Рабочие программы по литературе в 5-6 классах (2018-2019 учебный год)
рабочая программа по литературе (5, 6 класс) на тему

Бокша Марина Вячеславовна

Планируемые результаты изучения предмета «Литература»

 

6 класс:

Ученик научится:

- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей

русского народа.

- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.

- Оценивать свои и чужие поступки.

- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться:

- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии

интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства

окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Регулятивные универсальные учебные действия

6 класс

Ученик научится:

- Планированию пути достижения цели.

- Установлению целевых приоритетов.

- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать условия выполнения учебной задачи.

-  Выделять альтернативные способы достижения цели.

- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия

6 класс

Ученик научится:

- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

- Аргументировать свою точку зрения.

- Задавать вопросы.

- Осуществлять контроль.

- Составлять план текста.

Ученик получит возможность научиться:

- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной  деятельности.

- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные универсальные учебные действия

6 класс

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в  учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных  признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества  групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной  задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Предметные результаты обучения

Устное народное творчество

6 класс

Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного  творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;

Ученик получит возможность научиться:

- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой  выбор;

- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;

- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

6 класс

Ученик научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой  анализ;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание  автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

Ученик получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl._-_literatura.boksha_m.v.docx71.44 КБ
Файл 6_kl._-_literatura_boksha_m.v.docx56.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ  АВТОНОМНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г.РУЗЫ»

143103, Московская область, г. Руза, ул. Волоколамское шоссе, д.4

Тел. 8(496)27 23006, Е-mail: ruzaschoool3@mail.ru

                                                                         Утверждено:

                                                      И.о. директора

МАОО «СОШ №3 г. Рузы»

                                     _______________ Хабун С.Н.

                                                      Приказ №______от «29» августа 2018г.

Рабочая программа

по литературе -

 класс

Составители:

Бокша М.В.,

учитель без категории

Руза, 2018

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Личностные универсальные учебные действия

5 класс

Ученик научится:

- Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.

- Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны.

- Различать основные нравственно-эстетические понятия.

- Выражать положительное отношение к процессу познания.

Ученик получит возможность научиться:

- Уважительно относиться к родной литературе.

- Оценивать свои и чужие поступки.

Регулятивные универсальные учебные действия

5 класс

Ученик научится:

- Удерживать цель деятельности до получения её результата.

- Анализу достижения цели.

Ученик получит возможность научиться:

- Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

5 класс

Ученик научится:

- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.

- Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Познавательные универсальные учебные действия

5 класс

Ученик научится:

- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных  пособиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных  признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из его частей;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- первоначальному умению смыслового восприятия текста;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Предметные результаты обучения

Устное народное творчество

5 класс

Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и  письменных высказываниях;

- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий  интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных  сказок художественные приёмы;

- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки.

Ученик получит возможность научиться:

- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение

нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

- сочинять сказку (в том числе и по пословице).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

5 класс

Ученик научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной  литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

Ученик получит возможность научиться:

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно

(или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского

характера, реферат, проект).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение. 1 ч.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление). Создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Фольклор. 10 ч.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) 1 ч.

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. 1 ч.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. Герои народных сказок в оценке писателей.  2 ч.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Литература и изобразительное искусство. 2 ч.

Сказки о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре  и зле. Литература и изобразительное искусство. Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок  (начальное представление). Сравнение. 2 ч.

Р.Р. 1 ч, К.Р. 1 ч.

Из древнерусской литературы. 2 ч.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).  

Из литературы XVIII века.  1 ч.

Михаил Васильевич Ломоносов. 

Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

Из литературы XIX века.  44 ч.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). 1 ч.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. 2 ч.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен («Зеркало и обезьяна»), инсценирование. Проект.

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Р.Р. 1ч.

Василий Андреевич Жуковский. 2 ч.

 Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин.  3 ч.

Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.1 ч.

Проект №1. 1ч, К.Р. 1ч.

Русская литературная сказка.

Антоний Погорельский.  2 ч.

Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Сходство и различие литературной сказки и народной. Мир детства в изображении писателя. Проект.

Внеклассное чтение. Русские литературные сказки XIX века.  1 ч.

Михаил Юрьевич Лермонтов.  2 ч.

 Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Р.Р. 1 ч.

Николай Васильевич Гоголь.  2 ч.

Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Внеклассное чтение. 2 ч.

Николай Алексеевич Некрасов. 3 ч.

Краткий рассказ о поэте.

 «Мороз, красный нос» («Есть женщины в русских селеньях…») Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

К.Р. 1 ч.

Иван Сергеевич Тургенев.  4 ч.

Краткий рассказ о писателе. Реальная основа повести

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Р.Р. 1 ч, К.Р. 1 ч.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. 1 ч.

Лев Николаевич Толстой. 4 ч.

 Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

К.Р. 1 ч.

Антон Павлович Чехов. 1ч.

Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Внеклассное чтение. 1 ч.

Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Р.Р.  3 ч.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной», «Как весел грохот летних бурь»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений. Проект.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Проект №2. 1 ч.

Из литературы XX века 31 ч.

Иван Алексеевич Бунин. 1 ч.

Краткий рассказ о писателе.

Рассказ «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Теория литературы: эпитет, олицетворение, фольклорный образ, пейзаж.

Владимир Галактионович Короленко. 4 ч.

 Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).  

Р.Р. 1 ч, К.Р. 1 ч.

Сергей Александрович Есенин. 2 ч.

 Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Теория литературы: эпитет, олицетворение, метафора, ритм, фольклорный образ, пейзаж.

Р.Р. 1 ч.

Павел Петрович Бажов. 2 ч.

Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление).   Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. 2 ч.

 Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. 2 ч.

Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление).   Пьеса-сказка.

К.Р. 1 ч.

Андрей Платонович Платонов. 1 ч.

Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев.  3 ч.

Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Автобиографичность рассказа. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).  

К.Р. 1 ч.

Поэты о Великой Отечественной войне. 2 ч.

Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Проект.

 Р.Р. 2 ч.

И.С. Шмелев. «Лето Господне». История создания автобиографического романа. Рождение религиозного чувства у ребенка. Ребенок и национальные традиции. Особенности повествования. 2 ч.

Писатели улыбаются.

Юлий Черсанович Ким.  «Рыба-кит». Теория литературы. Юмор (развитие понятия). 1 ч.

Саша Черный. 1 ч.

Краткий обзор биографии и творчества. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

К.Р. 1ч.

Из зарубежной литературы. 13 ч.

Роберт Льюис Стивенсон. 1ч. 

 Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. 2 ч.

Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Жорж Санд. Внеклассное чтение. 1 ч.

Краткий рассказ о писательнице.

«О чём говорят цветы». Соотношение реального и фантастического. Внутренний мир героини и её окружение. Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен.  2 ч.

Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. 1 ч.

Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Ханс Кристиан Андерсен. 3 ч.

Краткий рассказ о писателе.

 «Снежная королева». Соотношение реального и фантастического. Противопоставление красоты внешней и внутренней – Герда и Снежная королева. Победа добра, любви и дружбы над злом.

Проект №3. 1 ч.

Итоговый контроль по результатам изучения курса. 2 ч.

Тематическое планирование

Количество часов в год - 102, количество часов в неделю - 3.

Тема

Количество часов

Введение

1

Фольклор

10

Из древнерусской литературы

    2

Из литературы XVIII века

    1

Из литературы XIX века

   44

Из литературы XX века

   31

Из зарубежной литературы

   13

    Общее количество часов

  102

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности  

(в т. числе практические, лабораторные, контрольные и др. работы)

Дата

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

2

3

4

5

6

Тема раздела

1.

Введение. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

1

Изучение содержания параграфа, работа с теоретическим материалом.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 10 ч.

2.

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор

1

Составление таблицы «Жанры фольклора», составление тезисного плана по теме «Детский фольклор».

3.

Сказка как особый жанр фольклора

1

Работа над признаками жанра сказки.

4.

«Царевна – лягушка». Встреча  с волшебной сказкой

1

Выразительное чтение сказки, выражение личного отношения к прочитанному.

5.

Герои, народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка»

1

Устное рецензирование чтения одноклассников и актёров, пересказ.

6.

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.

1

Выразительное чтение сказки, пересказ, устные и письменные ответы на вопросы.

7.

 Тема мирного труда и защиты родной земли.

1

Выразительное чтение сказок, рецензирование чтения одноклассников, участие в коллективном диалоге.

8.

Сказка о животных «Журавль и цапля».

Бытовая сказка  «Солдатская шинель»

1

Презентация  и защита собственных иллюстраций.

9.

Урок – игра. Русские народные сказки

1

Работа с занимательным материалом, тестами, загадками и иллюстрациями.

10.

РР. Написание волшебной сказки.

1

Сочинение собственных сказок.

11.

Стартовый контроль. Контрольная работа №1 по теме «Сказки»

.1

Выявление уровня облученности учащихся за курс начальной школы.

Контрольная работа.

Тест.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   2 ч.

12.

Русское летописание.

Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». Отзвуки фольклора в летописи.

.

1

Понятие о летописи.

13.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

1

Практические работы.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих сходство летописи и фольклора.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА   1 ч.

14.

М.В. Ломоносов.

Стихотворение  «Случились вместе два астронома в пиру…»

1

Поиск сведения о писателе с помощью справочной литературы и ресурсов интернет.

Выразительное чтение стихотворений, анализ.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА    44 ч.

15.

Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр.

1

Составление сообщения о баснописце.

Выразительное чтение басен, чтение басен наизусть, составление вопросов к басням, характеристик героев, работа со словарём, в том числе  литературоведческих терминов.

Игровые виды деятельности,  презентация и защита собственных иллюстраций.

16.

И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий

1

17.

Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях

1

18.

РР. Обличение человеческих пороков в баснях Выразительное чтение басен.

1

19.

Литературная сказка. В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

1

Устный рассказ о поэте, выразительное чтение, в том числе наизусть, устные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев,  презентация и защита собственных иллюстраций.

20.

В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады. «Кубок»

1

21.

А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». «У лукоморья дуб зеленый…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

1

Поиск сведений о поэте, устный рассказ о поэте, выразительное чтение, в том числе наизусть, устные и письменные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев.

Поиск незнакомых слов, работа со словарём, пересказы фрагментов сказки, создание собственных иллюстраций к произведениям поэта.

22.

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сюжет и образы. Народные традиции в сказке.

2

23.

24.

Стихи и проза. Рифма и ритм

1

25.

Проект №1: «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира»

1

26.

Контрольная работа №2

по творчеству А.С.Пушкина, В.А. Жуковского

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. В чём превосходство царевны над царицей?
  2.  Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты? 
  3. В чём общность и различие «Спящей царевны» В. А. Жуковского и «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина?

Тестирование по творчеству И. А. Крылова. В. А. Жуковского, А. С. Пушкина.

27.

Русская литературная сказка. А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Алёша и Чернушка.

2

Выразительно читать сказки ( в том числе наизусть и по ролям).

Поиск незнакомых слов, работа со словарём, участие в коллективном диалоге, обсуждение иллюстраций к сказкам, презентация и защита собственных иллюстраций.

28.

29.

Внеклассное чтение. Русские литературные сказки XIX века.

1

30.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Исторический контекст. Подвиг русского солдата.

2

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов интернет, выразительное чтение (в том числе наизусть). Поиск незнакомых слов, работа со словарём.

Устные ответы на вопросы, устное иллюстрирование, презентация и защита собственных иллюстраций.

31.

32.

РР. «Бородино». Художественные особенности.

1

33.

Н.В. Гоголь.  Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1

Поиск под руководством учителя сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов интернет, устный рассказ о писателе, выразительное чтение, устные и письменные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев.

Поиск незнакомых слов, работа со словарём, пересказ произведений.

34.

Своеобразие повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»

1

35.

Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь.  «Ночь перед Рождеством». Реальное и фантастическое в повести. Нравственные уроки.

2

36.

37.

Н.А. Некрасов. Стихотворение  «На Волге». Страдания народа в изображении поэта.

1

Поиск под руководством учителя сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов интернет, устный рассказ о поэте, выразительное чтение, в том числе наизусть, устные и письменные ответы на вопросы, работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск незнакомых слов, работа со словарём презентация и защита собственных иллюстраций.

38.

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селениях…». Образ русской крестьянки.

1

39.

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Анализ стихотворения

1

40.

Контрольное тестирование за первое полугодие №1

1

Письменные ответы на вопросы.

Решение тестов с выбором ответа, с развёрнутым  ответом на вопрос.

41.

И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями

1

Поиск под руководством учителя сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов интернет, устный рассказ о писателе, выразительное чтение, в том числе по ролям,

устные и письменные ответы на вопросы.

Поиск незнакомых слов, работа со словарём, презентация и защита собственных иллюстраций.

Создание собственного текста.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?

 Каковы друзья и враги Герасима?

В чём вина и в чём беда барыни'?

 42.

Герасим и его окружение

1

 43.

Герасим и Муму. Счастливый год

1

44.

Смысл финала рассказа

1

45.

 РР. Подготовка к сочинению по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

1

46.

Контрольная работа №3 по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

1

47.

А.А. Фет «Весенний дождь». Картина природы в стихотворении

1

Выразительное чтение стихотворения( в том числе наизусть), устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге.

48.

Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Понятие о сюжете.

1

Поиск под руководством учителя сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов интернет. Выразительное чтение.

Различные виды пересказов.

Нравственная оценка героев рассказа,  составление плана.

49.

 

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

 

2

 50.

51.

Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

1

52.

Контрольная работа №4

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1.Каковы друзья и враги пленного Жилина?

2.Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?

3.Какие мысли Л. Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими? Тестирование по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

53.

А.П. Чехов. Рассказ «Хирургия». Комическое в литературе

1

Поиск под руководством учителя сведений о писателе, устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев рассказа,  составление плана.

54.

Внеклассное чтение. Рассказы Антоши Чехонте 

1

55.

РР. Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе.

Обучение анализу стихотворения.

Конкурс чтецов.

3

Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть), устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге.

Письменный анализ под руководством учителя. Презентация и защита собственных иллюстраций.

Создание собственного текста

56.

57.

58.

Проект№2

«Стихи о Родине,  родной природе в иллюстрациях» 

1

Создание под руководством учителя  электронного альбома.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX века 31 ч.

59.

И.А. Бунин. Рассказ «Косцы». Образ Родины в произведении.

1

Поиск под руководством учителя сведений о писателях,

устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев произведения,  составление плана, различные виды пересказов, выразительное чтение, работа со словарём.

60.

В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе». Город и его обитатели

4

61.

Жизнь среди «серых камней»

62.

Вася и его отец

63.

Смысл финала повести.

64.

РР. Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»  

1

Создание  письменного высказывания о произведении.

65.

Контрольная работа №5 по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1.Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?

2.Каковы отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи?

3.Что помогло Васе и его отцу прийти от вражды к пониманию?

4. Почему у Маруси и Сони два разных детства?

66.

С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Образ Родины в стихотворениях.

2

Выразительное чтение стихотворений, устное рецензирование чтения одноклассников и чтения актёров, устные ответы на вопросы. Презентация и защита собственных иллюстраций.

67.

68.

РР. Выразительное чтение наизусть стихотворений С.А. Есенина.

1

69.

П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Жанр сказа, особенности уральских сказов.

2

Устный рассказ о писателе, выразительное чтение,  устные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев, различные виды пересказов. Работа со словарём. Презентация и защита собственных иллюстраций.

70.

71.

К.Г. Паустовский.  Сказка  «Теплый хлеб». Добро и зло в произведении.

1

Устный рассказ о писателе, выразительное чтение,  устные и письменные  ответы на вопросы, нравственная оценка героев, различные виды пересказов.

Презентация и защита собственных иллюстраций.

72.

К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Идея добра в произведении.

1

73.

С.Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев»

1

Устный рассказ о писателе, выразительное чтение (в том числе по ролям),  устные и письменные  ответы на вопросы, нравственная оценка героев, различные виды пересказов. Составление плана самостоятельного письменного высказывания. Презентация и защита собственных иллюстраций.

74.

Фантастическое и реальное в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

1

75.

Контрольная работа №6

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1. Чем похожи и чем отличаются Падчерица и Королева?

2. Почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло?

3.Чем похожа пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» на народные сказки?

76.

А.П. Платонов. Рассказ  «Никита». Мир детства в произведении.

1

Устный рассказ о писателе, выразительное чтение.

Рецензирование чтения одноклассников.

Участие в коллективном диалоге.

Нравственная оценка героев.

Составление плана и письменная характеристика героев.

Составление письменного ответа на проблемный вопрос. Презентация и защита собственных иллюстраций.

77.

В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Творческая история рассказа.

1

78.

Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

2

79.

80.

Контрольная работа№7

1

1.Какой изображена русская природа в творчестве С. А. Есенина, П. П. Бажова, К. Г. Паустовского, В. П. Астафьева (по одному произведению)?

2.Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение в произведениях К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева (по одному произведению)?

81.

Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

 

1

Краткий рассказ о поэтах и их военной биографии.

Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование чтения одноклассников и чтения стихотворений актёрами.

Участие в коллективном диалоге.

Устный и письменный анализ стихотворений. Презентация и защита собственных иллюстраций.

82.

К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…».

1

83.

РР. Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе

2

Участие в коллективном диалоге.

Устный и письменный анализ стихотворений. Презентация и защита собственных иллюстраций.

84.

85.

И.С. Шмелев «Лето Господне». Ребенок и национальные традиции.

1

Устный рассказ о писателе, выразительное чтение.

Рецензирование чтения одноклассников.

Участие в коллективном диалоге.

86.

И.С. Шмелев «Лето Господне». Особенности повествования.

1

87.

Писатели улыбаются.

 Ю.Ч. Ким «Рыба-кит». Комические образы.

1

Устные рассказы о писателях выразительное чтение произведений

Различные виды пересказов

Участие в коллективном диалоге

Работа со словарём литературоведческих терминов

Устное иллюстрирование

Презентация и защита собственных презентаций

88.

Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон». Литературные параллели.

1

89.

Контрольное тестирование за второе полугодие №2

 1

Письменные ответы на вопросы.

Решение тестов с выбором ответа, с развёрнутым  ответом на вопрос.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13 ч.

90.

Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед». Романтическая баллада.

1

Поиск под руководством учителя сведений о зарубежных  писателях с использованием справочной литературы и ресурсов интернет.

Устные рассказы о писателях.

Выразительное чтение(в том числе наизусть).

Устное рецензирование чтения одноклассников, чтения актёров.

Различные виды пересказов.

Нравственная оценка героев рассказа,  составление плана. Обсуждение и составление  речевой характеристики персонажей произведений.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

91.

Даниель Дефо «Робинзон Крузо». Сюжет романа.

1

92.

Роль труда в судьбе Робинзона.

1

93.

Внеклассное чтение. Жорж Санд «О чем говорят цветы». Философская сказка.

1

94.

Марк  Твен «Приключения Тома Сойера». Том как главный герой.

1

95.

Том Сойер и его друзья.

1

96.

Дж. Лондон «Сказание о Кише». Характер заглавного героя.

1

97.

Х.К. Андерсен «Снежная королева». Сюжет и герои сказки

1

98.

Образ Герды.

1

99.

Нравственные уроки сказки.

1

100.

Проект № 3: «Памятники литературным героям»

1

Создание под руководством учителя  электронного или живописного альбома.

101.

Литературный праздник

1

Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретённых в 5 классе.

Устные и письменные ответы на вопросы.

Отчёт о выполнении индивидуальных проектов.

102.

Итоги года

1

Согласовано на методическом объединении

учителей гуманитарного цикла

Руководитель МО_______________ Бобылева Е.С.

«29» августа 2018г.                                              

Согласовано:        

Зам.  директора по УМР                                                      

______________ Марковская Н.С.                                    

«29» августа 2018г.                                              



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ  АВТОНОМНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г.РУЗЫ»

143103, Московская область, г. Руза, ул. Волоколамское шоссе, д.4

Тел. 8(496)27 23006, Е-mail: ruzaschoool3@mail.ru

                                                                         Утверждено:

                                                      И.о. директора

МАОО «СОШ №3 г. Рузы»

                                     _______________ Хабун С.Н.

                                                      Приказ №______от «29» августа 2018г.

Рабочая программа

литература

(базовый курс)

6 б, в классы

Составители:

Бокша М.В.,

учитель без категории

Руза, 2018

Планируемые результаты изучения предмета «Литература»

6 класс:

Ученик научится:

- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей

русского народа.

- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.

- Оценивать свои и чужие поступки.

- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться:

- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии

интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства

окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Регулятивные универсальные учебные действия

6 класс

Ученик научится:

- Планированию пути достижения цели.

- Установлению целевых приоритетов.

- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать условия выполнения учебной задачи.

-  Выделять альтернативные способы достижения цели.

- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия

6 класс

Ученик научится:

- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

- Аргументировать свою точку зрения.

- Задавать вопросы.

- Осуществлять контроль.

- Составлять план текста.

Ученик получит возможность научиться:

- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной  деятельности.

- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные универсальные учебные действия

6 класс

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в  учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных  признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества  групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной  задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Предметные результаты обучения

Устное народное творчество

6 класс

Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного  творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;

Ученик получит возможность научиться:

- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой  выбор;

- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;

- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

6 класс

Ученик научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой  анализ;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание  автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

Ученик получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение. 1 ч.

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. 3 ч.

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 2 ч.

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. 4 ч.

Русские басни

Иван Иванович Дмитриев. 1 ч. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

Иван Андреевич Крылов – 2 ч. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

К.Р. 1 ч.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.  50 ч.

Александр Сергеевич Пушкин (17 ч.) Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.

«Узник». 1 ч. Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.

«Зимнее утро». 1 ч. Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». 1 ч. Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

Двусложные размеры стиха. 1 ч.

«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.

«Барышня-крестьянка». 2 ч. Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)

К.Р. 1 ч.

«Дубровский». 9 ч. Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

К.Р. 1 ч.

Михаил Юрьевич Лермонтов – 3 ч. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

К.Р. 1 ч.

Иван Сергеевич Тургенев – 4 ч. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.

Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

Проект (составление альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян»). 1 ч.

Фёдор Иванович Тютчев – 3 ч. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.

Афанасий Афанасьевич Фет – 2 ч. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

К.Р. 1 ч.

Николай Алексеевич Некрасов – 3 ч. Краткий рассказ о жизни поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог.

Строфа (начальные представления). 1 ч.

Николай Семёнович Лесков – 5 ч. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

К.Р. 1 ч.

Антон Павлович Чехов – 4 ч. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века – 3 ч.

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

К.Р. 1 ч.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.  32 ч.

Александр Иванович Куприн – 1 ч. Рассказ «Чудесный доктор». Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Александр Степанович Грин – 3 ч. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Андрей Платонович Платонов – 2 ч. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

Михаил Михайлович Пришвин – 4 ч. Сказка-быль «Кладовая солнца». Образы главных  героев. Тема служения людям.

К.Р. 1 ч.

Родная природа в русской поэзии XX века – 5 ч.

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова, Н.М. Рубцов «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

К.Р. 1 ч.

Виктор Петрович Астафьев – 3 ч. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Валентин Григорьевич Распутин – 3 ч. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.

К.Р. 1 ч.

Василий Макарович Шукшин – 2 ч. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.

Произведения о Великой Отечественной войне – 2 ч.

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.

Своеобразие поэзии  Г. Тукая и К. Кулиева. 1 ч.

Габдулла Тукай.

Стихотворения «Родная деревня», «Книга».

Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Фазиль Искандер – 2 ч. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.

К.Р. 1 ч.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 10 ч.

Мифы народов мира. 2 ч.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид ».

Геродот. «Легенда об Арионе». 1 ч. 

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. 1 ч.

 Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.  Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель де Сервантес Сааведра. 1 ч. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер. 1 ч. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме. 2 ч. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. 1 ч. Рассказ о писателе.

 «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Итоговый контроль по результатам изучения курса. 1 ч.

Тематическое планирование

Количество часов в год - 102, количество часов в неделю - 3.

Тема

Количество часов

Введение

1

Устное народное творчество

3

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

   4

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

   50

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

   32

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

   10

    Общее количество часов

  102

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел, тема

Кол-во

часов

Виды деятельности

Дата

Планируемая

Скорректированная

1

2

3

4

5

6

Тема раздела

1.

Введение. Писатели – создатели, хранители и любители книги.

1

Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока.

Устное народное творчество 3 ч.

2.

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

1

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка способа действия при решении задач.

3.

Пословицы,  поговорки как малый жанр фольклора.

1

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

4.

Контрольная работа №1 по теме УНТ.

1

Контроль

Древнерусская литература 2 ч.

5.

«Повесть временных лет».

1

Построение речевых высказываний в устной и письменной формах.

6.

«Сказание о белгородском киселе».

1

Комментированное и аналитическое чтение.

Из литературы XVIII века 4 ч.

7.

И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории.

1

Работа в малых группах. Анализ текста. Работа  с терминологией.

8.

И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик».

1

Комментированное чтение и анализ текста.

9.

И. А. Крылов. «Осел и Соловей».

1

Выразительное чтение наизусть.

10.

Контрольная работа №2 по теме «Басни»

1

Контроль.

Из литературы XIX века 50 ч.

11.

А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник»

1

Анализ текста.

12.

Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро».

1

Выразительное чтение и анализ текста.

13.

А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину».

1

Выразительное чтение и анализ текста.

14.

Двусложные размеры стиха.

1

Работа по определению стихотворного размера.

15.

А. С. Пушкин.

«Барышня-крестьянка»

1

Творческое чтение.

16.

Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка».

1

Анализ текста. Создание устного и письменного высказывания.

17.

Контрольная работа по лирике А.С. Пушкина и  повести «Барышня-крестьянка».

1

Контроль

18.

Анализ к/р. Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

1

Работа с историко-литературным комментарием.

19.

Два помещика (Дубровский и Троекуров) в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

1

Сопоставительный анализ. Работа с литературным портретом.

20.

Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

1

Проблемно ориентированный анализ текста.

21.

Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский». Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

1

Комментированное чтение.

22.

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

1

Творческое чтение.

23.

Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

1

Создание устного и письменного высказывания.

24.

Авторское отношение к героям повести «Дубровский».

1

Историко-литературный комментарий и проблемно ориентированный анализ.

25.

Понятие жанра романа. Сюжет и фабула.

1

Работа с литературоведческими понятиями.

26.

Обобщение по теме «Дубровский».

1

Работа в группах.

27.

РР. Контрольная работа №4 по повести А. С. Пушкина «Дубровский».

1

Сочинение.

28.

Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю. Лермонтова  «Тучи».

1

Анализ поэтического текста. Историко-литературный комментарий.

29.

Образ лирического героя в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…», «Утес».

1

Работа с литературоведческими понятиями.

30.

Особенности поэтической притчи «Три пальмы».

1

Анализ и выразительное чтение текста.

31.

Контрольная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова.

1

Контроль.

32.

Анализ к/р. И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя.

1

Историко-литературный комментарий.

33.

Портреты и рассказы мальчиков в рассказе                        И. С. Тургенева  «Бежин луг».

1

Работа с литературным портретом. Сопоставительный анализ.

34.

Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С.

Тургенева «Бежин луг».

1

Комментированное чтение. Работа в группах.

35.

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

1

Создание устного и письменного высказывания.

36.

Проект «Составление  альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»).  

1

Самостоятельная работа учащихся с литературными и живописными источниками.

37.

Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя. Образ природы в стихотворении Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...»

1

Выразительное чтение и анализ текста.

38.

Философские раздумья поэта о человеке и природе в стихотворении «Листья».  

1

Выразительное чтение и анализ текста.

39.

Всеобщие законы природы в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...».

1

Выразительное чтение и анализ текста.

40.

Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»

1

Выразительное чтение и анализ текста.

41.

Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета

1

Выразительное чтение и анализ текста.

42.

Диагностическая работа за первое полугодие.

1

Контроль.

43.

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.

1

Историко-литературный комментарий. Выразительное чтение текста.

44.

Народ–созидатель, мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

1

Творческое чтение.

45.

Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

1

Литературоведческий анализ текста.

46.

Трехсложные размеры стиха.

1

Определение стихотворного размера.

47.

Н.С. Лесков. Литературный портер писателя. Жанр сказа.

1

Биографический комментарий. Работа с терминами.

48.

Сюжет и герои сказа «Левша».

1

Комментированное чтение.

49.

Средства создания комического в сказе.

1

Анализ текста.

50.

Образ главного героя и образ русского народа.

1

Проблемно ориентированный анализ текста.

51.

Своеобразие языка сказа Лескова.

1

Работа в группах.

52.

Контрольная работа №7 по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.

1

Контроль.

53.

А.П. Чехов. Литературный портер писателя.  Жанр юмористического рассказа.

1

Биографический комментарий. Работа с терминами.

54.

Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий» как средство создания комической ситуации.

1

Комментированное чтение.

55.

Обличительное содержание рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника».  

1

Анализ текста.

56.

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы А.П. Чехова («Лошадиная фамилия», «Пересолил» и др.)

1

Работа в группах.

57.

 Я. Полонский  «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»

1

Выразительное чтение и анализ текста.

58.

Е.А. Баратынский. «Весна, весна!

Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...»..  

1

Выразительное чтение и анализ текста.

59.

 А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

1

Выразительное чтение и анализ текста.

60.

Контрольная работа №8 по стихотворениям поэтов 19 века

1

Выразительное чтение и анализ текста.

Из литературы ХХ века 32 ч.

61.

Художественное своеобразие рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор».

1

Аналитическое чтение.

62.

Сюжет и герои феерии А.Грина «Алые паруса»

1

Работа с теоретическими понятиями.

63.

Столкновение мечты и реальности в феерии А. Грина «Алые паруса».

1

Сопоставительный анализ текста.

64.

«Делать чудеса своими руками» (по феерии А. Грина «Алые паруса»).

1

Работа в группах.

65.

А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. Жанр сказки-были.

1

Биографический комментарий и работа с теоретическими понятиями.

66.

Нравственная красота героев А.П.Платонов «Неизвестный цветок».

1

Творческое чтение.

67.

 М.М.Пришвин. Художественное место и время в сказке-были  «Кладовая солнца».

1

Историко-литературный комментарий.

68.

Главные герои сказки-были «Кладовая солнца».

1

Сопоставительный анализ.

69.

Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

1

Творческий анализ текста.

70.

Смысл названия сказки-были «Кладовая солнца».

1

Работа в группах.

71.

Контрольная работа № 9 по творчеству А.П. Платонова и М.М. Пришвина.

1

Сочинение.

72.

Мир природы в стихотворении А. Блока «Летний вечер».

1

Выразительное чтение и анализ текста.

73.

Образ стихии в стихотворении А. Блока «О, как безумно за окном…»

1

Выразительное чтение и анализ текста.

74.

Родная природа в стихотворениях С. А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

1

Выразительное чтение и анализ текста.

75.

Тема обновления человека в стихотворении А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…»

1

Выразительное чтение и анализ текста.

76.

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние»,                 «В горнице».

1

Выразительное чтение и анализ текста.

77.

Контрольная работа №10 по стихотворениям о природе поэтов XX века.

1

Контроль.

78.

Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе   В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

Историко-литературный комментарий.

79.

Яркость и самобытность героев рассказа.

1

Сопоставительный анализ.

80.

Нравственные уроки рассказа «Конь с розовой гривой».

1

Проблемно ориентированный анализ текста.

81.

Отражение трудностей послевоенного времени в повести

В.Г. Распутина «Уроки французского»

1

Историко-литературный комментарий.

82.

Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика.

1

Анализ текста.

83.

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

1

Проблемно ориентированный анализ текста.

84.

Контрольная работа № 11 по творчеству В.П. Астафьева и В.Г. Распутина.

1

Сочинение.

85.

Особенности героев-«чудиков» в рассказе В. М. Шукшина «Чудик».  

1

Комментированное чтение текста.

86.

Смешное и грустное в рассказе В.М. Шукшина «Критики».

1

Комментированное чтение текста.

87.

Образ всенародной беды в стихотворении К. М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

1

Выразительное чтение и анализ текста.

88.

Образ военного поколения в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые».

1

Выразительное чтение и анализ текста.

89.

Своеобразие поэзии Г. Тукая и К. Кулиева.

1

Выразительное чтение и анализ текста.

90.

Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе                    Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

1

Комментированное чтение.

91.

Герой-повествователь  в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

1

Работа над литературным портретом.

92.

Итоговая диагностическая работа за курс русской литературы 6 класса.

1

Контроль.

Из зарубежной литературы 10 ч.

93.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

1

Работа с терминами.

94.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид».

1

Комментированное чтение.

95.

Геродот. «Легенда об Арионе».

1

Сопоставительный анализ жанров.

96.

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

1

Литературная игра.

97.

М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Всемирное значение произведения.

1

Создание устного высказывания.

98.

Своеобразие романтической баллады Ф. Шиллера «Перчатка».

1

Выразительное чтение и сопоставительный анализ текста.

99.

П. Мериме «Маттео Фальконе». Понятие жанра новеллы.

1

Работа с литературоведческими понятиями.

100.

Смысл финала новеллы П. Мериме «Маттео Фальконе».

1

Анализ текста.

101.

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

1

Работа с литературоведческими понятиями.

102.

Итоговый урок.

1

Подведение итогов года. Обсуждение списка летнего чтения.

Согласовано на методическом объединении

учителей гуманитарного цикла

Руководитель МО_______________ Бобылева Е.С.

«29» августа 2018г.                                              

Согласовано:        

Зам.  директора по УМР                                                      

______________ Марковская Н.С.                                    

«29» августа 2018г.                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку в 11в классе 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по английскому языку для 11в класса на 2018-2019 учебный год на базе УМК "Звездный английский"...

Рабочая программа по литературе для учащихся 8б класса 2018/2019

Рабочая программа по литературе для 8 классов...