Статья "Уроки литературы как постижение жизни"
статья по литературе (11 класс)

Статья посвещена жизни и творчеству учителя-новатора, учителя литературы Е. Ильина.

Методы и приемы его работы актульны и сегодня. Его ученики с увлечением читали классику, постигая законы жизни. Евгений Николаевич Ильин большое внимание уделял воспитательным целям на уроке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             

                                          Урок литературы как постижение жизни

                                                               Душа обязана трудиться

                                               И день и ночь…

        Н. Заболоцкий

 5 декабря 2017 года…Сегодня идет такой редкий в последнее время для нашего города снег. Музей Государственного Педагогического Университета имени А.И. Герцена в Санкт-Петербурге… Сегодня здесь собрались неравнодушные люди, члены Ассоциации « Вера»… Сегодня 40 дней, как нет больше с нами учителя, педагога-новатора, профессора Открытого университета экологии и искусства в СПб Ильина Евгения Николаевича…Коллеги, директор школы №307,преподаватели вузов, друзья, близкие, внучка , учителя-словесники и , конечно, ученики…

Мы смотрим   документальный фильм, посвященный встрече Е. Н. Ильина с учителями из разных уголков нашей необъятной Родины в 1985 году в Москве. Видим, как восторженно и уважительно к нему относились педагоги, как трудно ему приходилось отстаивать свою позицию перед методистами, как рьяно защищают методику преподавания Ильина его УЧЕНИКИ.

Мы вспоминаем замечательного человека и талантливого учителя…

Е. Н. Ильин родился 8 ноября 1929 года в Ленинграде. Закончил ЛГУ в 1955 году. Работал учителем литературы в школах Ленинграда ( 307516) более 30 лет.

Мало кто знает, что в ленинградскую блокаду 12-летнего Ильина тяжело контузило осколком в висок. Мальчика долго лечили, но речь его была затруднена. Рос он в рабочей семье, отец погиб на фронте. Учиться было трудно, но и  школу, и филологический факультет Ленинградского университета окончил. Семья. Работа в школе. Борьба с самим собой. Скитания по стране. Возвращение в Ленинград. Работа на автобазе. И снова  на круги своя: преподавание в вечерней школе … « Почти все дети «трудные», только каждый по-своему. Завоевать их внимание – значит завоевать их самих. Но как? В этом весь вопрос». И с этих пор вся его жизнь – это борьба за внимание людей, это борьба за людей.

Так рождается оригинальная концепция преподавания литературы на основе педагогического общения. Система Ильина стала одной из составляющих педагогики сотрудничества. В чем же уникальность методики Ильина?

Ребята внимательны и активны, «когда с ними разговаривают языком неожиданных приемов, метких деталей, жгучих вопросов…- словом, языком искусства». «Прием, деталь и вопрос – в этих трех словах весь Ильин» ( «Искусство общения, М, 1982)

Евгений Николаевич убежден: в традиционной связке ребенок-учитель должно быть место для читателя. Литературоведческая работа, как и любая научная работа, не способна превратить школьника в интересующегося литературой человека. Сложности с воспитанием читательского духа в ученике испытывает каждый преподаватель литературы. «  Я нашел ключи, т.е. секреты, к интересному чтению, - говорит Е. Н. Ильин.- Во-первых, надо дать ребенку понять, что во время чтения его жизнь проходит вместе с жизнью персонажей. В этом и есть главное волшебство книги».

Хороший учитель, с его точки зрения, - артист, врач и знаток. Если он сможет поведать о книге нечто такое, чего не знает никто, у такого учителя дети обязательно будут читать.

По Ильину,  литература не просто учебный предмет, а « постижение жизни», и анализ произведения сопровождается « трудом души». Список программных произведений содержит перечень важнейших нравственных проблем, не решив которые, невозможно воспитать Человека. Урок-проблема характеризуется постановкой актуального, злободневного, личностно-значимого вопроса, на который ученик и учитель совместно ищут ответ. Обсуждение прочитанного выливается в выработку жизненной позиции, а личностное отношение к героям произведений проясняет мировоззренческие нравственно-этические принципы. Активное участие в полемике всех учеников класса обеспечивается реализацией учителем «закона трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем».

Уроки Е. Н. Ильина – это «художественный анализ художественного произведения». Анализ художественного произведения, по словам Е. Н. Ильина, должен вырастать в этическую проблему. Кстати, он любил строить урок как бы из двух половинок: жизнь и книга.  «Одно – повод и основание войти в глубь другого…» Артистизм, экспрессию, эмоциональное воздействие он считает одними из важных педагогических техник»

Деталь, по выражению Е. Н .Ильина, подробность с ниточками. Когда в малом забрезжит свет большого, появляется интерес к тому и другому, а в общем, - к их связи. Проблематика, целостность, образность – все, все в художественной детали, своеобразном узелке текста. Таким образом, Ильин проанализировал возможности художественной детали, которая нередко используется им для «запуска» механизма общения. «Подлинная нравственность живет и проявляется в мелочах. Их нужно уметь видеть.»

Вопрос… «Мой вопрос -  особый: преимущественно безответный, нравственный. Задаю его как бы себе самому в надежде решить вместе с классом…

- Скажите, почему раньше времени уходят Катерины и остаются Варвары; умирают Базаровы и преуспевают Аркадии; гибнут Болконские   и ликуют увешанные орденами и звездами Друбецкие, Берги, Курагины; блаженствуют Чичиковы и мучаются бессильным желанием «спасти» их духовно надломленные Гоголи? Почему? Кто объяснит мне столь странную закономерность?»

«Мне действительно удалось не благодаря, а вопреки традициям решить одну из ключевых проблем педагогики – воспитать массового (хотя нынче и не любят этого слова) читателя. И в связи с этим, а вернее, на этой основе решить все остальное. Ныне четко обозначились слагаемые успеха. Их четыре: позиция, способ, учитель, урок. Это стратегия воспитания читателя».

 Евгений Николаевич Ильин говорил: «Смысл учительской   жизни – ученик! Он определяет нашу позицию, творческие принципы…»

К (книга) + У (ученик)  =  Ч ( читатель)

«Нет, не для культуры нужна нам книга, а чтобы выжить, выстоять. Культурой она становится позже, когда вполне ощутим и оценим ее «плечо»…Книга живет во всех временах, но  «работает» - в сегодняшнем. Только став предметом Человека, книга становится предметом Искусства. Стало быть, и главная закладка не в самой книге, а между книгой и жизнью, книгой и человеком. Изучать Литературу – это ею воспитывать. Доказательством могут послужить отзывы учеников, процитирую их: «Ведь нет такой науки – учиться жизни, а Евгений Николаевич как бы подготавливает нас к жизни, в полном смысле этого слова» или «Наш литератор – необыкновенный человек. Чувствуется, что он не просто преподаватель, он еще и мастер своего дела».

 Значит, и сама личность учителя может оказать большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан нашей Родины. Велико значение общения учителя с учащимися в учебной и воспитательной работе. Е. Н. Ильин считал, что необходимо строить новый тип отношений учителя с учеником, в основе которого – доброжелательность, мудрая простота, взаимный контакт и интерес. Формула личностного подхода может выглядеть так: любить +понимать +принимать +сострадать +помогать

В процессе общения необходимо помнить об «этике отметки».  Мне кажется, что Е. Н. Ильин сказал об этом мудро и точно: «Отметки по литературе совсем не такие, как, предположим, по физике, по химии: каждую корректирую нравственной шкалой. Учусь слушать ученика по- толстовски, т.е. слышать его и свой внутренний голос …  Улавливать ложные восторги, заранее заготовленную показную убежденность, чужой «румянец», личное отношение, за которым ««мнения чужие святы». О чем думает ученик, когда говорит? Говорит ли, что думает? Или только думает, что сказать для отличной отметки? Отличные, но не личные, радости приносят. Высоким баллом оцениваю даже робкую попытку что-то сказать, уточнить, добавить, когда остальные молчат. Желание мыслить – уже результат! О трудном спрашиваю «трудных» - так их проще заставить работать. Бывает так: комментируя свои ответы, ребята сами ставят себе отметки. Чувство ответственности и требовательности к себе рождается у школьников таким доверием учителя».

Итак, мы убедились, что педагог-экспериментатор Е. Н. Ильин разработал систему преподавания литературы как учебного предмета, формирующего личность ученика. В конечном итоге, урок литературы – это процесс совместной деятельности учителя и ученика на творческой основе и межличностном общении. Педагог – новатор главную цель преподавания литературы увидел в ее воспитательной функции, а уже потом - в познавательной. Он разнообразными приемами побуждает учащихся к активному поиску «своей истины», собственных взглядов и оценок обсуждаемых проблем. Постоянно используются приемы, рассчитанные на эмоциональное воздействие литературных и поэтических произведений на ученика. Урок литературы – это искусство, учитель – художник своего урока: он и сценарист, и взыскательный критик, и литературовед.

Чем же интересен метод педагога для сегодняшнего учителя? Воспитательная направленность урока (причем необязательно литературы) обеспечивает успех работы учителя, активную поисковую деятельность учащихся совместно с учителем(сотворчество), общение учителя и учеников(духовный контакт), педагогическую технику как атрибут педагогического мастерства. В процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду.

Когда-то Евгений Николаевич просил своих учеников написать сочинение на тему «Учитель, которого ждут…». Да и сам много рассуждал по этому поводу: «Учитель – создатель душевной культуры» (1989год), «Знаток – артист – врач» (1995 )… Вот такого Учителя, как Он, ждут сейчас  дети в современной школе. И мы можем попытаться стать похожими на Него, познакомившись с его книгами и изучив их. Библиотекарями была организована выставка книг педагога – новатора (см. фото):

«Урок продолжается». - М.,1973

«Искусство общения». – М., 1982

«Роман М.А. Шолохова «Поднятая целина» («Из опыта работы». Книга для учителя. – М., 1985

«Шаги навстречу». – М., 1986

 «Рождение урока». – М,1986

«Путь к ученику». – М., 1988

«Герой нашего урока». – М., 1991

«Минувших дней итоги…» - Л., 1991

«Из блокнота словесника». – СПб.,1993

«Давайте соберемся». – М., 1994 ( соавт.)

«Как увлечь книгой». (Учитель – учителю). –  СПб., 1995

«Воспитываем читателя». (Советы родителям). – СПб., 1995

 Как сдать экзамен по литературе». – М., : Школа – Пресс, 1994

«Деловой человек и книга». – СПб., 1995

Из уст учителей-словесников и их учеников прозвучали стихи, посвященные Учителю:

А. Дементьев « Не смейте забывать учителей»:

                                      Не смейте забывать учителей.

                                      Пусть будет жизнь достойна их усилий.

                                      Учителями славится Россия.

                                      Ученики приносят славу ей.

                                       Не смейте забывать учителей!         

 Л. Сирота «Учитель!»:

                                       Вы это имя заслужили.

                                       Вы бескорыстием своим

                                       Нас заражали и учили,

                                      Светя другим, сгорать самим…

                                        Но, одолевшая напасти,

                                        Как прежде светит, тьму круша,

                                        Исполненная высшей страсти,

                Неугасимая душа.

М. Калужская «Вы постоянно на передовой…»:

                             Вы постоянно на передовой,

        На самом стыке будущего с прошлым,

        Добра со злом, возвышенного -  с пошлым,

        А завтра снова предстоит незримый бой…

        Учителя – герои наших дней,

        Бойцы могучей Армии Спасения!

        Участники великого сраженья

        За наших подрастающих детей.

Ю. Ким «Наставникам»:

                                        Не вечна жизнь. Недолог срок людской.

         Уходят ветераны на покой.

        Мы благодарны им за честный труд.

        Их знания и опыт не умрут…

        Бессмертно дело, непрерывна нить.

        Придут старейших юные сменить.

        И примут на оставленном посту

        Учителей надежду и мечту.

        И потому так заповедь крепка:

        «Учитель, воспитай ученика!»

И. Зозуля «Поставьте памятник учителю простому»:

        Идет учитель наш сквозь вехи грозовые,

        Не страшен голос смерти, шум ветров.

        Россия, совесть, доброта – слова святые,

        В них счастье Родины и честь сынов.

        Поставьте памятник учителю простому

        На Красной площади в Москве навек.

        Неси поклон ему как другу дорогому,

        Простой, обыкновенный человек.

Мы говорим спасибо Е. Н. Ильину, спасибо учителям, сеющим во все времена « разумное, доброе, вечное». Мы говорим «спасибо сердечное» всем, кто пришел на встречу, которую организовала  президент Ассоциации женщин с Университетским образованием  Санкт – Петербурга « Вера» Сауть  Екатерина  Павловна, всем, кто помнит удивительного  Учителя  и замечательного Человека Евгения Николаевича Ильина. Вечная ему ПАМЯТЬ!

05.12.2017        Г.А.Шоня, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №539                              с углубленным изучением иностранных языков Кировского р-на        Санкт - Петербурга

Источники:

1.Иванихин В.В. «Почему у Ильина читают все?»– М.,1990

2.Ильин Е.Н. «Искусство общения». – М.,1982

3.Ильин Е.Н. «Путь к ученику». – М., 1988

4.Ильин Е.Н. «Рождение урока». – М, 1988

5. «Останкинские вечера». – М., 1988

6.Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии. Система Евгения Николаевича Ильина».

7. Соловейчик С.Л.» Словесник Ильин», «Комсомольская правда», 14.04.1977

8. « 1 сентября», № 55 2000г.

9. http://www.pedlib.ru/ Books / 1/ 0474 / 1_ 0474 – 128.shtml

10.https: // stihi – russkih – poetov. ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по литературе на тему жизнь и творчество М. Горького ( для 7 класса литература)

Урок по литературе предназначен для обзора биографии и творчества Горького...