"Я все-таки... прежде всего поэт" (Лирика И.А. Бунина) Литературное кафе. 11 класс
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Потетинова Светлана Игоревна

Форма урока по лирике И.А. Бунина - литературное кафе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_kafe_lirika_bunina.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное кафе. «Я всё-таки... прежде всего поэт.» (Лирика И.А. Бунина)

Подготовительная работа: создание групп, подбор материала, составление программы урока.

Оформление: фотографии писателя, репродукции картин художников, аудиозапись стихотворений поэта, музыка Рахманинова «Ночь печальна…» и «Я опять одинок», презентация, рабочая карта учащегося.

Слово учителя: Иван Алексеевич Бунин — выдающийся русский писатель, прославившийся как писатель-прозаик. Но начинал свою литературную жизнь лауреат Нобелевской премии с поэзии и вошёл в прекрасную плеяду поэтов Серебряного века.

"Я всё-таки... прежде всего поэт. Поэт! А уж потом только прозаик», - говорил И. А. Бунин.

1 ведущий: И.А. Бунин не примкнул ни к одному из литературных течений. В поэзии Серебряного века его имя стоит особняком. Он вообще весьма скептически относился к литературным изыскам и новациям, полагая, что формалистическая изощрённость символистов, акмеистов и футуристов мало соотносится с поэзией.

2 ведущий: темы стихотворений Бунина различны, но всегда окрашены глубоко личным переживанием увиденного, понятого – будь то воспоминания детства и юности, мысли о жизни и смерти, любимой женщине. Многие путешествия дали поэту пищу для новых раздумий и переживаний.

1 ведущий: творчество Бунина начала века интересно его связью с музыкальной культурой России. Напевность как лирических, так и эпических произведений Бунина была близка С.В. Рахманинову, который написал два романса на стихи Бунина: «Ночь печальна» и «Я опять одинок». Послушаем один из них в исполнении Новиковой Алены (ученицы 11 класса)

Звучит романс «Ночь печальна» в исполнении ученицы 11 класса.

2 ведущий: свое первое стихотворение «Деревенский нищий» он напишет в 17 лет. Это произведение будет напечатано в журнале «Родина». В своем стихотворении Бунин рассказывает о печальном состоянии, в котором находилась в то время русская деревня.

Предоставим слово первой группе.

Выступление 1 группы. (Чтение и анализ самостоятельно подобранных стихотворений). Ведущее место в поэзии Бунина занимает пейзажная лирика. В ней он отразил приметы родного края, который страстно любил. Стихи о природе написаны в мягких, нежных тонах и напоминают живописные пейзажи И. Левитана. (Чтение и анализ стихотворения «Русская весна»)

Родился Иван Алексеевич в Воронеже, но свои детские и юношеские годы будущий писатель и поэт провёл на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. “Тут, - писал он, - в глубочайшей полевой тишине, среди богатейшей по чернозему и беднейшей по виду природы, летом среди хлебов, подступавших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло все мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной”.

Бунин родился поздней осенью, и это время года навсегда осталось его самой любимой темой.

(Чтение и анализ стихотворения «Осень»)

Уже тогда с редкой силой восприятия он чувствовал “божественное великолепие мира”. “Я всегда мир воспринимал через запахи, краски, свет, ветер, вино, еду – и как остро, Боже мой, до чего остро, даже больно”.

На одиннадцатом году Бунина определяют в Елецкую гимназию. “Гимназия и жизнь в Ельце оставили мне впечатления далеко не радостные…” – вспоминал он. После 4 класса он занимался дома под руководством старшего брата Юлия. Единственное, что вынес из гимназии Ваня Бунин, – это собственные стихи о природе, о поэтическом состоянии души, о вере во все светлое и прекрасное:

Позабыв про горе и страданья,

Верю я, что, кроме суеты,

На земле есть мир очарованья,

Чудный мир любви и красоты.

2 ведущий: любовь И.А. Бунина к природе неразрывно связана с любовью к родине.

Выступление 2 группы.

В стихотворениях, посвященных родине раскрывается не открытый, декларативный патриотизм, а лирически окрашенное, разлитое в описаниях картин родной природы чувство. (Стихи «Родина», «Родине», «В степи», «У птицы есть гнездо». Тема бездомности, чужбины и тоски по родине. Идея - оторванность от родины заставляет человека страдать, наполняет его душу горечью, болью, одиночеством.)

3 группа: в поэзии Бунина сильны философские мотивы. Обращение к философской лирике происходит после первой русской революции (1906-1911 гг.) Важнейшим мотивом лирики поэта является превосходство естественного бытия над общественной жизнью.  Бунин -  великий жизнелюб. Любовь для него – священное чувство, состояние его души. Жизнь для Бунина – путешествие в воспоминаниях. Особая атмосфера философских стихотворений Бунина – атмосфера тишины. Шум, суета отвлекают от главного – от духовной жизни. Лирический герой Бунина тяжело переживает своё одиночество; в стихотворениях лирический герой пытается осмыслить быстротечность человеческой жизни и времени («Настанет день - исчезну я…»)

Любая картина – бытовая, природная, психологическая – всегда включена во всеобщее, в мироздание. Стихи пронизаны чувством удивления перед вечным миром и пониманием неизбежности собственной смерти. («Одиночество», «Ритм»). Трансформация пейзажной лирики в философскую. Бунин в своих стихах пытался найти смысл жизни человека, гармонию мира. Он утверждал мудрость и вечность природы, которую считал неиссякаемым источником красоты. Это основные мотивы лирики Бунина. У поэта жизнь человека всегда показана в контексте природы. («Вечер», «Раскрылось небо»)

4 группа: не только природа, но и древние мифы, легенды, религиозные предания питают бунинскую поэзию. В них Бунин видит вековую мудрость, находит первоосновы всей духовной жизни человечества (Стихи «Храм Солнца», «Сатурн»). Пытаясь найти истину, он обращался к истории различных народов и стран. Бунину было важно понять, по каким общим законам развивается отдельная личность и общество в целом. Он признавал, что наша жизнь на земле – это только отрезок вечного существования Вселенной. Отсюда появляются мотивы судьбы и одиночества. И.А. Бунин предчувствовал грядущую катастрофу революции. Считал, что это величайшее несчастье. Однако, несмотря на пессимизм, поэт видел выход в слиянии человека с природой, в ее вечной красоте и покое.

5 группа: тема любви в лирике Бунина – одна из наиболее часто встречающихся. И в стихах, и в прозе он воспевал это чувство. Поэзия любви предвосхищает известный цикл рассказов «Темные аллеи». Посвященные этой теме стихи отражают различные оттенки любовного чувства. («Печаль ресниц сияющих и черных…», «Что впереди?») Интимная лирика И. Бунина трагедийна, в ней звучит протест против несовершенства мира. Вновь в любовной лирике встречается мотив одиночества, так свойственный для всей поэтики Бунина. Лирический герой расстаётся со своей возлюбленной, испытывая трагичное чувство и продолжая любить. Тема любви, не получившая широкого воплощения в поэзии Бунина, была продолжена им  в прозе.

6 группа: еще одна тема – владение родной речью, приобщение к письменам звучит в стихотворении «Слово». Поэт славит это достояние человека как особый, бессмертный дар. Это именно тот «глагол», который способен превратить человека в бога, а поэта – в пророка. Тема поэта и поэзии. Как и любой поэт, И. Бунин пытался осмыслить своё предназначение, роль творца, суть поэзии. Лирическое произведение «Поэту» - кодекс его поэтической чести. Муза Бунина – природа, потому он больше пишет именно о ней, а тема поэта и поэзии не получила широкого воплощения в лирических произведениях Бунина. Автор не противопоставляет поэта толпе, призывает не потерять дара слова, причём этот дар, по мнению Бунина – алмаз, данный человеку Богом.

1 ведущий: Верный традициям реалистического пейзажа 19 века, И. Бунин вместе с тем подчёркивает самодостаточность и независимость природы от человека. Поэт переживает одиночество человека среди природы и одиночество природы без человека, «блаженную тоску» пустынности.  Стихи Бунина— это лирико-созерцательные картины природы, созданные средствами тонких деталей, лёгких красок, полутонов. Основная их интонация — печаль, грусть, однако эта печаль «светлая», очищающая.

Творческий практикум.

Слова учителя: перед вами два высказывания о поэзии И.А. Бунина, сопоставьте их. Что объединяет высказывания М. Волошина и К. Чуковского? Чья точка зрения вам ближе?

2 ведущий: Определяя свое творческое кредо, Бунин писал: “Я не касался в своих произведениях политической и общественной злободневности, я не принадлежал ни к одной литературной школе, не называл себя ни декадентом, ни романтиком… Меня занимали вопросы психологические, религиозные, исторические”.

Подведение итогов. (Обсуждение заполненных рабочих карт)

Слово учителя: Поэзия Бунина стилистически сдержанна, чеканна, гармонична. Поэт чужд поискам нового. Его поэзия традиционна, он последователь русской классики. Бунин — тонкий лирик, прекрасный знаток русского языка. Вспомним последние слова стихотворения «Вечер»: Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне. Всё в человеке: доброта и злоба, любовь и открытия, рай и ад. “Всё во мне” поистине говорит само за себя. Какая бездна мудрости заключена в этой фразе! Объёмность и глубина смысла роднит её с библейской мудростью: “Царство Божие внутри вас».

Что роднит «Вечер» со стихотворением «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...»? Счастье, по мнению Бунина, в общении с природой, в гармонии с ней, в наслаждении видеть лазурное небо, полевые цветы, изумрудную траву, золотые колосья... Чувство благодарности Творцу.

Когда в жизни человека много проблем, страданий, когда нет ни покоя, ни богатства, ни взаимной любви, когда ты одинок и тебе кажется, что ты самый несчастный человек на земле, ты начинаешь роптать или ещё хуже — проклинать эту трудную земную жизнь... Вспомни, что у тебя есть бесценные богатства — воздух, земля, вода, небо, леса, озёра, море, степь, поле, речка... Вспомни, какой душевный покой и умиротворение приносят шум морского прибоя, птичье пение, свет земляничной поляны, шелест золотых колосьев.

Человек, любящий природу, понимающий её красоту, — счастливый человек.

Домашнее задание.      

Выучить наизусть одно стихотворение И.А. Бунина (по выбору учащихся).

Приложение 1.

Анализ стихотворения

  1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
  2. Определите, как название стихотворения определяет его тему и основную мысль.
  3. Каким настроением проникнуто произведение?
  4. Образ лирического героя.
  5. Какие изобразительные средства использует поэт в данном стихотворении?
  6. С какими произведениями (прозаическими, стихотворными Бунина, других поэтов и писателей) перекликается данное?

Приложение 2.

Творческий практикум: сопоставьте высказывания М. Волошина и К. Чуковского. Что объединяет и что отличает данные высказывания? Чья точка зрения вам ближе?

 М. Волошин: «Будучи истинным и крупным поэтом, он стоит в стороне от общего движения в области русского стиха. У него нет ритма, струящейся влаги стиха. Стихи его как тяжелые ожерелья из неровных кусочков самоцветных неотшлифованных камней. Он рубит и чеканит свой стих честно и угрюмо. Его мысль никогда не обволакивается в законченную и стройную строфу. Он ставит точку посреди стиха, подсекает полет ритма в самом размахе. Но с другой стороны, у него есть область, в которой он достиг конечных точек совершенства. Это область чистой живописи, доведенной до крайних пределов, которые доступны стихии слова. Большую часть книги занимают стихотворения, очень близкие тому тонкому и золотистому, чисто левитановскому письму, которым нам давно знаком автор «Листопада»

К. Чуковский: «Напомним хотя бы чудесную элегию «Одиночество», в которой и словарь, и строфика, и все интонации голоса подчинены старинным эстетическим требованиям… В то же время старозаветные эти стихи отражают психику нынешних ультрасовременных людей»

Приложение 3.

Рабочая карта учащегося

Название стихотворения

Тема

Настроение

Образ лирического героя

Изобразительные средства

С какими произведениями перекликается


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе педагога : "Вся школа, вся педагогика – это прежде всего учитель" Ушинский

В эссе описываются взгляды учителя на педагогику и деятельность учителя, олицетворяющего собой всю школу....

Социальный проект "Здоровье прежде всего"

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТАЗдоровье – самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства.Общение со сверстниками и взрослыми – важнейшее ...

Прежде всего вы – родители

Лекция об отвественности родителей за воспитание детей...

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека

Формирование музыкальной культуры школьников на уроках музыки...

Социальный проект "Здоровье прежде всего"

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТАЗдоровье – самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства.Общение со сверстниками и взрослыми – важнейшее ...

«Воспитание – это прежде всего человековедение»

В статье рассказывается о реализумом в МБОУ СОШ № 7 Нижегородского района г. Нижнего Новгорода социальном проекте "Мы разные, но мы вместе"....

«Воспитание – это, прежде всего, человековедение» В. А. Сухомлинский

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня все большее распространение среди молодежи получили недоброжелате...