Урок 2 по поэме "Песня... про купца Калашникова"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Деменова Наталья Александровна

Это 2-ой урок изучения произведения М.Ю. Лермонтова, на котором будет дана характеристика главных героев, Калашникова и Кирибеевича, и прозвучит идея "Песни...".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2._pesnya._pro_kuptsa_kalashnikova.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение поэмы  М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Концепция произведения.

М.Ю. Лермонтов в поэме показывает нам эпоху царствования Ивана Грозного, быт и нравы людей, живших в 16 веке согласно «Домострою», раскрывает нравственные ценности, которые защищает и отстаивает народ. Также автор раскрывает в поэме произвол и деспотизм царя и показывает отношения царя и народа, ставит вопросы судьбы и прав личности.

Диагностические цели

После изучения поэмы ученики смогут:

  1. Рассказать об эпохе 16 века.
  2. Раскрыть особенности сюжета, композиции поэмы.
  3. Охарактеризовать каждого героя поэмы и отношения между ними.
  4. Выразить свое отношение к каждому герою.
  5. Передать в словесной форме идею поэмы.
  6. Выразительно читать поэму.
  7. Назвать фольклорные источники поэмы.
  8. Назвать  элементы устного народного творчества в поэме.
  9. Назвать особенности языка поэмы.
  10.  Привести примеры тропов, связывающих поэму с фольклором.
  11.  Написать письменную работу по содержанию «Песни...».

Система уроков:

  1. М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова…». Эпоха 16 века. Композиция поэмы, герои. Анализ 1 главы.
  2. Поединок Калашникова и Кирибеевича -  поединок чести с бесчестием.
  3. Быт и нравы купеческой среды. «Песня…» и устное народное творчество.

Проект урока № 2.

Цели:

- охарактеризовать каждого героя поэмы и отношения между ними;

- выразить свое отношение к каждому герою;

- передать в словесной форме идею поэмы;

- выразительно читать поэму.

Этапы урока

Вопросы и задания

Виды деятельности учеников

Постановка учебной задачи

Бой Калашникова и Кирибеевича - попытка отбросить нормы христианской морали или постоять за правое дело путем совершения убийства?

Этап изучения произведения

- Прочитайте выразительно описание восхода над Москвой-рекой. Какие ассоциации вызывает у вас описание «алой зари»?

- Прослушайте аудиофрагмент: Оркестровое вступление «Рассвет на Москве-реке» из оперы М. П. Мусоргского «Хованщина»(ЭОР). - - Сравните настроение в музыкальном фрагменте и в эпизоде из поэмы.

- Сопоставьте описание рассвета в «Песне» и иллюстрацию В. Семёнова к «Песне про царя Ивана Васильевича…» (ЭОР)

- Чем является кулачный бой для удалых московских молодцов? А чем – для Калашникова?

- Как ведет себя Кирибеевич перед боем?

- Как выходит на бой Степан Парамонович? Прочитайте эпизод, характеризующий поведение купца, слова, которыми объясняет он свой выход на поединок.

- Какова реакция Кирибеевича на слова Калашникова? Почему Кирибеевич, не стеснявшийся при «злых соседушках» опорочить честь Алены Дмитриевны, повинуясь голосу своей страсти, так безмолвно испугался речей купца?

- Чтение сцены боя.

- Что можно сказать о бойцах из этого эпизода? Как раскрываются их характеры в бою?

- За что сражается один и от чего защищается другой?

- Каков же конфликт поэмы?

- Бой Калашникова и Кирибеевича - попытка отбросить нормы христианской морали или постоять за правое дело путем совершения убийства?

- Кто же прав в этом конфликте?

- Какова идея поэмы?

- Почему смерть Кирибеевича описывается в поэме как смерть былинного героя? Найдите соответствующие тропы.

- Почему купец скрыл правду от царя?

- Справедливо ли поступил царь, приказав казнить Калашникова и не оставив без царской милости детей его?

- Какой еще конфликт выявляется в произведении?

Выразительное чтение учащихся

Сравнение «Песни…» с другими видами искусства

Учащиеся дают аргументированные ответы на вопросы, подтверждая свои слова текстом.

Выразительное чтение учащихся

Формулируют ответы на вопросы.

Основной конфликт поэмы: честь против бесчестия. Учащиеся записывают в тетради.

Записывают в тетради рассуждения: прошлое – время героев, незаурядных людей, сильных личностей, стоящих за правду и живущих в соответствии с христианскими догмами

Приводят примеры тропов (сравнений, эпитетов)

Отвечают на вопросы

Обобщение

- Каким предстает перед читателями Иван Грозный?

- На чьей стороне симпатии народа?

- Каково отношение автора к героям?

- А как относитесь к ним вы?

Отвечают на вопросы

Домашнее задание

- Подобрать тропы (эпитеты, сравнения, олицетворения), показывающие связь «Песни…» с устным народным творчеством.

Индивидуальные задания: 

1. найти фольклорные источники поэмы Лермонтова.

2. показать сходство поэмы Лермонтова с былиной.

Методическое обоснование

На первом уроке (этап подготовки к восприятию) учитель дает характеристику эпохи 30-х гг. 19 века, рассказывает об эпохе правления Ивана Грозного и, как следствие, объясняет причины обращения Лермонтова к истории народа. Показывает сходство в правлении самодержцев и разницу в характерах людей: слабость и малодушие современников Лермонтова и силу и бесстрашие незаурядных личностей, живших в прошлом. Учитель также познакомит ребят с «Домостроем», зачитает выдержки, чтобы современные дети смогли лучше понять причины, побудившие главного героя, человека высоких моральных принципов, верующего, пойти на убийство. На этапе изучения произведения дети знакомятся с построением поэмы Лермонтова, с героями, читают и анализируют по вопросам учителя 1-ую главу, дают характеристику Кирибеевичу, Ивану Грозному, Алене Дмитриевне.

На 2-ом уроке (конспект которого представлен) продолжается этап изучения произведения. Нужный настрой создадут иллюстрации к поэме и прослушивание аудиофрагмента. Ученики анализируют текст «Песни…» (в частности, 3-ью главу), вопросы предлагаются учителем в такой последовательности, чтобы в итоге прозвучала идея произведения, был сделан вывод по образу царя, о котором говорилось еще на первом уроке по теме.

На данном уроке дети смогут дать характеристику двум главным героям, Калашникову и Кирибеевичу, скажут об их характерах, поведении, поймут и сформулируют причины их поступков. Выразительное чтение эпизодов способствует развитию речи учащихся, а также поможет им ответить на вопросы учителя.

Ссылки на источники:

http://www.docme.ru/doc/983119/zolotareva_pouroch_razrabotk_li_7

http://krasnovagan.narod.ru/index/0-12.

http://aplik.ru/shkolniku/7-klass/konspekt-uroka-po-pesne-pro-kuptca-kalashnikova-miulermontova/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок  литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича...

М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» ТЕСТЫ

Здесь размещены  3 теста к поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова". ...

Конспект урока по "Песне про купца Калашникова.." М.Ю.Лермонтова

Это второй урок в системе уроков по "Песне..." Тема урока: "Бой на Москва-реке: честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола. Оценка персонажей с позиций народа"...

Конспект урока Лермонтов "Песня про купца Калашникова"

Конспект урока с приложениями на тему "Песня про купца Калашникова"...

Урок в 7 класс "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Урок  в 7 классе  "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»....