Главные вкладки

    Урок русского языка "Чувство родины"
    методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

    Дорофеева Елена Александровна

    Урок русского языка.Комплексный анализ текста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок  русского языка по теме:

     Комплексный анализ текста «Чувство Родины».

    Подготовка  к ЕГЭ.

    ЦЕЛИ УРОКА: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: работа с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю.

    2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

    3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения задавать уточняющие вопросы; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

    ХОД УРОКА:

    I.Вступительное слово учителя.

    От вашего имени приветствую наших гостей. А начнем мы наш урок с небольшой экскурсии. (Приложение 1)

    Узнали места? Знакомые сердцу места, правда? Как мы можем одним словом назвать тот край, где человек родился и вырос?

    Да, Родина. Малая Родина, где ты родился и вырос, страна твоего детства.

    Тема нашего урока - Комплексный анализ текста Василия Пескова «Чувство Родины».Подготовка  к ЕГЭ.

    (слайд) Откройте тетради и запишите тему урока.

        Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться? (вместе цели). На какие вопросы предстоит ответить? Они на первый взгляд кажутся простыми.

    Да, сегодня нам предстоит ответить на самые сложные вопросы, которые на первый взгляд кажутся простыми: Почему человек любит тот край, где он родился? Почему его влечет туда, где бы он не был? Вы задумывались, почему люди собираются и едут в те деревни, которых давно уже нет, чтобы просто постоять на том месте, где прошло их детство, угадывая  родной дом, могилки родных и знакомых, чтобы встретиться с друзьями своего детства. С чего начинается Родина?

    Итак,  наш урок посвящен теме Родины. Сегодня мы готовимся к написанию изложения, сочинения- рассуждения, к новой форме сдачи ЕГЭ, чтобы не бояться, а последовательно учиться и уверенно сдать на положительные оценки.

    2.Беседа.

    Понятие это у каждого свое. Что же для  вас понятие Родина?

    - Ребята, назовите и  запишите 3-4 явления, предмета, которые наиболее тесно ассоциируются у вас со словом «Родина» (голос мамы, первый школьный звонок, резные ворота соседского дома, гирлянды на праздничной елке). На столе у каждого рабочий лист, где вы записываете все, что, по- вашему мнению, пригодится для создания изложения и небольшого сочинения- рассуждения. А Данил найдет значение этого слова в словаре Ожегова. Спасибо! Вы убедились: это понятие очень широко, слово Родина многозначно. Заглянем в словарь Ожегова.

    Родина, - ы, ж.  1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-н., возникновения чего-н..: Москва – его родина. Индия – родина шахмат. 

    -Подберите однокоренные слова к слову Родина. Родинка, родители, родник, родня, родственники, народ, род, родной,  родительский, родство, рождение. (Слайд). Давайте попытаемся проникнуть в тайну названий.

    1. Запишите данные слова и произведите их морфемный разбор, разбор по составу.

    2. Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? (Это что-то родное, близкое, свое по рождению, по духу.)

    Молодцы! Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего поселка, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины.

    3. Может быть, вам поможет найти ответы на те вопросы, которые мы поставили в начале урока стихотворение моей землячки, учителя по образованию, журналиста и поэта по призванию, которая сейчас живет в Америке, Валентины Серафимовны Чижик-Рост. (Наизусть ученик)                  

                                               Абан…Папа…Абан…Детство…

    Абан… Двадцать лучших лет.

    Синеглазое наследство,

    Горькой жизни светлый след.

    Абан, Абан, дай мне силы

    Без тебя вдали прожить.

    Дай мне силы, чтоб хватило

    Век достойно завершить.

    Абан - теплые тропинки.

    Абан - добрые глаза.

    Две разбитых половинки,

    Разделив, сложить нельзя.

    -Какие понятия у поэта ассоциируются с чувством Родины, с понятием Родина? Мы много говорим о красоте земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь.

    IV. Чтение текста учителем. Итак, обратимся к тексту В. Пескова.

    Давайте попытаемся увидеть изображаемое, пережить с автором все то, что его волнует и соотнести с нашими переживаниями, проблемами

    …Чувство Родины (обратите внимание на корни слов: род – родник – Родина) прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей.

    Родина – это очень много. Это и тропинка через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки, это имена людей, названия новых машин, которым неистово хлопают во всех городах Земли.

    По праву человека, изрядно поездившего, должен поделиться своей тревогой. Много говорим о красоте земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь. Грустно признать, но на своей малой родине частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков. Песчаный берег «украшают» автомобильное колесо или какие–то ящики.

    Пренебрежение обликом всего, что нас на земле окружает, встречаешь настолько часто, что нет возможности всего даже и перечислить. И как-то неловко уже после всего этого говорить о некоторых тонкостях восприятия человеком пейзажа. О том, например, что всегда внимание людей останавливало и волновало одиноко стоящее дерево.

    Вспомните песни «Среди долины ровныя…», «При долине куст калины…», «Во поле березонька стояла…». В основе их человеческое волнение, вызванное родным пейзажем, изюминкой в нем – кустом калины, березой, одиноко стоящим дубом.

    Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной. Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем. Наш общий дом – Родина – должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.

    V. Работа с текстом.      

    Сформулируйте основную мысль текста. (Необходимо заботиться об облике нашей земли, начиная со своей малой Родины.)

    -Найдите главное, ключевое слово, раскрывающее основную мысль текста.

    А для вашего района эта тема актуальна?

    -Как вы понимаете смысл высказывания: «Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем»?

    - К какому стилю речи относится этот текст? ( К публицистическому стилю.)

    Почему вы считаете, что текст относится к публицистическому стилю? (Задача публицистического стиля – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-то мысли; в данном тексте автор призывает нас, читателей, заботиться об облике нашей земли, чтобы наша Родина оставалась прекрасной во всех ее уголках – и в моем доме, и на моей улице, и в моем городе, и в моей стране) 

    -Какие предложения отражают позицию автора?

    -Как же автору удается достигнуть живости, яркости, которые обязательно присущи публицистическому стилю? (В тексте можно выделить языковые средства, которые воздействуют на читателя – это употребление глаголов в повелительном наклонении, употребление побудительных предложений. Например, вспомните песни…, восстановите в памяти…, обратите внимание…. В тексте есть предложения с однородными членами с многосоюзием: частенько видишь кучу или бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений. Также автор использует назывные предложения, например: ...(2-ой абзац).

    Итак, мы доказали, что стиль текста – публицистический.– К какому типу речи относится данный текст? (Рассуждение.)

    – Перескажите кратко текст по абзацам. ( в парах)

    Ребята,  вопрос С чего начинается Родина и будет вашим творческим домашним  заданием. ( Запишите). Написать сочинение-рассуждение …50-60 слов

    VI. Тестовые задания по тексту.

    Ребята, а сейчас нам предстоит справиться с некоторыми тестовыми заданиями по тексту, повторить орфографию лексику, синтаксис.

     1) И первое задание - словарный диктант.

    Пешеходная тропинка, косогор с березами, нацеленная к Луне, неистово хлопают, плохо бережём, надо беречь, частенько видишь, полиэтиленовых мешков, песчаный берег, восприятие пейзажа, мысленно уберите, истоки сыновнего чувства.

    У каждого из вас текст на парте. Найдите в тексте, подчеркните, проверьте себя. У кого нет ошибок?

    2)Установите соответствие между словом и его лексическим значением. Запишите комбинацию « цифра- буква»

    1.Неистово                     А………никогда не исчезающий, вечный.………………….

    2.пренебрежение           Б    проявление высокомерного отношения к кому-либо, чему-либо

    3. долг                             В   безудержно, буйно, необычайно сильно.

    4. нетленная                    Г.обязанность..

    ( проверка  на обратной доске)                                           1-В,2-Б,4-А,3-Г.

    3) Найдите слова в 3 абзаце, в которых количество букв и звуков не совпадает (быть,  выступающей). В каких случаях еще буква имеет 2 звука?

    4)Какой частью речи является слово непременно в предложении:

    Много говорим о красоте земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь. Докажите.

    1. причастие
    2. наречие
    3. прилагательное
    4. деепричастие

    5) Какие языковые средства использует автор во 2-м абзаце?

                     1)Олицетворения

                      2)назывные предложения

                     3)побудительные предложения

                     4) гипербола

    6) Какая характеристика предложения Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем, является верной:

    1) сложносочиненное

    2) простое

    3) сложноподчиненное

    4) бессоюзное

    Выпишите предложение, подчеркните все члены предложения.

    (графически на доске проверка) Союз или союзное слово? Почему?

     (????5)Выпишите все слова из  текста, в которых есть корни с чередованием (прорастает, уберите). Почему эти корни? Вспомним  правило.)

    VII. Повторное чтение текста.

    Перед тем как перейти к следующему этапу урока, давайте подведем итог этой части урока, что мы повторили, над чем работали, что выяснили в ходе работы с текстом?

    Итак, мы повторили орфограммы, которые часто встречаются в тексте. Выполнили несколько заданий в тестовой форме, поработали над осмыслением текста.

    Выяснили в ходе работы с текстом, что человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой  красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной.

    VIII. Итоги урока. Слово учителя.

     Василий Песков – журналист и писатель, специальный корреспондент “Комсомольской правды», автор текста, с которым  мы познакомились, очерков о природе, о нашем Отечестве, о ярких и интересных людях, путешественник, с текстом  которого мы будем знакомиться, писал: “Я – воронежский, хотя уже много лет живу в Москве. Птицы считают своей родиной то место, где они, впервые поднявшись на крыло, увидели лес, речку, кусты, приютившее их гнездо. Сюда всю жизнь они будут стремиться. То же самое – у людей”.

    -Думаю, эти слова будут хорошим итогом наших размышлений, которые  вы продолжите дома. Ребята, а дома напишите небольшое сочинение - рассуждение. Вопрос мы уже записали. С чего начинается Родина. Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 7-ом классе "С чего начинается Родина ?"

    Тема: «С чего начинается Родина?»  (интегрированный урок на основе краеведческого материала;    урок   сотворчества)     Цели:1.Отработ...

    Интегрированный урок "Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе"

    Пробудить интерес учащихся к поэзии –  помочь вызвать  зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта....

    Урок-презентация "Образ родины родины в литературе. М.Ю. Лермонтов "Родина"

    В этой презентации речь идёт об одной из вечных тем в литературе (понятие родины) и анализируется стихотворение М.Ю. Лермонтова "Родина"....