века

Из литературы XVIII века 3 ч

6

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Понятие о классической комедии. Сатирическое направление комедии.

7

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина.

8

РР  Подготовка к домашнему сочинению. Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе XVIII века

Из литературы XIX века 33 ч

9

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Лягушки, просящие царя». и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен

10

И. А. Крылов. Поэт и мудрец. Басни.

11

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Понятие о думе. «Думы» К. Ф. Рылеева. Характерные особенности жанра Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей.

12

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы

13

А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах). «История Пугачева» (отрывки)

14

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

15

Гринев: жизненный путь героя. Формирование характера. «Береги честь смолоду» .

16

Швабрин - антигерой.  Значение Савельича в романе.

17

 Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина.

18

Пугачев и народное восстание в повести и в историческом труде  Пушкина.

19

РР  Подготовка к домашнему сочинению. Анализ эпизода из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина

20

Вн.чт. А. С. Пушкин «Пиковая Дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. Композиция повести.

21

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

22

М. Ю. Лермонтов и история. Историческая тема в творчестве Лермонтова (с обобщением изученного в 6-7 классах )

23

 М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Его сила и слабость

24

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме.

   25

РР  Обучение написанию сочинения «Роль описаний природы в поэме «Мцыри» « или анализ  эпизода в поэме.  Развитие представлений о жанре поэмы

26

Н.В.Гоголь и его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве Гоголя.

27

Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия, способная «высмеять все дурное в России». История создания комедии и её первой постановки.

28

 Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Понятие о комедии

29

 Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление

30

РР  Особенности композиционной структуры комедии: специфика завязки, развития действия, кульминации и немой сцены.  Понятие о комедии сцены. Роль эпизода в драматическом произведении.

31

Вн.чт. Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

32

Вн.чт.  Места и реальность в повести « Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в художественном произведении.

33

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города»(отрывок).Сатира на общественные порядки. Обличение строя.

34

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита  обездоленных.

35

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова и М.Е. Салтыкова-Щедрина.  

36

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Идея разделённости двух Россий. Образ рассказчика.

37

Противоречия между сословиями и внутри сословий. Контраст как  средство раскрытия конфликта в рассказе.

38

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Психологизм  рассказа.  Подготовка к сочинению.

39

Р.р. Внутренний монолог как приём раскрытия внутреннего состояния героев.

40

Вн.чт. Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова.

41

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ А. П. Чехова «О любви» как история об упущенном счастье

Из русской литературы XX века 20 ч

42

И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ»

43

А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.

44

Р.р. Классное сочинение «Что значит быть счастливым?» (на материале рассказов А.П.Чехова, И.А.Бунина, М. Горького, А.И.Куприна  или по личным впечатлениям)

45

Р.р. Классное сочинение «Что значит быть счастливым?» (на материале рассказов А.П.Чехова, И.А.Бунина, М. Горького, А.И.Куприна  или по личным впечатлениям)

  46

А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России  и её истории.

47

А. А. Блок. Стихотворный цикл «На поле Куликовом». Символический смысл исторической темы

48

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания

49

Урок контроля.  Образ Пугачева в фольклоре, произведениях русской литературы

50

И.С.Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем»- воспоминание о пути к творчеству.

51

М. А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

52

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. «Жизнь и воротник»

53

М.М.Зощенко. «История болезни»

54

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине

55

Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне. Оценка поэмы в литературной критике.

56

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Т. Твардовского в поэме

57

Вн.чт. А. П. Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение»

58

РР  Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне

59

В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение довоенного времени в рассказе

60

Р.р.  Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20 века»

61

Вн. чт. Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине

Из зарубежной литературы 7ч

62

У. Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви.

63

У. Шекспир. Сонеты. Сонет как форма лирической поэзии.

64

Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

65

Черты классицизма в комедии Мольера

66

Вн. чт. Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

67

Вн. чт. В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

68

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето

V. УМК (для учителя):

УМК (для учителя):

1.Программа по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) В.Я Коровина,

В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, В.П.Полухина./под редакцией В.Я.Коровиной-М.: Просвещение, 2008.

2.Литература. 8 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. 2 / авт.-сост.

В. Я. Коровина.- М.: Просвещение, 2012.

3.Ерёмина О.А. Уроки литературы в 8 кл.:книга для учителя-М.: Просвещение,

2012.

4.Егорова Н.В.  Поурочные разработки по литературе 8 класс». М: ВАКО, 2012.

5.Коровина В. Я. .Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы 8 класс.

М.: Просвещение, 2012.

6.Коровина В.Я.«Методические советы» М.: Просвещение, 2011.

7.Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе: пособие для учителей

общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2009.

        

УМК (для обучающихся):

 1.Литература. 8 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. 1ч. / авт.-сост. В. Я. Коровина.- М.: Просвещение, 2016

2.Литература. 8 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. 2ч. / авт.-сост. В. Я. Коровина.- М.: Просвещение, 2016

Электронные образовательные ресурсы:

1.DVD диск Уроки литературы Кирилла и Мефодия (8 класс) PC-CD (DVD-Box)–М.: Кирилл и Мефодий, 2010.

2. http:/www.1september.ru/

    http:/www.internet-scool.ru/

    http://www.it-n.ru/ 

    http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 

    http://www.it-n.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...