« Чувство Родины – основное в моем творчестве». Лирика С.А.Есенина. 11 класс
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему

Шайхутдинова Алия Фанавиевна

      Урок на тему: « Чувство Родины – основное в моем творчестве».  Лирика С.А.Есенина. 11 класс                                           

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_temu_esenin_stihi_11_klass.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

      Урок на тему: « Чувство Родины – основное в моем творчестве».  Лирика С.А.Есенина. 11 класс                                            

                                     А.Ф. Шайхутдинова, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Ялгыз- Нарат, Татышлинского района, Республика Башкортостан

                                   Моя лирика жива одной любовью, любовью к     Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве.

                                                                                  С.А.Есенин.

Цели: 1.Показать значение образа России в творчестве Есенина, динамику развития темы родины, его философскую глубину, познакомить учащихся со стихотворениями Есенина о родине, научить анализировать лирическое произведение; развитие устной, связной речи, мышления, памяти; воспитывать любовь к отечеству, нравственные идеалы, пробудить в детях эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки, живописи.

Оформление: поэтический уголок ( книги, свеча, часы с кукушкой, скатерть, старинное полотенце).

    Оборудование: портрет, иллюстрации, плакат, схема анализа.

Музыкальное сопровождение: 1. «Отговорила роща золотая».

         2. «Край ты мой заброшенный…».

         3. «Гой ты, Русь моя родная».

         4. «Спит ковыль. Равнина дорогая…».

Ход урока

1.Сообщение темы урока.

Учитель: Сергей Александрович Есенин - единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство Родины - основное в моем творчестве». Поэт никогда не забывал, что он сын своей земли, что он несет ответственность за прошлое, сегодняшнее и будущее страны. Сергей Есенин очень любил, от всей души Родину, посвятил ей свою жизнь. Тема Родины, России - всегда была главной темой в литературе и не удивительно то, что Есенин посвящал ей свои самые вдохновенные строки.

Работа с текстом.

2.Чтение и анализ стихотворения Есенина.

Учитель: А теперь давайте прочитаем наизусть стихотворения Есенина.

Ученик: «Гой ты, Русь моя родная» написано в 1914 году. Оно искрится счастьем, радостью, пронизано любовью к родному краю. Лирический герой поклоняется полям, тополям, хатам. Хата не просто жилище- это нечто святое. Дом- это воплощение любви ( чтение наизусть)

Ученик: Стихотворение «Русь Советская» ( отрывок читает наизусть). В этом стихотворении звучит мотив  возращения в родной дом, выражает свою грусть, тоску по «старому дому».Процесс превращения России из отсталой, бревенчатой в могучую, социалистическую, новую был труден для народа, порой мучителен для крестьянства, веками связанного с избою, с земельным наделом. На долю Есенина выпало суровое время, когда душа поэта подвергается многократным перегрузкам. Душа поэта могла изнемочь в желании соединить Русь уходящую с Русью Советской. Душевно поэт пережил раскол, приняв сторону Руси Советской, но перегрузки, видимо, потом сказались.  

Ученик: Стихотворение «Край ты мой заброшенный…»Здесь дается новый взгляд на деревню, лишенный всякой благостности и покоя:

                        Край ты мой заброшенный,

                        Край ты мой, пустырь,

        Сенокос некошеный,          

        Лес да монастырь.

                        Избы забоченились,

                        А и всех-то пять

                        Крыши их запенились

                        В заревую гать.

Учитель: Есенин кропотливо и предметно рисует картину заброшенного пустынного края. Бедный среднерусский пейзаж:  лес, монастырь да избы, вросшие в землю. Гать-насыпь, плотина. Кругом безлюдье и безмолвье. Тревожное движение происходит лишь в природе. Нищета задавила деревеньку из пяти изб. Нищая деревенька похожа на заброшенную церковь.

Ученик: Стихотворение «Отговорила роща золотая». (Читает наизусть)

Природа стала помощницей поэта в его раздумьях о жизни и бессмертии. Природа и родина сливаются в одно чувство. Через описание природы он выражает свою любовь к Родине, он восхищается красотой родного края.

Ученик: Стихотворение «Я последний поэт из деревни». Это стихотворение написано в 1920 году. Стихотворение отражает тревогу, которой исполнен поэт, очень чутко улавливающий те перемены, которые происходят в укладе деревенской жизни с наступлением «железного» города. Наиболее отчетливо противопоставление двух миров выражено в центральной строфе стихотворения: с одной стороны- «голубое поле», «злак овсяный, зарею пролитый», с другой- «железный гость», «черная горсть».

Ученик: Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» написано в 1925 году - в последний год жизни поэта. Гармония найдена Есениным в  принятии, с одной стороны, рассудком нового поколения, « чужой юности», « сильного врага», а с другой стороны, сердцем,- родины ковыля, полыни, журавлиного, бревенчатой избы, Есенин возвращался к идеи гармонии, целесообразности, синтезу.

 3. Учитель: Давайте теперь послушаем романсы на стихи С.Есенина. Стихи его музыкальны, поэтому положены на музыку. Они стали шедеврами русской классики. (Прослушивание музыки).  

4. Комплексный анализ стиха «Спит ковыль. Равнина дорогая…».

Учитель: Для того чтобы правильно анализировать лирическое произведение, мы должны вспомнить схему анализа:

1.Ключевые слова

2.Лексическая цепочка

3.Ассоциация

4.Тема, идея, жанр

5.Тропы и фигуры речи

6.Ритм, рифма, размер

7.Авторское отношение

Учитель: ( ученики работают вместе с учителем) Образы - это те слова, которые олицетворяют что- то. Например, у Есенина с образом Родины сливается образ любимого дерева- березы. В народном творчестве существует условно- символическое обозначение деревьев: дуб- долголетие, сосна- прямота, осина- горе, береза- девичья чистота. В стихотворении имеются названия деревьев: тополь- грусть, ива- искренность, вера в бога. В тексте два ключевых слов: родина уходящая, прошлая, Русь « березового ситца». Спит ковыль, равнина дорогая- все спокойно, все является родным. При виде всего этого на сердце становится тепло, приятно. С одной стороны, ему жаль расставаться с этой обстановкой, с другой стороны, он рад, что жизнь народа обновляется, что пришло другое поколение, что наступила другая, новая жизнь. Поэт ищет согласия с новым миром, но светлым и высоким остается все ровно старый мир. В стране после октябрьского переворота все изменилось: город надвигается на деревню, появляется электричество, ручная работа заменена в механическую работу. Есенин отмечает: « Конь стальной победил коня живого». 2.Образ Родины Советской, новой. Цивилизованной. Это гибель деревни. Все ровно, что было натуральным, своим, родным, чистым, святым, искусственным. Но поэт соглашается тем, что крестьянский труд облегчается, что Русь не может больше волочиться за сохой по лугам.

2.Лексическая цепочка ( ряд слов, которые  характеризует образы). Примеры:1.дорогая свежесть полыни, согревает теплом, хорошо живется, любимая родина, поэт золотой бревенчатой избы, отчие поля.2. сильный враг, новая жизнь, враждебная человеку, заставляет покоряться в себе.

3.Сопутствующие образы (ассоциация), к 1 образу - родина первая, любимая, та родина, с которой ты знакома с рождения, родина- дом, семейный очаг, мать, отец, родные, первые слова, первый шаг, образ избы, дома, крестьянская изба- это святое, дом- воплощение любви. Твои луга, леса, родник, береза- все твое, излюбленные места, где ты находишь уединение, покой, открываешь свои секреты, общаешься с природой. Ко 2 образу- родина вторая, измененная, не осталось ни следа от старого дома, все уничтожено, несмотря на это, поэт остается поэтом золотой бревенчатой избы!

Есенин жил, путешествовал во многих странах, но лучше своего родного края он не нашел.

4. Определение темы, идеи, жанра. Тема Родины, любви к Родине. Это большое чувство - бессмертное чувство. Идея стихотворения - Есенин призывает любить и вспоминать всегда родину, где ты не жил и не был. Это святое  чувство мы должны  нести всегда в своих сердцах! По жанру - элегия. Это лирическое стихотворение, лирический монолог, содержанием которого является философское размышление, грустное раздумье, тоска по прошлому.

5.Тропы и фигуры речи. Стихотворение начинается с инверсии.(обратный порядок слов), употребляется личные местоимения. Поэт говорит от 1-го лица, значит, говорит смело, не боясь ничего и никого. Использует очень много имен прилагательных для придания к тексту эмоциональности и выразительности9 красочные определения), например, дорогая, таинственный, журавлиный, любимый, бревенчатой, золотой). Стиль разговорный, язык простой, народный. Но есть особый есенинский стиль- это стиль дерева. Употребляется психологический параллелизм- связь с природой. Образ дерева- человек- дерево- иероглиф ( знак).

  Стихи Есенина отличаются метафоричностью, преобладанием эпитетов, сравнении, олицетворении, например, золотая изба, новь теснимая, чужая юность, новый свет, свинцовая свежесть. Спит ковыль. Плачут вербы, шепчут тополя. Тропы и фигуры речи делают речь красивой, эмоциональной, живой. В поэтике Есенина большую роль играет цвет (светопись). Излюбленными цветами являются: золотой, синий, голубой. Поэт отмечал: «Россия! Какое хорошее слово. И «роса», и «сила»,  и « синее» что-то!». Или же « О, Русь - малиновое поле и синь, упавшая в реку». Цветовая палитра у Есенина очень многообразная и яркая. Поэт использовал и звукопись, например, плачут, шепчут, окрик, брызжет, пропеть.  

6.Ученик: Это стихотворение написано двусложным размером- хореем. Ударение падает на последний слог - мужская рифма, по построению слогов рифма перекрестная. Стихотворение отличается музыкальностью, певучестью.

7. Есенин вновь вспоминает знакомую ему с юности « тоску бесконечных равнин», но теперь, однако. Его уже не радует « тележная песня колес». Картины прошлого вызывает страстную жажду обновления родной деревни. Всем сердцем поэт принимает индустриальное обновление страны. Есенин хочет « стальною видеть бедную, нищую Русь». Но,  несмотря на эти изменения в стране, он остается « поэтом бревенчатой избы».

5.Обобщение изученного материала.

Имя Сергея Есенина, его творчество отразило красоту родной земли, природы. Стихи его зовут к добру и свету, воспитывают чувство красоты, любовь к родине, требовательное отношение человека к себе, искренность и правдивость. Время Есенина- время крутых поворотов в истории России. От чудесных стихов о « стране березового ситца», ширина степных раздолье, сини озер, шуме зеленых дубрав до тревожных раздумье и поэта о судьбе России каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к родине. От Руси полевой, « березового ситца» к Руси Советской - таков путь, пройденный вместе со своей Родиной, со своим народом.

6.Оценки. Домашнее задание – выучить стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…», отвечать на вопросы (стр.375)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Чувство родины"

Урок русского языка.Комплексный анализ текста...

Изучение творчества (лирики) А.С.Пушкина в 6 классе

Предлагаю вариант анализа стихотворений А.С.Пушкина, изучаемых в 6 классе....

Музыкально-литературная композиция "НО СВЕТЛЕЙ И ЧИЩЕ ЧУВСТВА РОДИНЫ ЛЮДЯМ НИКОГДА НЕ ОБРЕСТИ!.."

Пусть суровые ветры нам дуют в лицо, Все пути нам, ребята, открыты. Мы наследники пламенной славы отцов, Мы - искатели, мы - следопыты.Пусть, пусть за мечтой заветной следом Летит ...

Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"

Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...

Дистанционный урок литературы в 7 классе "Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов)"

Предлагается инструкция к самообразованию семиклассников в условиях дистанционного обучения по теме, предусмотрен дифференцированный подход к обзорному или углубленному изучению материала....

Урок литературы в 5 классе "ПОЭТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ РОДИНЫ И РОДНОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ С. А. ЕСЕНИНА"

Урок литературы в 5 классе по лирике С. А. Есенина. В зависимости от степени обученности класса может проводиться как один урок или материал можно разбить на 2 урока....