Системно-детятельностный подход на уроках в 5-8 классах (статья)
статья по литературе на тему

Коротникова (Тонких) Ирина Анатольевна

О работе на уроках русского языка и литературы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tonkih._sistemno-deyatelnostnyy_podhod.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

И. А. Тонких

БОУ г. Омска «СОШ №72 с УИОП»

Системно-деятельностный подход как условие формирования коммуникативных умений школьников на уроках литературы в 5-8 классах

Через два года учителям, работающим в среднем звене, предстоит обратиться к Федеральному государственному образовательному стандарту, по которому уже работает начальная школа. В условиях введения новых стандартов перед учителем появляется задача применять системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация этого подхода на практике заставляет учителя изменить свою деятельность, уйти от традиционного объяснения материала и дать обучающимся возможность самостоятельно открывать для себя новые знания и присваивать их. Учителю не нужно ждать два года для применения данного подхода, поэтому для меня важным становится уже сейчас внедрять системно-деятельностный подход на уроках литературы, так как этот подход является главной идеей ФГОС.

Цель образования заключается не только в передаче опыта и знаний от поколения к поколению, но и в подготовке человека, способного к постоянному самообразованию, причём последнее является наиболее важным. Здесь можно вспомнить слова Конфуция: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь». Под деятельностным подходом подразумевается деятельность ученика, а не учителя. Слово системный подразумевает, что данная деятельность должна проходить системно, регулярно.

«В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  •  формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  •  проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  •  активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  •  построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» [2].

Обучение должно быть построено так, чтобы оно обязательно развивало. Необходимо организовать урок литературы таким образом, чтобы обучающиеся не просто овладели знаниями и умениями, но смогли прочувствовать красоту слова мастера, а также определить некоторые нравственные ориентиры для себя.

ФГОС выдвигает личностные, предметные и метапредметные результаты. Метапредметными результатами является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

«Коммуникативные УУД изучения курса «Литература»: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; высказывать и обосновывать свою точку зрения; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями и т.д.» [1, с. 12]

Каким же образом заинтересовать учеников, вовлечь их в работу, развить коммуникативные умения? Вместе с обычными уроками, исследованиями, играми, любой учитель создаёт свои собственные уроки: урок-соревнование, урок-путешествие, урок-сказка и др. Немаловажно работать над структурой урока. Чтобы создать эмоциональный настрой, побудить учеников к деятельности, необходимо ясно продумать начало урока. Это может быть волнующий эпиграф, проблемный вопрос, статья из газеты или журнала, необычно сформулированная тема урока.

Приведу пример подводящего диалога к формулированию проблемного вопроса и темы урока. Урок литературы в 6 классе по произведению «Бирюк».

       

Варианты творческих заданий и ученические исследования, формирующие коммуникативные УУД:

1. Монолог от лица героев. Это задание позволяет более глубоко проникнуть в суть персонажа, увидеть его изнутри, прочувствовать то, что чувствует он. Я использовала этот приём на уроках изучения повести «Ночь перед Рождеством» в 6 классе. Обучающиеся рассказывали от первого лица о Вакуле и Оксане.

2. Диалог с автором. Этот приём работы с текстом во время чтения. Ученик должен находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои, продумывать, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение. Приведём пример диалога с автором на примере рассказа «Механик Салерно» Бориса Житкова.

«Итальянский пароход шёл в Америку. Семь дней он плыл среди океана, семь дней ещё оставалось ходу. (Очень долгое путешествие!) Он был в самой середине океана. (Представили? Середина океана – так далеко от берега!) В этом месте тихо и жарко. И вот случилось в полночь на восьмые сутки. (Вопрос. Что же случилось? Что можно предположить? Ответ.) Кочегар шёл с вахты спать. Он шёл по палубе и заметил: какая горячая палуба. А шёл он босиком. И вот голую подошву жжёт. Будто идёшь по горячей плите. «Что такое? – подумал кочегар. – Дай проверю рукой». Он нагнулся, пощупал: «Так и есть, очень нагрета. Не может быть, что с вечера не остыла. Неладно что-то». (Вопрос. Догадались, что же случилось?) И кочегар пошёл сказать механику. Механик спал в каюте. Раскинулся от жары. Кочегар подумал: «А вдруг это я зря, только кажется? Заругает меня механик: чего будишь, только уснул». (Кочегар понимает, что механик очень устал, не стоит тревожить зря.) [1, с. 130-131]

3. Диалог с критиком. Например, на уроке изучения повести Н. В. Гоголя «Шинель» используем высказывание: «Шинель» - «одно из глубочайших созданий Гоголя», по словам В. Г. Белинского, «колоссальное произведение», по мнению Герцена. Задача ученика подтвердить или опровергнуть утверждение.

4. Развитие ассоциативного мышления, обращение к личному опыту обучающихся. Например, при изучении стихотворения Лермонтова «Парус» в 5 классе можно провести ассоциативный эксперимент. Дать ученикам только название стихотворения и спросить, какие ассоциации возникают у них в связи с этим образом. Потом обратиться к личному опыту, спросить, видели ли они когда-нибудь парус, какие чувства и эмоции он вызвал. Затем перейти к точке зрения поэта, проанализировав стихотворение.

5. Поиск формулы героя (автора) позволяет определить, насколько целостный образ героя (или писателя) сложился у учащихся, приучает к внимательности при работе со словом.

«Например, изучение рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» в 7 классе.

  • Старуха Изергиль

       «…В мое время больше было в человеке силы и огня, оттого жилось веселее и лучше»

  • Лара

       «Он считает себя первым на земле…»

       «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей…Вот как был поражён человек за гордость!»

  • Данко

       «Он любил людей и думал, что без него они погибнут»

       «У меня есть мужество вести вас, вот поэтому я и повёл вас» [3]

6. Лингвистический анализ текста. Помогает сравнивать черновые редакции с окончательными, сопоставлять тексты друг с другом.

Я использовала его в 6 классе при изучении баллады В.А. Жуковского «Светлана». Нужно было сопоставить ее с оригиналом Г. Бюргера «Ленора» и сравнить с другими его балладами «Людмила» и «Кассандра».

7. Лабораторная работа. Исследование текста, художественных деталей, попытка проникнуть в художественную мастерскую писателя.

На уроке изучения «Поучения Владимира Мономаха» в 7 классе ученики исследовали принцип построения поучения и, используя эту структуру и стиль древнерусского языка, написали собственное поучение.  

8. Составление паспорта писателя, читательского дневника, визитной карточки героя. 

«Паспорт писателя»: Ф.И.О., дата и место рождения. Социальное положение и происхождение. Воспитание. Образование. Семейное положение. Род занятий. Результаты деятельности. Дата смерти.

«Читательский дневник»: Автор, название произведения. Время создания. Жанр. Тема и проблема. Система образов. Художественные особенности. Запомнившиеся эпизоды, сцены. Значение произведения.

  • «Визитная карточка героя»: Происхождение. Воспитание. Образование. Образ жизни героя. Испытание любовью. Дружба». [3]

9. Инсценирование фрагментов. 

Приём инсценирования является удобным средством, с помощью которого открываются законы драматического рода, этапы развития конфликта в пьесе, следовательно, создает предпосылки изучения жанрового своеобразия драматических произведений на следующей ступени литературного образования.

Инсценируя, ученики углубляются в природу драмы и основы театра, объединяющего все искусства. На этапе инсценирования происходит расширение представлений обучающихся о специфике смежных искусств, о возможностях интерпретации литературного произведения как собственно театральными средствами (актёрская игра, режиссура), так и средствами живописи, музыки, хореографии. Этот приём я использовала в 6 классе при изучении пьесы М. Метерлинка «Синяя птица». 

10. Создание презентаций.

Составление электронной презентации «Тарас Бульба в иллюстрациях художника и обучающихся» в 7 классе, «Нравственные и социальные пороки чиновников в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в 8 классе.

Представленные выше варианты творческих заданий вовлекают обучающихся в работу, заинтересовывают, делают процесс обучения интересным и формируют коммуникативные умения.

Литература:

  1. Барова Е.С. Уроки литературы в 5-м классе по учебнику «Шаг за горизонт». Метод. рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012. – 304 с.
  2. Подготовка к введению ФГОС основного общего образования. http://school35.tomsk.ru/raz/fgososn Дата обращения 10.01.2014
  3. Системно-деятельностный подход к изучению литературы в основной и средней школе. http://www.myshared.ru/slide/353106/ Дата обращения 11.01.2014

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению системно-деятельностного подхода на уроке физики в 10 классе

Урок разработан с учетом требований ФГОС второго покаления. Для определения учащимися цели и задач урока создается проблеммная ситуация. На уроке запланирована исследовательская работа учащихся. Приме...

Методика реализации акмеологического подхода на уроках математики в 5 классе

В настоящее время стране нужны творческие личности. Поэтому воспитание и обучение должны быть направлены на стимулирование процессов творческого саморазвития. Все это подтверждает актуальность моего ...

Преподавание технологии в условиях модернизации общего образования Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС Использование системно-деятельностного подхода на уроке технологии в 5 класс «Приготовление блюд из овощей»

Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Одним из результатов изучения предмета «Технология» является формирование ответственного отношения к сохра...

Презентация к мастер-классу по теме: Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун»

Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом....

Методическая статья "Дифференцированный подход на уроках литературы в средних классах" (из опыта работы)

Методическая статья из опыта работы "Дифференцированный подход на уроках литературы в средних классах" содержит пример его применения на уроках изучения сказки-были М.М.Пришвина "Кладов...