Уроки по теме «Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала» (8 класс). Технология критического мышления.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Анисимова Елена Александровна

Уроки по теме "Л. Н. Толстой. Рассказ "После бала". Технология критического мышления.

  Урок 1. Тема: Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество. "Чтобы жить честно..." История создания, историческое время, композиция рассказа "После бала".

Урок 2. Тема: "Социально-нравственные проблемы рассказа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_po_tvorchestvu_l._n._tolstogo.docx445.28 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки  по теме «Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала» (8 класс)

Технология критического мышления.

Урок 1.

Тема: Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество. «Чтобы жить честно…».  История создания, историческое время, композиция рассказа  «После бала».

Цели урока:

Обучающие:

  • Расширить знания учащихся о биографии писателя; показать своеобразие мировоззрения Толстого;
  • постичь особенности композиции рассказа «После бала»;
  • закрепить литературоведческие термины: трилогия, рассказ, композиция, рассказ в рассказе;
  • погружение» и «вживание» в созданный автором мир рассказа

Развивающие:

  • Развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь;
  • долговременную память в процессе деятельности;  
  • аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать,  делать выводы;
  • умение работать с текстом;

Воспитывающие:

  • Выявить социально-нравственные проблемы рассказа;
  • Развивать  творческую и познавательную активность учащихся;
  • создавать на уроке особую тёплую атмосферу человеческого общения
  • Воспитывать чувство долга, чести, совести

Оборудование: проектор, компьютер,  мультимедийная презентация, диск с записью рассказа   «После бала»

Фазы ТРКМ

                  Содержание урока

 Приемы

ТРКМ

 Фаза

 вызова

Фаза осмыс-ления

Фаза рефлексии

 I. Оргмомент.

II.

Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на портрет художника Ге. Кто изображен на нем? Как вы думаете, Какое состояние передает художник Ге в портрете Л.Толстого

 

"Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника".

Многие считали, что Толстой знает всё. Ему присылали письма.(Например: Я не понимаю учения Будды. Объясните…) Ему писали письма из тюрем,

простые люди. И все просили: «Научите, как жить». Он почти всем отвечал. (Зажечь свечу)

А ночью ждал, когда все уснут, раскрывал свой дневник и писал: « Господи, научи меня жить…» Значит, Толстой тоже сомневался, ошибался, путался…

И вот она, мудрость, пришедшая в таких муках:

 По «ключевым словам» биографии и творчества писателя догадайтесь, о каком писателе нам предстоит говорить на  двух уроках?

 На доске слова: Ясная Поляна, «Война и мир», «Анна Каренина», «Детство», школы и книги  для крестьянских детей, дневники, «После бала», самосовершенствование, мечта о «зелёной палочке».

( Учащиеся называют имя  Л. Н. Толстого, известные им сведения из биографии  и творчества писателя).

2. Учащиеся формулируют  цели  урока.

 

II. Новый материал.

  1. Чтение статьи учебника литературы

 стр. 27 –29 («Литература», 9 класс,  автор Коровина В. Я. И   др.) методом «Инсерт»

 Прочитайте статью в учебнике с карандашом в руке. Отметьте значками в тексте нужную информацию:

V  –    Я это уже знал.

+   -    Это новое.

 -   -    С этим я не согласен, думал иначе.
?  –   А здесь я не понял и у меня есть вопросы.

 После работы с текстом занесите краткие записи в маркировочную таблицу:

        V

      +

      -

      ?

Работа с вопросами(?).

Коллективное  обсуждение информации.

2.Составление кластера

3. Время написания  и жанр рассказа «После бала».

- Что такое рассказ? Докажите, что «После бала» - рассказ.

- Когда был написан рассказ и какое время изобразил писатель? (40-годы XIX в., годы николаевской реакции)

Заранее подготовленный ученик делает сообщение об истории создания  рассказа, его первоначальном названии.

4. Проверка знания текста произведения.

Опрос методом «Верные и неверные вопросы»

- Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича (да).

- Он был сильно влюблён в Вареньку Б. (да).

- Бал состоялся у губернского предводителя на Рождество (нет, в последний день Масленицы)).

- Бал Ивану  Васильевичу не понравился (нет, «Бал был чудесный»).

- Весь вечер И. В. танцевал с Варенькой Б. (нет)

- Мазурку  Варенька танцевала с отцом (да).

- В 3-ем часу ночи танцевали кадриль (да).

-  После бала рассказчик не мог уснуть (да).

- Прогуливаясь ранним утром, И. В. увидел в поле сцену наказания солдат (да)

- Татарин кричал: «Помогите!» (да)

- Рядом шёл полковник Б. и ругал одного солдата (да)

- И. В. женился на Вареньке Б. и пошёл на военную службу (нет).

5. Вопрос учащимся:

- Вы помните, что сначала рассказ назывался «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Почему изменено название рассказа?

(«Вся  жизнь переменилась от одной ночи или, скорее утра»,- - говорит Иван Васильевич, значит, главное в рассказе то, что произошло утром, после бала»).

- Какие события описаны в рассказе?

(Два главных события: бал у губернского предводителя и сцена наказания солдата после бала).

4. 1. Беседа по  содержанию рассказа.

Вопросы:

- О чем идет разговор в начале повествования?

(О том, что хорошо, что дурно,  об обстоятельствах жизни).

2.  Чтение фрагментов рассказа  со стопами.

I. Фрагмент. «Красавец так красавец… не чувствовал своего тела».

Вопрос: Как рассказчик изображает Вареньку Б.?

II. Фрагмент. «Отец Вареньки  был очень красивый…Я сказал, что не я её кавалер».

Вопрос: Как вы оцениваете поведение отца Вареньки на балу?

III. Фрагмент. «С бала я уехал в пятом часу …Но только стал засыпать, услыхал и увидал опять всё и вскочил»

Вопрос: Выше отношение к полковнику Б. после бала.

6. Заполнение таблицы (работа с текстом).

На балу

Иван

Васильевич

Варенька Б.

Полковник Б.

После

бала

- Пользуясь материалом таблицы, охарактеризуйте героев (Образы рассказчика, Вареньки Б., полковника Б.).

- Почему в таблице в графе «После бала» ничего нет о Вареньке Б.?

- По какому принципу рисует автор картины бала и после бала? Каковы средства изображения?

- Что дает писателю принцип антитезы?

III. Подведение итогов урока.

Составление синквейна.

- Какие открытия вам удалось сделать на сегодняшнем уроке? Что было особенно важным?

- Что взяли для себя с этого урока?

IV. Домашнее задание.

 1. Подготовить краткий пересказ  эпизода наказания солдата.

2. Рассказать о полковнике Б. глазами Вареньки, глазами наказываемого татарина (по группам).

3. Подумать об идейном содержании рассказа.

«Ключе-вые слова».

«Инсерт»

Кластер.

«Проблемный вопрос»

«Верные и неверные вопросы»

Проблем-ный вопрос

«Тонкие вопросы»

Чтение со стопами

Самостоятельная работа с таблицей

«Толс-тые» и «тонкие» вопросы

Синквейн.

Урок 2.   Тема: « Социально-нравственные проблемы рассказа Л. Н. Толстого «После бала».

 Цели урока: выявить  идею рассказа, развивать навык выразительного чтения,  навыки характеристики образа,  учить  анализировать эпизод повести, обучать аналитическому пересказу. 

Фазы ТРКМ

                   Содержание урока

 Приёмы      ТРКМ

Фаза вызова

Фаза осмысления.

Фаза рефлексии.

I. Оргмомент.

II. Стадия погружения. Чтение отрывка из публицистического сочинения Л. Н. Толстого.

«Солдат – бранное, поносное слово в устах нашего народа, солдат – существо, движимое одними телесными страданиями. Солдат – грубое, грубеющее ещё более в сфере лишений, трудов и отсутствия оснований образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств человека…Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда – отличие, дающее ему право, присуще человеку, - быть не битым по произволу каждого.

Вот кто защитник нашего отечества…»

- Как вы думаете, о чём будет сегодняшний разговор на уроке?

-  Важна ли эта тема? Почему?

-  Понимаете ли вы, о чём мысли  Л. Н. Толстого?

- Постараемся понять взгляды  писателя на социально-нравственные проблемы в обществе.

III. Работа над новым материалом.

1. Краткий пересказ эпизода наказания солдата.

2. Работа над языком фрагмента рассказа.

- Какими средствами  изображает  эту сцену  писатель?

(Контрастные белым  чёрные краски – чёрное, красное, пестрое; эпитеты- «жестокая», «нехорошая музыка», «сморщенное страданиями», «корчившийся, нетвёрдый шаг», «испуганный»),

художественные детали – замшевая перчатка полковника, описание чувств И. В., звуки флейты и барабана;

синтаксические средства языка (повтор и параллельное строение фразы: «…всё так же падали с двух сторон удары на спотыкавшегося, и всё так же били барабаны и свистела флейта, и всё так же твёрдыми шагами двигалась высокая, статная  фигура полковника рядом с наказываемым».

3. Мини-диспут.

- Как вы думаете, полковник -  двуличный человек? Где он настоящий: в сцене бала или в сцене экзекуции? Дайте оценку его поведения.

- Что заставляло полковника быть жестоким?

- Наказание солдат, на ваш взгляд, было необходимо?

- Каково положение солдат было в царской армии? А сейчас?

- Чего не мог понять ставший свидетелем экзекуции Иван Василевич?

- Раскройте значение слов в нашей теме «Социально-нравственные проблемы рассказа».

(Социальные проблемы – значит общественные, законы общества, его противоречия, взаимоотношения представителей общества, его слои.

Нравственные  проблемы – значит проблемы морали человека, его поведения, поступков, нравственности).

- Какие выводы можно сделать из нашего диспута?  Что хотел сказать писатель этим произведением?

(Иван Васильевич не может понять законы устройства общества,  заставляющие человека быть то одним, то другим, позволяющие так обращаться с подчиненными).

-Как вы считаете, в поведении человека повинно общество, обстоятельства или сам человек?

(Л. Н. Толстой не снимал ответственности с человека за его поступки. Мечта о самовоспитании людей).

- Какова идея рассказа «После бала»?

(Л. Н. Толстой выражает страстный протест  против насилия и унижения достоинства человека, против лицемерия людей, против бесчеловечности).

- Почему И. В. было стыдно?

Почему не женился на Вареньке Б. и не пошел на военную службу?

IV. Итоги урока.

- Расскажите о полковнике Б. глазами Вареньки и татарина.

- Напишите рассказ- предположение, что было бы, если И. В. женился на Вареньке и пошел на военную службу?

- Что узнали нового на уроке?

      V. Домашнее задание.

Написать сочинение по рассказу «После бала» «Утро, изменившее жизнь».

 

«Тонкие вопросы»

Работа с  текстом

Дискуссия

«Толстые вопросы»

Рассказ-предположение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». ». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа.

Коспект урока . Материал,предусматривающий подробную аналитическую работу с текстом, подготавливающию к написанию сочинения....

Методическая разработка урока литературы по теме: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ "После бала"»

Цели урока:·        показать учащимся роль Ясной Поляны в жизни Л.Н. Толстого;·        изучить жизненные источники рассказа “После...

Л.Н.Толстой.Рассказ " После бала"

Л.Н.Толстой. Рассказ "После бала".Урок чтения и изученния произведения....

Конспект урока "Личность и судьба Л.Н.Толстого. Рассказ "После бала"

Урок в 8 классе. Цель: ознакомление с творчеством Л.Н.Толстого, формирования понятия "антитеза"...

Сценарий урока биологии по теме «Особенности строения клеток эукариот и прокариот» (9 класс) Технология критического мышления

Тип урока: урок открытия нового знания.Основные понятия, изучаемые на уроке: прокариоты, эукариоты, анаэробы, споры.Учащийся должен знать: строение растительной и животной клетки, определения прокарио...

Презентация на тему: Повышение эффективности уроков фнглийского языка с помощью приемов технологии критического мышления.

Современная ситуация требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий является технология кр...