Дорога знаний
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

открытое внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doroga_znaniy.pptx2.4 МБ
Файл doroga_znaniy_otkrytoe_vneklassnoe_meropriyatie.docx264.14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

?

Слайд 2

Путешествие по Стране Филология

Слайд 3

Филология – с греч. « philo » - л юбовь, « logos » - слово

Слайд 4

Мы будем помнить каждый миг: Наш лучший друг – родной язык! Невозможно стать культурным Без родной литературы! Родная речь — Отечеству основа. Не замути Божественный родник, Храни себя: душа рождает слово — Великий Святорусский наш язык! монах Роман

Слайд 6

Русский край

Слайд 7

город ФОНЕТИКА Задание: запишите транскрипцию слова, прочитайте слово наоборот (учитывая звуки ) Лог - ________________ Гол - ________________ Люк - ________________

Слайд 8

Задание: запишите транскрипцию слова, прочитайте слово наоборот (учитывая звуки) Лог [ лок] кол Гол [ гол ] лог Люк [л'ук] куль город ФОНЕТИКА

Слайд 9

СЕЛО ОРФОЭПИЯ Задание: «Лишнее слово» Конечно, нарочно, игрушечный; Что, чтобы, нечто; Чувство, баловство, здравствуй.

Слайд 10

Задание: «Лишнее слово» Конечно, нарочно, игрушечный ; Что, чтобы, нечто ; Чувство, баловство , здравствуй. СЕЛО оРФОЭПИЯ

Слайд 11

Задание: Угадайте слово по шутливой характеристике. 1 . Не цветы, а вянут; не бельё, а их развешивают, чрезмерно доверчивые и любопытные. Это … 2. Её толкут, носят решетом, в неё прячут концы нечестные люди. Что это? 3. Он в голове у несерьёзного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги, слова. Это … Город Лексика

Слайд 12

Город Лексика Задание: Угадайте слово по шутливой характеристике. 1. Уши 2 . вода 3 . ветер

Слайд 13

Существительное Прилагательное глагол наречие Местоимение предлог союз ЗАДАНИЕ: Определите, к какой части речи относятся слова. Заполните таблицу Ручка, но, смелость, вам, из-за, смешно, играть, синий, чтобы, спорить, ты, смелый, от, быстро, листва, расти, хорошо, под, и, высокий, мне. ГОРОД МОРФОЛОГИЯ

Слайд 14

существительное прилагательное глагол наречие местоимение предлог союз ручка синий играть смешно вам из-за но смелость смелый спорить быстро ты от чтобы листва высокий расти хорошо мне под и ГОРОД МОРФОЛОГИЯ

Слайд 15

в ол овод сад рис кипа окно город Словообразование Задание: К словам левого столбика подберите слова из правого, так, чтобы получилось новое слово .

Слайд 16

город Словообразование ответ: кипарис садовод волокно

Слайд 17

село Морфемика Задание: «Составь словечко». 1. В «списке» вы мой обнаружите корень, Суффикс в «собрании» встретите вскоре. В слове «рассказ» вы приставку найдёте, В целом – по мне на уроки пойдёте

Слайд 18

2. Корень мой находится в «цене», В «очерке» – найди приставку мне, Суффикс мой в «тетрадке» все встречали, Вся же – в дневнике я и в журнале. 3. Мой первый слог — в линейках нотных, Два остальных — защита у животных, А целое соединит всегда Деревни, сёла, города.

Слайд 19

Ответ: 1. расписание 2. оценка 3. дорога

Слайд 20

город синтаксис Задание: Закодируйте предложение: 1 – подлежащее 2 – сказуемое 3 – дополнение 4 – определение 5 - обстоятельство 1) Дятел звонко стучал по сухому дереву. Лес окутал густой туман . Оля читает книгу.

Слайд 21

Ответ: 1) 15243 2) 3241 3) 123

Слайд 22

ЛИТЕРАТУРНАЯ ОБЛАСТЬ

Слайд 23

город Библиотека Задание: укажите автора Список произведений: 1. « Волк на псарне » 2. « Няне » 3. « Бородино »

Слайд 24

Ответ: 1 . « Волк на псарне » И. А. Крылов 2. « Няне » А. С. Пушкин 3. « Бородино » М. Ю. Лермонтов

Слайд 25

город Герой Задание: По словесному портрету угадайте литературного героя, назовите произведение и автора. 1) «Мальчик пяти лет от роду с хорошим воображением» 2) «Маленькая девочка, чью жизнь забрал серый камень» 3) «Мальчик по прозвищу «Да ну тебя», по его вине на деревню упал лютый мороз»

Слайд 26

Ответ: 1) «Мальчик пяти лет от роду с хорошим воображением» (Никита, А. Платонов «Никита») 2) «Маленькая девочка, чью жизнь забрал серый камень» (Маруся, В. Короленко «В дурном обществе») 3) «Мальчик по прозвищу «Да ну тебя», по его вине на деревню упал лютый мороз». (Филька, К. Паустовский «Тёплый хлеб»)

Слайд 27

город Галерея Задание: подпишите портреты

Слайд 28

Иван Андреевич Крылов Николай Васильевич Гоголь Михаил Юрьевич Лермонтов

Слайд 29

Задание: Узнайте героя по реплике. Назовите автора и название сказки. 1 ) « Эх вы сони! Из-за вашего сна я чуть головой не поплатился …» 2) « Мне тебя, царица жаль; но забудь свою печаль; Понесешь ты в эту ночь: у тебя родится дочь » 3) « Возьми это семечко. Пока оно будет у тебя, ты всегда будешь знать урок свой, какой бы тебе ни задали » село Сказка

Слайд 30

Ответ: 1) Иван. Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо » 2) Рак. В. А. Жуковский «Спящая царевна» 3) Чёрная курица. А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»

Слайд 31

РЕФЛЕКСИЯ - Выберите начало фразы и продолжите её: сегодня я узнал … было интересно … было трудно … я выполнял задания … я понял, что … теперь я могу … я почувствовал, что … я приобрел … я научился … у меня получилось … я смог … я попробую … меня удивило … урок дал мне для жизни … мне захотелось …



Предварительный просмотр:

МОУ «Иогачская СОШ»

Внеклассное мероприятие

по

 русскому языку и литературе

«Дорога Знаний»

5 класс

Дождикова Татьяна Викторовна,

        учитель русского языка и

        литературы, БКК

2016

Цель игры:

Обобщение изученного материала по русскому языку и литературе через игровую деятельность.

Задачи:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

– развитие патриотических чувств, уважения и эмоционально – нравственной отзывчивости;

- формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;

- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

Оборудование:

1. Раздаточный материал (задания командам)

2.  Картины с пейзажем

3.Мультимедийное оборудование, презентация к уроку.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Организационный момент.

II. Самоопределение к деятельности.

1) Показ слайда №1

- Ребята, для того чтобы назвать тему урока, посмотрите на картинки и скажите: Что объединяет их?  Какое одно слово может связать эти картинки?

                                        (путешествие, дорога)

- Как вы думаете, как слово «путешествие» связано с нашим уроком? Мы совершим путешествие, для этого отправимся по Дороге Знаний.

  Какова же цель нашего путешествия?

- Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Филология. (слайд 2)

- Что такое филология? (с греческого языка «фило»-люблю, «логос» - слово)

(слайд 3) К науке филология относятся предметы русский язык и литература.

- Выучить русский  язык и литературу  –  дело вовсе не простое. Надеюсь, вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Напутствующими словами   будут слова монаха Романа:    

Родная речь — Отечеству основа. 
Не замути Божественный родник, 
Храни себя: душа рождает слово — 
Великий Святорусский наш язык! 


Мы будем помнить каждый миг:
Наш лучший друг – родной язык!
Невозможно стать культурным
Без родной литературы!(слайд 4)

 2)Инструктаж

-  Путешествие осуществляется по составленной карте страны Филология. Сначала посетим Русский край: город Фонетика,  село Орфоэпия, город  Морфология,  сёла Словообразование и Морфемика,город Синтаксис. Затем погостим в Литературной области: в  городах  Библиотека, Герой, Галерея и закончим путешествие в селе Сказка.(слайд 5)

3) Приветствие команд

- В путешествии примут участие  три команды: Лингвисты, Лирики, Прозаики.  У каждого участника есть лист самооценки. За каждое задание поставьте себе оценку в соответствии с критериями, которые указаны в задании. Также поставьте «!» - если задание вам понравилось, «?» - задание было трудное для вас.

- Вы готовы путешествовать? Тогда счастливого пути!

        III. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РУССКОМУ КРАЮ (слайд 6)

 №1.  Город Фонетика (слайд 7)

 Задание:  запишите транскрипцию слова, прочитайте слово наоборот (учитывая звуки)

 Лог - ________________       (кол)

 Гол - ________________     (лог)

Люк - ________________     (куль)

Заслушать ответы. Самооценка

Критерии оценивания: верно 3 слова – «5», верно 2 слова – «4», верно 1 слово – «3»

 

Остановка №2. Село Орфоэпия (слайд 8)

Задание: «Лишнее слово»

  1. Конечно, нарочно, игрушечный;
  2. Что, чтобы, нечто;
  3. Чувство, баловство, здравствуй.

Заслушать ответы. Самооценка

Критерии оценивания: верно 3 слова – «5», верно 2 слова – «4», верно 1 слово – «3»

 

Остановка №3. Город  Лексика (слайд 9)

Задание:Угадайте слово по шутливой характеристике.

 1.  Не цветы, а вянут; не бельё, а их развешивают, чрезмерно доверчивые и любопытные. Это…(уши).
2. Её толкут, носят решетом, в неё прячут концы нечестные люди. Что это…(вода).

3. Он в голове у несерьёзного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги, слова. Это…(ветер).
Заслушать ответы. Самооценка

Критерии оценивания: верно 3 слова – «5», верно 2 слова – «4», верно 1 слово – «3»

 

Остановка №4  г. Морфология (слайд 10)

Задание:Определите, к какой части речи относятся слова. Заполните таблицу

Ручка, но, смелость, вам,  из-за, смешно, играть, синий, чтобы, спорить, ты, смелый, от, быстро, листва, расти, хорошо, под, и, высокий, мне.

существительное

прилагательное

глагол

наречие

местоимение

предлог

союз

ручка

синий

играть

смешно

вам

из-за

но

смелость

смелый

спорить

быстро

ты

от

чтобы

листва

высокий

расти

хорошо

мне

под

и

Заслушать ответы. Самооценка

Критерии оценивания: верно 19-21 слова – «5», верно  16-18 – «4», верно 14-15  – «3»

Остановка  №5. Остановка г. Словообразование (слайд 11)

Задание: К словам в левом столбике подберите слова из правого, образуя новые.
 Вол              овод

 сад               рис

 Кипа            окно                         

(кипарис, садовод,  волокно)

 Заслушать ответы. Самооценка

Критерии оценивания: верно 3 слова – «5», верно 2 слова – «4», верно 1 слово – «3»

Остановка№6. Село Морфемика(слайд 12, 13)

Задание: «Составь словечко».  

1.В «списке» вы мой обнаружите корень,

   Суффикс в «собрании» встретите вскоре.

   В слове «рассказ» вы приставку найдёте,

   В целом – по мне на уроки пойдёте.                  (РАСПИСАНИЕ)

2.Корень мой находится в «цене»,

   В «очерке» – найди приставку мне,

   Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

   Вся же – в дневнике я и в журнале.                   (ОЦЕНКА)

3. Мой первый слог — в линейках нотных,

   Два остальных — защита у животных,

   А целое соединит всегда

   Деревни, сёла, города.             (до-рога)

 Заслушать ответы. Самооценка

Критерии оценивания: верно 3 слова – «5», верно 2 слова – «4», верно 1 слово – «3»

Остановка№7. Город Синтаксис(слайд 14)

Задание:  Закодируйте предложение:

1 – подлежащее,

 2 – сказуемое

3 – дополнение

4 – определение

5 - обстоятельство                                      

1)  Дятел звонко стучал по сухому  дереву.   (15243)

2)  Лес окутал густой туман. (3241)

3)  Оля читает книгу. (123)

Заслушать ответы. Самооценка

Критерии оценивания: верно 3 слова – «5», верно 2 слова – «4», верно 1 слово – «3»

        IV. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО         ЛИТЕРАТУРНОЙ ОБЛАСТИ (слайд 15)

Остановка №8.  город  Библиотека(слайд 16)

Задание: укажите автора

Список произведений:

  1. «Волк на псарне»              _____________________________
  2. «Няне»                               _____________________________
  3. «Бородино»                       _____________________________

(И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов)

 Заслушать ответы. Самооценка

 Критерии оценивания: верно 3 слова – «5», верно 2 слова – «4», верно 1 слово – «3»

9. Город Герой (слайд 17)

Задание: По словесному портрету   угадайте  литературного героя, назовите  произведение и автора.

1) «Мальчик пяти лет от роду с хорошим воображением»  (Никита, А. Платонов «Никита»)

2) «Маленькая девочка, чью жизнь забрал серый камень»  (Маруся, В. Короленко «В дурном обществе»)

3) «Мальчик по прозвищу «Да ну тебя», по его вине на  деревню упал лютый мороз».

(Филька, К. Паустовский «Тёплый хлеб»)

Заслушать ответы. Самооценка

Критерии оценивания: верно 3 слова – «5», верно 2 слова – «4», верно 1 слово – «3»

 №10 город Галерея (слайд 18)

Задание: подпишите портреты

http://xxxwatchfree.com/images/56aec95307d8d.jpghttp://vivat-fomenko.narod.ru/lib/lermontov_15.jpghttp://s3.docme.ru/store/data/000553836_1-abd3e6fd3c979c6445b325bbeec1db13.png

        

1 _____________         2 _______________         3 ___________

Заслушать ответы. Самооценка

Критерии оценивания: верно 3 слова – «5», верно 2 слова – «4», верно 1 слово – «3»

№11.  Село Сказка(слайд 19)

Задание: Узнайте героя по реплике. Назовите автора и название сказки.
 1)«Эх вы сони! Из-за вашего сна я чуть головой не поплатился.» (Иван – крестьянский сын)
2) «Мне тебя, царица жаль; но забудь свою печаль; Понесешь ты в эту ночь: у тебя родится дочь.» (рак)
 3) «Возьми это семечко. Пока оно будет у тебя, ты всегда будешь знать урок свой, какой бы тебе ни задали» (Черная курица)

-  Это был конечный пункт нашего путешествия. Чтобы вернуться  домой, нужно быстро ответить на вопросы. Внимание, блиц-опрос.

Конкурс №12 . «Блиц-опрос» 

 Правила: командам по очереди будут заданы вопросы, на которые нужно ответить в течение 3 секунд. Если команда не смогла ответить, отвечают другие команды.

1.  Сколько букв в русском алфавите, обозначающих гласные звуки? (10)

 2.  Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)

 3.  Назовите имя, отчество, фамилию няни А. Пушкина. (Арина Родионовна Яковлева)

 4.  Назовите русского писателя, открывшего школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. (Л. Н. Толстой)

5. Какую часть слова можно в земле найти? (корень)

6.  В каком слове 5 О? (опять)

7. Как звали девочку-татарку, которая помогла бежать Жилину из плена? (Дина)

8.  Из-за какой птицы Васютка заблудился тайге? (глухарь)

 9. Без какой буквы существует воздушное пирожное? (безе)

10. Чем кончается лето и начинается осень?

11. Какой  сказочный герой, не имея ног, сумел сбежать из дома? (колобок)

12. Какое стихотворение так и не написала Королева из сказки «12 месяцев» С. Я. Маршака?  (травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит)

13. Какое слово жалуется, что ему не хватает до сотни? (станет)

14. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. (нос)

15. Вид эпического произведения, больше рассказа, но меньше романа. (повесть)

16. Вымышленное имя автора. (псевдоним)

17. Как из розы получить росу. (поменять з на с)

18. Автор стихотворения «Зима недаром злится, прошла её пора..» (Ф. Тютчев)

20. Автор поэмы «Мороз, красный нос» (Н. А. Некрасов)

21. Какое женское имя состоит из тридцати Я (Зоя)

22. Созвучие в конце стихотворных строк называется … (рифма)

V. РЕФЛЕКСИЯ

Слово учителя.

- Наше путешествие по стране Филология закончилось. Понравилось вам?   И мне  было  интересно  путешествовать с вами. Помните, русский язык – по–настоящему великий и могучий. И сегодня мы с вами ещё раз в этом убедились!

1) - Ребята, посмотрите на картины.  На какой  картине вы хотели бы оказаться всей командой? На вашем столе  лежит  цветной магнит (кружок).  Прикрепите его на выбранную вами картину.

2. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект - программа работы учителя с одарёнными детьми в сельской школе по подготовке к участию в предметных олимпиадах: «Via scientiarum (дорога знаний)»

Данный проект-программа  является  системой работы учителя-предметника , направленной на успешную подготовку учеников к выступлению на предметных олимпиадах. Опробировано....

Линейка 1 сентября "По дороге Знаний"

Сценарий школьной линейки, посвященной началу учебного года....

Урок «Обобщение изученного материала за год. Виртуальная прогулка по дороге Знаний».

Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку в 5 классе....

Интеллектуальная игра "По дорогам знаний" на осетинском языке.

Игра состоит из 4-х туров. В первом туре всем командам задаются общие вопросы,. Каждая  из них старается набрать как можно больше баллов. Во 2-ом туре командам   предлагаются ...

Конспект интеллектуальной олимпиады "По дороге знаний" для подготовительных к школе групп. Задания интеллектуальной олимпиады по блокам.

Интеллектуальная олимпиада для старших дошкольников.Подготовила: учитель-дефектолог Пименова Т.Н. Цели: 1. Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки детей в области элементар...

Конспект итогового занятия на тему: "По дороге знаний"

Конспект итогового занятия на тему: "По дороге знаний"...