Программа элективного курса по литературе в 6 классе
элективный курс по литературе (6 класс) на тему

Программа элективного курса по литературе в 6 кл "Сказки народов мира"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_v_6_kl_v_gostyah_u_skazok_narodov_mira.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I.  

Рабочая  программа элективного курса по литературе для 6 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержательную часть, требования к результатам освоения элективного курса, информационное обеспечение, приложение.

Задача элективного курса — познакомить учащихся с образцами произведений фольклора народов мира и на их примере воспитать у школьников интерес к устному народному творчеству народов мира, вызвать потребность в чтении, формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру. Достижение этой цели возможно только при умелой организации глубокого и вдумчивого чтения.

Элективный курс «Сказки народов мира»  для  учащихся 6 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Сказка — удивительное творение человеческого гения, она возвышает человека, радует его, дает веру в свои силы, в будущее. Сказка - это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя пятиклассников в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказках содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка - это ещё и начало культурного воспитания.

Известно, что учащиеся 6 класса отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Именно здесь учитель может открыть им «секреты» произведения устного народного творчества, помочь осмыслить прочитанное глубоко.

Назначение курса – обучить учащихся понимать народные сказки как вид устного народного творчества, выявить поднятые основные проблемы; сформирование умений навыков выразительного чтения, высказывания собственного мнения о сказочных героях; содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.

Цели литературной подготовки заключаются в том, чтобы, используя возможности данного элективного курса, способствовать формированию умений:

  • улавливать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;
  • видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
  • анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;
  • соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.

Задачи элективного курса:

  • познакомить учащихся со сказками народов мира;
  • научить видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу   произведения;
  • развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;

Раздел II. Учебно-тематический план

Разделы

Количество часов

Количество уроков развития речи

1

Сказочные секреты

4

2

Сказки народов Азии

3

1

3

Сказки народов Европы

3

1

4

Сказки народов Африки

3

1

5

Сказки народов Америки.

3

1

6

Сказки разных народов со сходными сюжетами

4

2

7

Арабская сказка  «Тысяча и одна ночь»

4

1

8

Повторение

2

Всего: 34 часов

                                         

Календарно-тематический план.

Тема урока

Время на изучение

Основное содержание

Виды  деятельности

Дата кал.

Дата  фак.

Сказочные секреты (4 часа)

1

Что такое сказка?

1

История происхождения сказки..

2

Сказочные жанры.

1

Классификация сказок.

Вопросы учителя.  Коллективное обсуждение.

3

 Миф и сказка.

1

Выражение народного взгляда в сказках и в мифах. Понятие сюжета и композиции.

Чтение мифов народов Австралии.

4

Народные сказки.

1

Исторические корни народных сказок. Отражение жизни народа, его понимание добра и зла, справедливости и чести в произведениях устного народного творчества.

Привести примеры из татарских, русских народных сказок.

Сказки народов Азии (3 часа + 1 час развития речи)

5

В гостях у сказок народов Азии. Индийские сказки: «Братец Амбе и братец Рамбе», «Жил-был воробей».

1

Сказки народов Азии, особенности их построения, язык, герои; Отражение реальной действительности в сказках о животных, герои сказки, их характеры. Художественные особенности сказок о животных.

Выступление учителя о сказках народов Азии. Словарная работа. Инсценирование отдельных эпизодов сказок; выразительное чтение.

6

Вьетнамская сказка «Ворон на дереве».

Китайская сказка «Скряги».

1

Отражение народной жизни в бытовых сказках. Герои бытовых сказок; язык и построение бытовых сказок. Герои, пострадавшие из-за своей жадности. Обличение в сказке коварств и предательство, осуждение зависти и жадности.

Словарная работа. Нарисовать иллюстрации к сказкам; выразительное чтение.

7

Монгольская сказка «Старик и Тигр».

Вьетнамская сказка «Ваш слуга это знает».

1

Отражение народной мудрости в сказках «Старик и Тигр» и «Ваш слуга это знает».  Находчивость, решительность главных героев.  

Словарная работа. Подбор пословиц и поговорок о мудрости.

8

Развитие речи. Сочинить новую сказку об одном из героев прочитанных сказок.

1

Композиция сказки: зачин, концовка, сказочные повторы.

Словарная работа. Выступления учащихся в роли автора-сказочника.

Сказки народов Европы (3 часа + 1 час развития речи)

9

В гостях у сказок народов Европы. Венгерская сказка «Самый сильный зверь».

1

Сказки  народов Европы, особенности их построения, языке герои; Сила человека, превосходство его над живыми существами на земле.

Выступление учителя о сказках народов Европы. Словарная работа.

Чтение по ролям.

10

Шведская сказка «Замухрышка».

1

Осуждение жестокости и коварства. Тема всепобеждающей силе доброты.

Словарная работа. Составление дневника Замухрышки, главного героя сказки.

11

Греческая сказка «Змеиное деревце».

1

Прославление в сказке лучших качеств человека: доброты, верности, мудрости, трудолюбия; волшебные события в сказке. Язык, композиция.

Словарная работа. Подбор пословиц и поговорок о доброте, верности, труде.

12

Развитие речи. Сочинить продолжение сказки «Змеиное деревце» (какие еще добрые дела совершил Костакис в своей жизни).

1

Словарная работа. Выступления учащихся с собственными сочинениями, сопровождаемые иллюстрациями.

Сказки народов Африки (3 часа + 1 час развития речи)

13

В гостях у сказок народов Африки.

 Сказка чокве «Хамелеон и древесная ящерица».

1

Сказки народов Африки, особенности их построения, язык, герои;

Отражение народной мудрости в сказке «Хамелеон и древесная ящерица», вера народа в добро и справедливость.

Выступление учителя о сказках народов Африки. Словарная работа. Инсценирование отдельных эпизодов.

14

Сказка эве «Падчерица».

1

Тема всепобеждающей силы дружбы и любви. Осуждение таких качеств как черствость, бездушие и эгоизм, воплощенных в образе мачехи и ее дочерей. Внутренняя и внешняя красота Акосиуы.

Словарная работа. Составление сравнительной характеристики.

15

Сказка чокве «Как мангуст перехитрил крокодила и леопарда».

1

 Отражение реальной действительности в сказках о животных, герои сказки, их характеры. Художественные особенности сказок о животных.

Словарная работа. Подробный пересказ сказки.

16

Развитие речи. Составить устный портрет героев (собаки мангуста, падчерицы Акосиуа и царевича Кетоуогло Сильного…)

1

Словарная работа. Выступления учащихся с собственными сочинениями, сопровождаемые иллюстрациями.

Сказки народов Америки (3 часа + 1 час развития речи)

17

В гостях у сказок народов Америки. Сказка североамериканских индейцев «Ахайюта и Пожиратель Туч». 

1

Обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках народов Америки, особенностях их построения, языке, героях;

особенности сказок народов Америки;
Образ смелого Ахайюты и его друга крота.

Выступление учителя о сказках народов Америки. Словарная работа. Выборочное чтение, сопровождаемое анализом текста.

18

Эскимосская сказка «Ворон-обманщик».

1

Черты некоторых людей в образе ворона-обманщика, наказуемость обмана.

Словарная работа. Чтение по ролям.

19

Сказка североамериканских индейцев «Добрый охотник».

1

Сила добрых поступков; достижение спокойствия в жизни благодаря добрым поступкам.

Словарная работа. Выборочное чтение, сопровождаемое анализом текста.

20

Развитие речи. Сочинить новую сказку об одном герое из прочитанных сказок народов Америки

1

Словарная работа. Выступления учащихся в роли автора-сказочника.

Сказки разных народов со сходными сюжетами (4 часа + 2 часа развития речи)

21

Сказки разных народов со сходными сюжетами. Индийская сказка  «Золотая рыба». Сопоставительный анализ индийской сказки  «Золотая рыба» и «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

1

Похожесть, близость сказок народов, живущих на разных континентах.

Разновидность сюжетов, особенности вымысла  индийской сказки  «Золотая рыба» и «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.  Яркие художественные образы, выразительность и эмоциональность языка.

Выступление учителя о сказках  разных народов со сходными сюжетами. Словарная работа. Ответы на вопросы учителя. Просмотр эпизодов мультипликацион-ного фильма по  «Сказке о рыбаке и рыбке»

А. С. Пушкина.

22

Монская (Бирма) сказка  «Принцесса-лягушка». Сопоставительный анализ   Монской (Бирма) сказки «Принцесса-лягушка» и русской народной сказки «Царевна-лягушка».

1

Разновидность сюжетов, особенности вымысла; всепобеждающая сила любви, разрушающая препятствия на  пути к счастью;  яркие художественные образы, выразительность языка.

Словарная работа. Иллюстрирование эпизодов сказок.

Ответы на вопросы учителя.

23

Сопоставительный анализ   словацкой, русской народных сказок «Двенадцать месяцев» и пьесы С. Маршака «Двенадцать месяцев».

1

Расхождения в содержании, обрисовке образов в сказках, что связано с особенностями быта, фольклорных традиций каждого народа.

Словарная работа.

Просмотр эпизодов мультипликацион-ного фильма по  пьесе С. Маршака «Двенадцать месяцев».

24

Выполнение афиши к пьесе С.Маршака «Двенадцать месяцев».

1

Требования к оформлению афиши.

Коллективная творческая работа.

25

Английская народная сказка «Тростниковая Шапка». Сопоставительный анализ   английской народной сказки «Тростниковая Шапка» и сказки Ш. Перро «Золушка».

1

Близость основных идей сказок разных народов мира; душевная красота главных героинь, их стойкость, умение прощать жестокость и предательство. Волшебные события в сказках.

Словарная работа.

Выступления отдельных учащихся по схожим сказкам: «Золотая туфелька» (Вьетнам) и «Кхончхи и Пхатчхи» (Корея)

26

Развитие речи. Диалог схожих по сюжету сказок.

1

Выступления учащихся парами, инсценировать (по возможности).

Арабская сказка «Тысяча и одна ночь» (4 часов + 1 час развития речи)

27

История создания книги «Тысяча и одна ночь». Сказка о царе Шахрияре.

1

Занимательность фабулы, романтическая фантастичность, увлекательное сплетение элемента волшебного с действительным, описание удивительных стран и приключений в сказках «Тысячи и одной ночи». Популярность произведения в Европе.

Выступление учителя об истории создания книги «Тысяча и одна ночь». Словарная работа. Комментированное чтение сказки о царе Шахрияре, сопровождаемое симфонической сюитой                                   Римского-Корсакова «Шахерезада».

28

29

Сказка «Алладин и волшебная лампа».

2

Волшебное и реальное в сказке «Алладин и волшебная лампа». Язык и построение сказок; поступки, характер героев, определяющие их судьбы; симпатия автора-рассказчика к Аладдину.

Словарная работа. Пересказ понравившихся эпизодов.  Диалог с Алладином.

30

31

Сказка «Али–Баба и сорок разбойников».

2

«Али–Баба и сорок разбойников» — сказка о верности, долге, красоте души человека. Воспроизведение в сказке гуманной морали народа. Герои сказки. Обличение в сказке коварства и предательства, осуждение зависти и жадности, хвала трудолюбию, доброте.

Ответить на вопросы:

- какова основная мысль сказки?

- Чему учит эта сказка?

- Вспомните татарские сказки, где рассказывается о доброте, трудолюбии и жадности.

32

Развитие речи по книге «тысяча и одна ночь». Монолог сказочных предметов (лампа Алладина и др.)

1

Выступления учащихся (приветствуется соответствующий костюм или какой-либо атрибут)

Повторение (2 часа)

33

Сочинение сказки по пословице. «Благородный человек не помнит старого зла» (китайская пословица)

1

Пословица – произведение устного народного творчества.

Выступления учащихся, выявление лучшего сочинения.

34

 Урок – обобщения  «До свидания, сказка!»

1

Беседа.

                           

                           Раздел III.   Содержательная часть.

 Сказочные секреты (4 часа) 

- Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Роль сказки в жизни человека, моральные качества и законы общественной жизни, “зашифрованные” в сказках.

- Классификация сказок: сказки о животных, бытовые, волшебные.

- Исторические корни народных сказок. Отражение жизни народа, его понимание добра и зла, справедливости и чести в произведениях устного народного творчества народов мира.

- Миф и сказка. Связь сказки с мифологическими представлениями древних народов. Выражение народного взгляда в сказках. Понятие сюжета и композиции.

Законы "сказочного мира": одушевление предметов и явлений природы; очеловечивание предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы; синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи; чудесные превращения и обращения;

Теория литературы: гипербола.

 Сказки народов Азии (3часа)

Сказки народов Азии, особенности их построения, язык, герои; особенности сказок народов Азии;
Индийские сказки: «Братец Амбе и братец Рамбе», «Жил-был воробей». Отражение реальной действительности в сказках о животных, герои сказки, их характеры. Художественные особенности сказок о животных.

Вьетнамская сказка «Ворон на дереве». Китайская сказка «Скряги».

Отражение народной жизни в бытовых сказках. Герои бытовых сказок; язык и построение бытовых сказок. Герои, пострадавшие из-за своей жадности. Обличение в сказке коварств и предательство, осуждение зависти и жадности.

Монгольская сказка «Старик и Тигр». Вьетнамская сказка «Ваш слуга это знает».

Отражение народной мудрости в сказках «Старик и Тигр» и «Ваш слуга это знает».  Находчивость, решительность главных героев.  

 Сказки народов Европы (3часа)

Обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках народов Европы, особенностях их построения, языке, героях; особенности сказок народов Европы;

Венгерская сказка «Самый сильный зверь». Сила человека, превосходство его над живыми существами на земле.
Шведская сказка «Замухрышка». Осуждение жестокости и коварства. Тема всепобеждающей силе доброты.

Греческая сказка «Змеиное деревце». Прославление в сказке лучших качеств человека: доброты, верности, мудрости, трудолюбия; волшебные события в сказке. Язык, композиция. Народные идеалы в сюжете и образах сказки.

Сказки народов Африки(3часа)

Обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках народов Африки, особенностях их построения, языке, героях;

особенности сказок народов Африки;

Сказка чокве «Хамелеон и древесная ящерица». Ящерица Шиква Ша Мукала и хамелеон Нонгвена. Отражение народной мудрости в сказке «Хамелеон и древесная ящерица», вера народа в добро и справедливость.

Сказка эве «Падчерица». Тема всепобеждающей силе дружбы и любви. Осуждение таких качеств как черствость, бездушие и эгоизм, воплощенных в образе мачехи и ее дочерей. Внутренняя и внешняя красота Акосиуы.

Сказка чокве «Как мангуст перехитрил крокодила и леопарда». Отражение реальной действительности в сказках о животных, герои сказки, их характеры. Художественные особенности сказок о животных.

Сказки народов Америки (3 часа)

Обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках народов Америки, особенностях их построения, языке, героях; особенности сказок народов Америки; 

Сказка североамериканских индейцев «Ахайюта и Пожиратель Туч». Образ смелого Ахайюты и его друга крота.
Эскимосская сказка «Ворон-обманщик». Черты некоторых людей в образе ворона-обманщика, наказуемость обмана.

Сказка североамериканских индейцев «Добрый охотник». Сила добрых поступков; достижение спокойствия и счастья в жизни благодаря добрым поступкам.

Сказки разных народов со сходными сюжетами (4 часа)

Похожесть, близость сказок народов, живущих на разных континентах.

Сопоставительный анализ индийской сказки  «Золотая рыба» и «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

Разновидность сюжетов, особенности вымысла  индийской сказки  «Золотая рыба» и «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Яркие художественные образы, выразительность и эмоциональность языка.

Сопоставительный анализ   Монской (Бирма) сказки «Принцесса-лягушка» и русской народной сказки «Царевна-лягушка». Разновидность сюжетов, особенности вымысла; всепобеждающая сила любви, разрушающая препятствия на  пути к счастью;  яркие художественные образы, выразительность и эмоциональность языка.

Сопоставительный анализ   словацкой, русской народных сказок «Двенадцать месяцев» и пьесы С. Маршака «Двенадцать месяцев». Расхождения в содержании, обрисовке образов в сказках, что связано с особенностями быта, фольклорных традиций каждого народа.

Сопоставительный анализ   английской народной сказки «Тростниковая Шапка» «Золотая туфелька» (Вьетнам) и «Кхончхи и Пхатчхи» (Корея) и сказки Ш. Перро «Золушка». Близость основных идей сказок разных народов мира; душевная красота главных героинь, их стойкость, умение прощать жестокость и предательство. Волшебные события в сказках.

Арабская сказка «Тысяча и одна ночь» (4 часа)

История создания книги «Тысяча и одна ночь». Сказка о царе Шахрияре. Занимательность фабулы, романтическая фантастичность, увлекательное сплетение элемента волшебного с действительным, описание удивительных стран и приключений в сказках «Тысячи и одной ночи». Популярность произведения в Европе Словарная работа.

Сказка «Алладин и волшебная лампа». Волшебное и реальное в народных  сказках. Язык и построение сказок. Симпатия автора-рассказчика Аладдину.

Сказка «Али–Баба и сорок разбойников». «Али–Баба и сорок разбойников» — сказка о верности, долге, красоте души человека. Воспроизведение в сказке гуманной морали народа. Герои сказки. Обличение в сказке коварства и предательства, осуждение зависти и жадности, хвала трудолюбию, доброте. Выразительность языка сказки.

Уроки развития речи (8 часов)

Сочинить новую сказку об одном из героев прочитанных сказок народов Азии.

Сочинить продолжение греческой сказки «Змеиное деревце» (какие еще добрые дела совершил Костакис в своей жизни).

Составить устный портрет героев сказок народов Африки: «Падчерица» (падчерицы Акосиуа и царевича Кетоуогло Сильного), «Как мангуст перехитрил крокодила и леопарда» (собаки мангуста).

Сочинить новую сказку о добром охотнике из сказки  североамериканских индейцев «Добрый охотник».

Выполнение афиши к пьесе С.Маршака «Двенадцать месяцев».

Диалог схожих по сюжету сказок.

Развитие речи по книге «Тысяча и одна ночь». Монолог лампы Алладина.

Сочинение сказки по пословице. «Благородный человек не помнит старого зла» (китайская пословица).

Урок – обобщения  «До свидания, сказка!» (1час) 

Раздел IV. Требования к результатам освоения элективного курса.

Личностными результатами являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса  является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • анализировать художественное произведение;
  • сравнивать произведения разных жанров;
  • давать характеристику героям.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по литературе для 9-ого класса «Литература пушкинской поры»

Программа элективного курса «Литература пушкинской поры» позволяет углубить и расширить связь творчества А.С. Пушкина с творчеством других поэтов, увлечь ребят в поисково-исследовательскую деяте...

Программа элективного курса по литературе 11 класс

Программа элективного курса по литературе в 11 классе 34 часа (1 час /неделю)...

Рабочая программа элективного курса по литературе 10 класс "Обучение сочинениям разных жанров"

Программа элективного курса поможет подготовить учащихся к написанию итогового сочинения. Рассчитана на 34 урока в год....

Программа элективного курса по литературе 11 класс

Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса для 11 класса составлена на основе:·         Фундаментального ядра содержания общего образования ...

Рабочая программа элективного курса по литературе 10 класс

Рабочая программа элективного курса по литературе  10 класс...