Открытый урок литературы в 7 классе по теме «И.А.Бунин «Подснежник»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Левина Людмила Николаевна

Открытый урок литературы по теме «И.А.Бунин «Подснежник». Историческая основа произведения. Тема исторического прошлого России в рассказе» (УМК: В.Ф.Чертов, Л.А.Трубина, Н.А.Ипполитова, И.В.Мамонова)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы

по теме «И.А.Бунин «Подснежник». Историческая основа произведения.

Тема исторического прошлого России в рассказе»

в 7Б классе МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»

Учитель: Левина Людмила Николаевна, высшая квалификационная категория

Тема урока

«И.А.Бунин «Подснежник». Историческая основа произведения. Тема исторического прошлого России в рассказе»

Дата проведения урока

28.02.2017 г.

Цели урока

Образовательная: умение находить в художественном тексте лексический повтор, пейзаж, интерьер, психологический портрет, антитезу, СХВ и оценивать значимость, необходимость использования этих элементов в тексте.

Развивающая: развитие умения проводить мини-исследование художественного текста, умения высказывать и доказывать свою точку зрения.

Воспитательная: формирование интереса (исследовательского) к художественной литературе; воспитание гуманного отношения к ближнему, внутренней потребности в духовной стороне жизни.

Здоровьесберегающая:  работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.

Задачи урока

  • научить анализировать и систематизировать информацию при работе с художественным текстом (познавательные общеучебные  УУД:  анализ, синтез); научить определять тему, основную мысль произведения, их роль в произведении; способы выражения авторской позиции.
  • развивать умение анализа произведения малой формы; учить определять основную мысль,  находить  ключевые темы, их роль в произведении; умение  определять способы воссоздания  основных образов произведения, способы выражения авторской позиции.
  • воспитывать внимание к художественному слову, его  образной природе

Тип урока

Урок «открытия нового знания».

Форма урока

Урок-исследование.

Предполагаемые результаты

Предметные: сопоставление характера, образа жизни, внутреннего мира героев произведений; понимание авторской позиции, формулирование собственного отношения к анализируемым произведениям; создание устного монологического высказывания на предложенную тему.

Метапредметные: самостоятельная организация работы с источником информации: ее отбор, оценка, систематизация, анализ, подбор аргументов для подтверждения собственной позиции, структурирование материала; формулирование проблемы, темы, цели, выдвижение гипотезы, обобщенных выводов по ключевым вопросам урока.

Личностные: побудить учащихся быть внимательными, терпимыми и гуманными в отношениях с людьми, помочь «сберечь в себе уважение к простому человеку».

Виды учебной деятельности

Репродуктивная: осмысление характеров героев произведений, их взаимоотношений с людьми.

Продуктивная творческая: характеристика героев, основного конфликта произведений, выбранных для анализа, выявление характерных авторских приемов в изображении жизни и человека; устный развернутый монологический ответ на проблемный вопрос по тексту произведения с цитированием.

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос.

Исследовательская:  сопоставительный анализ образов героев

Методы и приемы

Исследовательская деятельность; работа в группах; работа с опорной схемой-таблицей.

Технологии

ТРКМ, кластер, мозговой штурм

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net                http://www.festival.1september.ru/subjects

http://www.zavuch.info           http://www.nsportal

Оборудование

Мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран), ноутбук.

Наглядный материал

Презентация по теме урока, опорные слова, выставка книг И.А.Бунина

Основные понятия

Психологический портрет, авторская позиция, проблема, антитеза, лексический повтор, метафора, эпитет.

УМК

В.Ф.Чертов, Л.А.Трубина, Н.А.Ипполитова, И.В.Мамонова. Литература: 7 кл.: учебник для ОО. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015

Организационная структура (сценарий) урока

Этап урока

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

1.

Организационный момент.

  • Приветствие.
  • Проверка готовности к уроку.
  • Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята. Обычно люди говорят при встрече это доброе слово, желая друг другу здоровья. Будем надеяться, что такое позитивное начало поможет вам добиться хороших результатов.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы проведём расследование по литературному произведению. С этой целью у нас созданы следующие отделы: аналитический,  следственный, информационный, экспертный. А вначале поговорим о весне.

- Ребята, скажите, чувствуете ли вы наступление весны?

- По каким приметам вы замечаете её?

- Как вы думаете, почему мы начали урок с вопросов о весне?

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

2.

Мотивация к учебной деятельности.

  • Составление кластера со словом «Подснежник».
  • Сообщение группы учащихся «Легенды о подснежнике»

Слайд 2-3

Слайд 4

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «подснежник»? Давайте запишем эти ассоциации в виде кластера.

- Как обычно выглядит подснежник? Где встречается этот образ?

- А вы знаете, почему подснежники так называются и символом чего они являются?

- Информационный отдел нам подготовил легенды о подснежнике.

Ученик 1.  Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Еве было холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела, и сразу ожила надежда. С тех пор подснежники стали символом надежды и любви.

Ученик 2. А я нашел русскую легенду о подснежнике.

Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решили не пускать на Землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца.

Солнце согрело Землю и открыло дорогу Весне. Ласковое Солнышко растопило потемневший снег, а на поляне под деревом Цветок вырос. Синий-синий и очень тонкий.

- Какие красивые легенды рассказали нам ребята.  Да, подснежник – это первый весенний цветок, настолько нежный и красивый, что вдохновил И.А.Бунина на создание рассказа «Подснежник», когда он жил за границей и вспоминал родной край.

- Скажите, удачно ли такое название для рассказа? Почему?

- Как вы думаете, о чём должен быть рассказ под таким названием (место, время, сюжет)?

- Сегодня мы подробнее познакомимся с произведением Ивана Алексеевича Бунина «Подснежник», историей его создания и узнаем, как отразилось прошлое России в нём. (запись  в тетради и на доске темы урока).

Составляют и записывают кластер, слушают сообщение группы учащихся,

отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД:

1. самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей

Познавательные УУД:

1. осознанное и произвольное построение речевого высказывания

2. Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов.

3.

Актуализация знаний.

  • Знакомство с биографией И.А.Бунина.
  • Выставка книг И.А.Бунина.
  • Работа с учебником.

Слайд 5

- Ребята, следственный отдел подготовил информацию о биографии И.А.Бунина. Вы прослушайте её и скажите, какие испытания выпали на долю писателя, начиная с отрочества и заканчивая последними годами его жизни?

    Иван Алексеевич Бунин родился в 1870 году в Воронеже в небогатой дворянской семье. Детские годы будущего писателя прошли в поместье Буниных на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Среди его предков — В. А. Жуковский, известный поэт, учитель и друг А. С. Пушкина. 

      Получив домашнее начальное образование, 5 лет учился в Елецкой гимназии, которую не закончил, так как семья не могла оплачивать его учебу. Проходил дома курс под руководством брата Юлия. Рано начал работать самостоятельно. С раннего детства будущего поэта отличали феноменальная наблюдательность, память, впечатлительность.    Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в 18, покинув обнищавшее имение, по словам матери, «с одним крестом на груди», он начинал добывать хлеб литературным трудом.

      Долгие 33 года Бунин жил вдали России и с Россией в душе и мыслях. Он пишет в дневнике «разве можем мы забыть родину? Может человек забыть Родину? Она в душе. Я русский человек. Это с годами не пройдет». Итак, с 1920 года для Бунина началась жизнь «на других берегах», во Франции, где прожил до конца дней. Здесь Иван Алексеевич продолжает творить, постепенно обретая новое художественное зрение. Здесь и напишет Бунин рассказ «Подснежник».

       К сожалению, дневники писателя 1925-1927 годов сожжены, и поэтому мы не узнаем историю создания рассказа. 

- Итак, какие испытания выпали на долю писателя, начиная с отрочества и заканчивая последними годами его жизни?

- Символом творчества И.А.Бунина стали фрукты (обращение к выставке) из рассказа «Антоновские яблоки». Этот рассказ вошёл в сборник «Тёмные аллеи», за который И.А.Бунин, первый из русских писателей, становится лауреатом Нобелевской премии в области литературы.

- За что присудили Нобелевскую премию прочитайте на стр.28 в учебнике. (Присуждена «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». При вручении премии особо была отмечена способность Бунина «необычайно выразительно и точно описывать реальную жизнь»). 

Сообщение учащихся, анализируют информацию.

Познавательные:                 - осознавать

познавательную задачу;

приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

           

4.

Создание проблемной ситуации.

Слайд 6

- Сегодня мы с вами проведем исследование. Любое исследование начинается с обозначения проблемы. Что такое проблема?

(Проблема ассоциируется с вопросом, требующим решения, это противоречие).

  • Почему И.А.Бунин назвал своё произведение «Подснежник»?
  • Какова история создания рассказа И.А.Бунина «Подснежник»?
  • Как отразилось прошлое в рассказе И.А.Бунина «Подснежник»?
  • О чём заставляет задуматься этот рассказ?
  • Как ключевое слово «подснежник» раскрывает идею повествования?

-Читая, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: «Этого я не ожидал!» Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть вперёд, предугадать дальнейшее – словом, прогнозировать. Существует такое понятие как читательский прогноз.

- Дома, готовясь к уроку, вы прочитали рассказ «Подснежник». Оправдались ли ваши ожидания при чтении текста и его название?

- И мы будем проводить наше исследования, «отгадывая», о чём этот рассказ.

Обратимся к тексту.

Слушают учителя, определяют совместно с педагогом проблему.

Познавательные УУД:

1. адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

2. извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;, таблица,);

3. осуществлять анализ и синтез;

Регулятивные УУД:

1. принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

5.

Определение темы исследования.

Слайд 7

Слайд

8-29

- Как вы думаете, что вынесено в название рассказа?

(Заглавный образ).

- Что такое «заглавный образ»?

(ЗО – художественный образ, вынесенный в заглавие литературного произведения)

Учащиеся определяют тему исследования

6.

Анализ текста рассказа И.А.Бунина «Подснежник»

  • Работа в группах «Восстановление текста»
  • Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика Саши и отца Николая Николаевича»

- Для того чтобы узнать, насколько вы подробно ознакомились с делом, проведём мозговой штурм по восстановлению текста.

 когда-то Россия,  снежный уездный городишко,  масленица - и  гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.  оттепель, стояли теплые и сырые дни, русские, уездные, каких  уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.

-Ожидали ли вы такое начало рассказа?

-Что именно оказалось неожиданным?

- О ком же идёт речь в рассказе?

-Почему И.А.Бунин повторяет именно глагол «быть» в прошедшем времени? 

- Слово предоставляется представителям аналитического отдела.

 (И.А. Бунин написал рассказ «Подснежник» в эмиграции, возможно, его одолела тоска по родине, и  он хотел вернуться.

 Предложение сложное, в составе его однотипные простые предложения, все начинаются со слова «быть» в прошедшей форме).

- Как называется такой прием в литературе?

(Повтор)

- Обратимся к глоссарию. («Повтор – это родовое название средств художественной выразительности, к которым обычно относят: П. звуковые (аллитерация, ассонанс и др.), синтаксические (синтаксический параллелизм и др.), фразовые (рефрен, припев), лексические (анафора, эпифора и др.) и образные (П. мотивов, ситуаций)

- Докажите, что это лексический (оправданный) повтор, необходимый автору для выражения какой-то важной мысли. Какой?

(Повтор слова «БЫЛ» напоминает об утерянной России, о прошедшей жизни, которая БЫЛА, а теперь её нет, стала совсем другая).

- Какой вид лексического повтора перед нами? (Анафора - единоначатие)

- Есть ещё примеры лексического повтора в тексте?

- В чём особенность выделенных слов? С какой целью автор их употребляет? (Городишко – суффикс –ишк- со значением пренебрежительности, уничижительности,  гимназистик – суффикс –ик- имена существительные мужского рода со значением уменьшительности, которое обычно сопровождается экспрессией ласкательности )

- В рассказе упоминается один из любимейших праздников как древних славян, так и современных россиян. Какой это праздник? (Масленица)

- Как связана информация о праздновании масленицы и нашего рассказа?

- Информационный отдел предоставит рапорт о Масленице. Итак, почему масленичные дни так называются?

Понедельник — встреча

Первый день назывался Чистая масленица — широкая боярыня. Прообразом Масленицы была никто иная, как Снегурочка во всех своих видах и со всеми качествами — забирающее и дающее жизнь божество, по мифам язычников. В этот день начинали наряжать чучело, строили снежные городки, качели, горы, начинали печь блины.

Вторник — заигрыш

С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать». 

Среда — лакомка

В этот день нужно есть столько, сколько приемлет твоя душа, отсюда и поговорка «Не житье, а масленица». Повсюду проводились ярмарки, шли народные гулянья. Среда открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В этот день зять приходил «к тёще на блины». В каждой семье накрывали столы со всевозможными угощениями.

Четверг — широкий разгул, перелом

Название само говорит за себя: катание на санях по улицам, кулачные бои, всевозможные обряды. Одним из любимых забав было поджигание тележных колес и спуск их по склонам оврагов.

Пятница — тёщины вечёрки

Зять приглашал к себе в гости тёщу и угощал ее блинами. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.

Суббота — золовкины посиделки

Золовкой называют сестру мужа. Этот день считался всегда семейным. В этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. Приглашали всю семью, и кормили родных блинами, и поили чаем.

Воскресенье — целовальник, прощёное воскресенье

Последний день самый веселый и разгульной, несмотря на то, что его называли «Прощеный день». Люди ходили от двора к двору, просили друг у друга прощения. Если в течение года чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в «прощеное воскресенье», они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: «Прости меня, пожалуйста». Второй же отвечал: «Бог тебя простит». В этот день сжигалась соломенная Масленица. Пепел, оставшийся от «зимней хозяйки», развеивали над полями в знак будущего урожая. Масленица называлась еще и Сырной седмицей, и была последней неделей перед Великим постом.

- Как связана информация о праздновании масленицы и нашего рассказа?

- 1-е предложение также объясняет смысл названия рассказа. Предположите, кто главный герой рассказа? (Саша)

- Эксперты, найдите и зачитайте портрет Саши.

А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всем уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество?

На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он еще во всем, во всем новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, - к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, еще так недавно раскрывшегося на мир божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного!

- Такой портрет в литературе называют психологическим. Предположите, что значит это слово? (Психологический портрет помогает понять характер героя, его психологию). 

- Саша – особенный мальчик? Что пишет по этому поводу автор? (Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество?)

- Саша действительно похож на подснежник? Только ли цветом одежды и глаз?

- Какие средства художественной выразительности использует автор для создания портрета мальчика? Назовите их.

- Почему взгляд назван «доверчивым»? Можно ли то же самое сказать про «взгляд» подснежника?

- Давайте проверим наше предположение: может быть, в жизни Саши вокруг него тоже холодно и «лежит снег»?  Найдите в тексте предложение, в котором говорится, как и где мальчик живёт.

(Живет Саша "на хлебах", в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье).

- Что значит жить «на хлебах»? Предоставьте данные отдел информации.

Жить на хлебах — у кого. Разг. 1. Устар. Получать в качестве оплаты жильё и стол в чужой семье. 2. Быть на чьём л. иждивении, содержании. ФСРЯ, 507; ФСС, 72 …   Большой словарь русских поговорок.

- А где Саша жил до этого? (В деревне). 

- Как вы это узнали? (Из деревни к нему приезжает отец, которого, скорее всего, Саша давно не видел).

- Прочитайте описание отца. Это психологический портрет? Какого он цвета? Что узнаёте об отце из этого портрета?

(Отец приехал из глухой, внесенной сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах. Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами).

- Расскажите, что вы узнали о сыне и отце? Запишите это в таблицу.

- Соотнесите записи в таблице.

 - Какой прием использует писатель при описании отца и сына?

- Для чего автор прибегает к антитезе?

Учащиеся формулируют цель исследования

Познавательные УУД:

осознают познавательную задачу, слушают текст, извлекают нужную информацию.

Коммуникативные УУД:

высказывают  и обосновывают свою точку зрения.

Строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные УУД

1. Развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

7.

Релаксация.

Слайд 30

П.И.Чайковский «Времена года» « Подснежник»

 Музыкальная пьеса Чайковского “Подснежник” наполнена светлым лирическим чувством. Композитор передаёт волнующе радостное, трепетное настроение, устремлённое навстречу солнцу, надеждам, счастью, упоение расцветающей природой. Приход весны всегда вызывал в композиторе необычайное воодушевление и подъём духа, о чём свидетельствуют его воспоминания: “...Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своей роскошной силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какою любовью приветствуешь зелёную травку! Как радуешься прилёту грачей и за ними жаворонков и других заморских лётных гостей!”

Учащиеся отдыхают, слушая музыку

Личностные УУД:

 установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

Предметные результаты: воспринимать художественный текст как произведение искусства; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

8.

Анализ  

Слайд 31

-Для нашего героя начинается новая жизнь, чем занимаются отец с сыном в эти праздничные дни?

- Ребята, постарайтесь определить, в какой день недели приехал к Саше отец, какой именно это «долгий прекрасный» день впереди?

- Почему именно в эти дни приехал отец?

- Что является для Саши, «живущем на хлебах», праздником в скучной обыденности?

- Как вы думаете, нравится ли Саше такой день? Почему?

- Как же Саша оценивает этот день? Как его называет? Действительно ли он оказался прекрасным, как тот предполагал вначале?

- Для чего автор вводит описание интерьера и пейзажа в рассказе?

- Какое горе постигло Сашу на следующий день?

-Какими автор изображает героев в этой части текста? Почему?

-Как отец обращается к сыну, какие слова говорит? Каков смысл этих слов?

- Мы увидели, что автор использует в тексте такие средства художественной выразительности, как повтор и антитезу. Какую роль эти средства выразительности играют в построении текста рассказа, то есть в композиции.

Размышляют над прочитанным

Личностные УУД:

участвуют в творческом, созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Коммуникативные УУД

1. умеют обосновывать и высказывать собственное мнение. формулируют собственное мнение и позицию

2. адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Предметные УУД:

1. осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

2.  адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ.

9.

Работа в группах.

Слайд 39

Работа в группах:

1.На что настраивает первое предложение? Какую эмоциональную атмосферу создает? С помощью каких деталей создается эмоциональная атмосфера произведения? Как начало произведения подготавливает к восприятию произведения?

2.На сколько эпизодов можно разделить рассказ? (На три). Как они связаны между собой? Почему И.А. Бунину важно было показать просыпание и завтрак в гостинице, эпизоды в трактире и прощание?

-Как через эту последовательность выявляется авторская мысль?
3.Герой: первое появление литературного героя; что ожидаем от него, авторское отношение; портретные детали; речевая характеристика (что и как говорит); проявления героя в поступках, действиях, мотивы поступков; взаимоотношения с другими людьми; внутренний мир героя (чувства, мысли).
4.Пейзаж (не только природный, но и городской): цвето-световая палитра, создающая определенную атмосферу мира, где что-то будет происходить;
звучание изображаемого мира; движения изображаемого мира; связь с персонажами; роль пейзажа в повествовании (как авторская мысль, сам автор видны в пейзаже)
5. Интерьер (описание обстановки): через художественные детали к постижению характеров героев; атмосфера человеческой жизни в этом мире (счастлив ли герой или нет).
6.*Объектно-субъектные отношения (если есть рассказчик): особенности видения мира рассказчиком (Зачем это понадобилось автору? Насколько совпадает рассказчик с автором? Какова дистанция между ними?).

Выступление от групп (3-5 мин).

Класс делится на  4 группы.

Каждая группа изучает произведение, выбирает эпизоды для раскрытия образа.

От группы выступает 1 ученик с результатами исследования.

Познавательные:

 - способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования.

Коммуникативные:             - формулировать коммуникативное высказывание;

уметь планировать  и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку.

Личностные:

- формировать доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку в процессе исследовательской, творческой деятельности, адекватно реагировать на эмоции других.  

10.

Рефлексия.

Слайд 40-41

Слайд 42

        

Дискуссия

-Вот и закончилось наше расследование по рассказу «Подснежник».

-Чему вы удивлялись, анализируя рассказ?

-Подтвердилось ли ваше предположение о теме рассказа?

- Какова художественная идея рассказа? (Память о прошлом помогает не только увидеть то, что когда-то казалось будничным, но и почувствовать значимость каждого мгновения жизни, его быстротечность).

- Как отразилось прошлое в рассказе?

- Ребята, этот рассказ биографичен. Детство И.А.Бунина прошло в имении отца в Орловской губернии. Мир его детства ограничивался семьёй, усадьбой, деревней. Родной дом он покидает на 4 года, поступив в гимназию уездного города Ельца. Бунин напишет: «Я рос одиноко… без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождение обычных путей юности – гимназии, университета – мне было не дано. Я нигде не учился, никакой среды не знал».

- Почему писатель называет своё произведение «Подснежник»?

-Что хочет донести автор до читателя? (Нежные и любящие отношения между отцом и сыном)

- Последние слова произведения всегда самые значимые. Какие они? (Христос с тобой)

- Что остаётся в конце рассказа? (остаётся любовь Саши к отцу – она никуда не исчезает).

Творческая переработка информации.

- Теперь, зная, о чём текст, составьте синквейн по слову «подснежник»

Подснежник.

Нежный, чистый.

Ждет, скучает, грустит.

Быстро проходит счастье.

Незащищённость.

 

Познавательные:

 - способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования.

Коммуникативные:             - формулировать коммуникативное высказывание;

уметь планировать  и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку.

Личностные:

- формировать доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку в процессе исследовательской, творческой деятельности, адекватно реагировать на эмоции других.  

14.

Домашнее задание.

Слайд 17

  1. Прочитать текст ещё раз, найти художественные средства в тексте, помогающие понять основную мысль произведения.
  2. Проанализировать рассказ по плану.

Записывают домашнее задание.

Личностные УУД:

формирование  навыков организации своей деятельности

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы 11 класс. « Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа « Антоновские яблоки»

Урок литературы 11 класс.« Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа« Антоновские яблоки»...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...

Открытый урок литературы 7 класс. "Тихая моя Родина".

Форма проведения: урок-мастерская. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Тема: «Тихая моя Родина»...

Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...