Статья "Воспитательная деятельность на уроках литературы в СПО"
статья (11 класс) по теме

Нанарова Оксана Александровна

Можно ли мотивировать студентов, поступивших на обучение в СПО  из самых разных школ, с разным уровнем подготовленности и разными интересами, к чтению и изучению литературы? Думаю, да. Но только тогда, когда подросток  понимает значимость процесса обучения; понимает, для чего это ему пригодится в жизни, и где конкретно он сможет применить знания, приобретенные в ходе учебных занятий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_deyatelnost_na_urokah_literatury.doc21 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная деятельность на уроках литературы и русского  языка

преподаватель русского языка

и литературы Нанарова О. А.

Литература, родной язык, затем  история формируют  национальное самосознание человека,  и только потом в него закладываются  «профильные» задатки. На уроках литературы  изучаются  художественные произведения поэтов и писателей, которые  прямо или косвенно обращались к проблеме гражданского, патриотического, нравственного, эстетического воспитания.  

        В своей работе стараюсь учитывать  состав класса и особенности текущего  учебного материала. Каждый урок, кроме единых требований, имеет определенные  цели и задачи.  При построении урока  считаю целесообразным использование   принципа «кольцевой композиции»: к целям и задачам, поставленным в начале урока, возвращаюсь в конце урока, делая  выводы и подводя итоги изученного. Чтобы повысить   интерес учащихся к литературе и русскому языку  и активизировать  познавательную деятельность, я использую  на практике различные формы  организации урока: урок-монолог, урок-лекция, урок-беседа, урок-сопоставление-дискуссия, урок жизни, урок-анализ и др. Уроки любого типа  позволяют  вести разговор о патриотизме, гражданственности, нравственности, формируя   моральные, этические жизненные принципы.

        Почему это происходит?  Литературные  произведения – это духовный опыт поколений, и одна из  важнейших целей  предмета – помочь  понять и принять  нравственные заветы. Поэтому работу на уроках строю на изучении художественных текстов. Ученик-читатель должен включаться в творческий процесс, а прочитанное произведение служит в таком случае  толчком  к пробуждению творческого воображения. После прочтения части  произведения, какой-либо  сцены, ученикам предлагаются задания: творческие пересказы с изменением лица рассказчика, устное словесное рисование, составление киносценария  по наиболее интересному, важному эпизоду, инсценирование части произведения, анализ сцен и сопоставление характеров,  домысливание сюжета.  Все эти формы ставят ученика «внутрь» художественного произведения, позволяют понять и принять (или не принять) мысли,  действия героев, оценить их личность и сопоставить, а если нужно, то и поспорить с автором произведения. Например, при изучении  романа И. Тургенева «Отцы и дети»,  учащимися были определены  основные нравственные  вопросы – взаимоотношения внутри семьи, названы сильные и слабые качества  героев, а затем учащимися было  предложено проведение мероприятия, под  названием «Отцы и дети. Точка зрения» в форме диалога с родителями  в присутствии  психолога и педагогов, а при изучении романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание»

                                                2

учащиеся составляют советы героям,  попавшим в «тупиковую ситуацию» (или своим знакомым), как выйти из этих ситуаций,  не преступив закон и не нарушив моральные нормы.

        Литература 19-20  веков  провозглашает  патриотизм одним из главных нравственных качеств русского человека.

В любом художественном произведении, в его положительных персонажах можно обнаружить важные качества для формирования личности: активность, действенность позиции в творчестве Н. Гумилева и прозе Ф. Абрамова;  тема Родины и гражданского мужества – при изучении творчества А. Ахматовой,  Н. Тихонова, К. Симонова; образы правдолюбцев и правдоискателей широко представлены в творчестве Н. Лескова;  проблемы интернационализма, неприятия мировой войны, любви особенно сильно звучат в творчестве В. Маяковского. Причем писатели едины в создании положительных образов, используют схожие средства и приемы художественной выразительности, чтобы сделать героев привлекательнее внешне  и внутренне, поэтому  обращаю внимание учеников на использование постоянных  эпитетов, сравнений, гипербол, подчеркивающих физическое и нравственное превосходство. Герои часто оказываются  в ситуации нравственного выбора, поэтому самые различные виды работ при анализе художественного произведения обязательно включают задания, выявляющие нравственный аспект содержания произведения. Так работа по характеристике литературного героя обязательно требует определения авторской позиции по отношению к персонажу, средств, приемов ее выражения.   Особое внимание обращаю на противоречивость, многомерность оценки писателем героев и событий, учу воспринимать позицию художника в целом, например,  при изучении романа Л. Толстого «Война и мир». Конечно,  нравственные и философские искания молодых людей  зависят во многом от идей и проблем эпохи, поэтому постепенно подвожу учеников к тому, что этические проблемы, волнующие  молодых людей прошлых веков, являются вечными: проблемы чести, долга, верности слову, цели и смысла жизни, любви, дружбы, взаимопонимания, уважения чувств и мыслей других людей. Различные формы аттестации (сочинения-рассуждения на литературную тему, вопросы устного экзамена) тоже содержат  темы, ориентируемые на нравственную проблематику, например: «Проблемы чести и человеческого достоинства в рассказе М. Шолохова «Судьба человека», «Тема совести в  одном  из произведений русской литературы» и др.

        Но самым важным фактором, влияющим на  формирование личности, является активное участие в  учебном процессе  самих учащихся: представление   учащемуся  возможности  проявлять себя, вести активный диалог с высказыванием своей позиции на события и явления жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности на уроках литературы

В статье говорится о том, как проект, приготовленный  и выполненный для представления на Ярмарке идей, был использован на уроке литературы....

Проектная деятельность на уроках литературы

Презентация содержит теоретический материал о методе проекта, целях,задачах его применения на уроках литературы, а также предложен вниманию коллег проект "Штольц и Обломов"...

Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала

Презентация является приложением к статье "Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала", содержит иллюстративный материал....

организация творческой, проектной, исследовательской деятельности на уроках литературы

предлагаемая работа является обобщением опыта учителя по развитию творческой активности учащихся...

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Н.А.Некрасова 7 класс.

Большой проблемой для учителя, я думаю с этим многие согласятся, является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные  уроки, домашние  задания, котор...

Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр

Jпыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно прио...

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»...