Урок литературы в 7классе "Тема человеческой жестокости" (по рассказу Л. Андреева "Кусака"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Маслова Татьяна Викторовна

Конспект урока литературы по рассказу Л. Андреева "Кусака". Урок построепо ФГОС. Использованы технологии проблемного диалога, элементы РКМЧП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturyl._andreev._kusaka.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы

«Тема человеческой жестокости

в рассказе Л. Андреева «Кусака»

(7 класс).

Цели:

Образовательные:  формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, кратко  пересказывать эпизоды;  учить создавать самостоятельные творческие тексты.

Развивающие: развивать творческие способности учащихся, совершенствовать монологическую речь,  анализировать проблемную ситуацию,  способствовать формированию художественного вкуса.

Воспитательная:  способствовать формированию гуманных чувств:  любви и доброго отношения к домашним животным, ответственности за их жизнь, чувства сострадания ко всему живому.

Задачи: определить  тему, идею, проблематику рассказа Л.Андреева «Кусака»; найти изобразительно-выразительные средства, используемые автором; определить их роль в произведении;  выразить своё отношение к прочитанному.

Технологии: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, РКМЧП

Тип урока: урок изучения новой темы.

 Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, анализ и самооценка ответов.

Необходимое техническое оборудование: ноутбук, проектор

Ход урока:

1.Организационный момент. Мотивация.

Здравствуйте, ребята. Я предлагаю  сегодняшний урок начать с таких слов:

Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя!

-Как вы понимаете эти слова?

Я вам желаю успеха на уроке.

-А какие качества вам нужны, чтобы добиться успеха на уроке?

(внимательность, трудолюбие, упорство, самостоятельность, старательность…)

Я думаю, что эти качества у вас есть, и у вас всё получится!

2.Актуализация  

  Предлагаю посмотреть выпуск детского юмористического журнала «Ералаш»

-Что ожидаете увидеть?

(смешную историю, что-то с юмором)

-Оправдались ваши ожидания?

(Далеко не смешная история, больше грустная)

-Почему я вам предложила посмотреть именно этот выпуск «Ералаша»?  (читали рассказ Л. Андреева «Кусака», где произошла подобная ситуация)

-Кто является главными героями?

-Какие чувства вызвал у вас Е и прочитанный рассказ?

 (Рассказ и Ералаш вызвал жалость и сострадание к обездоленному, брошенному, одинокому животному: захотелось накормить, приласкать,  осуждение человека, непонимание его поступка, страх.…)

-Как поступил человек с собакой? (Жестоко, бессердечно)

-Какая проблема объединяет эти произведения и актуальна ли она сейчас?

 (и то, и другое о жестоком, бессердечном  и равнодушном отношении к животным и об ответственном отношении к  ним.  Раз проблема существует, мы должны её решать, что-то делать.

- Что мы должны делать, чтобы проблема исчезла?

(не проходить мимо страдающего животного, самим быть чутким, внимательным и заботливым, проявлять сострадание  в отношении к животным и от других требовать этого)  

        Попробуем сформулировать тему урока. Подскажу: ключевые слова человек и жестокость. Запишите в тетради тему урока:

«Тема человеческой жестокости в рассказе Л. Андреева «Кусака»

Речь сегодня пойдёт именно об отношении человека к четвероногому другу.  И вместе с автором мы попытаемся ответить  на многие вопросы, в том числе и на  вопрос, который поставил перед нами поэт Эдуард Асадов в  своей миниатюре, эти слова являются эпиграфом к уроку:

Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
                                                          Эдуард Асадов

3. Постановка целей урока

-Итак, посмотрите на тему и скажите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, какие роли выполнять?

Читатель

Исследователь

Человек, имеющий своё собственное мнение

-Какие цели ставим?

Внимательно читать эпизоды из произведения.

Исследовать  проблему человеческой жестокости  (Почему так жестоко и бессердечно поступили люди с Кусакой?),  проследить, какие изменения происходили в жизни Кусаки

Оценим поступки героев и сделаем выводы о том, как  нужно относиться к животным, каким должен быть человек  и научить своё сердце  добру, состраданию, сочувствию.

Итак, тема определена, цели поставлены, обращаемся к произведению.

Идейно-художественное  своеобразие рассказа

- Каков жанр «Кусаки»? (рассказ)

-К какому роду литературы относится жанр рассказа? (эпос)

В рассказе пять частей,  каждую мы  озаглавили на прошлом уроке

      1. Жизнь собаки до встречи с «добрыми людьми».

      2. Как Кусака получила своё имя.

      3. Дружба Кусаки с Лелей и другими детьми.

      4. Отъезд дачников.

      5. Кусака снова одна.

Начало и финал очень схожи.

-Как называется такая композиция?

Кольцевая

-Какова тема рассказа «Кусака»? 

(Тему определяет заголовок: история взаимоотношения собаки и людей, ведь Кусака – имя, данное собаке людьми. Тема эта очень важна, заставляет задуматься, как мы относимся к животным.)

- Почему рассказ называется «Кусака?» ( Собака, измученная от человеческой жестокости, стала злой и кусачей: « Иногда набрасывалась на них и пыталась укусить»)

Героиней  рассказа Л. Андреева  является собака.

-Почему именно собака? 

(Ближе к человеку, домашнее животное)


-Как долго проходит перед нами жизнь собаки? Изменялась её жизнь? 

Итак, жизнь собаки проходит перед нами на протяжении года.  В течение этого времени Кусака  испытала  горе,  побои, голод, страх,  счастье, сытость, гордость, потому что служит людям и опять одиночество.

Мы должны проследить, как менялась жизнь собаки в зависимости от того, чувствовала ли она любовь людей.

2. Постановка проблемного вопроса № 1:

Перечитайте первый абзац рассказа.

-Почему Леонид Андреев, говоря о героине рассказа, использует только различные формы местоимения «она»

Неважно, о каком живом существе идет речь (собаке, кошке, человеке), - главное, что все живое способно чувствовать свое одиночество, жестокость окружающих и страдать из-за этого.

Леонид Андреев о своем рассказе «Кусака»  писал: «…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

-Как вы думаете, что имел в виду автор, говоря о «грозных силах жизни»? Что это за силы?

( условия жизни, погода, дворовые собаки, люди)

(Нет дома. Никто не кормил. Дворовые собаки отгоняли от тёплых изб. Ребята бросали камни и палки, взрослые «весело улюлюкали и страшно пронзительно свистали»)

-Всегда ли было так?

Нет. Был и счастливый этап в жизни собаки, когда она была нужна людям.

Давайте проследим,  какие внешние и внутренние изменения происходят в Кусаке

Составление психологического портрета Кусаки.  Двухчастный дневник.

-Давайте рассмотрим   внутренний мир собаки, составим ее псих-й портрет. Из скольких частей он будет состоять?

(Психологический портрет Кусаки будет состоять из трех частей: до появление в жизни собаки девочки, Кусака и Леля, жизнь собаки после предательства)

В составлении психологического портрета собаки нам поможет двухчастный дневник, над которым мы начали работу на прошлом уроке. В первой колонке дневника выписали цитаты, которые показывают её состояние, во второй колонке – комментарий. При характеристике Кусаки воспользуйтесь своими дневниками.

Работа в группах.

Задание 1-й группе

I Напишите комментарий к цитатам

  1. Пейзаж (индивид. задание)
  2. Внешность
  3. Отношение людей
  4. Чувства

II Выпишите глаголы из первого абзаца

До появления в жизни собаки девочки

Цитата

Комментарий

1.«Зимняя ночь тянулась долго-долго, и чёрные окна пустой дачи угрюмо глядели на одинокий неподвижный сад. Иногда в них как будто вспыхивал голубоватый огонёк: то отражалась в стекле холодная звезда, или остророгий месяц посылал свой робкий луч».

Кусаку окружает одиночество, пустота. Безрадостная жизнь бездомной собаки.

 Отрывок помогает глубже ощутить жуткое одиночество никому ненужной собаки.  Эмоциональные эпитеты: чёрные окна, неподвижный сад, остророгий месяц, пустая дача, холодная звезда,

Олицетворение -окна угрюмо глядели…-  помогают ощутить тоску, печаль, тревогу, то есть чувства созвучные настроению собаки.

Эпитет робкий луч ( в конце главы)  подаёт какую- то слабую надежду

- Почему именно зимой начинается действие ?
(Это время года, когда бездомным животным приходится особенно трудно, к тому же зима была долгой и морозной)

2. «Шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе  вечно покрытая засохшей грязью»

«не доверяла людям…и, поджав хвост,  убегала, а иногда со злобой набрасывалась на них и пыталась укусить…»

Какая?

Грязная, некрасивая, злая

3. «От тёплых изб её отгоняли дворовые собаки. Ребята бросали камни и палки, взрослые «весело улюлюкали и страшно пронзительно свистали»

- Чем можно объяснить такое отношение к собаке?

(Со стороны людей –  подлое желание развлечься, повеселиться)

-Обратите внимание на слово гонимая. Что обозначает этот эпитет?  

Своим отношением дворовые собаки и люди гнали Кусаку от теплых изб, с улицы, вынуждали прятаться на краю поселка, в глубине большого сада. А отсюда её гнали голод и одиночество. Получается гонка по замкнутому кругу.

4. «…мчалась на край посёлка и пряталась… Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу»

Чувства

Одиночество, страх, злоба.

- Как вам известно, в тексте-повествовании особая роль принадлежит глаголам. Выделите их в первом абзаце.

(Не принадлежала, не было, находилась, кормилась, отгоняли, показывалась, бросали, улюлюкали, свистали, мчалась, пряталась, зализывала, копила.)

-Что общего между этими глаголами с точки зрения русского языка?

(Все эти глаголы несовершенного вида, что может указывать на незавершённость или повторяемость действия; в данном случае, конечно, на повторяемость.)

Последний глагол в ряду – копила. 

-Объясните лексическое значение этого слова. Что можно копить? А что копила Кусака?

  (Копить – собирать впрок, запасать, приобретать, сберегая. Кусака копила страх и злобу)

-Как объясните? Зачем копила?

Выходит, что изначально в душе Кусаки не было ни страха, ни злобы. Люди тем, что свистали, улюлюкали, бросали, заставляли собаку мчаться, прятаться, зализывать – в результате зародились злоба и страх. А поскольку действия повторялись неоднократно, злоба и страх увеличивались, нарастали – копились.

Как изменилась собака с приездом дачников? В чем выражаются эти перемены?  

Задание 2-й группе

I Напишите комментарий к цитатам

  1. Пейзаж (индив. задание)
  2. Внешность
  3. Отношение людей
  4. Чувства

II Найдите в I-ой и II-ой частях рассказа похожие эпизоды

 После появления в жизни Кусаки Лёли

Цитата

Комментарий

1. «Наступила весна, тихая дача огласилась громким говором, скрипом колёс. Приехали из города дачники, целая ватага взрослых, детей, опьянённых воздухом, теплом, светом… В неподвижном воздухе расстилался запах душистого, свежего дёгтя и манил в светлеющую даль. Приехавшие дачники были людьми добрыми. Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением  ко всему живущему»

     С приходом весны мир вокруг Кусаки оживает. Он наполняется разнообразными звуками, чувствами. Эпитет светлеющая даль значим для понимания настроения собаки: появляется надежда на то, что всё еще будет хорошо. И действительно, Кусака вновь поверила людям, позволила приласкать себя. Метафора – «теплом входило в них солнце»; хорошая погода действует на людей, и они становятся добрыми.

2. «Всею своей собачьей душой расцвела Кусака. У неё было имя, она принадлежала людям и могла им служить»

«…шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас»

Похорошела. С приездом дачников жизнь Кусаки изменилась, она почувствовала себя нужной людям

- Почему расцвела?(Она счастлива, есть имя, нужна людям,  ее изменила любовь)

-В Кусаке произошли не только внешние, но и внутренние перемены.  Какие?

(Стала доверять людям, разрешила себя погладить)

-Легко ли они дались Кусаке эти перемены?

Внутренние перемены давались Кусаке нелегко. (не умеет ласкаться, при посторонних людях прячется под террасу).

3.«И все собирались и хохотали, а Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в её глазах странной мольбы. И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть её отчаянный страх…»

Ребята, давайте подробнее поговорим об особом образе жизни, который ведут обычно люди на даче.  Приезжают, чтобы набраться сил, забыть о проблемах.

-Как ведут себя? Замечают ли вокруг себя слабых, несчастных?

( Озабочены дачники только собой, собственным весельем и поэтому не видят в глазах собачки странную мольбу)

-Что это за мольба?

-Почему никто из “очень добрых дачников” не замечает этой мольбы?

(Она для них игрушка, вещь,  забава)

4. «…у неё отняли её непримиримую злобу. И когда…ласкали её. Она долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении»

-Что значит - отняли? Объясните лексическое значение этого слова.

(Отнять – взять у кого-нибудь силой, лишить кого или чего-нибудь.)

-Что можно отнять?

Друга, надежду, деньги – то есть что-то ценное, нужное.)

-А так ли уж ценна и нужна злоба?

(В прежней жизни злоба для Кусаки была очень важна, помогала выжить. Теперь Кусака знала, что если кто-нибудь ударит её, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами)

Постановка проблемного вопроса :

 Найдите в I-ой и II-ой частях рассказа похожие эпизоды (Кусака ложится на спину перед человеком, ожидая ласки).

- В чем смысл этого повтора?

Находим эти эпизоды, в которых Кусака ложится на спину перед пьяным мужиком (I-ая ч.) и перед Лёлей  (II-ая ч.).

-Перечитайте  и сравните их.

В обоих случаях этот момент становится переломным в отношении  Кусаки к людям

 В первом - «С тех пор Кусака не доверяла людям...»,

а во втором -  «...Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу».

4. Предательство человека

4-я глава начинается с описания осеннего пейзажа.(Индивид. задание)

- Случайно ли это?

«Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой»

        (Этот очень красивый отрывок передаёт мрачное, трагическое настроение. Огни дач гаснут, наступает темнота. Мы предчувствуем беду.

Из художественных средств можно выделить метафору - «жёлтыми огнями загорелась осень», олицетворение – «заплакало небо», сравнение – «гасили, точно свечи». Эти тропы помогают автору создать яркий, незабываемый образ природы, предвещающий горе, разлуку, одиночество.

 -Найдите в пейзажной зарисовке  моменты, которые подсказывают читателю, что Кусаку ждет беда

 (Небо заплакало частыми дождями, тревогу передает желтый цвет, дачи пустеют и гаснут как  свечи) В конце главы солнце  названо больным.

Но, может быть, хотя бы Леля, которая “ввела Кусаку в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей”, не такая, как все. Может быть, хотя бы она искренно любит Кусаку?

Чтение  по РОЛЯМ «РАЗГОВОР ЛЕЛИ С МАТЕРЬЮ» 4 глава

- Проследите за настроением Лёли.

 (Лёля три раза повторяет слово «жалко», первый раз просто: «Жа-а-лко»-протянула Лёля; второй раз «Жа-а-лко» - повторила Лёля, готовая заплакать(мать не разрешила взять собаку в город) ; третий – «Жа-а-лко» - но не заплакала (мать пообещала взять породистого щенка)_

- Как это характеризует Лёлю? Зачем нужна была собака?

(У неё не было глубокой привязанности  к собаке, они приручила собаку от скуки; потому она слишком легко дала себя уговорить; это неглубокая натура, способная на предательство) Она даже не попрощалась  с собакой.

Кусака для нее  - игрушка, ее можно заменить породистым щенком

-Автор называет Лелю и ее семью «добрые люди» . Вы согласны с этим?

-Как вы оцениваете отношение Лели к собаке?  

 

(Это предательство, поступили жестоко, Кусака никогда не предала бы , какими бы ни были её хозяева, она служила бы им бескорыстно)

Они оставили её, бросили, их доброта поверхностна

5 глава работаем вместе, зачитаем

Ну, а закончить урок мне бы хотелось чтением последней главы рассказа о Кусаке. В этой главе воплощена вся душевная боль Кусаки. Пусть каждый из нас примет в своё сердце частицу этой боли – сопереживание полезно для наших сердец. ( Чтение 5 главы рассказа)

-Как природа сочувствует Кусаке?

Мрак осенней ночи.(Индивид. задание)

    «Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождём лился с неприветливого неба».

   (Жуткая, страшная картина. «Мрак»- слово, которое создаёт это ощущение. Его синонимы – мгла, темень, чернота. Можно выделить олицетворение: мрак «надвигается, заполняет, выползает, льётся». Эпитеты: неприветливое небо, пустая дача. Жуткая картина выползающего мрака усугубляется частым дождём, который льётся с неприветливого неба в осеннюю длинную ночь.)

-В связи с тем, что её оставили, как изменилась собака?

(грязная, промокшая, одинокая, несчастная )

-Какое слово использует Андреев, характеризуя состояние Кусаки?

Выла

-Каково лексическое значение этого слова?

 Выть – во 2-ом значении: протяжный громкий плач, вопль.. Собака выла – надо читать «собака плакала»

-Почему  выбирает именно это слово?

( Она превратилась в бездомную, брошенную собаку.  Если в начале рассказа мы слышим, как лаяла собак, то сейчас – воет)

-Почему собака выла?

 (раньше болело тело, а теперь душа) В этой главе воплощена вся душевная боль собаки.  

 -Кто сильнее причинил ей боль? Ребята, которые бросали в неё камни и палки, пьяный мужик. который пнул собаку сапогом или «добрые»  дачники? 

Быть добрым -  значит  нести ответственность за судьбу тех, кто тебе доверился. Собака доверилась человеку, а он  нанёс  ей удар больнее: раны , ушибы зажили , зализала, а душевную боль ничем не унять, тем более, что от близкого человека. Она снова одинока.

- Почему одиночество собаки стало более страшным? 

(Испытала счастье, которое безжалостно вырвали. Воспоминание, тоска об утраченном будут мучить, может быть всю жизнь).

Кусака поверила ещё раз человеку, поэтому её боль ещё острее. Наверное, после такого удара никогда не расцвести собачьей душе. Жалость и доброта Лели обернулись равнодушием к судьбе собаки

В жизни Кусаки было три основных состояния: одиночество, счастье, опять одиночество.

13. Составление таблицы «Было- не было»

Давайте попробуем составить таблицу + и – в жизни Кусаки (с точки зрения, что у неё было и чего не было)

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ КУСАКИ

+

1.ДО ВСТРЕЧИ С ЛЕЛЕЙ

ЗЛОБА, СТРАХ

ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА

2.ПЕРИОД “ДРУЖБЫ” С ЛЕЛЕЙ И ДРУГИМИ ДАЧНИКАМИ

ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА,СТРАХ

ЗЛОБА

3.ПОСЛЕ ОТЪЕЗДА ЛЕЛИ

БЕЗНАДЁЖНОЕ СПОКОЙСТВИЕ

ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА, ЗЛОБА, СТРАХ

- Во второй части + и – поменялись местами. Появилось имя, ощущение принадлежности (“Она принадлежала людям и могла им служить”), сытость.

Но нет злобы: “У неё отняли её непримиримую злобу”.

- Составив таблицу + и – в жизни Кусаки, мы увидели, что её состояние после общения с Лелей и “очень добрыми дачниками” стало хуже, чем до встречи с ними.

Дерево предсказаний. Что будет дальше? Чем закончится рассказ?

Вернётся Лёля за Кусакой или нет?

Вернётся  Лёля за Кусакой

Аргументы?

    1.Добрая

    2.Любит Кусаку

Не вернётся  Лёля за Кусакой

  1. Мама не разрешит
  2. Купят породистую собаку

- Ребята, так как же вы ответите на вопрос Эдуарда Асадова?

Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
                                                 

Мне было очень приятно узнать, что вы иначе, чем герои рассказа «Кусака», относитесь к животным. И у многих из вас дома живут любимые питомцы: собаки, кошки, попугайчики, хомячки… В нескольких словах расскажите о них (это было ваше домашнее задание). (Слайды № 36 – 38 с фотографиями домашних животных учащихся.)

Заключительное слово учителя.

 Из ваших рассказов я поняла, что именно радость общения дают нам животные. Кто больше выигрывает от этого общения? Конечно, человек.

 А с каким восторгом встречает нас четвероногий друг! Стоит нам занемочь – собака не отходит от нас, сочувствует, жалеет и бережно обхаживает. Да и кошка нам сочувствует. Она безошибочно найдёт больное место, уляжется на него и возьмёт эту хворь на себя. Какой силы стресс устоит под напором их любви и ласки? Разве мы имеем право быть жестокими?


- Вот теперь давайте попытаемся сформулировать позицию автора.
Леонид Андреев своим рассказом призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки не только к животным, но и друг к другу. Эта жестокость настолько стала привычной, что порой её не замечают. , Не быть черствыми и равнодушными.,  Нужно любить все живое, т.к. только любовью и милосердием держится мир.

О добре и зле, о трагедии одиночества, о том, как плохо оказаться забытым и покинутым, как страшно, что вокруг так много бездушных и  злых людей,  хочется быть добрее, милосерднее, гуманнее




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы "О красоте человеческих лиц",посвящённый году учителя

Урок внеклассного чтения в 10 классе "О красоте человеческих лиц" по рассказу Вересаева "Состязание"и лирике русских поэтов. Урок посвящён Году Учителя ....

Бинарный урок литературы "Красота чистых человеческих взаимоотношений и поиски счастья в новеллах О.Генри и Богдана Лепкого"

Гуманистические произведения классика мировой литературы, американского писателя О.Генри хорошо известны читателям и пользуются заслуженной славой. В совместной работе над бинарным уроком  учител...

Урок литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русского  языка  и литературы МОУ «СОШ с.  Сальское»...

Урок литературы. 6 класс. Законы доброты По рассказу В. Распутина «Уроки французского

В методической разработке приводится попытка раскрыть на примере героини рассказа Лидии Михайловны понятия, «духовные ценности», «духовная память»; вдуматься и попытаться раскрыть смысл названия расск...

Интегрированный урок литературы в 7 классе "Жестокие игры: поступок и его последствия"

На уроке учащиеся учатся сравнительно-сопоставительному анализу фрагментов, получают этико-правовые знания, пополняют этико-правовой словарь, высказывают свою нравственную позицию...

Урок по теме Обличение человеческих пороков в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Урок с применением технологии критического мышления...

Урок литературы в 6 классе на тему "Рассказ А.И.Куприна "Чудесный доктор". Понятие о рождественском рассказе".

Форма проведения: урок-размышление.Цель урока: расширение знаний учащихся о таких понятиях, как сострадание и любовь к ближнему, бескорыстное добро (на примере художественного произведения).Задачи:* о...