Основы анализа стихотворной речи.
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс) на тему

Никачева Светлана Юрьевна

Справочные материалы.

Основные понятия стихосложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Основные понятия стихосложения.41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основы анализа стихотворной речи.

Справочные материалы.

Основные понятия стихосложения.

  • Стихи – художественная, ритмически организованная речь, расчленённая на сравнительно короткие отрезки, каждый из которых обычно выделяется в отдельную строку. Способ организации художественной речи, противопоставленной прозе.
  • Стих – каждая строка стихотворного произведения.
  • Стихотворение – написанное стихами литературное произведение небольшого объёма. В XIX-XX веках – преимущественная форма лирики.
  • Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.

В стихе: общая упорядоченность (чередование) фонетических повторов. Единица ритма – метр или стопа.

  • Стопа – регулярное сочетание ударного и безударных слогов.
  • Размер – чередование стоп в стихе (стихотворной строке).

Виды стоп:

        В русском стихосложении различают пять вариантов чередований ударного и безударных слогов, соответственно пять видов стоп:

  • две двусложные:
  • ямб – в стопе два слога; первый – безударный, второй – ударный;
  • хорей – в стопе два слога; первый – ударный, второй – безударный;
  • и три трёхсложные:
  • дактиль – в стопе три слога; первый – ударный, второй и третий безударные;
  • анапест – в стопе три слога; первый и второй – безударные, третий – ударный;
  • амфибрахий – в стопе три слога; первый – безударный; второй – ударный, третий – безударный.

Для характеристики размера принято определять вид стопы и количество стоп в стихе. Например, роман «Евгений Онегин» написан 4-стопным ямбом, а «Песня девушек» в третьей главе – 3-стопным хореем.

  •  Пиррихий – облегченная стопа, то есть в cтопе ямба или хорея отсутствует ударный слог.
  • Спондей – утяжеленная стопа, то есть в стопе ямба или хорея оба слога ударные.
  • Рифма – созвучие концов стихов или полустиший, отмечающее их границы и связывающее их между собой.

Виды рифмы:

  • По месту ударения различают:
  • Женские – ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов (коряга-коняга);
  • Мужские – ударение падает на последний слог рифмующихся слов (венец-конец);
  • Дактилические – ударение падает на третий от конца слог (количество-величество);
  • Гипердактилические – ударение падает на четвёртый и далее от конца слог – очень редки.
  • По точности созвучия:
  • Точные – полное совпадение концовок (белый – спелый);
  • Приблизитеьные – согласные совпадают, гласные – нет (белом-спелым);
  • Неточные – совпадают только ударные гласные (пламя-память);

  • По лексическим и грамматическим признакам:
  • Однородные – рифмующиеся слова – одной части речи (лежу – ворожу) – глагольная;
  • Разнородные – рифмующиеся слова – разные части речи (он – патефон);
  • Омонимические – рифмующиеся слова – омонимы (Наполеон – на поле он);
  • Тавтологические (когда – никогда);
  • Составные (усвоим – с воем);
  • По расположению рифмующихся строк (способу рифмовки):
  • Смежные
  • Перекрёстные
  • Охватные
  • Смешанные.

  • Строфа – несколько стихотворных строчек, объединённых общей системой рифмовки.

Виды строф:

  • Одностишие;
  • Двустишие;
  • Трёхстишие;
  • Четверостишие (катрен) и т. д.

Наиболее распространённая – четверостишие, менее часто встречающиеся – трёхстишие (терцет), восьмистишие (октава), 14 строк (сонет).

Синтаксические средства организации стиха:

  • Повторы (рефрен) – повтор одного или нескольких слов или строк;
  • Анафоры – две или более строк стиха начинаются одинаковыми словами;
  • Обрамление – повтор одного или нескольких слов в начале и в конце стиха или строфы;
  • Параллелизм – построение двух и более строк начинается по одной синтаксической схеме.

Звуковая инструментовка стиха:

  • Аллитерация – музыкальный эффект, основанный на повторе одинаковых или сходных согласных звуков;
  • Ассонанс – повтор гласных звуков.

Анализ стихотворения

Алгоритм написания сочинения

  1. Период творчества поэта.
  2. История создания стихотворения.
  3. Направление, творческий метод.
  4. Жанр и композиция.
  5. Тематика.
  6. Проблематика.
  7. Идея и идейно-эмоциональная оценка, пафос произведения.
  8. Образ лирического героя.
  9. Художественное своеобразие стихотворения.
  10. Средства поэтической выразительности (тропы).
  11. Особенности стиха. Метр, размер.
  12. Значение произведения в творчестве поэта и русской поэзии в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец анализа стихотворного текста А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге»

Стихотворение А.А. Ахматовой «Стихи о Петербурге» написано ей в 1913 году. Оно вошло в сборник «Четки», выпущенный в 1914 году. Это вторая книга стихов поэтессы. Как писала сама Анна Андреевна в стать...

Лингвистический анализ стихотворного текста

Элективный курс "Лингвистический анализ стихотворного текста" представляет собой интегрированный лингвистический курс для учащихся профильных классов, выбравших в 10-11 классах углубленное изучение гу...

Лингвистический анализ стихотворного текста

Элективный курс, предназначенный для старших классов гуманитарного профиля...

анализ стихотворного текста

ппредназначен для работы в классах с углубленным изучением немецкого языка в рамках элективного курса....

Обучение анализу стихотворного текста на примере стихотворения И.С. Никитина "Утро"

Главная задача анализа стихотворения-прочитать его как единое целое, где все средства художественной выразительности взаимосвязаны и подчинены выявлению авторского мироощущения. Слово в стихах особо в...

Схема анализа стихотворного произведения для 6 класса

Данная схема анализа стихотворения разработана для учащихся 6 классов, её учащиеся дополняют по мере увеличения изученного материала. С 7 предложенных пунктов можно довести схему до 11....

Урок по русскому языку в 9 классе на тему: Повторение публицистического стиля речи на основе анализа текста из статьи И. А.Ильина «О России»

Цель урока:-обобщение и углубление знаний об особенностях публицистического стиля речи; выполнение тренировочных упражнений для подготовки  учащихся к экзамену;-формирование коммуникативной компе...