Статья урок литературы в 11 классе "Расстрелянное слово"
статья по литературе (11 класс) на тему

Цель данного урока – познакомить учащихся 11 класса с творчеством поэтов РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ, тех, кто не мог найти своего места в новой России после Октябрьской революции, вынужден был  уехать из страны, но всем сердцем продолжал любить ее. Творчество этих поэтов проникнуто болью, все происходящее на родине они воспринимали как личную трагедию, как гибель русской культуры, русского сознания, русской духовности.

Данный урок проводится как урок-концерт, что помогает учащимся эмоционально почувствовать атмосферу эпохи и глубину переживаний русских поэтов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_11_klasse_rasstrelyannoe_slovo.docx34.33 КБ
Office presentation icon emigratsiya.ppt2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Цель данного урока – познакомить учащихся 11 класса с творчеством поэтов РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ, тех, кто не мог найти своего места в новой России после Октябрьской революции, вынужден был  уехать из страны, но всем сердцем продолжал любить ее. Творчество этих поэтов проникнуто болью, все происходящее на родине они воспринимали как личную трагедию, как гибель русской культуры, русского сознания, русской духовности.

Данный урок проводится как урок-концерт, что помогает учащимся эмоционально почувствовать атмосферу эпохи и глубину переживаний русских поэтов.

НАЧАЛО

МУЗЫКА (или Моцарт или Рахманинов)

Слайд «Зажжённая свеча»

Голубева А.

Н. АГНИВЦЕВ

МОЛИТВА РЕБЕНКА

Господи, Боже Ты мой,

С доброй, седой бородой,

Боже, склонись с неба к маленькой,

Господи, Боже Ты мой.

Очень мне плохо и жутко,

Очень мне холодно здесь...

Можно к Тебе на минутку

В небо по лесенке влезть?

Там - говорят - очень много

Хлеба в Твоей вышине...

Знаешь, все время, ей Богу,

Есть очень хочется мне.

С белого, белого неба

Кинь для России, Господь,

Чуточку черного хлеба,

Самую чуточку хоть.

Боже, для нас в переулке

Сделай, пожалуйста, так,

Чтоб пятачковая булка

Стоила снова пятак.

Чтоб русский с русским не дрались,

И чтоб еще по ночам

Не приходили, ругаясь,

Люди с винтовками к нам.

Боже, в любви неизменной,

Скоро ль придешь с высоты?

Только уже непременно

Сам опустись нынче Ты.

Если ж для дела такого

Сына - Христа - своего

Снова пришлешь Ты, то снова

Люди убьют здесь Его.

И вот еще, милый Боже,

Очень прошу Тебя я

Мне объяснить, отчего же

"Русской" ругают меня.

Русской была я и буду,

Если родилась такой!

Разве быть русской так худо?

Господи, Боже Ты мой.

С белого, белого неба

Кинь для России, Господь,

Чуточку черного хлеба,

Самую чуточку хоть...

Слайд 1

Казаков Е.

В последние годы к нам "пришли" не напечатанные в свое время книги. Еще не все имена и произведения вернулись к нам, еще спорят о том, не слишком ли мы возвеличиваем изгнанных, истерзанных мукой по Родине, художников, и все-таки понимаешь, насколько это запоздалое вчера обогащает безудержное сегодня.

Победило искусство "истерзанное", но сияющее светом гордости и достоинства. Часто борьба художника за право искать свою правду, Родину, исходя из веления ума, сердца, совести, а не выгоды, борьба за право "петь своим голосом" оборачивалось для него трагедией, а иногда и смертью.

Слайд 2 Анатолий Величковский

Сидоров В.

Моей России больше нет.                  

 Россия может только сниться,              

 Как благотворный тихий свет,              

 Который перестал струиться.

 

 Советским людям будет жаль              

  Навек исчезнувшего света.                

  Россия станет, как Грааль                

   Иль Атлантида для поэта.                

Мы проиграли не войну,                  

Мы не сраженье проиграли,                

А ту чудесную страну,

Что мы Россией называли

Слайд 3

Петров А.

Мы много раз повторяли: "Никто не забыт, ничто не забыто", а на самом деле предали глубочайшему забвению, миллионы наших сограждан. Мы с комом в горле слушали "Бухенвальдский набат", но не слышали набат нищеты, разочарования, изгнания, потери самого дорогого – Родины.

Слайд 4

М.Горький

Сидоров В.

Мы снова и снова задаем себе одни и те же вопросы: почему, неужели не могло быть иначе, кто виноват? И читаем: "Кто же виноват в дьявольском обмане, в создании правового хаоса? Не будем искать виновных в стороне от самих себя, скажем горькую правду: все виноваты в этом преступлении: все и каждый. "Это написал М. Горький в 1918 году как отклик на русскую революцию.

Писатель предвидел, что "несчастную Русь тащат и толкают на Голгофу. "И еще одно предупреждение М. Горького: "Нужны культурно ценные люди, мозг нации, а их морят голодом, не дают пайков, не доверяют интеллигенции. "

В том далеком восемнадцатом писатель предостерегал и пророчествовал: "Тысячами жизней, потоками крови будет заплачено за ошибки и преступления вождей".

Слайд 5

Волошин

Короленко

Чепурнов Д.

Многие поэты и писатели поведали в своих произведениях о тех страшных страданиях в муках, пережитых нашей Родиной в период становления советской власти.

Сколько понадобилось лжи

В эти проклятые годы,

Чтобы разъярить и поднять на ножи

Армии, классы, народы. " - читаем мы у М. Волошина.

В 1920 году В. Короленко писал: "Непродуманный эксперимент обернется превращением коммунизма в казарму", "навязывание силой новых форм жизни при подавлении свободы поставит страну у порога таких бедствий, перед которыми померкнет все то, что мы испытываем теперь. "

Слайд 6

Казаков Е.

В борьбе с собственным народом мы потеряли миллионы людей, среди которых тысячи и тысячи художников, поэтов, литераторов. Только в начале 30-ых годов из Советской России было выгнано более 15 тысяч человек – цвет интеллигенции . Цифра эта потрясает, кажется дикой, чудовищной, невозможной, не поддающейся осмыслению. Истреблены лучшие из лучших. Их не просто лишили Родины. Их физическому уничтожению предшествовало уничтожение моральное: бешеные кампании по истреблению талантов включали в себя процессы исключений, проработок, запретов на печатные произведения, прямую травлю.

Слайд 7

Петров А.

     В полном расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию многие видные представители русской интеллигенции. Одни из них очень скоро поняли, что в новых условиях русские культурные традиции либо будут растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов.

Нужно заметить, что пути русской эмиграции были различны. Некоторые сразу не приняли советскую власть и уехали за границу. Другие же были  насильно высланы.

Слайд 8

Сидоров В.

Русские оказались за границей не потому, что они мечтали о богатстве и славе. Они за границей потому,  что не могли согласиться с экспериментом, который проводился над русским народом, гонением на все русское и уничтожением Церкви. Нужно не забывать, что в первые дни революции слово «Россия» было запрещено и строилось новое «интернациональное» общество.
     Так что эмигранты всегда были против властей на их родине, но всегда горячо любили свою Родину и Отечество и мечтали туда вернуться. Они сохранили русский флаг и правду о России. Истинно русская литература, поэзия, философия и вера продолжала жить в Зарубежной Руси. Основная цель была у всех «донести свечу до Родины», сохранить русскую культуру и не испоганенную русскую православную веру для будущей свободной России.

Слайд 10

Князь Касаткин-Ростовский

Богачева К.

Бескрасочная жизнь Европы современной

Для нас, взращенных русской шириной,

Узка, сера и родины согбенной

Бессмертный дух мы чуем над собой.

    Здесь шири нет и силы нет привычной

    Ни в мыслях, ни в поступках, ни в делах,

   Там, даже в гибели, безумно хаотичной,

   Какой неподражаемый размах...

Пусть в стакане желтую мимозу

Как привет весны я берегу,

Мне дороже дальние березы,

Что, сгибаясь, никнут на снегу.

Гнут их низко злобные метели,

Завивает белою пургой,

Вторят им, в бору качаясь, ели,

Серебрит их месяц голубой.

Очертанья милые их тонут

Там, вдали, в родной туманной мгле.

Гнут их ветры и березки стонут

И зовут к родной земле

Слайд 11

Чепурнов Д.

Понятие «русское зарубежье» возникло и оформилось после Октябрьской революции 1917, когда Россию массово начали покидать беженцы. После 1917 из России выехало около 2-х миллионов человек. В центрах рассеяния – Берлине, Париже, Харбине,   Константинополе, Софии, Праге – была сформирована «Россия в миниатюре», сохранившая все черты русского общества. Первым местом беженства стал Константинополь – очаг русской культуры в начале 1920-х. Здесь оказались бежавшие с Врангелем из Крыма русские белогвардейцы, которые затем рассеялись по Европе.

Слайд 12

Белогвардейцы

Романс Колчака Розенбаум

Слайд 13

Игорь Автамонов

Димитриенко


(Белым воинам)

Мы погружались днем, а уплывали ночью...

Из труб упорно шел тяжелый черный дым...

А утром, с палубы, мы видели воочию,

Как медленно тонул за горизонтом Крым...

Вокруг крестили даль... Стоял и плач и шепот.

Но с Родиной тогда я не прощался, нет!

А позже - лишь во мне вставал обиды ропот,

Я верил, что вернусь, хоть через много лет!

И верю я теперь: быть может, лишь душою

Вернусь на Родину - в Россию, в нашу Русь!

Молитвой, книгами - я мост туда построю!

Любовью к Родине!.. В Россию я вернусь!!!

Слайд 14

Петров А.

Постепенно выделилась специализация культурных центров русской эмиграции; Берлин был издательским центром, Прага - научным, Париж - литературным.
За рубежом выходили русские газеты и журналы, были открыты школы и университеты, действовала Русская Православная Церковь.

Но, несмотря на сохранение первой волной эмиграции всех особенностей русского дореволюционного общества, положение беженцев было трагическим. В прошлом у них была потеря семьи, родины, социального статуса, рухнувший в небытие уклад, в настоящем – жестокая необходимость вживаться в чуждую действительность.

Слайд 15

Градусова М.

Надежда на скорое возвращение не оправдалась, к середине 1930-х стало очевидно, что России не вернуть и в Россию не вернуться. Боль ностальгии сопровождалась необходимостью тяжелого физического труда, бытовой неустроенностью; большинство эмигрантов вынуждено было завербоваться на заводы «Рено» или, что считалось более привилегированным, освоить профессию таксиста. В Чехии, Германии, Франции они устраивались шоферами, официантами, мойщиками посуды, музыкантами в маленьких ресторанчиках, продолжая считать себя носителями великой русской культуры.

Россию покинул цвет русской интеллигенции.

Слайд 16

Борис Ушаков

Кадет 3 класса IX выпуска ККК
Умер в ноябре 1923 года.

Чепурнов Д.

Мы русские люди, мы люди изгнания;

Потомки семей храбрецов

Мы изгнаны с Родины без сострадания

За грешные нравы отцов.

   Ушли мы, сражаясь, ушли мы, страдая,

   С просторов Великой Земли.

   О, Русь наша мать! О, Россия родная

   Сыновним молитвам внемли!

Ты слышишь, о чем говорят те молитвы?

Мы снова готовы схватиться за меч,

Готовы мы вынести новые битвы,

Готовы за Родину лечь.

   Чу, слышится стон из души наболевшей,

   То голос из Русской груди.

   Россия! Мы слышим! Твой вопль долетевший

   Позвал нас! Страдалица, жди!

В поход! Собирайтесь! Гусары, уланы,

Скорей становитесь в ряды!

Уж веют знамена, трещат барабаны...

Уж видятся схваток следы!..

Но все это грезы, все это мечтанья,

Мечты наболевшей души...

Мы русские люди, мы люди изгнания,

Вдали от России.., в глуши...

Слайд 17

Эфендиева Г.

Как это принято на Западе, представители эмигрантской интеллигенции часто собирались в разных кафе, маленьких ресторанах. Здесь читались стихи, отрывки из своих произведений, велись бесконечные споры о судьбах эмиграции, исполняли старинные русский романсы. Русские рестораны и кабаре стали одной из характерных черт Парижа тех лет, от 1922−23 гг. до середины 30-х годов. Были и совсем скромные, куда ходили люди, которым негде было готовить, одинокие, часто жившие в самых дешевеньких и подчас подозрительных отельчиках; впрочем, если «заводилась деньга», то и в этих ресторанах можно было кутнуть, закусить с графином водки, и уж обязательно появлялась музыка — бывало, что тренькал на гитаре сам хозяин, а кто-нибудь подпевал, и часто такой кутеж кончался слезами: «Эх! Россия, Россиюшка!»

Слайд 18

Еремина

Радюк

Романс «Дорогой длинною». Танец

Слайд 19

Мережковский

Гиппиус

Голубева А.

Париж стал сердцем русской эмиграции. Мережковский и Гиппиус приехали из России в парижскую квартиру, которую сняли еще до войны. Эта квартира стала одним из центров эмигрантской литературной жизни – всегда беспокойные, амбициозные, самоуверенные, Мережковские обладали даром притягивать к себе интересных людей. Им удалось воссоздать в эмигрантском Париже атмосферу довоенного Петербурга – маленький неоцененный подвиг.  Мережковский и Гиппиус воссоздали «Зеленую лампу» во главе которой встал поэт Иванов. На заседании «Зеленой лампы» обсуждались новые книги, журналы, обсуждались работы русских литераторов старшего поколения. «Зеленая лампа» объединяла «старших» и «младших», в течение всех предвоенных лет была наиболее оживленным литературным центром Парижа.

Слайд 20

Бунин

Михайлов К.

В 1916 году Иван Бунин  написал такие строчки...

 

Вот рожь горит, зерно течёт,

Да кто же будет жать, вязать?

Вот дым валит, набат гудит,

Да кто ж решится заливать?

Вот встанет бесноватых рать

И, как Мамай, всю Русь пройдёт...

Но пусто в мире — кто спасёт?

Но Бога нет — кому карать?

Слайд 21

Липатова Н.

Вскоре пророчество И.А. Бунина исполнилось. Началась революция. Уже в феврале 1917 года он понял, что грядёт не обновление и очищение, а разрушение всего лучшего в русской жизни и культуре. В Октябрьской революции он увидел «кровавое безумие», необратимую катастрофу. Зиму 1917 года И.А. Бунин провёл в Москве. С горечью наблюдал он за гибелью всего, что было ему дорого. Свои наблюдения и свою ненависть к большевистскому режиму Иван Алексеевич выразил в дневнике «Окаянные дни». В мае 1918 года И.А. Бунин уехал из России. Покидая родину на перегруженном беженцами пароходе «Спарта», И.А. Бунин ощущал себя последним жителем затонувшей Атлантиды. Возможно, уже тогда у него возник замысел — воскресить погибшую страну в слове, сохранить для потомков каждую её дорогую черту.

Димитриенко

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьётся сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой!

Слайд 22

Саркисян И.

В 1924 году писатель выступает с манифестом «Миссия русской эмиграции» : Мы в огромном большинстве своем не изгнанники, а именно эмигранты, то есть люди, добровольно покинувшие родину. Миссия же наша связана с причинами, в силу которых мы покинули её. Эти причины на первый взгляд разнообразны, но, в сущности, сводятся к одному; к тому, что мы так или иначе не приняли жизни, воцарившейся с некоторых пор в России, были в том или ином несогласии, в той или иной борьбе с этой жизнью и, убедившись, что дальнейшее сопротивление наше грозит нам лишь бесплодной, бессмысленной гибелью, ушли на чужбину.»

РЕзникова Е.

Зарос крапивой и бурьяном
Мой отчий дом. Живи мечтой,
Надеждами, самообманом!
А дни проходят чередой,
Ведут свой круг однообразный,
Не отступая ни на миг
От пожелтевших, пыльных книг
Да от вестей о безобразной,
Несчастной, подлой жизни там,
Где по родным, святым местам,
По ниве тучной и обильной
И по моим былым следам
Чертополох растет могильный.
27.08.1922

Романс

Слайд 23

Романс

Слайд 24

А. И. Куприн

Богачева К.

Куприна называли исследователем жизни, и эту свою способность он сначала пытался сохранить за рубежом. Но он не мог приспособиться к чуждым условиям. А. И. Куприн, говоря о своей жизни на чужбине, жаловался: «Ну что же я могу с собой поделать, если прошлое живет во мне со всеми чувствами, звуками, песнями, криками, образами, запахами и вкусами, а теперешняя жизнь тянется передо мною как ежедневная, никогда не переменяемая истрепленная лента фильмы»

Слайд 25

Бальмонт

Липатова Н.

Один из друзей Куприна в годы эмиграции — известный поэт-символист К. Д. Бальмонт, мучился на чужбине. Эмиграцию Бальмонт называл «жизнью среди чужих», хоть и работал при этом необыкновенно много; только в 1921 году вышло шесть его книг. «Я живу здесь призрачно, оторвавшись от родного, — писал он. — Я ни к чему не прилепился здесь».

Он дожил до глубокой старости и закончил свою жизнь в нищете, полузабытый и больной. Отношение его к Советской России оставалось неоднозначным, но постоянной была тоска по России: «Я хочу России… пусто, пусто. Духа нет в Европе», — писал он.

Шульман М.

Я слушал дождь. Он перепевом звучным
Стучал во тьме о крышу и балкон, 
И был всю ночь он духом неотлучным 
С моей душой, не уходившей в сон. 

Я вспоминал. Младенческие годы. 
Деревня, где родился я и рос. 
Мой старый сад. Речонки малой воды. 
В огнях цветов береговой откос. 

Я вспоминал. То первое свиданье. 
Березовая роща. Ночь. Июнь. 
Она пришла. Но страсть была страданье. 
И страсть ушла, как отлетевший лунь. 

Я вспоминал. Мой праздник сердца новый. 
Еще, еще — улыбки губ и глаз. 
С светловолосой, с нежной, с чернобровой 
Волна любви и звездный пересказ. 

Я вспоминал невозвратимость счастья, 
К которому дороги больше нет. 
А дождь стучал — и в музыке ненастья 
Слагал на крыше мерный менуэт. (1921)

Cлайд 26

Набоков

Михайлов К.

Среди молодого поколения эмигрантов самой заметной фигурой был Владимир Набоков. Он начинал свою литературную деятельность как поэт и достиг в лирике значительных результатов, но всё же наибольшее признание он завоевал как выдающийся прозаик. Октябрьская революция 1917 года вынудила писателя перебраться из столицы в Крым, а в апреле 1919-го Набоков навсегда покидает Россию. Чувство ностальгии по родине писатель скрывает, «шифрует» во многих своих прозаических творениях, но лирика Набокова буквально кричит о тоске по России:

Казаков Е.

Когда из родины звенит нам

сладчайший, но лукавый слух,

не празднословно, не молитвам

мой предается скорбный дух.

Нет, не из сердца, вот отсюда,

где боль неукротима, вот –

крылом, окровавленной грудой,

обрубком костяным - встает

мой клекот, клокотанье: Боже,

Ты, отдыхающий в раю,

на смертном, на проклятом ложе

тронь, воскреси - её… мою!..

Слайд 27

Вертинский

Димитриенко А.

Широкую известность в 20—30-х гг. получили песни А. Вертинского, который создал на эстраде свой, особый стиль. Он оставил интересные воспоминания, в которых рассказал о жизни без родины в течение четверти века, о скитаниях по разным странам, о своей артистической судьбе.

ВИДЕО

Слайд 28

Рахманинов

Радюк

В эмиграции оказались представители из самых разных слоёв общества. Наряду с поэтами и писателями за рубежом после событий революции 1917 года оказались и многие деятели музыкального искусства, театра и балета. Русский дирижер, композитор и пианист Сергей Васильевич Рахманинов вскоре после революции 1917 года с семьёй покинул Россию. Вплоть до 1926 года на протяжении почти 10 лет у композитора не было новых произведений, что было связано с глубокой тоской по России. «Уехав из России, я потерял желание сочинять.»  . «Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка.» «Как же сочинять, если нет мелодии! Если я давно уже не слышал, как шелестит рожь, как шумят березы…» 

Слайд 29

Кандинский

Ильина А.

Основоположник абстракционизма Василий Васильевич Кандинский в декабре 1921 года уехал в Берлин, где участвовал в первой выставке русского искусства в Германии, и больше не вернулся в Россию по причине не согласия с отношением советского правительства к искусству. С 1933 года он жил и работал в Париже, где и принял гражданство.

Слайд 30

Шагал

Дмитриева А.

Марк Захарович Шагал - один из самых известных представителей авангарда двадцатого века. Вместе с семьёй в 1922 году Шагал уезжает в Латвию, где успешно проводит свою выставку, а после переезжает в Париж, ставший пристанищем для русской интеллигенции того времени, где в 1937 году получает французское гражданство. На протяжении всей жизни художник тоскует по своей малой родине - Витебску. Он изображает частичку своего города на большинстве своих произведений периода эмиграции

Слайд 31

Шаляпин

Еремина А.

Обычно, когда речь идет о вкладе зарубежных деятелей русской культуры в сокровищницу мировой культуры, о людях, которые и в эмиграции пользовались мировой славой, то прежде всего называют имя великого русского артиста Федора Ивановича Шаляпина. Его концерты всегда проходили в переполненных залах. Для русских эмигрантов они были особенно волнующим, радостным событием.

Цветаева

Козловская Д.

Остро переживала свое одиночество, личную драму, непонимание окружающих М. И. Цветаева — талантливая поэтесса, человек трагической судьбы. «Ужасающе неприспособленная» в личной жизни, Марина Цветаева в эмиграции страдала от постоянной нужды, неустроенности, ее давил беспросветный быт.

Градусова

Родина

О, неподатливый язык!
Чего бы попросту — мужик,
Пойми, певал и до меня:
«Россия, родина моя!»

Но и с калужского холма
Мне открывалася 
она —
Даль, тридевятая земля!
Чужбина, родина моя!

Даль, прирожденная, как боль,
Настолько родина и столь —
Рок, что повсюду, через всю
Даль — всю ее с собой несу!

Даль, отдалившая мне близь,
Даль, говорящая: «Вернись
Домой!»
                    Со всех — до горних зве́зд —
Меня снимающая мест!

Недаром, голубей воды,
Я далью обдавала лбы.

Ты! Сей руки своей лишусь,—
Хоть двух! Губами подпишусь
На плахе: распрь моих земля —
Гордыня, родина моя!

12 мая 1932

Блок

Романова К.

В статье «Интеллигенция и Революция» Блок выразил своё понимание революции: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому — великой». По Блоку, обязанность художника заключается в том, чтобы «видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит “разорванный ветром воздух”». Статья завершается призывом: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию». Художественным воплощением блоковского понимания этого исторического события стала поэма «Двенадцать».

Шульман

Революционная эйфория прошла быстро. Гражданская война и начало нэпа поэтом воспринимались как спад «революционной волны». Его разочарование в произошедшем прозвучало в последнем стихотворении «Пушкинскому Дому» (1921):

Наши страстные печали

    Над таинственной Невой,

Как мы черный день встречали

    Белой ночью огневой.

Что за пламенные дали

    Открывала нам река!

Но не эти дни мы звали,

    А грядущие века.

Пропуская дней гнетущих

    Кратковременный обман,

Прозревали дней грядущих

    Сине-розовый туман.

Послание "Пушкинскому Дому" стало последним законченным стихотворением По сути - завещанием.

Романова К.

Ю. Анненков вспоминал, что в последний год жизни разочарование Блока было особенно открытым. «Я задыхаюсь, задыхаюсь! — повторял он. — И не я один, вы тоже! Мы задыхаемся, мы задохнёмся все. Мировая революция превращается в мировую грудную жабу!» Блок почти не писал в это время новых стихов, пребывал в депрессии, ощущал острый разлад с действительностью. Он был тяжело, смертельно болен. Попытки вывезти его лечиться за границу оказались безуспешны.

Умер Александр Блок 7 августа 1921 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петрограде, а в 1944 году — перезахоронен на Волковом кладбище.

Лишили нас дома, средств к жизни и звания,

На грани поставили нас нищеты.

Но крепко живет в наших душах сознанье,

Что мы перед родиной нашей чисты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Анатолий Евгеньевич Величковский Анатолий Величковский в автобиографии писал : " Детство мое прошло на юге России. Летом мы жили всегда в деревне, зимой в городе Елизаветграде, где мой отец преподавал в юнкерском училище. В шестнадцать лет я покинул отчий дом и ушел в Добровольческую армию. Во время отступления походным порядком попал с армией Бредова в Польшу, из Польши переехал во Францию. Хлеб насущный всю жизнь добываю работой, ничего общего с литературой не имеющей". Как и многие другие добровольцы Деникина, Величковский работал на заводах Рено, в Париже стал ночным таксистом. Его стихи сразу приковали к себе внимание. Он писал так, как и должен был писать человек его судьбы, хранивший воспоминания о "золотой", прежней России и пытавшийся наследовать лучшим классическим традициям русской поэзии. «Ключ к моим стихам —отчаяние. Оно и сделало меня поэтом. Отчаяние — потеря Родины, гибель старой России, гибель природы в наш технический век»

Слайд 4

Максим Горький (1868 – 1936) знаменитый русский писатель и драматург, автор произведений на революционную тематику, основоположник социалистического реализма, номинант на Нобелевскую премию в области литературы М. Горький в письме к Р. Роллану пишет: "За четыре года революции она (душа русского человека) так страшно и широко развернулась, так ярко вспыхнула, Что же - сгорит и останется только пепел - или?" Двойственность отношения Горького к революции отразилась и в ряде художественных произведений советского периода.

Слайд 5

Максимилиан Александрович Волошин (1877–1932) - поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик Владимир Галактионович Короленко (1853 - 1921) — украинский и русский писатель, журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью как в годы царской власти, так и в период Гражданской войны и Советской власти .

Слайд 6

Первую и вторую партию эмигрантов дополнили высланные из Советского Союза заграницу неугодные власти представи­тели интеллигенции осенью 1922 года. Они же и составили костяк творческой и технической элиты в послевоенной Европе. Неоценимый вклад в развитие мировой науки и искусства внесли следующие видные пред­ставители эмиграции. Философы: Сергей Булгаков, Борис Выше­славцев, Николай Бердяев, Владимир Вейдле, Иван Ильин, Николай Лосский, Федор Степун, Василий Зенковский, Симон Франк, Евгений Трубецкой. Ученые: Социолог Питирим Сорокин («отец северо-американской социологии»), историк М. Ростовцев Татьяна Про­скурякова, расшифровавшая письмена майя, астроном Н.Стойко отец аэродинамики Р.Рябушинский изобретатель геликоптера (вертолета) и авиоконструктор Игорь Сикорский изобре­татель телевидения В.Зворыкин изобретатель высококачественной нефти В.Ипатьев

Слайд 7

Писатели: Михаил Осоргин, Марк Алданов, Владимир Волков, Зинаида Гиппиус, Алек­сандр Куприн, Димитрий Мережковский, Вла­димир Набоков, Анри Труайя, Иван Шмелев. Нобелевские лауреаты: Иван Бунин (Лау­реат Нобелевской премии по литературе 1933 года Композиторы: Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Александр Глазунов и Сергей Рах­манинов. Оперные певцы : Федор Шаляпин, Николай Гедда, Игорь Маркевич. Хореографы: Сергей Дягилев (знаменитые Русские сезоны Дягилева всегда собирали полные аншлаги), полковник де Базиль, Матильда Кшесинская, Сергей Лифарь, Нижинский, Анна Павлова

Слайд 8

Философский пароход Высылка властями РСФСР примерно 225 неугодных ей интеллектуалов за границу в сентябре и ноябре 1922 года. В числе высылаемых – преподаватели вузов, философы, публицисты, экономисты, литераторы, врачи, агрономы, инженеры и т.п. Интеллигенты высылались разными путями, но наибольшая партия примерно в 160 человек была отправлена из Петрограда морем на двух немецких пароходах Они победители. Хотя и высланные оказались гораздо в худшей ситуации, чем те, кто уехал сразу после революции. Они ведь остались в Советской России, пережили Граж­данскую войну, решили быть с Родиной в любых испытаниях. Но Ленин решил по-дру­гому: «т. Дзержинский! К вопросу о высылке за границу писателей и профессоров, помогаю­щих контрреволюции... Собрать системати­ческие сведения о политическом стаже, работе и литературной деятельности профессоров и писателей...» Ленин В.И. Письмо Ф.Э.Дзержинскому. 19 мая 1922/РГАСПИ. Ф.2. Оп.1. Д.23211 Их вызывали на допрос и предлагали рас­стрел или высылку без ничего. Согласно нструкции высылаемым - «Разрешалось взять: одно зимнее и одно летнее пальто, один костюм и по две штуки всякого белья, две денные рубашки, две ночные, две пары кальсон, две пары чулок». Вот и все. Золотые вещи, драгоценные камни, за исключением венчальных колец, были к вывозу запрещены; даже и нательные кресты надо было снимать с шеи. Кроме вещей, разре­шалось, впрочем, взять небольшое количество валюты, если не ошибаюсь, по 20 долларов на человека; но откуда ее взять, когда за хранение ее полагалась тюрьма, а в отдельных случаях даже и смертная казнь.

Слайд 9

Князь Фёдор Никола́евич Каса́ткин-Росто́вский (1[13].11.1875—22.07.1940) — русский поэт и публицист, автор гимна Добровольческой армии, полковник лейб-гвардии Семёновского полка, участник Первой мировой и Гражданской войн. Происходил из древнего княжеского рода (по прямой линии от кн. Константина Ростовского, сына Всеволода Большое Гнездо)

Слайд 12

Игорь Александрович АВТАМОНОВ 1891-1961 вулканолог, поэт. Прадед поэта был переводчиком Эвклида и Архимеда, а его дед — генерал-лейтенант артиллерии Василий Александрович — преподавал химию цесаревичу, будущему Императору Александру III. В наследии И.А. Автамонова преобладает гражданская лирика. В его патриотических стихах воспевается прошлое России, выражается надежда на возрождение монархии

Слайд 15

ГОРИТ ВОСТОК. Пылает пламенем восток, Пылает, ярко он горит; Как призывающий пророк, О счастье прошлом говорит. О счастье прошлом, о былом, О счастье всех минувших дней... На фоне ярко-голубом Сверкает множество огней... Горит восток... Сейчас восход... Орел поднявшийся парит... Вставай за Русь ! Вставай, народ!... Восток горит! Восток горит! Пылает пламенем восток, О счастье, будто, говорит; Задумчив взор его, глубок!.. Вставай народ!.. Восток горит!.. Октябрь 1923 г Кадет III класса (IX вып.) Борис Ушаков , скончавшийся 16/29 ноября 1923 года Правнук русского адмирала Федора Ушакова

Слайд 17

Антология русского романса «Дорогой длинною…» Эта песня появилась на свет в 1924 году. Русский композитор Борис Фомин написал музыку для романса, а русский поэт Константин Подревский написал для романса слова. В 1929 году романс был признан контрреволюционным жанром , контрреволюционной пошлостью. Романс был запрещен и в Союзе о нем надолго забыли. После этого творчество Фомина было предано забвению. Будучи под запретом в течение десятилетий, песня оказалась напрочь забытой. Но за границей, в среде русской эмиграции, она продолжала жить. И если бы не сын русских эмигрантов, англичанин Юджин Раскин, мы бы никогда не узнали о ее существовании. В семье Раскина эту песню любили и пели. Юджин написал для нее английский текст «Those Were the Days» и слегка переписал музыку, адаптировав ее под ритмику английского языка. Раскин выступал с «Those Were the Days» в лондонском клубе «Blue Angel», где его услышал Пол Маккартни. Маккартни взял эту песню для своего первого продюсерского проекта, и в исполнении валлийской певицы Мэри Хопкин она взлетела на вершины топ парадов по всему миру. 30 августа 1968 года песня заняла 1-е место в британском хит-параде. В США песня достигла 2-го места. . Советские люди впервые услышали ее только в 1968 году, когда она одновременно, как по мановению волшебной палочки появилась в репертуаре советских звезд

Слайд 18

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865- 1941) — русский писатель, поэт, литературный критик, переводчик, историк, философ, общественный деятель. Яркий представитель Серебряного века, вошёл в историю как один из основателей русского символизма. Основоположник нового для русской литературы жанра историософского романа Зинаида Николаевна Гиппиус ( по мужу Мережковская) (1869 - 1945) — русская поэтесса и писательница, драматург и литературный критик, одна из видных представительниц Серебряного века. Гиппиус, считается идеологом русского символизма

Слайд 19

Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) – знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет жизни в эмиграции, став одним из главных писателей русского зарубежья.

Слайд 20

И. А. Бунин «Окаянные дни» «Разве многие не знали, что революция есть только кровавая игра в перемену местами, всегда кончающаяся только тем, что народ, даже если ему и удалось некоторое время посидеть, попировать и побушевать на господском месте, всегда, в конце концов, попадает из огня да в полымя! Главарями наиболее умными и хитрыми вполне сознательно приготовленная яма для самоуничтожения в нищете и голоде своего народа»

Слайд 21

Бунин писал: “ Сожжение городов, разорение их, “опустошение до тла” — вечные слова русской истории! - и пожары, пожары...” И тем не менее, не приняв революцию, Бунин все же душой болел за Россию до конца дней своих. Известно, что во время Великой Отечественной войны писатель в мыслях своих был с русским народом, сражающимся с фашизмом. Для Бунина всегда существовала эта самоценность русского народа, которая не подлежала в его сознании никакой переоценке. Он предвидел освобождение своей горячо любимой родины. В его дневниках и письмах к близким людям эта любовь появилась прежде, чем в его произведениях. И трагедию революции 1917 года он сначала осмыслил в своих личных записях, а уж потом это вылилось в его гениальное художественное произведение “Окаянные дни”.

Слайд 23

Антология русского романса «Белой акации гроздья душистые…» Впервые слова этого романса были опубликованы в 1902 году в сборнике «Цыганские ночи» без указания имен авторов слов и музыки, а посему до сих пор не прекращаются споры об авторстве этого произведения. Популярность романса в народе оказалась столь велика, что его мелодия легла в основу солдатской песни, начинавшейся словами: Слушайте, деды, война началася, Бросай свое дело, в поход собирайся. В годы Гражданской войны напев этой песни сложился окончательно, а текст ее с несколько иными словами пели по разные стороны баррикад – каждый на свой лад (у белых – «и как один умрем за Русь святую» ; у красных – «за власть Советов») . Факт этот очень точно и тонко был подмечен и обыгран в телевизионном сериале по пьесе М. Булгакова «Дни Турбиных» , поставленном режиссером Владимиром Басовым, где и прозвучал переработанный романс поэтом –песенником Михаилом Матусовским

Слайд 24

Александр Иванович Куприн (1870—1938) Спустя 18 лет на чужбине А.Куприн пишет: « Я покинул родину напрасно, это была моя тяжелая ошибка. Но как исправить ее? Ведь родина не простит!.. "Сама мысль о возвращении на родину казалась мне несбыточной мечтой", - писал он. Отрыв от родины, от всего, что было таким близким и родным писателю, отрицательно сказался и на художественном творчестве Куприна. Жизнь эмигрантских кругов с ее дрязгами, пошлостью, скукою и глупостью, естественно, не могла дать пищи для настоящего творчества. А. Куприн пишет: «Есть люди, которые по глупости либо от отчаяния утверждают, что и без родины можно. Но, простите меня, это все притворщики перед самими собой. Чем талантливее человек, тем труднее ему без России".

Слайд 25

Яркий индивидуалист, живущий «мгновением», мятежный дух, которому «все позволено». Ниспровергатель основ, «декадент», воспевающий Любовь с большой буквы, желающий насладиться полнотой бытия, устремленный к Солнцу («солнечный я!»). К. Бальмонт пишет в своих дневниках: «Я хочу России. Я хочу, чтобы в России была преображающая заря. Только этого хочу. Ничего иного. Я живу и не живу, живя за границей. Несмотря на все ужасы России, я очень жалею, что уехал из Москвы» Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 -1942 )

Слайд 27

К России Отвяжись, я тебя умоляю! Вечер страшен, гул жизни затих. Я беспомощен. Я умираю от слепых наплываний твоих. Тот, кто вольно отчизну покинул, волен выть на вершинах о ней, но теперь я спустился в долину, и теперь приближаться не смей. Навсегда я готов затаиться и без имени жить. Я готов, чтоб с тобой и во снах не сходиться, отказаться от всяческих снов; обескровить себя, искалечить, не касаться любимейших книг, променять на любое наречье все, что есть у меня,- мой язык. Но зато, о Россия, сквозь слезы, сквозь траву двух несмежных могил, сквозь дрожащие пятна березы, сквозь все то, чем я смолоду жил, дорогими слепыми глазами не смотри на меня, пожалей, не ищи в этой угольной яме, не нащупывай жизни моей! Ибо годы прошли и столетья, и за горе, за муку, за стыд,- поздно, поздно!- никто не ответит, и душа никому не простит Владимир Владимирович Набоков (1899-1977)

Слайд 29

Русский эстрадный артист, киноактер, композитор, поэт и певец, кумир эстрады в первой половине XX века, лауреат Сталинской премии второй степени (1951). Алекса́ндр Никола́евич Верти́нский (1889—1957)

Слайд 30

« Я пишу ту музыку, которую слышу внутри себя. Я русский композитор, и мое отечество воздействовало и на мой темперамент, и на мое мировоззрение, поэтому и музыка моя — русская…» С.В. Рахманинов Сергей Васильевич Рахманинов ( 1873 —1943) — выдающийся русский композитор, пианист и дирижёр

Слайд 31

Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма

Слайд 32

Марк Захарович Шагал (1887-1985) Выдающийся живописец, график, театральный декоратор и художник-монументалист, чье творчество считают своим национальным достоянием Россия, Франция, США и Израиль. Мастер удостоился еще прижизненной мировой славы. Его удивительные произведения искусства окружают мифы и легенды, созданные как почитателями таланта художника, так и неистовыми критиками.

Слайд 33

Великий русский певец Федор Иванович Шаляпин соединил в своем творчестве два качества: актерское мастерство и уникальные вокальные данные. Был солистом Большого и Мариинского театров, а также Метрополитен Опера. Один из величайших оперных певцов Федор Васильевич Шаляпин (1873-1938)

Слайд 34

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) - русская поэтесса, прозаик, переводчик, одна из крупнейших русских поэтов XX века Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно — Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что — мой, Как госпиталь или казарма. Мне все равно, каких среди Лиц ощетиниваться пленным Львом, из какой людской среды Быть вытесненной — непременно — В себя, в единоличье чувств. Камчатским медведём без льдины Где не ужиться (и не тщусь!), Где унижаться — мне едино.

Слайд 35

Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве (Королёв, Россия)

Слайд 36

Александр Александрович Блок— 1880-1921 русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик. Классик русской литературы XX столетия, один из крупнейших представителей русского символизма.

Слайд 37

Я коротаю жизнь мою, Мою безумную, глухую: Сегодня - трезво торжествую, А завтра - плачу и пою. Но если завтра гибель предстоит? Но если за моей спиною Тот - необъятною рукою Покрывший зеркало - стоит?.. Блеснет в глаза зеркальный свет, И в ужасе, зажмуря очи, Я отступлю в ту область ночи, Откуда возвращенья нет...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы. 11 класс. "Слово о Б.Лавреневе""

Презентация содержит материал по биографии и творчеству  Б.Лавренева...

урок литературы по теме:"Слово о писателе. А. П. Чехов «Хамелеон».

Уро по теме "Слово о писателе. А. П. Чехов "Хамелеон" разработан для обучающихся 7 класса....

Урок литературы. 11класс. Алхимик слова Поэтический эксперимент в творчестве Велимира Хлебникова

а.1)    Данный урок позволяет расширить знания о литературном течении футуризме через творчество Велимира Хлебникова; дать представление о личности В.Хлебникова как гениального поэта, х...

Учебно-методическая разработка урока литературы «Безымянный автор "Слова о полку Игореве"»

Учебно-методическая разработка урока литературы «Безымянный автор "Слова о полку Игореве"» представляет собой эвритсическую беседу с учащимися, анализ текста памятника древней Руси, благодаря которым ...

Научная статья. Урок литературы в системе модернизации школьного образования.

Современный период развития России четко обозначил новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. В Концепции модернизации российского образования  указывае...

Конспект урока литературы «Это страшное слово «война» (по повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой») с применением элементов музейной педагогики

Цель урока: формирование нравственной позиции средствами музейной и традиционной педагогики; развитие навыка аналитического чтения художественного произведения, воспитание ответственности за судьбу Ро...

Статья "Уроки литературы как постижение жизни"

Статья посвещена жизни и творчеству учителя-новатора, учителя литературы Е. Ильина.Методы и приемы его работы актульны и сегодня. Его ученики с увлечением читали классику, постигая законы жизни. Евген...