Литературная гостиная
план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему

Литературная гостиная посвящена творчеству тамбовского поэта С. С. Милосердова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _literaturnaya_gostinaya.docx109.25 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная, посвященная творчеству тамбовского поэта

 Семена Семеновича Милосердова.

Милосердов Семён Семёнович

Цель: знакомство с жизнью и творчеством С. С. Милосердова, проникновение в мир поэзии поэта.

Ведущий 1. С. С. Милосердов родился 16 февраля 1921 года в селе Семёновка Тамбовского уезда. Окончил Тамбовскую школу № 5, учился в Саратовском университете. Не доучившись, пошёл на фронт. Раненым попал в плен. После войны сидел в советских лагерях. Вернувшись в Тамбов, работал библиотекарем в госпитале. Учился в Литературном институте им. А. М. Горького.

Первые публикации стихов появились на страницах областной молодёжной газеты «Молодой сталинец» в 1938 году. Первая книга стихов «Зори степные» вышла в Тамбове в 1960 году. В 1982 году создал литературное объединение «Радуга», существующее до сих пор при Тамбовской писательской организации.

Член Союза писателей и член Союза журналистов России. Награждён орденом Отечественной войны I степени и медалями.

Умер в Тамбове 4 декабря 1988 года.

Ведущий 2. Одной из ведущих тем в стихах Семена Милосердова является тема войны. Во сне и наяву ему постоянно слышался «отзвук раскаленного набата»:

Чтец 

 Стоны, грохот, пепел, дым и прах…

  Я бегу… Мне слышится комбата

  Голос, огрубевший на ветрах…

  Проплывают выжженные лица,

  И разверсты огненные рты…

  Сколько ж будут дни такие длиться?

  До моей последней, знать, черты.

Ведущий 1. Темы Родины, войны, мира, труда звучат в каждом сборнике Семена Милосердова. Большое значение имеет также тема родной природы, которая дается во всем многообразии восприятия: читатель слышит «степей разноголосье», видит луну, которая, «как вызревшая дыня, спит в ржаной соломе на боку», чувствует опьяняющие запахи цветущего поля, сада.

О чем бы ни писал поэт – о весне или лете, об уборке урожая или рощах Притамбовья, о зимовщиках или переселенцах, - везде чувствуется «земное притяженье»: не созерцание людского труда, а участие в нем, не взгляд со стороны, а глубокий интерес ко всему, чем живет человек. Поэтому дороги «косцов запотевшие лица», «облака над головой», потому что «все это вместе – частица России моей луговой…»

И на войне поэт защищал прежде всего эту бескрайнюю красоту родной земли. Сколько душевной боли автора вобрали в себя строки стихотворения «Зёрна»:

Чтец

Я помню: был смертельным грузом

Взрыт косогор; как близ реки,

Дымясь на поле кукурузном,

Светились зерен угольки.

Бой отгремел. Пожар потушен.

И мы ушли за косогор…

А эти зерна жгли нам души

И обжигают до сих пор.

Ведущий 2. Главный мотив поэзии Семена Милосердова, по его собственному признанию, - мотив «восхищения и света», которые пронизывают стихи поэта, несмотря на его поистине трагическую судьбу.

Чтец

И свет во все концы,

И хлеб во все концы…

И я иду по рубчатому следу,

Весёлые шофёры-удальцы

- Садись! – кричат. – Куда?

- Навстречу лету.

Ведущий 1. Стихи Милосердова проникнуты ощущением неразрывной связи человека с землей, на которой он трудится. И оттого, что сам поэт близок к этой земле, что он свой в любом селе, в любой деревне, стихи читаются легко. Они даже не читаются, а льются, как золотое зерно на большом току. И так просторно и светло становится на душе, словно ты сам приобщаешься к добрым делам, которые творит человек. Простота и образность – вот что свойственно поэзии Милосердова. Кажется, поэт вовсе и не подбирает рифму, не придумывает образные выражения – они сами приходят в стихи, делая их запоминающимися, а главное – заставляющими по-новому, глазами поэта, посмотреть вокруг себя и увидеть, что «березняка светящаяся кромка дыханьем сентября обожжена», услышать, как звучит осенняя тишина, и в этой прозрачности, в этой легкости уловить «черты моцартианства, гармонии сияющей красу».

Ведущий 2. В неотделимости от земли собственных закатов и рассветов, в признании пахотной России черпал С. Милосердов силы для своего творчества…

Однако власть земли была не единственной темой поэзии С. Милосердова. Его архив богат и разнообразен. Это философские стихи, стихи на исторические темы, размышления о судьбе России, русском национальном характере, поэтические портреты любимых деятелей литературы и искусства от А. Пушкина до П. Антокольского, пародии, эпиграммы. И среди всего названного – строки любви…»

Опять сквозь белые метели

По январю, по февралю –

Лишь только б лыжи звонко пели –

Приеду. Выдохну: «Люблю…»

Ведущий 1. И еще одно удивительное свойство поэзии Милосердова: в его стихах постоянно присутствует образ малой родины.

Стихотворения «Татарский вал», «Герб Тамбова», «Цна», «Весна в Тамбове» и многие другие создают картину русского края с богатой историей.

Чтец ( Стихотворение «Цна»)

Ты нравишься мне, голубая,

В час полдня, в июльский зной,

Чешуйчатая, рябая,

В ненастье ранней весной;

Малиновая на закате,

Купающая облака,

Когда в них врезается катер,

Подставив брызгам бока.

Люблю тебя на рассвете

Прозрачной порой октября,

Твой свежий прибрежный ветер,

Сосняк, пионерлагеря…

Ведущий 1. Из множества поэтических сборников С. Милосердова в Москве вышел только один – «Хлебный ветер» (1981). Остальные -  в Воронеже и в Тамбове. Да и он не стремился в столичные издательства. Он был необыкновенно скромным: и когда не имел ни одного сборника, и когда их было уже достаточно много. Он не кичился членством в Союзе писателей, хотя, безусловно, гордился этим.

Чтец

Мне внушают:

                             поезжай в столицу!

Пробивай!

Резину не тяни!

Мол, в Тамбове

                              к славе не пробиться,

Так и будешь пребывать в тени.

Ну а я люблю теней сплетенье,

В жаркий полдень задремавший плес,

Тени, как пятнистые олени,

На траве –

                   от золотых берез.

Птичья бескорыстная эстрада

Мне была с младенчества сродни.

Разве просит соловей награду,

Тоже пребывающий в тени?

Может быть,

                              не всем мой голос слышен,

Но –

          без усилителя пою.

С каждым годом пребываю ближе

К людям и цветам в родном краю.

В книге «России чистая душа» раскрылась еще одна грань его творчества: с огромной внутренней силой, но без надрыва зазвучала тема крестного пути, по которому пришлось пройти Семену Милосердову, - лагерная тема:

Чтец

Отобрали волю,

Посадили в клетку,

Лагерною зоной

Обернулся мир…

Как же так случилось?

На Тверском бульваре

Я, литинститута

Молодой студент,

Плакал от восторга,

Презирал Бухарина,

А теперь – враждебный

Сам вот элемент.

Ведущий 2. Пять стихотворений из цикла «Запретка» вошли в книгу «Поэзия узников ГУЛАГа», выпущенную в 2005 году в Москве в издательстве  «Материк» при поддержке Международного фонда «Демократия» в серии «Россия. XX век». Содержание их – отражение той обстановки, в которой находились лагерники. Это крик невинной души, насильно втянутой в воронку страшных лет массовых репрессий. Но в стихах была и надежда:

Вот закончится этот год,

Вот еще один ледоход,

Потерпи, браток, подожди:

Разберутся во всем вожди…

Вожди «разбирались» слишком долго: сколько жизней пропало, сколько загублено талантов! Но «споткнувшись о камень беды», как определил С. Милосердов перипетии своей судьбы, он не потерял внутреннего человеческого достоинства, не потерял надежды и поэтического вдохновения:

Душа оттаяла, запела,

Блеснула и моя звезда…

А белый свет – он, точно, белый,

Хоть был и черным иногда.

Ведущий 1. Много черного было в жизни Семена Милосердова. Он перенес голод и холод, войну и колючую проволоку. Но ни окопы, ни окрики часовых, ни грубость и мерзость бараков не ожесточили его, не вытравили в нем нежную душу лирика. Она светится в каждой его строке.

Использованная литература

  1. Л. В. Полякова, В. Т. Дорожкина, Е. А. Гаранина, С. В. Федотова. Литературное краеведение. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс

Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)

данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...

Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной"

Методическая разработка  литературной гостиной "В стране литературной" представляет собой сценарий, который знакомит учащихся 8-11 классов с яркими произведениями писателей и поэтов разных ...

Сценарий литературной зарисовки "Плат узорный" в рамках творческого проекта "Литературная гостиная"

Данная литературная зарисовка "Плат узорный" была подготовлена в рамках творческого проекта объединения "Школьный Театр" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинс...