Урок в 9 классе по литературе с использованием технологии "Диалога культуры". Тема наживы в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» и в романе К-Э.К.Кудажы «Улуг-Хем неугомонный»
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Монгуш Чеченмаа Макаровна

Краткий план-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС.

 

Тема урока: Тема наживы в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» и   в романе К-Э.К.Кудажы «Улуг-Хем неугомонный»

Скачать:


Предварительный просмотр:

pedakademy@pedakademy.ru

Краткий план-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Тема урока: Тема наживы в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» и   в романе К-Э.К.Кудажы «Улуг-Хем неугомонный»

Класс:9

Предмет: литература

Учитель: Монгуш Чеченмаа Макаровна  Республика Тыва,  МБОУ СОШ №1 г.Шагонар.

Целевой компонент урока.

Педагогические цели:

1.Организовать работу по осмысленному чтению поэмы «Мертвые души» и эпизода из романа «Улуг-Хем неугомонный».

2.Провести сравнение (найти сходство и различие) «Мертвые души» и романа «Улуг-Хем неугомонный» посредством мыслительных операций — анализа и синтеза.

3.Создать условия для прогнозирования содержания урока с помощью ключевых слов.

4.Организовать работу детей в группах, создать условия для того, чтобы услышать и принять иные точки зрения.

5.Активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока ( организовать работу с кластерами, сравнительной таблицей, синквейном).

6.Организовать рефлексивную деятельность обучающихся..

7.Создать обстановку, благоприятную для учебной работы.

Ожидаемый результат:

1.Учащиеся осмысленно читают тексты  русского писателя Н.В.Гоголя и эпизод  романа тувинского писателя К-Э.К Кудажы «Улуг-Хем неугомонный»

2.Ученики проводят сравнение (находят сходство и различие)  русской поэмы  и отрывка тувинского романа.

3.Учащиеся прогнозируют содержание урока с помощью ключевых слов.

4.Обучающиеся умеют работать в группах, уважать разные точки зрения.

5.Учащиеся проявляют творчество и активность на уроке.

6.Учащиеся владеют умениями оценки своей деятельности, высказывают свое отношение к теме урока.

7.Учащиеся получают эстетическое удовольствие от деятельности на уроке.

Используемая технология:  технлогия «Диалога культур», элементы  технология развития критического мышления (РКМЧП), и дифференцированного обучения

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оснащение урока:

- кластеры,

- раздаточный материал для работы в группах (текст эпизода из романа «Улуг-Хем неугомонный» К-Э. Кудажы),

- таблицы для сравнения  главного героя Чичикова и херик Чейзена

- рабочие тетради по литературе,

- карточки для устной рефлексии («Мне было интересно, когда...», «Мне понравилось...», «Мне было трудно, когда...»).

План урока.

Этапы

урока.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающегося

Формируемые

УУД

Органи-

зационный

Приветствие.

Проверка готовности к

уроку.

Настрой обучающихся

на работу.

Приветствие.

Подготовка к уроку.

Самоорганизация.

 Регулятивные.

Стадия вызова.

1.Создание учебной мотивации.

 - Актуализация  уже имеющихся знаний;

 - Пробуждение интереса  к получению информации;

  - Чем мы сегодня займемся на уроке?

 - Какова будет тема урока. Если вам сложно, то в конце урока мы ее определим.

2.Презентация « Образ Чичикова «Мертвые души», на столах эпизод из романа «Улуг-Хем неугомонный»

К-Э.К.Кудажы

3. - Ребята, вспомните, пожалуйста,  с какой целью прибыл Чичиков в город N?

   

4.- Какими путями шел Чичиков  к накоплению капитала?

 - Каково отношение к помещикам, а именно К Коробочке?

 - Каково отношение к Плюшкинку?

1. Вспоминают основной сюжет поэмы Гоголя и знакомятся с текстами из «Улуг-Хем неугомонный»

  Мы займемся сравнением двух образов. Образа Чичикова и Херик чейзена (высокий статус чиновника в Туве)

2. Составление ассоциативного ряда к главному герою  Чичикову, определение лексического значения слова  «нажива»в группах, запись ключевых слов.

 Прогнозирование по содержанию урока с использованием ключевых слов. Работа с кластерами.

Выполнение задания: составить по материалам презентации  ответ на вопросы: «Так кто же такой Чичиков?»

3.Он приехал, чтобы приобрести мертвые души  с целью обогащения, наживы, чтобы взять заем в банке;

4. Благополучие свое он строит за счет других: обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне, - главные орудия героя. Никакие неудачи не сломят его)

(Ответы учащихся….)

(Ответы учащихся……)

* Регулятивные

(постановка целей, самоконтроль),

*    

познавательные ( поиск информации),

*коммуникативные

( работа в группах)

Стадия

осмысления

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.

Сопоставление главного героя Чичикова с тувинским героем Херик-чейзеном из «Улуг-хем неугомонный» К-Э.К.Кудажы.

Организация работы с таблицей для сравнения «Чичиков» и «Херик чейзен».

Цитаты из романа:

 У него умерла дочь при  родах. Все ждали его. Вот он прискакал и увидев внучку, сказал: « Что делать, придется задушить…»

 

 «Меня, не спеша, похороните завтра, за пазуху положите слиток серебра с голову вола и слиток золота    с голову коня, что принадлежали моему тестю. Бедная наша Эрелзен так наказывала. Херек чейзен всплакнув, выдавил несколько слезинок: может это подействует.»

  - Ребята, по этим словам охарактеризуйте героя Херик чейзена. Что это за человек?

Чтение отрывка из романа (Стр20, 94, 116-120) или дать опережающее задание (прочитать дома)

Осмысление содержания: сравнение двух произведений.

Особое внимание обращается на жанр (поэма), особенности стиля, лексику,  характеры образов, нравственные проблемы двух произведений, авторскую позицию.

Выбор ответа при групповой работе.

Заполнение таблицы в группах, систематизация информации, определение сходства и различия между героями.

Примерный ответ: Это очень страшный человек, хитрый, жестокий, беспощадный. Его отношение к памяти дочери и только, что родившейся внучке – очень страшное  - убить ребенка.

Он обманывает всех. Хочет, чтобы в гроб дочери положили золото, а затем хочет раскопать могилу и взять себе золото. На уме у Херика только золото, золото и еще раз золото.

* Личностные,

* коммуникатив-

ные ( работа в

группах),

* познавательные

( отбор информации)

Стадия рефлексии.

Беседа по вопросам:

Изменились ли со временем нравственные ценности героев?

Какова позиция автора в Чичикову и Херик чейзену?

Побуждение к свободным высказываниям.

Корректировка прогноза темы урока

Что объединяет двух геров?

 В чем их разница?

Организация работы по созданию  синквейна.

Организация оценочной деятельности обучающихся.

Участие в беседе по вопросам учителя?

Сравнение прогноза с информацией, полученной на уроке.

Дополнение первоначальных записей на кластерах.

Создание синквейна в группе.

Самооценка работы на уроке и анализ собственных ощущений:

- мне понравилось...,

- мне было трудно, когда...,

- мне было интересно, когда...

* Личностные

( освоение моральных норм и правил, нравственный выбор),

* регулятивные

( рефлексия, самооценка, коррекция своих действий),

* коммуникатив-

ные ( работа в группах),

* познавательные

( исследование, поиск)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе. Тема "Галерея помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души""

Урок с использованием ИКТ. Форма работы на уроке - групповая....

Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")

Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...

Литература. 9 класс. Серия уроков по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Данный материал содержит презентации к серии уроков литературы по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" по следующим темам: 1. История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" 2. Образы ...

Тема "живой" и "мертвой" души в поэме Гоголя. Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души", 9 класс

Работа на уроке преследовала цели: осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); проецировать проблемы, пост...

Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" по теме : "Чичиков - первый российский предприниматель".

Образ главного героя поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" - делец и "подлец" в одном лице: история Чичикова, деятельный характер, полная безнравственность, омертвение души; тайна имени...

Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Галерея образов помещиков" (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души")

Конспект урока на тему "Галерея образов помещиков" соответсвует требованиям ФГОС. этапы урока помогут всесторонне раскрыть образы помещиков, выделить их главные черты характеров, особенности...